ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ПРОТИВОИНФЕКЦИОННОГО ИММУНИТЕТА УЧАЩИХСЯ 7 В КЛАССА

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ПРОТИВОИНФЕКЦИОННОГО ИММУНИТЕТА УЧАЩИХСЯ 7 В КЛАССА

Важенина Д.А. 1
1МАОУ Гимназия № 12 г. Тюмени
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Оглавление
  1. Актуальность исследования

3

  1. Степень изученности проблемы

3

  1. Цель исследования

6

  1. Процедура исследования

6

  1. Выводы

8

  1. Список литературы

9

Актуальность исследования. Иммунитет сегодня играет важную роль в жизни человека. Почему? Да потому что никому не хочется болеть. Болеть плохо во всех отношениях. Любая болезнь подрывает жизненные силы организма, а они нам так нужны. К сожалению, не все понимают важность поддержания иммунитета и здоровья в организме человека. Повышение иммунитета очень важно сейчас для каждого человека. Актуальность повышения иммунитета сейчас на пике интереса у граждан. Желание поддерживать иммунитет и быть здоровыми людьми иногда звучит в социальной рекламе. Но, к сожалению, большинство рекламы призывает не жалеть свой организм и заливать туда различные гадости, типа алкогольных напитков, сигарет и другой отравляющей нас субстанции.

Степень изученности проблемы. Все многоклеточные организмы подвергаются постоянным атакам со стороны микробов, вирусов, паразитов. Первым барьером на пути нападающих оказывается кожа и слизистые оболочки. Вторым барьером становятся элементы внутренней среды организма: кровь, тканевая жидкость и лимфа.

Способность организма избавляться от чужеродных тел и соединений и благодаря этому сохранять химическое и биологическое постоянство внутренней среды и собственных тканей называют иммунитетом.

Иммунитет – это невосприимчивость, сопротивляемость организма инфекциям и инвазиям чужеродных организмов, а так же воздействию чужеродных веществ, обладающих антигенными свойствами. Иммунные реакции возникают и на собственные клетки организма, изменённые в антигенном отношении.

Виды иммунитета:

1. Неспецифический иммунитет,осуществляемый лейкоцитами путем фагоцитоза, открытого И.И. Мечниковым.

Фагоцитоз – активное поглощение микроорганизмов фагоцитирующими клетками с их последующей инактивацией и перевариванием. Фагоцитоз – самый древний вид защиты, унаследованный нами в ходе эволюции. Существует 2 основных вида клеток, способных фагоцитировать – нейтрофильные гранулоциты (микрофаги) макрофаги/моноциты.

2.Специфический иммунитет. Организм способен распознать вещества, отличные от его клеток и тканей, и уничтожать только эти и чужеродные клетки и вещества. Специфическая иммунологическая реактивность заключается в способности организма распознавать, обезвредить и элиминировать инфекционные агенты.

Роль иммунитета точно организована, соединена и увязана с работой иных совокупностей, она особенна и определенна, одновременно всеобъемлюща и весьма разнообразна по тем или иным способам проявления.

3. Противоинфекционный иммунитет представляет собой приобретенный иммунитет против конкретного возбудителя инфекционного заболевания, индуцированный им и направленный на его элиминацию. По происхождению противоинфекционный иммунитет является природным и классифицируется на естественный и искусственно-созданный. Естественный (пассивный) приобретается пассивно: антитела от матери во время внутриутробного развития передаются плоду через плаценту. Антитела передаются против возбудителей тех болезней, которыми мать переболела или против которых была иммунизирована.

Естественный иммунитет может быть подразделен на видовой,наследственный и приобретённый.

Видовой иммунитет – человек никогда не заболеет «чумкой» собак, потому что в человеческом организме нет условий для жизнедеятельности возбудителя этого заболевания.

Наследственный иммунитет – некоторые люди невосприимчивы к заболеваниям, которыми страдают другие.

Приобретенный – иммунитет, приобретенный в результате перенесенного заболевания или же полученный грудным ребенком с молоком матери.

Искусственный иммунитет может быть только приобретенным. Он активный, когда вводится вакцина и организм сам вырабатывает антитела, или пассивный, когда человеку вводят лечебную сыворотку, содержащую уже готовые антитела.

Каждая болезнь ведет к выраженному усилению согласованности составляющих иммунитета, а излечение – к стандартизации. При перманентных болезнях, иначе, исчезновение проявлений болезни влечет за собой превышение многократно согласованности защитных звеньев, а осложнение – к значительному снижению. Понятно, обострение болезни обуславливает срыв действенной работы защитных сил организма.

Длительность постинфекционного иммунитета зависит от свойств возбудителя, инфицирующей дозы, состояния иммунной системы, генотипа, возраста и других факторов. Иммунитет может быть кратковременным, например, при гриппе, дизентерии. Достаточно продолжительным – при риккетсиозе, лептоспирозе. Пожизненным – при кори, коклюше, полиомиелите, дифтерии, краснухе, гепатите А.

Иммунитет служит для защиты от болезнетворных микробов.

Первую вакцину изобрел английский ученый Эдуард Дженнер (1749-1823 гг.). Он заметил, что женщины, доившие больных оспой коров, у которых на вымени были оспенные пузырьки, гораздо реже болели спой. Дженнер взял жидкость из оспенных пузырьков женщины, болевшей коровьей оспой, и перенес ее на оцарапанную рану мальчика. Через некоторое время он заразил этого мальчика натуральной оспой, но мальчик не заболел. Дело в том, что вирус коровьей оспы, неопасный для человека, вызвал в организме пациента появление антител, нейтрализующих вирус оспы.

Продолжил дело Дженнера французский микробиолог Луи Пастер (1822-1895). Он первый понял, что возбудителями инфекционных болезней являются микробы, и обратил внимание на то, что после перенесения болезни человек, как правило, не болеет. Пастер предположил: если удастся ослабить микроорганизмы настолько, чтобы они могли вызвать заболевание человека лишь в легкой форме, то человек, перенесший такую болезнь, окажется защищенным от микробов, вызывающих то же натуральное заболевание. Опыты подтвердили эту мысль. Препараты из ослабленных микробов (или их ядов) стали называть вакциной, что в переводе означает «коровьи», в память о первой вакцине, созданной Э. Дженнером. Процедура введения вакцины получила название прививка. После прививки иммунитет развивается в среднем в течении месяца.

Таким образом, изобретение вакцины послужило необходимым фактором для укрепления иммунитета человека и позволило добиться большей сопротивляемости организма к болезнетворным бактериям.

Цель исследования заключается в оценке состояния противоинфекционного иммунитета учащихся 7 В класса и разработке рекомендаций по его повышению.

Указанная цель обусловила постановку следующих задач:

- выявление причин, которые ослабляют противоинфекционный иммунитет;

- выработка рекомендаций по повышению противоинфекционного иммунитета;

- воспитание культуры здоровья.

Процедура исследования:

1. Состояние противоинфекционного иммунитета можно оценить по частоте и тяжести переносимых в течение года простудных заболеваний (ОРЗ). Если учащийся в течение года ни разу не болел, то можете оценить сопротивляемость данного организма инфекциям в 100 баллов.

2. При утвердительном ответе на следующие вопросы необходимо вычесть из 100 баллов числа, указанные в правом столбце табл.1.

3. Подвести итоги, сложив полученные результаты (табл. 2, рис. 1).

4. Сделать вывод о причинах, ослабляющих противоинфекционный иммунитет и выработать рекомендации (табл. 3).

Таблица 1

Критерии для оценки состояния противоинфекционного иммунитета

Вопросы

Вычесть из 100%

  1. 1. Сколько раз в течение года вы болели простудными или вирусными заболеваниями?

1 раз – 10%; 2-3 раза – 25%; 4-5 раз – 40%; более 5 раз – 60%

  1. 2. Долго ли продолжаются ОРЗ?

если нет – 0%; если да – 10%

  1. 3. Переходили ОРЗ в бронхит или в пневмонию?

если нет – 0%; если да – 15%

4. Бывает у вас аллергия?

если нет – 0%; если да – 15%

В процессе исследования было проведено анкетирование среди одноклассников, в котором приняли участие 20 чел., 6 отсутствовали. Результаты представлены на рис. 1 и в табл.2.

 

%

 

Рис.1 Зависимость состояния противоинфекционного иммунитета

от частоты переносимых заболеваний в течение года

Таблица 2

Результаты, проведенного анкетирования

ФИ

% из 100

  1. Аминов Рустам

50

  1. Бобров Владислав

65

  1. Борисенко Маргарита

60

  1. Вольхин Антон

75

  1. Важенина Даша

70

  1. Галямова Юля

30

  1. Гусев Александр

90

  1. Гребнев Николай

45

  1. Зырянов Серафим

100

  1. Иванов Алексей

65

  1. Крыльцов Егор

75

  1. Мамедов Вадим

75

  1. Полевщикова Маргарита

85

  1. Сахаров Кирилл

80

  1. Смирнова Злата

85

  1. Савенков Тихон

65

  1. Сайдимова Милена

75

  1. Фабина Маргарита

75

  1. Ушаков Виктор

80

  1. Халиков Эдуард

80

Вывод. На основе проведенного анкетирования учеников 7 «В» класса были выработаны рекомендации по повышению противоинфекционного иммунитета в классе, для учеников были выданы памятки в виде листовок (табл. 3).

Таблица 3

Памятка о здоровом образе жизни и повышении иммунитета

Сильный иммунитет очень важен!

Что тебе понадобиться для повышения иммунитета:

- Своевременная вакцинация

  • - Делать зарядку по утрам. Это важно

  • - Заниматься спортом и не прогуливать физкультуру

  • - Всегда одеваться по погоде. Весной, зимой, осенью носить шапку

  • - Пить цитрусовые соки, клюквенные и брусничные морсы (из ягод, собранных на родной территории)

  • - При первых симптомах простуды обращаться к врачу. Никого самолечения

  • - Включить в свой рацион, как много больше овощей и фруктов

  • - Хорошо высыпаться (смотри не проспи)

  • - Отказаться от продуктов с химическими добавками (чипсы, сухарики, газировки)

Список литературы

  1. Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология. Человек / Учебник для 8кл. - М.: Дрофа, 2002. – 255 с.

  2. Цузмер А.М., Петришина О.Л. Биология: Человек и его здоровье / Учебник для 9 кл. - М.: Просвещение, 1994. – 240 с.

  3. http://ruscopybook.com/biology/8_class/

  4. http://ruscopybook.com/biology/9_class/

  5. http://kashel-nasmork.ru/lechenie-detej-narodnymi-sredstvami-kak-povysit-immunitet/

Просмотров работы: 2346