РАССКАЗ СТАРОГО ДУБА

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

РАССКАЗ СТАРОГО ДУБА

Мешалкина И.С. 1
1МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №11"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Оглавление
  1. Введение 3

1.1 Актуальность 3

1.2 Степень изученности проблемы 3

1.3 Цель и задачи работы 4

1.4 Краткий обзор литературы 4

2. Методика исследования 5

2.1 Основные методы наблюдения 5

2.2 Этапы проведения исследования 6

3. Основная часть 6

3.1 Результаты исследования 6

4. Заключение 9 4.1 Выводы 9

4.2 Практическая значимость работы 10 5. Список использованных источников и литературы 10

1. Введение

Памятники природы представляют огромное культурное, историческое и природное значение в жизни нашей области. Через знакомство с одним из памятников природы - трехсотлетним дубом, растущим на территории медицинского колледжа, мы познаем историю своего края.

Перед нами возник вопрос: «Мог ли исследуемый объект «дуб - долгожитель» - быть свидетелем исторических событий, происходивших на территории нашего края с 18 по 21 век?»

1.1 Актуальность проблемы связана с необходимостью сохранения и возрождения этих могучих деревьев для восстановления красоты ландшафта, сохранения исторического прошлого малой родины.

Практическое значение работы в просветительской деятельности, экологических акциях, направленных на восстановление участков леса с дубами и высадке саженцев дуба на территории школы, воспитании любви у подрастающего поколения к дубу - символу долголетия, здоровья и отличному лекарю с давних времён. Этому свидетельствует наша акция «Сохраним дубы» и высадка саженцев дуба с учениками начальной школы на территории пришкольного участка.

Новизна работы – в изучении, описании и привлечении внимания не только к основному ландшафтообразующему объекту, но и к историческому прошлому малой родины, формирование гражданской по­зиции школьников: познава­тельной самостоятельности и повышенного интереса к социальным проблемам, умении по своему подойти к анализу сложных проблем жизни общества, способности высказать собственную точку зрения.

1.2 Степень изученности проблемы. Мало достоверных источников, свидетельствующих о событиях, происходивших в территориальной близости к исследуемому объекту, поэтому нам пришлось работать с материалами архива медицинского колледжа, краеведческого музея, Старооскольского лесничества, встречаться со старожилами. Мы полностью отдаем себе отчет в том, что отдельные элементы нашего исследования нуждаются в дальнейшей углубленной разработке, потому что ряд проблем решен лишь в предположительном плане.

1.3 Цель исследования: выяснить, свидетелем каких исторических событий мог быть дуб-долгожитель, растущий на территории медицинского колледжа.

Задачи:

1.Уточнить возраст дуба.

2.Проследить исторические события города с 1700 года с учётом местонахождения исследуемого объекта.

3.Принять участие в муниципальных природоохранных мероприятиях.

Исследуемый объект: дуб - долгожитель

Предмет исследования: исторические события, происходившие в Старом Осколе с 18 по 21 век.

Гипотеза: предположим, что исследуемый объект «дуб-долгожитель» мог быть свидетелем исторических событий, происходивших на территории нашего края с XVIII по XXI век.

Основные методы исследования: анализ литературных источников, статистический, наблюдение, интервьюирование.

Тип исследования: теоретический.

Исследовательская работа построена на основе обзора литературных источников, материалов Старооскольского краеведческого музея, Старооскольского лесничества. Были проведены встречи со старожилами города, работниками лесхоза и краеведческого музея. Фотографирование, презентация результатов и выводов.

Работая над темой исследования, мы узнали много нового из истории своего города

1.4 Краткий обзор литературы

В книге «Таксационное описание Старооскольского лесничества Старооскольского лесхоза лесоустройства 1959-1960г » описывается площадь лесных массивов, почвы, состав и возраст деревьев, особенности роста и состояние насаждений, происхождение трав, ягод, грибов, мест гнездования птиц.

Знаменитый краевед Старого Оскола А. Никулов в своей книге проследил историю города от возведения крепости Оскол до наших дней. Краевед описывают широкий временной период с древнейших времен до 60 – х годов 20 века. Книга содержит сведения об архитектуре города, православных храмах, государственной службе, административно-территориальном делении города в различные исторические эпохи и многое другое. Этот источник будет интересен профессиональным историкам, краеведам, учащимся и всем, интересующимся историей своего края.

Известный краевед Старого Оскола Р. Мелентьев в своих трудах проследили историю города от возведения крепости Оскол до наших дней. Краевед описывает широкий временной период с древнейших времен до 60 – х годов 20 века. Книги содержат сведения об архитектуре города, православных храмах, государственной службе, административно-территориальном делении города в различные исторические эпохи и многое другое. Эти источники будут интересны профессиональным историкам, краеведам, учащимся и всем, интересующимся историей родного края.

2. Методика исследования

2.1 Основные методы исследования: анализ литературных источников, статистический, наблюдение, интервьюирование.

Мы изучили исторические события города с учётом местонахождения и возраста исследуемого объекта.

Исследовательская работа велась в течение 3 недель. Был составлен план маршрута поисково-исследовательской экспедиции. В поисковой работе оказывали содействие:

Ползикова А.Н., методист МОУ ДЭБЦ, Величко Н.И. , педагог дополнительного образования;

Андрусенко Елена Алексеевна, заместитель директора по научной работе Старооскольского краеведческого музея;

Хорхордина Татьяна Васильевна, заведующая краеведческим музеем Старооскольского медицинского колледжа;

Соколова Елена Витальевна, заместитель директора по воспитательной работе

Старооскольского медицинского колледжа;

Тулинов Николай Николаевич, Горожанкин Сергей Васильевич, Захаров Александр Данилович, старожилы города Старого Оскол;

Пожидаева Светлана Анатольевна, руководитель научного общества «Ивушка» МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11».

2.2 Этапы проведения проекта

1. Подготовительный (целеполагание, сбор информации, анализ литературных и справочных данных из истории города, подбор методов исследования).

2. Основной (изучение исторических событий города с учётом местонахождения и возраста исследуемого объекта, беседы с жителями.)

3. Итоговый (описание результатов исследования, оформление выводов через учебно-исследовательскую работу).

3. Основная часть

3.1 Результаты исследований

Изучая литературные источники, мы выяснили, слово дуб в славянских языках означает «дуплистое дерево». Слова дуб и дерево считались синонимами. В Древней Руси родовым деревом считался дуб. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы, затем кланялись на все четыре стороны и читали молитву – оберёг. Дуб могучее дерево, ему поклонялись. Он является символом долголетия и мощи.

Мы определили возраст дерева, измерив его обхват с помощью рулетки на высоте 1-1,5 м над землей. В среднем дерево растет в толщину на 2,5 см в год. Наш дуб рос в густом лесу, поэтому этот показатель нужно уменьшить вдвое. Обхват дерева равен 4,11м. Значит возраст нашего дуба более 300 лет.

В Старооскольском лесничестве возраст дуба подтверждён, о чём свидетельствуют записи в книге «Таксационные описания» 20 века. Итак, возраст дуба - 300 лет, дата рождения – век 18.

Дубы растут до 150 лет, а потом просто живут, «глядя на мир мудрыми глазами». Наш дуб прожил 300 лет - три столетия! Мы решили спросить у одноклассников: « Возраст триста лет для дуба – это много или мало?»

Результаты социологического опроса

Результаты исследования показали: многие одноклассники знают о том, что дуб – долгожитель и 300 лет для него - это «детский» возраст. Так как дубы живут до 2,5 тысяч лет.

Выясним, какие исторические события происходили на территории нашего края с XVIII по XXI век

Из книги «Оскольский край» А. Никулова. В начале 18 века Петр Великий был в Старом Осколе проездом. Город находился на главном тракте из Воронежа в Белгород, по нему очень часто проезжали Высочайшие особы.[3] Наш дубок мог видеть царя, так как рос на въезде в город. А в 1812 году мимо дуба по Курскому тракту проходили военнопленные наполеоновской армии.

Из книги «Городок провинциальный» Р.Мелентьева. В конце 18 века Екатерина Великая утверждает новый план по благоустройству города Старого Оскола. В городе является много красивых каменных построек, которые находятся рядом с дубом. [2]

Из материалов краеведческого музея. Ахтырский храм, в честь Ахтырской иконы Божией Матери, построен в 1822 году рядом с дубом.

В записках краеведа А. Агеева встречается следующая запись: «В слободе Гусевка (ныне ул. 17 Героев) в XIX веке проживали православные цыгане, которые во главе с Гурьяном Коржовым принимали самое активное участие в строительстве каменного храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Ахтырской». В день престольного праздника в город приезжали цыгане из села Шмарного. Кочевой народ, обосновавшийся на Оскольской земле, был очень набожным и трудолюбивым. В храм приходили семьями, каждый раз празднично одетые» (факт проживания цыган на территории Староосколья в данный исторический период подтверждается и архивными документами).Одноэтажная церковь строилась на возвышенности, простым крестом. Длина здания составляла 32 метра, ширина 21,5 метр, высота 30 метров. Две главы – на церкви и колокольне – позолоченные. Кресты на главах медные с позолотой, четырехконечные. Иконостас резной из дерева, резьба помещалась на белом мраморном поле в три яруса. Царские двери, состоящие из двух створок, резные. Кирпичная колокольня построена вместе с храмом, в виде башни, имела семь колоколов. Шесть колоколов установлены со дня построения церкви, седьмой – большой – с 1860-го года с надписью: «Старанием церковнослужителей и церковного старосты Стефана Михайловича Коренева в Старом Осколе в кладбищенскую церковь. Весу 154 п. 15 ф». Сегодня из храмового архитектурного комплекса на старом кладбище, открытом в 1874 году, сохранилась лишь кирпичная арка-вход.[3]

В книге Николая Белых «Частица Родины» рассказывается о том, что рядом с дубом рос церковный сад.

Из воспоминаний старожила, Николая Николаевича Тулинова. Церковно-приходская школаоткрыта при храме.

Из воспоминаний Анны Ивановны, мамы Николая Николаевича, бывшей ученицы школы: «Дети не только учились читать, писать, но и регулярно занимались под руководством ученика Мичурина Пшеничного Андрея Андреевича огородничеством и садоводством». Старожил рассказал нам, что в начале 20 века не только вокруг нашего дуба и по окраинам города бродили злые волки, до 9 часов вечера ходил сторож с колотушкой, чтоб людей не пугали.

Со слов Хорхординой Татьяны Васильевны, заведующей краеведческим музеем Старооскольского медицинского колледжа,

Илларион Илларионович Симонов – благотворитель Ахтырского храма, почётный гражданин города, купец, городской голова. Сохранил для нас заповедник « Ямская степь», построил Александровскую богадельню для престарелых граждан - сегодня здесь размещается Медицинский колледж. Умер Симонов в 1900 году. Похоронен на старом кладбище, расположенном рядом с дубом. Могильный памятник отличается от других. Это ствол дуба, высеченный из серого гранита с обрубленными ветками - олицетворение могущества и благородства русского человека.

В 20 веке рядом с дубом находится Братская могила №1. Здесь похоронено 499 человек, среди них Герои Советского Союза В.Н.Калачев, М.С. Токарев, И.И. Руденко.

Из интернет – ресурсов. 5 мая 2011 г Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал указ о присвоении городу Старый Оскол почетного звания "Город воинской славы".

В 21 веке в жизни нашего города произошло уникальное событие: возрождение ботанического сада, в котором сохранились лишь 300-летний дуб и вековые ясени. Этот подарок старому дубу сделал директор медицинского колледжа Н.С. Селиванов.

Наш дуб один из 17 охраняемых в городе памятников природы.

Участие в муниципальных природоохранных мероприятиях.

Мы приняли участие в акции школьного лесничества «Сохраним дубы России»:

1)собрали 50 кг желудей,

2)посадили дубок, ухаживаем за ним.

4.Заключение

4.1 Выводы

Исследуемый объект «дуб- долгожитель»- свидетель исторических событий, происходивших на территории нашего края с 18 по 21 век.

4.2 Практическая значимость проекта

Результаты своего исследования мы представили на школьной конференции, потому что считаем, что каждый ученик школы должен знать историческое прошлое малой родины, быть патриотом своего Отечества. Мы готовим к печати альманах по материалам исследовательской деятельности учеников МБОУ «СОШ №11» «Исторические памятники Старого Оскола». Материал нашего исследования можно использовать на классных часах, для проведения экскурсий по городу, ботаническому саду.

5. Список использованных источников и литературы

1. Главное управление лесного хозяйства и полезащитного лесоразведения Министерства сельского хозяйства СССР. Таксационное описание Старооскольского лесничества Старооскольского лесхоза лесоустройства 1959-1960г. Всесоюзное объединение «Леспроект» Юго-восточный трест Тамбовская экспедиция, 1960

2. Мелентьев Р.И. Городок провинциальный (Записки старожила). Москва - Старый Оскол, 2000.

3. Никулов А. П. Старый Оскол. (Историческое исследование Оскольского края). Курск: Изд-во ГУИПП «Курск», 1997. -576с

10

Просмотров работы: 1159