К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА (1915-1916 ГГ. )

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА (1915-1916 ГГ. )

Балуева К.Н. 1
1МАОУ "Лицей №4" г.Перми
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Оглавление

Введение 3

Глава I. Вопрос о переводе Юрьевского университета в Пермь 4

Глава II. Открытие Пермского отделения Петроградского университета 7

Заключение 11

Литература 13

Введение

В конце XIX – начале XX вв. город Пермь был уже крупным губернским городом. «В Перми читаются газеты и журналы, не бывает в Перми недостатка в заезжих гостях, часто именитых и просвещенных, которые не всегда находят в Перми глушь и скуку. В Перми, наконец, есть пароходство, есть театр, есть порядочные люди», – так написал Е. Вердеревский в книге «От Зауралья до Закавказья» в 1857 году.1 В первые десятилетия XX в. Урал оставался одним из наиболее крупных экономических районов России. Комплекс исключительных природных ресурсов, развитого речного и железнодорожного транспорта и крупного лесного массива являлся основой для развития уральской промышленности. Возрастающие потребности развития хозяйства и культуры края требовали соответствующего количества квалифицированных работников, которые могли бы полноценно реализовать богатые возможности края.

Благодаря усилиям земских учреждений Пермская губерния имела свыше 3 тысяч учебных заведений, из них 41 – средние. Но система начального и среднего обучения не являлась всеохватывающей; школ не хватало, а те, которые работали, были всегда наполнены. Между тем, в 1915 г. средние учебные заведения дали около 5 тыс. выпускников), желающих и способных продолжить свое образование.2 Первоначально высказывалось предложение о местном Политехническом институте, способном обслужить горнозаводскую промышленность. В Министерстве образования лежали проекты создания в Перми Политехнического института, Горного института, Сельско-Хозяйственной академии. Однако до первого десятилетия XX в. этот вопрос не получил конкретного воплощения.

Актуальность изучения страниц истории родного края несомненна, необходимо вернуться к казалось бы знакомым страницам истории и дать современную оценку. Историография данной темы содержит широкий спектр работ: от архивных материалов до воспоминаний современников. История создания Пермского университета собиралась благодаря усилиям многих исследователей - краеведов.

Вопрос об учреждении высшего учебного заведения на Урале обсуждался публицистами еще в 1915 г., во время подготовки к эвакуации Юрьевского университета в Пермь. Интересны работы пермского преподавателя мужской гимназии Владимира Чижова, который пытался убедить всех, что среднее образование теряет свою ценность без высшего. В процессе исследования использовались материалы Государственного архива Пермского края, которые позволили расширить представление о социальной и культурной ситуации в Перми в период с 1915 г.

Целью работы автор ставит изучение начального этапа становления Пермского университета. Задачей данного исследования является определение характера взаимоотношений пермской общественности, местных органов власти с университетским сообществом (преподавателями и студентами). В ходе ее решения автор рассматривает: деятельность пермских граждан, непосредственно способствовавших переезду Петроградского Отделения в Пермь; процесс «вливания» университетского сообщества в культурно-просветительскую жизнь Перми.

Глава I. Вопрос о переводе Юрьевского университета в Пермь

В годы первой мировой войны в связи с необходимостью эвакуации Юрьевского университета, знаменитого богатой библиотекой, на восток в качестве возможных претендентов для его размещения назывались Екатеринбург, Уфа и Пермь. Для осмотра этих городов из Петрограда был командирован профессор К.Д. Покровский, который нашел наиболее подходящим пунктом для эвакуации Пермь. Но против этого решения выступило большинство преподавателей Юрьевского университета. На заседании 13 ноября 1915 г. профессор Тарановский заявил: «Заводить университет в Перми только для того, чтобы поднять значение падающего города, вряд ли целесообразно».3

В ответ на это пермский преподаватель В. Чижов, приводя статистические данные по количеству выпускников училищ и гимназий (14 средних заведений выпускали в год примерно 4 тыс. человек), опроверг все доводы: «Профессора не желают ехать в холодный город, где отсутствуют привычные для них удобства, а вовсе не из-за того, что в Перми нет самостоятельного контингента слушателей и условий для научно-исследовательской деятельности».4 Он заявлял, что пермяки готовы собрать деньги на теплые шубы и предоставить просторные квартиры, а что касается научно-исследовательской деятельности профессоров, то неизведанный и неизученный Урал представлял большую ценность для науки.

В Юрьевском университете преподавание велось на немецком языке, и перевод университета в российскую глубинку закреплял необходимость ведения лекций на русском языке, чего многие профессора не желали. Кроме того, в связи с антигерманскими настроениями в глубинке России широко развернулось «движение в пользу упразднения всего немецкого». Это движение проявилось в следующем: «начинали менять немецкие фамилии, снимают вывески с «венской» прачечной, возбуждено ходатайство о переименовании города Екатеринбург, содержащего частицу «бург» немецкого происхождения, в Екатериноград».

Не осталась безучастной к университетскому вопросу и местная администрация, которая понимала, что в настоящее время необходимо использовать возможность применить максимум усилий для ее осуществления. В ходе подготовки перевода Юрьевского университета в Пермь городская Управа подняла вопрос о самостоятельном университете.5

В комиссии государственной думы еще с 1912 г. существовал проект Сельско-Хозяйственной Академии, и было решено, что если университет в Перми не удержится, то все приготовленные здания могли бы быть использованы для Академии.6 2 ноября 1915 г. на имя городского головы была получена телеграмма от Н.В. Мешкова, пермского пароходчика-миллионера, в которой сообщалось о его решении ассигновать на эти цели в течение 10 лет по 50 тыс. рублей ежегодно. Эта помощь снимала финансовое напряжение, а план открытия собственного университета казался теперь более реальным.

Городская дума и Губернская земская управа уполномочили председателя управы Е.Д. Калугина и почетного гражданина Перми Н.В. Мешкова для поездки в Юрьев и Петроград. Они, побывав у министра народного просвещения гр. Игнатова, получили согласие на перевод Юрьевского университета в Пермь. Создание учебного заведения оценивалось в 8 млн рублей, часть суммы – 3 млн рублей было необходимо собрать на месте. Средства поступали от уездных земских собраний, от частных лиц – «жертвователей»; от научно-просветительских организаций города и даже от рабочих и крестьян Пермской губернии.7 Многие из этих пожертвований носили чисто символический характер, но все они свидетельствовали о горячем желании пермяков иметь свой университет.

Наилучшие помещения города отдавались университету: новое здание Губернской Управы (ныне - главный корпус Пермского государственного педагогического университета), три корпуса Дома просветительских учреждений имени Е. Мешковой (дома были построены Н.В. Мешковым и названы в честь его матери, ныне – корпуса №1, 2 и 5 Пермского государственного университета).

Тяжелым оказался квартирный вопрос, и хотя В. Чижов писал, что пермяки с радостью предоставят просторные квартиры для переезжающих профессоров, город был переполнен беженцами и военнообязанными. Городская управа обратилась к пермякам с просьбой об отводе квартир для профессоров.

Пока шли эти приготовления пермяков, ситуация на Рижском фронте изменилась, и Юрьевский фронт был переведен не в Пермь, как планировалось, а в Воронеж. Но усилия и ходатайства пермяков были не напрасными. Министерство Народного Просвещения не могло не обратить внимания на широкий размах подготовительных работ в Перми. Теперь этот вопрос имел не только местное, но и общероссийское значение, тем более что в условиях военного времени всегда требуются специалисты различных профессий.

12 июня 1916 г. Совет Министров по представлению Министра народного Просвещения в качестве подготовительной меры к созданию самостоятельного Пермского Университета открыть осенью 1916 г. Отделение Петроградского Университета.8

Глава II. Открытие Пермского отделения Петроградского университета

В конце июня 1916 г. в Пермь прибыла комиссия в составе ректора Пермского отделения профессора К.Д. Покровского, попечителя Рижского Округа А.П. Щербакова и архитектора А.А. Бернардацци. Главными целями этой комиссии были выработка плана размещения университетских учреждений и выяснение общих условий постройки зданий самостоятельного Пермского университета.

Специальная комиссия нашла подходящими для университета ранее выбранные помещения, которые были предложены Н.В. Мешковым городу сроком на 10 лет до постройки специальных зданий. Пермское отделение не могло воспользоваться основными зданиями, т.к. в них размещалась запасная воинская часть (более 7 тыс. солдат). Городские власти решили на средства города и Губернского Земства начать строительство бараков для размещения войск, но постройка бараков шла крайне медленно.

Несколько раз местные органы власти ходатайствовали у военных ведомств об освобождении дома Мешковой. Сам Н.В. Мешков хлопотал о переводе войск у военной администрации Перми, у командующего Казанским военным округом генерала Сандецкого, у великого князя Николая Николаевича на Кавказе.9 Мешков говорил о высокой миссии, которую преследует организация университета, но везде встречал отказ или нежелание обсуждать данный вопрос. Ему удалось добиться освобождения его дома после годичных хлопот, а здания губернского земства – и того позднее.

Пока шли эти трудные хлопоты, 1 октября 1916 г. в Перми состоялось торжественное открытие Пермского отделения.10 Вот что об этом дне пишет студент В.В. Молодцов: «День выдался безоблачным, морозным. Именно в этот день в губернском городе Перми открылось первое на Урале Высшее учебное заведение. Это было самое знаменательное событие в жизни города…». А студент Устюжанин вспоминает: «На спектакле «Евгений Онегин», который был дан после торжественного собрания и на котором присутствовали знаменитые гости. Бедные студенты сгрудились на галерке, где им отвели место. Мы шумно выражали свое недовольство. Пробовали петь. Туда приходил ректор К.Д. Покровский, призывая к спокойствию, он говорил: «Товарищи, тише! Ведь там внизу ничего не слышно, ведь там губернатор, архиерей… Давайте сегодня тише, а завтра я сам буду с вами петь!» После спектакля пели революционные и народные песни. Полиция нас не трогала. Мы ходили день и ночь по улицам, пели… Азарт молодости пылал огнем свободы, сердце переполнялось радостью от того, что у нас в Перми открыт СВОЙ университет. Университет!».11

Эвакуированному Петроградскому университету пришлось разместиться в случайных, неприспособленных помещениях, разбросанных на большом расстоянии друг от друга. Городские власти попытались сгладить это неудобство. Поскольку отсутствовал городской транспорт, сообщение между центром города и Заимкой, где располагалась часть учебных корпусов, было крайне трудным. Городская Управа обратилась к железнодорожному начальству поставить в расписание поезд Пермь I - Пермь II, поэтому особых трудностей передвижения по городу у студентов не было.12 Извозчики доставляли профессоров на лекции и обратно домой. В Государственном архиве Пермского края сохранились счета на извозчиков, оплаченные местными властями.

В 1916 г. в городе были установлены цены на хлеб и введена карточная система на сахар. Городская администрация пыталась установить взыскания с торговцев за спекуляцию и рост цен на продовольствие.13 Еще в начале зимы 1915 г. в ожидании переезда Юрьевского университета были приготовлены частные квартиры для профессоров, но увеличился поток беженцев и цены на квартиры резко возросли. Университетская комиссия приняла решение, по которому за счет дополнительных субсидий квартирные цены для преподавателей были доведены до приемлемого уровня. Не было у преподавателей проблем с дровами; все квартиры отапливались дровами, купленными по пониженной цене.14

Губернское Земство взяло на себя все расходы по организации общежитий и столовых, и также оплату учебы за бедных учащихся. Ряд других организаций, существовавших на общественных началах, оказывали материальную помощь студентам: Общество вспомоществования студентам, землячества (Архангельское, Вятское и т.д.). Студенты – крестьяне Пермского уезда получали стипендии из капитала сельских обществ, учрежденного Мотовилихинским сельским сходом. Самые усердные студенты получали 13 стипендий от губернского земства, 7 стипендий имени известных граждан Перми гр. Игнатьева, гр. Шевякова, проф. Гримма, Н.В. Мешкова и его матери Е.Н. Мешковой, гр. Е.Д. Калугина.

Открывавшийся университет испытывал острый недостаток средств на приобретение оборудования, книг и учебных пособий. Государственные ассигнования были малы и в условиях военного времени поступали крайне нерегулярно. На помощь пришли городские власти, пермская общественность и меценаты Н.В. Мешков, Т.В. Розанова, И.В. Батюшкова, рабочие, а также служащие Перми и крестьяне.

Так музей древностей на деньги Городской Управы и Н.В. Мешкова приобрел свыше 1 тыс. томов, фотографий, куски греческих и египетских папирусов, коллекцию античных древностей.15 Университетская библиотека пополнялась новыми книгами, среди ее дарителей был Пермский научно-промышленный музей.16

Преподаватели университета были образованными, интеллигентными людьми, определявшими культурную атмосферу города. Обстановка вновь создающегося университета была своеобразна. Пермское студенчество только формировалось и пока, в отличие от студентов Петроградского университета, не имело своих традиций. Поэтому преподаватели постарались заставить студенчество ценить новый университет, понять, что «…студенты наравне с профессурой являются основателями новой на Урале цитадели науки и культуры». 17

В благодарность за помощь в деле становления университета профессора, преподаватели, студенты наряду с научной работой активно участвовали в культурно-просветительской работе. Научные работники выступали с публичными лекциями в Церковно-Археологическом Обществе, в Пермской комиссии Уральского общества любителей естествознания, Экономическом обществе и т.д. С участием преподавателей университета были разработаны планы народного университета, Фребелевских курсов и Гимназии для взрослых.

Первый учебный год Пермского Отделения не был легким, дальнейшее развитие настоятельно требовало решения вопроса о независимости от Петроградского университета. Самоопределение решило бы вопрос с кадрами, поскольку многие преподаватели имели статус временно прикомандированных. Самостоятельный университет имел право на стабильное финансирование из государственного бюджета, что в свою очередь позволило бы приобрести достаточное количество приборов, пособий и т.д. Увеличился бы приток студентов в новое учебное заведение.

Необходимость создания полноправного Пермского Университета была понята Временным Правительством. Постановлением от 5 мая 1917 г. за подписью министра Народного Просвещения А.Мануйлова учреждался самостоятельный университет в составе четырех факультетов: историко-филологический, физико-математический, юридический и медицинский. Постановление содержало строительную программу работ, возложенную на Пермский Комитет по устройству университета. Учебная работа должна была строиться по планам, разрабатываемым на кафедрах и факультетах с учетом указаний Министерства Просвещения.

Предполагалось, что 17 апреля 1918 г. – в годовщину дня рождения Александра II Освободителя – будет заложен фундамент специальных знаний, а университет получит имя Александра II. Однако в полную силу университет работал короткое время. Во время революционных потрясений и гражданской войны со второй половины 1917 г. преподавание не велось.

Заключение

Российская образовательная система чутко отзывалась и реагировала на потребности общества. Так на рубеже XIX-XX вв. развивающаяся экономика страны потребовала большого количества людей знающих, грамотных, способных с наибольшей отдачей работать в народном хозяйстве. Поэтому учащиеся гимназий вместо зубрежки «мертвых языков» (латинского и древнегреческого) получали знания по технологии гидравлических машин, мельниц, основам аграрной науки. Эти знания они могли продолжить и приумножить в университетских стенах.

К середине XIX в. в России сложился классический тип университета, сохранившийся с небольшими изменениями до настоящего времени. Университеты успешно исполняли и продолжают исполнять функции крупных образовательных центров. Пермский университет для Урала в начале своего становления стал средоточием духовного единства мыслящей части местного общества.

Процесс складывания российской образовательной системы — продолжительный по времени, обусловленный многочисленными факторами, извилистый и своеобразный по содержанию. К сожалению, нельзя признать, что вопросы изучения региональных научных центров, таких как Пермский университет, нашел всестороннее освещение в отечественной историографии.

Схожесть политической обстановки 10-х гг. XX в. (период становления старшейшего на Урале вуза) и 10-х гг. XXI в. угадывается: нестабильность существования высшей школы, экономический кризис и социальные конфликты. К чести тогдашних хозяев города Перми, в 1916 г. они без колебаний единогласно взяли на себя обязательство принять и разместить в Перми университет. Экономическую поддержку нового дела взяли на себя местные органы и передовая общественность. Это участие представляется особенно ценным в наши дни, когда образование и культура потеряли приоритетное значение в ряде ценностей большинства граждан и понимание необходимости дальнейшего культурного развития края отсутствует.

После революции в России высшее профессиональное образование стало частью системы народного образования. С 1919 г. управление всеми учебными заведениями было централизовано и сосредоточено в Главпрофобре при Наркомпросе РСФСР. В университетах готовили различных специалистов: рост количества промышленных предприятий требовали привлечения квалифицированных специалистов и перестройки образования.

В целом следует позитивно оценить усилия и мероприятия, предпринятые частными лицами и государственными местными органами управления по вопросу организации университета в Перми.

Литература

I. Источники.

1.1. Докладная записка о переводе Юрьевского университета в Пермь. – Пермь, 1915.

1.2. Отчет об открытии Пермского отделения Петроградского университета и деятельности его в 1916-17 учебном году. – Пермь, 1918.

1.3. Чижов В. Пермь…и Пермь. – Владимир-на-Клязьме, 1916.

II. Архивные материалы.

2.1. ГАПО. Ф.180. Оп.1. Д.1164.

2.2. ГАПО. Ф. 180. Оп.12. Д.9.

2.3. ГАПО. Ф. р-180. Оп.1. Д.1.

III. Литература.

3.1. Первый на Урале. – Пермь, 1990.

3.2. Пермский край. Краеведческий сборник. - Пермь, 1999.

3.3. Пермские губернаторы. - Пермь, 1996.

3.4. Пермский университет в воспоминаниях современников. – Томск, 1991.

3.5. Рабинович Р.И. Опальный миллионер. – Пермь, 1990.

1Пермский край. Краеведческий сборник. - Пермь, 1999. С.135.

2Чижов В. Пермь…и Пермь.– Владимир-на-Клязьме, 1916. С.12.

3 Чижов В. Пермь…и Пермь.– Владимир-на-Клязьме, 1916. С.9.

4 Там же. С.10.

5 Докладная записка о переводе Юрьевского университета в Пермь. – Пермь, 1915. С.6.

6 Там же. С.9.

7 Там же. С.10-11.

8 ГАПО. Ф.180. Оп.1. Д.1164. Л.312.

9 Рабинович Р.И. Опальный миллионер. – Пермь, 1990. С.101.

10 ГАПО. Ф. р-180. Оп.1. Д.1. Л.13

11 Пермский университет в воспоминаниях современников. – Томск, 1991. С15.

12Отчет об открытии Пермского отделения Петроградского университета и деятельности его в 1916-17 учебном году. – Пермь, 1918. С.69.

13 Пермские губернаторы. - Пермь, 1996. С. 67.

14 Отчет об открытии Пермского отделения Петроградского университета и деятельности его в 1916-17 учебном году. – Пермь, 1918. С.68.

15 Там же. С.56-57.

16 Иллюстрированный сборник… - Пермь, 1916. С.41.

17 Пермский университет в воспоминаниях современников. – Томск, 1991. С.29.

Просмотров работы: 971