БЕРЕГИТЕ ВАШЕ ЗРЕНИЕ!

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

БЕРЕГИТЕ ВАШЕ ЗРЕНИЕ!

Кудря А.С. 1
1БОУ г. Омска "Лицей №74"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Оглавление

Введение………………………………………………………………

3

  1. Строение глаза…………………………………………………

4-7

  1. Причины ухудшения зрения ………………………………..

7-8

  1. Правила бережного отношения к зрению…………………..

8-9

Заключение…………………………………………………………..

10

Список использованных источников и литературы……………….

11

Введение

Моя бабушка любит смотреть передачи о здоровье. В одной из них говорили про зрение. Врачи на примере обыкновенного стекла показывали зрителям, как может видеть человек. Мне стало любопытно. Сначала все смотрели на прозрачное стекло, а потом это стекло замазали краской и сказали, что вот так видят люди с плохим зрением. Смотреть на это мутное стекло, прямо скажем, неинтересно и неприятно.

Придя в школу, я поделилась своими впечатлениями с одноклассниками и учителем. Ольга Николаевна сказала, что проблемы со зрением сейчас у многих, особенно у детей школьного возраста. Я обратила внимание на то, что, действительно многие дети ходят в очках.

Возник вопрос: отчего снижается острота зрения и как его сохранить?

Появилась необходимость более подробно рассмотреть данный вопрос.

Цель: изучить вопрос о том, как сохранить зрение, здоровье глаз.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  • Изучить литературу по теме.

  • Выяснить причины ухудшения зрения.

  • Познакомиться с правилами бережного отношения к зрению.

  • Создать буклет «Правила бережного отношения к зрению!»

Использованы соответствующие методы исследования:

  1. Подбор и анализ литературы.

  2. Беседа.

  3. Практические опыты.

  4. Анкетирование.

Объект исследования: глаза как органы зрения.

Предмет исследования: бережное отношение к своему зрению.

Гипотеза: Если систематически выполнять упражнения, направленные на улучшение зрения, соблюдать световой режим, употреблять соответствующие продукты питания, то можно сохранить и даже улучшитьсвое зрение.

  1. Строение глаза

Человек общается с окружающей средой с помощью органов чувств. У человека пять главных чувств, позволяющих ему ориентироваться во внешнем мире, и пять органов, выполняющих эту задачу: для зрения – глаза, для слуха – уши, для обоняния – нос, для вкуса – язык и для осязания - кожа. Имеются еще и чувства, сигнализирующие о состоянии самого тела: чувство боли и чувство равновесия.

Я поподробнее познакомилась с органами зрения.

Зрение – уникальный дар, благодаря которому человек может наслаждаться всей полнотой красок живого мира.

- Как вы думаете, кто из животных самый зоркий?

Самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает добычу. Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте. Человек не такой зоркий, как орел. И в темноте он не видит, как сова. Но глаза являются главными помощниками человека. Ведь они помогают видеть все, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину.

Весь глаз по форме похож на шар и называется глазным яблоком. Большая его часть расположена в специальном углублении, которое называется глазница или орбита. Снаружи глаз покрыт прозрачной тонкой оболочкой – роговицей. Мы видим сквозь роговицу, как сквозь прозрачное стекло. Роговица покрывает цветную часть глаза – радужную оболочку. Интересно, что почти все дети рождаются с голубыми глазами. У некоторых из них глаза так и остаются голубыми навсегда, у других глаза изменяют цвет, когда ребенку исполняется несколько месяцев. Отчего это зависит? Цвет глаз зависит от пигмента радужной оболочки, который называется «меланин». Количество меланина определяет цвет глаз. Большое количество этого пигмента создает темные глаза (черные, карие и светло-карие), а меньшее количество формирует светлые (зеленые или голубые). Цвет глаз может меняться в течение жизни. Иногда вскоре после рождения цвет глаз меняется со светлого на темный. Это связано с накоплением меланина в радужной оболочке.

В центре радужной оболочки находится черный кружок, который называется зрачком. Именно через него внутрь глаза проходит свет. Если свет яркий, зрачок сужается, а если свет слабый, тусклый – расширяется. В центре глаза, позади радужной оболочки и зрачка, расположена овальная линза – хрусталик. Он похож на линзу фотоаппарата и так же, как она, пропускает через себя свет. Для того чтобы сформировать изображение, хрусталик изменяет свою форму, становясь то более выпуклым, то более плоским. Свет сначала проходит через роговицу и зрачок, затем через хрусталик, потом сквозь прозрачную жидкость, заполняющую глазное яблоко внутри и, наконец, в самой дальней части глазного яблока достигает сетчатки. Сетчатка – именно та часть глаза, с помощью которой мы видим. Сетчатка покрывает заднюю часть глазного яблока так же плотно, как обои покрывают стены комнаты. Она так же важна, как пленка в фотоаппарате. Если в фотоаппарате нет пленки, то никакой фотографии не получится. То же самое с глазами: если бы в них не было сетчатки, мы бы ничего не видели. Когда свет достигает сетчатки, она передает сигнал по особому (зрительному) нерву в специальной отдел мозга. А когда наш мозг получает сигнал, мы, наконец, видим то, на что смотрят наши глаза. На сетчатке есть два вида светочувствительных клеток. Одни похожи на палочки, другие – на колбочки. Колбочки воспринимают цвет, причем они могут это делать только тогда, когда светло. Днем работают колбочки, а палочки отдыхают. С наступлением сумерек колбочки сменяют палочки, поэтому в темной комнате мы можем различать предметы, но не можем определить цвета. А если включить свет, то колбочки сразу примутся за работу, чтобы мы могли определить, что какого цвета.

Подбирая материал в Интернете, мы нашли интересную информацию, в которой были представлены опыты по выявлению некоторых функций глаза. Мне захотелось их провести и поделиться выводами с одноклассниками.

Опыт №1:

Я посадила на стул свою маму, направила на нее настольную лампу. При ярком свете зрачки сужаются. Выключаю настольную лампу – зрачки расширяются. Делаем вывод: Зрачок регулирует количество света, если света недостаточно он автоматически расширяется, если света достаточно он сужается.

Опыт № 2:

Сделала трубочку из картона. Поднесла ее к левому глазу. Подняла правую руку и держала ее перед правым глазом, ладонью к себе. Смотрела одним глазом в трубу, не закрывая при этом другой глаз.

Результат:

Мне показалось, что у меня на ладони дырка. Это потому, что глаза видят два разных изображения: ладонь и то, что я вижу через трубу. Но мозг старается совместить оба изображения, поэтому, получается обманчивая картина.

Делаем вывод: глаза видят разное изображение, но мозг объединяет и делает единое изображение.

Опыт № 3:

Зашла в темную комнату и попробовала увидеть любимую игрушку, находящуюся в комнате. Первые 2 минуты не видно собственной руки, но уже через 5-10 минут картина прояснилась, и я смогла разглядеть нужную мне вещь.

Делаю вывод: связано это с тем, что в темноте колбочки не работают, а палочки начинают работать в 200-400 раз сильнее и лучше воспринимать свет. Поэтому в темноте мы видим облик предмета и не видим его цвет.

  1. Причины ухудшения зрения

Изучив строение глаза, я поняла, насколько важную функцию выполняют органы зрения при восприятии окружающего мира, насколько необходимо сохранить это чудо природы.

Но мне хотелось знать причины ухудшения зрения и как его сохранить.

Я отправилась за помощью к нашему школьному врачу Муромцевой Нине Александровне.

Для начала мы сделали сравнение проверки зрения на начало 1 класса и 3 класса. Во втором классе (сентябрь 2013г.) 23 ученика из 25 имели хорошее зрение и 2 человека имели нарушение зрения. В третьем классе (сентябрь 2014 г.) уже только 22 человека имеют хорошее зрение, а количество детей с нарушением зрения увеличилось до 3 человек.

Отягощенная наследственность, плохая экология, неполноценное питание,длительная работа глаз на близком расстоянии при постоянном напряжении -это длящиеся часами мультфильмы, компьютерные игры, перегрузки в школе - таковы причины, из-за которых у ребенка может снижаться острота зрения. Главная причина - неправильный режим дня. Прежде всего, речь идет о переизбытке сидячих зрительно-нагружающих занятий по сравнению с другими видами деятельности. Дети должны достаточное количество времени гулять (не менее 2-3 часов для 7-9 лет), хорошо высыпаться (не менее 10 часов для того же возраста), очень желательны занятия спортом (предпочтительно плаванием).

Изучив литературу, побеседовав с врачом, мы поняли, что очень важно бережно относиться к своим глазам, и мне стало интересно: а знают ли об этом мои одноклассники? Мы решили провести анкетирование «Как я забочусь о своих глазах» для ребят нашего класса.. Результаты анкетирования занесены в таблицу №1.

таблица №1

Вопросы

ДА

НЕТ

1. Всегда читаю сидя.

20

2

2. Делаю перерывы во время чтения.

11

11

3. Слежу за посадкой при письме.

17

5

4. Делаю уроки при хорошем освещении.

22

0

5. Делаю гимнастику для глаз.

12

10

6. Часто бываю на свежем воздухе.

21

1

7. Употребляю в пищу растительные продукты.

15

7

8. Смотрю только детские передачи по телевизору.

5

17

9. Оберегаю глаза от попадания в них инородных тел.

18

4

10. Каждый год проверяю свое зрение у врача

20

2

  1. Правила бережного отношения к зрению

1. Большую часть времени мы проводим за письменным столом в школе или дома. Поэтому необходимо подобрать стол и стул, соответствующие росту ребенка.

2. При выполнении уроков не наклоняйтесь близко к тетради, книге - помни о своей осанке.

3. Достаточное освещение – обязательное условие для зрительной работы (чтения, письма, рукоделия и т. п.) Работая за письменным столом предпочтительнее естественный дневной свет, падающий на стол слева и спереди, а для левши справа и спереди. Если его недостаточно, то используется искусственное освещение - это настольная лампа и общий свет. Включать общий свет нужно, чтобы не было резкого контраста между ярко освещенной поверхностью стола и темной комнатой, чтобы глазам не приходилось приспосабливаться к различной степени освещенности.

4. Нельзя читать лежа, так как не удается зафиксировать текст, и глаза быстро утомляются.

5. Здоровое питание – залог здоровья. В нашей жизни есть продукты, содержащие питательные вещества, полезные для глаз: шпинат и капуста; морковь, помидоры, цветная капуста; апельсины и другие фрукты, богатые витамином С; соевые продукты, фасоль, миндаль, семена подсолнечника и кунжута; овес, пшеница.

6. Регулярно проверяйте свои глаза, посещайте окулиста не реже чем раз в год. Регулярная проверка зрения специалистом поможет выявить возможные проблемы на самых ранних стадиях и принять меры профилактики задолго до того, как проблемы с вашими глазами, как говорится, станут видны невооруженным глазом.

7 .Особое внимание уделите правилам просмотра телевизора и работе за компьютером.

8. Если приходится долго читать или писать, не забывайте делать гимнастику для глаз. Она очень проста. Давать отдых глазам обязательно. Поработали минут 20-25 напряженно, посмотрите вдаль, в окно на небо.

Чтобы глаза стали лучше видеть, необходимо тренировать глазные мышцы. Из этого следует, что практически любой человек может полностью восстановить зрение с помощью упражнений для глаз, таких как:

  • «Взгляд вдаль» - подойдите к окну и посмотрите на улицу, позволив глазам видеть яркий естественный свет, деревья, строение. Глаза сразу же расслабляются;

  • «Моргание» - при моргании увлажняется поверхность глаза, дается отдых нервам сетчатки, расслабляются напряженные мышцы глаз, что улучшает зрение;

  • «Движение глазами» - движения глаз вправо, затем влево; движения глаз по часовой стрелке в форме прямоугольника; движение глаз по зигзагообразной линии.

Вывод: Несомненно, упражнения для глаз, правильное питание, соблюдение правил по сохранению зрения оказывают положительное влияние на наши глаза.

Заключение

Проведя исследование, мы выяснили причины ухудшения зрения, научились бережно относиться к своим глазам, вовремя помогать им при переутомлении.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что если правильно следить за здоровьем глаз, то можно сохранить здоровье надолго, полностью подтвердилась. Если долго и усердно помогать своим глазам, то можно сохранить свое зрение. А самое главное, если зрение ухудшилось, то его можно поправить, соблюдая простые правила.

Мне очень хотелось бы, чтобы мое исследование помогло ребятам сохранить и укрепить свое зрение на долгие годы. Ведь зрение – это замечательный дар, потерять зрение легко, а сохранить сложно.

Список использованных источников и литературы

  1. Большая Детская Энциклопедия. - АСТ «Астрель», 2000. – с.140-144

  1. Детская энциклопедия. Я познаю мир. Медицина. – М.: «АСТ», 1996. – с.229-232

  1. http://www.alenushka-ds.ucoz.ru/

  1. http://www.lekron.ru/

  1. http://www.medpulse.ru/

  1. http://www.sila-priroda.ru/

  1. http://www.studm.md/

  1. http://www.viki.rdf.ru/

  1. http://www.zrenimed.com/

11

Просмотров работы: 1811