ШКОЛЬНАЯ ФОРМА: «ЗА» И «ПРОТИВ»

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ШКОЛЬНАЯ ФОРМА: «ЗА» И «ПРОТИВ»

Симинютина М.А. 1
1
Вихарева Т.В. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

I ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ФОРМЫ. КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ………………………………………………………………………5

II ШКОЛЬНАЯ ФОРМА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ…………………………….7

2.1 Основные тенденции школьной формы за рубежом………………………..7

2.2 Особенности создания школьной формы в России…………………………9

III Практическая часть……………………………………………………………..10

3.1 Форменная одежда в моей школе. Можно ли сделать лучше?....................10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..12

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………

ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………………...

ВВЕДЕНИЕ

Удалые гусары, изящные стюардессы, подтянутые военные, серьёзные ученые, мужественные пожарные, представители самых разных нужных профессий - всех их объединяет одно: форма. У одних она подчёркивает достоинства, других защищает, третьим создаёт комфортные условия для работы… Похоже, взрослые даже довольны, что она у них есть. А что же школьная форма, которую мы носим с детства?

Актуальность темы работы: Споры о школьной форме, вернее, о том, действительно ли необходимо её носить или без неё вполне можно обойтись, не утихают годами. У сторонников и противников форменной одежды для школьников есть немало аргументов.

Аргументы в пользу школьной формы:

  • Школьная форма, как и любая другая, дисциплинирует, сплачивает учащихся, объединяет одной общей идеей и делом.

  • Форма исключает или, как минимум, ограничивает возможность конкуренции между учениками и их родителями в одежде, а значит, снижает зрительную разницу между учащимися из семей разного материального достатка, препятствует делению на «богатых» и «бедных».

  • Если принять единый государственный стандарт на форму, это будет гарантировать, что одежда для школьников разного возраста будет соответствовать эстетическим и санитарно-гигиеническим нормам и не отразится отрицательно на их здоровье.

Аргументы против школьной формы:

  • Форма делает процесс обучения и воспитания однообразным.

  • Школьная форма ограничивает свободу самовыражения учащихся, лишает их индивидуальности.

  • Форма может быть слишком дорогой для бедных семей.

  • Форма, предложенная по доступной цене, может не устраивать по качеству семьи с достаточным уровнем доходов.

Проблема: В каждом учебном заведении нашего города введена своя школьная форма. Есть такая форма и в нашей школе. Модели будущей школьной формы обсуждались в течение нескольких месяцев. Когда же мы все переоделись в одинаковую школьную форму, некоторые ребята стали время от времени нарушать единые требования к одежде, объясняя это тем, что в реальности данная модель школьной формы выглядит не так привлекательно, как на эскизах, что она не отражает их стиль и вкус или что их одежда вообще мало чем отличается от школьной формы. Так что же нам даёт школьная форма? Мы решили сами найти ответ на этот вопрос.

Взвесив все «за» и «против» мы выдвинули следующую гипотезу: повсеместное введение школьной формы, не смотря на все её противоречия, вероятно, имеет определённое воспитательное и развивающее значение для подрастающего поколения.

Цель работы: Исследование условий возникновения школьной формы в разных странах мира и её роль в воспитании и развитии подрастающего поколения.

Задачи:

  •  
    1. Изучить доступные информационные источники о школьной форме в разные периоды развития человеческого общества.

    2. Познакомиться с историей появления первой школьной формы и её особенностями в разных странах мира.

    3. Изучить последние тенденции мировой школьной моды.

    4. Исследовать мнения учащихся нашей школы на единую форму и разработать некоторые детали для её усовершенствования с учётом их пожеланий.

Мы считаем, что небольшие доработки в школьной форме могли бы способствовать ношению формы нашими школьниками с большим удовольствием, а родителям сэкономить деньги, чтобы не покупать новую форму.

Объект исследования: школьная форма с самых ранних времён её появления и до наших дней.

Предмет исследования: причины и особенности её введения в школах разных стран мира.

Применяемые методы: поиск и сбор информации, обработка информации (сравнение, сопоставление, анализ и обобщение информации), индивидуальный опрос и анкетирование.

I ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ФОРМЫ. КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ

Школьная форма в современном мире применяется в двух случаях. В первом случае отдельные школы и университеты вводят её как символ элитарности, принадлежности к высшему слою общества. Это, как правило, делается в масштабах одной элитной школы и эта форма, как правило, очень дорогая, красивая и действительно выделяет детей среди сверстников. Во втором случае, когда её вводят как всеобщий элемент школьной одежды по всей стране, делают это чтобы уравнять всех детей. Но это в современном мире - в древности она использовалась только для подчеркивания факта принадлежности к высшему, образованному слою.

История школьной формы началась еще в древности. В школах древней Греции отроки старше семи лет посещали храм науки в специальной одежде: коротком хитоне и хламиде – плотном куске ткани, наброшенном на плечи и скрепленном на груди. В Древнем Риме обходились без школьной формы, хотя от учеников школ требовали одеваться аккуратно. Лишь для гимнастических упражнений существовала определенная стандартная форма одежды. Древнеиндийские школы, напротив, предполагали нечто вроде набедренной повязки в сочетании с короткой рубашкой, причем отделка наряда зависела от касты ученика.

После упадка античных культур в Европе наступило смутное время, когда образование перестало представлять серьезную ценность. Школы оставались преимущественно церковные, при монастырях. Ученики таких школ ходили на занятия в обычной монашеской одежде. Впервые после долгого перерыва школьная форма появилась в Англии, где в 1552 году открылась школа Christ’s Hospital для бедных детей и сирот, где были введены специальные костюмы: бриджи чуть ниже колен, жилеты, темно-синие пиджаки с длинными фалдами и кожаные пояса[1].

В XVIII веке в Великобритании снова была сделана попытка ввести единообразную форму, чтобы приравнять учеников из бедных и богатых семей. Эксперимент оказался удачным, социальное неравенство стало менее явным.

В 1870 году в Англии вышел закон об обязательном школьном образовании. Государство гарантировало каждому ребенку не только получение определенных знаний, но и обеспечение школьной формой. Школьная форма в стране стала вводиться повсеместно.

Одновременно со школьной формой вводятся и кодексы поведения, нарушение которых может привести к исключению ученика. Частные школы тоже ввели собственную форму, но не для того, чтобы обеспечить равенство учеников, а чтобы подчеркнуть их принадлежность к элите. Вот так символ равенства всех школьников превращается в объект престижа[1].

Некоторые государства совершенно добровольно переняли у английских педагогов и директоров школ форму, как способ подчеркнуть равенство учеников и особенности учебных заведений.

Считается, что в 1834 году школьная форма для учащихся впервые была внедрена и в России, когда был принят закон, определяющий различные виды гражданских мундиров, в том числе гимназические и студенческие. Форма гимназиста была свидетельством сословного превосходства, ведь в те времена возможность получать образование была только у детей дворян, интеллигенции и промышленников. По внешнему виду школьная форма была похожа на одежду военных [2].

В 1886 году появилась первая форма для учащихся девочек. Это было шерстяное платье темно-коричневого цвета, черный и белый фартуки и воротнички[4].

Таким образом, очевидно, что идея создания школьной формы возникла вслед за возникновением самих школ и основана на том, чтобы внешне выделить учащихся одной школы перед другими. К тому же, во введении школьной формы в те времена видны и социально-политические причины: представители высших слоёв общества хотели, чтобы их дети отличались от простолюдинов[2].

II ШКОЛЬНАЯ ФОРМА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 2.1 Основные тенденции школьной формы за рубежом

И так, в древности школьная форма использовалась для подчеркивания факта принадлежности к высшему, образованному слою. В современном мире функция школьной формы кардинально изменилась, а во многих странах мира популярность школьной формы буквально зашкаливает. Конечно, в последние годы она претерпела существенные изменения. Современная модная школьная форма становится предметом гордости и учеников, и их родителей. Она подчеркивает единый стиль школы и смотрится эффектно. Многие европейские страны придерживаются униформ в своих учебных заведениях, так как наличие одинаковой одежды для школьников является некоторым элементом дисциплины [2].

Но у каждой страны свои правила, традиции, нормы ношения школьной формы, связанные с её культурными и национальными особенностями.

Возьмем, к примеру, Великобританию. Исторически так сложилось, что она стала самой большой страной, где школьная форма обязательна. Современное правительство Англии полагает, что единая школьная форма играет важную роль в содействии школьному духу, поскольку она может помочь поддерживать положительное поведение и дисциплину; поощрять в классе сплочённость и школьные идеалы; обеспечить равенство учащимся всех рас и сословий, чтобы каждый чувствовал себя желанным; оградить детей от социального напряжения; способствует хорошим отношениям между различными группами учеников [6] (Приложение 1).

В лондонской школе Элизабет Гаррет школьникам предоставляется уникальная возможность выразить свои творческие идеи и пожелания относительно школьной формы и поучаствовать в её создании[6]. Школа Мере Брау примечательна тем, что школьную форму для её учащихся изготавливают из специального переработанного полиэстера. С помощью этой одежды ведется активная борьба с экологическими проблемами[5].

Школьная форма в Индии тоже не лишена оригинальности. Она обязательна с младших ступеней образования вплоть до старшей школы ( Приложение 1)

Китайская школьная форма очень своеобразна: часто она похожа на спортивный костюм, который дополняет красный галстук (Приложение 1)

Школьная форма Японии стала настоящим эталоном подростковой моды у японских девушек. Здесь она настолько модна и популярна, что школьники с удовольствием посещают в ней различные молодёжные мероприятия, будь то поход в кино или кафе или встреча с друзьями. В большинстве случаев девочки носят костюм, очень сильно напоминающий форму моряка [6].

2.2 Особенности формирования современной школьной формы в России

Школьная форма в России претерпевала самые разные изменения одновременно с изменениями в обществе. После распада СССР школьная форма была упразднена до 2013 года [2]. Чтобы сгладить социальные, религиозные и прочие различия президент РФ Владимир Путин предложил воскресить школьную форму. Современная школьная форма должна соответствовать следующим критериям:

1. Парадную одежду можно использовать в дни проведения праздников и торжественных линеек;

2. Одежда учащихся может иметь отличительные знаки образовательного учреждения: эмблемы, нашивки, значки, галстуки.

3. Школьная форма обязательно должна соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

4. Требования к форме должны учитывать потребности малообеспеченных и многодетных семей.

5. Школьная форма должна быть светской, т.е. не должна отражать религиозных взглядов учащихся и их семей.

6. Одежда не должна иметь травмирующие элементы, в том числе кольца и цепочки.

7. Форма должна быть сшита из безвредных натуральных материалов.

Согласно данным опроса, проведенного Всероссийским центром общественного мнения, 64% россиян положительно относятся к введению школьной формы. Особенно активно поддерживают введение единой школьной формы женщины - 77%

III ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

3.1 Форменная одежда в моей школе. Можно ли сделать лучше?

Почти три года, как учащиеся нашей школы перешли на школьную форму. В первой части нашей работы мы уже говорили о том, что к выбору школьной формы для ребят именно нашей школы подошли очень серьёзно, всем коллективом. Большинству ребят выбранная модель либо действительно понравилась, либо они сочли её вполне подходящей. И действительно, наша модель школьной формы предполагает несколько сочетаемых вариантов на все случаи жизни: это в темно-серых тонах сарафан, юбка, пиджак и классические брюки для девочек и такого же цвета классический костюм - «двойка» или «тройка» для мальчиков. В будни девочки носят офисного стиля блузки постельных тонов, мальчики - синих, голубых тонов сорочки. Для праздничных и торжественных мероприятий предусмотрены белые блузки без излишеств для девочек и белые сорочки для мальчиков. Выглядит очень красиво и деловито. Однако, школьная одежда должна отражать современные модные тенденции в детском и подростковом мире, вызывать желание её носить без комплексов, чувствовать себя комфортно в любой ситуации. За то время, что мы носим форму, многое изменилось и в нашей жизни, и в окружающем нас мире. Посоветовавшись с одноклассниками, родителями и педагогами, мы решили провести опрос среди учащихся нашей школы с целью выяснить продолжает ли им нравиться их школьная форма, и, если нет, что необходимо в ней изменить, чтобы «освежить» внешний вид, потратив минимум усилий и денежных средств.

Было решено провести анкету, включив в неё вопросы, предложенные самими ребятами.

Анкета содержала всего 3 вопроса:

  1. Что тебе не нравится в школьной форме?

  2. Что в этой форме надо изменить?

  3. Опиши школьную форму, которая тебя полностью устроила бы.

В нашем опросе приняли участие учащиеся 6 классов из 10 (с 4-го по 9-ый класс).

Ниже приведены результаты анкетирования:

Что тебе не нравится в школьной форме?

-45% учащихся ответили, что они вполне довольны своей формой и ничего менять не желают;

-7% опрошенных хотели бы удалить из школьной формы сарафан, а 17%- брюки и юбки ниже колен;

-21% учащихся не устраивает цвет их блузок или сорочек;

-10% ребят не нравится носить пиджак;

-10% учащихся не хотят носить галстуки;

-10% учащихся с удовольствием не носили бы жилет;

-7% опрошенных были бы рады, если бы вместо классических брюк можно было бы носить джинсы.

Что в этой форме надо изменить?

-31% ребят хотели бы носить форму с эмблемой своей школы.

Опиши школьную форму, которая тебя полностью устроила бы.

-21% учащихся считают, что вполне могли бы и дальше носить форму данного образца;

-14% ребят убеждены, что форма должна быть комфортной и удобной для любого рода занятий.

Таким образом, за неполные три года учащиеся нашей школы успели если не полюбить, так привыкнуть к школьной форме. Несмотря на то, что абсолютно довольны формой всего 45% учащихся, остальных 55% не устраивают лишь незначительные детали в костюмах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

И так, в результате нашего исследования мы провели следующую самую разноплановую работу:

-познакомились с историей возникновения школьной формы на самых ранних этапах развития общества;

-проследили процесс её изменения на протяжении многих веков до сегодняшних дней;

-убедились на исторических фактах, что не только общество диктует свои требования к школьной моде, но и она оказывает влияние на общество;

-изучая историю появления школьной формы в России, открыли много новых интересных деталей и в истории своей страны в интересующие нас периоды;

-познакомились с основными мировыми тенденциями школьной моды;

-исследовали различные точки зрения учащихся нашей школы на существующую уже не первый год форменную одежду.

Вывод:

Для возникновения на самой заре человечества школьной формы были, конечно же, определённые причины:

-нужно было с «молодых ногтей» приучать детей к дисциплине и смирению, для чего обычно, использовался синий, подавляющий волю (как считали древние) или коричневый цвет;

-организовать их в единый коллектив, объединив общей идеей;

В современную эпоху школьная униформа продолжает быть необходимой и обязательной в большинстве развитых стран мира, но уже по другим причинам:

-форма не позволяет развиваться субкультурам в школе;- нет межнациональных отличий, по одежде не виден уровень дохода родителей;- дети и студенты привыкают к официальному стилю одежды, который в будущем понадобится им на работе;- учащиеся чувствуют себя единой командой, единым коллективом;

-тщательно продуманная, учитывающая интересы и пожелания детей, форма приучает детей к дисциплине, формирует эстетические и этические отношения в коллективах учащихся.

В ходе исследования, нами было параллельно открыто и основное противоречие школьной формы: С одной стороны, стандартная одежда подчеркивает равенство всех учеников. С другой же, форма определенных престижных учебных заведений становится знаком принадлежности к элите. Вероятно, поэтому, у неё так много и сторонников, и противников.

Практическая ценность полученных знаний:

Выполняя данную исследовательскую работу, мы очень многое получили лично для себя: открыли новы знания, подтвердили или дополнили уже имеющиеся, которые облегчили процесс нахождения и переработки новой информации, обогатили свой социальный опыт в общении с учащимися разного возраста, получили данные, которые пригодятся в процессе совершенствования школьной формы.

ЛИТЕРАТУРА
  1. Архипова Л.В. Public school как колыбель британской элиты. / Архипова Л.В. // Власть. № 9. 2013. С. 145-148.

  2. Власова Т.А. Школьная форма в пространстве власти/знания. / Власова Т.А. // Вестник Удмуртского университета. № 3-2, 2010. С. 143.

  3. Гусева М.А. Анализ перспектив развития школьной формы в России / Гусева М.А., Бахадурова З.Б. // Наука, техника и образование. № 8 (14), 2015. С. 22-23.

  4. Светлана Леонтьева. Советская школьная форма: канон и повседневность // Теория моды. 2008, № 8.

  5. Семь требований к школьной форме // Интерфакс в России. – 2013. – 29 мая. - http://www.interfax.ru/russia/309405

  6. Школьная форма стран и народов мира // Православие и мир. – 2013. – 12 апреля. - http://www.pravmir.ru/shkolnaya-forma-stran-i-narodov-mira-foto/

Приложение 1

Школьная атрибутика на левой стороне одежды английских школьников

Школьная атрибутика обычно нашивается на галстуки, пиджаки, кепки

Сочетание ярких и приглушенных тонов в школьной форме Англии

Береты и кепки прекрасно дополняют форменный ансамбль английского школьника

Школьная форма для мальчиков в Индии

Индийские школьницы в сари

Школьная форма в Китае

Летний и зимний варианты школьной формы в Японии

Японские школьницы в своей любимой школьной форме

Варианты школьной формы в России

Каждая школа России имеет право выбрать свою модель школьной формы

Многовариантные модели школьной формы нравятся и взрослым, и детям

Просмотров работы: 2425