ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ (АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК, ЛИНГВИСТИКА)

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ (АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК, ЛИНГВИСТИКА)

Бишель Юлиана Игоревна 1
1
Чеснова Л.А. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Оглавление

  1. Введение ………………………………………………..3

  2. Что такое - язык?..............................................................5

  3. Может ли язык эволюционировать?...............................8

  4. Какой язык был первым на нашей планете?………… 10

  5. Что в языках общего?.......................................................11

  6. Заключение……………………………………………….12

  7. Список использованных источников и литературы……13

Введение

В детстве я слышала библейскую легенду о Вавилонской Башне. Об этом недостроенном сооружении до небес я узнала еще в глубоком детстве. Но оказывается эта башня действительно существовала. Об этом свидетельствуют записки древних и современные археологические исследования. Сегодня отправляемся в Вавилон к останкам Вавилонской башни. Библейскую легенду о том, как люди пожелали построить башню до небес, и за это получили наказание в виде разделения языков, лучше прочитать в библейском оригинале:

  1. На всей земле был один язык и одно наречие.

  2. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там.

  3. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести.

  4. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде, нежели рассеемся по лицу всей земли.

  5. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие.

  6. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать;

  7. сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого.

  8. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город [и башню].

  9. Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле.

Вавилон известен многими своими сооружениями. Одна из главных личностей в возвеличивании этого славного древнего города — Навуходоносор II. Именно в его время были построены стены Вавилона, Висячие сады Семирамиды, ворота Иштар и Дорога процессий. Но это лишь край айсберга — на протяжении всех сорока лет своего правления Навуходоносор занимался строительством, восстановлением и украшением Вавилона. О своих проделанных работах он оставил после себя большой текст. Не будем останавливаться на всех моментах, но именно здесь имеется упоминание о зиккурате в городе. Эта Вавилонская башня, которую по легенде не смогли достроить из-за того, что строители начали разговаривать на разных языках, имеет и другое название — Этеменанки, что в переводе означает «Дом краеугольного камня неба и земли». Археологи при проведении раскопок смогли обнаружить огромный фундамент этой постройки. Это оказался типичный для Месопотамии зиккурат, находящийся при главном храме Вавилона Эсагиле.

Картина «Вавилонская башня», Питер Брейгель Старший (1563)

Так вот меня очень заинтересовали вопросы «А что, если легенда права и когда то на Земле все люди говорили на одном языке?», « А есть ли в языках что то общее, что их всех бы объединяло?», «Что такое язык вообще?», « Почему сегодня языки такие разные?» Обратите внимание на тот не маловажный факт, что все человечество в современном мире стремится общаться, развивает проекты, туризм, бизнес, политику и для этого уже сейчас использует универсальный язык общения английский, как язык международный. Конечно же, это связано с легкостью грамматики и красотою произношения. В России английский язык изучают почти с пеленок, то есть с детского сада, учат его 11 лет в школе и далее в институтах, университетах. На работу предпочитают брать людей, владеющих практическим английским. Этот язык популярен не только в нашей стране, но и во всем цивилизованном мире. Так может быть, человечество снова стремится к единению людей и языка, и снова начинает строительство Вавилонской Башни? А может быть это стремление, говоря на языке генетиков, заложено в нас природой?

Что же такое язык?

Так много загадочного в языке, этом даре, объединяющем людей в пространстве и времени, что, пожалуй, было бы справедливо удивляться решительно всему, что имеется в языке и составляет его сущность. И всё-таки, даже согласившись, что в языке удивительно всё, можно заметить одну его особенность, которая всегда бросалась в глаза и занимала разум и воображение людей с древности — необыкновенное разнообразие человеческих языков. Действительно, так часто говорят и пишут. Но ведь на самом деле у людей нет одного общего языка. Люди говорят на разных — и даже очень разных — языках, и таких языков на земле очень много (сейчас считается, что всего их около пяти тысяч или даже больше). Причем есть языки, похожие друг на друга, а есть такие, которые совсем, кажется, не имеют ничего общего. Конечно, и люди в разных частях земли не похожи друг на друга, они отличаются ростом, цветом глаз, волос или кожи, наконец, обычаями. Но разные люди, где бы они ни жили, всё же отличаются друг от друга гораздо меньше, чем могут отличаться друг от друга разные языки. Так вот, еще одна загадка языка в том, что в человеке заложена способность к овладению языком, и лучше всего эта способность проявляется в раннем детстве. А если человек может выучить язык «просто так», «сам по себе» — то нужна ли ему наука о языке? Ведь люди не рождаются с умением строить дома, управлять машинами или играть в шахматы — они долго, специально этому учатся. Но каждый нормальный человек рождается со способностью овладеть языком, его не надо этому учить — нужно только дать ему возможность слышать человеческую речь, и он сам заговорит. Лингвисты говорят, что у каждого человека в голове есть грамматика его родного языка — механизм, который помогает человеку говорить правильно. Конечно, у каждого языка есть своя грамматика, поэтому нам так трудно выучить иностранный язык: нужно не только запомнить много слов, нужно еще понять законы, по которым они соединяются в предложения, а эти законы не похожи на те, которые действуют в нашем собственном языке. Говоря на своем языке, мы пользуемся ими свободно, но не можем их сформулировать. Многие лингвисты сегодня говорят о том, что в языках больше отличий, чем схожести, и это яко бы говорит о том, что все языки разные и никогда на Земле единого языка не существовало! Но зная о том, что в лингвистике больше гипотез нежели теорий попробуем смело предположить, что единый язык для всего человечества все же существовал . Не так давно в новостях наткнулась на следующее сообщение МОСКВА, 2 фев 2016г.– РИАНовости. Лингвисты проанализировали то, как похожие и разные по смыслу слова отличаются друг от друга в восьми десятках языков, и пришли к выводу, что сходства в семантической структуре этих наречий говорит об общих корнях речи у всего человечества, говорится в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

"До проведения этого исследования, мы почти ничего не знали о том, как мы можем измерить то, насколько различные мысленные концепции в разных языках мира близки друг к другу в семантическом смысле этого слова. К примеру, мы задавались вопросом, насколько близки друг к другу "Луна" и "Солнце", учитывая то, что и то и другое является яркой точкой на небе. Или, например, море и песок, учитывая их физическую близость. У нас возник вопрос, как мы можем это измерить", — рассказывает Танмой Бхаттачарья из Института в Санта-Фе (США). Бхаттачарья и его коллеги, в кооперации с программистами и математиками из Оксфордского университета, разработали методику, которая позволяет ответить на эти вопросы и оценить близость тех значений, которые носители разных языков вкладывают в родственные или далекие друг от друга слова, при помощи очень простого приема. Фактически, их методика напоминает знаменитую идею "испорченного телефона" – она эксплуатирует те проблемы с передачей смысла, которые неизбежно возникают при переводе текста с одного языка на другой через "цепочку" переводчиков, буквально переводящих переданный им текст. В соответствии с этой методикой, ученые сначала брали несколько, как им казалось, близких по своим значениям слов, после чего они переводили их на один из 80 случайно выбранных языков, и затем еще раз переводили их, используя все значения, которые имели эти слова. Наборы этих значений затем сравнивались между собой, что позволило ученым определить, насколько разные языки отличаются друг от друга и насколько они родственны друг другу. В качестве этих слов выбирались крайне простые и базовые вещи – названия различных природных объектов, небесных тел, времен дня, формы рельефа и прочие вещи, с которыми могли иметь дело наши далекие предки. Как показал анализ "сетей" из подобных семантических значений родственных слов, среди всех языков мира существует три особых семантических "кластера". Первый из них содержит слова, описывающие феномены, связанные с водой, второй – слова, обозначающие горы или твердые тела, а третий – различные формы рельефа, время и небесные тела. Примером этого, в частности, является то, что такие слова, как "соль" и "море" во всех языках мира заметно ближе друг к другу, чем каждое из них к слову "Солнце", что проявляется даже для тех наречий, носители которых живут вдалеке от морей и океанов. Существование этих "кластеров", по мнению Бхаттачарьи и его коллег, говорит о том, что языки всех народов мира, скорее всего, происходят из одного общего корня. Подобная мысль, как признают ученые, может показаться обывателю тривиальной, однако у лингвистов и археологов пока нет четких представлений о том, когда наши предки обрели дар речи, и произошло ли это только в одной популяции древних людей или сразу в нескольких их группах. Открытие всеобщих семантических "кластеров", как считают ученые, позволит найти ответ на этот вопрос и использовать языки народов мира для того, чтобы изучать самые древние и почти недоступные для нас эры в жизни человечества, о которых мы почти ничего не знаем.

Может ли язык эволюционировать?

Если теория эволюции верна, то люди обязаны были преодолеть немало препятствий, прежде чем смогли бы общаться языковыми средствами. Первое среди этих препятствий известно как устойчивость референтных систем и заключается в том, что за звуками, издаваемыми животными, закреплены конкретные значения. Например, собака рычит непосредственно на объект, в котором видит опасность, но не сообщает рычанием о возникшей опасности кому-то другому. Если бы собака зарычала, чтобы оповестить другую об опасности, то ее рычание не было бы воспринято как предупреждение. Таким образом, для появления языка люди были обязаны найти способ общаться об объекте, а не с объектом. У животных общение ограничивается проявлением эмоций. Людям же для того, чтобы выражать с помощью языка свои мысли, требовался синтаксис. Синтаксис—это определенный способ соединения слов в предложения для передачи смысла сообщения. В различных языках этой цели служат порядок слов, суффиксация, метаязык (такие части речи, как относительные местоимения, местоимения, наречия, предлоги, союзы, а также окончания и т. д.). Человек не может передать другому свои мысли, не прибегая к синтаксическим построениям; речь без синтаксиса сводится к восклицаниям и приказам. Кроме того, эволюционистам никак не удается объяснить закономерности изменений, которые произошли в языках с момента появления письменности, сохранившей эти изменения для современных лингвистов. Самые древние языки—латынь, древнегреческий, древнееврейский, санскрит, финикийский, древнесирийский—гораздо сложнее любого из современных языков. Все, кто в наши дни сталкивается с этими языками, без колебаний признают, что они определенно запутаннее и труднее для изучения, чем нынешние. Языки никогда не становились сложнее, чем были; напротив, со временем они только упрощались. Однако это никак не согласуется с теорией биологической эволюции, согласно которой все сущее со временем усложнялось. Учеными были выдвинуты десятки гипотез о том, как люди преодолели препятствия для появления языка; эти гипотезы в большинстве своем весьма умозрительны и существенно расходятся между собой. Так, Жан-Жак Руссо, французский философ конца XVIII века, считал первопричиной языка человеческие чувства и страсти; поэтому, согласно Руссо, наша речь начиналась с поэзии. Не смотря на славу Руссо, с ним мало кто согласился, и появилось множество новых версий возникновения языка. Эволюционисты полагают, что язык либо произошел из звуков, с помощью которых общаются животные, либо сначала возник язык знаков, а затем к знакам постепенно добавлялись звуки, и, в конце концов, появилась устная речь. Некоторые эволюционисты утверждают, что человеческий разум и способность к звукоподражанию позволили людям «изобрести» язык. Другие же придерживаются того мнения, что язык возник у людей «чудесным образом» или что люди на определенной стадии эволюции открыли в себе способность к общению посредством речи.

Эволюционисты полагают, что миграция людей из Африки началась 100 000 лет назад, и к 10 000 г. до Р. Х. люди расселились по всему миру. Исходя из этого, они утверждают, что язык либо уже сформировался 100 000 лет назад и затем из этого языка в отдельных группах людей, расселявшихся по Земле, произошли тысячи языков, многие из которых существуют и поныне; либо же он возник одновременно в разных уголках земного шара уже после того, как люди расселились по всей планете к 10 000 г. до Р. Х. Сторонники различных теорий происхождения языка не могут прийти к согласию относительно того, когда люди начали общаться с помощью слов; а поскольку невозможно ни установить, ни воссоздать ни один из праязыков, якобы возникших эволюционным путем, приверженцам теории эволюции остается довольствоваться лишь догадками о том, как мог появиться язык.

Какой язык был первым на нашей планете?

К сожалению, сегодня ученые не могут дать ответа на этот вопрос. Иногда можно услышать варианты «шумерский» (шумеры жили на территории современного Ирака, остались письменные источники от 3000 до н.э.), «египетский», «фригийский» (младше шумерского на пару тысячелетий). Но лингвисты считают, что существующие сегодня языковые макросемьи возникли 15-17 тысяч лет назад, а это уже значительно раньше, чем 3 тысячеление до нашей эры. Ученые, придерживающиеся теории моногенеза, считают, что все языки произошли от одного языка, прамирового языка, то есть, какой-то язык был первым на Земле. Особо следует отметить, что прамировой язык – это не обязательно действительно самый первый язык в мире, это «всего лишь» язык, от которого произошли все остальные.

Что же общего в языках?

Есть некоторые корни, которые прослеживаются во многих языках, например, папа, мама, старший брат (ака, кака), лист (leaf, лепесток). Допустим, существование слов «папа» и «мама» может объясняться тем, что согласные «м» и «п» - первые звуки детской речи, то есть, слова как бы естественны для детского лепета. Но вот слово «лист» к детской речи отнести уже сложно, а корень этот можно найти в очень далеких друг от друга языковых семьях. И он не одинок, таких общих корней существует много. Лингвисты это объясняют тем, что такие слова имеют общий источник – вероятно, речь идет о первом языке мира? Кроме того, человеческие языки сходны по своей внутренней структуре: во всех есть согласные и гласные, есть подлежащее, сказуемое и дополнение. Лингвисты считают маловероятным, чтобы такая идентичная структура могла зародиться в разных местах совершенно независимо друг от друга. Как уже говорилось, известные науке языковые макросемьи датируются примерно 15-17 тысячами лет. Возможно, для сведения этих семей вместе необходимо еще 2-3 «этажа», но лингвисты, в частности, Сергей Старостин, глубоко занимающий проблемами моногенеза, считает, что вряд ли праязык может оказаться старше 40-50 тысяч лет, иначе бы не сохранились глобальные этимологии. Очень вероятно, что человеческий язык зародился в Центральной Африке. В доказательство этому приводится в ряде прочих тот факт, что в Африке есть группа койсанских языков. Они отличаются от всех остальных наличием щелкающих согласных, кликсов. Лингвисты считают, что кликсы гораздо проще утратить в процессе развития языков, чем приобрести, таким образом, койсанские языки могут оказаться одними из первых – или родственными первому языку.

Заключение

Чтобы найти, наконец, первый язык мира или хотя бы определить, где и как он возник, мне кажется, необходимо тесное сотрудничество лингвистов с генетиками и археологами, составление подробных лингвистических карт для каждого исторического периода. Сегодня наука пока не может ответить, какой язык был первым, но проблема сама по себе очень интересна и дает пищу для размышлений. Будем и дальше работать в поисках неизведанного.

Список использованной литературы:

1. Алимов, В.В. Теория перевода. Перевод в сфере профессиональной коммуникации / В.В. Алимов.– М.: Ком Книга, 2006.– 158с.

2. Борисова, Л.И. Ложные друзья переводчика / Л.И. Борисова.– М.: НВИ – Тезаурус, 2005.–211с.

3. Ермолович, Д.И. «Ложный друг» оказался вдруг и не друг, и не враг, а так // Журнал переводчиков «Мосты». – 2007. – №4.–.С. 33-40

4. Миньяр-Белоручев, Р.К. Теория и методы перевода / Р.К. Миньяр-Белоручев. – М.: 1996.–154с.

5. Lieberman, P. Eve Spoke: Human Language and Human Evolution, W.W. Norton & Company, New York City, pp. 133-134, 1998.

6. Corballis, M.C., From Hand to Mouth: The Origins of Language, Princeton University Press, Princeton, NJ, p. 23, 2002.

7. Oiler, J. W. Jr, Languages and genes: can they be built up through random change and natural selection Psychology and Theology 30(1):26–40, 2002; p. 6.

8. В. А. Плунгян Почему языки такие разные. Популярная лингвистика

Введение — об этой книге. Язык и наука о языке. Москва, 2010

Интернет-ресурсы:

1. Акуленко, В.В. О «Ложных друзьях переводчика». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://linguistic.ru/index.php?id=79&op=content

2. Коралова, А.Л. Осторожно – фразеологизм. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://thinkaloud.ru

3. Самойлов, Д.В. Ложные друзья переводчика. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.lingvotech.com/lognie_dryzya1

13

Просмотров работы: 1333