РОЛЬ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ Н. М. ПРЖЕВАЛЬСКОГО

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

РОЛЬ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ Н. М. ПРЖЕВАЛЬСКОГО

Гараев И.А. 1Авдеева Е.В. 1
1СОГБОУИ "Лицей им. Кирилла и Мефодия"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Содержание работы:
  1. Введение …………………………………………………………3

  1. Ольга Макарьевна Макарова (Макарьева)……………………………5

    1. Портрет няни…………………………………………………………..5

    2. Роль народной педагогики в формировании личности юного Николая…………………………………………………………………..10

  2. Заключение ………………………………………………………………13

  3. Литература ……………………………………………………………....15

  1. Введение

Актуальность исследования. Особенностью биографии путешественника Н.М.Пржевальского является то, что её составляющие части неразрывны и не изучались отдельно. Мы же впервые сделали попытку глубоко проанализировать становление личности великого исследователя в период его детства, поскольку детские годы – слишком важный этап в самосознании человека.

Одна из черт биографии Пржевальского – именно частые воспоминания детских лет. В жизни дворянского ребенка ДОМ – это целый мир, полный интимной прелести, преданий, сокровенных воспоминаний, нити от которых тянулись на всю дальнейшую жизнь. Здесь, в сельцах Кимборове и Отрадном, не сохранившихся до наших дней, среди дремучих лесов и болот Смоленщины - истоки характера, истоки мироощущения Н.М.Пржевальского, истоки его раннего образования.

Детское сознание усваивает новые для себя смыслы не только в личном столкновении с действительностью, но и через взаимодействие с сознанием народным. И именно это народное сознание демонстрирует Николеньке (как называли домашние Пржевальского) высшие примеры согласия с миром, естественности пребывания в нем. Юному герою оно явило себя в личности и судьбе няни Ольги Макарьевны Макаровой.

Перед нами вполне классический со времен Арины Родионовны образ своеобразной «няни»: чем-то оказалась она слишком дорога Николаю Михайловичу. И это «что-то», думается, сказки! Няня дает маленькому ребенку сказочное, мифологическое объяснение мира, которым довольствуется сама. При этом она развивает в ребенке некое воображение и особое мировосприятие. Простая крестьянка оказала сильное влияние на процесс вхождения в мир маленького человека, для которого было все впервые.

В частности, мы почти ничего не знаем о том, как шло соприкосновение будущего путешественника с устным народным творчеством в этот чрезвычайно важный период его жизни. Доказано, что именно в детстве человек, как правило, органично усваивает «золотой запас» народного творчества. В автобиографическом рассказе Пржевальский никак не акцентирует знакомство с фольклором, но все-таки отмечает коротко, что находил «в лакейской дома у себя сказки и читал их». Сказки эти были чрезвычайно популярны. В период детства Николая были очень распространены так называемые лубочные издания сказок. Коробейники заносили в Отрадное вместе с лентами и крестами лубочные книжечки. Например, из короба владимирского офени в руки Пржевальского перешла однажды книга «Воин без страха». Лубочная книжонка стала пособием в его беспокойной жизни.

Сказки имели вид тетради в четвертушку, на серой бумаге, напечатанные лубочным способом или славянскими, или русскими буквами, с лубочными картинками вверху каждой страницы. Очевидно, с этими изданиями и имел дело мальчик. Между прочим, сказка об Иване Великом Охотнике эхом отзовется в его страсти к охоте и своим уникальным трофеям. Наверное, он любил вообразить себя иногда каким-нибудь непобедимым воином-охотником…

Данная работа в большей степени гипотетична. За неимением достаточного фактического материала в ней много предположений, поскольку нет строгих источников, на которых можно было бы построить необходимый анализ. Не претендуем также на всеобъемлемость образов и пересмотр официальной истории. Научная новизна работы состоит в том, что для анализа отдельных моментов биографии путешественника были использованы методы прикладной психологии.

Объект исследования – воспитательное воздействие народной педагогики.

Предметом исследования стали смоленские сказки как живое средство воспитания.

Цель данного исследования – раскрыть влияние няньки Ольги Макарьевны на становление личности Н.М.Пржевальского. Поставленная цель реализуется через следующие задачи:

  1. изучить личностные стороны няни Макарьевой О.М.;

  2. проанализировать влияние няньки Макарьевны, а также дяди П.А.Каретникова на формирование личности Н.М.Пржевальского в его детстве;

  3. раскрыть воздействие няни на психо-эмоциональную сферу растущего мальчика через устное народное творчество;

  4. проанализировать краеведческие и фольклорные источники с целью поиска текста любимой сказки Пржевальского «Иван Великий охотник».

В работе использовались архивные материалы и литературные источники, применялись методы прикладной психологии: анализ межличностных отношений, «сценарий жизни» Э. Берна, характеристика когнитивной сферы (совокупность работы познавательных процессов) посредством анализа достижений путешественника.

Практическая значимость работы. Материал может быть использован в учебных и научных работах, на экскурсиях, во внеклассных мероприятиях. Настоятельно рекомендуем использовать данное исследование для занятий со студентами педагогических специальностей.

2. Ольга Макарьевна Макарова (Макарьева)

  1.  
    1. Портрет няни

Вторым лицом в поместье после барыни была нянька Макарьевна, она же ключница и экономка: преданная до самозабвения господам, сварливая и злая для своей братии – крепостных. Небольшого роста, полная и некрасивая, Макарьевна принадлежала к тому своеобразному типу старого крепостного времени, какой теперь встречается очень редко и почти выродился. Крепостная крестьянка, родившаяся и выросшая в одной из смоленских деревень недалеко от Починка, была взята в дом только что поженившихся родителей Пржевальского в качестве горничной. В положенный срок она приняла на свои руки их первенца Николая, став для него впоследствии самым близким и дорогим человеком, неким ангелом-хранителем.

Она-то и поселила зачаток страсти к охоте и путешествиям в юной, впечатлительной душе Николая Михайловича своими сказками и рассказами, которые он особенно любил в детстве.

Нянчила и растила она впоследствии всех четверых детей в семье, но сердце ее все-таки целиком было отдано первому, которого любила до самозабвения. Женщина строгая, суровая и решительная, она, однако, в глубине души была нежной и заботливой. Эти крайности прекрасно уживались в ее характере. Она смотрела за паничами, баловала их, подкармливала сластями и антоновскими яблоками, рассказывала сказки и старинные предания, но чуть что - без колебаний брала в свои пухлые руки пук березовых розог.

«Из всех сказок, - пишет Пржевальский, - особенно нравилась мне, мальчику непокорному и шаловливому, «Иван, великий охотник». Бывало, как только закапризничаю, нянька и говорит: «Хочешь, я расскажу тебе об Иване, великом охотнике?» – и я тотчас стихаю».

Когда Н.М.Пржевальский переезжает в Слободу, няня без колебаний оставляет родные места и едет вместе с ним, чтобы на новом месте ее питомец не остался без должного присмотра. И здесь, в слободском доме Пржевальского, Ольга Макарьевна была главной хозяйкой, ей он безоговорочно доверял свои домашние заботы.

О ее здоровье и самочувствии он искренне заботился всегда. В каждом его письме издалека – вопрос о Макарьевне, в каждом письме из Слободы – обязательно строчка-другая о няне. «Я любил Макарьевну как мать родную, - писал Пржевальский. – Тем дороже для меня была старуха, что и она любила меня искренне… В наш век всеобщей продажности такую преданность и бескорыстную любовь не вдруг-то встретишь, и это надо ценить», - не раз говаривал он.

Роковую весть о смерти Макарьевны Пржевальский перенес очень тяжело. «Прощай, прощай, дорогая! – так и скажите от меня на могиле. Похороните Макарьевну в ограде церкви, на лучшем месте… может быть, когда-нибудь и сам там рядом лягу…»

2.2.Роль народной педагогики в формировании личности юного Николая

Можно сказать, что Ольга Макарьевна была для путешественника примерно тем же, что и Арина Родионовна для Пушкина. Вышедшая из народа, она несла в своей душе его мудрость, его поэзию; своими сказками и преданиями она сумела развить у впечатлительного ребенка живое воображение, интерес и любовь к русской природе, ко всякой живой твари, населяющей родные леса и воды.

Через детское, непосредственное, восприятие наиболее важные для понимания русского мировоззрения понятия предстают особенно выпукло. Поэтому такие фундаментальные категории, как природа, охота, народ, быт, присутствуют в душе Пржевальского неизбывно и не ограниченно в течение всей жизни.

Также от своей няньки Макарьевны Пржевальский впервые узнает примеры народного творчества. Присутствие няни, ее забавы, байки, истории украшали скучные обыденные дни для детей, помогали оценить и полюбить русскую поэзию языка и фольклор.

Можно представить себе, как мальчик «в бесконечный зимний вечер робко жмется к няне, а она нашептывает ему о какой-нибудь неведомой стороне, где нет ни ночей, ни холода». Возможно, она повествует ему…об удали Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, о Полкане-богатыре, о Колечище прохожем. Здесь же и сказки о Жар-птице, Емеле-дураке, Медведе на деревянной ноге. Наверное, и манера рассказывать чудные народные сказки тоже была особенной. Возможно, няня повествовала с пылом, живописно, с увлечением, местами вдохновенно, потому что сама вполовину верила своим рассказам. А ведь эта простая русская женщина не была обучена грамоте.

Влияние няни выражалось в прямом воздействии на детское развитие, проистекало из тех очень близких отношений, которые существовали между маленьким помещиком и ею.

Сказка об «Иване Великом Охотнике» определила все будущее известного путешественника! …Нам стало интересно эту сказку найти! Добавить ее в уникальный набор народной педагогики и сделать ее живым средством воспитания!

А какая она была, эта сказка? Короткая или длинная? Может быть, она начиналась так: «Обширны и дремучи были леса в старину в стороне русской, много хищных зверей водилось в них. Повадились волки в деревнях мужиков да ребятишек задирать. Как ни бились, ничего не могли поделать крестьяне с волками. Вымирал лесной народ. Вот тогда и пришёл к ним Иван Великий Охотник. Собрал он крестьян и сказал им: - Ваши деды охотились раньше в глухих лесах. Дробинкой они попадали в глаз белке. С медведем справлялись в одиночку. Почему же молчат ваши меткие стрелки? Почему вы терпите хищников?»…

А может сказка была волшебной и начиналась вот так: «Жил-был мужик. Было у него три сына - все большие охотники, особенно младший, Иван. Только не было никому счастья. Как-то ездили они по пущам и заблудились. Поговорили между собой, и каждый поехал свою долю искать. Три дня выбирались они на большую дорогу, где стоял столб. От того столба - три дороги, а на том столбе - три таблицы: «Кто поедет направо - сам будет сыт, а конь будет голоден». «Кто поедет налево — конь будет сыт, а сам будет голоден». «Третьей дорогой кто поедет, в царстве будет царем»…

И если эту сказку Пржевальский вспоминал всю жизнь, ее также знала большая часть прислуги, дядя Павел Алексеевич, мать, братья, то, может быть, в деревне Старинки, откуда родом была Макарьевна, еще кто-то помнит ее? (только времени прошло уже 170 лет!) Тем более что деревня до сих пор существует. Правда, не одна. Рядом с бывшим дворищем сельца Кимборово и поместьем в Отрадном сегодня находятся две деревни с таким названием: 1) д. Старинки Мурыгинского сельского поселения Починковского района; около15 жителей; 1,5-2 км от бывш. сельца Кимборово. 2) д. Старинки Лосненского сельского поселения Починковского района; 170 жителей; дом культуры. …Мы решили: надо ехать. Вдруг нам повезет?!

Но мы все же начали с литературных архивов. Нами были проанализированы многие, имеющиеся в библиотеках города, печатные сборники смоленского фольклора: «Сказки Смоленского края» разных лет издания и составителей (В.Добровольского, В.Шурыгина, А.Мишина, А.Смирнова и др.), а также «Народное поэтическое творчество Смоленской области» В.М.Судальникова, «Смоленский край в литературе и фольклоре» В.В.Ильина и др. Но печатные источники не дали результатов. Текста сказки «Иван Великий охотник» нигде обнаружено не было. Мурыгинская СОШ (малая родина путешественника), в которой есть небольшая музейная экспозиция, посвященная великому земляку, также ничем нам не помогла.

На основе анализа литературных источников был составлен список сказок, в названиях которых встречались слова «Иван» и «охотник». В списке оказалось всего 4 сказки: «Об Иване Бесчастном», «Иван Ветров», «О верных братьях-охотниках», «Иван – старушкин сын». Но сюжет и стиль этих сказок, на наш взгляд, совершенно не соответствует той истории, которая так поразила юного Пржевальского.

Учитывая широкое распространение имени Иван в русской культуре, мы не отчаиваемся и не остановимся на достигнутом. Существуют еще редкие архивные издания сказок Смоленского края, уникальные запасы редкого фонда библиотек г. Смоленска. Они наверняка приоткроют нам тайну этой особенной сказки. Также не оставляем без внимания версию о том, что няня Пржевальского могла сама додумать сюжет народной истории об Иване-охотнике, следовательно, стоит посмотреть сказки разных народов России, а, возможно, белорусские и украинские.

  1. Заключение

Жизнь и судьба Н.М.Пржевальского доказала, что формирование личности, ее направленности происходит именно в детстве. И лишь при наличии грамотного воспитательного воздействия со стороны близких, значимых людей возможна полная реализация врожденных способностей и задатков, которые есть у каждого человека.

Формирование познавательной активности и развитие органов чувств – главная задача первых лет жизни. Когда с одной стороны необходимо развивать физические возможности (здоровье) ребенка, а с другой – чувство прекрасного, нравственные установки, органы чувств, в первую очередь, за счет взаимодействия с окружающей средой и природой. Няня воздействует на психо-эмоциональную сферу растущего Коли, формируя познавательную активность. Действуя через сказки. Она, возможно, делала это в природе (ходили по ягоды и грибы и др.). Сюжетная линия сказки была привязана к жизненному пространству ребенка, т.к. сама природа вокруг Отрадного была «сказочная». Все сошлось в одном месте, в нужное время и в правильном изложении. Няня, сама того не зная, задействовала в общении с ребенком все его органы чувств: зрение, слух, осязание и даже обоняние… Ей же принадлежала колоссальная роль в процессе социализации ребенка.

Судьба Пржевальского – яркая иллюстрация того, что народная педагогика является действенным механизмом формирования свободной и направленной личности. Считаем, что личность путешественника – это продукт хорошо реализованной народной, органичной педагогики.

Образ няни прошел через всю жизнь путешественника, и до конца своих дней Пржевальский сохранял к ней сердечную любовь. Это глубокое благодарное чувство к Ольге Макарьевне отмечают и мемуаристы. Но о влиянии няни на маленького Колю, к сожалению, совершенно умалчивает академическая наука. А ведь именно Ольга Макарьевна открывала для будущего путешественника сокровищницу смоленского фольклора. И через него, в результате воспитания - вкусы, идеалы, привычки. Учитывая, что пока наши поиски не увенчались успехом, хотим отметить, что отсутствие такого выразительного образца народного творчества, как сказка об Иване, Великом охотнике, на которую ссылался даже взрослый Пржевальский, является большой потерей для педагогики вообще.

Мы считаем, что было бы полезно в ходе возможной экспедиции в дер. Старинки попробовать отыскать утраченный образец сказки и затем включить ее в набор эффективных средств формирования личности.

Считаем необходимым сберечь память о воспитавшей и вырастившей Николая Михайловича простой русской крестьянке – Ольге Макарьевне Макаровой… У данной работы есть продолжение!

  1. Литература:

  1. Гавриленкова Е.П. Неизвестные страницы биографии Н.М.Пржевальского (170-летию со дня рождения посвящается). Изд. 2-е, доп. /Е.П.Гавриленкова. – Смоленск, Свиток, 2011. – 216 с.

  2. Пржевальский Н.М. Автобиографический рассказ.// Известия ВГО. Т.72. - 1940.

  3. Пржевальский Н.М. Воспоминания охотника. // Известия ВГО. Т.72. - 1940.

  4. Дубровин Н.Ф. Николай Михайлович Пржевальский. – СПб.,- 1890.

  5. Кравклис Н.Н. Н.М.Пржевальский – великий сын земли смоленской. /Н.Н.Кравклис. – Смоленск, Маджента, 2013. – 428 с.

  6. Сказки Смоленского края. Составитель А.А.Мишин.- Смоленск. - Изд-во «Смядынь», 1991.

  7. Сказки Смоленского края. Составитель В.С.Шурыгин. – Смоленск, 1952.

  8. Народное поэтическое творчество Смоленской области. Из Смоленского этнографического сборника В.Н.Добровольского. /Под ред. проф. В.М.Сидельникова. – Смоленск, 1954.

  9. Смоленский край в литературе и фольклоре. /Под ред. Ильина В.И. – Смоленск, ТРАСТ ИМАКОМ, 1995.

11

Просмотров работы: 607