«В ЦАРСТВЕ МОРФЕЯ» ИЛИ ВЛИЯНИЕ СНА НА ЗДОРОВЬЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«В ЦАРСТВЕ МОРФЕЯ» ИЛИ ВЛИЯНИЕ СНА НА ЗДОРОВЬЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Рабинский М.М. 1
1Негосударственное образовательное учреждение Школа «Ника»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Оглавление.

Введение................................................................................................................3

Глава 1. Сон как физиологическое состояние

  1.  
    1. Природа сна……………………………………………………...................5

    2. Причины нарушения сна у младших школьников – кто виноват?...........5

    3. Сон и генетика………………………………………………………...........6

Глава 2. Практическое изучение темы путём проведения эмпирического исследования

2.1. Организация эмпирического исследования...................................................7

2.2. Результаты эмпирического исследования анкет учащихся……………. …7

2.2.1. Результаты исследования анкет учащихся 1-2 классов …………………7

2.2.2. Результаты исследования анкет учащихся 3-4 классов………………….8

2.2.3. Результаты исследования анкет учащихся 3 «Б» класса………………..8

Заключение.............................................................................................................9

Список литературы................................................................................................11

Приложения (4)

Приложение 1. Природа сна

Приложение 2. Образцы анкет для учащихся начальной школы

Приложение 3. Результаты анкетирования учащихся начальных классов

НОУ Школа «Ника»

Приложение 4. Образец буклета по гигиене сна для учащихся

Введение.

Раньше меня не будили по утрам, я всегда просыпался сам. А когда пошел в школу, все изменилось. Теперь по утрам мне всё время хочется спать. Почему? Сколько на самом деле человек должен спать в сутки, чтобы чувствовать себя хорошо? Как сон влияет на здоровье, настроение, поведение, учебу младших школьников? Я решил найти ответы на эти вопросы.

В своей работе мы будем основываться на уже доказанном учеными факте, что сон имеет большое значение для жизни и здоровья человека. Хороший сон дает нам силы, позволяет сосредоточиться на учебе и мыслить ясно в течение всего дня.

Объект исследования – сон человека.

Предмет исследования – сон младших школьников.

Цель работы: выяснить, понимают ли младшеклассники значение сна в их жизни; найти причины, оказывающие влияние на сон современных учеников начальной школы.

При этом перед нами стояли следующие задачи:

  1. Изучить литературу и интернет - источники по заявленной проблеме.

  2. Установить путём анкетирования учащихся значение сна в жизни современного школьника.

  3. Оформить выводы по данной работе в виде буклета « Гигиена сна».

Гипотеза исследования: При соблюдении режима дня и правил гигиены сна, сон ребёнка будет здоровым и спокойным, а учёба и жизнь – успешными.

Методы исследования:

  • изучение научно – популярной литературы и интернет – источников по данной проблеме;

  • анкетирование учащихся начальной школы;

  • анализ и обобщение полученных результатов исследования.

Сроки выполнения исследовательской работы: октябрь – декабрь 2015г.

В практической части работы решено провести:

  1. Анкетирование среди учащихся 1 – 2 классов с целью: узнать, высыпаются они или нет. (Приложение 2.1.)

  2. Анкетирование учащихся 3-4 классов с целью: выяснить, знают ли она правила здорового сна и выполняют ли их. (Приложение 2.2.)

  3. Анкетирование учащихся 3 класса «Б» с целью: разделение ребят на условные группы: «жаворонки», «совы» и «голуби» и проверка гипотезы о том, что биологические ритмы человека запускаются в организме человека в момент рождения. (Приложение 2.3.)

  4. На основе результатов исследования - составление памятки правил по гигиене сна для учащихся начальной школы. Цель данного «продукта»: соблюдение правил «гигиены сна» войдет в привычку у моих одноклассников, поможет наладить им здоровый сон, улучшить физическое состояние и повысить успеваемость.

Современные родители ежедневно сталкиваются с тем, что их дети всё чаще имеют проблемы со сном: плохо засыпают, утром не могут проснуться, спят беспокойно. Всё это сказывается на детском настроении, здоровье, успеваемости, собранности и внимательности, которая необходима для успешной учебы. Поэтому данная проблема очень актуальна для современных школьников.

Глава 1. Сон как физиологическое состояние

  1.  
    1. Природа сна.

Сон — явление периодическое, но жизненно важное для любого живого организма. В это время головной мозг анализирует произошедшие события и проверяет состояние внутренних органов. Во время сновидений наше подсознание работает как психотерапевт, помогая нам «выпустить пар», освободиться от нервного напряжения, накопленного за день. Поэтому самый спокойный отдых не может нам дать того, что даёт сон.

Современная ученая трактовка понятия «сон» звучит так: «это периодически наступающее физиологическое состояние у человека и животных, которое характеризуется почти полным отсутствием реакций на внешние раздражения, уменьшением активности ряда физиологических процессов… Сон состоит из двух фаз – это медленный сон и быстрый. Медленный сон составляет около 75% сна, а быстрый же около 25% сна» [1]

Медленный сон способствует восстановлению энергии в нашем организме. В фазе быстрого сна происходит переработка ежедневного потока информации, снимается стрессовое состояние, улучшается память, т.е. налаживаются все процессы мозга. (Приложение 1. Таблица 1)

  1.  
    1. Причины нарушения сна у младших подростков – кто виноват?

Изначально хроническое недосыпание преследовало только взрослых, но с возрастанием нагрузки в школе, факультативов, кружков и хобби, недостаток сна перекинулся и на детей.

Медики отмечают, что ученики, которые регулярно высыпаются, лучше учатся и легче ладят с окружающими. Нехватка же сна приводит к раздражительности, частым переменам настроения, необщительности, быстрой утомляемости, ухудшению памяти и внимания. Кроме того у детей повышается тревожность, риск развития ожирения и личностных расстройств.

У проблемы недосыпания младших школьников есть несколько серьезных причин.

Во – первых, многие современные школьники засыпают поздно, просыпаться вынуждены рано и, как следствие, «отсыпаются» по выходным. Результат - нарушение естественных биологических часов организма.

Второй враг сна – электроника: компьютер и мобильный телефон. Когда тело готово ко сну, мозг выделяет мелатонин, и появляется чувство сонливости. Наибольшее количество мелатонина вырабатывается в темноте, а свет от техники его понижает. Поэтому ребенку кажется, что он не хочет спать.

В – третьих, часто бессонница возникает от пережитых за день стрессовых состояний. После слишком сильных переживаний дети, особенно очень эмоциональные, не только плохо засыпают, но и во сне часто просыпаются.

Таким образом, сон — очень хрупкая вещь, которая может легко нарушаться, и причин для этого у современных школьников предостаточно.

  1.  
    1. Сон и генетика

По мнению нейрофизиологов потребность человека во сне кодируется генетически: люди условно делятся на «сов», «жаворонков» и «голубей». Учёные утверждают, что для хорошего самочувствия и сохранения активности на долгие годы, следует, прежде всего, прислушаться к собственным биоритмам, и следовать им.

Ученые пришли к выводу, что биологические ритмы человека запускаются в организме человека в момент рождения и очень редко бывает, когда они изменяются. (Приложение 1. Таблица 2.)

Меня очень заинтересовала эта гипотеза. Для ее проверки в практической части работы мы провели анкетирование одноклассников.

Глава 2. Практическое изучение темы путём проведения эмпирического

исследования

2.1. Организация эмпирического исследования

Цель исследования – выяснить значение сна младшего школьника для поддержания его здоровья и работоспособности.

Для проведения письменного опроса были разработаны анкеты, состоящие из 6 (для 1-2 классов) и 10 (для 3-4 классов) значимых вопросов каждая, отражающих тему настоящего исследования наиболее полно. (Приложение 2.) Время заполнения анкеты было неограниченно.

В соответствии с целью исследования была сформирована группа респондентов (выбор участников анкетирования носил случайный характер). Она состоит из 110 школьников в возрасте от 7 до 11 лет (61 учащийся 1 -2 классов, 49 учащихся 3-4 классов). Это учащиеся 1-4 классов НОУ Школа «Ника».

Методом исследования являлся письменный опрос (анкетирование) - сбор первичной информации посредством обращения с вопросами к определенной группе респондентов.

Методом обработки данных явился анализ данных и их обобщение. Результаты анкетирования были сведены в наглядные диаграммы. (Приложение 3)

2.2. Результаты эмпирического исследования анкет учащихся

2.2.1. Результаты эмпирического исследования анкет учащихся 1-2 классов (Приложение 3.1.)

Чтобы узнать, высыпаются ли младшие школьники, и как это влияет на их работоспособность в течение недели, учащимся 1-2 классов было предложено заполнить анкеты.

Анализируя полученные ответы, нами были сделаны следующие выводы:

  1. Большинство учеников 1-2 классов высыпаются, на уроках не дремлют и в дневном сне не нуждаются.

  2. Усталость ребята чувствуют в конце недели, а за выходные они стараются восстановить свои силы.

  3. В школу большинство ребят ходят с удовольствием, т.к. могут быстро проснуться, и их не нужно долго будить.

Таким образом, из проведённого анкетирования можно сделать вывод: учащимся 1-2 классов учиться в нашей школе интересно, поэтому большинство ребят легко просыпаются по утрам и с радостью идут в школу.

А наша система обучения – каникулы через каждые пять (шесть) недель, дает ребятам возможность восстанавливать свои силы и быть активными в учебном процессе.

2.2.2. Результаты эмпирического исследования анкет учащихся 3-4 классов (Приложение 3.2.)

Чтобы узнать, что учащиеся 3-4 классов знают о правилах «здорового сна» и как их выполняют, им было предложено заполнить анкеты.

Обобщая результаты данного анкетирования, можно сказать, что многие из ребят, зная о нормах сна в своем возрасте, при этом нарушают их: поздно ложатся спать, не придают значения поведению перед сном. Из-за этого дети не могут быстро заснуть и часто просыпаются по ночам, как следствие, младшие подростки не высыпаются. Многие ребята пока не видят связи между трудным засыпанием вечером (некрепким сном ночью, плохим настроением утром) и режимом дня, соблюдением простых правил здорового сна.

2.2.3. Результаты эмпирического исследования анкет учащихся 3 «Б» класса (Приложение 3.3.)

На этом этапе анкетирования мы постарались выяснить, к какому из типов активности относятся учащиеся моего класса. (Таблицы 1-3)

На основании полученных в ходе опроса и анкетирования данных, была заполнена сравнительная таблица. (Таблица 4) Из неё хорошо видно, что гипотеза «о принадлежности человека к тому или иному типу активности определяется по времени его появления на свет» подтвердилась.

Заключение.

В процессе изучения научно-популярной литературы по заданной тематике мы установили, что сон - это неотъемлемая часть активности организма, когда на смену возбуждению приходит торможение. Основной целью сна является обеспечение высокой работоспособности организма на протяжении всего периода бодрствования. Строить режим сна необходимо на основе биологического ритма функционирования организма. При этом для хорошего самочувствия необходимо соблюдать гигиену сна. Полноценный сон совершенно необходим для здоровья ребёнка, для его нормального роста и развития мозга.

Опытно-исследовательская работа выявила следующие проблемы:

  • Большинство школьников понимают, что сон очень важен и жизненно необходим; однако младшие подростки не всегда соблюдают режим сна.

  • Только часть школьников умеют самостоятельно правильно организовать свой сон, поэтому для формирования полноценного и здорового сна ребёнка требуется участие родителей.

  • Наиболее действенный способ сохранить здоровье и жизнедеятельность ребенка - это установить ему режим дня.

  • Выдвигаемая в начале работы гипотеза, подтвердилась: при выполнении всех необходимых для сна требований наступает полноценный сон, что является не только условием нормального развития подрастающего организма, но и залогом хорошей успеваемости в школе, прекрасного настроения и высокой работоспособности в течение всего дня.

Таким образом, цель нашей работы достигнута:

  1. Мы выявили, в какой мере ученики начальной школы знают правила организации и выполняют гигиенические нормы сна.

  2. Мы установили, что наши действия: привычки, вечерние и утренние ритуалы и т.д. так или иначе могут повлиять на сон. И чтобы обеспечить себе здоровый ночной отдых, все это нужно контролировать.

  3. По итогам проведённого исследования были составлены рекомендации для учащихся, которые представлены в буклете. (Приложение 4)

Мы изучили только некоторые аспекты сна. Осталось еще много незатронутых вопросов. Например, действительно ли существует прямая зависимость успеваемости учащихся от продолжительности их сна: чем меньше ребёнок спит, тем ниже его успеваемость. Ведь, по мнению исследователей, недостаток сна снижает у детей способность усваивать грамматику и орфографию родного языка, а также ухудшает понимание читаемых текстов. В то время как эти способности необходимы ученикам начальной школы, которые только учатся учиться.

Возможно, поиск ответа на этот вопрос и будет темой моего следующего исследования.

Список литературы:

  1. Вейн, А. М. Сон / Большая советская энциклопедия / гл. ред. А. М. Прохоров. В 30 т. – Т. 24. – М. : Советская энциклопедия, 1976. – 608 с. – С. 520–525.

  2. Капалыгина, И. И. Укрепление здоровья и формирование навыков здорового образа жизни младших школьников / И. И. Капалыгина. – Мн. : Тесей, 2009. – 198 с.

  3. Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн.17.- М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. – 256с.

  4. Ротенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья/ пер.с анг.-М,: Физкультура и спорт, 1991. – 592 с.

Интернет – источники:

  1. aboutall.name

  2. bayushki.ru

  3. bio-bip.ru

  4. doctoraibolit.ru

  5. mirfactov.com

  6. sna-kantata.ru

  7. vashpsiholog.ru

  8. ru.wikipedia.org/wiki/Энциклопедия

Приложения.

Приложение 1. Природа сна

Показатель

Фаза «медленного сна» - энергетическая фаза

Фаза «быстрого сна» -

фаза «обучения»

Основная функция

Процессы восстановления (выработка антител, которые борются с инфекцией);

Процессы роста и развития организма;

Переработка информации, полученной за день;

Запоминание и хранение информации (изученного материала).

Движение глаз

плавные

быстрые, постоянные

Сновидения

со «спокойным сюжетом» или вовсе отсутствуют

эмоциональные сны, могут сниться как целые фильмы

Пробуждение

вялость, сонливость

лёгкость пробуждения, ощущение наполненности силами и эмоциями

Таблица 1. Процессы, происходящие в организме человека во сне

Тип активности

Время рождения

Проявления биологической активности

«жаворонок»

с 4:00 до 11:00,

рано встают и рано ложатся спать

«голубь»

с 16:00 до 24:00,

поздно встают по утрам и ложатся спать за полночь

«сова»

с 00:00 до 4:00 и

с 11:00 до 16:00.

легко подстраиваются под любой ритм жизни.

Таблица 2. Типы биологической активности человека

Приложение 2. Образцы анкет для учащихся начальной школы

Приложение 2.1. Образец анкеты для учащихся 1-2 классов

«Высыпаются ли учащиеся?»

АНКЕТА 1.

Укажи, пожалуйста, свой пол и класс. Выбери и подчеркни в ответах нужное.

Пол: М Ж класс - __________

  1. Когда прозвенит будильник или будят родители, ты встаёшь сразу?

ДА НЕТ

  1. Чтобы ты проснулся, тебя нужно трясти, обливать водой, несколько раз подходить к тебе и т.д.?

ДА НЕТ

  1. Дремлешь ли ты в транспорте, на уроках?

ДА НЕТ

  1. Спишь ли дольше обычного, когда не нужно идти в школу?

ДА НЕТ

  1. Любишь ли ты поспать днем?

ДА НЕТ

  1. Ощущаешь ли в пятницу, накопившуюся за неделю усталость?

ДА НЕТ

Приложение 2.2. Образец анкеты для учащихся 3-4 классов «Знание и

выполнение учащимися правил здорового сна»

АНКЕТА. Обведи нужный вариант и / или допиши свой ответ.

  1. Как Вы считаете, сколько часов в сутки нужно спать ученику 3-4 класса?

а) 8–9 часов; б) 9–10 часов; в) 10–11 часов;

г) сколько хочет; д) решает сам, он уже взрослый.

  1. В котором часу Вы ложитесь спать?

а) до 21.00; б) с 21.00 до 22.00; в) с 22.00 до 23.00;

г) после 23.00; д) каждый день в разное время.

  1. Нужен ли Вам дневной сон?

а) Да, я сплю днем б) Да, но у меня нет возможности спать днем

в) Не считаю это необходимым

  1. Если Вы поздно ложитесь спать, то по причине:

а) Все равно не засну б) Читаю книги, смотрю телевизор, сижу за компьютером

в) Делаю уроки, занимаюсь г) Поздно ложатся родители, брат, сестра

  1. Пропускаете ли Вы школу или другие занятия, потому что Вам надо отоспаться?

а) Да, в среднем раз в неделю б) Да, в среднем раз в 3-4 недели

в) Не пропускаю по этой причине

  1. Легко ли Вы засыпаете?

а) Да, всегда засыпаю сразу б) Иногда лежу дольше 15 минут

в) Иногда не могу заснуть больше получаса г) У меня часто бывает бессонница

  1. Спокойно ли Вы спите? ДА / НЕТ Просыпаетесь ли Вы ночью? ДА / НЕТ

  2. Бывает ли, что вы засыпаете, делая уроки, смотря телевизор, слушая радио?

а) Бывает, если я очень устал (а) б) Бывает, но я скоро просыпаюсь

в) Не бывает, я не могу засыпать при шуме или в неподобающем месте

  1. Чем чаще всего Вы занимаетесь за час до сна? (выберите подходящие ответы или впишите свой)

а) принимаю пищу; б) делаю уроки; в) смотрю телевизор;

г) слушаю спокойную музыку; д) наконец-то могу поиграть на компьютере;

е) читаю; ж) _________________________________________________

  1. Как ты думаешь, что нужно делать перед сном, чтобы быстро заснуть и хорошо выспаться?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2.3. Образец анкеты для учащихся 3 «Б» класса « Кто ты:

сова, жаворонок или голубь?»

АНКЕТА

Фамилия ________________ Имя___________________ время рождения__________

1.Если бы Вы сами устанавливали свой график, во сколько Вы бы ложились спать и вставали?Ябы спал(а) с _______ по ________

2.В какое время суток Вам сильнее всего хочется спать? _____________________

3.Когда вы легче усваиваете полученную информацию

а) на первых уроках б) на последних уроках

4. Вы предпочитаете

а) рано ложиться и рано вставать б) поздно ложиться и поздно вставать

в) у меня нет четкого графика

5.Если у Вас осталась невыполненные уроки, Вы

а) будете делать до ночи и ляжете поздно б) встанете пораньше и доделаете утром

6. Легко ли Вам просыпаться утром?

а) Легко б) Не очень легко в) Очень трудно

7. Чувствуете ли Вы сонливость и разбитость после пробуждения?

а) Нет, я просыпаюсь бодрым и отдохнувшим б) Да, в течение получаса

в) Да, первые несколько уроков

8. Чувствуете ли Вы усталость в течение дня?

а) Да, но только перед сном б) Да, во второй половине дня

в) Да, в первой половине дня г) Все время чувствую

д) Вообще не чувствую е) Это ощущение появляется периодически

9. Легко ли Вы адаптируетесь к новому режиму, перемене часового пояса?

а) Сразу же адаптируюсь б) Мне нужно день-два в)Мне нужна неделя

10. Вы делаете уроки

а) Сразу после школы б) Ближе к вечеру

в) Ночью г) Рано утром

Приложение 3. Результаты анкетирования учащихся начальных

классов

Приложение 3.1. Результаты эмпирического исследования анкет

учащихся 1-2 классов

Приложение 3.2. Результаты эмпирического исследования анкет учащихся 3-4 классов

Приложение 3.3. Результаты эмпирического исследования анкет

учащихся 3 «Б» класса

Фамилия Имя

Время рождения

Тип активности

Герасимов Иван

07.00

жаворонок

Горева Лада

22.14

сова

Гульянц Ашот

15.00

голубь

Есаулова Софья

13.15

жаворонок

Кондратьева Диана

07.00

жаворонок

Леньшина Полина

не указано

голубь

Марков Глеб

15.27

голубь

Нешумова Елизавета

11.00

жаворонок

Рабинский Михаил

13.25

голубь

Сабецкая Аксинья

12.00

голубь

Семенов Михаил

01.26

голубь

Семилетова Александра

01.00

голубь

Сопина Анастасия

17.00

голубь

Суханова Ангелина

11.04

жаворонок

Сущевская Варвара

13.00

голубь

Таблица 1. Тип принадлежности по времени рождения

Варианты

а

б

в

г

д

е

Вопросы

1

С 21.00 до 9.00 – 0 чел.

22.00 до 11.00 – 3 чел.

После 23.00 и после 11.00 – 6 чел.

     

2

Утром -6 чел.

Днём – 0 чел.

Ночью – 3 чел.

     

3

3 чел.

6 чел.

       

4

 

6 чел.

3 чел.

     

5

3 чел.

         

6

 

3 чел.

6 чел.

     

7

 

3 чел.

6 чел.

     

8

3 чел.

3 чел.

6 чел.

 

3 чел.

3 чел.

9

3 чел.

 

6 чел.

     

10

3 чел.

6 чел.

6 чел.

     

Таблица 2. Оценка результатов анкетирования «Кто ты: cова, жаворонок или голубь?»

Фамилия Имя

Результаты анкетирования

Тип активности

Герасимов Иван

10 баллов

жаворонок

Горева Лада

48 баллов

сова

Гульянц Ашот

36 баллов

голубь

Есаулова Софья

11 баллов

жаворонок

Кондратьева Диана

12 баллов

жаворонок

Леньшина Полина

20 баллов

голубь

Марков Глеб

34 балла

голубь

Нешумова Елизавета

11 баллов

жаворонок

Рабинский Михаил

38 баллов

голубь

Сабецкая Аксинья

36 баллов

голубь

Семенов Михаил

29 баллов

голубь

Семилетова Александра

32 балла

голубь

Сопина Анастасия

29 баллов

голубь

Суханова Ангелина

12 баллов

жаворонок

Сущевская Варвара

33 балла

голубь

Таблица 3. Тип принадлежности по результатам анкетирования

Фамилия Имя

Время рождения

Тип активности

Результаты

анкетирования

Тип активности

Герасимов Иван

07.00

жаворонок

10 баллов

жаворонок

Горева Лада

22.14

сова

48 баллов

сова

Гульянц Ашот

15.00

голубь

36 баллов

голубь

Есаулова Софья

13.15

жаворонок

11 баллов

жаворонок

Кондратьева Диана

07.00

жаворонок

12 баллов

жаворонок

Леньшина Полина

не указано

голубь

20 баллов

голубь

Марков Глеб

15.27

голубь

34 балла

голубь

Нешумова Елизавета

11.00

жаворонок

11 баллов

жаворонок

Рабинский Михаил

13.25

голубь

38 баллов

голубь

Сабецкая Аксинья

12.00

голубь

36 баллов

голубь

Семенов Михаил

01.26

голубь

29 баллов

голубь

Семилетова Александра

01.00

голубь

32 балла

голубь

Сопина Анастасия

17.00

голубь

29 баллов

голубь

Суханова Ангелина

11.04

жаворонок

12 баллов

жаворонок

Сущевская Варвара

13.00

голубь

33 балла

голубь

Таблица 4. Сравнение типа принадлежности по времени рождения и по результатам

анкетирования

Приложение 4.

«Сон - лучшее благо на пиру при­роды», или

Интересные факты из жизни во сне животных

А Вы знаете, сколько спят животные?

В мире животных существует такая закономерность: чем меньше животное, тем больше оно спит.

Землеройки, мыши, кошки спят большую часть своей жизни, а вот слоны, жирафы, крупные антилопы спят совсем немного.

Тем не менее, спать должны все. Отсутствие сна приводит к смерти гораздо быстрее, чем лишение пищи.

И еще интересные факты о сне животных:

  • Жирафы, прежде чем заснуть, становятся на колени и загибают голову вокруг ног. Спят жирафы ночью, но только по несколько минут подряд; продолжительность глубокого сна в сумме, видимо, не превышает 20 мин за ночь. Дефицит сна они компенсируют с помощью своеобразного полудрема днем: большее количество времени они находятся в вертикальном положении и спят стоя, причем с закрытыми глазами

  • Дельфины и китообразные обладают способностью одностороннего сна (это когда одно полушарие мозга спит, а второе бодрствует). У морских жителей это объясняется необходимостью всплывать, чтобы набрать воздух во время сна.

  • Птицы могут спать не только стоя, но даже на лету! У мигрирующих птиц выработался интересный механизм: каждые 15 минут одна особь залетает в самый центр стаи и засыпает, лишь слегка работая при этом крыльями. Парит в воздухе она в основном за счет воздушного потока стаи. После своеобразного отдыха она возвращается, уступая место другим.

«Ляг да усни; встань да будь здоров!» или

Рекомендации по гигиене сна

Внешняя обстановка для обеспечения гигиены сна.

  • Перед сном всегда проветривай спальное помещение. Свежий воздух очень благоприятствует быстрому засыпанию, хорошему сну и приятному пробуждению.

  • Твоё спальное место должно быть удобным, не очень жестким, но и не слишком мягким.

  • В спальне должно быть тихо и темно (затемни шторами), т.к. шум и избыточный солнечный свет отрицательно влияют на качество сна.

Гигиена сна.

  • Соблюдай режим сна: укладывайся спать и просыпайся всегда в одно и то же время (независимо от рабочих и выходных дней).

  • Соблюдай ритуал засыпания (умывание, чтение книги, пожелание на ночь от близких и т.п.) и старайся ему не изменять.

  • Старайся за несколько часов до сна закончить делать уроки, не играй в шумные и компьютерные игры.

  • Избегай употребления перед сном тяжелой пищи.

  • Избегай перед сном просмотра страшного фильма и прослушивания громкой музыки.

  • Очень полезна перед сном прогулка на свежем воздухе.

Какая поза наиболее полезна для здорового сна.

  1. Сон на спине - полезен для мышц спины, а с руками вдоль туловища — ещё и для шеи.

  2. Сон на боку — эта поза не вызывает болей в спине и шее. При сне на левом боку улучшается кровообращение, что положительно сказывается на работе сердца.

  3. Сон на животе – поза, которая вызывает больше всего опасений у врачей. Позвоночник в этой позе оказывается без опоры, а поворот головы на одну или другую сторону часто вызывает боль в шее и спине.

Как правильно просыпаться или нужна ли утренняя зарядка.

Изо дня в день я наблюдал за тем, как просыпается моя собака. Вот она открывает глаза, ещё не встав , вытягивается в струночку, потом поднимается на лапы.. Упираясь передними лапами, вытягивает шею, прогибает спинку, вытягивает одну заднюю лапу, потом вторую... и побежала по своим делам!

Я стал учиться у нее. Теперь у меня есть свои маленькие утренние секреты бодрости. Поделюсь ими с вами.

Проснувшись, я потягиваюсь лёжа на спине. Потом переворачиваюсь на живот, вытягиваю руки вверх над головой, встаю на коленки и повторяю все движения моей собаки: прогибаю спину, вытягиваю попеременно руки, ноги, шею.

Опять ложусь на спину. Поднимаю вверх руки и ноги и начинаю энергично ими трясти. Затем, делаю упражнение "велосипед" (очень хорошо для пресса).

Завершая зарядку, с силой растираю ладони друг о друга, до появления тепла, и прикладываю руки к глазам. Повторяю несколько раз. Сон как рукой снимает! Глаза сразу открываются, будто наполняются энергией!

Это интересно

Люди науки и искусства нередко видели свои открытия во сне.

1) Великие музыканты, Бетховен, Вагнер, Шуман не раз слышали свои музыкальные произведения во сне.

2) Художник Рафаэль свою знаменитую картину «Мадонна» тоже увидел во сне.

3) Сочинял стихи во сне и Александр Сергеевич Пушкин! Например, стихотворение «Пророк», поэту приснилось.

4) В древние времена существовала легендарная страна Троя. Но где она была, никто не знал, пока банкиру Генриху Шлиману не приснился сон о её местоположении. Банкир бросил свой бизнес и направил все силы на поиск следов древних цивилизаций. И археологи вместе с ним нашли Трою!

5) Учёный Дмитрий Менделеев работал подряд трое суток, но попытки сложить все элементы в таблицу были неудачными. Крайне утомлённый, он лёг спать. И, как дальше, написал ученый в своих воспоминаниях : «Вижу во сне таблицу, где элементы расставлены, как нужно».

Вот и я вам советую: не пытайтесь что – то зубрить на ночь. А вот прочитать информацию, которую нужно запомнить, перед сном очень полезно. Спящий мозг разложит информацию по полочкам, и с утра просыпаешься со свежей головой и с готовыми, крепкими знаниями.

Просмотров работы: 2568