ВЛИЯНИЕ ТИПА СУТОЧНОГО БИОРИТМА НА УМСТВЕННУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ВЛИЯНИЕ ТИПА СУТОЧНОГО БИОРИТМА НА УМСТВЕННУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

Гаджиева А.Ф. 1
1КГБОУ «Ачинская общеобразовательная школа № 3»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Оглавление

I. Введение…………………………………………….………………………….... 3-4

II. Биологические ритмы в природе

2.1.Классификация биологических ритмов ……………………………….5-9

2.2. Влияние биологических ритмов на умственную работоспособность человека……………………………………………………………………………. 10-12

III. Исследование влияния различных типов суточных биоритмов на умственную работоспособность учащихся

3.1.Определение суточного биоритма учащихся…………………………13

3.2. Влияния биоритмов на умственную работоспособность учащихся..14

Заключение……………………………………………………………………… 15-16

Список литературы………………………………………………………….….17

Приложения……………………………………………………………………...18-27

  1. Введение

После зимы наступает лето, день сменяется ночью, за морским приливом следует отлив. И человек тоже является частью Вселенной: ритмично бьется сердце, бодрость сменяется сонливостью, три раза в день желудок напоминает о себе чувством голода. Работой сердца и всех прочих органов, чередованием сна и бодрости и многим другим в человеческом организме управляют биоритмы – периодические изменения биологических процессов. Биоритмы соотносят жизнь человека с жизнью природы. Наши внутренние часы тикают в унисон с ходом Солнца, движением времен года, чередованием фаз Луны, со сменой дня и ночи. Только у человека все его природные часы, в отличие от обычных, идут с разной скоростью и, кроме того связаны между собой. От биоритмов зависят колебания работоспособности в течение дня, смены фаз сна. [5]

Среди множества биоритмов человеческого организма основным считается 24-х часовой, или суточный биоритм, в котором живет все население Земли. В суточном ритме проявляется закономерная смена таких функциональных состояний человека, как бодрствование, физическая активность и покой. А все функции организма (кровообращение, дыхание, пищеварение, нервная и эндокринная регуляция и др.) закономерно изменяют свою деятельность в соответствии с этими функциональными состояниями.

Нам стало интересно выяснить, как влияют суточные биоритмы на умственную работоспособность учащихся Ачинской санаторной школы.

Актуальность исследования в том, что высокая работоспособность обеспечивается только в том случае, если жизненный ритм правильно согласуется со свойственными организму естественными ритмами. Чем точнее совпадает начало учебной деятельности с подъемом важных жизненных функций организма, тем продуктивнее будет учебный труд. Самочувствие человека во многом зависит от того, насколько режим труда и отдыха соответствует его индивидуальным биоритмам.

Цель исследования: выяснить влияние суточных биологических

ритмов учащихся на умственную работоспособность

Гипотеза: скорее всего у «жаворонков» во время уроков умственная работоспособность выше, чем у «сов»; во второй половине дня во время самоподготовки – возможно ситуация меняется.

Для достижения поставленной цели и доказательств выдвигаемой гипотезы необходимо решить следующие задачи:

- изучить литературу о различных видах суточных биоритмов и их влиянии на работоспособность;

- провести анкетирование и выяснить особенности индивидуальных биоритмов учащихся;

- проанализировать влияние суточных биоритмов на умственную работоспособность;

- сделать выводы и предложить рекомендации для поддержания оптимальной работоспособности.

Объект исследования - учащиеся с различными типами суточных биоритмов.

Предмет исследования – зависимость типов суточных биоритмов на умственную работоспособность.

В ходе работы мы использовали следующие методы:

- теоретические (анализ полученных данных и синтез);

- практические (анкетирование и тестирование);

- математические (статистические, построение диаграмм);

II. Биологические ритмы в природе

2.1 Классификация биологических ритмов

Различают несколько классов ритмов разной частоты. По классификации хронобиолога

Ф. Халберга, ритмические процессы в организме делятся на три группы. К первой относятся ритмы высокой частоты с периодом до 1/2 ч. Ритмы средней частоты имеют период от '/2 ч до 6 суток. Третью группу составляют ритмы с периодом от 6 суток до 1 года (недельный, лунный, сезонный, годичный ритмы).

Выраженность и наибольшая изученность околосуточных биоритмов среди ритмов средней частоты взяты за «точку отсчета» и потому распространено их деление на околосуточные — циркадианные, или циркадные (circa — около, dies — день, лат.); ритмы с периодом более суток — инфрадианные (infra — меньше, лат., т. Е. цикл повторяется меньше одного раза в сутки); ритмы с периодом меньше суток — ультрадианные (ultra — сверх, лат., т. Е. частота больше одного раза в сутки). Существуют и другие, более детальные классификации биоритмов.

Примерами физиологических процессов, протекающих в циркадном ритме, являются чередование сна и бодрствования, суточные изменения температуры тела, работоспособности, мочеобразования, артериального давления и др. Инфрадианные биоритмы также многочисленны, например менструальный цикл у женщин, зимняя спячка у некоторых животных и др. Примерами ультрадианных ритмов являются фазы нормального сна, периодическая деятельность пищеварительного тракта, ритмы дыхания и сердечной деятельности и др. [4]

Все или почти все виды деятельности человека связаны с временем суток, циклом бодрствование — сон. Температура тела на протяжении суток изменяется на 0,6—1,0 ° С (см. главу 11) и не зависит от того, спит или бодрствует человек. Температура тела зависит от активности человека и влияет на продолжительность сна.

В наблюдениях в условиях длительной изоляции человека (проживание в пещере) со свободнотекущими ритмами отмечено, что если засыпание совпадает с минимальной температурой тела, то сон длится 8 ч; если человек засыпал при относительно высокой температуре тела, то длительность сна могла достигать 14 ч. В нормальных условиях люди с нормальным 24-часовым циклом бодрствование — сон обычно засыпают с понижением и просыпаются с подъемом температуры тела, не замечая этого. Суточный ритм температуры тела является очень прочным стереотипом, закрепленным в эволюционном развитии сменой дня и ночи, с характерными для них разной освещенностью, температурой окружающей среды, движением воздуха, геомагнитным воздействием и наконец различной активностью человека, который со времени существования вида Homo sapiens имел высокую активность в дневное время суток. Этим можно объяснить то, что со временем суток связана интенсивность основного обмена — он выше днем, чем ночью.

Не менее выражена циркадианная ритмичность деятельности сердечно-сосудистой системы. В ночное время снижаются частота сердечного ритма, артериальное и венозное давление.

В деятельности органов дыхания также выражены циркадианные изменения частоты и глубины дыхания, легочной вентиляции, объемов и емкостей легких с акрофазой в дневное время. При этом акрофазы сопротивления воздушному потоку в бронхах утром и вечером, а растяжимости легких наблюдают в 9 и 13 ч.

Характерные изменения претерпевает система крови: кроветворение в красном костном мозге наиболее интенсивно утром, селезенка и лимфатические узлы наиболее активны в 17— 20 ч. Максимальная концентрация гемоглобина в крови наблюдается с 11 до 13 ч, минимальная— в ночное время. Циркадианность характерна для числа эритроцитов и лейкоцитов в крови.

Минимальная СОЭ отмечается рано утром. С вечера в крови начинает уменьшаться содержание сывороточных белков. Характерную циркадианную динамику имеют содержание электролитов сыворотки крови, скорость свертывания крови. Следовательно, практически для всех показателей крови характерна циркадианная ритмичность.

Представляет интерес вопрос о том, как изменяются циркадианные ритмы человека в условиях добровольной изоляции от внешнего мира. Были проведены наблюдения за

людьми, длительно (до полугода и более) находящимися в пещере и организующими свою

активность и сон независимо от дня и ночи на поверхности Земли. У таких добровольцев в первые дни и недели оценка длительности суток могла укорачиваться (редко) и удлиняться (часто). При последующей изоляции «сутки» испытуемого стабильно удлинялись, приближаясь к 24,8-часовым «лунным суткам». В результате этого французский спелеолог Мишель Сиффр последний 179-й день своего пребывания в пещере оценил как 151-е сутки, считая каждые «сутки» за цикл бодрствование — сон.

В естественных условиях ритм физиологической активности человека синхронизирован с его социальной активностью, обычно высокой днем и низкой ночью. При перемещениях человека через временные пояса (особенно быстро на самолете через несколько временных поясов) наблюдается десинхронизация функций. Это проявляется в усталости, раздражительности, расстройстве сна, умственной и физической угнетенности; иногда наблюдаются расстройства пищеварения, изменения артериального давления. Эти ощущения и функциональные нарушения возникают в результате десинхронизации циркадианных закрепленных ритмов физиологических процессов с измененным временем световых суток (астрономических) и социальной активности в новом месте пребывания человека. Человек, покидая место своего постоянного или длительного жительства, как бы несет с собой на новое место ритм родных, прежних мест.

Через некоторое время эти ритмы согласуются, но для разных направлений перемещения

человека и разных функций это время будет неодинаковым. При перелетах в западном направлении биологические часы отстают по отношению к 24-часовому солнечному циклу, и для приспособления к распорядку дня в новом месте должна произойти фазовая задержка биологических часов. При перелете в восточном направлении происходит их ускорение. Организму легче осуществить фазовую задержку, чем ускорение, поэтому после перелетов в западном направлении ритмы синхронизируются быстрее, чем при перелете в обратном направлении. Люди имеют существенные индивидуальные различия в скорости синхронизации ритмов при перемещениях. Скорость синхронизации прямо зависит от того, как скоро прилетевший на новое место человек включится в активную деятельность и сон по местному времени, насколько он в этом заинтересован.[4]

Если поездка недлительная и предстоит скорое возвращение, то не стоит перестраивать на местное время свои биологические часы, так как предстоит их скорая возвратная «перенастройка». Это небезвредно для организма человека, если такие «перенастройки» частые, например, у пилотов дальних авиалиний. Они предпочитают скорое возвращение и на новом месте недлительного пребывания биологические часы «не переводят на местное время».

Часто встречающимся видом десинхронизации биологического и социального ритмов активности является работа в вечернюю и ночную смену на предприятиях с круглосуточным режимом работы. Обычно рабочие и служащие этих предприятий работают одну неделю в утреннюю, вторую — в вечернюю и третью — в ночную смену. При переходе с одной смены на другую происходит десинхронизация биоритмов, и они не полностью восстанавливаются к следующей рабочей неделе, так как на перестройку биоритмов человека в среднем необходимо примерно 2 недели. У работников с напряженным трудом (например, авиадиспетчеры, авиапилоты, водители

ночного транспорта) и переменной сменностью работы нередко наблюдается временная дезадаптация — десинхроноз. У этих людей нередко отмечаются различные виды патологии, связанные со стрессом, — язвенная болезнь, гипертония, неврозы. Это плата за нарушение циркадианных биоритмов. Существуют методы индивидуальной профилактики и коррекции десинхроноза.

Существенная зависимость функционального состояния человека от времени суток дает объяснение многим явлениям, в том числе преимущественной приуроченности приступов астмы и стенокардии, смерти к ночному времени. [4]

2.2. Влияние биологических ритмов на умственную работоспособность человека

Сезонные ритмы сформировались в ходе естественного отбора и закрепились в естественных структурах организма. Весна – это довольно трудное время года, весной совершается больше самоубийств, чаще наблюдается депрессия у лиц с неуравновешенной психикой. Осень же является оптимальным сезоном года для человека. Годовые ритмы свойственны всем физиологическим и психическим функциям. Психическая и мышечная возбудимость у людей выше весной и в начале лета, зимой она значительно ниже. Значительно изменяется обмен веществ, артериальное давление, частота пульса: он становится реже весной и осенью, а учащается зимой и летом. В окологодовом ритме наибольшая работоспособность человека наблюдается осенью. Поэтому для реализации творческих замыслов, бесспорно, хороша осень. Лето лучше использовать для закаливания, формирования выносливости. Хорошо известно, что летом дети растут быстрее. Скорость развития костной системы у детей повышается весной и несколько замедляется осенью. Это связано с увеличением продолжительности и интенсивности солнечного облучения, с употреблением пищи, богатой витаминами и т.д.

Рассмотрим влияние месячного, недельного и суточного цикла на работоспособность организма человека.

Месячный цикл в отличие от недельного существует объективно в окружающей нас природе. Это период вращения Луны вокруг Земли и время от одного новолуния до другого. Мы хорошо знаем, что основное действие Луны на Землю связано с взаимодействием их масс (закон Всемирного тяготения), проявляющихся в виде приливов и отливов в реках и морях, а так же с экранированием Земли Луной от электромагнитного излучения солнца или дополнительным потоком в виде отраженного света. Это важно знать и учитывать гипертоникам и гипотоникам. Итак, гипертоникам надо остерегаться полнолуния, когда кровь максимально приливает к голове, а гипотоникам – новолуния, когда кровь отливает к ногам. На смене лунных фаз необходимо делать перерывы в работе, для восполнения сил, а также делать кратковременные перерывы в работе на пиках фаз. Поэтому, желательно, в течение месячного цикла планировать нагрузку на работе, в соответствии, с биологическими ритмами, т.к. в критические дни цикла снижается работоспособность и ухудшается общее самочувствие организма. Динамика работоспособности испытывает влияние недельного ритма: в понедельник происходит врабатываемость после выходных дней, максимум работоспособности наблюдается в середине недели, а к пятнице уже накапливается усталость, утомление и работоспособность падает. Следовательно, в понедельник и пятницу рабочую нагрузку стоит уменьшить за счет других рабочих дней. Недельному биоритму подвержены не только физиологические, но и психические процессы, а точнее целостное протекание тех и других. Вот почему особенно удачным распорядком оказывается тот, когда попеременно усиливается то физическая, то интеллектуальная активность человека. Недельный ритм упорядочил трудовую деятельность, приспособив ее к физическим возможностям и потребностям организма. Ритм этот не случаен, и борьба с ним – это борьба человека с его же собственными, но еще не познанными законами.

Конечно, нельзя жить строго по расписанию, но учитывать особенности каждого дня и, сообразуясь с этим, контролировать себя вполне возможно. Распределяя рабочую нагрузку, учитывайте следующее:

а) не планируйте трудовые подвиги в понедельник. Понедельник – день конфликтов, инфарктов и инсультов;

б) дни активных действий – вторник, среда, четверг;

в) пятница – день спокойной, рутинной работы, не требующей нагрузки и напряжения.

Смена дня и ночи, времени года приводит к тому, что органы человека

также ритмично изменяют свою активность. Суточный цикл, один из основных циклов, влияющих на работоспособность человека.

Самочувствие человека во многом зависит от того, насколько режим труда и отдыха соответствует его индивидуальным биоритмам.

Между ритмом жизни и здоровьем есть прямая и тесная связь, которую можно сформулировать так: ритм – это бодрость и высокая работоспособность, нарушение ритма – нездоровье [1] .

III. Исследование влияния различных типов суточных биоритмов на умственную работоспособность учащихся

3.1.Определение типа суточного биоритма учащихся

Испытуемым был предложен текстовый опросник Остберга в модификации С.И. Степановой. (Приложение 1) [2]. Учащиеся 6,8 и 9 классов ответили на 23 вопроса, ответы заносили в бланки. Данный тест помог выявить, к какому типу относится каждый испытуемый. Выделяют четко выраженный утренний тип, слабо выраженный утренний тип, аритмичный тип, слабо выраженный вечерний и четко выраженный вечерний тип. Для своей работы мы взяли основные типы – четко выраженный утренний тип («жаворонок»), четко выраженный вечерний («сова»), и аритмичный промежуточный тип.

В результате, получились следующие данные – из 34 испытуемых, 9 (26%) относятся к вечернему типу , 5 учащихся (15%) к утреннему и 20 человек (59%) – аритмичного типа (Приложение 2)

Считается, что люди именно аритмичного типа наиболее уравновешенны и приспособлены к современным условиям жизни. Общепринятый режим труда и отдыха наиболее близок этим биоритмам, к тому же аритмичные могут подстроиться без ущерба для здоровья практически к любому расписанию. Жаворонков отличают очень высокие показатели здоровья, однако их биоритмы наименее пластичны, поэтому любая смена режима с утреннего на вечерний тут же негативно отражается на их самочувствии. На первый взгляд кажется, что меньше всех повезло совам: рабочее настроение приходит к ним в тот момент, когда все собираются домой, да и показатели здоровья сов гораздо хуже, чем у жаворонков. Но ближе к 50 годам оказывается, что совы все-таки здоровее жаворонков, а все потому, что их адаптивные способности более высоки. К тому же совы менее подвержены стрессам, их отличает более оптимистичный жизненный настрой в противовес жаворонкам, которые весьма склонны к состояниям депрессии и тревоги.[6]

3.2 . Влияния биоритмов на умственную работоспособность учащихся

Для выяснения умственной работоспособности учащихся мы использовали методику В. Некрасова [2] (Приложение 3). Задачей испытуемых было – найти цифры над диагональю в порядке от 1 до 16, проговаривая вслух каждую найденную цифру. Время выполнения задания засекалось. Исследование проводилось в начале первого урока и во второй половине дня. А также в начале недели и в конце недели. (Приложение 4).

Если проанализировать состояние «жаворонков», то у 4-х человек из 5-ти умственная работоспособность на первом уроке высокая, у одного – средняя. Во второй половине дня работоспособность после высокой становится хорошей, а со средней – низкой. И только у одного испытуемого сохраняется на прежнем уровне. У «сов» из 9 человек на первом уроке работоспособность средняя у 6-ти учащихся, а во второй половине дня становится хорошей,

у 2-х человек с низкой становится средней и у одного испытуемого сохраняется хорошая работоспособность. У испытуемых с аритмичным типом – 10 человек из 20-ти утром с средней работоспособностью – из них у 4-х человек незначительно понизилась, у 6-ти сохранилась, у 5-ти человек с хорошей работоспособностью, только у одного человека понизилась и стала средней, у 3-х с высокой становится хорошей и у 2-х испытуемых

пониженная работоспособность сохраняется в течение дня (Приложение 4).

Если сравнить начало недели и вторую половину недели, то общая картина остается прежней: у учащихся с утренним типом работоспособность на первом уроке выше, чем на самоподготовке, у вечернего типа наоборот. Но несмотря на тип биоритма , в конце недели у 35% испытуемых работоспособность становится хуже.

III. Заключение

У живых организмов эволюционно сформировались ритмические изменения различных физиологических функций. В зависимости от индивидуальных особенностей организма выделяют несколько биоритмологических типов людей. Изучая литературу по данному вопросу, мы выяснили, что на умственную работоспособность влияют многие факторы: наследственность (свойства нервной системы, особенности высшей нервной деятельности), возраст, здоровье, мотивация.[3] При анализе полученных в ходе исследования данных, мы пришли к выводу: тип суточного биоритма так же оказывает существенное влияние на умственную работоспособность человека. У учащихся с четко выраженным утренним типом работоспособность во второй половине дня снижается, а у испытуемых с четко выраженным вечерним типом – повышается. Это подтвердило нашу гипотезу.

В конце рабочей недели умственная работоспособность снижается у 35% учащихся, что необходимо учитывать при распределении своих учебных обязанностей.

Интересен тот факт, что учащиеся, у которых умственная работоспособность не поменялась в течение дня, будь то «жаворонок» или «сова», серьезно занимаются спортом. Мы предположили, что в данном случае положительно сказывается чередование умственной и физической нагрузки.

Так же мы выяснили, что большинство испытуемых нашей школы по типу являются аритмичными, и у них работоспособность примерно одинаковая в течение дня.

К сожалению, ни в одной точке мира нет такого режима работы, который учитывал бы биоритмы человека и у большинства людей рабочий день начинается в 8 – 9 часов утра.

Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы для просветительской работы по

здоровому образу жизни, по результатам исследования составлены рекомендации, для учащихся с разными биологическими ритмами, для повышения работоспособности и сохранения своего здоровья.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Детская спортивная медицина / Под ред. С.Б. Тихвинского, С.В. Хрущева. – М.: Медицина, 1991

  1. Исследовательские работы учащихся по школьной биологии – Учебно-методическое пособие, Красноярск 2013 /под редакцией Н.В.Иванова

  1. 9. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: Учеб. пособие для студентов ВУЗов. - М., 1985.

  1. Физиология человека Серия: Учебная литература для студентов медицинских ВУЗов/ под редакцией В.М. Покровского изд. Медицина, 2001

  1. Энциклопедия для детей. Том 18.Человек. Ч. 1. Происхождение и природа человека. Как работает тело. Искусство быть здоровым. Москва Аванта 2004г.

  1. http://snotvornoe.ru/sleep/biorhythms/about/%E2%80%8E

Приложение 1 «Тест Остберга в модификации С.И.Степановой »

1. Когда бы вы предпочли вставать, если бы были совершенно свободны в выборе своего распорядка дня и руководствовались при этом исключительно личными желаниями?

Зимой: Летом: Баллы:

5.00- 6.45 4.00 - 5.45 5

6.46 – 8.15 5.46 – 7.15 4

8.16 – 10.45 7.16 – 9.45 3

10.46 – 12.00 9.46 – 11.00 2

12.01 – 13.00 11.01 – 12.00 1

2. Когда бы Вы предпочли ложиться спать, если бы планировали своё вечернее время совершенно свободно и руководствовались бы при этом исключительно личными желаниями?

Время (час):

Зимой: Летом: Баллы:

20.00 – 20.45 21.00 – 21.45 5

20.46 – 21.30 21.46 – 22.30 4

21.31 – 00.15 22.31 – 1.15 3

00.16 – 1.30 1.16 – 2.30 2

1.31 – 3.00 2.31 – 4.00 1

3. Как велика Ваша потребность в будильнике, если утром Вам необходимо встать в точно определенное время?

Баллы:

Совершенно нет потребности 4

В отдельных случаях 3

Пожалуй, с будильником надёжнее 2

Будильник мне абсолютно необходим 1

4. Если Вам пришлось готовиться к сдаче экзаменов в условиях жёсткого лимита времени и использовать для занятий ночь (23 – 2 ч), насколько продуктивна была бы ваша работа в это время?

Баллы:

Абсолютно бесполезна 4

Была бы некоторая польза 3

Работа была бы достаточно эффективной 2

Работа была бы высокоэффективной 1

5. Легко ли Вам вставать утром в обычное время?

Баллы:

Очень трудно 1

Довольно трудно 2

Довольно легко 3

Очень легко 4

6. Чувствуете ли Вы себя полностью проснувшимся в первые полчаса после подъёма?

Баллы:

Очень большая сонливость 1

Есть небольшая сонливость 2

Довольно ясная голова 3

Полная ясность мыслей 4

7. Каков Ваш аппетит в первые полчаса после подъёма?

Баллы:

Аппетита совершенно нет 1

Аппетит снижен, но не отсутствует 2

Довольно хороший аппетит 3

Прекрасный аппетит 4

8. Если бы Вам пришлось готовиться к экзаменам в условиях строгого лимита времени и использовать для подготовки раннее утро (4-7 часов), насколько продуктивной была бы Ваша работа в это время?

Баллы:

Абсолютно бесполезной 1

Была бы некоторая польза 2

Работа была бы достаточно эффективной 3

Работа была бы высокоэффективной 4

9. Чувствуете ли Вы физическую усталость в первые полчаса после подъёма?

Баллы:

Очень большая вялость, вплоть до разбитости 1

Небольшая вялость 2

Незначительная бодрость 3

Полная бодрость 4

10. Если Ваш следующий день свободен от работы, когда Вы ляжете спать?

Баллы:

Не позже обычного 4

Позже на час 3

Позже на 2 часа и более 2

11. Легко Вы засыпаете в обычных условиях?

Баллы:

Очень трудно 1

Довольно трудно 2

Скорее легко 3

Очень легко 4

12. Вы решили укрепить своё здоровье с помощью физкультуры. Ваш знакомый предлагает заниматься вместе по 1 часу 2 раза в неделю с 7 до 8 часов утра. Является ли этот период наилучшим для Вас?

Баллы:

В это время я бы находился в хорошей форме 4

Я был бы в довольно хорошем состоянии 3

Мне бы было трудно заниматься 2

Мне было бы очень трудно включиться в работу 1

13. Когда Вы вечером чувствуете себя настолько усталым, что должны лечь спать?

Время (час): Баллы:

20.00 – 21.00 5

21.01 – 22.15 4

22.16 – 00.45 3

00.46 – 2.00 2

2.01 – 3.00 1

14. При выполнении 2-х часовой работы, требующей от Вас полной мобилизации внутренних сил, какой из предлагаемых вариантов ответов Вы бы выбрали, если бы были совершенно свободны и руководствовались исключительно личными желаниями?

Время (час): Баллы:

8.00 – 10.00 6

11.00 – 13.00 4

15.00 – 17.00 2

19.00 – 21.00 0

15. Как велика Ваша усталость в 23 часа?

Баллы:

Очень устаю 5

Заметно устаю 3

Слегка устаю 2

Совершенно не устаю 0

16. Вам пришлось лечь спать несколько позже обычного, на следующее утро нет необходимости вставать в определенное время. Какой из предлагаемых вариантов ответов Вам больше всего подходит?

Баллы:

Проснусь в обычное время и больше не усну 4

Проснусь в обычное время, и буду дремать 3

Проснусь в обычное время и снова усну 2

Проснусь позже, чем обычно 0

17. Вы должны дежурить с 24 до 6 часов. Следующий день у Вас свободен. Когда Вы ляжете спать? Выберите вариант ответа.

Баллы:

Спать буду только до ночного дежурства 1

Перед дежурством вздремлю, а после него лягу спать 2

Перед дежурством хорошо высплюсь, а после него ещё подремлю 3

Полностью высплюсь после дежурства 4

18. В течении 2-х часов Вы должны выполнять тяжёлую физическую работу. Какой отрезок времени Вы предпочтете для этого?

Время (час): Баллы:

8.00 – 10.00 4

11.00 – 13.00 3

15.00 – 17.00 2

19.00 – 21.00 1

19. Вы решили заняться спортом 2 раза в неделю по 1 часу. Ваш знакомый предлагает заниматься с 20 до 21 часа. Насколько благоприятно, судя по самочувствию, было бы это время для Вас?

Баллы:

Я был бы в хорошей форме 1

Пожалуй, я был бы в приемлемой форме 2

Немного поздновато заниматься, я был бы в плохой форме 3

Это время для меня неприемлемо 4

20. В какое время Вы предпочитали вставать во время летних каникул в детстве, когда час подъёма определялся исключительно Вашим желанием?

Время (час): Баллы:

5.00 – 6.45 5

6.46 – 7.45

7.46 – 9.45

9.46 – 10.45 2

10.46 – 12.00 1

21. У Вас 5 – часовой рабочий день. Ваша работа интересна и удовлетворяет Вас. Укажите на все дни недели 5 непрерывных часов, когда эффективность вашей работы наивысшая.

Время (час): Баллы:

00.00 – 5.00 1

5.00 – 8.00 5

8.00 – 13.00 4

10.00 – 15.00 3

16.00 – 21.00 2

19.00 – 24.00 1

22. В какое время суток Ваша работоспособность наивысшая?

Время (час): Баллы:

00.00 – 4.00 1

4.00 - 8.00 5

8.00 – 12.00 4

10.00 – 14.00 3

13.00 – 17.00 2

17.00 – 21.00 1

23. К какому из типов работоспособности (утреннему или вечернему) Вы себя относите?

Баллы:

Чётко к утреннему 6

Скорее к утреннему 4

Скорее к вечернему 2

Чётко к вечернему 0

Свыше 92 баллов.- четко выраженный утренний тип

77-91 – слабо выраженный утренний тип

58-76- аритмичный тип

42-57 – слабо выраженный вечерний тип

Ниже 42 – четко выраженный вечерний тип

Приложение 2 « Соотношение биоритмических типов испытуемых»

Приложение 3 « Оценка умственной работоспособности по В. Некрасову»

Перед вами квадрат, состоящий из 16 полей, Каждое из них разделено по диагонали на две части. В прямом углу нижнего треугольника указан его порядковый номер, а в верхнем те же цифры в беспорядке. Ваша задача – найти цифры над диагональю в порядке от 1 до 16, проговаривая вслух каждую найденную цифру.

Время выполнения задания, сек.

Характеристика работоспособности

Быстрее 20 сек

Высокая

21-25

Хорошая

26-35

Средняя

36-40

Пониженная

41-50

Очень низкая

Приложение 4 « Оценка работоспособности у испытуемых»

Испытуемый

(биоритмический тип)

17.11 (8.30 )

вторник

16.11 (16.30)

вторник

11.12 (8.30)

пятница

11.12 (16.30)

пятница

1

четко выраженный вечерний

27 сек.

23 сек.

28 сек.

24 сек.

2

четко выраженный вечерний

30 сек.

25 сек.

28 сек.

25 сек.

3

четко выраженный вечерний

25 сек.

21 сек.

24 сек.

22 сек.

4

четко выраженный вечерний

37 сек.

28 сек.

36 сек.

30 сек.

5

четко выраженный вечерний

31 сек.

24 сек.

31 сек.

25 сек.

6

четко выраженный вечерний

27 сек.

21 сек.

27 сек.

26 сек.

7

четко выраженный вечерний

32 сек.

25 сек.

30 сек.

25 сек.

8

четко выраженный вечерний

39 сек.

35 сек.

38 сек.

35 сек.

9

четко выраженный вечерний

26 сек.

21 сек.

27 сек.

23 сек.

10

четко выраженный утренний

20 сек.

22 сек.

24 сек.

26 сек.

11

четко выраженный утренний

19 сек.

23 сек.

20 сек.

24 сек.

12

четко выраженный утренний

27 сек.

37 сек.

26 сек.

36 сек.

13

четко выраженный утренний

18 сек.

20 сек.

19 сек.

20 сек.

14

четко выраженный утренний

20 сек.

26 сек.

22 сек.

26 сек.

15

аритмичный

26 сек.

36 сек.

26 сек.

38 сек.

16

аритмичный

30 сек.

38 сек.

31 сек.

38 сек.

17

аритмичный

21 сек.

22 сек.

21 сек.

25 сек.

18

аритмичный

27 сек.

28 сек.

25 сек.

30 сек.

19

аритмичный

22 сек.

24 сек.

24 сек.

27 сек.

20

аритмичный

31 сек.

37 сек.

30 сек.

38 сек.

21

аритмичный

26 сек.

27 сек.

25 сек.

26 сек.

22

аритмичный

32 сек.

37 сек.

33 сек.

36 сек.

23

аритмичный

30 сек.

32 сек.

31 сек.

37 сек.

24

аритмичный

24 сек.

25 сек.

25 сек.

29 сек.

25

аритмичный

21 сек.

26 сек.

22 сек.

26 сек.

26

аритмичный

27 сек.

35 сек.

27 сек.

37 сек.

27

аритмичный

17 сек.

21 сек.

18 сек.

22 сек.

28

аритмичный

34 сек.

35 сек.

35 сек.

39 сек.

29

аритмичный

34 сек.

37 сек.

35 сек.

38 сек.

30

аритмичный

22 сек.

25 сек.

19 сек.

26 сек.

31

аритмичный

20 сек.

23 сек.

20 сек.

23 сек.

32

аритмичный

38 сек.

36 сек.

38 сек.

39 сек.

33

аритмичный

36 сек.

39 сек.

38 сек.

37 сек.

34

аритмичный

17 сек.

20 сек.

19 сек.

21 сек.

Просмотров работы: 2868