ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕННОСТИ ВОЗДУХА ПО ФИТОТОКСИЧНОСТИ ЛИСТОВОГО ОПАДА

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕННОСТИ ВОЗДУХА ПО ФИТОТОКСИЧНОСТИ ЛИСТОВОГО ОПАДА

Буренкова Е.С. 1Карашов А.А. 1
1
Бокарева Е.А. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Содержание

Введение………………………………………………………………3

Глава I. Обзор литературы…………………………………………...4

Глава II. Место и методы исследования………………………….…5

2.1. Краткая характеристика района исследования………….5

2.2.Описание объектов исследования………………………..5

2.3. Методы исследования ………………………..…………..7

Глава III.Результаты и их обсуждение ………………………………8

3.1. Определение степени загрязнения воздуха……………....8

3.2. Изучение общественного мнения…………………………8

Выводы………………………………………………………………….9

Заключение…………………………………………………………….10

Наши планы……………………………………………………………10

Литература……………………………………………………………..11

Приложение 1………………………………………………………….12

Введение

Все мы знаем, какую огромную роль в жизни природы играет чистота воздуха, и наверняка все неоднократно слышали о кислотных дождях, накоплении ядовитых веществ в растениях и грибах, ухудшении здоровья людей из-за того, что они дышат загрязненным воздухом.

Целью работы является изучение качества воздуха в нашем поселке. Исходя из поставленной цели, мы выполняли следующие задачи:

1.Познакомиться с имеющимися данными по теме исследования в литературных источниках и в сети Интернет.

2.Исследовать степень загрязнения воздуха по фитотоксичности листового опада.

3.Провести опрос учащихся нашей школы.

4.Выпустить буклет посвященный теме проекта.

5.Привлечь внимание сверстников к проблеме чистого воздуха, найти посильные пути решения данной проблемы.

Приоритетность задач hf,jns заключается в том, что изучив степень загрязнения воздуха, мнение учащихся, возможно, будет предпринять какие-либо меры, направленные на улучшение ситуации.

Глава 1. Обзор литературы

Тема загрязнения воздуха достаточно хорошо освещена в литературе, часто поднимается в средствах массовой информации. Состояние воздуха в Нижегородской области на сегодняшний день по некоторым показателям не соответствует норме. Результаты наблюдений показали, что в 2014 году уровень загрязнения атмосферного воздуха был высоким в городах: Нижний Новгород, Арзамас, Дзержинск.[4]

Приоритетными загрязняющими веществами на территории области были бензапирен, формальдегид. Кроме того, в г. Арзамас воздух был загрязнен выше ПДК аммиаком и диоксидом азота. Одним из главных источников загрязнения является автомобильный транспорт, которого с каждым годом становится все больше. В выбросах автомобилей содержится множество загрязняющих веществ: оксид углерода, оксид азота, соединения свинца. Все вышеперечисленные аспекты пагубно влияют на природу и здоровье человека. [3]

Глава 2. Место и методы исследования

  1.  
    1. Краткая характеристика района исследования.

Поселок Ломовка находится на территории Арзамасского района Нижегородской области в 16 км к северу от г. Арзамаса. В поселке имеется промышленное предприятие ОАО «Арзамасспирт». Население составляет около 1600 жителей. Поселок расположен по правую сторону железнодорожной ветки Арзамас - Н.Новгород. На территории поселка 3 площадки были взяты для изучения .

2.2Описание объектов исследования

Выбор площадок для исследования определялся тем, что на данных территориях располагаются объекты, предположительно наиболее сильно загрязняющие воздух. Также нам интересно было узнать насколько чистый воздух на территории школы.

1 площадка – территория железнодорожного переезда платформы Ломовка.

2 площадка – территория около ОАО «Арзамасспирт».

3 площадка – территория нашей школы, рядом с которой проходит автомобильная дорога.

  1.  
    1. Методы исследования

Живыми индикаторами – показателями загрязнения воздуха являются деревья, которые накапливают в листьях различные вещества – загрязнители, поэтому мы использовали методику определения загрязненности воздуха по фитотоксичности листового опада (приложение 1 ).

С трех пробных площадок листовой опад и приготовили суспензию. На данной суспензии проращивали семена кресс-салата. Это растение очень чувствительно к различного рода загрязнениям и является универсальным индикатором качества среды.

Затем рассчитали коэффициент (К) и определили степень загрязнения воздуха согласно шкале.

К ( коэффициент)

Состояние воздуха

1.

2.

3.

4.

80 %

79% - 51%

50% - 30%

Менее 30%

Условная норма

Слабая степень загрязнения

Средняя степень загрязнения

Сильная степень загрязнения

Глава 3.Результаты и их обсуждение

3.1Определение степени загрязнения воздуха.

Результаты исследования воздуха представлены в таблице

Площадка исследования

Количество проращенных семян

К (коэффициент)

1 площадка.

2 площадка

3 площадка

4 проба ( контроль )

5

7

8

10

50%

70%

80%

100%

Анализ полученных данных показал, что наиболее загрязненный воздух на площадке №1(железная дорога). Возможно, это связано с интенсивным движением поездов, которые часто перевозят различные грузы, в том числе вредные вещества.

Самым чистым оказался воздух возле школы, мы связываем это с отсутствием рядом промышленных объектов. Автомобильная дорога не оказывает большого негативного влияния т.к. поток машин в сельской местности не велик.

Степень загрязнения воздуха на площадке №2(территория завода) определяется как слабая, близкая к условной норме.

Нас заинтересовало, почему вблизи промышленного объекта степень загрязнения воздуха небольшая. Мы обратились за ответом к специалистам ОАО «Арзамасспирт» и выяснили, что это связано с очистным оборудованием, установленным на заводе:

  1. не производится выброс углекислого газа в атмосферу, он используется для производства угольной кислоты (имеется специальный цех)

  2. на трубах завода установлены очистные фильтры.

3.2 Изучение общественного мнения.

Нам показалось важным узнать, как наши сверстники относятся к проблемам загрязнения воздуха, задумываются ли они об этом, верят ли, что в силах что-то изменить сами, поэтому мы провели опрос среди учащихся нашей школы и предложили им ответить на следующие вопросы:

  1. Считаешь ли ты, что воздух в нашем поселке чистый?

  2. как ты думаешь, способны ли школьники решать проблему загрязнения воздуха?

  3. Как, по-твоему, это можно сделать?

Всего было опрошено 57 респондентов. Результаты опроса показали следующее.

Респондентами были предложены варианты решения данной проблемы:

  1. Переход на экологически чистый транспорт (велосипед).

  2. Увеличение площади зеленых насаждений.

Выводы

В ходе работы были сделаны следующие выводы:

  1. На выбранных площадках поселка произведена оценка состояния загрязнения воздуха по фитотоксичности листового опада.

  2. Только на одной исследуемой площадке степень загрязнения воздуха находится в границах нормы.

  3. На промышленном предприятии нашего поселка эффективно ведется работа по охране атмосферы.

  4. Большинство наших сверстников озабочено загрязнением воздуха и готовы оказать посильную помощь в решении этой проблемы.

Заключение

Проблема загрязнения атмосферы сейчас актуальна и обсуждается на мировом уровне, но все большое начинается с малого. Если люди в первую очередь будут заботиться и охранять то, что находится рядом с ними, тогда проблем загрязнения воздуха в мировом масштабе будет меньше. Совместно с учащимися нашей школы мы решили продолжить озеленение нашего поселка, тем самым внести свою лепту в дело охраны окружающей среды, сохранить чистоту и красоту природы.

Литература

  1. Большая энциклопедия природы.- М.: Гриф-фонд, 2000

  2. Кручинина Н.Е., Александрова М.М. Химический анализ качества сред в центрах школьного экологического мониторинга.- М., 2003

  3. Марина А.В., Мохова Е.А. Лабораторный практикум по экспериментальному изучению экологии.- Арзамас: АГПИ, 1995

  4. Общая характеристика экологической ситуации в регионе. 2007.// www.nnovprav.ru

Приложение 1

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТЕПЕНИ ЗАГРЯЗНЕННОСТИ ВОЗДУХА ПО ЛИСТОВОМУ ОПАДУ.

  1. Собрать листовой опад, отвесить 100 грамм.

  2. Приготовить суспензию 1:10 на дистиллированной воде, нагревая на водяной бане при 100 0 С 5-10 мин.

  3. Охладить до 20 градусов.

  4. 20 мл суспензии поместить на фильтровальную бумагу.

  5. Взять по 10 семян кресс – салата и прорастить.

  6. Измеряют коэффициент (К) по формуле К =п1 : п0,где п1 – число проращенных на суспензии семян, п0 – число семян, проращенных на дистиллированной воде (контроль).

  7. Оценить состояние воздуха по шкале:

К ( коэффициент)

Состояние воздуха

1.

2.

3.

4.

80 %

79% - 51%

50% - 30%

Менее 30%

Условная норма

Слабая степень загрязнения

Средняя степень загрязнения

Сильная степень загрязнения

 

12

 

Просмотров работы: 1463