«НИКНЕЙМ – ОДИН ИЗ СПОСОБОВ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ. КЛАССИФИКАЦИЯ НИКНЕЙМОВ»

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«НИКНЕЙМ – ОДИН ИЗ СПОСОБОВ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ. КЛАССИФИКАЦИЯ НИКНЕЙМОВ»

Бочкарева В.К. 1
1ГБОУ СОШ № 3 г. Новокуйбышевска
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Содержание

Введение

Классификация никнеймов

§ 1. Семантика никнеймов

§ 2. Функции никнеймов

§ 3. Анализ никнеймов по словообразовательному признаку

Заключение

Библиография

Введение.

Проблема собственных имен на протяжении многих десятилетий относится к числу тех, которые привлекают внимание лингвистов. В настоящее время влияние имен уже никем не оспаривается. Неважно, что мы нарекаем именем: вещь, дом, фирму или, что куда важнее, человека. Имя всегда оказывает воздействие на своего владельца. Безусловно, также принимается во внимание такой факт: от имени частично зависит личность человека, его сознание. Но в нынешний век, век компьютерных технологий, имя, полученное при рождении – не последняя инстанция.

Всемирная сеть Интернет играет значительную роль в организации электронного общения, помогает установить социальное взаимодействие между людьми. Интернет-чат (ICQ) – служба мгновенного обмена сообщениями в сети Интернет, а также такие порталы, как vc.com, mail.ru требуют представления личности, и в качестве самопрезентации признано считать никнейм.

Актуальность исследования определяется интересом к никнейму как перспективному объекту многоаспектного анализа, потребностью описания сетевого имени как новой ономастической единицы в виртуальной реальности (в чате, блоге, форуме, игре), недостаточной обоснованностью номенклатур разновидностей никнейма, также необходимостью изучения функциональных особенностей сетевого имени как малоизученного явления в виртуальной коммуникативной среде.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем представлен новый взгляд на статус никнейма как особой группы имен собственных, проведено полиаспектное функциональное исследование рассматриваемых языковых единиц, выявлены их фонетические, графические, орфографические, словообразовательные, морфологические, лексические, эмоционально-экспрессивные особенности.

Объектом исследования является сетевое имя (синонимы: «никнейм», «ник», «виртуальное имя»), используемое пользователями Интернет в процессе общения в портале «Вконтакте».

Предметом исследования послужили обусловленные спецификой Интернет-коммуникации лингвистические особенности никнеймов и их функциональные свойства, выявляемые в условиях свободного ассоциативного эксперимента.

Материалом для исследования послужила сплошная выборка 400 никнеймов, извлеченных из портала «Вконтакте», преимущественно выбирали учащихся школ города Новокуйбышевска

Цель научной работы – рассмотреть специфики никнейма как основного средства самопрезентации виртуальной языковой личности в портале «Вконтакте».

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

1) изучить литературу, посвященную виртуальным именам;

2) выявить семантические группы рассматриваемых языковых единиц;

3) уточнить структурно-графические, орфографические, словообразова-тельные, морфологические, лексические, эмоционально- экспрессивные, особенности никнеймов;

4) выделить функции никнеймов.

Теоретическая значимость работы заключается в дальнейшем развитии методики изучения новых языковых явлений в сфере виртуальной коммуникации, а также в рассмотрении проблемы функционирования сетевых имен в контексте компьютерно-опосредованного общения.

Практическая ценность настоящего исследования определяется возможностью использования его результатов в курсах языкознания, культуре речи, стилистики, лексикологии, а также на уроках русского языка и риторики.

Классификация никнеймов.

§ 1. Семантика никнеймов.

Всего было проанализировано более 400 различных никнеймов в социальной сети ВКонтакте. Данное количество ников приходится на 1768 жителей Новокуйбышевска (многие ники повторяются). Мы выяснили, что более всего используются псевдонимы, обозначающие живые существа:

26% занимают ники-аллонимы (реальные фамилии)

Примеры: Полина Маенкова, Маша Борисова, Валерия Копылова;

19% чужие антропонимы (чаще всего знаменитых людей)

Примеры: Оксана Миллер, Виктория Высоцкая, Владимир Путин ;

10% ники-френонимы (черты характера и т.п.)

Примеры: Анюта Лучезарная, Дмитрий Счастливый, Ангелина Безумная;

12% никнеймы, обозначающие неодушевленные предметы

Примеры: Ева Солнце, Илья Шторм, Буйный Ветер;

14% ники-латинизмы

Примеры: PavelVolgin, DenisSchran, Dashul’kaLebakina;

2% ники, обозначающие комплексные и групповые объекты

Примеры: Ириша Хогвартс, Ната Голливуд, Жека Универ;

4% шуточные ники

Примеры: Ошибка Природы, Партизанка Федя, Ночной мститель;

2% ники-титлонимы (род занятий, звание и т.д.)

Примеры: Натяжок Потолкович, Ольга Модный-Дом, Детская ИзСША;

3% ники-патронимы (отчества)

Примеры: Сеня Владимирович, Альбина Дмитриевна;

8% ники-зоонизмы (именования животных)

Примеры: Дашка Лис, Олень Общажный, Кот Кот-Я.

Таковы основные группы никнеймов, используемых школьниками для общения в сети ВКонтакте. При этом следует отметить, что существует достаточно обширное количество никнеймов, которые невозможно понять и проанализировать без разъяснений самого владельца такого имени, объяснения истории и факторов, которые повлияли на создание антропонима пользователем Интернета.

§ 2 Функции никнеймов

Любое имя несет в себе некий смысл и значение, никнеймы не являются исключением. Их функциональная особенность, заключающаяся в самонаименовании, создает отграничение от прозвищного лексикона, но, несмотря на это, и то и другое характеризуют и индивидуализируют объект (лицо) по определенному, чаще всего, оценочному признаку и обладают свойством открытого ряда, т.е. неисчерпаемостью материала для их образования.

Анализ никнеймов, которые используются школьниками, предполагает исследование происхождения этих слов.

Проанализировав исследуемый материал, мы выделили следующие функции:

  1. Номинативная 46% (использование настоящего имени и фамилии):

Примеры: Полина Маенкова, Борисова Маша, Бедин Никита;

  1. Качественно-эмоциоальная 24% (передача с помощью никнейма каких-либо характеристик владельца – внешние признаки, черты характера):

Примеры: ЛуЧеЗаРнАя-ПрЕкРаСнАя, Влад Нежный, Милый Мальчик;

  1. Сохранение таинства личного имени 12% (использование ненастоящего имени, во избежание проникновения в частную жизнь пользователя):

Примеры: Супер Покер, Виктория Свобода, Рита Борщ;

  1. Функция, иллюстрирующая творческую активность номинанта 8% (в данном случае использование ников-титлонимов позволяет сделать акцент на роде занятий пользователя, должности, звании и т.п.):

Примеры: Натяжок Потолкович, Ольга Модный-Дом, Детская ИзСША;

  1. Никнеймы, предоставляющие возможность для общения с представителями иностранных государств, 10% (для более удобного общения в сети между пользователями различных стран, обычно используют ники-латинизмы, поскольку, таким образом каждый иностранец имеет возможность правильно прочитать имя собеседника):

Примеры: Pavel Volgin, Denis Schran, Abraam Levonyan.

Таким образом, мое исследование подтверждает, что имя вызывает определенные ассоциации и не остается пустым знаком, во всяком случае, в условиях общения в чате. В сети Интернет коммуникативная функция, как контактоустанавливающая является важнейшей. В мире современных технологий коммуникативные потребности выражаются желанием произвести впечатление, формированием собственной индивидуальности, акцентированием внимания на творческих особенностях и их реализации и т.п.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о многообразии функций сетевого имени. Основная масса никнеймов выполняет номинативную функцию, значительную группу составляют ники, дающие качественно-эмоциональную оценку.

Характерна также для сетевого имени функция, которая дает представление о творческой деятельности номинанта, встречаются интересующие нас элементы, предоставляющие возможность их носителю общаться с иностранцами.

§ 3 Анализ никнеймов по словообразовательному признаку

Было проанализировано 189 ников. Из них 58% образованы суффиксальным способом (чаще всего используются суффиксы: -к- ,-ик-). В основном это имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением, обычно с оттенком положительной оценки (Клубничка, Киска). Кроме этого используются сочетания с оценочными прилагательными (Дмитрий Счастливый, Ангелина Безумная). Их явное большинство.

34% никнеймов образованы бессуффиксным способом (Илья Шум, Леша Лис). Среди безаффиксных образований преобладают усеченные формы: Oksi (Оксана), greg (Григорий).

Уступают имена, образованные приставочным способом (Неизвестный Исполнитель) – 8%.

Анализ словообразовательных моделей показал не только традиционные способы (суффиксальный, бессуффиксный, приставочный) создания виртуального имени вебличности, но и творческий подход к изобретению новых слов. Основной чертой Интернет-коммуникации является свобода индивидуального словотворчества. К креативному словообразованию прибегают с целью привлечь к себе внимание новых собеседников (Слава Матата, ЛллллФфф, Акжол Маматсамы, Принцесса Пупырка). Разговорную, просторечную окраску словообразовательным формам никнеймов придает многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки эмоционально-экспрессивной оценки и подчеркнуть функционально-стилевую особенность никнейма как языковой единицы. Также в проанализированных виртуальных именах мы встретили орфографические ошибки (Елизавета Французкая, Маер Пейн, Дабро Мае, Ника Барзая). О цели создания таких ников приходится лишь догадываться, возможно, респондент хотел таким способом привлечь внимание к своей персоне, но, может быть, участник виртуального пространства просто не знает норм правописания.

С точки зрения происхождения встречаются русские слова и заимствованные из английского, французского, латинского, немецкого и других языков. Стилевой закрепленности слова способствует его тематическая отнесенность (в том числе связь с научным языком, официально-деловой, разговорной, просторечной лексикой).

Заключение.

Исследовав различные классификации никнеймов в социальной сети «Вконтакте», мы пришли к выводу, что каждый пользователь имеет возможность выразить свои определенные качества, как внутренние, так и внешние, посредством создания уникального никнейма. Большинство пользователей используют свои настоящие имена и фамилии, но все же нестандартные ники остаются популярными и составляют весомый процент от всех имен пользователей «Вконтакте». Основная масса никнеймов образованы суффиксальным способом, наименьшее количество респондентов в образовании своих виртуальных имен использовали приставочный способ словообразования. Что касается неординарности – мы, проанализировав статистику никнеймов, нашли большое количество имен, в состав которых входят неологизмы и окказионализмы: Лллллффф, Акжол Маматсамы, Абвгдеж Понивиль и др.

Проведенная работа позволила нам углубиться в историю создания различных никнеймов, разобраться в их классификации, выявить наиболее популярные виртуальные имена. Мы почерпнули немало знаний в ходе работы, которые в дальнейшем помогут нам свободно «плыть по волнам» виртуальной реальности.

Библиография

  1. Аникина Т.В. Политизированные никнеймы в ономастическом пространстве чатов. Нижний Тагил/ ж-л «Политическая лингвистика», 2011

  2. Морошкин М.Я. Славянский именослов, или Собрание славянских личных имен в алфавитном порядке. - Спб., 1967.

  3. Москальчук А.А. Никнейм - виртуальное имя человека // Записки горного института.- Спб., 2009. Т. 182. С. 246-248.

  4. Хигир Б.Ю. Имена России. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. С. 7.

  5. Шейко Н.И. Русские имена и фамилии. – М.:Вече, 2006. С.8.

  6. Эстрин А. Магия имени. Космические коды открытия. М.: АСТ:

Астрель, 2012. С.12.

Просмотров работы: 4501