ИЗУЧЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ СЕЛЬСКОЙ И ГОРОДСКОЙ ШКОЛЫ

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ИЗУЧЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ СЕЛЬСКОЙ И ГОРОДСКОЙ ШКОЛЫ

Бойченко К.В. 1
1
Чаплыгина Т.А. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Оглавление

1.Введение 3

2. Основная часть 4

3.Методика исследований 8

4.Результаты исследования 9

5.Выводы 13

6.Заключение 14

7.Список использованных источников 15

1. Введение

Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны. Жизнь в городе имеет ряд отрицательных моментов, которые влияют на состояние здоровья людей: сложная экологическая обстановка (загрязнение воздуха, хлорируемая вода); высокий шумовой фон; повышенный темп жизни; высокий риск на улицах. Для сельского образа жизни характерно следующее: консервативность среды (сильное влияние сельского взрослого населения на воспитание своих детей); ограниченность территории проживания. Меня очень заинтересовало, есть ли разница в показателях здоровья городских и сельских школьников.Показатели здоровья являются наиболее объективными и надежными критериями благоприятного или неблагоприятного влияния факторов внешней среды на рост и развитие организма.

Целью проекта является сравнение показателей здоровья учащихся сельских и городских школ, их соответствие нормам.

Задачи:

— знакомство с литературой по заданному направлению; путем анкетирования получить данные о характере питания школьников; получить данные о росте и весе учащихся, оценить гармоничность их развития; путем анкетирования узнать, кто из учащихся посещает спортивные секции и клубы; оценить уровень заболеваемости учащихся; проанализировать и сопоставить полученные данные. Сравнение показателей здоровья учащихся в сельской и городской школе и их соответствие нормам.

Гипотеза: Состояние здоровья сельских школьников отличается от состояния здоровья городских школьников.

2.Основная часть

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.

От чего зависит здоровье человека? По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье людей зависит:

Показатель

Показатель(%)

образ жизни

50

социальные и природные условия

17-20%

особенности наследственности человека

17-20

органы здравоохранения

8-9

Поэтому мы можем с уверенностью сказать, что наше здоровье – в наших руках. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с раннего детства и продолжаться всю жизнь. [7] Главными условиями, способствующими укреплению здоровья, являются режим дня, двигательная активность, питание, общение с природой. [12]

Значение питания в детском и подростковом возрасте обусловлено двумя основными факторами, а именно - ростом и развитием. Энергия, содержащаяся в веществах пищи, обеспечивает наш рост, развитие и трудоспособность. Сбалансированное питание позволяет увеличить продолжительность жизни и сохранить здоровье.

Таблица 1.

Роль компонентов пищи

Пища человека

Питательные вещества

Природные пищевые компоненты

Чужеродные примеси

Основные компоненты пищи

Вкусовые компоненты пищи

Вредные вещества

Болезнетворные организмы

Белки

Жиры

Углеводы

Витамины

Минеральные соли

Ароматические соединения

Красящие вещества

Растительные волокна

Молочнокислые бактерии

Радиоактивные вещества

Соли тяжелых металлов

Пестициды

Нитраты

Нитриты

Бактерии

Вирусы

Простейшие

Микроскопические грибы

Зоопаразиты

Положительное влияние на здоровье

Отрицательное влияние

Питательные вещества включают в себя основные компоненты пищи и вкусовые компоненты. Основные компоненты представлены белками, жирами, углеводами, а также витаминами, минеральными солями и водой.

Белки – основной строительный материал клеток, из них образуются ферменты и многие гормоны, поэтому белки должны быть включены в рацион питания детей в необходимом количестве. Согласно физиологическим нормам, общее количество белка, содержащегося в ежедневно потребляемой пище, должно составлять:

возраст

Количество (в граммах)

для детей дошкольного возраста

53-69

для школьников

77-98

для взрослых женщин

58-87

мужчин

65-117

При интенсивной мышечной работе потребление белка увеличивается.

Жиры в организме человека находятся в структурном и резервном виде. Структурные жиры входят в состав мембран клетки, а резервные находятся в жировом депо – подкожной жировой клетчатке, сальнике. Жиры являются источником энергии, участвуют в проведении нервных импульсов.

Углеводы, или сахара, бывают простые и сложные.

Всем известно, что в состав основных пищевых веществ, кроме белков, жиров и углеводов, включают витамины, минеральные соли и воду.

Витамины входят в состав ферментов и участвуют в реакциях обмена веществ. Полное отсутствие какого-либо витамина называется авитаминозом, а снижение его содержания – гиповитаминозом. Витамины, содержащиеся в пищевых продуктах, усваиваются лучше, чем фармацевтические препараты.

При изучении данных ежегодного доклада СЭС в Старооскольском городском округе уровень заболеваемости в 2015г. снизился по сравнению с 2014г. в 1,04 раза. Структура общей заболеваемости: болезни органов дыхания 33,24%, травмы и отравления 15,53%, болезни кожи и подкожной клетчатки 8,41%, болезни мочеполовой системы 7, 08%, болезни системы кровообращения 4,2%, болезни нервной системы 3,66%.

На основании данных материалов, мы сделали свою исследовательскую работу, используя основные методики и анкеты.

3.Методика исследований

Исследования проводили на базе пяти сельских школ и двух городских школ.

Анкетирование, опросы, измерение роста и веса провели среди учащихся 8-9 классов.

Расчет калорийности рациона, определение качественного состава пищи и оценку сочетаемости продуктов проводили на основе материалов, опубликованных в журнале «Биология в школе», 7/2004 г.

Оценку гармоничности развития проводили на основе материалов, приведенных в «Практикуме по экологии» С.В. Алексеева.

Проведение антропометрических измерений. 1. Измерение роста на платформе ростомера (школьник находится без верхней одежды и обуви).

2.Измерение окружности грудной клетки (с помощью сантиметра, сантиметр накладывается сзади по нижним углам лопаток при отведенных в сторону руках.3.Измерение массы тела (с помощью медицинских или напольных весов). Нормальную массу тела, соответствующую возрасту, рассчитывали по формуле: М=50+0,75(Т—150)+(А—20)/4,где М — масса тела (в кг), Т — рост (в см), А — возраст (в годах).

Оценка физического развития

Для оценки физического развития известен ряд методов. Например, индекс Кетле (весо-ростовой показатель) и индекс гармоничности морфологического развития (ИГМР). Для определения весо-ростового показателя, который характеризует соотношение роста и веса, необходимо вес (в кг) разделить на квадрат роста (в м). Если индекс Кетле совпадает с должным, значит ученик развит гармонично, масса его тела соответствует росту. Снижение индекса на 2 единицы свидетельствует о дефиците массы тела. Зависимость индекса Кетле от возраста. Таблица 2

Возраст детей, лет

Индекс Кетле

6-8 (обоего пола)

9-10 (обоего пола)

11 (обоего пола)

12 (обоего пола)

13-16 (мальчики)

17(мальчики)

13-15 (девочки)

16-17 (девочки)

16

17

18

19

20

21

20

21

Так же было проведено анкетирование среди учащихся.

Оборудование и материалы: ростомер, напольные весы,сантиметровая лента,секундомер,метроном, кушетка, линейка,рулетка, термометр.

4.Результаты исследования.

Одним из важнейших показателей здоровья является физическое развитие человека. Изначально нас интересовало, как сами учащиеся оценивают состояние своего здоровья? По результатам анкет составили таблицу:

Оценка своего здоровья учащимися

город (%)

село (%)

Очень хорошее

4

12

хорошее

35

32

удовлетворительное

61

56

При проведении опросов отмечается, что наиболее частые проблемы, которые возникают у ребят из городских школ - проблемы со зрением – 38%; головные боли – 33%; боли в животе – 19%. У сельских школьников: простудные заболевания – 62%; проблемы с осанкой – 35%; головные боли – 19%.

Нами были проведены антропометрические измерения 131 школьник сельских школ и 143 школьника городских школ. Первоначально мы предполагали, что физическое развитие сельских школьников будет более соответствовать нормам, чем физическое развитие школьников городских школ, но наше предположение оказалось не совсем верным, так как разница в развитии не сильно отличается. Это объясняется тем, что многие сельские школы находятся, так же как и городские в плохой экологической обстановке (близость промышленных предприятий).

В результате проведенного исследования было выявлено, что недостаточным весом обладают преимущественно мальчики, а избыточным весом - девочки.

Для оценки состояния здоровья учащихся, были выделены четыре группы здоровья: 1-я группа — практически здоровые дети; 2-я группа — здоровые дети, но с отклонениями в физическом развитии; 3-я группа — с хроническими заболеваниями; 4-я группа — с хроническими заболеваниями, с обострением 3—4 раза в год.

По данным медицинских кабинетов школ была составлена таблица.

Распределение учащихся по группам здоровья в сельской и городской школах. Таблица 3.

Группы здоровья

сельская школа

городская школа

1-я

36%

32%

2-я

62%

56,5%

3-я

1,5%

10%

4-я

0,5%

1,5%

По данным медицинских карт основные хронические заболевания школьников одинаковы для сельских и городских школ это: миопия, сколиоз, плоскостопие, гастродуоденит. Из инфекционных заболеваний преобладают ОРЗ и ОРВИ.

В школах проводилось анкетирование. По данным анкет в пищевом рационе школьников присутствовали следующие продукты: Таблица 4

Продукты, присутствующие в рационе школьников

Процент учащихся, у которых в пищевом рационе присутствовали продукты, %

Городская школа

Сельская школа

молочные продукты

62

76

мясные продукты

30

32

рыбные изделия

33

33

овощи

60

69

фрукты

60

66

рис, геркулес, гречка

45

45

У многих учащихся эти показатели не соответствовали норме.

Состав и калорийность суточного рациона учащихся.

Таблица 5.

Характеристика рациона питания

Процент учащихся городских школ, у которых потребление и калорийность рациона

Процент учащихся сельских школ, у которых потребление и калорийность рациона

ниже нормы

соответствует норме

выше нормы

ниже нормы

соответствует норме

выше нормы

Калорийность суточного рациона (средняя норма — 2775 ккал)

11

70

19

7

71

22

Потребление белка (средняя суточная потребность — 85 г)

13

60

27

10

76

14

Потребление жиров (средняя суточная потребность — 102 г)

20

53,4

26,6

16,5

64

19,5

Потребление углеводов (средняя суточная потребность — 382 г)

6,5

73,5

20

6,5

75

17,5

Результаты показывают, что у сельских школьников питание организовано более рационально по сравнению с городскими школьникам.

По данным медицинских карт заболевания ЖКТ имеют 10% городских школьников и 6% сельских; нарушение обмена веществ (в основном ожирение) отмечается у 11% городских школьников и 4% - у сельских школьников.

Учащиеся стали меньше заниматься спортом. Как показал опрос, в 2013 г. в спортивных секциях и кружках занимались 74% учащихся, в 2014 г. —53% учащихся, в 2015 г. —25,5% учащихся.

По результатам проведенного анкетирования выяснилось, что около 87% учащихся городских школ и 79% учащихся сельских школ имеют дома компьютер. Школьники более двух часов в день (выше нормы) проводят около компьютера, отсюда и многие хронические заболевания (например, миопия).

Среди участников анкетирования компьютер предпочли спорту 48% школьников, а общению с другом 14%; 36% ответили, что непосредственному общению они предпочитают общение через компьютер.

5. Выводы

В ходе написания работы изучена информация о факторах, влияющих на состояние здоровья человека в литературных источниках и Интернете.

Проведены исследования: путем анкетирования получили данные о характере питания школьников; о росте и весе учащихся, оценили гармоничность их развития; узнали, кто из учащихся посещает спортивные секции и клубы; оценили уровень заболеваемости учащихся.

Состояние здоровья сельских школьников отличается от состояния здоровья городских школьников. Эти различия незначительны.

В результате проведенных антропометрических измерений и вычисления индекса Кетля, можно сделать вывод о том, что количество школьников, которые гармонично развиты в сельской школе 63,4%, в городской – 58%; дисгармонично – в сельской школе 31,3%, в городской - 35,7 %. Большинство учеников питаются не правильно. Учащиеся мало занимаются спортом, не соблюдают режим питания, что может привести к развитию атеросклероза, ожирения.

5. Заключение

Полученные нами результаты исследования могут быть практически использованы на уроках биологии, экологии, ОБЖ.

Результаты работы могут быть использованы классными руководителями, социальными и медицинскими работниками в просветительской работе.

Результатами исследовательской работы заинтересовались учащиеся, которые подвергались исследованию, их родители и учителя, общественность.

Требуется серьёзная, планомерная просветительская работа среди родителей и школьников. В этом должны принять участие специалисты разных направлений: медицинские работники, спортсмены, авторитетные люди, которые достигли улучшения состояния здоровья, изменив образ жизни.

Результаты работы могут быть полезны для мотивации подрастающего поколения заботливо относиться к своему здоровью. Мы проводим разъяснительную работу среди школьников, используя результаты работы, по пропаганде правильного питания и активного образа жизни с целью улучшения здоровья. Здоровье в наших руках.

6. Список использованной литературы

  1. Ануфриева Е.В., Ножкина Н.В. Современные программы развития системы школьного здравоохранения. Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья. М.- 2011, Вып. 2,. – С.126-130

2.Заикина Е.А. Самодиагностика состояния здоровья// «Биология» №19 2006г.

Издательский дом «Первое сентября»

3.Захарова О.А., Доронин Д.Ю. Методическое пособие по проведению этноэкологических исследований

4. Мониторинг и коррекция физического здоровья школьников: метод. Пособие / С.Д. Поляков, С.В. Хрущев, И.Т. Корнеева и др. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 96с.

7.Михайлова С.В. «Особенности морфофункционального развития сельских школьников в современных условиях», Нижний новгород,2014 год

8.Онищенко Г.Г. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия детского населения России / Г.Г. Онищенко // Гигиена и санитария. – 2008. – №2. – С. 72-78.

9.Постановление главы администрации Старооскольского городского округа Белгородской обл. от 28.08.2013 № 3240"Об утверждении мероприятий по улучшению демографической ситуации в Старооскольском городском округе на 2013 - 2014 годы"

10.Путилов А. В., Копреев А. А., Петрухин Н. В. Охрана окружающей среды. – М.,1991.

11.Социально-педагогический мониторинг здоровья, физической активности и образа жизни школьников / А.И. Федорова, С.Б. Шарманова. – Челябинск: 2004. – 88 с.

12

Просмотров работы: 1086