Введение………………………………………………………………………… |
3 |
1. Занятие спортом учеников 1-5 классов школы с. Чесноковка……………. |
4 |
2. Я и фехтование……………………………………………………………….. |
5 |
3. О победах башкирских фехтовальщиков…………………………………… |
8 |
4. Мушкетеры среди нас!...................................................................................... |
10 |
Заключение…………………………………………………………………….. |
11 |
Список использованной литературы…………………………………………. |
12 |
Приложения…………………………………………………………………….. |
13 |
Введение
Актуальность моего исследования объясняется тем, что спорт в жизни маленького человека – занятие не только интересное, но и полезное. Спортивные занятия укрепляют здоровье, несут удовольствие и отвлекают нас от компьютерных игр и телевизора. Я занимаюсь фехтованием. Это очень интересный, необычайно красивый вид спорта. Мне захотелось больше узнать о нем, поэтому я решил выполнить исследовательскую работу на эту тему.
Цель исследования - привлечение детей к занятию фехтовальным спортом.
Задачи исследования:
- исследоватьзанятость спортом учеников 1-5 классов школы с. Чесноковка;
- определить популярность фехтования среди школьников;
- раскрыть особенности фехтования как вида спорта, его пользу для человека;
- рассказать, как я учусь на мушкетера.
Предметом исследования являетсяфехтование.
Гипотеза школьники мало знают о таком виде спорта как фехтование.
Методы исследования: метод поиска информации,
анкетирование,
интервью,
опрос,
беседа со школьниками и с тренером,
сравнительный анализ.
Базу исследования составили ученики 1-5 классов СОШ с. Чесноковка.
Практическая значимость: значимость моей работы состоит в том, чтобы заинтересовать школьников фехтованием. Материалы можно использовать на классных часах о спорте и здоровье, на уроках окружающего мира при изучении тем «Охрана здоровья».
1 Занятиеспортом учеников 1-5 классов школы с. Чесноковка
Моя семья любит спорт. Я знаю, что он имеет важное значение, чтобы реже болеть, быть сильным и выносливым. Мои родители посещают фитнес -клуб, старшая сестра занимается баскетболом, а я - фехтованием.
В этом году я пошел в школу, в первый класс. Мне стало любопытно, а занимаются ли спортом ребята в моем классе, в других классах? Я поделился своими мыслями с учительницей Татьяной Ивановной. Она подсказала и помогла провести опрос и анкетирование среди учащихся 1-5 классов нашей школы. В исследовании приняли участие 145человек. Анкета состояла из 3 вопросов (Приложение 1. Диаграммы 1-3):
1.Занимаетесь ли вы спортом?
да - 60 чел., 41 % опрошенных;
нет - 85 чел., 59% опрошенных.
2. Каким видом спорта вы занимаетесь?
Бокс – 46 чел., 32% опрошенных;
Плаванье – 23 чел., 16% опрошенных;
Тхэквондо - 20 чел., 14% опрошенных;
Прочие - 56 чел., 38% опрошенных.
К прочим видам отнесли следующие виды спорта: лапта, теннис, лыжи, гимнастика, акробатика, борьба, ушу, карате, футбол, фехтование.
3. Вам знаком такой вид спорта как фехтование?
да - 22 чел., 15% опрошенных,
нет - 123 человек – 85% опрошенных.
Было выявлено, что больше половины ребят не занимаются спортом. Я думаю, что они просто не задумываются, насколько это важно. Поэтому хочу рассказать о фехтовании, тем более о нем знают так мало детей нашей школы.
2 Я и фехтование
Спортом я занимаюсь с пяти лет. О фехтовании я узнал случайно. Увидел соревнования, проходящие в спортивном зале, где я был на тренировке по акробатике. Тогда я ничего не знал про этот вид спорта. Я сказал маме, что мне это интересно, и что хочу этому научиться. Так образом, с шести лет я занимаюсь фехтованием в специализированной детско-юношеской спортивной школе Олимпийского резерва № 19 , которую называют школой чемпионов.
Здесь обучаются почти 1000 человек, работают 29 тренеров. Именно они в последние годы помогли башкирским рапиристам одержать победу в первенствах и чемпионатах страны, Европы и мира. Несколько уфимцев были включены в состав мужской сборной команды России.
Принимают детей в школу фехтования в возрасте 7-12 лет, именно поэтому базу исследованиясоставили учащиеся 1-5 классов. При отборе детей нет жестких требований в росте или весе. Главными качествами для будущих спортсменов являются целеустремленность и настойчивость. Занятия в спортивной школе проводятся бесплатно, фехтовальную экипировку предоставляют.
Мои тренеры - Шагаева Ольга Михайловна, она мастер спорта России и Абдулова Карина Ильдаровна, кандидат в мастера спорта России (Приложение 2).
Прежде чем я начал фехтовать, на тренировках мне нужно было научиться правильно одеваться, чтобы быть защищённым во время боя, освоить стойку, передвижения, технику владения оружием.
А теперь я хочу рассказать, что я знаю о фехтовании.
Фехтование – старинный вид спорта, он отличается от других своими лучшими рыцарскими традициями.
Фехтовальный поединок очень похож на сражение: в нем присутствуют наступление и оборона. Задача спортсмена - нанести укол сопернику и избежать укола самому.
В современном спортивном фехтовании существует три вида оружия – рапира, шпага и сабля. Отличаются они формой, весом, правилами боя, но цель одна: победить соперника. Я занимаюсь рапирой, так как это самое лёгкое по весу оружие.
Рапиры отличаются рукоятками. Они бывают простые, с поперечником, и «пистолет». У меня рапира с простой ручкой, так как она больше всего подходит для начинающих фехтовальщиков.
Для того, чтобы не получить травмы, спортсмен должен быть экипирован. Экипировка фехтовальщика включает в себя защитный костюм белого цвета, состоящий из куртки и брюк по колено на подтяжках, набочника. Они сделаны из очень прочной ткани, из которой делают бронежилеты. На ноги надеваются длинные белые носки (гетры) и обувь. Голову защищает маска с металлической сеткой и воротом, прикрывающим шею спортсмена. На руку, в которой фехтовальщик держит рапиру, надевается перчатка (Приложение 3).
Поверх костюма надевается специальная металлизированная электрокуртка. При нанесении укола в эту куртку на аппарате (электрофиксаторе) загорается цветная лампочка. В фехтовании рапирой засчитываются только уколы, нанесённые в туловище. Если спортсмен нанёс укол в электрокуртку, на аппарате зажигается зеленая лампа, находящаяся на его стороне. Нельзя наносить удары в руки, ноги, маску. В этом случае укол не засчитается и загорается белая лампочка.
Бои проходят «один на один» на специальной дорожке до 5 уколов и не более 3 минут.
В фехтовании главным в победе является способность к нестандартному мышлению и умение ориентироваться в быстроменяющейся ситуации. В течение боя фехтовальщик мгновенно принимает множество самостоятельных решений. Поэтому на занятиях тренеры нам часто говорят: «Не надо медленно, не надо быстро. Надо - во время!»
СДЮСШОР №19 проводит различные турниры и соревнования, первенства г. Уфы среди команд общеобразовательных школ, лицеев и гимназий.
Для начинающих фехтовальщиков ежегодно проводится спортивный праздник «Посвящение в Мушкетеры». Этим летом мне был вручен диплом в номинации «Самый юный фехтовальщик». В феврале 2015 г. я участвовал в турнире «Мои первые соревнования», где занял первое место.
(Приложение 4).
Чем полезно фехтование?
- Фехтование считается абсолютно безопасным видом спорта.
- Благодаря регулярным занятиям тренируются абсолютно все группы мышц, оказывается положительное действие на здоровье.
- Развивается быстрота, ловкость, выносливость, сила, способность к быстрым решениям и действиям в сложных ситуациях боя, логика, интеллект.
- Фехтование заставляет работать мозг эффективнее. Не зря фехтование называют «шахматами в движении». Так как все действия соперника нужно просчитать заранее, то фехтование развивает мышление не хуже шахмат и прочих логических игр.
- Учит защищаться и атаковать.
- Учит контролировать свои эмоции, заставляет вспыльчивых брать себя в руки, а застенчивых и сдержанных идти на определенный риск, на который трудно решиться в обычной жизни.
- Воспитывает вежливость, галантность, уважение к противнику, благодаря правилам проведения поединков. Перед началом боя фехтовальщики салютуют оружием, приветствуя зрителей, судью и противника. А после окончания поединка обязательно следует рукопожатие.
Мы провели анкетирование среди детей, занимающихся в секции фехтования. В исследовании приняли участие 25человек в возрасте 7-12 лет.
Анкета состояла из 1 вопроса (Приложение 1. Диаграмма 4).
1. Что изменилось в жизни школьника(цы) в результате занятий фехтованием?
стал(а) более целеустремленным – 7 чел., 28% опрошенных;
стал(а) более смелым – 1 чел., 4% опрошенных;
стал(а) более дружелюбным и общительным– 3 чел., 12% опрошенных;
улучшилось состояние здоровья– 7 чел., 28% опрошенных;
улучшилась успеваемость в школе– 6 чел., 24% опрошенных;
нет изменений – 1 чел., 4% опрошенных.
Так, у большинства детей в результате занятия фехтованием улучшилось состояние здоровья и успеваемость в школе, а также они стали более целеустремленными.
3 О победах башкирских фехтовальщиков
Башкирские фехтовальщики неоднократно становились победителями и призерами первенств и чемпионатов страны, Европы, мира, Олимпийских игр:
Альбина Курамшина – мастер спорта России (2010 г.), мастер спорта России международного класса (2011 г.) по фехтованию сидя, победительница (2010 г.), бронзовый (2011 г.) призер чемпионата мира и др.;
Тимур Хаматшин - мастер спорта России (2010 г.) по фехтованию на колясках, многократный чемпион России (2008-2011 гг.) и обладатель Кубка России (2011-2012 гг.). и др.;
Тимур Файзуллин - мастер спорта России (2010 г.) по фехтованию на колясках, призер этапов Кубка мира (2010-2012 гг.) и др.;
Ринат Файзуллин - мастер спорта (2006 г.) по фехтованию, победитель первенства России (2011 г.) среди молодежи и др.
Отдельно выделим чемпиона с Уфимского района РБ (с. Миловка) - Ивана Андреева. Он мастер спорта России (2009 г.); мастер спорта России международного класса (2010 г.) по фехтованию на колясках. Участник Паралимпийских игр в Пекине 2008 г. и в Лондоне 2012 г., серебряный и бронзовый призер Чемпионата Мира (2010 г.), чемпион Европы и трехкратный бронзовый призер (2011 г.), победитель и призер этапов кубка мира (2007 г.), двукратный победитель международных игр до 23 лет, одиннадцати кратный Чемпион России, победитель и призер Всероссийских турниров (Приложение 5).
Чтобы стать чемпионом фехтовальщик должен быть выносливым как марафонец, ловким как акробат, быстрым как спринтер, сильным как штангист.
4 Мушкетеры среди нас!
Фехтование появилось давно – более трех тысяч лет назад. Во времена рыцарей оно считалось важным в боевой подготовке воинов. Высоким фехтовальным мастерством славились королевские мушкетеры.
Мушкетеры – это лучшие, почетные воины, которые охраняли королей. Они благородные, справедливые, смелые, мужественные, всегда готовы постоять за себя, за товарища и помочь слабому.
На тренировках нам всегда говорят, что здесь готовят мушкетеров!
Так как в моем классе никто не знает о фехтовании, я захотел ознакомить ребят с этим интересным и увлекательным видом спорта. Так, в 1 «Б» был проведен классный час на тему: «Я учусь на мушкетера!», на котором мной были изложены результаты данного научного исследования.
Я надеюсь, что в нашей школе будут еще мушкетеры, что сделает ребят не только сильными, умными, но еще и дружными!
Хочу рассказать еще о том, что существует кодекс фехтовальщика (мушкетера):
1. Помни, что ты представитель самого благородного из всех видов спорта. 2.Занимайся своим спортом бескорыстно и с абсолютной преданностью.
3. Hа дорожке и вне её веди себя по-рыцарски.
4. Hе рассуждай о фехтовании, пока не научишься фехтованию и его правилам. 5. Учись проигрывать с честью и побеждать с достоинством. 6. В любом случае уважай своего противника, кем бы он ни был, но в бою старайся победить его.
7. Помни, что до последнего укола твой противник ещё не победил. 8. Лучше спокойно принять поражение, чем воспользоваться победой, одержанной нечестно.
9. Hе выходи на дорожку с неисправным оружием или в неопрятном костюме. 10. Береги, защищай и уважай свое имя, престиж учителя и знамя своей страны.
Свято чти и выполняй законы кодекса современных мушкетеров – представителей самого прекрасного, самого благородного вида спорта!
Заключение
В своей работе я пришел к следующим выводам: среди учеников 1-5 классов школы с. Чесноковка спортом занимаются менее половины (41%), Популярные виды спорта - бокс, тхеквондо и плаванье. Фехтованием занимаются только два учащихся. Мало тех ребят, которые знают об этом виде спорта, поэтому я захотел привлечь внимание школьников к фехтованию. Ведь оно делает человека не только сильным и умным, но и благородным. Так, в начальных классах был проведен классный час на тему: «Я учусь на мушкетера!», на котором я постарался заинтересовать ребят информацией, изложенной в данной исследовательской работе (Приложение 6).
Я надеюсь, что среди нас появятся еще мушкетеры, что сделает ребят нашей школы сильными, умными и дружными! (Приложение 7).
Я понял, что фехтование открывает много полезного и интересного. И не стоит отчаиваться, если не все сразу получается. Важно видеть цель и стремиться к ней (Приложение 8)
Список использованной литературы
1. Энциклопедия для детей" Том 20. Спорт / Глав. ред. В.А. Володин. - М.: Аванта+, 2001.-624с.
2. Фехтование. От новичка до чемпиона / Тышлер Д.А., Тышлер Г.Д. .-М.: Академический проект, 2007.-210с.
Интернет – ресурсы:
http://bashfencing.ru/
http://www.ufafencing.ru/
Приложение 1.
Диаграмма 1.
Диаграмма 2.
Диаграмма 3.
Диаграмма 4.
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
Приложение 5.
Андреев Иван Владимирович
Приложение 6.
Приложение 7.
Приложение 8.
21