ШКОЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ШКОЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА

Арискин К. 1Бердников Д. 1Инкин Д. 1
1
Богомолова В.С. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Содержание.

I. Введение. Авторы проекта ………………………………………………………. 3

II. Актуальность проблемы…………………………………………........................ 4-5

III. Цель и задачи проекта …………………..……………………………………… 5

IV. Структура проекта …………………………..………………………………… 6

V. Программа реализации проекта по этапам ………………………………….. 6-8

VI. Основная часть (программа действий). Реализация проекта «Школьная экологическая тропа»…………………………………………………………… 9-41

1. Подготовительный этап ………………………………………………………….9-11

2. Организационный этап ………………………………………………………… 12-14

3. Практический этап ………………………………………………….....................15-41

4. Аналитический этап ………………………………………………………… 42-43

VII. Заключение. Результаты по реализации проекта ………………………… 44-45

VIII. Информационные источники…………………………………………… 46

Друзья!

Мы дарим вам эту тропу, чтобы вы, пройдя по ней,

увидели и узнали, как живёт и чувствует себя природа.

Будьте щедры и великодушны, оставляйте Земле её цветы.

Они будут радовать многих людей, которые придут сюда после вас.

Мы хотим, чтобы у каждого из вас, кто пройдёт по нашей тропе,

укрепилось желание сохранить и защитить природу нашего края

от бездушного и неразумного отношения к ней.

Учащиеся МОУ СОШ с. Красная Горка

I. Авторы проекта

Руководитель проекта

№ п/п

Ф.И.О.

Дата рождения

Образование

Предмет

Богомолова Вера Сергеевна

13.03.1962

высшее

Химия, биология

Творческая группа

№ п/п

Фамилия, имя, отчество

Дата рождения

Класс

Домашний адрес

1

Арискин Кирилл Сергеевич

22.04.2001

9

С.Красная Горка,

улица Магистральная,

дом 1, кв.2

2

Инкин Дмитрий Александрович

29.11.2000

9

С. Красная Горка, улица Рабочая, дом 48

3

Бердников Даниил Алексеевич

14.12.2000

9

С.Красная Горка, улица Мира, дом 6, кв.2

Очаровательна природа на Руси –

Леса, озера, реки, водопады.

За грубость к ней прощенья попроси,

Нам не сыскать другой такой отрады.

Она нас лечит, душу согревает

И красоту земную учит нас любить.

С ней человек надежду обретает,

Её должны мы для потомков сохранить.

К. Строков

II.Актуальность проблемы

В настоящее время остро стоит проблема экологического образования населения. Необходима система экологического просвещения, в которую входили бы не только средства массовой информации и экологические курсы в школах и других учебных заведениях, но и непосредственное общение человека с природой. В этом случае помогут экологические тропы.

Причиной создания данного проекта послужила обеспокоенность и понимание нами, школьниками, современных экологических проблем и желание защищать окружающую среду. Из опасного противника, которым природа была на заре цивилизации, она превратилась в хрупкого товарища, требующего нашего покровительства.

Живя в селе, мы видим, как потребительское, а порой и равнодушное отношение к природе усугубляется с каждым днём: мусор, сломанные деревья, разорённые гнезда, порушенные муравейники. Вправе ли мы не взвешивать свое поведение в природе на весах совести? Живая красота вокруг нас, естественная среда воздействует на духовную сущность человека, требует, чтобы мы руководствовались этическими нормами, не нарушали нравственного равновесия между человеком и жизнью природы.

Мы считаем, что нельзя ограничиваться простым созерцанием экологических проблем. Наш экологический проект будет способствовать тому, чтобы дети увидели и почувствовали красоту природы, задумались о роли человека, о разумном использовании природных богатств и их охране.

III. Цель проекта:

- Реализовать связь обучения с жизнью, выявить наиболее актуальные экологические проблемы, способствовать сохранению экосистемы школьного двора и прилегающей территории.

Задачи проекта:

  • Участвовать в улучшении общего состояния природы в зоне экологической тропы;

  • Разработать и реализовать план практических природоохранных работ;

  • Усвоить этические и правовые нормы поведения в природе.

  • Вести фенологические наблюдения; анализировать и систематизировать полученную информацию.

IV.Структура проекта

Этапы и механизмы реализации проекта

Программа реализации проекта рассчитана на 1 учебный год

Этапы

Сроки

1.

Подготовительный

1-15 сентября 2015 г.

Организационный

16-30 сентября 2015 г.

Практический

Октябрь – май

Аналитический

Июнь 2016 года

V.Программа реализации проекта по этапам

Подготовительный этап

Мероприятия

Сроки

1. Выявление основных экологических проблем местности.

Первая декада сентября

2. Формирование команды заинтересованных лиц в реализации проекта. Создание группы разработчиков проекта «Школьная экологическая тропа».

3. Исследование местности, выявление экскурсионных объектов, определение объема работ по проекту, составление плана-схемы маршрута.

4. Разработка комплекса мероприятий по охране и защите природы, правил поведения в природе.

5.Проведение опросажителей с. Красная Горка по благоустройству школьной территории и созданию экологической тропы.

 

Организационный этап

Мероприятия

Сроки

1. Изучение научно-познавательной литературы экологической направленности.

Вторая декада сентября

2. Работа со справочной литературой по составлению паспорта растений.

3.Создание творческих проектов, рефератов (сведения из рефератов будут использоваться в рассказах при проведении экскурсий).

Темы рефератов:

  1. Природные условия родного края.

  2. Местные экосистемы: лесопарк, водоём.

  3. Проблемы охраны растений и пути их решения.

  4. Правила поведения в природе.

  5. Птицы леса.

4. Защита проектов, рефератов на школьной научно-практической конференции, перед учащимися МОУ СОШ с.Красная Горка

5. Распределение учащихся по подгруппами подготовка заданий для каждой из них.

Задание для подгруппы 1:

- изучение нормативных документов по озеленению школьной территории.

Зада­ние для подгруппы 2:

- подбор материалов периодической печати по вопросам благоустройства и экологического состояния школьной территории.

Задание для подгруппы 3:

- установление контактов школьни­ков с экологическим центром Лачиновской сельской администрации для получения квалифицированной консультации и технической помощи.

Практический этап

Мероприятия

Сроки

1. Трудовые десанты, акции «Чистое село», «Красивая школа», «Чистый берег пруда».

Сентябрь-октябрь, апрель-июнь

2. Выступление перед учащимися по вопросам охраны природы

Март

3. Акция «Зимовье птиц»

23 декабря 2015 г.

4. День птиц. Акция «Скворечник для пернатых».

1 апреля 2016 г.

5. Операция «Альпийская горка»

Апрель-май

6. Экологическая акция «День Земли». Акция «Помоги березам». Рейд по выявлению «раненых» берез и устранению порезов на них.

22 апреля 2016 г.

7. «День защиты окружающей среды»

5 июня

2016 г.

Аналитический этап

Мероприятия

Сроки

1. Анализ работы по реализации проекта.

Май 2016 г.

2. Использование полученных знаний для прогнозирования дальнейших изменений среды обитания человека и проектирования решения экологических проблем своего села, школьной территории.

3. Проведение школьной научно-практической конференции «Мы верные друзья природы»

VI. Основная часть. Реализация проекта «Школьная экологическая тропа»

1. Подготовительный этап

Растительный и животный мир села Красная Горка достаточно разнообразен. Неумолкающий щебет птиц как звонкий школьный звонок радует каждого. Именно здесь начинается знакомство с природой, проводятся исследовательские работы, практические занятия. Если мы не будем охранять и беречь природу своего села и школьной территории в частности, то нарушится экологическое равновесие нашей местности.

В сентябре 2015 года в школе состоялось заседание совета старшеклассников «СУПиР», где лидер ученического самоуправления Инкин Дмитрий познакомил учащихся МОУ СОШ с. Красная Горка с положением о проведении областной экологической акции «Летопись добрых дел по сохранению природы-2016». Была создана инициативная группа и принято решение о создании школьной экологической тропы.

Первое, что мы сделали, когда начали собирать материалы к проекту, обратились к историческим фактам, разговаривали со сторожилами села, главой Лачиновского сельского совета Ковылкиной Е.В., провели социологический опрос среди жителей села Красная Горка о роли экологической тропы в экосистеме села, рассмотрели в архиве Лачиновской Администрации и в школьном музее документы и первоисточники, где рассказывается об истории села Красная Горка. Схема экологической тропы была разработана совместно с членами школьного кружка «Цветоводство».

Результаты социологического опроса населения с. Красная Горка

Для исследования мнения жителей села по проблеме создания экологической тропы было опрошено 150 человек.

  1. Какую роль играет школьная экологическая тропа в Вашей жизни?

- значимую – 73%

- иногда будем посещать – 21 %

- никакой пользы нет - 6%

  1. Надо ли проводить работу по сохранению чистоты лесопарка и пруда?

- да – 100 %,

- нет – 0%

  1. Что Вы делаете, чтобы сохранить чистоту лесопарка и пруда?

- берегу и стараюсь охранять – 60 %

- берегу сам и контролирую других – 35 %

- ничего не делаю – 5 %

По результатам оп­роса школьников и жителей села мы убедились, что школа в настоящее время выполняет функцию культурного центра. В связи с этим участники проекта осознали, что улучшение экологиче­ского состояния территории и решение проблем благоустройства зна­чительно повысят воспитательные возможности школы.

2. Организационный этап

«Каждый обязан сохранять природу

и окружающую среду,

бережно относиться к природным богатствам».

Конституция РФ

Работа по созданию школьной экологической тропы началась с пристального изучения учебных программ. Мы выяснили, какие предметные учебные экскурсии предусмотрены по биологии, географии, природоведению. После этого была обследована местность, рассмотрены возможные варианты маршрута. Когда маршрут был определён, мы подготовили паспорт экологической тропы, составили карту-схему с обозначением всех имеющихся на местности объектов экскурсии, определили места установки указателей.

Экологическая тропа - это своеобразный учебно - просветительский кабинет в природных условиях, сочетающий в себе возможность образования, воспитания и отдыха. Наша экологическая тропа расположена на территории пришкольного участка и близлежащей к школе территории: пруда, лесопарка, ельника. Протяженность экологической тропы около 1 км.

Аспекты изучения экологической тропы достаточно широки. Маршрут начинается с изучения биоценоза школьного пришкольного участка, пруда, плавно переходит к изучению лесопарка, затем ельника. Интересен растительный и животный мир данных природных сообществ, не похожих друг на друга, но тесно связанных между собой.

Как правило, учебные экскурсии проводят учителя, однако есть экскурсии, которые интересно могут провести и учащиеся. Ребята включают в свои рассказы описания растений и животных, взятые из дополнительной литературы, личные наблюдения за живой природой, краеведческий материал, стихи, пословицы, поговорки. К экскурсионной работе мы планируем привлекать и «трудных» ребят. Думаем, что они с большой ответственностью отнесутся к порученному делу и подготовят интересные экскурсии по отдельным объектам.

На каждом маршруте подобраны места (стоянки), где предусмотрены остановки для показа интересных объектов и рассказа о них. Таких стоянок на нашей экологической тропе 7.

В начале маршрута прово­дится вводная беседа, рассказывается о це­лях и задачах экскурсии, даются инструкции по технике безопасности и правилам пове­дения на тропе, уточняются задания, кратко описывается предстоящий маршрут.

Наш проект преду­сматривает обустройство экологической тропы, не только повышающее её инфор­мативность, но и способствующее эмоцио­нальной разгрузке. Обустройство включает в себя создание мест для отдыха, установку информационных щитов и других нагляд­ных пособий. Наиболее совершенный вари­ант учебно-познавательной экологической тропы - сочетание её с учебным кабинетом природы. Кабинет природы — это кабинет биологии школы, где с помощью современных средств обучения посетители могут получить дополнительную экологическую информа­цию, труднодоступную для наблюдения при кратковременном маршруте.

Важный прием при обустрой­стве тропы — установка информационных щитов. Они не только расширяют инфор­мативность тропы, но и позволяют её посе­тителям самостоятельно, без экскурсовода проходить по маршрутам. Информацион­ные щиты могут быть различной тематики, их можно периодически менять, а можно сделать универсальными (например, уста­новить серию щитов, посвященных жизненным формам растений). На тропе обя­зательно будет размещён входной аншлаг, схема маршрутов и правила поведения.

Входной аншлаг — своеобразные ворота учебной тропы. На нашей тропе его предполагается установить в начале маршру­та. Он содержит такие слова: «Мы дарим вам эту тропу, чтобы вы, пройдя по ней, увидели и узнали, как живёт и чувствует себя природа. Мы хотим, что­бы, пройдя по этой тропе, вы почувствовали ого­нёк желания сохранить этот уголок природы от любой порчи. Будьте щедры и великодушны, оставляйте Земле её цветы. Они будут радовать многих людей, которые придут сюда после вас. Мы хотим, чтобы у каждого из вас, кто пройдёт по нашей тропе, укрепилось желание сохранить и защитить природу нашего края от бездушного и неразумного отношения к ней».

Ниже аншлага — схема маршрутов, рядом — щит, инфор­мирующий посетителей о правилах по­ведения на тропе.

Правила поведения на экологической тропе

1. Ни в коем случае не сходить с тропы!

2. Не мешайте жить лесным обитате­лям — проходите без лишнего шума.

3. Нельзя срывать любые растения, а не только редкие и исчезающие.

4. С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни, интересные коряги и т.п. С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и фотоснимки, творческий подъем и вдохновение.

5. На тропе разрешена охота только на комаров и клещей.

6. Курить и разводить костры можно толь­ко в специально обозначенных местах.

7. Не сорите на тропе — вы не последние ее посетители.

8. Не надо портить оборудование тро­пы — оно вам пригодится еще не раз!

3. Практический этап.

Стоянка №1. Цветочно-декоративный отдел

На данной стоянке мы знакомим обучающихся школы с разнообразием цветочно-декоративных культур, приёмами цветочного оформления.

Основа цветочного оформления – простота исполнения, лаконичность, максимальная выразительность. В то же время оно должно смягчать нежелательные элементы планировки и органически вписываться в окружающую обстановку.

Разнообразие цветочно-декоративных культур

Приёмы цветочного оформления

Арабески

Клумбы

Рабатки

На экологической тропе предусмотрены места для отдыха, площадка для занятий спортом.

Акция «Красивая школа»

Работа в цветочно-декоративном отделе

Стоянка №2. Пришкольный учебно-опытный участок.

Учебно-опытный участок Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с.Красная Горка создан для проведения в 1-11классах учебных занятий по трудовому обучению, уроков по природоведению, биологии, экологии, организации общественно полезного, производительного труда, внеклассной юннатской, опытнической и природоохранительной работы, воспитания у учащихся интереса и любви к природе и сельскому хозяйству, обеспечения тесной связи изучения наук с сельскохозяйственнымтрудом.

На учебно-опытномучастке школы организованы отделы: полевых, овощных и плодово-ягодных культур, цветочно-декоративный, коллекционный, семенной, отдел начальных классов.

Отдел начальных классов состоит из делянок, на которых учащиеся I-IV классов выращивают сельскохозяйственные культуры и другие растения в соответствии с программой по трудовому обучению и природоведению.

В отделе овощных культур выращиваются в системе севооборотов важнейшие культуры данной зоны. В цветочно-декоративном отделе выращиваются однолетние, двулетние и многолетние цветочно-декоративные растения. В биологическом (коллекционном) отделе возделываются типичные представители основных сельскохозяйственных и систематических групп растений. Выращиваются также разнообразные виды растений, необходимые при изучении курса общей биологии (для демонстрации явлений изменчивости и наследственности, искусственного и естественного отбора, относительной приспособленности, многообразия видов и др.).

В производственном отделе выращиваются овощи, картофель, фрукты и ягоды. Сельскохозяйственная продукция используется для организации питания учащихся в школьной столовой. Излишки продукции реализуются на школьных, сельских и районных осенних ярмарках.

Основными направлениями деятельности учащихся на участке являются выращивание растений, наблюдение за их ростом и развитием, проведение сельскохозяйственных опытов в соответствии с программами трудового обучения, природоведения, биологии, экологии, кружковых занятий.

Ежегодно в начале учебного года подводятся итоги работына участке, организуется выставка, проводится Праздник урожая.

Уборка урожая На районной ярмарке

Стоянка №3. Водоём.

Наш пруд с его растительным и животным населением представляет собой отдельный биогеоценоз. Растения и животные, населяющие пруд, распределяются в нём неравномерно. Каждый вид обитает в тех условиях, к которым приспособлен. Наиболее разнообразные и благоприятные для жизни условия создаются в прибрежной зоне. Здесь вода теплее, т.к прогревается солнечными лучами. Она достаточно насыщена кислородом. Обилие света, проникшего до дна, обеспечивает развитие многих высших растений. Многочисленны мелкие водоросли (хламидомонада, спирогира). В прибрежной зоне живут и большинство животных. Одни приспособлены к жизни на водных растениях, другие активно плавают в толще воды (рыбы – караси, хищные жуки-плавунцы, водные клопы). Многие водятся на дне (беззубки, личинки насекомых-ручейников, падёнок, ряд червей). Даже поверхностная плёнка воды служит местом обитания специально приспособленных к ней видов - плейстон - здесь мы видим бегающих по воде хищных клопов – водомерок, плавающих кругами жуков – вертячек.

Цепи питания пруда состоят из нескольких звеньев. Например, растительными останками и бактериями питаются одноклеточные животные, которых поедают мелкие рачки, а те, в свою очередь, служат пищей рыбам. Почти все виды питаются не одним типом пищи, а используют разные пищевые объекты. Т.о., пищевые цепи пруда сложно переплетены.

На пруд проводятся экскурсии «Жизнь в водоёме» для учащихся 3 класса, «Членистоногие» - для школьников 7 класса, «Природные биоценозы» - для учащихся 9 класса.

С западной стороны пруда находится запруда, которая в настоящее время превращается в болото. Данный участок является местом проведения экскурсии по теме «Зарастание водоёма» (9 класс).

Акция «Чистый берег пруда»

Место проведения Акции

с. Красная Горка

Дата и время проведения Акции

16 октября 2015 г., 14 час.

Количество участников

35

ФИО руководителя Акции

Зелинская И.К., учитель технологии

Вид произведенных работ

  1. Очистка берега пруда от мусора

  2. Выявление фактов незаконного сброса канали­зационных отходов, ТБО в водоем.

Площадь территории, очищенной от мусора

700 кв.м.

Объем собранного мусора

1,5 куб.м.

Информационное сопровождение мероприятия

1. Информационно-пропагандистская работа с обучающимися школы, жителями села (выпуск листовок, буклетов)

2. Размещение информации на школьном сайте

Стоянка №4. Лесопарк.

Рассматриваемый нами объект – лесопарк, заложенный в 1929 году. В нем смешаны различные виды деревьев и кустарников. Произрастает он на дерново-подзолистых почвах, не очень богатых органическими удобрениями. Лесообразующие древесные породы смешанного леса данного насаждения состоят из трех ярусов. Липа, осина, клен, берёза занимают первый ярус. Берёза является главным деревом лесопарка. В 1931 годах здесь были посажены также ели. Лесопарк прекрасен в любое время года: нежной весенней зеленью, золотистой осенней листовой и белоснежной зимой. На его территории растут кустарники и различные травянистые растения.

Во втором ярусе расположены лещина, бузина, рябина. В третьем ярусе мы встречаем землянику, одуванчик, подорожник, мать-и-мачеху, крапиву.

Многие растения обладают лекарственными свойствами. Чтобы растения приносили пользу, необходимо знать правила сбора, хранения и использования лекарственных растений.

Весной лесопарк покрывается яркими красками из первоцветов. Раннецветущие растения – это группа растений, которые накапливают питательные вещества в корневищах, луковицах, что позволяет им рано весной очень быстро начать вегетационный период. Зацветают эти растения в апреле – мае.

В данной экосистеме произрастают:

Медуница неясная - совсем обычный цветок, который сам по себе – разноцветный букетик. Вначале, когда цветки только появляются, они все розовые. Но пройдет несколько дней, и на стебельке, кроме розовых, появляются и голубые, и синие, и фиолетовые.

 

Ветреница лютичная — многолетнее корневищное травянистое растение высотой до 30 см. Корневище ползучее, длинное, поверхностно расположенное, чётко видное.

 

Ветреница дубравная - травянистое растение высотой до 25 см. Корневище утолщённое, горизонтальное, цилиндрическое. Оно ветвится и быстро разрастается, обеспечивая образование густых зарослей.

 

Мать-и-мачеха. Листья у растения крупные, необычные: сверху они зеленые, гладкие, жесткие, а снизу беловатые, покрытые мягкими волосками и как будто теплые. За эти особенности цветок получил свое имя: нежная сторона - добрая «мать», а верхняя сторона листьев - неласковая «мачеха». Латинское название означает «Выводящее кашель».

 

Хохлатка. Цветки собраны в нарядную кисть. И у каждого цветка - будто небольшой хохолок. Всего несколько дней радует своей красотой. Уже в конце весны её не увидите. Исчезнут не только цветы, но и стебель и листья. Останется только клубень в почве.

 

Лесопарк является пристанищем для многих видов удивительных творений природы - птиц. Их мелодичные, весёлые, звонкие голоса, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Они радуют нас своей подвижностью. Без птиц природа мертва. Они поистине эталон прекрасного на Земле. Недаром люди всегда проявляли и проявляют заботу о пернатых друзьях. В нашем лесу обитает более двадцати видов птиц: ворона, галка, сорока обыкновенная, грач, воробей, ласточка, скворец, снегирь, синица, дятел и другие.

Прилетев домой, птицы садятся на ветки около своих домиков-скворечников и радостно, звонко поют, приветствуя родной лес. С обучающимися школы проводятся мероприятия, посвященные Дню птиц:

- Акция «Зимовье птиц». 23 декабря 2015 г.

Конкурс на лучшую кормушку «Зимовье птиц»

Участники акции (учащиеся, родители) изготовили своими руками оригинальные кормушки для птиц. Организованы мастер-классы по изготовлению кормушек, организована выставка кормушек «Зимовье птиц».

Кормушки размещены на

территории школы и в парковой зоне

- Акция «Скворечник для пернатых» (апрель), когда школьники вывешивают искусственные гнездовья для птиц.

Некоторые жители села в середине апреля во время сокодвижения собирают березовый сок. После этого на берёзах остаются раны. Мы решили провести акцию «Помоги березам» по выявлению «раненых» берез и устранению порезов на них.

Мы считаем, что наш лесопарк является своеобразным памятником природы и хотим, чтобы он на долгие годы остался чистым и светлым.

Удивляясь красоте зимнего леса, дубам великанам, “сосне – толстушке”, фантастическому шёпоту осенних листьев, пению птиц весной, мы понимаем, что нас окружает живое и в наших силах сохранить или отнять у него жизнь. Возможно, многие из нас почувствуют себя “ добрыми великанами” и не будут творить зло. Сокровища природы вверены нашей совести и благородству.

Мы обязаны вести экологическую работу по его охране.

Стоянка №5. Муравейник

Вид рыжий лесной муравей относится к отряду Перепончатокрылые, классу Насекомые, типу Членистоногие. Рыжих лесных муравьев не во всяком лесу можно встретить. Ты их не найдешь в сырых низинах, в слишком затененном лесу. Муравьи живут в домиках муравейников. Но это только надземная часть, а под ним находится подземные этажи муравейника с множеством камер и ходов. Как мал человек рядом с египетскими пирамидами, так мал и муравей по сравнению с его жилищем – муравейником.

Муравейник имеет обычно куполообразную форму, которая предохраняет его от дождя: вода скатывается с верхней части и не размывает муравьиное жилище. Высота муравейников иногда бывает более метра. В таком большом гнезде живут тысячи и десятки тысяч муравьев. Муравейник построен главным образом из хвоинок и мелких растительных остатков. На первый взгляд муравейник –постройка хаотичная, но не следует спешить с подобными выводами. В муравейнике существует определенный порядок: он проветривается, внутри него поддерживается оптимальная t и нужная влажность. Строительные способности муравьев, их биология послужила поводом для ложных мнений об их высоких умственных способностях и сообразительности в общественной жизни. И действительно, как не восхищаться, наблюдая у этих маленьких животных распределение труда. Но все это происходит инстинктивно. Одни из них тащат строительный материал, другие – добычу для еды (гусениц, слизней, насекомых). Подсчитано, что семья из одного муравейника за сутки уничтожает 10-30 тыс. насекомых, из которых 80 % являются вредителями. За весь сезон, с апреля до октября, муравьи уничтожают 2- 5 миллионов вредных насекомых. Предполагают, что муравьи из 4-х муравейников средней величины способны защитить вредителей 1 га леса. Дорожки свои муравьи узнают по запаху: у муравейника может быть 1-5 дорожек. Муравьи приносят очень большую пользу. Они очищают лес от вредных насекомых. К их пище относятся мелкие жуки, гусеницы, комары, личинки. Муравьи очень маленькие, но сильные, они тащат в муравейник гусениц, бабочек. Поэтому разорять муравейники нельзя! У нас в лесах не хватает муравейников, и их надо создавать, надо помогать муравьям, защищать лес. Погубить муравейники - значит погубить лес. Каждый муравей приносит за день добычу, превышающую его собственную массу. Своей роющей деятельностью муравьи оказывают серьёзное влияние на почву, на улучшение её механического состава. Вблизи муравейника корни деревьев имеют густое сплетение и состояние этих деревьев гораздо лучше, чем удалённых. Исследование показали, что под гнездом рыжих лесных муравьёв и вблизи него толщина гумусного слоя достигает 17 см, а в стороне от муравейника-5см. И легкоусваиваемого растениями азота вблизи муравейника значительно больше, чем вдали от него. Таким образом, почвообразующая роль муравьёв велика! Жизнь лесных муравьёв тесно связана с лесом. И если человек изменяет условия жизни муравьёв, то это может привести не только к исчезновению этих перепончатокрылых, но и самого леса. Человек, взаимодействуя с природой, должен соблюдать строго всё законы самой природы.

Муравьиная жизнь - общественная:

1) в семье существует разделение деятельности,

2) между членами семьи идёт обязательно обмен информацией и пищей,

3) ни один из членов не может жить в одиночку.

Так в муравейнике поддерживается постоянно микроклимат. Если семья разрастается, то молодые самки с частью рабочих муравьёв уходят из муравейника и поселяются по соседству. Новые муравьиные семьи не подрывают связь между своим родительским домом, устанавливая дружеские контакты. Такое объединение называется муравьиной колонией. Гнёзда обмениваются между собой куколками и молодыми рабочими муравьями. Рабочие муравьи сами не переходят в другое гнездо, их несут (при этом они принимают особую позу). В одной семье живёт одна или несколько самок-«цариц» и большое количество рабочих муравьёв. Рабочие муравьи – бесплодные самки. Самцы появляются в период размножения и погибают после оплодотворения самки. Размер самок и самцов - 10-11 мм, рабочих муравьёв - 5-9 мм. Роль самки - откладывание яиц. Всю заботу о потомстве несут рабочие муравьи. Рыжие муравьи ведут мирный образ жизни, не нападают на других муравьёв. Зимуют муравьи под куполом муравейника на глубине 1,5 м.

Будь человеком.

В лесу мурашки-муравьи

Живут своим трудом,

У них обычаи свои

И муравейник-дом. Миролюбивые жильцы

Без дела не сидят:

С утра на пост бегут бойцы,

Няньки – в детский сад.

Рабочий муравей спешит

Тропинкой трудовой,

С утра до вечера шуршит

В траве и под листвой Ты с палкой по лесу гулял

И муравьиный дом

Шутя до дна расковырял

И подпалил потом.

Покой и труд большой семьи

Нарушила беда.

В дыму метались муравьи,

Спасались, кто куда. Трещала хвоя. Тихо тлел

Сухой, опавший лист.

Спокойно сверху вниз смотрел

Жестокий эгоист…

За то, что так тебя назвал,

Себя я не виню,

Ведь ты того не создавал,

Что предавал огню. Живёшь ты в атомный наш век

И сам - не муравей,

Будь человеком, человек,

Ты на земле своей!

Стоянка №6. Ельник

Всмотритесь в поперечный спил ели, напоминающий стрелковую мишень, это –летописный свиток, который люди научились читать совсем недавно . По священному он поведает о чередовании холодных и теплых лет, бывших засухах, пожарах .Хочешь узнать погоду, взгляни на ветки и хвою ели: к влаге они напрягаются, распрямляются, топорщатся кверху, а на сушь – поникают . О том же сообщит сухая еловая шишка .Она живая: то ощетинится, как еж, то пригладит свои чешуйки

В нашей местности распространена ель обыкновенная. Ель любит простор, хорошие почвы. Многие ели доживают до 300 лет. Высота красавицы -10 –этажный дом, крона – пирамидальная. Ель сбрасывает свои зеленые иголки не сразу, а постепенно в течение 5-7 лет.

150 лет – самый расцвет жизни наших елок, время хорошего плодоношения. Семена даёт ель в 5-6 лет. Семена созревают в шишках. Еловые шишки крупнее сосновых, длиной 10-15 см.

Стоянка №7. Альпийская горка.

Создание альпийской горки планируется в апреле-мае 2016 года.

Планируемые многолетние травянистые и почвопокровные растения для альпийской горки:

     

Флокс шиловидный

Примула

Армерия

     

Астильба

Виола рогатая

Колокольчик Портеншлага

     

Седум (очиток)

Чистец шерстистый

Флокс растопыренный

     

Овсяница сизая

Аквилегия(карликовые сорта)

Барвинок

     

Гейхера

Камнеломка

Гвоздика

     

Антеннария(кошачья лапка)

Дицентра (карликовые сорта)

Астра альпийская

Защита проектов «Мой любимый сад»

Выставка

комнатных

растений

4. Аналитический этап

Вот и закончилась наше экологическое путешествие. Наша тропа ведет к стоянке Школа. Это место обдумывания. Сколько вопросов задает нам природа! Где найти ответ? Для этого нужно изучить все её тайны. Изучение биоценоза на экологической тропе, влияние природных и антропогенных воздействий на природные сообщества повышает у нас интерес к изучению природы родного края, его обитателей, влияние человека на природу и последствия его деятельности. Развитие любознательности, творческого воображения, бережного отношения к природе, приобщение к культуре родного края – всё это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем селе.

Обсудив проблемные вопросы, мы составили обращение к жителям села.

Обращение к жителям села Красная Горка

Дорогие жители села!

Мы живем с вами в удивительном месте, селе Красная Горка. На территории села находятся удивительный лесопарк и пруд, имеющие для всех нас огромное значение. Мы здесь отдыхаем, собираем ягоды и грибы, ловим рыбу и купаемся в пруду. Лесопарк и пруд создают микроклимат нашей местности. Они - источники нашего благополучия.

Так давайте беречь нашу природу!

Экологи школы

Не разводите новых кострищ!

Место после кострища не зарастает 10 лет.

В.Шефнер. Лесной пожар

Забывчивый охотник на привале не разметал, не растоптал костра.

Он в лес ушёл, а ветки догорали и нехотя чадили до утра…

А утром ветер разогнал туманы, и ожил потухающий костёр

И, сыпля искры посреди поляны багровые лохмотья распростёр.

Он всю траву с цветами вместе выжег, кусты спалил, в зелёный лес вошел

Как испуганная стая белок рыжих он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели, с морозным треском падали стволы

И, как снежинки, искры с них летели над серыми сугробами золы.

Огонь настиг охотника, и, мучаясь – тот задыхался в огненном плену, -

Он сам себе готовил эту участь. Но как он искушал свою вину…!

Не засоряйте лесопарк и пруд!

Мусор перегнивает несколько десятков лет и влияет на экологию в целом.

Вам не трудно убрать за собой место, где вы отдыхали?!

С этими воззваниями мы обратились к жителям села, развесили листовки, раздали буклеты, провели экологическую разъяснительную работу.

VII.Заключение. Результаты по реализации проекта.

Мы считаем, что практическая значимость от реализации проекта «Школьная экологическая тропа» состоит в том, что мы расширили и пополнили свои экологические знания. Работа на экологической тропе позволит повысить уровень экологической ответственности и экологической культуры. А самое главное, мы почувствовали свою значимость и пользу в деле охраны природы, а это очень важно для формирования нас как настоящей личности. Ресурсы экологической тропы могут быть использованы в ходе учебно-воспитательного процесса МОУ СОШ с. Красная Горка.

Социальные партнеры проекта

Подводя итоги участия в данном проекте, мы отметили, что эта работа заставила нас по-новому взглянуть на проблему благоуст­ройства, оценить фактор среды, оказывающий огромное влияние на формирование мировоззрения человека.

Прекрасной быть должна Земля –

Она у всех у нас одна.

А мы – хозяева Земли

И охранять её должны.

Под небом зашумят леса,

Не смолкнут птичьи голоса.

И торжество природы

Благословят народы.

VIII. Информационные источники

  • Большая энциклопедия живой природы. – Москва, «Махаон», 2006.

  • Экология и жизнь. - № 2. – 2006.

  • Белавина И., Найденская Н. Планета – наш дом. – М, 1995.

  • Рыжова Н.А. Наш дом – природа.- М., 1998.

  • Попова Т.А. Экология в школе. Мониторинг природной среды. Методическое пособие. «Творческий центр». Москва, 2005.

  • Захлебный А.Н. На экологической тропе (опыт экологического воспитания).- М.: Знание, 1986.

  • Журнал «Биология в школе». №8, 2006.

Просмотров работы: 5771