ИЗМЕНЕНИЯ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ, АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ И ЧАСТОТЫ ПУЛЬСА У РОДИТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ ВЫПУСКНЫХ КЛАССОВ

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ИЗМЕНЕНИЯ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ, АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ И ЧАСТОТЫ ПУЛЬСА У РОДИТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ ВЫПУСКНЫХ КЛАССОВ

Яблочкина Е.С. 1
1КГУ "СОШ №81"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Оглавление

Введение ………………………………………………………………………….. 3

Основная часть работы …………………………………………………………. 4

Общая характеристика исследуемой группы и методов исследования ….. 4

Результаты исследования ……………………………………………………….. 6

Исследование ситуативной тревожности у родителей учеников

выпускных классов ………………………………………………………………. 6

Исследование изменения артериального давления и частоты пульса

у родителей учащихся выпускных классов ……………………………..…… 7

Заключение ………………………………………………………………………... 9

Выводы ..…………………………………………………………………………. 10

Список использованной литературы ………………………………………… 11

Приложения ……………………………………………………………………… 12

Введение

В настоящее время стресс стал рассматриваться не только с биологической, но и психологической точки зрения.[4; 9; 11] Вероятно, причиной этого является то, что в основном действие факторов внешней среды приходится на нервную систему и эта нагрузка приводит к ее истощению и нарушению психологического состояния.

Увеличивающийся поток информации и психоэмоциональное напряжение привели к тому, что биологический стресс стал рассматриваться как психологический. При этом на фоне психологического стресса происходит не только нарушение психологического состояния, но и развиваются заболевания, которые стали называть «болезнями образа жизни» [4; 9].

Особого внимания заслуживают проявления психологического стресса не только во время подготовки и сдачи экзаменов в выпускных классах [2; 3; 5; 6; 10], но и в течение всего учебного года. Сама по себе психологическая обстановка, которая влияет на учеников выпускных классов, складывается с одной стороны из отношений между учителями и учениками, учениками между собой, а с другой во многом зависит от взаимоотношений в семье. При этом психологическое состояние родителей, которые переживают за результаты выпускных экзаменов, может быть даже больше самих учеников является дополнительным фактором определяющих интенсивность психологического стресса во время учебы в выпускном классе.

В то же время, часто родители стараются скрыть свое волнение от своих детей, но это может приводить к повышению артериального давления, учащению пульса, нарушениям сна. В свою очередь это может приводить к истощению организма, повышенной раздражительности, быстрой смене настроения, а это только увеличивает психологическое напряжение в семье и повышение тревожности не только у родителей, но и всех членов семьи, в том числе и учеников выпускных классов.

Если вопросы влияния психологического стресса во время обучения и сдачи экзаменов у учащихся изучены [1; 2; 3; 5; 9; 10], то исследований по изучению влияния психологического стресса во время подготовки и сдачи выпускных экзаменов у родителей учащихся выпускных классов нам не встретилось.

Поэтому, изучение особенностей изменения психологического состояния у родителей учеников выпускных классов во время подготовки к экзаменам является актуальным и перспективным направлением исследований.

Цель: изучить изменение ситуативной тревожности у родителей учеников выпускных классов в течение первой половины учебного года.

Исходя из цели были поставлены задачи:

  1. Изучить динамику ситуативной тревожности у родителей учащихся выпускных классов в течение первого полугодия

  2. Изучить динамику артериального давления и частоты пульса у родителей учащихся выпускных классов в течение первого полугодия

  3. Обосновать необходимость проведения занятий по снижению силы психологического стресса у родителей учащихся выпускных классов в течение учебного года

Основная часть

Общая характеристика исследуемой группы и методов исследования

Исследования проводились в течение первого полугодия 2014-2015 гг. Были изучены результаты теста на определение ситуативной тревожности (тест Спилбергера-Ханина), частота пульса (Ps) и артериальное давление (АД).

Исследование проводили в начале учебного года и в конце II четверти у 28 родителей учеников выпускных классов. Все родители (мамы учеников) дали письменное информированное согласие на участие в исследовании и соглашение о неразглашении личных данных участников исследования

Выбор был остановлен на мамах учеников выпускных классов и связан с тем, что они более охотно шли на контакт и оказались более дисциплинированными при выполнении этапов исследования.

Исследования проводили в начале учебного года как контрольный показатель при оценке результатов, полученных в конце II четверти (конце первого полугодия)

При исследовании ситуативной тревожности был использован тест Ч. Спилбергера [7] в модификации Ю.Л. Ханина [8].. Подшкала теста Спилбергера-Ханина исследования ситуативной тревожности состоит из 20 вопросов (Приложение 1) и позволяет оценить реакцию на конкретную стрессовую ситуацию. В данном случае мы определяли изменение ситуативной тревожности в ответ на ожидаемый в течение всего учебного года стресс, связанный с ЕНТ (единое национальное тестирование в Республике Казахстан) или ЕГЭ (единый государственный экзамен в Российской Федерации).

Характеристикой ситуативной тревожности, которая возникает на стрессовую ситуацию как состояние, являются субъективные проявления эмоций, психологическая изменчивость, быстрая смена настроения, раздражительность, беспокойство, тревожность, нарушения сна, повышение артериального давления, увеличение частоты сердечных сокращений и дыхания. Эти проявления зависят от силы стресса, его длительности и стрессоустойчивости человека.

В начале учебного года сила стресса не очень большая, но чем ближе ЕНТ или ЕГЭ, тем сильнее стресс и его влияние на частоту пульса и артериальное давление.

Расшифровку результатов теста на ситуативную тревожность производят с помощью «ключа» (Приложение 2). При определении ситуативной тревожности диапазон оценок варьирует от 20 до 80 баллов. При этом оценки до 30 баллов свидетельствуют о низкой ситуативной тревожности, в интервале 31 - 44 балла – об умеренной ее интенсивности, а при 45 баллах и более – о высоком уровне ситуативной тревожности [7; 8].

АД и Ps измерялись в начале учебного года (в первую неделю занятий), когда ещё отсутствовали большие эмоциональные нагрузки, 2 измерение проводилось в последнюю неделю второй четверти во время проведения предварительного тестирования по программе ЕНТ предыдущего года.

Измерение АД проводилось электронным тонометром фирмы «Omron», с параллельной регистрацией частоты Ps. Критериями для оценки являлись изменения систолического и диастолического АД и изменения частоты Ps.

Статистическую обработку производили с помощью вариационной статистики. При оценке ситуативной тревожности строили вариационные ряды, рассчитывали среднюю арифметическую (M), ошибку средней арифметической (m), по формуле и таблице Стьюдента определяли достоверность различий показателей в начале учебного года и в конце II четверти. При оценке результатов изменения показателей АД и PS производили индивидуальный анализ. После этого оценивали количество участниц исследования с увеличившимися показателями АД и PS, уменьшившимися и оставшимися без изменений, затем рассчитывали по правилу моментов в процентах удельный вес каждого показателя в исследуемой группе. После этого определяли достоверность различий по таблицам Стьюдента между показателями в начале учебного года и в конце II четверти.

Результаты исследования

Исследование ситуативной тревожности у родителей учеников выпускных классов

Изменение ситуативной тревожности является показателем, который позволяет оценить изменение психологического состояния в течение длительного и увеличивающегося по силе психологического стресса [1].

Было установлено (Приложение 3) что в начале учебного года и в конце II четверти низкого уровня ситуативной тревожности не было ни у одной участницы (таблица 1).

Сравнительный анализ результатов исследования ситуативной тревожности показал, что в конце II четверти число родителей учеников выпускных классов с высоким уровнем ситуативной тревожности стал достоверно больше, чем в начале учебного года (P˂ 0,05).

Соответственно стало достоверно меньше участниц с умеренной ситуативной тревожностью (P˂ 0,05).

Табл. 1. – Динамика результатов ситуативной тревожности в начале учебного года и в конце II четверти (n=28)

Ситуативная тревожность

Время исследования

Начало учебного года

Конец II четверти

 

Абс.

M±m (%)

Абс.

M±m (%)

Низкая

-

-

-

-

-

Умеренная:

17

60,7±9,2

3

10,7±5,7

P˂0,05

Высокая

11

39,3±9,2

25

89,3±5,7

P˂0,05

Средние баллы M±m

40,7±3,6

51,6±2,4

P>0,05

P – достоверность различий с показателями в начале учебного года

Следует отметить, что в конце II четверти увеличился средний балл ситуативной тревожности, но различия с началом учебного года были недостоверными (P> 0,05).

Таким образом, у родителей учеников выпускных классов было увеличение ситуативной тревожности в конце II четверти, когда начали проводить промежуточное пробное тестирование по ЕНТ. Возможно, это было связано с волнением, связанным с ожиданием какие изменения в результатах будут по сравнению с началом учебного года.

Исследование изменения артериального давления и частоты пульса у родителей учащихся выпускных классов

Кроме того, мы сравнили АД и Ps в начале учебного года и в конце II четверти (Приложение 4). Мы обратили внимание на то, что в большинстве случаев отмечалось увеличение АД и частоты пульса в конце II четверти (таблица 2).

При измерении АД в начале учебного года у 7 (25,0±8,1%) из 28 (100%) участниц исследования были получены показатели, которые были больше 120 мм рт ст. То есть у них была склонность к гипертонии. При этом число родителей учеников выпускного класса с нормальными показателями давления было достоверно больше, чем с высоким уровнем АД.

Следует отметить, что в конце II четверти отмечалось увеличение количества участниц исследования с повышенным АД, но разница с началом года была недостоверной (P> 0,05).

Табл. 2. – Результаты исследования АД и Ps в начале учебного года и в конце II четверти

Исследуемые показатели

Время исследования АД

 

Начало года

Конец II четверти

Повышенное АД

7 (25,0±8,1%)

16 (57,1±9,3%)

P>0,05

Нормальное АД

21 (75,0±8,1%)

12 (42,9±8,1%)

P>0,05

Увеличение АД

-

24 (85,7±6,6%

P˂0,05

Стабильные показатели

28 (100%)

4 (14,3±6,6%

P˂0,05

Частота Ps более 80 в 1 мин

10 (35,7±9,1%)

21 (75,0±8,1%)

P˂0,05

Частота Ps менее 80 в 1 мин

18 (64,3±9,1%)

7 (25,0±8,1%)

P˂0,05

Увеличение частоты Ps

-

27 (96,4±3,6%)

P˂0,05

Стабильные показатели

28 (100%)

1 (3,6±3,5%)

P˂0,05

P – достоверность различий с показателями в начале учебного года

В то же время, отмечалась общая картина к увеличению АД в группе в целом. То есть количество родителей, у которых показатели давления в конце II четверти были больше, чем в начале года достоверно увеличилось (P˂ 0,05).

При сравнении частоты Ps в начале учебного года было установлено, что хотя учащение Ps более 80 ударов 1 минуту было у меньшего количества участниц исследования, разница с нормальными показателями была недостоверной (P> 0,05).

В конце II четверти отмечалось увеличение частоты пульса у достоверного большего количества женщин (P˂ 0,05) и лишь у 1 (3,6±3,5%) сохранились стабильные показатели. При этом достоверно увеличилось количество женщин с учащенным пульсом больше 80 ударов в 1 минуту (P˂ 0,05).

Полученные результаты свидетельствовали о том, что у родителей учеников выпускных классов уже в конце II четверти отмечалось увеличение АД и частоты Ps, а у части из них показатели были выше, чем нормальные. Это являлось показателем отрицательного влияния стресса на их состояние здоровья.

Заключение

В течение всего учебного года в выпускном классе ученики подвергаются психологическому стрессу. Это приводит к истощению нервной системы и организма в целом и может привести к снижению результатов заключительного экзаменационного тестирования – ЕНТ или ЕГЭ.

Однако действие психологического стресса распространяется не только на учеников, но и их родителей. Родители иногда в большей степени переживают за своих детей. Они возлагают на них надежды и ждут от них успешной сдачи ЕНТ и ЕГЭ.

В то же время, родители имеют меньше информации, чем их дети, которые учатся в выпускных классах об уровне их подготовки и способностях справиться со стрессом на экзаменах. Страх перед провалом детей на экзаменах, мнение по этому поводу окружающих еще больше увеличивают у родителей силу психологического стресса и тревожность.

При исследовании изменения ситуативной тревожности, которая связана непосредственно со стрессовой ситуацией и показателей АД и частоты Ps у родителей учеников выпускных классов было установлено, что уже в течение первого полугодия у них отмечается увеличение тревожности и эти показатели статистически достоверны. Это подтверждается увеличением среднего балла ситуативной тревожности в конце II четверти, который был достоверно больше, чем в начале учебного года.

В тех случаях, когда длительное время сохраняется психологический стресс и увеличивается ситуативная тревожность, будут истощаться нервная система и организм в целом. Это создает условия для развития различных заболеваний, таких как артериальная гипертензия, болезни сердечно-сосудистой системы, нарушения психологического состояния, сна и другие расстройства.

Соответственно, высокая ситуативная тревожность будет приводить к изменениям АД и частоты Ps.

При исследовании изменений величины АД и частоты Ps было установлено, что в течение первого полугодия выпускного класса отмечалось увеличение частоты гипертонии и частоты Ps у родителей учеников выпускного класса. То есть психологический стресс создавал условия для развития сердечно-сосудистых заболеваний и оказывал отрицательное влияние на состояние здоровья родителей выпускников.

Выводы:

  1. Под влиянием психологического стресса у родителей учеников выпускных классов в конце II четверти отмечалось достоверное увеличение уровня ситуативной тревожности.

  2. Увеличение ситуативной тревожности создавало условия для повышения АД и учащения PS, что отрицательно влияло на состояние здоровья родителей учеников выпускных классов.

  3. Учитывая, что родители учеников выпускных классов подвергаются психологическому стрессу вместе со своими детьми, готовящимися к сдаче ЕНТ и ЕГЭ, необходимо в течение учебного года проводить с ними занятия по снижению интенсивности психологического стресса, тревожности и повышения артериального давления.

Список литературы

  1. Бизина Т.В., Долгих В.Р., Корабельникова И.А., Яблочкина Е.С. Динамика ситуативной тревожности у студенток I курса в течение первого семестра и перед экзаменами // Клиническая медицина. – 2015 – т. 24. – С. 222-226.

  2. Козорез Е.В., Кирьянова Е.Н. Влияние экзаменационного стресса на психоэмоциональное и физиологическое состояние обучающихся / Центр психолого-медико-социального сопровождения // Мат. III межд. научно-практической конф. «Психолого-педагогические проблемы личности и социального взаимодействия». – 2012. - С. 278-282.

  3. Микляева A.B., Румянцеа П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. СПб.: Речь, 2004. - 248 с.

  4. Психофизиология: Учебник для ВУЗов под ред. ЮИ Александрова. СПб., 2006. – 331 с.

  5. Рытова О.А. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в период подготовки и сдачи экзамена: Метод. рекомендации. – Горно-Алтайск, 2006. – С. 41.

  6. Салехов С.А., Гордеев М.Н., Бизина Т.В., Максимюк Н.Н. Иерархия психоэмоционального и информационного факторов в структуре экзаменационного стресса // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5; URL: http://www.science-education.ru/128-21959 (дата обращения: 05.10.2015).

  7. Спилбергер Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Тревога и тревожность / Под ред. В.М.Астапова. — СПб.: Питер, 2001.-С. 88-103.

  8. Ханин, Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера. - Л. : ЛНИИФК, 1976.- 18 с.

  9. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2012. – 256 с.

  10. Richardson M., Abraham C., Bond R. Psychological correlates of university students' academic performance: A systematic review and meta-analysis // Psych Bul. - 2012, Vol 138(2), P. 353-387.

  11. Salekhov SA, Gordeev MN, Salekhova YS, Korabelnikova IA (2015) INFLUENCE OF EMOTIONAL AND INFORMATIONAL FACTORS IN IMPLEMENTATION OF COPING STRATEGIES IN PSYCHOLOGICAL STRESS. ISJ Theoretical & Applied Science 11 (31): 147-154. Soi: http://s-o-i.org/1.1/TAS-11-31-24 Doi: http://dx.doi.org/10.15863/TAS.2015.11.31.24

Приложение 1

Шкала ситуативной тревожности

Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

Суждение

Никогда

Почти никогда

Часто

Почти всегда

Баллы

1

Я спокоен

1

2

3

4

 

2

Мне ничто не угрожает

1

2

3

4

 

3

Я нахожусь в напряжении

1

2

3

4

 

4

Я внутренне скован

1

2

3

4

 

5

Я чувствую себя свободно

1

2

3

4

 

6

Я расстроен

1

2

3

4

 

7

Меня волнуют возможные неудачи

1

2

3

4

 

8

Я ощущаю душевный покой

1

2

3

4

 

9

Я встревожен

1

2

3

4

 

10

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

1

2

3

4

 

11

Я уверен в себе

1

2

3

4

 

12

Я нервничаю

1

2

3

4

 

13

Я не нахожу себе места

1

2

3

4

 

14

Я взвинчен

1

2

3

4

 

15

Я не чувствую скованности, напряжения

1

2

3

4

 

16

Я доволен

1

2

3

4

 

17

Я озабочен

1

2

3

4

 

18

Я слишком возбужден и мне не по себе

1

2

3

4

 

19

Мне радостно

1

2

3

4

 

20

Мне приятно

1

2

3

4

 

до 30 баллов – низкая; 31 - 44 балла - умеренная; 45 и более – высокая

Приложение 2

КЛЮЧ К ТЕСТУ: СИТУАТИВНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ

СТ

Ответы

№№

1

2

3

4

Ситуативная тревожность

1

4

3

2

1

2

4

3

2

1

3

1

2

3

4

4

1

2

3

4

5

4

3

2

1

6

1

2

3

4

7

1

2

3

4

8

4

3

2

1

9

1

2

3

4

10

4

3

2

1

11

4

3

2

1

12

1

2

3

4

13

1

2

3

4

14

1

2

3

4

15

4

3

2

1

16

4

3

2

1

17

1

2

3

4

18

1

2

3

4

19

4

3

2

1

20

4

3

2

1

Приложение 3.

Результаты теста на ситуативную тревожность в начале учебного

года и в конце II четверти

Время исследования

Начало учебного года

Конец II четверти

1

46

49

2

37

47

3

35

49

4

41

50

5

37

47

6

42

57

7

45

55

8

41

45

9

47

49

10

45

54

11

34

56

12

46

42

13

38

54

14

42

51

15

43

49

16

38

50

17

37

53

18

43

50

19

45

58

20

44

63

21

46

59

22

39

44

23

46

58

24

40

43

25

45

62

26

46

48

27

43

46

28

45

47

M±m

40,7±3,6

51,6±2,4

Низкая

-

-

Умеренная

17 (60,7±9,2%)

3(10,7±5,7%)*

Высокая

11(39,3±9,2%)

25(89,3±5,7%)*

* - достоверность различий между показателями в начале учебного года и в конце II четверти

до 30 баллов – низкая,

31 - 44 балла - умеренная; 45 и более – высокая

Приложение 4.

Результаты исследования АД и Ps в начале учебного года и

в конце II четверти

АД

 

Начало года

Конец II четверти

Начало года

Конец II четверти

1

115/72

113/64

78

83

2

120/80

124/78

67

78

3

!27/78

!38/76

79

82

4

112/64

117/63

74

85

5

120/80

127/78

74

84

6

126/85

137/87

82

83

7

119/67

118/69

76

77

8

120/73

126/74

84

84

9

113/62

118/63

68

79

10

130/74

141/76

73

78

11

117/79

119/79

85

85

12

128/81

136/79

82

82

13

118/77

118/77

77

84

14

119/76

131/79

73

77

15

120/58

122/62

80

84

16

111/69

116/71

67

86

17

132/86

134/82

87

87

18

113/62

115/67

73

86

19

119/76

127/76

81

78

20

129/79

133/78

87

92

21

123/71

123/71

79

85

22

120/68

125/66

85

89

23

109/56

120/73

79

84

24

118/67

119/68

67

76

25

118/74

118/74

84

87

26

120/63

132/65

87

88

27

116/73

119/74

71

83

28

119/83

122/82

63

72

- повышенное артериальное давление (>120 мм рт ст), учащение пульса (>80 уд в 1 мин)

- увеличение показателей в конце II четверти

16

Просмотров работы: 1069