ПТИЦЫ – НАШИ ДРУЗЬЯ

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ПТИЦЫ – НАШИ ДРУЗЬЯ

Баженова Д. 1
1
Репп О.А. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Содержание

  1. Введение …………………………………………………..………………… 3-4

  2. Основной этап (практический)

  1.  
    1. Сбор информации о зимующих птицах …………………………...…….… 4-5

    2. Разработка и оформление материала (краткая информация о птицах нашего района с фотографией, поговорки, загадки, приметы, правила отношения к птицам) ………………………………………………………. 6-7

    3. Проведение акции "Подкормите птиц зимой" (изготовление кормушек) ……………………………………………………...…………………….………7

    4. Экскурсия в природу, наблюдение за зимующими птицами …………… 7-9

  1. Результаты исследования ……………………………………………….……. 9

  2. Выводы ……………………………………………………………………….. 10

  3. Приложение …………………………..……………………..………….…… 11

  4. Список использованной литературы ……………………..………..… 12-20

Введение

«Единственный путь, ведущий

к знанию - это деятельность»

Б. Шоу

Тип проекта: информационно-творческий.

Участники проекта: ученица 5 «А» класса, учащиеся школы,родители, учитель

Образовательная область и учебные предметы проекта: география

Цель проекта: формирование знаний в области экологии о птицах нашего родного края, а также бережного отношения к ним.

Задачи:

  • Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта;

  • Расширить багаж накопленных знаний о птицах, которые обитают в нашем родном крае;

  • Привлечь детей и родителей к оказанию помощи птицам в нелегких зимних условиях.

Гипотеза:

Если погодные условия благоприятные для проживания птиц зимой, то не все перелетные птицы будут улетать в теплые края.

Если будем подкармливать птиц зимой, то сохраним жизнь зимующим птицам.

Объект исследования: Птицы.

Методы исследования:

Игровой, исследовательский (проблемно-поисковый метод), метод проектов, наблюдение.

Теоретическая ценность состоит в том, что дети из научно-познавательной литературы и Интернета узнали очень много интересных фактов из жизни птиц.

А практическая ценность заключена в том, что дети научились делать кормушки, скворечники, развесили их во дворе школы, в своих дворах, изучили «меню» птиц и всю зиму подкармливали птиц.

Актуальность проекта: Читая М.М.Пришвина, мне понравились слова о том, что человек и природа одно целое. Поэтому тему проекта «Птицы - наши друзья» избрала не случайно. Поскольку собственно птицы окружают нас круглый год, доставляя людям пользу и радость. Зимой доступной пищи становится существенно меньше, но потребность в ней растет. Зачастую естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить холодное время года и погибают.

В процессе работы над проектом мы принимали активное участие в сборе информации, ходили на экскурсии, проводили наблюдения, делали снимки, мастерили кормушки для птиц, творчески оформляли работу. Это позволило нам еще раз убедиться в важности и необходимости оказания помощи нашим юным друзьям-птицам. Птицы – друзья леса, сада, ребята, любите и охраняйте птиц.

Новизна исследования: Кормушки мы изготавливали каждый год из древесины, в этом году решили использовать бросовый материал. Наблюдали за птицами тоже часто, но оформить свои исследования в виде проекта попробовала первый раз.

  •  
    1. Подготовительный этап

Началом работы над информационно-творческим проектом было посещение школьной библиотеки. В таких литературных источниках, как Работа с энциклопедией «Что? Когда? Почему?», с детским журналом «Свирель» мы нашли значительное количество ответов на вопросы, которые нас заинтересовали. К примеру:

- Какие птицы прилетают к нам на зиму?

-Чем питаются они?

- Почему они зимуют именно в наших краях?

-Как местное население помогает птицам пережить зиму?

На уроках литературы, географии мы узнали о том, что птицы делятся на три группы: перелетные, кочующие, оседлые.

Оседлыми называют птиц, которые придерживаются определенной небольшой территории и за ее пределы не перемещаются. К таким птицам можно отнести серая ворона, галка, сизый голубь, домовый воробей.

Кочующими называют птиц, которые вне сезона размножения постоянно передвигаются с места на место в поисках пищи. Такие передвижения никак не связаны с цикличностью и полностью зависят от доступности пищи. Например, синица, оползень, сойка, клёст, щур, снегирь, свиристель.

Перелетные птицы совершают регулярные сезонные перемещения между местами гнездовий и местами зимовок. Переселения могут совершаться как на близкие, так и на дальние расстояния. К примеру, озерная чайка, чибис, перепел, пустельга, черный стриж, белая трясогузка, городская и деревенская ласточки, зяблик.

Есть немало загадок, ребусов, народных примет с названиями птиц. Например:

Поговорки

  •  
    1.  
      1. Слово - не воробей, выпустишь - не поймаешь.

      2. Птичка по зёрнышку клюёт, но сыта бывает.

      3. Когда синичка поёт - смена погоды идёт.

      4. Кукушка закуковала - рожь заколосилась.

Загадки

  1. Днём спит, ночью летает - людей пугает. (сова)

  2. В болоте плачет, а из болота не идёт. (кулик)

  3. Маленький мальчишка в сером армячишке, по дворам шныряет - крохи собирает. (воробей)

  4. Рук нет, а строить домик умеет (птичка)

Приметы

  1. Синичка с утра начинает пищать - ожидай ночью мороз.

  2. Воробьи дружно расчирикались - к оттепели.

  3. Ворона под крыло клюв прячет - к холоду.

  4. Перед метелью воробьи чирикают.

  5. Перед сильным ветром воробьи стайками перелетают с места на место.

  6. Синицы порхают под окном - к холоду.

  7. В марте птички щебечут к хорошей погоде.

  8. Снегирь зимой поёт на снег, вьюгу и слякоть.

Экскурсия в школьную библиотеку позволила нам получить гораздо больше информации о птицах, которые зимуют в наших краях, об их особенностях, на основании этого мы составили правила отношения к птицам.

Снегири появляются у нас с первым снегом. Питаются ягодами рябины, выедая только семена, а мякоть выбрасывают.

Чечётка - гость с севера. Питается семенами берёзы и ольхи, лебеды и крапивы.

Поползень - питается зимой семенами клёна, орехами лещины, желудями. Иногда, как дятел, долбит кору и извлекает из-под неё различных лакомых личинок.

Клёст - питается семенами елей, легко раскрывая шишки своим крестообразным клювом.

Дятел ест семена сосны и ели, а также желуди, орехи. Сорванные шишки не разбрасывает, а тщательно извлекает из них почти все семена.

Большая синица обыскивает хвойные деревья, кусты и траву извлекая насекомых из зимних убежищ. Едят синички и семена и плоды. Зимой собирают их даже на снегу.

Домовой воробей - питается различными семенами растений.

Вороны серые - кормятся у мусорных баков, помоек.

Правила отношения к птицам

  1. Нельзя разорять гнезда

  2. Нельзя брать домой здоровых птенцов: мама птица сама позаботиться о них.

  3. Нельзя убивать птиц: они приносят не только нам радость, но и пользу.

  4. Зимой надо помогать птицам пережить тяжелые времена: делать кормушки, не забывать класть корм.

II. Основнойэтап (практический).

Действительно, зима - трудное время для птиц, особенно если она суровая и многоснежная. И как раз в это время года зимующие птицы особенно нуждаются в помощи человека, так как они ощущают острую нехватку еды. Голодная птица сильно страдает от холода. А мы можем помочь птицам зимой, понаблюдать за ними. Зимняя подкормка птиц - довольно старая традиция. Первыми инициаторами её были сами птицы. Они быстро усвоили, что возле человеческих жилищ можно кое-чем разжиться. Зимой даже типичные лесные птицы начинают тянуться к человеческому жилищу. Родители принимали активное участие в акции "Подкормите птиц зимой" (изготовление кормушек).

Самые простые кормушки - из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку. Птицы возле кормушек появляются рано утром, поэтому корма надо засыпать с вечера. Во время морозов и метелей это нужно делать каждый вечер.

Мы наблюдали за жизнью птиц не только во время экскурсии, но и в повседневной жизни. Нами был проведен небольшой эксперимент. Мы наблюдали за птицами, обитающими в нашем районе, как на территории школы, так и дома. В исследовании приняли участие 38 человек. Из них 21 учащийся 5 «Б» класса и 17 учащихся 7 «А» класса. Результаты нас порадовали. Несмотря на то, что на данный момент зима, мы встретили значительное количество таких птиц, как воробьи, синицы, голуби, сороки, грачи, снегири.

Таблица 1. Результаты наблюдения за зимующими птицами учащимися 5 «Б» класса

5 «Б» класс

Во дворе школы

Во дворе своего дома

Воробьи

10

3

Снегири

4

3

Голуби

2

3

Синицы

2

6

Сороки

1

2

Таблица 2. Результаты наблюдения за зимующими птицами учащимися 7»А» класса

7 «А» класс

Во дворе школы

Во дворе своего дома

Воробьи

8

4

Снегири

2

1

Голуби

3

2

Синицы

3

5

Сороки

2

3

Вороны

6

4

Результаты

Исходя из наблюдений, мы получили следующий результат:

1.наибольшее количество птиц, зимующих в наших краях – это воробьи, на втором месте – вороны, на третьем месте - снегири.

2.Многочисленные птицы– это оседлые птицы. Это связано с тем, что оседлые птицы придерживаются определенной небольшой территории и за ее пределы не перемещаются. В связи с этим необходимо проводить мероприятия, направленные на подкормку птиц, обитающих в наших краях.

3.Когда наблюдаешь за птицами, то замечаешь, что в поведении у них есть сходство с людьми. Они воспитывают птенцов, кормят и учат их различным действиям.

4.Мы узнали значительное количество птиц, зимующих в наших краях, которые раннее не были нам известны, например, свиристели.

5. Наблюдения за птицами позволило нам выявить особенности питания птиц, для того чтобы их подкармливать. И когда их подкармливаешь в кормушке, то они кормятся стайкой и никого не прогоняют. Общение с природой воспитывает трепетное отношение к ней, доброту, желание беречь и охранять природу.

Выводы

Работа над данным проектом пробудила в нас эмоциональный всплеск и восхищения природой и её обитателями.. Мы пополнили свои знания о птицах нашего края. На уроках «Географии» усвоили, что для птиц не так страшен холод, как голод. Дети пришли к единодушному решению: птицам надо помочь пережить зиму. В ходе работы возникла необходимость в исследовательской деятельности, которая способствовала получению новых знаний о жизни зимующих птиц. Работа над проектом положительно повлияла на межличностные отношения внутри классного коллектива. К этой работе были привлечены учащиеся пятых, шестых классов, седьмых классов. Регулярное наблюдение за кормушкой формирует у ребят ответственность, дисциплинированность, наблюдательность. В заключение мы представляем презентацию своего проекта.

Список использованных источников

  1. Астраханская энциклопедия. Природа. I том. Астрахань // Издательство «Кто есть кто», 2007.

  2. Бейко, В. Б., Березина, М. В. и др. «Большая энциклопедия животного мира». - Москва: РОСМЭН, 2010.

  3. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: рабочая тетрадь / Н.Ф. Виноградова. - М.: Вентана - Граф, 2013.

  4. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: учебник / Н.Ф. Виноградова. - М.: Вентана – Граф, 2013.

  5. Журнал «Свирель» / Лазурь. – М., №2, 2013.

  6. Скиба, Т. Современная детская энциклопедия «Что? Когда? Зачем? Почему?» / Т.Скиба // Владис, Рипол». – М., 2013.

Приложение

Общие сведения

Внешний вид птиц: есть голова, две лапы, хвост и два крыла; зубов нет; пищу клюют клювом, тело покрыто перьями. Птицы питаются, дышат, двигаются - они живые. Все птицы летают, во время полёта машут крыльями. Они купаются в лужицах, садятся на ветки деревьев.

Приложение 1. Ворона

У вороны голова, клюв, хвост, лапы - чёрные.

Всё остальное - серое.

 

Приложение 2. Голубь

Птица величиной с ворону. Может близко подлететь к человеку. Ворона и голубь прыгают и ходят по земле.

 

 

Приложение 3. Воробей

Бойкая птица. Воробьи прыгают. Все птицы летают, во время полёта машут крыльями.

Приложение 4. Модель создания кормушки

Приложение 5. Наблюдение за наличием птиц на территории школы

INCLUDEPICTURE "C:Users6417AppDataLocalTempFineReader11mediaimage4.jpeg" * MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "C:Users6417AppDataLocalTempFineReader11mediaimage4.jpeg" * MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "C:Users6417AppDataLocalTempFineReader11mediaimage4.jpeg" * MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "C:Users6417AppDataLocalTempFineReader11mediaimage4.jpeg" * MERGEFORMATINET

Приложение 6. Наблюдение за наличием птиц на территории школы

INCLUDEPICTURE "C:Users6417AppDataLocalTempFineReader11mediaimage2.jpeg" * MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "C:Users6417AppDataLocalTempFineReader11mediaimage2.jpeg" * MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "C:Users6417AppDataLocalTempFineReader11mediaimage2.jpeg" * MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "C:Users6417AppDataLocalTempFineReader11mediaimage2.jpeg" * MERGEFORMATINET

Приложение 7. Беседа с библиотекарем

Приложение 8. Работа с источниками в школьной библиотеке

Приложение 9. Наши кормушки, изготовленные из пластиковых бутылок

Приложение 10. Наши кормушки, изготовленные из дерева

Приложение 11. Наши кормушки, изготовленные из бросового материала

Приложение 12. Наши кормушки

Приложение 13. Наши кормушки

Приложение 14. Наши кормушки

Приложение 15. Работа с источниками, сбор информации

22

Просмотров работы: 2351