МАГНИТОФОННЫЕ ЗАПИСИ ВОСПОМИНАНИЙ УЧАСТНИКОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

МАГНИТОФОННЫЕ ЗАПИСИ ВОСПОМИНАНИЙ УЧАСТНИКОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК

Переверзина Н.И. 1
1МБОУ "Целинная СОШ" Ключевского района Алтайского края
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Оглавление

Введение………………………………………………………………………..с.3

Глава 1. Характеристика фонодокумента как исторического источника...с.6

Глава 2. Фонодокументы школьного музея о событиях Великой

Отечественной войны…………………………………………….....с.7

Заключение……………………………………………………………….……с.11

Литература и источники……………………………………………………...с.13

Приложения…………………………………………………………………....с.15

Введение

Актуальность. В условиях современного мира, угрозы реставрации фашизма и попыток переписыванияистории второй мировой войны, важным представляется обращение к историческому опыту непосредственных участников военных событий. Именно о них английский военный психолог Норманн Коупленд говорил, что «войны выигрываются людьми, а не кораблями, танками, орудиями, снарядами, самолетами и бомбами»1.

В основе исследовательской работы лежит анализ магнитофонных записей, имеющихся в распоряжении нашего школьного музея с середины 1970-х годов, с воспоминаниями о событиях Великой Отечественной войны. Мемуары на магнитной ленте - это фонодокументы, которые полностью воспроизводят слова и голос автора. Основной источник мемуаров (воспоминаний) - память. Однако запоминаются иногда не самые значительные события, а случайные, разрозненные факты. Память связана с эмоциональным восприятием события, а не сюжетной его стороной

Степень изученности темы: Советская историография войны преимущественно была представлена личностями героев в силу приоритетного использования источников официального характера, невнимания к устным и письменным свидетельствам рядовых участников событий, из которых и складывается история войны.

В середине 1990-х гг. произошел рост интереса к «человеческому измерению войны», особенно среди молодого поколения российских историков. Появились статьи, в которых впервые в отечественной исторической науке были поставлены вопросы влияния на человека экстремальных условий военного времени, самоощущения в боевой обстановке, затронуты проблемы фронтового быта, восприятия войны и противника в армейской среде. В их числе следует назвать монографии Н.Д.Козлова, О.В.Дружба, Е. С. Синявской2. В новейших исследованиях Великой Отечественной войны изучаются источники личного происхождения с целью расширения глобальной картины войны и понимания психологии человека воюющего. Начались споры по вопросу о классификации кинофотофонодокументов. Ряд авторов, в том числе А.А. Кузин, М.А. Варшавчик, М.Н. Лерноморский и др., считают, что все эти документы относятся к одному классу исторических источников3.

Цель исследования – на основе анализа магнитофонных записей воспоминаний семидесятых годов прошлого века показать, как описывали и понимали события Великой Отечественной войны их непосредственные участники.

Задачи работы:

  1. Охарактеризовать фонодокумент как исторический источник;

  2. Проанализировав содержание фоно-мемуаров, выяснить, как описывали события Великой Отечественной войны авторы воспоминаний спустя тридцать лет после окончания войны.

  3. Определить направления поиска неизвестного автора фонодокумента.

Объектом исследования выступают события Великой Отечественной войны глазами их участников.

Предметом исследования является информация, содержащаяся в воспоминаниях о событиях Великой Отечественной войны, записанных на катушечную магнитофонную ленту, и ее анализ.

Методологическая основа исследования. Главными являются принципы историзма (объект рассматривается в динамике, в контексте исторического фона, с учетом накопленных знаний) и объективности научного анализа. В исследовательской работе используются приемы системного анализа, которые позволяют рассматривать фоно-мемуары о Великой Отечественной войне как историко-культурное явление, то есть как целостную систему. Проблемный подход является одной из составляющих методологии данного исследования. Кроме того, используется герменевтический метод (метода диалога с источником и интерпретации документов); но при этом важно знать, что понимание исследователем исторического источника требует учета исторической дистанции между интерпретатором и текстом, осознания всех исторических обстоятельств.

Хронологические рамки работы охватывают 1941 – 2015 годы. Нижняя граница рамок связана с тем, что в 1941 году началась Великая Отечественная война. С этой даты начинаются воспоминания фронтовиков. Нижняя граница говорит о том, что в год семидесятилетия Великой Победы удалось оцифровать записи и провести первый анализ воспоминаний фронтовиков.

Новизна работы. Впервые введены в оборот новые воспоминания участников Великой Отечественной войны, записанные сорок лет назад на катушечную магнитофонную ленту.

Используемая литература и источники. При написании работы в первую очередь использовались магнитофонные записи воспоминаний фронтовиков, электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», литература о битвах Великой Отечественной войны, в которых принимали участие наши ветераны4

Глава 1. Характеристика фонодокумента

как исторического источника

Изучение военной истории, возможно и на основе субъективных источников. Ведь не случайно в беседе с писателем-фронтовиком Григорием Баклановым чешский историк и публицист Богуслав Шнайдер в ответ на вопрос – «Что еще не сказано о войне в вашей стране?» – получил исчерпывающий ответ: «То, чем была война для простого солдата»5

В 1975 году нашей школе по инициативе её директора, фронтовика, Павла Ивановича Гукова был открыт музей «Боевой славы». На момент открытия в поселке проживало 43 участника Великой Отечественной войны. Все они были приглашены на открытие музея, сфотографировались со школьниками и постепенно, в течение нескольких последующих лет, приходили в школу и записывали свои воспоминания на ленты катушечного магнитофона. На сегодняшний день в фонде музея находится 22 магнитофонные ленты. Удалось оцифровать 18 лент, которые и стали главным источником данной исследовательской работы. Но, к сожалению, качество записи оставляет желать лучшего

При анализе воспоминаний нельзя забывать и о субъективности автора, поэтому важно не только опираться на эти воспоминания, но и изучить историческую ситуацию в описываемом регионе.

Вывод: Записи воспоминаний на катушечных магнитофонных лентах относятся к внутренним фонодокументам с намеренной целью создания являющиеся фономемуарами. При этом важно помнить, что воспоминания участников субъективны, поэтому важно обратиться еще и к данным других источников для создания более объективной картины.

Глава 2.Фонодокументы школьного музея о событиях

Великой Отечественной войны

В данной главе проанализируем часть воспоминаний трех участников войны: А. Е.Кожедуба, П. И. Гукова (Приложение 1).

2.1. Кожедуб Алексей Ефремович.

Родился 30 января 1924г., с. Истимис Ключевского района Алтайского края. Окончил 9 классов в 1942, член ВЛКСМ. 17 июля 1941 года добровольно пошел на фронт. Боевой путь начался с города Дмитров, шли с боем до города Клина. Здесь Алексея Ефремовича ранило. Он попал в госпиталь. После госпиталя был в Московской зоне обороны: г.Подольск станция Щербенка 812 артиллерийский полк. Участвовал в боях под Сталинградом, здесь при выполнении боевых заданий опять ранило. После госпиталя попал в 55 гвардейский кавалерийский полк. С боями прошли Украину, Белоруссию, Польшу и Германию. После окончания войны до 1947 года служил на границе в г.Бресте6. Почти всю войну прошел Алексей Ефремович – с 17 июля 1941 по 09 мая 1945. Был награжден медалями «За боевые заслуги», «За Отвагу» и Орденом Славы III степени.

На сайте «Подвиг народа» есть информация о воине, документы о его награждении, из которых становится ясно, что воевал Алексей Ефремович в артиллерии, что первую боевую награду – медаль «За отвагу» он получил в 1944 году за то, что в «бою способствовал отражению контратаки противника, где было уничтожено до 30 солдат»7. В последние дни войны -29 апреля 1945 года в боях за немецкий город Ратенов солдат «своими четкими действиями способствовал уничтожению двух грузовых машин, трех ДЗОТов, одной зенитной установки, станковых пулеметов и до двадцати гитлеровцев». За этот подвиг получил орден солдатской Славы (Приложение 2).

Боевой путь Алексея Ефремовича - от Москвы до Германии. Но самые яркие воспоминания связаны с событиями Брянской операции 1943 года. Операция войск Брянского фронта, проведенная 1 сентября - 3 октября с целью захватить плацдарм по западному берегу реки Десна и освободить Брянский промышленный район. Немцы создали здесь сильные оборонительные рубежи и упорно цеплялись за них, стремясь как можно дольше задержать наш натиск. Уже 17 сентября наши войска освободили Брянск и Бежицу. В день освобождения этих городов Москва от имени Родины во второй раз салютовала войскам Брянского фронта мощными артиллерийскими залпами8. В памяти Алексей Ефремовича остались зверства фашистов: «Теперь нам сказали: «В наступление». И вот когда мы пошли в наступление, тут еще страшная картина в глазах. Правда, туман был, мы пошли Десну переходить, потому что Десна была морозная, было это где-то в конце декабря 1943. Туман был, мы короткими перебежками начали продвигаться, чернота виднеется, а больше ничего. Смотрим, а там, возле речки, немцы сделали площадку шириной примерно метров шесть, собрали исключительно евреев и живьем закопали. Только одни головы видно было, руки по швам. Теперь, когда мы все это рассмотрели, хотя смотреть, конечно, некогда было, нам дали команду «Вперед». Мы километров пять примерно от Десны отошли, нам дали команду окопаться. Мы окопались. ….»9. Анализируя эти воспоминания, можно отметить, что Брянск был освобожден 17 сентября 1943 года, а Брянская операция продолжалась до 03 октября, поэтому в переправа через Десну не могла быть в декабре. Но, как отмечалось выше, не о ходе военной операции вспоминал Алексей Ефимович. Расправы над мирными людьми – вот, что потрясло красноармейца. За 22 месяца оккупации в Брянске было расстреляно и повешено замучено и расстреляно 21011 человек, 41640 военнопленных.10.

Иначе вели себя на территории Германии советские солдаты – освободители Европы от фашизма. Об этом говорил Павел Иванович Гуков.

2.2. Гуков Павел Иванович

Павел Иванович родился 25 октября 1923 г. в с. Ключи Ключевского района Западно-Сибирского края. Самый старший сын в небогатой семье потомственных крестьян, выходцев казачьего рода из-под Дона; в семье было семь детей. В 1941 году окончил среднюю школу, десятый класс. В выпускной день началась война. Вот такие воспоминание об этом записано на магнитофонной пленке: «Это были грозные годы. Фашистская Германия свирепствовала в Европе. Мы знали, рано или поздно она нападет на СССР. Шла усиленная подготовка нас к обороне. В 1941 году мы, ученики выпускного класса КСШ, отдыхали на Ключевском озере. Заметили какое-то движение по улице. Послали одного из ребят. Он пришел и объявил нам: «Война с Германией»11. «Как только исполнилось 18 лет - говорит ветеран – ушел сразу в армию, добровольно». Попал в танковое училище в Саратове, учился на механика-водителя танка Т-34, в цехах собрал себе танк. Был сформирован 240 танковый полк, отправились на фронт. Главные бои развернулись в районе Курской Дуги, на которой Павел Иванович воевал всю весну и лето12. Громили гитлеровцев. В памяти ветерана остались различные эпизоды войны, к примеру, бывало и такое: «Мы двенадцать фашистских разведчиков поймали, – вспоминает 88-летний ветеран. – Они на парашютах высадились в труднодоступной местности. Но мы на танках их догнали и повязали. А там деревушка была. Люди, увидев нас, повылезали из всех нор и погребов. Грязные, в лохмотьях, почти совсем голые. Я взял один парашют фашистский и стал на куски резать и им раздавать….»13. Затем освобождал Белоруссию, в том числе город Брест-Литовск, Польшу, освобождал Варшаву, брал Берлин, участвовал в контроле над переселением немецкого населения с западных земель Польши. «У механика-водителя фашисты убили жену и сына. Он переживал очень и пообещал отомстить, как войдем в Германию. В первом же немецком городе мы увидели голодного, оборванного мальчишку, который прятался за углом. Механик-водитель сунул руку в карман, мы думали – пистолет вытащи, кинулись к нему, не дать выстрелить. А он достал из кармана кусочек хлеба и давай, звать мальчонку. Тот осторожно так подошел, взял хлеб… ». И еще из воспоминаний фронтовика, расшифрованных с магнитофонной пленки: «Наша армия никого не грабила. У многих износились одежда, обувь, и вообще жилось трудно. Учитывая это, наше командование повсеместно выдавало скопившееся на складах советское обмундирование демобилизованным воинам. Так я получил две пары белья, три пары обмундирования, обувь. Все вещи переписывались, командование выдавало соответствующие справки. Эшелоны приходили за скотом, оборудованием для детских садов, школ, заводов. Сопровождали эшелоны молодые колхозники – девушки, юноши. В основном все они одеты были в разное тряпье – больно даже было на них смотреть. Местные власти выделяли скот в основном с ферм богачей или фашистских хозяйств, чтобы хоть как-то компенсировать уничтоженное фашистами в нашей стране. Мы, и я в том числе, помогали его грузить в эшелоны. Помню, как наращивалась в высоту платформа и грузили вещи для школ и детских садов. Все шло в ограбленные фашистами районы Украины, Белоруссии, России. Вот так мы – самые гуманные солдаты Великой Красной Армии – «грабили» Германию»14.

Спустя тридцать лет после окончания войны, фронтовики в своих воспоминаниях главное внимание уделяли не столько боевым действиям, сколько описанию своих впечатлений о каком-либо событии: зверства фашистов, различия в отношении немецкого и советского солдата к мирным жителям; психологическому настрою на Победу.

Заключение

Каждый год удаляет нас от событий Великой Отечественной войны. Поэтому не иссякает интерес к военной истории нашего народа, поискам новых страниц героического прошлого, что увеличивает ценность и значение письменных воспоминаний участников войны.

Фронтовики писали «свою войну», ту войну, которая прошла сквозь их судьбы и судьбы их близких. Их воспоминания эмоциональны, в них есть сведения о конкретных операциях и боевых действиях. Но при этом важное место в воспоминаниях занимают застывшие в сознании эпизоды войны. Непосредственно не связанные с боевыми действиями.

По крупицам через судьбу каждого человека можно воссоздать общую «картину войны», которую мы не найдем в предшествующих исторических трудах и официальных документах. Фоно-мемуары как исторический источник личного происхождения ценны синтезом правдивости и эмоциональности описания.

Субъективная природа мемуаров является их важнейшим информационным качеством, исключительно данным для воссоздания картин прошлого в сознании мемуаристов. Она связана с отражением в воспоминаниях самосознания мемуаристов, что позволяет привлекать мемуары как источник не только фактографический или иллюстративный, но и социально- и историко-психологический в исторических исследованиях.

Знания и представления о Великой Отечественной войне, оценки ее основных событий и итогов, а также образ войны как исторического события в сознании людей занимают важное место в духовной жизни общества.

Фоно-мемуары фронтовиков содержат в себе несколько пластов информации о Великой Отечественной войне, таких, как:

  • отражение официального взгляда на войну в конкретную историческую эпоху.

  • время написания воспоминаний, которое несет определенную смысловую нагрузку.

  • личность мемуариста.

  • массовое историческое сознание и историческая память о событиях войны

Одним из уроков работы над темой стало понимание важности сохранения исторической памяти, необходимости поиска имени неизвестного автора фоно-мемуаров.

Воспоминания людей фронтового поколения - один из немногих источников, который сохранил индивидуальные черты и точки зрения, доносит ожидания и переживания, мотивацию поведения и личный опыт людей, позволяющий понять логику их поведения, реконструировать то, что они видели, пережили и передумали.

Данная работа играет важную роль в воссоздании истории повседневности Великой Отечественной войны. Он дает сведения о внутреннем мире, переживаниях, мыслях и чувствах авторов воспоминаний - непосредственных участников и очевидцев прошедшей войны.

Источники и литература

Источники

  1. Гуков Павел Иванович, 1923 г.р., Ключевский район Алтайского края, п. Целинный//Архив музея «Боевой Славы» МБОУ «Целинная СОШ». Фонд устных источников. Меморат № 023 (Магнитофонная кассета)

  2. Кожедуб Алексей Ефремович, 1924 г.р., Ключевский район Алтайского края, п. Целинный//Архив музея «Боевой Славы» МБОУ «Целинная СОШ». Фонд устных источников. Меморат № 020 (Магнитофонная кассета)

Литература

  1. Битва за Воронеж. - /Под ред. В. В. Гагина – Воронеж: Воронежский альманах,2005 - 320 с.

  2. Дружба О.В. Великая Отечественная война в сознании советского и постсоветского общества: Динамика представлений об историческом прошлом. –Ростов-на-Дону:Издательский центр ДГТУ, 2000 – 212 с.;

  3. Дюков А. За что сражались советские люди – М.: Яуза, Экмо, 2014 - 576 с;

  4. Еременко А. И. Сталинград – М.: Вече, 2013 - 384 с.

  5. Карпов И. Неизвестная битва – [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://ruskline.ru/analitika/2011/01/25/neizvestnaya_bitva

  6. Кириченко П. И. Первым всегда трудно. Боевой путь 1-го танкового Инстербургского Краснознаменного корпуса – М.: Эксмо, 2007 - 400 с.

  7. Коупленд Н. Психология и солдат/Пер, с англ. А. Т. Сапронова и В. М. Катеринича. - 2-е изд. - М.: Воениздат, 1991- 96с.

  8. Козлов, Н.И. Три поколения: повесть-хроника Текст: [воспоминания Н.И.Козлова] / Н.И.Козлов. — Сыктывкар, ГУП КОМИ Книжноое издательство,1999. - 123 с.

  9. Мандральская Н. В. Принципы научной классификации в определении методики источниковедческого анализа кино-фото-фонодокументов – [Электронный ресурс]. –Режим доступа http://www.vestarchive.ru/istochnikovedenie/1250-principy-naychnoi-klassifikacii-v-opredelenii-metodiki-istochnikovedcheskogo-analiza-kinofotofonod.pdf

  10. Мавродин В. В., Волынкин Н. М., Ежов В. А. Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет – М.:Воениздат - 320с.

  11. Путешествие по Брянску. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://puteshestvie32.ru/content/bryansk-1941-god-0

  12. Сенявская Е.С. 1941-1945. Фронтовое поколение. Историко-психологические очерки. – М: Институт Российской истории РАН, 1997 -232 с.

  13. Шнайдер Б. Неизвестная война // Вопросы истории. -1995. № 1. - С. 104.

  14. Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» - [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://podvignaroda.mil.ru/?#id=1503840201&tab=navDetailManCard

Приложение 1

Фотографии участников Великой Отечественной войны,

меморатов работы

Рис.1. Фотографии меморатов

Военная фотография А. Е. Кожедуба15

 
   

Фотография П. И. Гукова16

 
   

Приложение 2

Наградной лист А. Е. Кожедуба17

1Коупленд Н. Психология и солдат/Пер, с англ. А. Т. Сапронова и В. М. Катеринича. - 2-е изд. - М.: Воениздат, 1991.— С. 11

2 Козлов, Н.И. Три поколения: повесть-хроника Текст: [воспоминания Н.И.Козлова] / Н.И.Козлов. — Сыктывкар, ГУП КОМИ Книжноое издательство,1999. - 123 с; Дружба О.В. Великая Отечественная война в сознании советского и постсоветского общества: Динамика представлений об историческом прошлом. –Ростов-на-Дону:Издательский центр ДГТУ, 2000 – 212 с.; Сенявская Е.С. 1941-1945. Фронтовое поколение. Историко-психологические очерки. – М: Институт Российской истории РАН, 1997

3Мандральская Н. В. Принципы научной классификации в определении методики источниковедческого анализа кино-фото-фонодокументов – [Электронный ресурс]. –Режим доступа http://www.vestarchive.ru/istochnikovedenie/1250-principy-naychnoi-klassifikacii-v-opredelenii-metodiki-istochnikovedcheskogo-analiza-kinofotofonod.pdf

4Кириченко П. И. Первым всегда трудно. Боевой путь 1-го танкового Инстербургского Краснознаменного корпуса – М.: Эксмо, 2007.;Дюков А. За что сражались советские люди – М.: Яуза, Экмо, 2014; .Еременко А. И. Сталинград – М.: Вече, 2013

5 Шнайдер Б. Неизвестная война // Вопросы истории. 1995. № 1. - С. 104.

6Боевой путь А. Е. Кожедуба - Материалы школьного музея, ф.1, оп.1 –о230

7 Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» - [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://podvignaroda.mil.ru/?#id=1503840201&tab=navDetailManCard

8 Кириченко П. И. Первым всегда трудно. Боевой путь 1-го танкового Инстербургского Краснознаменного корпуса – М.: Эксмо, 2007 –С. 238

9 Кожедуб Алексей Ефремович, 1924 г.р., Ключевский район Алтайского края, п. Целинный//Архив музея «Боевой Славы» МБОУ «Целинная СОШ». Фонд устных источников. Меморат № 020 (Магнитофонная кассета)

10 Путешествие по Брянску. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://puteshestvie32.ru/content/bryansk-1941-god-0

11 Гуков Павел Иванович, 1923 г.р., Ключевский район Алтайского края, п. Целинный//Архив музея «Боевой Славы» МБОУ «Целинная СОШ». Фонд устных источников. Меморат № 019 (Магнитофонная кассета)

12Боевой путь П. И. Гукова. Материалы школьного музея Боевой Славы , ф.1, оп.1

13 Воспоминания П. И. Гукова. Личный архив автора

14 Гуков Павел Иванович, 1923 г.р., Ключевский район Алтайского края, п. Целинный//Архив музея «Боевой Славы» МБОУ «Целинная СОШ». Фонд устных источников. Меморат № 019 (Магнитофонная кассета)

15 Кожедуб А. Е. Фотография военных лет. // Архив музея МБОУ «Целинная СОШ» Ключевского района Алтайского края. В. Ф.

16 Гуков П. И. Фотография//Семейный архив П. И. Гукова

17 Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» - [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://podvignaroda.mil.ru/?#id=1503840201&tab=navDetailManCard

Просмотров работы: 860