ПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК КОМПОНЕНТ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК КОМПОНЕНТ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Гарань Д.Н. 1
1МБОУ Весёловская СОШ №1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Содержание

Стр.

Введение……………………………………………………………………………1-4

I. Роль питания в состоянии здоровья организма……………………...............4-12

  1. Современные проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни школьников……………………………………………………………5

  2. Рациональное питание……………………………………………………...6-7

  3. Питательные вещества и пищевые продукты………………………….…7-8

  4. Режим питания и основные требования к пищевому рациону………..10-11

  5. Сбалансированное питание……………………………………………...11-12

II. Материалы и методы исследования………………………………………...13-19

  1. Подсчет калорийности..………………………………………………….13-14

  2. Проверка продуктов питания школьной столовой…………………….14-19

  1. Молоко……………………………………………………………..14-16

  2. Мясо………………………………………………………………..16-17

  3. Сок………………………………………………………………….17-18

  4. Овощи...……………………………………………………………18-19

  5. Сладости и снеки из буфета………………………………………….19

III. Питание подростков как фактор образа жизни.………………………..…20-21

  1. Анкетирование……………………………………………………………….20

  2. Выводы……………………………………………………………………….21

Заключение………………………………………………………………………….22

Литература……………………………………………………………………....23-24

Приложения……………………………………………………………………..25-46

ВВЕДЕНИЕ

Формирование основ здорового образа жизни с малых лет, бережное отношение к своему здоровью на протяжении всей жизни является основой существования человека. Только здоровый человек может плодотворно трудиться и приносить пользу обществу.

Проблема здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы. Ведущими задачами школы в настоящее время являются: развитие интеллекта, формирование нравственных чувств, а также забота о здоровье детей. Школа в своей деятельности исходит из необходимости творческого развития личности, содействует становлению, развитию интеллектуальных, психофизических способностей, социальному самоопределению. Все это возможно только при наличии здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении.

В свою очередь, здоровьесберегающей среда – результат усилий по сохранению и укреплению здоровья школьников, с одной стороны, и целенаправленному формированию культуры здоровья всех участников образовательного процесса – с другой. Центральное место в культуре здоровья занимают знания, умения, навыки сохранения и укрепления здоровья, организации здорового образа жизни. Однако с каждым годом объем преподаваемых знаний увеличивается, а нормам и навыкам здорового образа жизни в школах по-прежнему уделяется мало внимания.

Очевидно, что в сложной системе факторов, влияющих на состояние здоровья, существенную роль играет стиль жизни современных школьников. Период юношества – это период значительного изменения физических, психических и социальных аспектов поведения, образа жизни. Одним из факторов здорового образа жизни является организация рационального питания. Недостатки в привычном питании школьников, по своей сути, отражают ослабляющее влияние семьи и возрастающее воздействие сверстников на выбор продуктов питания. Анализ показателей формирования привычек в питании школьников связан с учетом родительского контроля и копированием стереотипов молодежного поведения.1

Местом исследования является школьная столовая МБОУ ВСОШ №1

Цель работы: изучить влияния питания, как компонента формирования здорового образа жизни, на состояние здоровья учащихся общеобразовательной школы.

Для этого решались следующие задачи:

1. Изучить состояние проблемы рационального питания школьников по литературным источникам.

2. Определить роль питания как компонента здорового образа жизни современных школьников среднего возраста.

3. Сформулировать эмпирические критерии рационального питания школьников.

4. Изучить условия рационального питания учащихся МБОУ Веселовская СОШ №1 в школьной столовой и отношение школьников к качеству питания.

5.Исследовать продукты питания школьной столовой.

Предмет исследования:

Методы исследования: изучение соответствующего заданной теме теоретического материала, практическое исследование продуктов питания на предмет наличия нежелательных веществ, расчет и составление рационального меню для школьников, анкетирование учащихся.

Гипотеза: так какв настоящее время большая часть обучающихся в МБОУ Веселовская СОШ №1 не придерживается рационального питания, не получая достаточного количества питательных веществ вместе с пищей, то тем самым снижают свою способность к обучению и провоцируют развитие многих болезней.

Актуальность: Проблема здорового питания – одна из самых актуальных в наши дни. Наше физическое здоровье, состояние иммунитета, долголетие, психическая гармония — все это напрямую связано с проблемой здорового питания человека. Рациональное питание, как основополагающий элемент здорового образа жизни, играет очень важную роль в формировании растущего организма школьника. К сожалению, практика показывает, что далеко не все учащиеся соблюдают правила рационального питания. В свою очередь не соблюдение норм питания влечет за собой последствия в виде заболеваний пищеварительной и сердечно-сосудистой систем.

Таким образом, изучение особенностей питания современных школьников и их отношения к основам здорового образа жизни и рациональному питанию как неотъемлемому слагаемому его формирования является актуальным, так как содержит важную информацию для работников общеобразовательных учебных заведений, родителей и учителей.

I. Роль питания в состоянии здоровья организма

1.Современные проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни школьников

Вот уже на протяжении целого десятилетия в нашей стране складывается тревожное положение с состоянием здоровья детей и подростков. По данным научно-исследовательского института гигиены детей и подростков министерства здравоохранения РФ на период с 1996 по 1999 год 43% учащихся страдали различными хроническими заболеваниями; 63% – имели нарушения осанки; 18% старшеклассников – повышенное давление. Эти цифры с каждым годом растут. Об этом свидетельствует постоянно сокращающийся набор в вооруженные силы России призывников в связи с состоянием здоровья. Как отмечают последние исследования, около 30% детей школьного возраста составляют группу риска. У них после 18 лет начинают проявляться такие заболевания как диабет, гипертония, атеросклероз.

Состояние же здоровья людей зависит от многих факторов, среди которых большое значение принадлежит образу жизни: 50 – 52% здоровья определяется здоровым образом жизни (ЗОЖ) и только 10 – 15% зависит от здравоохранения 2

В настоящее время в практику работы школы широко внедряются различные образовательные и оздоровительные программы, способствующие формированию валеологической грамотности, организации ЗОЖ, укреплению здоровья учащихся в сфере, как общеобразовательной учебной деятельности, так и физической культуры и воспитательной работы, ориентированной на ЗОЖ.

Именно учет данных взаимовлияний, наследственных и средовых факторов, индивидуальных особенностей развития человека должен лежать в основе обучения и формирования ЗОЖ.

2.Рациональное питание

Питание человека – один из факторов внешней среды, существенно влияющий на его здоровье, работоспособность и продолжительность жизни. Физиологически полноценное питание здорового человека, удовлетворяющее энергетические, пластические и другие потребности организма, обеспечивающее при этом необходимый уровень обмена веществ и энергии, называется рациональным питанием.3

Рациональное питание – важнейшее непременное условие профилактики не только болезней обмена веществ, но и многих других. Для нормального роста, развития и поддержания жизнедеятельности организму необходимы белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные соли в нужном ему количестве .4

Нерациональное питание является одной из главных причин возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний органов пищеварения, болезней, связанных с нарушением обмена веществ5.

Большой выбор пищевых продуктов и различные их комбинации с учетом особенностей кулинарной обработки позволяют организовать питание здорового и больного человека с учетом максимальной его сбалансированности, профилактической направленности и лечебного воздействия.

Организм человека подчиняется законам термодинамики. В соответствии с ними сформулируем первый принцип рационального питания: его энергетическая ценность должна соответствовать энергетическим затратам организма. К сожалению, на практике этот принцип часто нарушается. В связи с избыточным потреблением энергоемких продуктов (хлеб, картофель, животные жиры, сахар и др.) энергетическая ценность суточных рационов часто превышает энергетические затраты. С увеличением возраста происходит накопление избыточной массы тела и развитие ожирения, ускоряющее появление многих хронических дегенеративных заболеваний.

Второй принцип рационального питания – соответствие химического состава пищевых веществ физиологическим потребностям организма. Ежедневно в определенном количестве и соотношении в организм должно поступать около 70 ингредиентов, многие из которых не синтезируются в организме и поэтому являются жизненно необходимыми. Оптимальное снабжение организма этими пищевыми веществами возможно только при разнообразном питании. Максимальное разнообразие питания определяет третий принцип рационального питания.

Наконец, соблюдение оптимального режима питания определяет четвертый принцип рационального питания. Под режимом питания подразумевается регулярность, кратность и чередование приемов пищи. Режим питания, также как и потребность в пищевых веществах и энергии, варьирует в зависимости от возраста, физической активности. Соблюдение указанных основных принципов рационального питания делает его полноценным.6

Чтобы питание было рациональным, в пищевой рацион должны быть обязательно включены мясо, рыба, молочные продукты (основные источники белков и жиров), а также овощи, фрукты – источники углеводов, минеральных веществ, витаминов. Молоко – наиболее "универсальный" продукт в пищевом рационе: оно содержит, притом в пропорциях, близких к оптимальным, и в хорошо усвояемой форме, углеводы, белки и жиры .7

3.Питательные вещества и пищевые продукты

Освоение школьных программ требует от учащихся высокой умственной активности. Маленький человек, приобщающийся к общей системе знаний, не только выполняет тяжелый труд, но также и растет, развивается, и для всего этого он должен получать полноценное питание, удовлетворяющее метаболические потребности его организма .8Ежедневно школьник должен получать 75-90 г белка, из них 40-55 г животного происхождения.

В рационе ребенка школьного возраста обязательно должны присутствовать следующие продукты:

  • молоко или кисломолочные напитки;

  • творог;

  • сыр;

  • рыба;

  • мясные продукты;

  • яйца.

Достаточное количество жиров также необходимо включать в суточный рацион школьника.

Необходимые жиры содержатся не только в привычных для нас «жирных» продуктах – масле, сметане, сале и т.д. Мясо, молоко и рыба – источники скрытых жиров. Животные жиры усваиваются хуже растительных и не содержат важные для организма жирные кислоты и жирорастворимые витамины.

Норма потребления жиров для школьников - 80-90 г в сутки, 30% суточного рациона.

Ежедневно ребенок школьного возраста должен получать:

  • сливочное масло ;

  • растительное масло ;

  • сметану .

Углеводы необходимы для пополнения энергетических запасов организма. Наиболее полезны сложные углеводы, содержащие не перевариваемые пищевые волокна.

Суточная норма углеводов в рационе школьника – 300-400 г, из них на долю простых должно приходиться не более 100 г .9

Необходимые продукты в меню школьника:

  • хлеб или вафельный хлеб;

  • крупы;

  • картофель;

  • мед;

  • сухофрукты;

  • сахар.

Продукты, содержащие основные необходимые витамины и минеральные вещества, обязательно должны присутствовать в рационе школьника для правильного функционирования и развития детского организма. В рационе школьника также обязательно должны присутствовать продукты, содержащие необходимые для жизнедеятельности минеральные соли и микроэлементы: йод, железо, фтор, кобальт, селен, медь и другие.10

Особым вопросом в питании школьников является применение при приготовлении пищи так называемых пищевых добавок, к которым обычно относят консерванты (противомикробные агенты), антиоксиданты (противоокислители), смесители, стабилизаторы и красители. Эти вещества добавляются в пищу, чтобы придать ей необходимую консистенцию, вкус и запах. Но они никогда не употребляются отдельно и не являются составной частью пищи. Многие из применяемых в настоящее время пищевых добавок, такие, как соль, уксус, желатин, перец, используются на протяжении многих веков, они всем известны, и их безвредность при приготовлении пищи ни у кого не вызывает сомнений. В то же время многие из пищевых добавок, которые стали применяться лишь в последнее время в связи с развитием промышленных технологий приготовления пищи, часто вызывают определенные возражения из-за опасности возникновения болезненных и аллергических реакций на пищу у детей. 11

Это следует иметь в виду при организации питания учащихся в наших школах. Добиться кардинальных изменений к лучшему в этой сфере можно только на пути промышленного приготовления стандартизированных школьных завтраков, а также специальных продуктов и напитков, которые соответствовали бы требованиям современной науки о питании человека.

4. Режим питания и основные требования к пищевому рациону

Режим питания включает время и количество приемов пищи, интервалы между ними, распределение суточного пищевого рациона по энергоценности, качественному составу, набору продуктов и массе по приемам пищи. Режим питания детей школьного возраста предусматривает четырехразовый прием пищи через 3,5 – 4 часа с распределением ее энергоценности и с учетом учебных занятий в первую и вторую смену.12

В основу режима питания должны быть положены четыре основных принципа: постоянство приемов пищи по часам суток, дробность питания в течение суток (исследования показали, что здоровому человеку рекомендуется трех- или четырехразовое питание), максимальное соблюдение сбалансированности пищевых веществ при каждом приеме пищи и правильное физиологическое распределение количества пищи по ее приемам в течение дня. Наиболее полезен такой режим, когда на завтрак приходится около трети общего количества суточного рациона, на обед - несколько более трети и на ужин - менее трети. Важно, чтобы время между завтраком и обедом, а также между обедом и ужином составляло 5-6 часов. После ужина до начала сна должно пройти 3-4 часа.

Основные требования к пищевому рациону:

- энергетическая ценность рациона должна компенсировать энергозатраты организма, а в раннем онтогенезе – обеспечивать процессы роста и развития;

- оптимальное количество сбалансированных между собой пищевых и биологически активных веществ;

- хорошая усвояемость пищи, зависящая от состава и способа ее приготовления;

- высокие органолептические свойства пищи (внешний вид, вкус, запах, цвет, температура);

- разнообразие пищи;

- способность пищи создавать чувство насыщения за счет объема, состава и кулинарной обработки;

- санитарно-эпидемическая безупречность и безвредность пищи (Яценко, Воеводская, 2003).

Калорийность рациона школьника должна быть следующей:

  • 7-10 лет – 2400 ккал

  • 11-13 лет – 2400 -2600 ккал

  • 14-17лет – 2600-3000ккал

если ребенок занимается спортом, он должен получать на 300-500 ккал больше.

5. Сбалансированное питание

Сбалансированное питание – это определенное соотношение в рационе всех компонентов питания.

Питание школьника должно быть сбалансированным. Для здоровья детей важнейшее значение имеет правильное соотношение питательных веществ. В меню школьника обязательно должны входить продукты, содержащие не только белки, жиры и углеводы, но и незаменимые аминокислоты, витамины, некоторые жирные кислоты, минералы и микроэлементы. Эти компоненты самостоятельно не синтезируются в организме, но необходимы для полноценного развития детского организма. Соотношение между белками, жирами и углеводами должно быть 1:1:4 .13

Однообразное питание, исключение на длительный срок отдельных групп пищевых продуктов нарушают сбалансированность пищевых компонентов, понижают усвояемость и синтез веществ .

Суточный набор продуктов школьников представлен в Приложении 1.

II. Материалы и методы исследования

1.Подсчет калорийности.

Используя стандартные таблицы по расчету калорийности блюд и суточной потребности подросткового организма14 в тех или иных питательных веществах, мы изучили меню нашей школьной столовой и составили различные комбинации продуктов, которые учащиеся употребляют на обед, так как подавляющее большинство питающихся приходит именно на обед, и получили следующие результаты:

15

Два дня на выбор (ими оказались вторник и четверг) мы обследовали количество содержащихся в пище белков, жиров и углеводов, используя данные таблиц, предоставленные источником .

Получили следующие результаты:

16

Дневная норма для подростков в возрасте от14 до17 лет составляет:

Белков – 100-120 г

Углеводов – 450 -500 г

Жиров – 90-110 г

Во время обеда ребенок должен получить не менее 40 г белков (в том числе половина из них должна быть животного происхождения), углеводов не менее 160 г и жиров около 35 г

По нашим подсчетам получилось, что белками пища обеспечена значительно ниже нормы, причем, и в первом и во втором случае на долю белков животного происхождения приходится 9,35 г и 6,2 г соответственно. Меньше нормы содержится в пище и жиров (11 г и 31,2 г). Количество углеводов соответствует норме только в четверг (168,7 г).

Обед должен составлять 30 – 35% суточной энергетической ценности.

Анализируя полученные результаты, мы видим, что средняя калорийность школьного обеда соответствует нижней границе нормы. Однако калорийность его достигается, в основном, за счет введения в обеденное меню мучных изделий и гречневой крупы. Очень маленький процент приходится на мясные блюда и совершенно отсутствуют свежие овощи и фрукты .Поэтому, считать его рациональным и полноценным для растущего организма подростка, можно с большим трудом.

2.Проверка продуктов питания школьной столовой.

Для того, чтобы проверить продукты питания школьной столовой, мне было дано разрешение на взятие и изучение образцов продукции, поставляемой комбинатом питания17.

1)Молоко

Определение соды в молоке.

Приборы и реактивы:пробирка с пробкой, раствор бромтимолового синего, исследуемый образец сырого молока и молоко, используемое для гречневой молочной каши, приготовленной на завтрак.

Пояснение к заданию. Соду добавляют в молоко для того, чтобы скрыть его повышенную кислотность. Нейтрализуя молочную кислоту, сода не задерживает развитие гнилостных микроорганизмов и способствует разрушению витамина С. Такое молоко не пригодно для употребления в пищу.

Ход работы.18

1. В сухую или ополоснутую водой пробирку налили 5мл молока.

2. Осторожно по стенке добавили 7-8 капель раствора бромтимолового синего.

3. Наблюдали за изменением окраски кольца на границе слоев (в течение 10минут). Желтая окраска свидетельствует об отсутствии в молоке соды, зеленая окраска различных цветов (желто-зеленая, темно-зеленая, сине-зеленая) – о наличии следов соды (даже незначительном).

Результат.

Молоко приобрело желтоватый оттенок ,что говорит об отсутствие соды.

Определение крахмала в молоке.

Приборы и реактивы: пробирка, спиртовка, ручной держатель, образец исследуемого молока, раствор Люголя.

Пояснения к заданию. Крахмал или муку добавляют в молоко, чтобы придать ему более густую консистенцию после разбавления водой.

Ход работы.19

1.В пробирку налили 5-10мл молока и довели до кипения.

2.После охлаждения в молоко наливали 1мл раствора Люголя. Появление синей окраски указывает на присутствие крахмала.

Результат.

Синие окрашивание отсутствует, поэтому можно предположить, что в изучаемом образце молока крахмал отсутствует.

Определение перекиси водорода.

Приборы и реактивы: пробирка, пипетка, исследуемый образец молока,

крахмальный раствор йодида калия, серная кислота.

Пояснение к заданию. Определение основано на взаимодействии водорода с йодидом калия, в результате которого выделяется йод, дающий синее окрашивание.

Ход работы.20

  1. В пробирку налили 1мл молока.

  2. Добавили две капли серной кислоты и 10 капель(0,2мл) крахмального раствора йодида калия.

  3. Через 10 минут оценили окрашивание раствора. Появление синего окрашивания свидетельствует о присутствии в молоке перекиси водорода.

Результат.

В молоке отсутствует перекись водорода.

2)Определение качества мяса.

Приборы и реактивы: по 20 г куриного и свиного филе, дистиллированная вода, 5% раствор сульфата меди(II), коническая колба, штатив, пробирка, стакан с холодной водой, стеклянная воронка.

Пояснения к заданию. Если мясо свежее, то бульон остается прозрачным или слегка мутнеет. При использовании мяса сомнительной свежести в бульоне появляются хлопья, а при испорченном мясе в пробирке выпадает желеобразный осадок сине-голубого или зеленоватого цвета.

Ход работы.21

1. 20 г филе помещаем в коническую колбу и заливаем 60 мл дистиллированной воды, тщательно перемешиваем, горлышко колбы накрываем часовым стеклом.

2. Ставим на 10 минут в кипящую водяную баню.

3 .Горячий бульон фильтруем через марлю в пробирку, помещенную в стакан с холодной водой.

4.Отливаем 2 мл фильтрата в чистую пробирку и добавляем 3 мл 5% раствора CuSO4.. Пробирку хорошо встряхиваем несколько раз, затем закрепляем её в штативе. Через пять минут отмечаем результат реакции.

Результат.

В обоих случаях бульон был кристально чист и не содержал хлопьев. Желеобразного осадка в обоих образцах не наблюдалось.

3)Определение содержания витамина С в апельсиновом соке марки «Дивный сад» и брусничном соке из 3-х литрового баллона .

Приборы и реактивы: химический стакан ёмкостью 50 мл, образец сока, крахмальный клейстер, спиртовой раствор йода.

Пояснения к заданию. Молекулы аскорбиновой кислоты легко окисляются йодом. Как только йод окислит всю аскорбиновую кислоту, следующая его капля прореагирует с крахмалом, что окрасит раствор в синий цвет.

Ход работы.22

  1.  
    1. В стакан налил 2 мл сока и 10 мл дистиллированной воды.

    2. Добавил ½ чайной ложки крахмального клейстера. Всё перемешал.

    3. По каплям добавлял спиртовой раствор йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего 10-15 секунд.

15-20 капель раствора йода до появления устойчивого синего окрашивания соответствуют содержанию 9 мг витамина С в 100 мл раствора.

Результат.

В нашем опыте для получения устойчивого синего окрашивания потребовалось 32 капли йода, что приблизительно соответствует 14,5 мг витамина С на 100 мл сока и является достаточно хорошим показателем.

4)Определение нитратов в овощах.

Приборы и реактивы: нитрат-тестер, образцы продукции: лук репчатый ,капуста, картофель свекла, морковь.

Пояснения к заданию. При выращивание сельскохозяйственных культур могут использоваться нитрат удобрения такие как :калиевая селитра(KNO3),натриевая селитра(NaNO3),магниевая селитра(Mg(NO3)2) и другие вещества, содержащее нитрат группу. Нитраты снижают содержание витаминов в пище, которые входят в состав многих ферментов, стимулируют действие гормонов, а через них влияют на все виды обмена веществ.

При длительном поступлении нитратов в организм человека (пусть даже в незначительных дозах) уменьшается количество йода, что приводит к увеличению щитовидной железы.

Ход работы:23

1.С помощью нитрат-тестера проверяем каждый из образцов продукции.

2.Полученныйе данные заносим в таблицу.

Результат.24

Вывод: В изучаемых образцах продукции содержание нитрат – анионов не установлено, что свидетельствует об экологической частоте продуктов.

5)Изучение состава различных сладостей и снеков в школьном буфете.

Пояснения к заданию. Наблюдая за питанием учащихся в школьной столовой, я пришел к выводу, что многие ученики не ограничивают себя лишь первыми и вторыми блюдами, но и активно покупают все различные сладости и снеки. По моим подсчетам основная часть покупаемой продукции приходится на классы среднего и младшего звена. В связи с этим я решил изучить состав самых популярных продуктов в школьном буфете25 и сравнить их составляющие с запрещенными и вредными добавками.26

Результат: При изучении состава снеков и сладостей27 были обнаружены и классифицированы следующие вредные добавки E класса:

28

III. Питание подростков как фактор образа жизни

Для изучения соответствия пищевого рациона нормам рационального сбалансированного питания было проанализировано меню и калькуляция одного дня по нашему случайному выбору. Определена энергетическая ценность пищевого рациона, его сбалансированность, а также способы приготовления блюд для учащихся МБОУ ВСОШ №1

Соотношение белков, жиров и углеводов (таблица 3) определяли, исходя из литературных данных. Анализ данных показывает, что соотношение белков, жиров, углеводов в пищевом рационе учащихся МБОУ Веселовская СОШ №1 составляет в округлении до целого 116: 94: 420 (1,03: 1: 4,4), что примерно соответствует 1: 1: 4 и, следовательно, отвечает нормам сбалансированного питания.

Изучение способов приготовления пищи показало, что не допускается использование гидрогенизированных жиров, пережарка в первые блюда, используется чаще приготовление отварных, тушеных и запеченных блюд, котлеты готовятся под крышкой в соусе или на пару.

Анкетирование.

Изучение отношения учащихся к питанию в школьной столовой показало, что 100% воспитанников удовлетворены качеством питания и считают его приемлемым – 35%, вкусным – 60% и даже очень вкусным – 5% воспитанников.29

Таким образом, организация питания в столовой МБОУ Веселовской СОШ №1 отвечает требованиям рационального питания.

Вывод.

1.Питание учащихся МБОУ Веселовской средней школы №1 соответствует правилам рационального питания.

2.Рацион учащихся в большей степени покрывает энергозатратность растущего организма.

3.Выяснилось, что количество питательные веществ, а именно белков, поступающих в организм школьника вместе с пищей ,недостаточно для полноценного развития организма.

4.Продукты питания школьной столовой являются свежими и не содержат вредных и запрещенных веществ.

5.В сладостях и снеках школьного буфета были обнаружены вредные и опасные для здоровья добавки класса Е.

6.Организация питания в школьной столовой МБОУ Веселовской СОШ №1 соответствует всем нормам питания , 95% опрошенных считают его вкусным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема здоровья учащихся является одним из приоритетных направлений развития образовательной системы современной школы. Изучение особенностей питания современных школьников и их отношения к основам здорового образа жизни и рациональному питанию как его неотъемлемой части является актуальным, так как несет важную информацию для работников общеобразовательных учебных заведений, родителей и учителей.

Настоящее исследование особенностей питания школьников как компонента образа жизни было направлено на изучение физиологических аспектов питания школьников как компонента формирования здорового образа жизни, отражающих степень его рациональности, сбалансированности и оптимальности для детей школьного возраста, а его предметом являлась связь нарушений рационального питания школьников с состоянием их здоровья. Рациональным считается такое питание, которое обеспечивает нормальную жизнедеятельность организма, высокий уровень работо­способности и сопротивляемости воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, максимальную продолжительность активной жизни.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Айзман Р.И. с соавт. Валеология: учебная программа для общеобразовательных школ. – Новосибирск: НГПУ, 1996. - 19 с.

  2. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье / И.И. Брехман. – Л.: Наука, - 1987. - 125с.

  3. Вайнер Э.Н. Основы рационального питания / Э.Н. Вайнер. – Липецк, 1999. – С. 3-199.

  4. Волков Н.И. Двигательная активность и рациональное питание школьников. // Теория и практика физической культуры. – 2001, № 8. – с. 9-12.

  5. Гундаров И.А. Медико-социальные проблемы формирования ЗОЖ / И.А.Гундаров, Н.В. Киселев, О.С. Копина, 1989. – 30с.

  6. Гущина С.В. Состояние здоровья учащихся общеобразовательных учреждений РФ (школы, лицеи, колледжи). // Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 55-летию ФФК СГУ. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. – с. 177-179.

  7. Дуркин П.К., Лебедева М.П. К решению проблемы формирования здорового образа жизни населения России. //Теория и практика физической культуры – 2002, № 8. – с. 2 – 5.

  8. Зайцева В.Питание идеальное и реальное. // Здоровье детей. – 2007. – №6. – С. 14-17.

  9. Зусманович Ф.Н. Валеология: Учеб. пос. / Ф.Н. Зусманович. – Курган, 1998. – 56 c.

  10. Книга о вкусной и здоровой пище / Под общ. ред. проф. И.М. Скурихина. – М.: Колос, 1996. – 368 с.

  11. Конышев В.А. Питание и регулирующие системы организма / В.А. Конышев М.: Медицина, 1985. – 224 с.

  12. Коростелев Н.Б. Слагаемые здоровья. / Н.Б. Коростелев. – М.: Знание, 1990. – 120с.

  13. Лаптев А.П., Гигиена / А.П. Лаптев, С.А.Полиевский. – М.: ФкиС, 1990. – 94 с.

  14. Лубышева Л.И., Малинин А.В. Исследование особенностей здоровья и поведения российских школьников // Физическая культура. Науч.-метод. журнал. – 2004 г. – № 6. – С. 16-21.

  15. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней / В.В. Марков. – М.: Академия, 2001. – 320 с.

  16. Марьясис Е.Д. Уроки семейной жизни / Е.Д. Марьясис, А.Г. Ахвердова . – Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 1987. – 49с.

  17. Новикова Елена Чеславовна. Книга ID: 967518 Питание детей / Е.Ч.Новикова, К. С. Ладодо, М. Я. Бренц Сведения об издании: М. Медицина. – 1983. С. 3-87.

  18. Покровский А. А., Беседы о питании, 2 изд., [М.], 1968; Гигиена питания, под ред. К. С. Петровского, т. 1, М. – 1971, С. 36-54.

  19. Трещева О.Л. Програмно-методические основы обучения ЗОЖ учащихся общеобразовательной школы. // Теория и практика физической культуры. – 2001, № 2. – с. 8 – 12.

  20. Трещева О.Л. К вопросу системного обоснования индивидуального здоровья и его компонентов //Здоровье и образование: Матер. Междунар. конгресса валеологов. – СПб, 1999, с. 176–177.

  21. Хасин Л.А. Тест для определения уровня физической подготовленности учащихся 7-17 лет / Л.А. Хасин, В.В. Громыко, А.Б. Рафалович. – Малаховка, 1999. – 73 с.

  22. Яценко В.Н. Руководство к лабораторным занятиям по возрастной физиологии для студентов 2 курса факультета биологии: учеб. пособие / В.Н. Яценко, Н.В. Воеводская. – Мичуринск: МГПИ, 2003. – 58 с.

Приложение 1.

Таблица 1.

Суточный набор продуктов школьников

№ п/п

Наименование продукта (в граммах)

Возраст в годах

7 – 10

11 – 13

14 – 17

1

2

3

4

5

1

Хлеб пшеничный

150

200

250

2

Хлеб ржаной

100

125

150

3

Мука картофельная

3

3

3

4

Мука пшеничная

30

30

30

5

Крупа. Макароны

65

80

90

6

Картофель

300

350

400

7

Овощи разные

300

350

400

8

Фрукты

100

100

100

9

Сладости

10

10

10

10

Сахар

60

70

70

11

Сухие фрукты

15

15

15

12

Соль

10

10

10

13

Чай

0,3

0,3

0,3

14

Кофе

3

3

3

15

Какао

1

1

1

16

Мясо, печень

150

150

175

17

Рыба (филе)

50

75

75

18

Яйцо (шт.)

1

1

1

19

Масло сливочное

35

35

35

20

Масло растительное

10

15

18

21

Творог

45

50

50

22

Молоко

500

500

500

23

Сметана (сливки)

15

15

20

24

Сыр

5

10

15

25

Маргарин

5

10

10

Таблица 2.

Школьное меню

1.Понедельник.

/п

Наименование

Выход

Энергетическая ценность

1.

Суп гороховый

1/200

403 ккал

2.

Котлета из кур

1/40

110 ккал

3.

Пшеничная каша

1/100

326 ккал

4.

Соус томатный

1/30

13 ккал

5.

Чай с сахаром

1/200

380 ккал

6.

Хлеб

2/30

100 ккал

Итого:1332 ккал

2. Вторник.

/п

Наименование

Выход

Энергетическая ценность

1.

Суп картофельный с горохом

1/200

373 ккал

2.

Гуляш куринный

1/50/50

96 ккал

3.

Макароны отварные

1/100

336 ккал

4.

Чай с сахаром

1/200

380 ккал

5.

Хлеб

1/55

103 ккал

Итого:1288ккал

3.Среда.

/п

Наименование

Выход

Энергетическая ценность

1.

Суп картофельный с макаронами

1/200

376 ккал

2.

Сосиски говяжьи

1/50

102 ккал

3.

Каша гречневая

1/100

376 ккал

4.

Компот из сухофруктов

1/200

139 ккал

5.

Сырок глазированный

1/40

165,2 ккал

6.

Хлеб

1/30

50 ккал

Итого:1208,2ккал

4. Четверг.

/п

Наименование

Выход

Энергетическая ценность

1.

Борщ

1/200

403 ккал

2.

Сарделька

1/50

102 ккал

3.

Макароны отварные

1/1001/100 1/100

336 ккал

4.

Соус томатный

1/30

13 ккал

5.

Чай с сахаром

1/200

380 ккал

6.

Хлеб

1/55

103 ккал

Итого:1337ккал

/п

Наименование

Выход

Энергетическая ценность

1.

Борщ

1/200

67,8 ккал

2.

Рыба жаренная

1/50

98 ккал

3.

Гречка

1/100

336 ккал

4.

Соус томатный

1/30

13 ккал

5.

Чай с сахаром

1/200

380 ккал

6.

Хлеб

1/30

50 ккал

7.

Сырок глазированный

1/40

165,2 ккал

5. Пятница.

Итого:1110ккал

Таблица 3

 

белки

жиры

углеводы

Вторник

31,8 г

11 г

121,7 г

Четверг

34,65 г

31,2 г

168,7 г

Приложение 2.

Взятие образцов продукции

Приложение 3.

1.Определение соды в молоке.

2.Определение крахмала в молоке

3.Определение перекиси водорода.

Приложение 4.

1.Определение качества мяса.

.

Приложение 5.

1.Определение витамина С в апельсиновом соке марки «Дивный сад» и брусничном соке из 3-х литрового баллона .

Приложение 6.

1.Определение нитрат-анионов в овощах.

Нитрат-тестер Soeks

Определение нитратов в свекле.

Определение нитратов в моркови.

Определение нитратов в луке.

Определение нитратов в картофеле.

Таблица 4

Содержание нитрат-анионов в овощах.

Овощи, используемые в нашей столовой для приготовления различных блюд

ПДК нитрат – анионов, мг кг

Полученные данные в ходе работы содержание нитрат-анионов, мгкг

Свекла

1400

0

Морковь

250

0

Капуста

500

0

Картофель

250

0

Лук репчатый

80

0

Приложение 7.

Сладости и снеки.

Состав продукции.

1

Таблица 5

Обнаруженные добавки и их значение.

Добавки

Значение

E102; E110;E120;E129

Опасные

E131;E153

Канцерогенные

E171

Подозрительные

E160

Кожные заболевания

E154

Повышение давления

Диаграмма. Оценка качества и обслуживания школьной столовой.

1 Лубышева Л.И., Малинин А.В. Исследование особенностей здоровья и поведения российских школьников // Физическая культура. Науч.-метод. журнал. – 2004 г. – № 6.

2 2.Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье / И.И. Брехман. – Л.: Наука, - 1987. - 125с

3 Яценко В.Н. Руководство к лабораторным занятиям по возрастной физиологии для студентов 2 курса факультета биологии: учеб. пособие / В.Н. Яценко, Н.В. Воеводская. – Мичуринск: МГПИ, 2003. – 58 с.

4 Книга о вкусной и здоровой пище / Под общ. ред. проф. И.М. Скурихина. – М.: Колос, 1996. – 368 с.

5 Вайнер Э.Н. Основы рационального питания / Э.Н. Вайнер. – Липецк, 1999. – С. 3-199.

6 Книга о вкусной и здоровой пище / Под общ. ред. проф. И.М. Скурихина. – М.: Колос, 1996. – 368 с.

7 Конышев В.А. Питание и регулирующие системы организма / В.А. Конышев М.: Медицина, 1985. – 224 с.

8 Волков Н.И. Двигательная активность и рациональное питание школьников. // Теория и практика физической культуры. – 2001, № 8. – с. 9-12.

9 1Лубышева Л.И., Малинин А.В. Исследование особенностей здоровья и поведения российских школьников // Физическая культура. Науч.-метод. журнал. – 2004 г. – № 6. – С. 16-21.

10 Лубышева Л.И., Малинин А.В. Исследование особенностей здоровья и поведения российских школьников // Физическая культура. Науч.-метод. журнал. – 2004 г. – № 6. – С. 50-67

11 Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней / В.В. Марков. – М.: Академия, 2001. – 320 с.

12 В.Н. Руководство к лабораторным занятиям по возрастной физиологии для студентов 2 курса факультета биологии: учеб. пособие / В.Н. Яценко, Н.В. Воеводская. – Мичуринск: МГПИ, 2003. – 58 с.

13 Лубышева Л.И., Малинин А.В. Исследование особенностей здоровья и поведения российских школьников // Физическая культура. Науч.-метод. журнал. – 2004 г. – № 6. – С. 16-21.

14 См. приложение 1;Таблица 1.

15 См. приложение 1;Таблица 2.

16 См. приложение 1;Таблица 3.

17 См. приложение 2.

18 См. приложение 3

19 См. приложение 3

20 См. приложение 3.

21 См. приложение 4.

22 См. приложение 5.

23 См. приложение 6.

24 См. приложение 6.Таблица 4.

25 См. приложение 7.

26 См. приложение 7.

27 См. приложение 7.

28 См. приложение 7.Таблица 5.

29 См. приложение 7.

46

Просмотров работы: 7035