Оглавление.
Введение. Растения и их удивительное свойство.
Основная часть. Влияние солнечного света на растения.
Процесс фотосинтеза.
Это интересно.
Мои наблюдения.
Заключение.
Список литературы.
Приложение 1
Приложение 2
Введение
Жизнь без растений на Земле была бы невозможна. Растения - источник пищи и кислорода для людей и животных. Каша, которую мы едим на завтрак, яблочный сок, который мы пьём, даже рубашка, которую мы носим, всё это сделано из растений. Из древесины делают мебель и инструменты; она - источник топлива. Из трав готовят лекарства. Миллионы людей выращивают цветы для удовольствия и овощи для еды. У всех растений - от микроскопического морского планктона до гигантских хвойных деревьев – есть уникальная способность улавливать и использовать энергию солнечного света. Я знаю, что для роста и развития растений необходимы вода, свет, тепло.
Цель моего исследования: узнать, как солнечный свет и его отсутствие влияют на растения.
Я поставил перед собой следующие задачи:
Изучить литературу о влиянии солнечного света на растения.
Провести эксперимент: Влияние солнечного света на растения.
Сделать вывод о значении солнечного света на растения.
Я предположил, что если не будет солнечного света ,то растения плохо будут расти.
Из энциклопедии я узнал, что растениям, как и человеку для нормального роста необходимо питание. Но у зелёных растений своя собственная пища. Они находят её в … солнечном свете и в двуокиси углерода (углекислом газе), входящем в составе воздуха. Солнечный свет и углекислый газ, соединяясь друг с другом и с водой в листьях растений, образуют особое вещество хлорофилл. Оно-то и помогает растениям «готовить» пищу на солнечном свете. Благодаря хлорофиллу растения имеют зелёный цвет. Хлорофилл вырабатывает особый вид сахара, называемый глюкозой. В процессе своего питания растение выделяет из листьев кислород. Такой процесс носит название фотосинтеза.
Днём растения питаются с помощью фотосинтеза. Ночью, когда солнечного света нет, они поглощают кислород из воздуха. Установлено, зелёные растения днём выделяют значительно больше кислорода, чем поглощают его ночью. Поэтому, так необходимо беречь и сажать зелёные растения возле человеческого жилья.
Это интересно.
Считают, что впервые процесс фотосинтеза стал идти в бактериях. Фотосинтез- это важнейший природный процесс, когда при взаимодействии солнечного света, воды и углекислого газа образуется питательное вещество и свободный кислород. Первые одноклеточные водоросли и грибы появились около 2 миллиардов лет назад. Их остатки найдены в отложениях на территории Гренландии в Канаде. В тоже время появились первые и многоклеточные растения. Развитие жизни на Земле, появление и растений и животных, были тесно связаны с процессом фотосинтеза.
Необходимая для фотосинтеза световая энергия поглощается тем больше, чем меньше затемнен лист. Потому у растений в процессе эволюции выработалась способность поворачивать пластину листа к свету так, чтобы на нее падало больше солнечных лучей. Листья на растении располагаются так, чтобы не притеснять друг друга.
Моя исследовательская работа.
Я провел 2 эксперимента.
1 эксперемент (Приложение1).
Для своего первого эксперимента я выбрал растение – огурец. Перед собой я обозначил несколько проблемных вопросов:
1.Могут ли растения жить без света?
2.Как растение развивается на свету?
3.Как растение развивается в отсутствии солнечного света?
Для того чтобы провести эксперимент мне понадобились следующие инструменты и материалы: семена огурцов, земля, два горшка, лейка с водой.
Единственный фактор, который изменялся во время исследования - это свет. Воду, тепло, воздух, питание растения получали одинаковые.
24.02.2015г. Посадка семян огурцов.
Горшок под номером один я поместил в комнату без окон, а горшок под номером два поставил на окно.
Семена взошли 4.03.2015г. Оба ростка по 3 см.
6.03.2015г. Первый росток 3 см, второй 4 см.
7.03.20015г. Первый росток 3,5 см, второй 5 см.
9.03.2015г. Первый росток 3,5 см, второй росток 5,5 см. У второго ростка появляется настоящий листок.
11.03.2015г. Первый росток заметно отстал в росте и развитии, начал увядать. Второй росток 6 см.
13.03.2015г. Первый росток погиб. Второй росток 6,5 см. Появление второго настоящего листочка.
2 эксперимент (Приложение2)
Для своего 2 эксперимента я выбрал примерно одинаковые взрослые растения, растущие в классе. Перед собой я обозначил проблемный вопрос:
Действительно, ли при отсутствии света у растений может измениться цвет листьев? (Ведь хлорофилл зелёного цвета).
Один цветок я поставил в тёмный шкаф, а другое растение оставил на подоконнике. (Оба цветка я предварительно полил ).
Единственный фактор, который изменялся во время исследования - это свет. Воду, тепло, воздух, питание растения получали одинаковые.
Через 10 дней я сравнил оба цветка. Выяснилось, что у цветка, который стоял в шкафу без света, цвет листьев стал бледно-зелёным, а у основания даже желтоватым. Это помогло мне доказать, что на свету у листьев вырабатывается хлорофилл зелёного цвета, нет света – хлорофилл не вырабатывается – цвет листьев постепенно перестает быть зелёным.
Результаты моего исследования помогли мне ответить на интересующие меня вопросы. Эксперимент доказал, что растения не могут расти и развиваться без света, потому что при отсутствии солнечного света не происходит процесс питания растений, так называемый процесс фотосинтеза, а значит растение не получает энергию, необходимую для жизни.
Мои предположения, что без света растения не будут расти подтвердились. Солнечный свет благоприятно влияет на развитие растений, а значит солнечный свет является источником жизни на Земле.
Литература.
Наука. Энциклопедия. Редактор А.Л. Шойхет, Издательский дом «РОСМЭН» 1995г
Хьюитт С. Природа в занимательных экспериментах / Пер. с англ. В.В. Свечникова – М.: ЗАО « РОСМЭН- ПРЕСС», 2006г.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения/ Сост. Л.А. Багрова;
Под общей редакцией О.Г. Хини.- М.: ООО « Фирма « Издательство
АСТ» ,1999г.
Приложение1.
Эксперимент №1
Рисунок 2
Рисунок1
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5
Рисунок 6
Рисунок 7
Рисунок 8
Рисунок 9
Приложение2.
Эксперимент №2
11