РЕКОНСТРУКТИВНАЯ АДАПТАЦИЯ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО ПОЛИВА

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

РЕКОНСТРУКТИВНАЯ АДАПТАЦИЯ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО ПОЛИВА

Чалов М.С. 1Анципров В.С. 1
1
Атаян Л.А. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Оглавление

Введение 3

Глава 1 Мировая история развития мелиорации. 5

1.1.Видные ученые-мелиораторы. 5

1.2. История развития орошения. 5

Глава 2 Устройство и принцип действия системы автоматического полива 7

2.1.Устройство системы автоматического полива 7

2.2. Принцип действия системы автоматического полива 7

2.3. Преимущества и недостатки. 10

Заключение 11

Список использованной литературы. 12

Приложение 1 13

Приложение 2 14

Приложение 3 15

Приложение 4 16

Приложение 5 17

Приложение 6 18

Приложение 7 19

Приложение 8 20

Введение

Разработан системный комплекс технических решений, обеспечивающих авторскую реконструктивную адаптацию системы автоматического полива, для решения проблем ухода за садом и дачным участком.

Автоматическая система полива (автополива) сама поддержит идеальные условия для наших растений, сэкономит воду и избавит от лишних хлопот.

Современная система автоматического полива может состоять из множества входящих в нее элементов. Будь это поливочные головки различных модификаций, управляющее или дополнительное оборудование, необходимое для работы системы автоматического полива. Существуют общие принципы построения современного поливочного водопровода. Системы автоматического полива (автополива) – это уникальное изобретение для удобного и грамотного полива растений. Они предназначены для комплексного полива любых растений в любое время суток.

Актуальность проблемы вытекает из необходимости и потребности выполнения автоматического полива с использованием передачи сигнала сотовой связи, которая станет незаменимым помощником на участке.

Цель и задачи.

Целью данной работы является создание устройства автоматического полива.

Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:

1) изучена история поливочной системы

2) рассмотрена разновидность поливочной системы в России

3) рассмотрена эффективность автоматического способа полива

4) осуществлён поиск наиболее подходящей конфигурации автоматической системы

5) реконструирован опытный экземпляр автоматической системы полива;

6) проведены испытания автоматической системы с использованием передачи сигнала сотовой связи

Для достижения поставленных целей и решения задач нами были использованы следующие методы исследования:

• Сбор, изучение и анализ существующей информации.

• Выбор оптимальных, простых, дешевых и доступных материалов для создания опытного образца.

• Проведение комплекса испытаний с целью экспериментальной проверки гипотезы и получения оценок различных показателей модели.

• Анализ схем и принципов действия устройства, использующего автоматический полив.

• Разработка принципиальной схемы автоматического полива.

• Сборка экспериментального образца поливной системы.

Полнота раскрываемой темы во многом определяется подбором источников. Основу источниковой базы исследовательской работы составили книги и периодические издания научно-технической тематики, а также обзор научных исследований известных ученных.

Глава 1 Мировая история развития мелиорации. 1.1.Видные ученые-мелиораторы.

Воздействие человека на окружающую природную среду в целях улучшения естественных условий своей жизнедеятельности началось со времени зарождения цивилизации.

Темпы мелиорации в России до 1930 г. по сравнению с другими странами были низкие. В 1930-х гг., мелиоративные работы в бывшем СССР резко увеличились.

В Нечерноземной зоне России проводились работы по осушению, химические мелиорации, лес восстановление, культур технические работы. В степной зоне большое внимание уделялось борьбе с эрозией почв, орошению. В полупустынях и пустынях велись работы по орошению, борьбе с засолением почв. [2, Плюснин И.И., Голованов А.И., 1983.с.19]

Мелиорация как техническая наука возникла благодаря работам А. Н. Костякова. [5, ГНУ Всероссийский НИИ орошаемого земледелия Россельхозакадемии // Журнал Орошаемое земледелие, 2014. №3].

Основоположником мелиоративной географии является профессор МГУ им. М. В. Ломоносова А. М. Шульгин. [3, Пономаренко Е.А., Просвирлин В.Ю., Коломина Т.М., 2006.с.48]

1.2. История развития орошения.

Уже в древнейшие времена орошение достигло степени искусства, на котором было основано благосостояние целых стран. О проведении воды для увлажнения полей упоминается, во многих местах Библии. [6, Капельное орошение: история и настоящее// Журнал компании Европолив, 2013].

Самым широким образом, оросительные сооружения развились в Ломбардии. Из Ломбардии немецкие, солдаты в XVIII веке принесли с собой искусство орошения в область нижнего Рейна, где оросительные устройства особенно развились и укрепились, в окрестностях города Зигена. [1, Ерхов Н. С., Ильин Н. И., Мисенев В. С. 1991].

Глава 2 Устройство и принцип действия системы автоматического полива 2.1.Устройство системы автоматического полива

Устройством управления служит сотовый телефон Siemens с60. Это уже порядком устаревший телефон, тем не менее на нём мы установили функцию автоматического принятия звонка. Для этого взяли транзистор кт315, и подключили базу к плюсу динамика, а эмиттер и коллектор к кнопке принятия вызова. На транзисторе при поступлении вызова возникает уровень логической единицы. Но, напряжение питания схемы телефона всего 3,6V. Этого недостаточно для сброса счетчика D1, поэтому в схеме есть преобразователь уровня на транзисторах VT4 и VT5, который повышает напряжение логической единицы до необходимого уровня. Цепь C1-R11 формирует импульс сброса счетчика. От предыдущей схемы (Л.1), эта отличается еще и наличием схемы «обратной связи», которая сообщает вам через сотовый телефон производится полив или нет. Всего три варианта ответного звукового сигнала: а) прерывистый тон, — подлив происходит, б) непрерывный тон, — полив не происходит из-за достаточной влажности почвы, в) нет звука, — отключено электричество на участке. Схема обратной связи собрана на микросхеме D3. Звуковые сигналы воспроизводятся динамиком В1(динамик от карманного приемника). Рядом с динамиком нужно расположить микрофон гарнитуры сотового телефона (см. приложение 2)

2.2. Принцип действия системы автоматического полива

Система авто-полива работает следующим образом: схема, которая представляет собой набор элементов; три микросхемы; два транзистора; электроклапан или насос. (см. приложение 1,2,3,4) Две микросхемы представляют собой основу этой системы.

Основным исполнительным элементом этой схемы, является реле, которое включает: электронасос, он управляется счётчиком на микросхеме cd4040. Генератор, собранный на двух элементах микросхемы к561ле5, выдаёт импульсы, управляющие счётчиком. Частота импульсов зависит от регулируемого сопротивления и конденсатора, который включён в систему генератора. Следующая половина состоит из двух элементов. Собрана система контроля наличия сигнала от счётчика и наличие сигнала от элемента, контролирующего влажность почвы в зоне полива. Эти два элемента выдают два сигнала и при наличии нулевых сигналов на выходе он переключается. Включаясь через составной транзистор на кт3102 и кт814 усилитель, приводит в действие реле. Реле своими контактами включает насос. Очередным элементом этой схемы является микросхема к561ле5, которая представляет собой четыре элемента составляющие два генератора. Один генератор выдаёт звуковую частоту, слышимую ухом. Второй генератор является низкочастотным, который прерывает высокочастотный генератор. На эти входы двух генераторов, подаются сигналы от микросхем контроля влажности почвы, которая или включает генератор низкой частоты, или отключает его при отсутствии влажности. Все схемы работают в штатном режиме, то есть счётчик считает импульсы, которые учитываются в зависимости от частоты задающего генератора, а микросхемы высокой и низкой частоты выдают сигнал на транзистор, который управляет динамическим громкоговорителем. В этом случае при работе всех элементов на динамике образуется высокочастотный сигнал, модулирующий низкочастотным. Получается прерывистый сигнал. Сигнал подается до тех пор, пока не появится влажность. То есть до замыкания электродов, погружённых в землю на глубину 10-15 см, на которую требуется увлажить почву. Если влажность в данный момент высокая (то есть прошли дожди или был полив до этого), то в этом случае сигнал контроля с микросхемы, которая контролирует влажность, отсутствует. [4, Черемисинов А. Ю., Бурлакин С. П., 2004].

В озвученной ситуации низкочастотный генератор не работает, а работает только высокочастотный, который выдаёт сигнал высокой частоты. Сигнал, появляющийся на выходе, свидетельствует о том, что влажность достигнута в результате полива, или влажность уже достигнута до полива. (см. приложение 5,6)

Итогом работы системы является подача сигнала динамиком, который можно услышать в сотовом телефоне, а также сигнал, управляющийся и задающийся элементом всей данной схемы.

Как работает схема: при звонке с любого телефонного аппарата на нашем телефоне появляется сигнал, который сам по себе очень мал (3 вольта), который не сможет переключить счётчик в режим счёта. Для этого существует схема усиления данного сигнала на транзисторах кт3102 и кт3107, которые собраны в схему эмиттерного повторителя. Как только сигнал, на выходе сотового телефона появился - в этом случае схема усиливает данный сигнал до единичного состояния порядка 9 вольт, и включает счётчик на работу счёта. Импульсы зависят от величины резистора и конденсатора, которые поставлены в схему генератора. Получив сигнал от сотового телефона, счётчик начинает считать. Если, например, доходит до величины, когда счётчик переключается из состояния единицы (то есть происходит сброс из нуля) начинается счёт. Счёт и время зависят от частоты генератора и могут длиться от 1 минуты до 2 часов. После достижения этого времени работы генератора, счётчик переключается в единичное состояние, подающий сигнал на управляющую схему и включает насос. В это время, если достигнуто состояние отключения, на динамике появляется постоянный однотонный сигнал без модуляций. В момент включения клапана, получается низкочастотно модулированный сигнал высокой частоты, данный сигнал мы слышим по телефону и тем самым контролируем полив. Как только достигнуто состояние полива (то есть влажности почвы) прекращается модулирование звукового сигнала. В данном случае насос отключается и прекращается полив, и схема приходит в исходное состояние. (см. приложение 7,8)

Чтобы полить грядки вы звоните с любого телефона на сотовый телефон, установленный на даче. Затем, слушаете ответ, говорящий о ситуации с поливом. Затем, нажимаете «отбой».

2.3. Преимущества и недостатки.

Капельное орошение имеет ряд преимуществ перед другими способами орошения. К ним относятся:

– повышение урожайности и качества овощной продукции за счет равномерного внесения воды и удобрений по мере онтогенетической потребности в них;

– возможность одновременно с поливом эффективно бороться с сорняками, болезнями и вредителями растений;

– уменьшение потребления воды и электроэнергии за счет локальной нормированной подачи воды в прикорневую зону;

– улучшение фитосанитарного состояния овощных плантаций благодаря снижению засоренности почвы и уменьшению развития болезней и вредителей, так как междурядья и наземная масса растений остаются сухими:

– снижение затратности овощеводства в связи с отсутствием необходимости механической прополки, уменьшением потребности в удобрениях, пестицидах при локальном характере их внесения химигацией, и сокращением кратности химических прополок;

– возможность применения в сложных топографических условиях, на полях неправильной формы, при наличии малодебитных источников водоснабжения и использовании местного стока, резервы которого в Волгоградской области значительные.

К недостаткам капельного орошения относятся:

– высокая стоимость;

– необходимость утилизации большого количество пластмассовых труб;

– засорение капельниц;

– невозможность противостоять воздушной засухе, плохо отражающейся на продуктивности некоторых овощных культур, особенно требующих смачивания листьев.

Заключение

Разработан системный комплекс технических решений, обеспечивающих авторскую реконструктивную адаптацию системы автоматического полива, для решения проблем ухода за садом и дачным участком.

Создана экспериментальная модель системы автоматического полива, с помощью которой проведена серия экспериментов.

Автоматическая система полива станет незаменимым помощником, как для хозяев частных усадеб, так и для муниципальных предприятий. Оптимизировать работу и правильно распределить временные затраты поможет автоматический полив, об обустройстве и преимуществах которого мы рассказали в своей исследовательской работе. На сегодняшний день автоматический полив по праву считается самым модерным и эффективным способом орошения, который может обеспечить гарантированно качественный и правильный полив для каждого растения.

Сегодня, во времена постоянно развивающихся современных технологий, немыслимо представить, что все то многообразие, которое произрастает на Вашем участке, придется поливать самостоятельно. Для этого предусмотрен автоматический полив, который поможет избавиться от потерянных зря часов при поливе участка, и обеспечит своевременное и качественное орошение.

Преимущества автоматической системы полива перед другими способами орошения очевидны:

-Автоматизация полива;

-Экономия воды, денег и времени за счет своевременного, наиболее оптимального и точного объема подачи воды для всех видов растений на участке без непосредственного участия на дачном участке;

-Равномерность распределения влаги.

Список использованной литературы.

1. Ерхов Н. С., Ильин Н. И., Мисенев В. С. Мелиорация земель. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Агропромиздат, 1991. – 319 с.: ил. ISBN 5-10-000840-7.

2. Плюснин И.И., Голованов А.И. Мелиоративное почвоведение. М.: Колос, 1983.

3. Пономаренко Е.А., Просвирнин В.Ю., Коломина Т.М. - Инженерное обустройство территории: Мелиорация и рекультивация: Учебное пособие. – Иркутск: ИрГСХА, 2010. – 151с.

4. Черемисинов А. Ю., Бурлакин С. П. Сельскохозяйственные мелиорации: Учебное пособие. – Воронеж: ФГОУ ВПО ВГАУ, 2004. – 247 с. ISBN 5-7267-0365-0.

5. ГНУ Всероссийский НИИ орошаемого земледелия Россельхозакадемии // Журнал Орошаемое земледелие, 2014. №3

6. Капельное орошение: история и настоящее// Журнал компании Европолив, 2013.

Приложение 1

Рис.1- Общий вид поливной системы.

Приложение 2

Рис.2- Блок схема поливной системы.

Приложение 3

Рис.3- Блок питания поливной системы.

Приложение 4

Рис.4- Электронасос.

Приложение 5

Рис.5- Автоматическая система с грядкой.

Приложение 6

 

Школьников. С учетом результатов констатирующего этапа исследования нами была разработана программа с целью развития одаренных детей. В формирующем этапе приняли участие только испытуемые экспериментальной группы. В ходе реализации программы были решены следующие задачи: 1. создание условий для развития интеллектуальной одаренности; 2. согласование самооценки и уровня притязаний одаренных детей; 3. развитие волевых качеств одаренных детей; 4. развитие коммуникативных способностей одаренных детей; 5. создание условий для стабилизации эмоционального состояния одаренных детей. Были использованы следующие формы работы: занятия; тренинг личностного роста; социально-психологический тренинг; индивидуальные и групповые консультации с родителями. Содержание программы представлено в Таблице 6. Таблица 6. Содержание программы развития одаренных детей. 1 Создание условий для развития интеллектуальной одаренности секция «Интеллектуал»: задания на сообразительность и логическое мышление, такие как «Найди закономерность и продолжи ряд», «Определи «лишнюю» фигуру», «Реши задачу», «Соотнеси по смыслу», «Закончи мысль в высказывании», «Разгадай ребус», «Заполни логические таблицы» и т.п. олимпиада для интеллектуально одаренных детей «Самый умный». 2 Согласование самооценки и уровня притязаний одаренных детей игры на осознания ребенком своих личностных качеств, способностей, потенциала: игра «Встреча сказочных героев», игра «Подводная лодка», игра; задания на самостоятельную оценку ребенком своей деятельности; индивидуальные консультации для родителей по проблемам личностного развития одаренного ребенка. 3 Развитие волевых качеств одаренных детей подвижные игры на развитие воли «Сапоги – скороходы», «Золотые ворота», ««Любопытная Варвара». 4 Развитие коммуникативных способностей одаренных детей упражнения в рамках социально-психологического тренинга: упражнение «Зови меня», упражнение «Все мы разные», упражнения «Посиделки», «Номерки», «Испорченный телефон» и т.д. 5 Создание условий для стабилизации эмоционального состояния одаренных детей игры по стабилизации эмоционального состояния «Корабль и ветер», «Театр масок», «На море», «Белки и орехи» и т.д. упражнения на релаксацию; индивидуальные консультации с родителями «Страхи одаренных детей»; групповая консультация с родителями «Эмоциональное благополучие одаренного ребенка». В ходе реализации мероприятий дети и их родители проявили заинтересованность. Дети активно посещали секцию «Интеллектуал», не пропускали занятия. Кроме того, интерес проявили и родители, в ходе консультации задавали много вопросов, демонстрируя готовность создавать необходимые условия для благополучного развития детей. В целом по окончании формирующего этапа дети и родители отметили значимость такого рода занятий для разностороннего развития детей.

Школьников. С учетом результатов констатирующего этапа исследования нами была разработана программа с целью развития одаренных детей. В формирующем этапе приняли участие только испытуемые экспериментальной группы. В ходе реализации программы были решены следующие задачи: 1. создание условий для развития интеллектуальной одаренности; 2. согласование самооценки и уровня притязаний одаренных детей; 3. развитие волевых качеств одаренных детей; 4. развитие коммуникативных способностей одаренных детей; 5. создание условий для стабилизации эмоционального состояния одаренных детей. Были использованы следующие формы работы: занятия; тренинг личностного роста; социально-психологический тренинг; индивидуальные и групповые консультации с родителями. Содержание программы представлено в Таблице 6. Таблица 6. Содержание программы развития одаренных детей. 1 Создание условий для развития интеллектуальной одаренности секция «Интеллектуал»: задания на сообразительность и логическое мышление, такие как «Найди закономерность и продолжи ряд», «Определи «лишнюю» фигуру», «Реши задачу», «Соотнеси по смыслу», «Закончи мысль в высказывании», «Разгадай ребус», «Заполни логические таблицы» и т.п. олимпиада для интеллектуально одаренных детей «Самый умный». 2 Согласование самооценки и уровня притязаний одаренных детей игры на осознания ребенком своих личностных качеств, способностей, потенциала: игра «Встреча сказочных героев», игра «Подводная лодка», игра; задания на самостоятельную оценку ребенком своей деятельности; индивидуальные консультации для родителей по проблемам личностного развития одаренного ребенка. 3 Развитие волевых качеств одаренных детей подвижные игры на развитие воли «Сапоги – скороходы», «Золотые ворота», ««Любопытная Варвара». 4 Развитие коммуникативных способностей одаренных детей упражнения в рамках социально-психологического тренинга: упражнение «Зови меня», упражнение «Все мы разные», упражнения «Посиделки», «Номерки», «Испорченный телефон» и т.д. 5 Создание условий для стабилизации эмоционального состояния одаренных детей игры по стабилизации эмоционального состояния «Корабль и ветер», «Театр масок», «На море», «Белки и орехи» и т.д. упражнения на релаксацию; индивидуальные консультации с родителями «Страхи одаренных детей»; групповая консультация с родителями «Эмоциональное благополучие одаренного ребенка». В ходе реализации мероприятий дети и их родители проявили заинтересованность. Дети активно посещали секцию «Интеллектуал», не пропускали занятия. Кроме того, интерес проявили и родители, в ходе консультации задавали много вопросов, демонстрируя готовность создавать необходимые условия для благополучного развития детей. В целом по окончании формирующего этапа дети и родители отметили значимость такого рода занятий для разностороннего развития детей.

Школьников. С учетом результатов констатирующего этапа исследования нами была разработана программа с целью развития одаренных детей. В формирующем этапе приняли участие только испытуемые экспериментальной группы. В ходе реализации программы были решены следующие задачи: 1. создание условий для развития интеллектуальной одаренности; 2. согласование самооценки и уровня притязаний одаренных детей; 3. развитие волевых качеств одаренных детей; 4. развитие коммуникативных способностей одаренных детей; 5. создание условий для стабилизации эмоционального состояния одаренных детей. Были использованы следующие формы работы: занятия; тренинг личностного роста; социально-психологический тренинг; индивидуальные и групповые консультации с родителями. Содержание программы представлено в Таблице 6. Таблица 6. Содержание программы развития одаренных детей. 1 Создание условий для развития интеллектуальной одаренности секция «Интеллектуал»: задания на сообразительность и логическое мышление, такие как «Найди закономерность и продолжи ряд», «Определи «лишнюю» фигуру», «Реши задачу», «Соотнеси по смыслу», «Закончи мысль в высказывании», «Разгадай ребус», «Заполни логические таблицы» и т.п. олимпиада для интеллектуально одаренных детей «Самый умный». 2 Согласование самооценки и уровня притязаний одаренных детей игры на осознания ребенком своих личностных качеств, способностей, потенциала: игра «Встреча сказочных героев», игра «Подводная лодка», игра; задания на самостоятельную оценку ребенком своей деятельности; индивидуальные консультации для родителей по проблемам личностного развития одаренного ребенка. 3 Развитие волевых качеств одаренных детей подвижные игры на развитие воли «Сапоги – скороходы», «Золотые ворота», ««Любопытная Варвара». 4 Развитие коммуникативных способностей одаренных детей упражнения в рамках социально-психологического тренинга: упражнение «Зови меня», упражнение «Все мы разные», упражнения «Посиделки», «Номерки», «Испорченный телефон» и т.д. 5 Создание условий для стабилизации эмоционального состояния одаренных детей игры по стабилизации эмоционального состояния «Корабль и ветер», «Театр масок», «На море», «Белки и орехи» и т.д. упражнения на релаксацию; индивидуальные консультации с родителями «Страхи одаренных детей»; групповая консультация с родителями «Эмоциональное благополучие одаренного ребенка». В ходе реализации мероприятий дети и их родители проявили заинтересованность. Дети активно посещали секцию «Интеллектуал», не пропускали занятия. Кроме того, интерес проявили и родители, в ходе консультации задавали много вопросов, демонстрируя готовность создавать необходимые условия для благополучного развития детей. В целом по окончании формирующего этапа дети и родители отметили значимость такого рода занятий для разностороннего развития детей.

Школьников. С учетом результатов констатирующего этапа исследования нами была разработана программа с целью развития одаренных детей. В формирующем этапе приняли участие только испытуемые экспериментальной группы. В ходе реализации программы были решены следующие задачи: 1. создание условий для развития интеллектуальной одаренности; 2. согласование самооценки и уровня притязаний одаренных детей; 3. развитие волевых качеств одаренных детей; 4. развитие коммуникативных способностей одаренных детей; 5. создание условий для стабилизации эмоционального состояния одаренных детей. Были использованы следующие формы работы: занятия; тренинг личностного роста; социально-психологический тренинг; индивидуальные и групповые консультации с родителями. Содержание программы представлено в Таблице 6. Таблица 6. Содержание программы развития одаренных детей. 1 Создание условий для развития интеллектуальной одаренности секция «Интеллектуал»: задания на сообразительность и логическое мышление, такие как «Найди закономерность и продолжи ряд», «Определи «лишнюю» фигуру», «Реши задачу», «Соотнеси по смыслу», «Закончи мысль в высказывании», «Разгадай ребус», «Заполни логические таблицы» и т.п. олимпиада для интеллектуально одаренных детей «Самый умный». 2 Согласование самооценки и уровня притязаний одаренных детей игры на осознания ребенком своих личностных качеств, способностей, потенциала: игра «Встреча сказочных героев», игра «Подводная лодка», игра; задания на самостоятельную оценку ребенком своей деятельности; индивидуальные консультации для родителей по проблемам личностного развития одаренного ребенка. 3 Развитие волевых качеств одаренных детей подвижные игры на развитие воли «Сапоги – скороходы», «Золотые ворота», ««Любопытная Варвара». 4 Развитие коммуникативных способностей одаренных детей упражнения в рамках социально-психологического тренинга: упражнение «Зови меня», упражнение «Все мы разные», упражнения «Посиделки», «Номерки», «Испорченный телефон» и т.д. 5 Создание условий для стабилизации эмоционального состояния одаренных детей игры по стабилизации эмоционального состояния «Корабль и ветер», «Театр масок», «На море», «Белки и орехи» и т.д. упражнения на релаксацию; индивидуальные консультации с родителями «Страхи одаренных детей»; групповая консультация с родителями «Эмоциональное благополучие одаренного ребенка». В ходе реализации мероприятий дети и их родители проявили заинтересованность. Дети активно посещали секцию «Интеллектуал», не пропускали занятия. Кроме того, интерес проявили и родители, в ходе консультации задавали много вопросов, демонстрируя готовность создавать необходимые условия для благополучного развития детей. В целом по окончании формирующего этапа дети и родители отметили значимость такого рода занятий для разностороннего развития детей.

Школьников. С учетом результатов констатирующего этапа исследования нами была разработана программа с целью развития одаренных детей. В формирующем этапе приняли участие только испытуемые экспериментальной группы. В ходе реализации программы были решены следующие задачи: 1. создание условий для развития интеллектуальной одаренности; 2. согласование самооценки и уровня притязаний одаренных детей; 3. развитие волевых качеств одаренных детей; 4. развитие коммуникативных способностей одаренных детей; 5. создание условий для стабилизации эмоционального состояния одаренных детей. Были использованы следующие формы работы: занятия; тренинг личностного роста; социально-психологический тренинг; индивидуальные и групповые консультации с родителями. Содержание программы представлено в Таблице 6. Таблица 6. Содержание программы развития одаренных детей. 1 Создание условий для развития интеллектуальной одаренности секция «Интеллектуал»: задания на сообразительность и логическое мышление, такие как «Найди закономерность и продолжи ряд», «Определи «лишнюю» фигуру», «Реши задачу», «Соотнеси по смыслу», «Закончи мысль в высказывании», «Разгадай ребус», «Заполни логические таблицы» и т.п. олимпиада для интеллектуально одаренных детей «Самый умный». 2 Согласование самооценки и уровня притязаний одаренных детей игры на осознания ребенком своих личностных качеств, способностей, потенциала: игра «Встреча сказочных героев», игра «Подводная лодка», игра; задания на самостоятельную оценку ребенком своей деятельности; индивидуальные консультации для родителей по проблемам личностного развития одаренного ребенка. 3 Развитие волевых качеств одаренных детей подвижные игры на развитие воли «Сапоги – скороходы», «Золотые ворота», ««Любопытная Варвара». 4 Развитие коммуникативных способностей одаренных детей упражнения в рамках социально-психологического тренинга: упражнение «Зови меня», упражнение «Все мы разные», упражнения «Посиделки», «Номерки», «Испорченный телефон» и т.д. 5 Создание условий для стабилизации эмоционального состояния одаренных детей игры по стабилизации эмоционального состояния «Корабль и ветер», «Театр масок», «На море», «Белки и орехи» и т.д. упражнения на релаксацию; индивидуальные консультации с родителями «Страхи одаренных детей»; групповая консультация с родителями «Эмоциональное благополучие одаренного ребенка». В ходе реализации мероприятий дети и их родители проявили заинтересованность. Дети активно посещали секцию «Интеллектуал», не пропускали занятия. Кроме того, интерес проявили и родители, в ходе консультации задавали много вопросов, демонстрируя готовность создавать необходимые условия для благополучного развития детей. В целом по окончании формирующего этапа дети и родители отметили значимость такого рода занятий для разностороннего развития детей.

Школьников. С учетом результатов констатирующего этапа исследования нами была разработана программа с целью развития одаренных детей. В формирующем этапе приняли участие только испытуемые экспериментальной группы. В ходе реализации программы были решены следующие задачи: 1. создание условий для развития интеллектуальной одаренности; 2. согласование самооценки и уровня притязаний одаренных детей; 3. развитие волевых качеств одаренных детей; 4. развитие коммуникативных способностей одаренных детей; 5. создание условий для стабилизации эмоционального состояния одаренных детей. Были использованы следующие формы работы: занятия; тренинг личностного роста; социально-психологический тренинг; индивидуальные и групповые консультации с родителями. Содержание программы представлено в Таблице 6. Таблица 6. Содержание программы развития одаренных детей. 1 Создание условий для развития интеллектуальной одаренности секция «Интеллектуал»: задания на сообразительность и логическое мышление, такие как «Найди закономерность и продолжи ряд», «Определи «лишнюю» фигуру», «Реши задачу», «Соотнеси по смыслу», «Закончи мысль в высказывании», «Разгадай ребус», «Заполни логические таблицы» и т.п. олимпиада для интеллектуально одаренных детей «Самый умный». 2 Согласование самооценки и уровня притязаний одаренных детей игры на осознания ребенком своих личностных качеств, способностей, потенциала: игра «Встреча сказочных героев», игра «Подводная лодка», игра; задания на самостоятельную оценку ребенком своей деятельности; индивидуальные консультации для родителей по проблемам личностного развития одаренного ребенка. 3 Развитие волевых качеств одаренных детей подвижные игры на развитие воли «Сапоги – скороходы», «Золотые ворота», ««Любопытная Варвара». 4 Развитие коммуникативных способностей одаренных детей упражнения в рамках социально-психологического тренинга: упражнение «Зови меня», упражнение «Все мы разные», упражнения «Посиделки», «Номерки», «Испорченный телефон» и т.д. 5 Создание условий для стабилизации эмоционального состояния одаренных детей игры по стабилизации эмоционального состояния «Корабль и ветер», «Театр масок», «На море», «Белки и орехи» и т.д. упражнения на релаксацию; индивидуальные консультации с родителями «Страхи одаренных детей»; групповая консультация с родителями «Эмоциональное благополучие одаренного ребенка». В ходе реализации мероприятий дети и их родители проявили заинтересованность. Дети активно посещали секцию «Интеллектуал», не пропускали занятия. Кроме того, интерес проявили и родители, в ходе консультации задавали много вопросов, демонстрируя готовность создавать необходимые условия для благополучного развития детей. В целом по окончании формирующего этапа дети и родители отметили значимость такого рода занятий для разностороннего развития детей.

 

Рис.6-Макет грядки.

Приложение 7

Рис.7- Блок схема в корпусе.

Приложение 8

Рис.8- Принципиальная схема.

Просмотров работы: 1276