ВЛИЯНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ МОЗГА НА ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ЧЕЛОВЕКА

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ВЛИЯНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ МОЗГА НА ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ЧЕЛОВЕКА

Тамбовский Н.С. 1
1
Постникова Н.С. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение………………………………………………………………..3

Глава 1. Обзор литературы ……………………………………………4

1.1. О феномене леворукости………..…………………………4

1.2. Функциональная организация мозга.…………………….6

Глава 2. Объект и методы исследования…………………………….10

2.1. Метод определения функциональной асимметрии мозга.10

2.2. Метод оценки психических процессов…………………..12

Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение……………….12

Заключение……………………………………………………………..14

Список литературы…………………………………………………....15

Введение

Тема межполушарных отношений привлекает большое внимание ученых. За последнее время появилось множество исследований, в рамках, которых основное внимание уделяется вопросам связи межполушарной асимметрии с психическими познавательными процессами.

Несмотря на пристальное внимание ученых к данной проблеме, она до сих пор недостаточно изучена, по многим аспектам существуют противоречивые мнения. Сложность проблемы заключается в том, что различия в работе левого и правого полушария маскируются избыточностью мозговой деятельности обеспечивающей дублирование и повышающей ее надежность.

При этом выделение доминантного полушария очень важно, с ним связывают уровень интеллектуальных возможностей, способ переработки информации, степень выраженности адаптации организма к различным условиям. Таким образом, исследования функциональной асимметрии мозга являются актуальными.

Цель работы: выявление у учащихся особенностей памяти и воображения, обусловленных асимметрией мозга.

Согласно цели были поставлены следующие задачи:

  1. Ознакомиться с научной литературой по данной теме

  2. Определить функциональную асимметрию мозга у учащихся

  3. Оценить психические процессы учеников

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  
    1. О феномене леворукости

Человек асимметричен по многим физиологическим параметрам, и это норма. Неодинакова двигательная активность правой и левой половины тела. Не отклонением, а нормой является то, что лицо человека асимметрично. Делали опыты: разрезали фотографию на две вертикальные половины и каждую половину склеивали с её зеркальным отпечатком. Получились совершенно новые, незнакомые лица, иногда даже было трудно определить, чья это фотография.

Леворукость и праворукость обусловлены генотипом. По данным разных авторов леворукие дети составляет 2,4%, если папа и мама правши, 17,2% - если один из родителей левша и 42%, если оба родителя левши.

Есть случаи конкордантности – согласованности по леворукости у однояйцовых близнецов, и врожденная способность использовать правую и левую руку относительно одинаково – амбидекстрия.

Феномен леворукости встречается чаще среди детей, чем среди взрослых. Многие из тех, кто считает себя правшами, на самом деле скрытые левши со стертыми признаками леворукости.

Морфологические особенности

леворуких людей

  1. Левая рука несколько больше правой руки.

  2. Ноготь левого мизинца несколько шире.

  3. Более развиты вены на тыльной стороне левой руки.

Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) у лиц с леворукостью выявляет следующие особенности в работе головного мозга: уменьшенный процент «альфа» - волн и увеличение процента «медленных» волн; повышенная чувствительность к гипервентиляции.

По данным статистики на Земле леворуких людей около 10%, и прослеживается тенденция к увеличению их числа. Физиологически Леворукость обусловлена особенностями функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга. У леворуких людей доминантная специализация в работе больших полушарий менее чётко выражена, чем у праворуких. И если у правши доминирует левое полушарие, то соподчинение и взаимокоординация работы полушарий у левши осуществляется по более сложному механизму.

Психологи убеждены, что леворукость - не патология и не недостаток развития, а важнейшая индивидуальная особенность, которую должны учитывать родители и педагоги.

Эмоционально – психологические

особенности леворуких

  • Повышенная эмоциональная чувствительность;

  • Ранимость;

  • Быстрая утомляемость, как следствие этого – ограниченная работоспособность;

  • Высокий уровень креативности;

  • Ярко выраженные способности к оригинальному художественному творчеству;

  • Раздражительность и обидчивость;

  • Подверженность различным страхам (боязливость);

  • Низкий уровень самоконтроля;

  • Пониженный эмоциональный фон (преобладание плохого настроения);

  • Конформность (склонность к пассивному восприятию действительности);

  • Совестливость;

  • Робость;

  • Повышенный уровень тревожности;

  • Эстетическая впечатлительность.

Все эмоционально – психологические особенности леворуких людей свидетельствуют о сложности и противоречивости их внутреннего мира. Например, леворукий римский император Тиберий, по свидетельству современников, сочетал в себе следующие личностные качества: «Новый правитель был умным и способным администратором и вместе с тем человеком жестоким и подозрительным, что усугублялось его неуверенностью в себе».

1.2. Функциональная организация мозга

Все функции организма выполняются под контролем головного мозга. Уже в древности ученые высказывали мысль о том, что органом управления поведения и психикой человека является головной мозг. Первым, кто обратил на это внимание, были древние врачи, к которым за помощью обращались больные с разрушением участков мозга. Одни жаловались на расстройства зрения – у них были поражены затылочные области мозговых полушарий; другие страдали от нарушения координации походки и движения рук, что возникало при патологических процессах в центральных отделах коры больших полушарий. Повреждения лобных, теменных или височных отделов больших полушарий могут привести к глубоким расстройствам психической деятельности: внимания, памяти, обучения, чувства самосознания.

Головной мозг является органом, деятельность которого обуславливает психику человека: ощущения, восприятие, память, воображение, мышление. Содержание психики определяется внешним миром, с которым он взаимодействует. Для человеческого мозга внешний мир – это не просто биологическая среда, а мир явлений и предметов, созданных людьми в ходе их общественной истории. В глубинах исторически складывающейся культуры лежат корни психического развития каждого отдельного человека с первых шагов его жизни.

Самым крупным отделом головного мозга являются его полушария, покрытые шестислойной массой нейронов (около 10 миллиардов), носящей название коры.

Ещё в конце 19 века ученые заметили, что правое и левое большие полушария мозга хоть и построены по строго симметричному принципу, но выполняют различные мозговые операции, т.е. в функциональном отношении они асимметричны.

Функциональная асимметрия головного мозга – это различная степень выраженности тех или иных функций в левом и правом полушариях.

Правое полушарие сопряжено с сенсорной сферой чувств, с конкретными чувственными формами мышления и познания, при этом оно обращено преимущественно к прошлому, позволяет человеку радоваться печалиться, углубляться в воспоминания. Оно ответственно за музыкальный слух; восприятие пространства, с его помощью нам удаётся отличать прекрасное от безобразного. Это полушарие лучше левого, ориентируясь в формах и структурах, оно умеет распознавать целое по части.

Английскому невропатологу Х. Джексону принадлежит высказывание о том, что мыслим мы не только словесными, но и образными символами и что этот тип мышления составляет привилегию правого полушария. Правополушарное мышление – это мышление образами.

Левое полушарие головного мозга сопряжено с абстрактно – речевыми формами познания и мышления, с двигательной сферой, оно обращено к будущему, а потому помогает нам ставить цели, а в случае затруднения находить выход из создавшегося положения. Оно ведает речью, письмом, счетом, памятью на слова, логическими рассуждениями. Левополушарное мышление – это мышление с помощью слов, цифр, формул, это логическое мышление.

«Левополушарный» человек тяготеет к теории, имеет большой словарный запас и активно им пользуется, ему присуще двигательная активность, целеустремленность.

Именно левое полушарие (а у левшей – правое) обрабатывает словесную информацию, причем делает это последовательно, по этапам. Оно работает логично и прямолинейно, совершает анализ и синтез, делает обобщения. Благодаря нему мы запоминаем имена и даты, решаем арифметические задачи. О математике надо сказать особо. Не случайно ее называют царицей наук. Она дисциплинирует мышление, приучает к аргументированности суждений.

В отличие от левого полушария, которое обрабатывает информацию только в чёткой последовательности, правое полушарие одновременно может иметь дело с множеством самой разнообразной информации. Благодаря ему человек способен охватить проблему в целом не применяя анализа. С его помощью человек распознаёт лица, воспринимает совокупность черт как единое целое. Оно отвечает за восприятие месторасположения и пространственную ориентацию в целом. Музыкальные способности, а также способность воспринимать музыку зависят от правого полушария, а за освоение нот отвечает левое полушарие. Способности к изобразительному искусству, мечты и фантазии, работа воображения в целом – всё это сферы, в которых специализируется правое полушарие.

Левое полушарие способно понимать только буквальный смысл того, что мы слышим или читаем, а с помощью правого полушария мы улавливаем смысл метафор.

Многим знакомо чувство вдохновения, творческого подъема. Поэты говорят про такие периоды творческого озарения, что их посетила муза. Её представляют как мифическое существо, спустившееся, откуда – то с небес, что подсказать блестящие мысли, редкостные рифмы и метафоры. Но муза внутри нас. Можно сказать, что она живет в правом полушарии мозга и, если оно развито, она вдохновляет не только писателей и художников, но и ученых – любого человека, склонного к творчеству.

Учеными установлено, что у художников и музыкантов заболевания левого полушария даже обостряют художническую зоркость. Пришлось признать, что невербальные формы мышления, в частности мышление музыкальными и художественными образами, имеют непосредственным носителем правое полушарие.

До 60-х гг. 20 века считалось, что левое полушарие – господствующее, доминантное, а правое подчиненное левому, субдоминантное. Но выяснилось, что даже по отношению к речи доминантность левого полушария имеет свои границы. При поражении правого полушария речь лишалась эмоционально – интонационной окраски, становилась многотонной, невыразительной. Без активного участия правого полушария человеку трудно было быть хорошим собеседником: речь его правильна, но суховата, лишена образности. В середине прошлого века канадский нейрохирург У. Пенфилд при операциях на мозге для уточнения границ пораженного участка стимулировал обнаженную кору мозга слабым электротоком. Когда электростимуляции подвергались точки правой височной доли, возникали воспоминания настолько яркие, что больные расценивали свои видения как вспышку пережитого. Эти наблюдения показали, что отпечатками впечатлений владеет правое полушарие.

В раннем детстве ребенку в восприятии окружающего помогает также правое полушарие. Оно развивается и совершенствуется в своих функциях под влиянием эмоций людей, близких ребенку, и под влиянием его собственной эмоциональной экспрессии, проявляющейся в двигательном, невербальном поведении. Поэтому дефицит эмоциональных контактов с родителями, ограниченность эмоционального самовыражения приводят к недоразвитию образного мышления.

Многие исследователи считают, что активизация левого полушария головного мозга начинается очень рано – с тех пор, как маленький ребенок начинает говорить. Этот процесс продолжается всю жизнь в условиях давления нашей левополушарно ориентированной цивилизации. За школьной партой у ребенка развивают преимущественно логическое мышление. Компьютерные игры продолжают эту тенденцию. И если уже сложившиеся эмоциональные контакты, художественные интересы и увлечения не противодействуют этим тенденциям, то образное мышление все более подавляется, в результате чего возникают предпосылки для невротических и психосоматических расстройств. Сновидения, в которых образное мышление является определяющим, лишаются своих защищающих психику свойств. Дефектность образного мышления приводит к нарушению механизмов психологической защиты, психологической адаптации, к дезинтеграции поведения.

Итак, исследователями установлено, что каждое полушарие головного мозга имеет свою область специализации и обрабатывает информацию своим собственным способом. Сплетение нервных тканей, которое соединяет правое и левое полушария, позволяет работать им в единстве, при этом доминирует то одно, то другое полушарие в зависимости от характера решаемой задачи. Когда оба полушария функционируют правильно, то взаимодействие между ними выражается в идеальном партнерстве.

Хотя при выполнении практически любой работы правое и левое полушария действуют вместе, они обрабатывают информацию по разному, и степень активности того или иного полушария зависит от специфики выполняемой задачи.

ГЛАВА 2. ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Объект исследования - особенности функциональной организации мозга у учащихся восьмых и седьмых классов МБОУ СОШ №47 города Новосибирска. Работа проводилась в 2015 – 2016 учебном году. В научно-практической работе принимали участие 103 учащихся восьмых и седьмых классов.

Исследовательская работа включала в себя 3 этапа:

  1. Проведения тестирования.

  2. Статистическая обработка полученных результатов.

  3. Формулировка выводов об индивидуальных особенностях исследуемых.

Методы исследования.

2.1. Для определения функциональной асимметрии мозга использовались следующие методики:

  1. «Поза Наполеона» или скрещивание рук. Ведущей считается та рука, кисть которой первой направляется на предплечье другой руки и оказывается под предплечьем ведущей руки. Ее выполнение начинается с активных движений ведущей руки, первой прикладывающей к груди и заканчивается расположением кисти, не ведущей руки под ведущим предплечьем. Если правше или левше предлагается выполнить пробу в противоположной последовательности, то он надолго задумывается над планом предстоящих движений рук. Совершает их при внешне заметном усилении внимания. Скрестив руки, испытывает ощущения неудобства позы и желание переменить ее на удобную позу.

  2. «Замок» или скрестить пальцы двух рук. Ведущей считается та рука, большой палец которой находится сверху.

  3. Закидывание ноги на ногу. Считается, что сверху чаще оказывается функционально преобладающая нога.

  4. Тест «тиканье часов». Испытуемому предлагается оценить громкость тиканья часов тем и другим ухом. Отмечается при этом, к какому уху он подносит часы в первый раз и слышит пи равными ушами громкость тиканья одинаково. Можно отметить, какое ухо испытуемый выдвигает вперед, прислушиваясь к чему – либо.

  5. Тест «рассматривание в подзорную трубу». Осуществляется обычно одним глазом, при этом закрывается обычно не ведущий глаз.

  6. «Перешагнуть препятствие». Испытуемому предлагается перешагнуть через воображаемое препятствие. Ведущей считается отталкивающая нога.

  7. «Футбол». Предлагается пнуть мяч, что осуществляется, как правило, ведущей ногой.

  8. «Пишущая рука». Ученик подписывает на листке свою фамилию ведущей рукой.

  9. А также можно использовать в анкете такие вопросы, как какой рукой держишь ложку, игра на гитаре, разрезать лист бумаги, причесаться и другие вопросы.

2.2. Для оценки психических процессов воображения и памяти использовались следующие методики.

  • «Дорисовывание фигур». Методика включает задачи на свободное дорисовывание незаконченных изображений. Материал методики состоит из карточек с нарисованными на них фигурками. Ученик должен дорисовать каждую из фигурок так, чтобы получилась какая – нибудь картинка. Методика оценивает уровень развития воображения, способность создавать оригинальные образы.

  • «Десять слов». Ученику дается задание запомнить и воспроизвести 10 слов. Предъявление повторяется 2 раз. Выясняется динамика запоминания. Методика применяется для оценки механического запоминания.

  • «Пиктограмма». Содержит задачи на запоминание слов с помощью рисунков. Ученику предлагается запомнить ряд из 10 слов, используя изображение этих предметов. Методика направлена на исследование особенностей мышления и опосредованного запоминания. Кроме того, в ней могут обнаруживаться особенности личностной сферы и уровень организации деятельности.

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В ходе практической работы были получены результаты по следующим критериям:

  1. Определение ФАМ

  2. Оценка психических процессов: памяти и воображения

В ходе тестирования доминантное полушарие было определено у 103 учеников из седьмых и восьмых классов. Исследование показало, что всех учеников по ФАМ можно разделить на три группы. Результаты исследования представлены на рисунке №1.

Рис.1 Результаты определения доминантного полушария у учеников.

Из рисунка 1 видно, что больше половины детей относится к группе левополушарных учеников, т.е. у 72 учеников у которых преобладает правая половина тела. Группа амбидекстров насчитывает 22 ученика, у которых левое и правое полушарие развито приблизительно одинаково. Среди исследуемых также обнаружены и правополушарные дети их количество составляет 9 учеников. Таких детей часто называют левшами, так как у них преобладает левая половина тела. Данные моего исследования соответствуют мировой статистике по данному вопросу, согласно которой на долю «левшей» приходится около 10% исследуемой группы.

При определении ФАМ необходимо определить ведущую, более развитую и сильную половину тела (руку, ногу, глаз, ухо), так как в литературе указано, что за работу правой половины тела отвечает левое полушарие, а левой – правое полушарие. Такой «перехлест» в системе управления позволяет сохранять определенное развитие и равновесие между правой левой половинками организма. С психической точки зрения «перехлест» приводит к взаимному общению и диалогу двух мозговых полушарий, что помогает человеку находить наиболее верные решения, сомневаться в своих словах и мыслях, придумывать разные варианты, то есть быть более полноценной, разносторонней личностью.

При оценке психических процессов получились следующие результаты. Большая часть детей справилось с тестом, оценивающим память, небольшие затруднения возникли в группе «правополушарных детей», которые труднее запоминали слова на слух и легче при помощи рисунков.

Тест на воображение показал, что «левши» проявили высокий уровень креативности, оригинальное художественное творчество по сравнению с другими учениками. Их рисунки оказались более сложными, повышенно эмоциональными и яркими.

Заключение

В работе определено понятие, что такое функциональная асимметрия головного мозга, а также раскрыт вопрос о связи межполушарной асимметрии мозга с психическими познавательными процессами.

Кроме того, был проведен небольшой эксперимент, в ходе которого было установлено, что больше половины участников эксперимента относятся к группе «левополушарных» детей, которые достаточно успешно прошли тестирование оценивающее память. «Правополушарных» учеников, среди испытуемой группы оказалось небольшое количество. Эта группа детей особенно успешно проявила себя в тестировании на воображение. Они проявили высокий уровень креативности, оригинальное художественное творчество по сравнению с другими учениками. Их рисунки оказались более сложными, повышенно эмоциональными и яркими.

Современная наука рассматривает разделение головного мозга на два симметричных, но функционально неравнозначных органа как важный фактор адаптации человека к окружающей действительности. При поражении одного полушария возможна частичная взаимозаменяемость функций и компенсация работы за счет другого.

Список литературы

  1. Баландин Р.К. Я познаю мир. – М.: АСТ,2003.

  2. Батуев А.С., Соколова Л.В. Человек: основы физиологии и психологии. – М.: Дрофа, 2000.

  3. Безруких М.М. Проблемные дети. – М.: УРАО, 2000.

  4. Венгер Л.А., Агаева Е.Л. Психолог в школе – М.: Интор,1995.

  5. Володин В.А. Энциклопедия для детей: Биология. – М.: Аванта+, 2001.

  6. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Левши. – М., 1994.

  7. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: Просвещение, 1983.

  8. Петровский А.В. Общая психология. – М.: Просвещение,1986.

  9. Сонин Н.И., Сапин М.Р. Человек. – М.: Дрофа, 2001.

  10. Научно-методический журнал Воспитание школьников №3, 2002.

  11. Научно-методический журнал Воспитание школьников №10, 2002.

  12. Научно-методический журнал Воспитание школьников №2, 2003.

  13. Познавательный журнал «Вокруг Света» №12, 2005.

  14. Познавательный журнал «Вокруг Света» №7, 2005.

Просмотров работы: 2627