СОСТОЯНИЕ ЧИСТОТЫ СНЕГА НА ТЕРРИТОРИИ СЕЛА БЕРШЕТЬ

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

СОСТОЯНИЕ ЧИСТОТЫ СНЕГА НА ТЕРРИТОРИИ СЕЛА БЕРШЕТЬ

Матвеев Николай Владимирович 1
1
Галузина Н.Д. 1
1peg23@mail.ru
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение 3

Основная часть

  1. Поиск информации по данной проблеме. 4

  2. Опрос ребят. 5

  3. Исследование проб снега и результаты. 5

Заключение 7

Библиографический список 8

Приложение 9

Введение

Проблема: Каждый день я хожу в школу и вижу снег разного цвета. Местами он чисто белый, кое – где с серым оттенком, где – то почти черный. А некоторые ребята его едят. Что такое снег? Почему он разного цвета? И можно ли его есть?

Предмет и объект исследования:

пробы снега, взятые около школы, около железной дороги, около автомо-

бильной дороги, около своего дома и талая вода.

Цель: исследование состояния чистоты снега в селе Бершеть.

Задачи исследования:

  1. Изучить литературу, в которой говорится о снеге.

  2. Провести опрос ребят, что они знают о снеге.

  3. Взять пробы снега в разных местах.

  4. Исследовать снег под цифровым микроскопом.

  5. Выяснить причины разного цвета снега.

  6. Определить, на каком участке села снег чистый.

Гипотезы:

Допустим, снег бывает только белым и чистым.

Возможно, снег загрязняет транспорт.

Я наблюдал, как меняется снег. Спрашивал у ребят. Проводил опыты со снегом: снег таял, фильтровал талую воду через марлю, увеличивал частички снега и воды под цифровым микроскопом. Делал выводы.

Основная часть

1. Поиск информации по данной проблеме.

Он слетает белой стаейИ сверкает на лету.Он звездой прохладной таетНа ладони и во рту. [5]

«Снег –это атмосферные осадки в виде белых хлопьев, представляющих собою кристаллики льда, а также сплошная масса этих осадков, покрывающая землю зимой». [3, с.591]

Снег постоянно изменяется. То он белый, пышный, то он серый и мокрый, то твёрдый и плотный. Есть снег, из которого ребята лепят снеговиков, а есть такой, когда он блестит на солнышке и скрипит под ногами. Снег выпадает зимой на землю, а весной тает. Ручьями течёт в реки, озера. Талая вода питает влагой землю. Значит, чистота снега – это не только красота природы, это и здоровье всех живых организмов и человека. Поэтому я выбрал тему исследования чистоты снега на территории нашего села.

Снег привораживает всех: и взрослых, и детей. И некоторым ребятам так хочется его попробовать!

Я читал стихи, рассказы о снеге, для того чтобы больше узнать о нём. «Крепкий запах идёт от земли, он чувствуется сильнее, когда выйдешь из натопленной избы на мороз. Снегом пахнет!» - написал И. Д. Полуянов в рассказе «Первый снег» [4]

«…Первый снег!

Первый снег!

Он имеет

Вкус и запах,

Первый снег!

Первый снег!» [1, с.192]

Так своё отношение к снегу выразил в стихах Я. Аким.

А Сергей Иванов в рассказе «Каким бывает снег» описал снег в разные месяцы зимы. То он «…робок и тих, то спокоен …», «…тяжёлым холодным одеялом накрывает он поля», «…сыпучее снежное болото...», «самый последний снег – апрельский. Он плотный и липкий, никаким ветром его не поднимешь, пристал к земле, словно белый пластилин». [4]

В энциклопедии «Всё обо всём» прочитал, что снег не всегда бывает белым. «Во многих регионах мира людям приходилось видеть его красным, зелёным, голубым и даже чёрным! Причиной подобного разнообразия цветов являются крошечные бактерии, грибки, а также пыль, содержащиеся в воздухе и поглощаемые снежинками, когда те опускаются на земную поверхность.» [2, с.158]

Вывод: многие люди наблюдают за снегом. Снег по разным причинам бывает разного цвета.

2. Опрос ребят.

Затем провёл опрос ребят во вторых классах. (см. Приложение, таблица1)

Многие ребята ответили, что не ели снег, так как знают, что он грязный. Однако 19 человек из 56 учащихся ели снег и 18 из них говорят, что он чистый.

Я решил доказать ребятам, что снег есть нельзя, что он на разных участках села загрязнён по-разному.

3.Исследование проб снега и результаты.

Я взял пробы снега в разных местах: во дворе дома, около школы, около автомобильной дороги, около железнодорожных путей. Сфотографировал пробы снега. (см. Приложение, фотографии 1,2,3). Затем растопил снег в теплом помещении и сделал фотоснимок. Следующий этап - процедил полученную воду через марлю, сделал фотоснимки получившейся воды и следы на фильтре-марле. (см. Приложение, фотографии 4,5).

Вывод: на марле виден мусор от растений: семена, иголки, остатки травы и листьев, чёрные маслянистые пятна.

Ещё я водяным термометром измерил температуру снега. Показания термометра – -10. (см. Приложение, фотография 6). Я предполагаю, что у него такая же температура, как в этот день на улице.

Не сосите, сорванцы,Ледяные леденцы!Сам глотаю я пилюльки,

Потому что ел…(сосульки) [5]

Я рассмотрел снег и снежную воду под цифровым микроскопом. С его помощью на экране компьютера можно увидеть многократно увеличенное изображение микрообъектов, а также создавать снимки протекающих в микромире процессов.

На предметный столик с помощью зажимов установил предметное стекло с небольшим образцом снега, взятого около железной дороги в трёх местах. Смешал его. Включил нижнюю подсветку для освещения исследуемого образца снизу. Повернул кольцо регулировки кратности увеличения изображения в 10 раз. Рукояткой фокусировки сфокусировал изображение, чтобы чётко был виден исследуемый образец. Нажал кнопку захвата изображения для получения снимка. Снег насыщен грязью. Он ярко - чёрного цвета (см. Приложение, фотография 7).

В той же последовательности рассмотрел растаявший снег. Только кольцо регулировки кратности увеличения изображения повернул на 60. В воде обнаружены жирные пятна неопределенной формы, грубый мусор. Вода пенится. (см. Приложение, фотография 8).

Вывод: при увеличенном изображении снег чёрного цвета; в воде жирные пятна и мусор.

В пробах снега во дворе дома, в котором я живу, снег не очень грязный, но есть посторонний мусор, чуть видимый невооружённым глазом. Его разносят птицы, ветер, люди переносят на обуви.

В пробах снега, взятых около школы, есть мелкие семена растений,

мусор, травинки, так как рядом парк.

В пробах снега, взятых около железной дороги, снег грязный, с жирными маслянистыми пятнами, мазутом от поездов, частицами угольной пыли.

В пробах снега, взятых у автомобильной дороги, снег грязный, с жирными маслянистыми пятнами, следами выхлопных газов от машин.

Заключение

Таким образом, в процессе исследования получились следующие результаты:

  1. Изучено 6 произведений разных жанров о снеге.

  2. Дважды проведен опрос 56 обучающихся 2 классов.

  3. Взяты и исследованы под микроскопом пробы снега, установлено, что цвет снега зависит от степени загрязненности.

  4. Определено, что около жилого дома самый чистый снег, около автомобильной и железной дорог самый грязный снег.

  5. Проведено 3 беседы с 56 обучающимися 2а, 2б, 2в классов.

Когда я закончил свою исследовательскую работу, я рассказал ребятам вторых классов о своих исследованиях и показал им фотографии проб. Затем снова провел опрос ребят (см. Приложение, таблица 2).

100% опрошенных учащихся ответили, что снег есть не будут, так как знают: он очень грязный. Однако нашлись ученики (3 человека), которые ответили, что снег чистый, но есть его они не будут. Я постараюсь ещё раз им объяснить, что в снеге есть грязь, и напечатаю памятку:

- Снег очень холодный - можно простудиться, заболеть ангиной. Есть его нельзя!

- Снег очень грязный, в нём много вредных веществ, от этого может заболеть живот. Есть его нельзя!

Библиографический список

  1. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий и др. Литературное чтение Учебник для общеобразовательных организаций В двух частях Ч. 1 М.: Просвещение, 2014

  2. А. Ликум Популярная энциклопедия для детей Всё обо всём М.: Компания Ключ «С» Филологическое общество «СЛОВО», 1993 г.

  3. С. И. Ожегов Толковый словарь русского языка М.: Мир и образование, 2013

  4. http://ped-kopilka.ru/semeinaja-biblioteka/raskazy-o-prirode-dlja-mladshih-shkolnikov.html

  5. http://zagadka.yaxy.ru/zagadki_pro_sneg.html

Приложение

Таблица 1

 

Ел(а)

Не ел(а)

Чистый

Грязный

Ели ли вы снег?

19 человек

37 человек

   

Как вы думаете, снег чистый или грязный?

   

18 человек

38 человек

Таблица 2

 

Да

Нет

Чистый

Грязный

Будете ли вы есть снег?

0 человек

56 человек

   

Как вы думаете, снег грязный или чистый?

   

3 человека

53 человека

Пробы снега

ф.1.Около дома ф.2.Около железной дороги

ф.3.Около автомобильной дороги ф.4.Талая вода из снега, взятого около

школы

ф.5. Фильтрование воды ф.6 Измерение температуры снега

ф.7.Снег, взятый около железной дороги, увеличен под микроскопом в 10 раз

ф.8.Снежная вода увеличена в 60 раз

Просмотров работы: 37