Краткая аннотация………………………………………………… 3
Введение…………………………………………………………….3
Основная часть……………………………………………………...4
Заключение………………………………………………………….6
Список используемой литературы…………………………………8
Приложение……………………………………………………….....9
Ход практической деятельности над проектом в фотографиях……..9
Краткая аннотация
В ходе работы над проектом мы выяснили, какие охраняемые территории находятся в Здвинском районе. Нашли паспорта этих территорий, из которых узнали какие растения и животные занесены в Красную книгу. Мы считаем, чтобы сохранить Краснокнижников их нужно знать в лицо, поэтому мы собрали информацию о каждом растении и животном, провели просветительскую работу с детьми нашей школы и жителями села. Изучили структуру Красной книги Новосибирской области и аналогично создали Красную книгу Здвинского района.
Введение
В средствах массовой информации много пишут о том, что идет сокращение живых организмов на Земле. Темпы исчезновения живых организмов ускорились по меньшей мере до 1000 видов в год. Главная причина – это человеческая деятельность на Земле. Всего на Земле существует от 5 до 30 млн. видов, научно описано около 1,5 млн. видов. По различным оценкам, к концу XX в. исчезало ежегодно от 5 тыс. до 150 тыс. видов. Исчезновение вида понижает порог устойчивости окружающей среды, поскольку именно она зависит от сохранения биоразнообразия, а это значит жизнь на Земле находится под угрозой.
Проблемный вопрос, который у нас возник:
«Неужто наши внуки лишь по Красной книге узнают, как богаты мы были?»
Цель нашего проекта:
Узнать, какие растения и животные занесены в Красную книгу России и Новосибирской области, которые обитают на территории Здвинского района и выступить в их защиту.
Задачи, которые мы ставим перед собой:1. Выяснить, какие особо охраняемые территории находятся в Здвинском районе. 2. Узнать, какие растения и животные, обитающие на этих территориях, относятся к Краснокнижникам. 3. Собрать информацию об этих растениях и животных найти их фотографии. 4. Провести просветительскую работу, направленную на сохранение природных объектов. 5. Изучить структуру Красной книги России и Новосибирской области, и аналогично создать Красную книгу Здвинского района.
Объектом нашего исследования является Красная книга России и Новосибирской области, паспорта охраняемых территорий Здвинского района.
Предполагаемый продукт: создание стенда «Красная книга Здвинского района», создание Красной книги Здвинского района.
Мы считаем, что тема нашего проекта актуальна по следующим причинам:
Наш Здвинский район – это речной и озерный край, очень красивый и богатый. Весной к нам на гнездование слетается огромное количество птиц, в том числе редких, тех, кто находится на грани исчезновения, много произрастает растений требующих охраны, и, чтобы сохранить животных и растения, их нужно знать в лицо и знать правила поведения в природе (Приложение № 1).
Место проведения проекта: д. Михайловка.
Продолжительность работы над проекта: 1 год.
Классификация проекта: исследовательский.
Предметная область: экология.
Рассчитан: на детей 1-9 класса и жителей села.
Режим работы: внеурочное время;
Материально – техническое обеспечение: компьютер, принтер, мультимедийное устройство.
Основная часть проекта
Мы выдвинули гипотезу исследования:
Если существует Красная книга Новосибирской области, то, наверное, найдутся растения и животные, которые надо охранять в Здвинском районе.
Первое, что мы сделали, это зашли в интернет и узнали, что на территории Здвинского района находится 7 особо охраняемых территорий, это:
1. Заказник «Чановский» (находится в центре района, на юго-западе от с. Здвинска);
2.Заказник «Здвинский» (находится на юго-востоке от Здвинска);
3. Памятник природы «Михайловский рям» (находится возле озера Урюм);
4. Памятник природы Болото «Большое займище»;(находится на севере от Здвинска между с. Сарыбалык и Алексеевка)
5. Памятник природы «Остров Голинский» (находится на правом берегу озера Малые Чаны);
6. Памятник природы «Грива Верткова» (находится на западе от Здвинска);
7. Памятник природы «Баганское займище» (находится на юге возле с. Лянино). (Приложение № 2)
Во всех документах, которые мы нашли в интернете, к сожалению, мы не нашли списки растений и животных находящихся в Красной книге. Есть только цифры и общая информация. Поэтому мы обратились в сельские совет, побывали в Цветниковском и Здвинском сельском совете, позвонили в Петраковский, Лянинский, Сарыбалыкский сельский совет, обратились в департамент по охране животного мира (Приложение № 3).
Но, к сожалению, собрали не всю информацию. Тогда мы обратились к главному специалисту по охране окружающей среды и получили доступ ко всем паспортам охраняемых территорий, где четко прописаны все растения и животные Краснокнижники (Приложение № 4).
Внимательно изучив все паспорта, мы составили списки растений и животных Краснокнижников. Так из растений, произрастающих на территории Здвинского района , 23 вида занесены в Красную книгу России и Новосибирской области и 40 видов лекарственных растений нуждаются в охране (Приложение № 5).
Животных Краснокнижников временно или постоянно проживающих в Здвинском районе 58 видов, из них птиц 43 вида, насекомых 8 видов, млекопитающих 7 видов (Приложение № 6).
Используя интернет и печатные издания, мы нашли фотографии всех охраняемых животных и растений Здвинского района, их описание, место обитание, особенности поведения и подготовили, и провели экологическую конференцию, на которой познакомили всех учащихся нашей школы с растениями и животными Краснокнижниками, заострили внимание на их внешних особенностях (Приложение № 7).
Мы подготовили и провели игру «Экологическая азбука», детей поделили на две команды: 1-я команда «Флора» и 2-я команда «Фауна» и провели между ними конкурсы:
А) Узнай по описанию;
Б) Кто изображен на картинке;
Г) Третий лишний и др.
(Приложение № 8).
В конце мероприятия предложили командам создать Красную книгу, для этого необходимо было найти соответствие между картинкой и описание и приклеить на белые листы. Команда «Флора» создала Красную книгу растений, а команда «Фауна» Красную книгу животных. Обе команды успешно справились с заданием. Все конкурсы были направлены на то, чтобы учащиеся лучше запомнили Краснокнижников(Приложение № 9).
Еще мы организовали выставку рисунков «Красная книга глазами детей», дети с удовольствием рисовали Краснокнижников. Лучшие рисунки были отмечены сладкими призами (Приложение № 10).
Чтобы учащиеся школы не забывали про Краснокнижников, мы создали стенд «Красная книга Здвинского района» и разместили его возле кабинета биологии (Приложение № 11).
Проведя опрос среди взрослых жителей села, мы выяснили, что взрослые тоже не знают всех Краснокнижников, поэтому мы создали информационные листы и расклеили их в общественных местах (Приложение № 12).
Чтобы информация о Краснокнижниках Здвинского района была более доступная и сохранилась на долгие годы для будущих учеников нашей школы мы изучили структуру Красной книги России и Новосибирской области (Приложение №13) и создали Красную книгу Здвинского района (Приложение 14).
Заключение
Решив все задачи, поставленные перед собой в начале проекта, мы сделали следующие выводы:
1. Мы выявили особо охраняемые территории Здвинского района.
2. Узнали о том, какие растения и животные находящиеся на территории Здвинского района являются Краснокнижниками и требуют охраны со стороны человека.
3. Провели просветительскую работу, направленную на сохранение природных объектов.
4. Создали стенд «Красная книга Здвинского района» и Красную книгу Здвинского района.
5. Данный проект помог нам:
- научиться работать с научной литературой;
- проводить опросы;
- работать с компьютером;
- общаться с ребятами как с коллегами.
5. Работа получилась увлекательной и интересной!!!!
Наши рекомендации и детям и взрослым:
1. Будьте внимательными к объектам природы, находящимся на грани исчезновения.
2. Соблюдайте правила поведения в природе.
3. Берегите и приумножайте красоту природы.
4. Собирайте только по установленным правилам плоды растений, грибы, лекарственные травы.
5. Не ломайте ветки и побеги.
6. Не рвите растения, не ловите красивых насекомых;
7. Не разоряйте птичьи гнёзда и муравейники.
8. Любите и знайте свой край.
Эффективность проекта:
Учащиеся школы и жители д. Михайловки Здвинского района проинформированы о том, какие виды растений и животных Красной книги находятся на территории района. Поэтому результаты и рекомендации данной работы представляют практический интерес. Они актуальны и значимы для учащихся школы и жителей и рекомендованы для публикации в районных СМИ.
В.Динабургского
Не дарите любимым черёмухи стон,
Боль сирени и вопли жасмина.
Будьте щедры душой, не тревожа кустов,
Подарите звезду в небе синем.
Не губите цветы на лугах и в лесу,
Берегите красу, первозданную.
Подарите любимой ромашковый луг,
Васильковое поле ржаное.
Подарите берёзу иль царственный дуб.
Только пусть это будет живое.
Список используемой литературы
Красная книга России;
Красная книга Новосибирской области;
Красная книга в картинках;
Экологическое образование;
Перечень растения;
Интернет ресурсы:
zapoved.net/index.php
docs.pravo.ru/document/view/..
russia-karta.ru/zdvinskij-rajon.htm
Приложение
Ход практической деятельности над проектом в фотографиях
Приложение № 1
Природа Здвинского района
Приложение № 2
Приложение № 3
Сбор информации
Приложение № 4
Официальные документы охраняемых территорий
Здвинского района
Приложение № 5
Растения Краснокнижники
23 вида находятся под угрозой исчезновения;
40 видов лекарственных растений нуждаются в охране.
Приложение № 6
Птицы краснокнижники
43 вида птиц находятся под угрозой исчезновения
Птицы Краснокнижники
Насекомые краснокнижники
8 видов насекомых нуждаются в охране
Млекопитающие краснокнижники
7 видов млекопитающих находятся под угрозой исчезновения
Приложение № 7
Просветительская работа, направленная на сохранение природных объектов
Конференция
Приложение № 8
Игра «Экологическая азбука
Приложение № 9
Создание Красной книги Здвинского района руками детей
Приложение № 10
Выставка рисунков
«Красная книга глазами детей»
Приложение № 11
Создание стенда
Приложение № 12
Расклеивание информационных листов в общественных местах д. Михайловка
Приложение № 13
Приложение № 14