Оглавление
Введение.
Цветовая гамма одежды Древней Руси.
Красители и типы тканей.
Основная часть.
Выводы.
Заключение
Используемая литература.
Введение
Выбор темы исследования.
На летних каникулах мы с бабушкой ходили в краеведческий музей. Я обратила внимание на одежду наших предков: она была сшита из тканей, окрашенных в разнообразные яркие и насыщенные цвета. Мне стало интересно, чем же окрашивали ткани наши бабушки?
Цели исследования.
Выяснить какими природными материалами могли окрашивать ткань наши предки.
Задачи исследования.
Проанализировать данные в энциклопедической литературе и в сети Internet по теме исследования;
Провести анкетирование среди учащихся нашего класса.
Получить некоторые органические краски растительного происхождения.
Применить полученные краски для окрашивания тканей.
Проанализировать результаты;
Сделать выводы.
Объект исследования: различные природные материалы.
Методыисследования: наблюдение, практическая работа, сбор информации из книг, журналов, глобальной сети интернет, обобщение.
Проектный продукт: образцы окрашенной ткани.
Цветовая гамма одежды Древней Руси
Издавна на Руси разные слои населения использовали для пошива одежды разные материалы. Древние фрески говорят о том, что одежда знатных людей была многоцветной и предполагала яркие сочетания, свежие, сочные тона.
Крестьяне сами изготавливали ткань и окрашивали её с помощью доступных растительных материалов.
Но некоторые художники изображают одежду крестьян яркой и разноцветной.
Излюбленным цветом в костюме женщин всех сословий был красный. В притче о доброй жене в «Повести временных лет» упомянуты «червлёны и багряны одеяния». Об этом говорят археологические находки, среди которых более половины — ткани красновато-бурых тонов, хотя попадаются и черные, и синеватые, и зелёные, и светло-коричневые.
Обилие красных оттенков в костюмах древнерусских женщин объясняется и тем, что красный цвет был «цвет-к-оберег», и тем, что существовали многочисленные естественные красители, окрашивавшие ткани именно в красно-коричневые цвета: гречишник, зверобой, кора дикой яблони, ольхи, крушины.
Красители и типы тканей
Издавна на Руси были такие ремесленники - красильщики. Окрашивание тканей - очень тяжёлый труд. Занимались им в основном мужчины. В огромные чаны наливалась вода, варились отвары, в которые помещалась ткань.
В средние века для окраски тканей использовались специализированные красильные центры, работавшие на привозном красителе, так и на местном сырье.
Исследование фрагментов тканей, найденных в ходе археологических раскопок, показало, что крашение текстильных материалов в ХII-ХVII вв. было разнообразным по технологии и применяемым красителям. Красили ткани преимущественно растительными, реже животными красками. Синюю краску делали из сон-травы, василька, черники; жёлтую — из дрока, листьев берёзы; золотисто-коричневую — из шелухи лука, коры дуба и груши.
Окрашивание нитей в различные цвета лишний раз подтверждает существование в древней Руси развитых торговых связей. Во многих образцах присутствуют нити, окрашенные в насыщенный синий цвет. Такой цвет может дать лишь индиго — краситель, выделенный из листьев индигоноски красильной, которая произрастает лишь в Юго-Восточной Азии. Согласно результатам анализа, для окрашивания волокон в различные красные оттенки использовались корни марены. Ближайшими ареалами распространения марены являлись Кавказ и Прикаспийская низменность, откуда её высушенные корни и могли импортироваться.
Материалы археологических раскопок позволяют нам судить обо всём разнообразии тканей, использовавшихся на Руси для пошива одежды. Прежде всего, это были шерстяные ткани, сотканные преимущественно из овечьей шерсти, и ткани из растительных волокон (льна, конопли), а также ткани смешанного типа. Широкое распространение имело сукно и предметы из войлока.
Наиболее распространены были ткани однотонные, сотканные из шерсти естественного белого, серого, коричневого или чёрного цвета, а также белёные и небелёные ткани растительного происхождения. Встречаются и крашеные. Для окраски тканей использовались красители растительного и минерального происхождения, наиболее популярными цветами были синий, красный, зелёный, реже – жёлтый и чёрный (имеются в виду крашеные черные ткани). Чем ярче была ткань, тем больше (и более дорогого) красителя пошло на её изготовление, а значит, тем дороже она была. Помимо однотонных тканей были широко распространены ткани клетчатые и полосатые.
Основная часть
Свою работу я начала с теоретической части проекта, т.е. изучила какую одежду носили наши предки, из какой ткани, чем она была окрашена. Прочитала как приготовить сырье и окрасить ткань.
Все используемое сырье я разделила на восемь групп:
1.Овощи.
Для окрашивания тканей я взяла: тыкву, морковь, лук, свёклу.
Процесс окрашивания рассмотрю на примере тыквы:
1. Измельчаю кусочек тыквы.
Выжимаю сок.
В полученный сок опускаю небольшой кусочек хлопчатобумажной ткани и оставляю на 1-1,5 часа.
Вынимаю ткань и ополаскиваю водой.
Ткань сушу, глажу утюгом и вклеиваю в альбом.
Аналогичным образом я окрасила ткань моркови и соком свёклы.
При окрашивании ткани шелухой лука шелуху предварительно прокипятила 10-15 мин.
2. Ягоды.
Для окрашивания тканей я взяла: черешню, малину, чёрную смородину, виноград, чернику.
3. Корни растений.
Для окрашивания тканей, корни растений предварительно измельчила и кипятила в течении 1-1,5 часов. В полученный отвар я помещала ткань и оставляла на 1 час. Измельчённые корни дрока красильного – предварительно замочила в воде на сутки, для их набухания.
Отвары из коры, листьев, семян растений и из мха приготавливала аналогичным образом.
4. Цветы растений.
5. Кора растений.
6. Листья растений.
7. Семена растений
8.Мох
Выводы
Наиболее яркие цвета тканей получились при окрашивании отварами из корней и коры растений. Отвары из листьев и цветов растений окрасили ткани в тёплые, пастельные тона. В некоторых случаях (при окраске соком винограда, отваром корня воронца) ткань окрасилась неравномерно.
Я решила сравнить готовые краски для тканей и краски, которые приготовила сама.
Преимущества - экологически чистые, бесплатные, имеют естественные цвета.
Недостатки – достаточно трудоёмкий процесс изготовления, нет ярких цветов и их неудобно хранить, неравномерно окрашивается.
Заключение
Таким образом, я сделала вывод, что органические краски пригодны для использования, они достаточно стойкие, однако их цветовая гамма ограничена, они не такие яркие, как искусственные красители.
Большая часть отваров и соков окрасило ткань в тёплые бежево-жёлтые, жёлто-коричневые и красновато-коричневые тона, которые ещё называют охристыми.
Можно сделать вывод, что некоторые художники, дизайнеры одежды ошибочно изображают древние русские народные костюмы простых людей яркими красочными: синими, алыми, зелёными.
В те далёкие времена ткань окашивали разными местными растениями. И только они могли украсить одежду простого народа, в те цвета, которые я получила в результате исследования: в основном, это оттенки тёплых охристых цветов.
Используемая литература
1. Ёлкина И.И.Текстиль из древнерусских курганов округи Звенигорода. Материалы научной конференции. Звенигород, 2001. С. 10-20.
2. Бродская Н. Импрессионизм. Открытие света и цвета. М.: Аврора, 2009.
3. Алексеева В.В. Что такое искусство? М.: Советский художник, 1973.
4. Аксенова М.Д. Энциклопедия для детей: искусство. Часть 2, М.: Авант+, 2005.
5. Детская энциклопедия. Что? Зачем? Почему? - Минск: БЭСТ, 2008.
2