ВЛИЯНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ РИТМОВ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И УСПЕВАЕМОСТЬ УЧАЩИХСЯ ВОСЬМЫХ, ДЕСЯТЫХ КЛАССОВ ВАРГАШИНСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ №3

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ВЛИЯНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ РИТМОВ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И УСПЕВАЕМОСТЬ УЧАЩИХСЯ ВОСЬМЫХ, ДЕСЯТЫХ КЛАССОВ ВАРГАШИНСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ №3

Коробейникова Анна Витальевна 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Оглавление………………………………………………………………………1

Введение…..…………………………………………………………...………...2

История исследований биоритмов…………………………………………. …4

Методика исследования……………………….…….……….…..…………......4

Результаты исследования…….………………………………..……………….5

Выводы…………………………………………………………………………..7

Заключение………………………………………………………..............…….9

Список источников и использованной литературы……………….…………10

Приложение 1 Классификация биоритмов…...………………...……………11

Приложение 2 Изучение индивидуального характера суточной изменчивости уровня бодрствования….……………….................……...................................16

Приложение 3Тест для определения индивидуального биологического профиля……………………………………………………….………………..................18

Приложение 4 Процесс проведения тестирования учащихся..……………...22

Приложение 5Результат тестирования «Что вы за птица?»….……………..23

Приложение 6 Результат определения типа биоритма…….…………..........25

Введение

Существует особая наука – биоритмология, которая занимается изучением ритмов активности и пассивности, протекающих в нашем организме.

Биологические ритмы или биоритмы – это более или менее регулярные изменения характера и интенсивности биологических процессов. Способность к таким изменениям жизнедеятельности передается по наследству и обнаружена практически у всех живых организмов. Их можно наблюдать в отдельных клетках, тканях и органах, в целых организмах и в популяциях.

С каждым годом ученые находят новые биологические ритмы. В1931 году шведскими учеными Г. Агреном, О. Виландером и Е. Жоресом впервые было доказано существование суточного ритма изменения содержания гликогена в печени и мышцах, а в 60-х годах было обнаружено уже более 50-ти биологических функций, имеющих суточную периодичность.

Любая живая система, в том числе и человек, постоянно находится в состоянии обмена информацией, энергией и веществом с окружающей средой. Если по каким-либо причинам этот обмен нарушается, то это отрицательно сказывается на развитии и жизнедеятельности организма.

Поэтому человеку важно учитывать свои индивидуальные биоритмы при разработке и обосновании различных режимов деятельности, так как обнаружено, что они могут влиять на работоспособность.

Актуальность проблемы: человеческий организм подчиняется ритмам, заложенным природой, и эти ритмы оказывают влияние на все процессы, происходящие в организме, и учет этих ритмов и правильное отношение к ним — основа человеческого здоровья.

Цель работы: выявить влияние биологических ритмов на жизнь людей, рассмотреть влияние биологических ритмов на успеваемость учащихся восьмых и десятых классов МКОУ «Варгашинская СОШ №3».

Задачи:

  • Определить к какому типу биологического ритма относятся учащиеся разного возраста.

  • Изучить влияние биоритмов на работоспособность учащихся восьмого и десятого класса.

  • Составить рекомендации оптимального режима труда и отдыха с учетом разного типа биоритма.

Методы работы:

  • Обзор литературных источников

  • Когнитивное тестирование

  • Статистический анализ

Обзор литературы:

  1. Ужегов Г.Н. «Биоритм. Хорошие и плохие дни в вашей жизни». - Ростов, Феникс, 2000г.

Подробно рассматриваются три основных ритма человека: физический, интеллектуальный и эмоциональный. Автор советует каждому человеку полезно сконструировать свою собственную карту биоритмов на каждый месяц, каждую неделю, каждый день.

  1. Ужегов Г.Н. «Биоритмы на каждый день» - М: Издательство Торговый дом «Грант», агенство «Фаир», 1997.

Генрих Николаевич дает определение следующим понятиям: биохимия, биофизика, физиология человека, биологические ритмы. Автор пишет о подчинении всей нашей жизни ритмам.

  1. Шапошникова В.И., Левин М.Я, Левин В.Р. «Критические периоды в жизни человека». Ленинград 1975г.

В книге описываются критические периоды в жизни человека, их взаимосвязь с многолетними биоритмами. Способности человека адаптироваться к различным условиям.

Место проведения данного исследования – муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Варгашинская средняя общеобразовательная школа №3». На данный момент в школе обучается 400 учащихся.

Дата проведения исследования - 2014-2015 учебный год.

История исследований биоритмов

О существовании биологических ритмов людям известно с древних времен. Уже в «Ветхом Завете» даны указания о правильном образе жизни, питании, чередовании фаз активности и отдыха. О том же писали ученые древности: Гиппократ, Авиценна и другие.

Основателем биоритмологии принято считать немецкого врача Христофора Вильяма Гуфелянда, который в 1797 году обратил внимание коллег на универсальность ритмических процессов в биологии: каждый день жизнь повторяется в определенных ритмах, а суточный цикл, связанный с вращением Земли вокруг своей оси регулирует жизнедеятельность всего живого, включая организм человека.

Первые серьезные научные исследования в этой области начали проводиться в начале XX века, в том числе российскими учеными И. П. Павловым, В. В. Вернадским, А. Л. Чижевским.

Достижения отечественной биоритмологии нашли широкое применение в организации режима трудовой деятельности и отдыха, повышении работоспособности, физическом совершенствовании человека. Биологические ритмы - эволюционная форма адаптации к условиям ритмических изменений параметров внешней среды. Это временное взаимодействие различных функциональных систем организма друг с другом и с окружающей средой, способствующее их гармоничному согласованию и жизнедеятельности в целом.

Методика исследования

Обзор литературных источников – это изучение работ, опубликованных российскими и зарубежными авторами по теме планируемого исследования, теоретический фундамент работы.

Когнитивное тестирование – это выявление, измерение и определение психологических особенностей каждого конкретно взятого индивида, посредством тестовых материалов. Анкетирование учащихся нашей школы.

Статистический анализ — это расчет статистических показателей, позволяющий описать изучаемое явление, выявить его динамику, структуру, взаимосвязь с другими явлениями, закономерности, сделать прогнозы на будущее.

Результаты исследования

Определение суточных биоритмов у учащихся разного возраста

Мною было проведено анкетирование среди учащихся 8 и 10 класса (Приложение 2 «Изучение индивидуального характера суточной изменчивости уровня бодрствования» и Приложение 5 «Результаты тестирования: Что вы за птица?»). В анкетировании приняли участие 27 учеников. Среди них: 8 человек «жаворонки» =30% , 11«голуби» =40% , 8 «совы» =30% .

Определение типа биоритма у учащихся разного возраста

Большинство людей предпочитают для работы определенное время суток. Одни наиболее продуктивно трудятся утром, а другие - в вечернее время. Люди, обладающие разным ритмом работоспособности, отличаются особенностями характера и тем, как они реагируют на окружающее и как болеют. Все это позволяет считать ритм работоспособности не результатом привычки к определенному режиму труда, а внутренне присущим человеку качеством.

Для достижения оптимальных результатов в работе необходимо совпадение ее нагрузок с биологическим ритмом трудоспособности.

Используя тест (Приложение 3), я определила индивидуальные биоритмы учащихся 8 и 10 классов (Приложение 6).

Выводы

  1. Определение типа биологического ритма у учащихся разного возраста.

Большинство учащихся восьмого класса относятся к типу биоритма голубь (44,5%), а также – жаворонок (39%).

Среди десятиклассников больше учащихся с типом биологического ритма сова (55,5%)

  1. Изучение влияния биоритмов на работоспособность учащихся восьмого и десятого класса.

Лучшую успеваемость в обучении имеют учащиеся с типом биоритма «голубь», так как это тот тип людей, который может жить по любому распорядку, однако резкая смена режима нежелательна.

Также более мобильны люди с типом биоритма «жаворонки». «Жаворонки»- это те люди, которые просыпаются рано и сразу же могут приступить к работе, их пик активности совпадает с учебной нагрузкой.

Также среди учащихся есть «совы». Это та категория людей, которым, напротив, нужно больше времени, чтобы начать работать и им трудно сконцентрироваться утром, а вечером они бодры и полностью работоспособны.

  1. Рекомендации учащимся.

1. После окончания учебных занятий рекомендуется в течение получаса побыть на воздухе (суммарная двигательная активность должна ежедневно составлять не менее 2 часов.)

2. Стремитесь к правильному распределению умственной и физической нагрузки в течение дня:

• К выполнению домашнего задания старайтесь приступать не позже 18часов.

•Для рационального обучения советуем учитывать трудность предметов, используя шкалу трудности предметов, приложенную к работе.

•Стремитесь к соблюдению временных рамок при выполнении домашних заданий (не более 4 часов.).

•Соблюдайте режим продолжения сна (не менее 8-8,5 часов) и правильного времени отхода ко сну (не позже 23 часов.)

3. Типовой режим дня рассчитан на «голубей», они легко настраивают себя по социальным часам: и встают, когда надо, и вовремя заснут.

4. Распорядок дня «жаворонков» и «сов» нуждается в корректировке, которая будет грамотно сочетать природные пики работоспособности с нагрузками социальными. И, прежде всего, с учебой.

5. Для «жаворонков» рекомендуется: перенести часы учебных занятий на утро. Стихи, которые многие рекомендуют учить перед сном, жаворонку просто необходимо повторить, собираясь в школу. Плотный завтрак. Посильные домашние и собственные дела рекомендуется сделать с утра (позавтракать, полить цветы, накормить или погулять с животными). Для «сов» рекомендуется: домашние задания, сборку портфеля стоит сделать с вечера. Не рекомендуется делать зарядку.

6.Лучший завтрак для «голубя» – хлеб с маслом, мармелад, кофе. Часов в 10 будет полезно добавить мюсли с молоком. Обед обязательно солидный: суп, мясо или рыба с гарниром, пудинг. А на ужин – хлеб, творог, чай, желательно не позже 9.30 вечера.

7. «Сове» лучше всего утром обойтись чашечкой кофе. Через пару часов добавить небольшое количество пищи с углеводами. В обед – снова углеводы и жиры в небольшом количестве. Главная часть дневного рациона должна приходиться на вечер – салаты, макаронные изделия, даже шоколад.

8. «Жаворонку» необходим обильный завтрак: сок, кофе, мюсли, хлеб с колбасой или сыром. Этого вполне хватит, и на обед достаточно будет большого салата. А вечером, между 7 и 8 часами, съешьте бутерброд с сыром или колбасой, удовлетворив потребность в сладком простым бананом.

Итак, важнейший принцип корректировки типового режима - не ломать природный ритм ребенка, а действовать в такт с ним. Грамотно составленный распорядок дня сбережет не только время, но и энергию психическую и физическую.

Заключение

Биологические ритмы живых организмов, в том числе и человека, проявляются во всех жизненных процессах. Без них невозможна была бы жизнь. Поэтому при изучении биологических ритмов важно не только знать об их существовании, но и учитывать их локализацию и роль в жизни.

В результате проведенного тестирования определен тип работоспособности учащихся разного возраста; выявлены часы максимальной и минимальной активности в течение суток. Действительно, биоритмы влияют на учебный процесс, и их необходимо учитывать при составлении оптимального режима труда и отдыха. Поэтому всем учащимся даны индивидуальные рекомендации по режиму труда, отдыха и особенностям питания.

Человеческая жизнь многообразна. Ее никогда не рассчитать по циклам и по дням. Но, с другой стороны, человек иметь право попытаться понять, отчего в одном и том же состоянии он ощущает себя совершенно по-разному? Поэтому биоритмы действительно имеют место быть. С этим нельзя не считаться. Знание биоритмов и планирование деятельности в соответствии с ними, могло бы значительно улучшить качество жизни человека.

Список источников и использованной литературы

  1.  
    1.  
      1.  
        1. Биологические ритмы /Под ред. Ю. Ашоффа: В 2 т.- М.: Мир, 1984.

        2. Биологические ритмы здоровья /Гриневич В.//Наука и жизнь, 2005.

        3. Биологический энциклопедический словарь. -М.: Российская энциклопедия, 2000. Статьи: «Биологические ритмы», «Биологические часы».

        4. Детари Л., Карцаги В. Биоритмы / Пер. с венг. - М., 1984.

        5. Иванов В.И. Управление самочувствием. – М.: Аграф, 1996.

        6. Малахов Г.П. Биоритмология. – СПб.: ИД «Весь», 2001

        7. Ужегов Г.Н. «Биоритмы на каждый день» -М: Издательство Торговый дом «Грант», агенство «Фаир», 1997.

        8. Ужегов Г.Н. «Биоритм. Хорошие и плохие дни в вашей жизни»- Ростов, Феникс, 2000г.

Приложение 1

Классификация биологических ритмов

Выработанная всем ходом эволюции временная последовательность взаимодействия различных функциональных систем организма с окружающей средой способствует гармоничному согласованию разных ритмических биологических процессов и обеспечивает нормальную жизнедеятельность целостного организма. Тем самым выявляется важное адаптивное значение биоритмов для жизнедеятельности организма.

Экзогенные (внешние) ритмы - ритмы, реагирующие на поступление из внешней среды определенных сигналов. Если не будет сигналов, не появится и реакция. К числу внешних ритмов в известной степени принадлежат, например, «птичьи часы». Птицы утром начинают петь в определенном порядке, и заканчивают в обратном порядке. Если небо утром внезапно затянется тучами, то пение в той же самой последовательности раздастся дважды. Таким образом, можно сделать вывод что утренние «птичьи часы» зависят от освещенности.

Эндогенные (внутренние) ритмы - ритмы, периодичность которых не зависит от внешних сигналов. К числу процессов проявляющих внутренние ритмы, среди прочих относятся биение сердца, периодические колебания электрического потенциала коры больших полушарий.

Высокочастотные биоритмы.

Ритмы высокой частоты: от доли секунды до 30 мин. Ритмы протекают на молекулярном уровне, проявляются на ЭКГ, регистрируются при дыхании, перистальтике кишечника.

Среднечастотные биоритмы.

Ведущая роль среди всех биоритмов принадлежит суточному или циркадному циклу, обусловленному вращением Земли вокруг своей оси. Большинство процессов и реакций, протекающих в организме, повинуются именно этому ритму. Суточная периодичность жизненных функций организма является врожденным свойством, однако, иногда некоторые изменения в этом ритме могут произойти под влиянием социальных факторов. Руководит этим циклом свет. Соответственно, когда он есть – организм находится в активной фазе, когда нет – скорость физиологических процессов снижается. Основные суточные ритмы активности органов и систем, эндокринных желез, клеток учеными уже установлены. Так, например, значения артериального давления и температуры тела достигают максимума к 18 часам, а минимумы регистрируется около 3 часов ночи. Именно нарушение циркадных ритмов является первопричиной многих заболеваний.

Сова, жаворонок или голубь?

Выделяют три группы людей, имеющие три типа суточных биоритмов.

«Жаворонки» - люди, у которых среднечастотные ритмы сдвигаются вперед, то есть имеющие синдром опережающей фазы сна. Люди "жаворонки" спят столько же времени, сколько остальные, но их ритм отхода ко сну сдвинут на более ранний вечер. Они рано хотят спать, быстро засыпают и очень рано встают в одни и те же утренние часы. В последующей практической части оказалось, что люди-жаворонки, лучше, чем совы, переносят сбои биоритмов при перелёте с запада на восток.

«Голуби» - люди дневного типа. Их циркадный ритм наиболее приспособлен к обычной смене дня и ночи. Период их наилучшей умственной и физической активности отмечается с 10 до 18 часов. Они лучше адаптированы к смене света и темноты.

«Совы» - люди, у которых наблюдается отставание фазы сна. Лица вечернего типа легче приспосабливаются к работе в ночную смену и трехсменному труду. Совы лучше контролируют ритм сон-бодрствование по сравнению с другими людьми. Они предпочитают ложиться спать позже 23-24 часов, но зато им тяжелее вставать в ранние утренние часы. Многим совам импонирует их ночная жизнь.

Низкочастотные биоритмы

Месячный ритм. Один из важнейших биоритмов – месячный. Однако измеряется он не нашим календарным месяцем – в природе нет процессов, совпадающих по своим циклам с октябрем или мартом.

Под месячным биоритмом подразумевается лунный цикл, длительность которого составляет 29,5 суток. Лунный цикл оказывает огромное влияние на все процессы, протекающие на нашей планете: морские приливы и отливы, периоды размножения у животных, интенсивность поглощения кислорода растениями. Луна влияет и на человека, особенно отчетливо изменение фаз Луны чувствует люди, испытывающие проблемы со здоровьем.

Например, в дни новолуний, когда гравитационное воздействие Луны на оболочку Земли особенно сильно, увеличивается количество рецидивов заболеваний сердечно-сосудистой системы, снижается активность головного мозга, возрастает число психических нарушений. В нашей стране сейчас мало кто знает о влияние фаз Луны на состояние организма, а вот в Индии и Китае лунный цикл внесен в гражданский календарь.

Годовой ритм обусловлен вращением Земли вокруг Солнца, благодаря чему на нашей планете происходит смена сезонов года. В течение этого цикла изменяются параметры температуры, влажности, аэронизации воздуха и многие другие. Активность человека также меняется со сменой времен года. Большинство людей менее активны в короткие зимние дни, а с наступлением весны человек оживает, его активность повышается. Причем самой плодотворной из четырех времен года является осень.

Существует и такое понятие как индивидуальный биологический год. Его отсчет начинается с даты рождения. Многочисленные наблюдения, проводимые учеными, показали, что наименьшая активность человека фиксируется во 2 и 12 месяцы со дня рождения, а вот пик работоспособности, умственного и интеллектуального подъема в 1 месяц индивидуального года. В целом, более продуктивной и спокойной в плане здоровья считается первая половина индивидуального года, вторая – более опасной.

Многолетние ритмы

О многолетних ритмах, действующих внутри человеческого организма, пока имеется очень мало информации, но об одном цикле, известном уже многие тысячелетия мы все-таки расскажем. Наверное, нет человека, который не был бы знаком с китайским календарем: год свиньи, год лошади, год собаки.

Однако мало кому известно, что этот календарь имеет под собой гораздо более серьезную основу, чем кажется на первый взгляд. На самом деле этот календарь представляет собой описание жизненного цикла человека: от младенчества до старости.

В соответствии с этим календарем каждые 12 лет (плюс/минус 2-3 года) в нашем организме происходит перестройка энергетической системы, переводя нас на следующую ступень жизненного цикла. Первый 12-летний период характеризуется интенсивным физическим ростом и адаптацией к внешнему миру.

Это довольно сложный период: как правило, до 12 лет дети много болеют. Вторая фаза цикла длится примерно до 24-х лет. И хотя обнаружить какие-либо изменения в этот период довольно сложно, вполне очевидно, что после 24 лет у людей меняется жизненный уклад, они заводят семью и остепеняются.

Следующий 12-летний период еще довольно благополучный, хотя многие уже обнаруживают у себя те или иные заболевания, которые начинают ярко проявляться или обостряться по окончании четвертого периода – 48 лет. В 60 лет цикл завершается полностью и начинается новый цикл. Человек снова вступает в самую сложную фазу – первое 12-летие.

Считается, что примерно после 75 лет, когда заканчивается первый самый сложный 12-летний цикл, вероятность заболеваний уменьшается.

Все живые организмы, начиная от простейших одноклеточных и кончая такими высокоорганизованными, как человек, обладают биологическими ритмами, которые проявляются в периодическом изменении жизнедеятельности и, как самые точные часы, отмеряют время.

Обобщение опыта изучения периодических изменений организма человека, особенно его умственной, физической и психической активности, позволило ученым выразить общий суточный ритм, который можно использовать при организации процессов жизнедеятельности. В упрощенном виде, его можно представить следующим образом:

  • первая половина дня (примерно до 12-13 часов) - максимальная активность;

  • вторая половина дня (примерно до 15-16 часов) - спад активности;

  • вечер (примерно до 20-21 часа) - небольшой подъем активности;

  • поздний вечер и ночь - минимальная активность.

Если каждый человек проанализирует свою активность, работоспособность и самочувствие в течение дня, используя при этом данные о циркадных (суточных) ритмах организма, то станет ясно, почему максимальные нагрузки легче переносятся в первой половине дня, во второй - возникает сонливость и снижается общий тонус организма, а к вечеру возникает чувство усталости.

Организация режима трудовой и физической деятельности, отдыха и питания в соответствии с колебаниями интенсивности физиологических процессов поможет сохранить и укрепить здоровье, значительно повысить работоспособность и «иммунитет» к стрессовым нагрузкам.

Наиболее высокая работоспособность проявляется при правильном согласовании жизненного ритма человека с его индивидуальными биологическими ритмами. Каждому человеку для сохранения здоровья необходимо синхронизировать индивидуальный ритм с данными факторами, учитывая ритм сна и бодрствования, режим труда и отдыха, работу общественных учреждений, транспорта и другие. Не следует также забывать о ритме жизни окружающих тебя людей

Приложение 2

Изучение индивидуального характера суточной изменчивости уровня бодрствованияТест «Что вы за «птица?» по методике Д. Хорна – О.Эстерберга в модификации А.А. Путилова.

Вопросы

Ответы

Баллы

1. Вам пришлось лечь спать на 4 часа позже обычного. Длительность Вашего сна никто не ограничивает, сможете ли Вы проснуться позже обычного времени и на сколько?

Не смогу, проснусь как обычно.Проснусь позже на час.Проснусь позже на 2 часа.Проснусь позже на 3 часа.Проснусь позже на 4 часа.

12345

2. В течение недели Вы ложились спать и вставали, когда хотели. Сколько времени Вам потребуется, чтобы теперь уснуть в 11 часов вечера?

10 минут или даже меньше.15 минут.Полчаса.Около часа.Больше часа.

12345

3. Если в течение долгого времени Вы будете ложиться спать в 11 часов вечера, а вставать в 7 утра, какой будет динамика Вашей физической активности и работоспособности?

С вечерне-дневным пиком.С дневным пиком.С утренним и вечерним пиками.С утренне-дневным пиком.С утренним пиком.

54321

4. Представьте, что Вы оказались на необитаемом острове. У Вас есть наручные часы. Когда Вы хотели, чтобы на вашем острове светало?

В 9 ч. утра или еще позже.В 8 ч утра.В 7 ч. утра.В 6 ч. утра.В 5 ч утра или еще раньше.

54321

5. В течение недели Вы ложились спать и вставали когда хотели. Завтра Вы хотели бы проснуться в 7 часов утра. Разбудить Вас некому. В какое время Вы проснётесь?

Раньше 6.30 утра.Между 6.30 и 6.50 утра.Между 6.50 и 7 ч. утра.Между 7 и 7.10 утра.После 7.10 утра.

12345

6. Ежедневно в течение 3 часов Вы должны выполнять сложное задание (оно потребует напряжения всех Ваших сил и внимания). Какие часы Вы бы выбрали для этой работы?

С 8 до 11 ч. утра.С 9 утра до 12 ч. дня.С 10 утра до часа дня.С 11 ч. утра до 14 ч. дня.С 12 до 15 часов дня.

12345

7. Если Вы бодрствуете в обычное для Вас время, то когда Вы ощущаете упадок сил(вялость, сонливость)?

Только после сна.После сна и после обеда.В послеобеденное время.После обеда и перед сном.Только перед сном.

54321

8. Когда Вы вольны сколько хотите, в какое время Вы обычно просыпаетесь?

В 11 ч. утра или позже.В 10 ч. утра.В 9 ч. утра.В 8 ч. утра.В 7 часов утра или раньше.

54321

Результат

12-17 балла. Типичный «жаворонок» (утренний тип). Выполняете важные дела в первой половине дня, а вечерние часы посвятите отдыху

18-25 баллов. Умеренный «жаворонок» (утренне-дневной тип). Период максимальной работоспособности и приспособительные возможности шире, чем у типичных «ранних пташек».

25-34 балла. «Голубь» (дневной тип). Вы можете жить по любому распорядку, однако резкая смена режима нежелательна. Чтобы постепенно перейти на новое расписание, потребуется не меньше месяца.

34-40 баллов. «Сова» (вечерне-дневной тип). Блестящие идеи начинают приходить в вашу голову, когда начинается вечер.

Приложение 3

Тест для определения индивидуального биологического профиля (Доскин В.А., Куиджи Н.Н., 1989).1. Когда бы вы предпочли вставать, если бы были совершенно свободны в выборе своего распорядка дня и руководствовались при этом исключительно личными желаниями?Баллы часы зимой летом5 5.00 – 6.45 4.00 – 5.454 6.46 – 8.15 5.46 – 7.153 8.16 – 10.45 7.16 – 9.452 10.46 – 12.00 9.46 – 11.001 12.01 – 13.00 11.01 – 12.002. Когда бы вы предпочли ложиться спать, если бы планировали свое вечернее время совершено свободно?Баллы часы зимой летом5 20.00 – 20.45 21.00 – 21.454 20.46 – 21.30 21.46 – 22.303 21.31 – 00.15 22.31 – 1.152 00.16 – 1.30 1.16 – 2.301 1.31 – 3.00 2.31 – 4.003. Как велика ваша потребность в будильнике, если утром вам необходимо встать в точно определенное время? БаллыСовершенно нет потребности 4В определенных случаях есть 3Потребность довольно сильная 2Будильник мне абсолютно необходим 14. Если бы вам пришлось готовиться к сдаче экзаменов в условиях жесткого лимита времени и использовать для занятий ночь (23-2ч.), насколько продуктивной была бы ваша работа в это время? БаллыАбсолютно бесполезной 4Была бы некоторая польза 3Работа была бы достаточно эффективной 2Работа была бы высокоэффективной 15. Легко ли вам вставать утром в обычных условиях? БаллыОчень трудно 1Довольно трудно 2Довольно легко 3Очень легко 46. Чувствуете ли вы себя полностью проснувшимся в первые полчаса после подъема? БаллыОчень большая сонливость 1Есть небольшая сонливость 2Довольно ясная голова 3Полная ясность мысли 47. Каков ваш аппетит в первые полчаса после подъема? БаллыАппетита совершенно нет 1Снижен 2Хороший 3Прекрасный 48. Если бы вам пришлось готовиться к экзаменам в условиях жесткого лимита времени и использовать для подготовки раннее утро (4-7 ч.), насколько продуктивной была бы ваша работа? БаллыАбсолютно бесполезной 1С некоторой пользой 2Достаточно эффективной 3Высокоэффективной 49. Чувствуете ли вы физическую усталость в первые полчаса после подъема? БаллыОчень большая вялость 1Небольшая вялость 2Незначительная бодрость 3Полная бодрость 410. Легко ли вы засыпаете в обычных условиях? БаллыОчень трудно 1Довольно трудно 2Довольно легко 3Очень легко 411. Вы решили укрепить свое здоровье с помощью физкультуры. Ваш друг предложил заниматься вместе по 1 ч 2 раза в неделю. Для него лучше всего это делать от 7 до 8 ч утра. Является ли этот период наилучшим и для вас? БаллыВ это время я бы находился в хорошей форме 4Я был бы в довольно хорошем состоянии 3Мне было бы трудно 2Мне было бы очень трудно 112. Когда вы вечером чувствуете себя настолько усталым, что должны лечь спать?Часы Баллы20.00 – 21.00 521.01 – 22.15 422.16 – 00.45 300.46 – 2.00 22.01 – 3.00 113. При выполнении двухчасовой работы, требующей от вас полной мобилизации умственных сил, какой из 4-х предлагаемых периодов вы выбрали бы для этой работы?Часы Баллы8.00 – 10.00 611.00 – 13.00 415.00 – 17.00 219.00 – 21.00 014. Как велика ваша усталость к 23 ч? БаллыЯ очень устаю 5Заметно устаю 3Слегка устаю 2Совершенно не устаю 015. По какой-то причине вам пришлось лечь спать на несколько часов позже, чем обычно. На следующее утро нет необходимости вставать в определенное время. Какой из 4-х предлагаемых вариантов вы бы выбрали? БаллыПроснусь в обычное время и больше не усну 4Проснусь в обычное время и буду дремать 3Проснусь в обычное время и снова засну 2Проснусь позже, чем обычно 116. Вы решили всерьез заняться спортом. Ваш друг предлагает тренироваться вместе 2 раза в неделю по 1 ч, лучшее время для него — 12-2 ч. Насколько благоприятным, судя по самочувствию, было бы это время для вас? БаллыДа, я был бы в хорошей форме 1Был бы в приемлемой форме 2Был бы в плохой форме 3Совсем не мог бы тренироваться 417. В котором часу вы предпочитаете вставать во время летних каникул?Часы Баллы5.00 – 6.45 56.46 – 7.45 47.46 – 9.45 39.46 – 10.45 210.46 – 12.00 118. Иногда приходится слышать о людях утреннего и вечернего типа. К какому из этих типов вы относитесь? БаллыЧетко к утреннему 6Скорее к утреннему, чем к вечернему 4Скорее к вечернему, чем к утреннему 2Четко к вечернему 0Ваш тип вы сможете определить по сумме баллов.Свыше 72: четко выраженный утренний тип.60 – 71: слабо выраженный утренний тип.48 - 59: аритмичный тип.35 – 47: слабо выраженный вечерний тип.34: четко выраженный вечерний тип.

Приложение 4

Процесс проведения тестирования учащихся.

8 КЛАСС

10 КЛАСС

Приложение 5

Результат тестирования «Что вы за птица?»

8 класс

ФИО

2013-2014 год

Биоритм

1

Бердышева Наталья

Троечник

Голубь

2

Богатырёва Анастасии

Ударник

Голубь

3

Бурова София

Ударник

Голубь

4

Звездова Яна

Троечник

Сова

5

Иванова Татьяна

Ударник

Жаворонок

6

Иванов Константин

Ударник

Жаворонок

7

Крапивин Никита

Троечник

Голубь

8

Нестеров Владимир

Ударник

Голубь

9

Осинцева Анастасия

Ударник

Голубь

10

Петрова Анна

Ударник

Жаворонок

11

Петрова Ольга

Троечник

Жаворонок

12

Плесовских Дмитрий

Ударник

Жаворонок

13

Поздникова Елизавета

Троечник

Сова

14

Семёнов Дмитрий

Ударник

Сова

15

Скокова Екатерина

Ударник

Голубь

16

Терентьева Анастасия

Троечник

Голубь

17

Тихонов Андрей

Троечник

Жаворонок

18

Федоров Роман

Троечник

Жаворонок

10 класс

Ф.И.О

2013-2014 год

Биоритм

1

Белоусова Анастасия

Троечник

Голубь

2

Горелова Ирина

Троечник

Сова

3

Ефимова Наталья

Троечник

Жаворонок

4

Кононцева Анастасия

Троечник

Сова

5

Ларионова Ирина

Отличник

Голубь

6

Пахарукова Людмила

Троечник

Сова

7

Трофимова Кристина

Ударник

Сова

8

Чернякова Дарья

Троечник

Сова

9

Шутов Сергей

Троечник

Голубь

Приложение 6

Результат определения типа биоритма

8 класс

ФИО

Тип

1

Бердышева Наталья

слабо выраженный утренний тип

2

Богатырёва Анастасии

слабо выраженный вечерний тип

3

Бурова София

аритмичный тип

4

Звездова Яна

слабо выраженный вечерний тип

5

Иванова Татьяна

аритмичный тип

6

Иванов Константин

четко выраженный утренний тип

7

Крапивин Никита

аритмичный тип

8

Нестеров Владимир

четко выраженный утренний тип

9

Осинцева Анастасия

аритмичный тип

10

Петрова Анна

четко выраженный вечерний тип

11

Петрова Ольга

слабо выраженный утренний тип

12

Плесовских Дмитрий

четко выраженный утренний тип

13

Поздникова Елизавета

слабо выраженный вечерний тип

14

Семёнов Дмитрий

слабо выраженный утренний тип

15

Скокова Екатерина

слабо выраженный вечерний тип

16

Терентьева Анастасия

слабо выраженный утренний тип

17

Тихонов Андрей

аритмичный тип

18

Федоров Роман

слабо выраженный вечерний тип

10 класс

Ф.И.О

Тип

1

Белоусова Анастасия

аритмичный тип

2

Горелова Ирина

четко выраженный вечерний тип

3

Ефимова Наталья

четко выраженный вечерний тип

4

Кононцева Анастасия

аритмичный тип

5

Ларионова Ирина

слабо выраженный утренний тип

6

Пахарукова Людмила

четко выраженный вечерний тип

7

Трофимова Кристина

слабо выраженный утренний тип

8

Чернякова Дарья

слабо выраженный вечерний тип

9

Шутов Сергей

аритмичный тип

Просмотров работы: 1709