ВЛИЯНИЕ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ НА УРОВЕНЬ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ВЛИЯНИЕ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ НА УРОВЕНЬ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ

Атрошкин Г.В. 1
1
Глазунова Г.В. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

  1. Введение 3

  2. Цели исследования 3

  3. Задачи 3

  4. Методика исследования 4

  5. Результаты исследования 5

  6. Выводы 7

  7. Библиография 8

  8. Приложение 9

Введение

В последнее время среди школьников участились конфликты, ссоры и драки. В телерекламе я видел, как к мальчику подошли хулиганы и хотели у него что-то отнять, но когда они увидели щенка, их лица смягчились, ребята заулыбались и сразу подобрели. Мне захотелось узнать, как влияют домашние животные на агрессивное поведение детей.

Цель исследования: изучить влияние домашних животных на уровень агрессивности детей.

Задачи:

  1. Выявить особенности взаимоотношений детей с домашними животными

  2. Выявить особенности влияния домашних животных на показатели агрессивного поведения детей.

Методика исследования

В исследовании принимали участие учащиеся 3 класса. Две группы по 14 человек. В первую группу вошли дети, у которых есть домашние животные. Во вторую группу – дети, у которых нет домашнего животного.

Диагностические методы, использованные в исследовании

  1. Анкета - опросник состоит из 6 вопросов (Приложение1)

  2. Опросник агрессивности А.Басса и А Дарки ( в адаптации А.К. Осницкого) (Приложение 2)

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые обследуемые должны ответить «да» или «нет». Выделяется 8 шкал: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины.

Так же вычислялись суммарные показатели:

ИА= («1» + «2» + «3») : 3 - индекс агрессивности;

ИВ = («6» + «7») : 2 — индекс враждебности

Результаты исследования

Проведённое исследование позволило выявить следующие факты.

Наиболее распространены среди домашних животных кошки (40%), рыбки (30%), попугаи (10%). У некоторых детей есть другие животные (20%) - кролики, хомяк, черепаха, собака.

По данным анкетирования у 70% владельцев животное появилось по желанию всей семьи, 15 % сами хотели завести животное, и у 15 % животное появилось случайно.

Все владельцы (100%) говорят, что «жить не могут» без своего питомца.

Большинство ребят (70%) считают, что домашние животные оказывает положительное влияние на человека, 30% - затрудняются ответить на этот вопрос.

Дети уделяют достаточно много времени для общения со своим питомцем. 75 % опрошенных – всё свободное время, 15 % - весь вечер, 10 % около часа в день.

Если говорить об индивидуальных признаках домашних животных, то по общему мнению, на первые места выдвигаются прилагательные: ласковый (80%), пушистый (70%), умный(30%).

Сравнительный анализ изучения показателей агрессивности и

враждебности в двух группах.

Группы

Физическая агрессия

Косвенная агрессия

Раздражение

Негативизм

Обида

Подозритель-ность

Вербальная

агрессия

Чувство вины

Индекс агрессивности

Индекс

враждебности

Первая

группа

5,07

4,14

3,36

1,64

4,07

5,86

5,29

6,50

14,14

9,93

Вторая

группа

6,71

5,14

6,07

2,64

5,36

6,36

7,57

6,43

20,36

11,71

Разница показателей

1,64

1,00

2,71

1,00

1,29

0,5

2,28

 

6,22

1,78

Выводы.

  1. По итогам применяемых диагностических процедур и их анализе зафиксированы различия по показателям агрессивности и враждебности между детьми, имеющими домашних животных, и детьми, не имеющими домашних животных.

  1. Все дети (100%) говорят о любви к своим питомцам и большинство ребят (70%) считают, что домашние животные оказывают положительное влияние на человека.

  1. Дети, у которых есть питомцы, обладают в меньшей степени вербальной (на 2,28), физической (на 1,64) и косвенной (на 1,00) агрессией. Так же у них ниже показатели «Раздражение» (на 2,71), «Негативизм» (на 1,00), «Обида» (на 1,29), «Подозрительность» (0,5).

  1. Средние значения индексов агрессивности и враждебности у владельцев домашних животных так же ниже, чем у детей без домашних животных (на 6,22 и 1,78 соответственно).

Заметно, что эти показатели более низкие у детей, которые имеют животных, хотя при этом не все из них полностью сами ухаживают за ними.

Библиография

  1. Галанов А.С. Психодиагностика детей. М.: ТЦ Сфера, 2003.

  2. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. М.: Генезим, 2006.

Приложение 1.

Анкета – опросник.

  1. Какие животные имеются дома?

  2. Как животное появилось у тебя дома?

  3. Симпатии:

- «жить без него не могу»

- отношусь ровно

-безразлично

4. Как домашние животные влияют на человека?

5. Сколько времени ты уделяешь общению с домашним животным?

6. Что тебя привлекает в твоём питомце?

Приложение 2.

Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса И А. Дарки.

1. Временами не могу справиться с желанием навре­дить кому-либо.

2. Иногда могу посплетничать о людях, которых не люблю.

3. Легко раздражаюсь, но легко и успокаиваюсь.

4. Если меня не попросить по-хорошему, просьбу не выполню.

5. Не всегда получаю то, что мне положено.

6. Знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.

7. Если не одобряю поступки других людей, даю им это почувствовать.

8. Если случается обмануть кого-либо, испытываю уг­рызения совести.

9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.

10. Никогда не раздражаюсь настолько, чтобы разбра­сывать вещи.

11. Всегда снисходителен к чужим недостаткам.

12. Когда установленное правило не нравится мне, хо­чется нарушить его.

13. Другие почти всегда умеют использовать благопри­ятные обстоятельства.

14. Меня настораживают люди, которые относятся ко мне более дружелюбно, чем я этого ожидаю.

15. Часто бываю не согласен с людьми.

16. Иногда на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

17. Если кто-нибудь ударит меня, я не отвечу ему тем же.

18. В раздражении хлопаю дверьми.

19. Я более раздражителен, чем кажется со стороны.

20. Если кто-то корчит из себя начальника, я поступаю ему наперекор.

21. Меня немного огорчает моя судьба.

22. Думаю, что многие люди не любят меня.

23. Не могу удержаться от спора, если люди не соглас­ны со мной.

24. Увиливающие от работы должны испытывать чув­ство вины.

25. Кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивает­ся на драку.

26. Я не способен на грубые шутки.

27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все чтобы они не зазнавались.

29. Почти каждую неделю вижу кого-нибудь из тех, кто мне не нравится.

30. Довольно многие завидуют мне.

31. Требую, чтобы люди уважали мои права.

32. Меня огорчает, что я мало делаю для своих родителей.

33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.

34. От злости иногда бываю мрачным.

35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслужи­ваю, я не огорчаюсь.

36. Если кто-то пытается вывести меня из себя, я не обращаю на него внимания.

37. Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть.

38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

39. Даже если злюсь, не прибегаю к сильным выраже­ниям.

40. Хочется, чтобы мои грехи были прощены.

41. Редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

42. Обижаюсь, когда иногда получается не по-моему.

43. Иногда люди раздражают меня своим присутствием.

44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.

45. Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам».

46. Если кто-то раздражает меня, готов сказать ему все, что о нем думаю.

47. Делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.

48. Если разозлюсь, могу ударить кого-нибудь.

49. С десяти лет у меня не было вспышек гнева.

50. Часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.

51. Если бы знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить.

52. Всегда думаю о том, какие тайные причины застав­ляют людей делать что-нибудь приятное для меня.

53. Когда кричат на меня, кричу в ответ.

54. Неудачи огорчают меня.

55. Дерусь не реже и не чаще других.

56. Могу вспомнить случаи, когда был настолько зол, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал ее.

57. Иногда чувствую, что готов первым начать драку.

58. Иногда чувствую, что жизнь со мной поступает не­справедливо.

59. Раньше думал, что большинство людей говорит прав­ду, но теперь этому не верю.

60. Ругаюсь только от злости.

61. Когда поступаю неправильно, меня мучает совесть.

62. Если для защиты своих прав нужно применить физическую силу, я применяю ее.

63. Иногда выражаю свой гнев тем, что стучу по столу.

64. Бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.

65. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.

66. Не умею поставить человека на место, даже если он этого заслуживает.

67. Часто думаю, что живу неправильно.

68. Знаю людей, которые способны довести меня до драки.

69. Не огорчаюсь из-за мелочей.

70. Мне редко приходит в голову мысль о том, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.

71. Часто просто угрожаю людям, не собираясь приво­дить угрозы в исполнение.

72. В последнее время я стал занудой.

73. В споре часто повышаю голос.

74. Стараюсь скрывать плохое отношение к людям.

75. Лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

При обработке данных в обычных условиях ответы «ДА» и «ПОЖАЛУЙ, ДА» объединяются (суммируются как от­веты «да»), так же как и ответы «НЕТ» и «ПОЖАЛУЙ, НЕТ» (суммируются как ответы «нет»).

КЛЮЧ 1

для обработки результатов испытания по опроснику

«1». ФИЗИЧЕСКАЯ АГРЕССИЯ (к=11): 1+, 9-, 17-, 25+, 33+, 41+, 48+, 55+, 62+, 68+.

«2». ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ (к=8): 7+, 15+, 23+, 31+, 39-, 46+, 53+, 60+, 66-, 71+, 73+, 74-, 75-.

«3». КОСВЕННАЯ АГРЕССИЯ (к=13): 2+, 10+, 18+, 26-, 34+, 42+, 49-, 56+, 63+.

«4». НЕГАТИВИЗМ (к=20): 4+, 12+, 20+, 28+, 36-.

«5». РАЗДРАЖЕНИЕ (к=9): 3+, 11-, 19+, 27+, 35-, 43+, 50+, 57+, 64+, 69-, 72+.

«6». ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ (к=11): 6+, 14+, 22+, 30+, 38+, 45+, 52+, 59+, 65-, 70-.

«7». ОБИДА (к=13): 5+, 13+, 21+, 29+, 37+, 44+, 51+, 58+.

«8». ЧУВСТВО ВИНЫ (к=11): 8+, 16+, 24+, 32+, 40+, 47+, 54+, 61+, 67+.

Номера вопросов со знаком «—» требуют и регистрации ответа с противоположным знаком: если был ответ «ДА», то мы его регистрируем как ответ «Нет», если был ответ «Нет», регистрируем как ответ «ДА». Сумма баллов, умноженная на коэффициент, указанный в скобках при каж­дом параметре агрессивности, позволяет получить удоб­ные для сопоставления — нормированные — показатели, характеризующие индивидуальные и групповые результа­ты Суммарные показатели:

(«1» + «2» + «3») : 3 = ИА - индекс агрессивности;

(«6» + «7») : 2 = ИВ — индекс враждебности.

Приложение 3.

Наши любимцы

 

15

 

Просмотров работы: 985