ЗАКОЛОСИТСЯ ЛИ ПШЕНИЦА?

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЗАКОЛОСИТСЯ ЛИ ПШЕНИЦА?

Яровая А.А. 1
1
Гаммершмидт О.В. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Оглавление.

1. Введение – 3 стр.

2. Основное содержание – 3 –7 стр.

2.1 Какая бывает пшеница?

2.2 Сушка семян

2.3 Хранение пшеницы

2.4 Мои исследования

3. Заключение – 8 стр.

4. Литература – 9 стр.

1.ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы работы

Актуальность работы заключается в том, что пшеница используется с незапамятных времен. Пшеница – основная зерновая культура, которая занимает главное место в жизни человека. Для многих людей пшеница - это вкусные булочки, печенье, а также хлеб. Для других людей, это большая куча зерна на току, которую привезли с поля из-под комбайнов. Но чтобы получить вкусный хлеб или печенье, пшеницу нужно вырастить и сохранить.

Постановка и формулировка проблемы

Мой папа – фермер. Осенью, только убрав урожай, папа начинает тревожиться о новом урожае. Я заинтересовалась, от каких факторов зависит урожай зерновых. Спросила у отца, начала изучать литературу. Оказывается, много факторов влияет на урожай. Я решила изучить следующий вопрос: если правильно хранить зерно, выяснить какова всхожесть пшеницы, можно в будущем ждать хорошего урожая.

Гипотеза: в этом году у нас будет хороший урожай пшеницы

Объект исследования: фермерское хозяйство семьи Яровых.

Предмет исследования: пшеница

Характеристика личного вклада автора работы в решение избранной проблемы

Я прочитала научную литературу по данной теме, узнала, какая бывает пшеница, как правильно хранить семена. Как определить всхожесть пшеницы. Выяснила, что правильное хранение семян дает хорошую всхожесть. Научилась определять всхожесть семян, узнала о влиянии факторов на всхожесть.

2.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Цель работы: исследование всхожести пшеницы, хранения и влияние этих факторов на урожай

Задачи:

  • изучить научную литературу по данной проблеме;

  • узнать какая бывает пшеница;

  • узнать о сушке и правильном хранении семян пшеницы;

  • узнать о влиянии условий для прорастания семян;

  • провести опыты для выявления всхожести семян в домашних условиях;

  • провести опыты на сельскохозяйственной станции для определения всхожести;

Методы и приемы

  • анализ литературы;

  • наблюдение;

  • практический;

  • исследовательский;

2.1. КАКАЯ БЫВАЕТ ПШЕНИЦА?

Пшеница бывает озимая и яровая. Озимая пшеница – это такой сорт пшеницы, которая сеется в зиму в августе, она всходит и зимует под снегом. Но у нас лютая зима и всходы очень часто погибают от холода, поэтому озимую пшеницу мы не сеем.

Яровая пшеница сеется весной и у неё короткий вегетационный период, который подходит к нашим метеоусловиям. Для нашего региона селекционеры вывели специальные сорта для получения хорошего и качественного урожая зерна. У нас используются такие сорта:

  • Новосибирская – 15

  • Памяти Вавенкова

  • Новосибирская - 31

Эти сорта обладают хорошими хлебопекарными свойствами и распространены в нашем регионе.

2.2. СУШКА СЕМЯН

Сушку зерна производят в специальных устройствах – зерносушилках при определенной температуре, которая подается в виде теплого воздуха. Если во время сушки будет большая температура подаваемого воздуха, то зерно может потерять свои хлебопекарные свойства, а так же зародыш зерна может просто-напросто от большой температуры погибнуть.

На всхожесть семян влияет также влажность.

2.3. ХРАНЕНИЕ ПШЕНИЦЫ

Пшеницу человек хранит в складах (амбарах) после предварительной очистки и сушки, так как во время уборки пшеница может быть повышенной влажности, а хранится она только при влажности 14%.

При засыпке зерна с высокой влажностью на хранение, зерно может слежаться и задохнуться. В связи с тем, что плотность зерна увеличивается, зародыши погибают из-за нехватки кислорода. Появляется плесень – это грибы, которые вызывают гибель зародыша зерна. Зерно, которое заплесневело от повышенной влажности, имеет беловато мучнистый оттенок вплоть до темно - серого. Так же заплесневелое зерно согревается и если на кучу зерна, которое загорелось, ступить ногами, то можно почувствовать, как согреваются ноги через обувь. Такое зерно имеет неприятный кисловатый запах. Оно непригодно в пищу, даже животные и домашние птицы не будут его есть.

2.4. МОИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Я узнала, как правильно сохранить зерно и решила проверить зерно на всхожесть, для того чтобы предположить, какой урожай будет в следующем году. Для этого я провела опыты в домашних условиях.

Цель: влияние условий на всхожесть семян.

Опыт 1

Для этого опыта я взяла блюдечко, на которое укладываем сухую салфетку. Отсчитала 100 штук семян, разложила в 10 рядов по 10 штук и поставила на подоконник. Всходы не появились.

Вывод: для того, чтобы проросли семена, нужна влага.

Опыт 2

Для этого опыта я взяла блюдечко, на которое укладываем сухую салфетку. Отсчитала 100 штук семян, разложила в 10 рядов по 10 штук, поставила на подоконник. Блюдечко полностью залила водой. Всходы не появились.

Вывод: для прорастания семян нужен кислород.

Опыт 3

Для этого опыта я отсчитала 100 штук семян из кучи зерна, которое неправильно хранилось. Зерно заплесневело и загорелось. Зерна пшеницы я разложила в 10 рядов по 10 штук на влажную салфетку и поставила на подоконник. Проросли три зернышка.

Вывод: при неправильном хранении зерна погибает зародыш и дружных всходов ждать не стоит.

Опыт 4

Для этого опыта я отсчитала 100 штук семян. Зерна пшеницы я разложила в 10 рядов по 10 штук и разложила во влажный песок и на салфетку, предварительно обильно смоченную водой. Поставила на подоконник. На 7 день подсчитали всходы. Взошли 97 семян. Такой способ использовали наши деды, чтобы определить всхожесть семян. От всхожести было ясно, будет ли хороший урожай, и будет ли семья жить в достатке.

Вывод: для прорастания семян пшеницы нужны условия: кислород, влажность, определенная температура, правильное хранение зерна.

В настоящее время мой папа не проверяет всхожесть пшеницы дедовским способом, а отвозит зерно на станцию.

Я с папой поехала в филиал Россельхозцентра (Саянское отделение) и вместе с лаборантом мы проверили нашу пшеницу на всхожесть.

Опыт 5

Для того чтобы определить всхожесть семян, мы из партии зерен отбираем образец, из которого выделяем пробу на всхожесть и на влажность. От пробы на всхожесть отсчитываем 4 раза по 100 штук зерен пшеницы. И закладываем в специальную растильню, наполненную песком. Для проращивания используется песок с определенной влажностью. Свежеубранное зерно после посадки мы помещаем в холодильник с температурой 5-10 градусов на 4 суток. Переносим эти растильни в термостат с температурой 20 градусов на 5 сутки. Мы подсчитываем, сколько зерен проросло. Это показывает силу роста зерна, чем больше проросло семян, тем выше сила роста, тем на полях будут дружнее всходы. Подсчет ведется на 5-7 день, в зависимости как оно растет. Из 4 сотен мы выводим среднее значение, что показывает всхожесть:

1 растильня-92%

2 растильня-94%

3 растильня-91%

4 растильня-91%

Средние показатели всхожести на наших полях составят 92%.

3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате выполнения работы, я выяснила:

Что, всхожесть пшеницы, зависит от условий, в которых она хранится.

Влажность семян - это основной показатель при хранении зерна, поэтому необходимо поддерживать определенные условия:

  1. Влажность не больше 14%

  2. Высота вороха не больше 1,5 метра

  3. Отсутствие возможности попадания влаги из вне. Крыши должны быть целые, не подтекать, вода не должна попадать.

Далее, при правильном хранении, нужно обязательно проверить семена на всхожесть. А для этого должны быть соблюдены следующие условия: кислород, температура и влажность. И только после проверки семян на всхожесть, можно засевать ими поля.

Сравнив, всхожесть семян в домашних условиях и в лабораторных, я пришла к выводу, что в будущем году на наших полях ожидается хороший урожай пшеницы.

Гипотеза «В этом году у нас будет хороший урожай пшеницы» - подтвердилась.

Хотя на урожай могут повлиять и другие факторы: погодные условия, болезни сельскохозяйственных растений. На погодные условия человек повлиять не сможет, а вот не допустить развитие болезней может. Поэтому в следующем учебном году, я буду работать над темой «Болезни сельскохозяйственных растений»

Практическая значимость: Пшеница является основной зерновой культурой земного шара. Использование пшеницы в питании человека дает возможность организму получать витамины и улучшает его работоспособность. Поэтому, очень важно, вырастить и убрать хороший урожай пшеницы.

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Н. И. Вавилов, Мировые ресурсы сортов хлебных злаков, зерновых, бобовых, льна и их использование в селекции. Пшеница, М. — Л., 1964;

  2. П. М. Жуковский, Культурные растения и их сородичи, 3 изд., Л., 1971;

  3. П. К. Иванов, Яровая пшеница, 3 изд., М., 1971;

  4. П. П.Лукьяненко, Избр. труды. Селекция и семеноводство пшеницы, М., 1973;

  5. Е. Н.Синская, Историческая география культурной флоры, Л., 1969;

9

Просмотров работы: 1600