ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ

Козко Михаил Евгеньевич 1
1
Кружаев А.В. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ПЛАН.

Введение__________________________________________________

Жизнь удэгейцев до начала значительного влияния переселенцев

Быт_______________________________________________________

Общественный строй________________________________________

Миросозерцание____________________________________________

Влияние переселенцев на жизнь удэгейцев______________________

Заключение________________________________________________

Список источников и литературы______________________________

Приложения

«Если дикая и девственная страна подвергается колонизации, то влияние ее сказывается прежде всего не на флоре и фауне, а на человеке».

Л. Шренк.

Введение.

С незапамятных времен на территории Дальнего Востока жили, охотились, ловили рыбу, поклонялись природе малые народы. Одним из таких народов были Удэгейцы, проживающие на территории района имени Лазо Хабаровского края. Складывавшаяся веками культура этого народа признана уникальной и неповторимой, в ней материальное (хозяйство, быт, семейный уклад), тесно переплетено с духовным, основу которого составляли анимистические представления об окружающем мире, промысловые культы, позднее шаманство.

На культуру Удэгейцев в определенные периоды оказывали влияния культуры других народов: корейцев, китайцев, русских. Сегодня, в условиях глобализации под влиянием культур, надвигающихся на удэгейцев с юга и с запада, началась коренная ломка их общественного строя со стороны моральной и социальной.

Дальнейшее развитие этого народа становится проблемным. Проблема состоит в том, что давление доминирующей культуры индустриального и постиндустриального общества оставляет все меньше возможностей для сохранения их традиционного образа жизни, материальных основ этнической культуры и самого народа как своеобразной этнической общности. В свете данной проблемы, тема приобретает особую актуальность.

Отличительной характеристикой этого народа является специфический культурный облик, невозможность существования вне природного комплекса, и, как следствие, стремление к сохранению традиционного природопользования и культуры. Известно, что природа давала все необходимое для жизни: пищу, одежду, кров. Одежду, дома, предметы быта они изготавливали из природных материалов: дерева, камней, шкур, костей, сухожилий животных и рыб.

Культура как сложно организованная система не пребывает в стабильном состоянии, а демонстрирует интенсивный динамизм. В ходе ее развития осуществляются трансформационные процессы, когда в пределах ограниченного исторического времени одни формы культуры уступают место другим, вновь возникающим, несущим в себе новые черты.

Важным аспектом понимания ситуации в современной культуре является то обстоятельство, что существенно изменились роль и соотношение факторов, влияющих на динамику культуры. Со второй половины XX века появились новые факторы: индустриализация, рыночный характер хозяйствования, интенсивная миграция и глобализация. Все это затронуло и удэгейский народ.

По мнению многих современных исследователей, глобализация сопровождается кризисом базовых ценностей, способным привести к общей нестабильности, нанести вред.

Цель работы: выявление важнейших процессов развития культуры удэгейцев под влиянием глобализации.

Задачи: рассказать овлиянии на культуру и быт удэгейцев русских переселенцев, китайцев и других народов; о противоречиях, источником которых является хищническое отношение к природе со стороны сообщества переселенцев; показать, что глобализация может оказывать как негативное, так и позитивное влияние на развитие удэгейцев; осуществить анализ современного состояния культуры удэгейцев.

Мир культуры аккумулирует духовную энергию человека, дает импульс для самопознания и самореализации, определяет границы поведения, обогащает социальную память этноса, сохраняет культурное наследие, осуществляет трансляцию ценностей и достижений в процессе преемственности поколений, оставаясь неотъемлемым атрибутом не только индивидуально-человеческого, но и этнического существования.

В результате контактов коренного и пришлого населений возникают культурные и социальные отношения и связи, естественно и закономерно, взаимодействуют друг с другом их культуры. Общеизвестно, что состояние общества во многом зависит от состояния его культуры, прежде всего локальной (или традиционной). Распад этой культуры ведет к духовной гибели коренных народов, а затем к их физическому исчезновению с этнографической карты мира.

Жизнь удэгейцев до начала значительного влияния переселенцев.

Быт.

Если бы кто-нибудь пожелал теперь увидеть удэгейцев такими, какими они были сто лет назад, то пришлось бы разочароваться. В настоящее время удэгейцы сделали много заимствований у «завоевателей» и многое утратили в своем укладе жизни, которая была так же безыскусственна и проста, как просты они сами.

Раньше они распространялись далеко на юг. К западу от Сихотэ-Алиня удэгейцы жили по р. Даубихе, Улахе и Ното. С течением времени они частью вымерли, частью же, потесненные китайцами, отошли на север. Оставшиеся подверглись совершенному ассимилированию со стороны пришлого китайского населения и получили название «тазов».

Переселенцы совершенно не были подготовлены к встрече с туземцами, и потому с первых же дней между теми и другими создались отношения враждебные. Теснимые русскими и китайцами, удэгейцы начали оставлять родные могилы и веками насиженные места и уходить все дальше и дальше в горы.

Дальше к северу на побережье моря от бухты Терней до р. Амагу жили те же тазы, но меньше подвергшиеся влиянию китайцев. Одежда их состоит из смеси китайского костюма с удэгейским. Многие из них знают одиночные удэгейские слова, но говорят по-китайски. Некоторые старики умеют делать лодки, с грехом пополам плавают по рекам и плохо ходят на лыжах.

Еще дальше от мыса Белкина вплоть до реки Нахтоху и к западу от Сихотэ-Алиня, в бассейне Имана и реки Баку встречаются уже такие туземцы, которые называют себя «удэ (хе)».

Еще выше вплоть до мыса Аку, по верхнему течению Копи, по всему Бикину, Хору, по p. Мухен, Анюю и по низовьям Сунгари, жили настоящие удэгейцы. Одеваются они в свои национальные костюмы, знают выделку рыбьей кожи. Живут в юртах и занимаются исключительно только охотой и рыболовством. Между собой говорят на родном языке и только счет да некоторые одиночные слова знают по-китайски.

Удэгейцы вместо фамилии называют свой род, который отмечает местность, где исстари жили их отцы и деды. Напр., Намука -от слова «Наму», что значит море, Копинка-от р. Копи, Куинка-от p. Kyи, Ауканка-от бухты Аука и т. д.

По рассказам самих удэгейцев, раньше их было так много, что, пока лебеди летели от р. Копи до залива Ольги, то от дыма, подымавшегося от множества юрт, из белых становились черными. Так говорили они о многочисленности своих поселений.

Физический тип лесного обитателя-удэгейца-близок к тунгусскому. Средний рост мужчин-166 сантиметров, женщин-145 см. Фигура стройная, сухощавая. Среди них нет ни толстых, ни тонких; они все одинаковы и как бы вылиты из одной формы. Цвет глаз-карий. Кожа-грязносмуглая, со слабым оттенком желтизны (приложение 1).

Осторожные, молчаливые и скрытные удэгейцы обладают удивительной выдержкой характера. Они говорят тихо, лаконически и никогда не спорят.

Одежда мужчин состоит из халата (тэга), узких штанов (хэйги), наколенников (амуги), нарукавников (адакты), головного покрывала (помпу) и маленькой шапочки (богдо). Вся одежда практична, например нарукавники надеваются для того, чтобы в рукава не залезала мошка и не задувал ветер (приложение 2).

Весь костюм удэгейца, от головного убора до обуви, богато и красочно разукрашен орнаментами, вышитыми цветными нитками. Раньше одежда их шилась из выделанных звериных шкур и рыбьей кожи. Особенной пестротой костюма отличается одежда женщин (приложение 3).

Язык удэгейцев богат гласными звуками, иногда с удвоениями и утроениями одной и той же буквы. Вследствие обилия гласных звуков речь их полна интонации, которая иногда принимает певучие оттенки напр.: «Анаа-анана», т. е. давно-давно…

У них нет никакой письменности, нет даже знаков, которые изображали бы цифры, но есть свои условные таежные знаки. Например, воткнутая заструганная палочка-это обращение внимания прохожего, что это дело рук человека. Положенная на землю стрела говорит, что немного дальше через дорогу насторожен самострел и потому следует быть осмотрительным.

Юрты удэгейцев сделаны из древесного корья и представляют из себя двускатную крышу, непосредственно поставленную на землю. Чтобы корье не коробилось от сухости и чтобы его не сорвало ветром, его снаружи прижимают лесом; щели не заделываются вовсе, их просто засыпают снегом (приложение 4).

Входы в юрту иногда бывают с обеих сторон и завешиваются полотнищами палатки или кусками бересты, растянутыми на палках. Вверху в крыше оставляется отверстие для выхода дыма.

Костер расположен посредине жилища. Стоять в юрте нельзя, надо или лежать, или сидеть. По обе стороны вдоль огня положены берестяные подстилки, устланные звериными шкурами. Женщины и дети помещаются около дверей, в одной стороне юрты, мужчины-с другой стороны.

Это жилище со всем его скарбом столь несложно, что удэгеец, когда убьет какого-нибудь крупного зверя, вроде лося, предпочитает не зверя тащить к дому, а вместе с семьей перекочевать к тому месту, где лежит убитое им животное. Жилище строится из материала, находящегося под рукою. Высокою температурою юрты похвастаться удэгейцы не могут. Люди согреваются только лучистою теплотой костра. И в этой температуре живут и женщины, и дети. Почти все время они сидят на корточках у костра и греют свои руки. На ночь, во избежание пожара, огонь гасится. Сквозь открытое дымовое отверстие в крыше видны звезды на небе, и тогда температура в жилище сравнивается с наружной.

Привыкая с детства к холоду, удэгейцы приобретают закал и потому легко переносят стужу.

Общественный строй.

Общественный строй удэгейцев весьма оригинален. У них власть отсутствует, но вместе с тем развито почитание старших. Глубокие старики, как и старые женщины, становятся хранителями традиций старых обычаев и обрядов.

Во всяком деле руководители являются сами. Идут ли удэгейцы на охоту, во главе становится наиболее опытный. Едут ли они по морю в лодке, голос остается за человеком, которого все знают, как хорошего морехода.

На стойбище каждая семья живет своей жизнью; тут уже строй патриархальный. В семье распоряжается старший. Младшие не пререкаются со старшим, но и старшие всегда выслушивают младшего.

Удэгейцу незнакомо чувство эгоизма. Внимание к чужим интересам, к чужой нужде в нем так же развито, как и забота о своей семье. Не поддерживать чужую семью - великий грех. Опасность одному человеку есть опасность всему роду, всему народу.

Нельзя также обойти молчанием гостеприимства. Гостю предлагается чай, юкола и сушеное мясо. Вечером, после ужина, женщины высушат его одежду, осмотрят обувь и, где нужно, сделают починку.

Раздел земли они так же не понимают, как раздел воды и воздуха, которыми пользуются наравне и люди, и звери, и птицы. Кто где хочет, тот там и селится.

В основу питания удэгейцев ложится рыба. Без юколы они терпят такую же нужду, как и русский пахарь в неурожайные годы. Юколой удэгеец кормится сам, кормит свою семью и всех своих собак. Удэгейцы едят сырую рыбу не только зимою, но и летом. Самое большое лакомство-головные хрящи кеты или горбуши. Они очень часто употребляют в пищу и сырое мясо (приложение 5).

Труд между мужчиной и женщиною строго разграничен. На мужчинах лежит охота, рыболовство. На женщине- вся домашняя работа, работа около юрты и шитье одежды. Дело мужчины поймать рыбу, дело женщины выпотрошить ее и приготовить юколу. Как бы много ни было работы у женщины, помогать ей мужчины, если они дома, не станут.

Женщина в период родов считается нечистой. Ей в то время нет места в общей юрте. За несколько дней до родов муж делает жене маленькую юрточку. Там, несмотря ни на какой мороз, помещается роженица. Роженицу навещает, только одна какая-нибудь старая женщина, подает ей через дверь дрова и пищу, но сама к ней не входит. Как только родится ребенок, ему перевязывают пуповину и, если это случилось летом, его моют холодной ключевой водой, если роды произошли зимою, ребенка кладут в снег, потом растирают и заворачивают мальчика в медвежий мех, девочку-в мех рыси. Приспособляемость к борьбе с природою развивается с малого возраста.

Удэгейцы- удивительные мастера плавать по рекам на своих долбленых челноках. Управляют лодкой два человека: один стоит на носу, другой на корме сзади. Тут нужны отвага, ловкость, глазомер и физическая сила. Малейший промах, малейшая оплошность, и все погибло. На реке в лодке, когда и хороший, опытный пловец почувствовал бы страх, они вовсе не замечают опасности и работают шестами с таким видом, как будто под ногами у них твердая почва. И это удивительно, что среди них нет ни одного человека, который умел бы плавать. Вот почему они никогда не купаются, они боятся (приложение 6).

Все удэгейцы замечательные мастера бить острогою рыбу. Если она проходит далеко от лодки и достать ее нельзя, они бросают в нее острогою и почти всегда без промаха. Так же они бьют и плавающих птиц.

Лесные люди - страстные охотники и отличные следопыты. В пути от зоркого глаза удэгейца ничто не скроется. Он знает, какой зверь и когда прошел, молодой или старый. Оставленный бивак он осматривает с особым вниманием и точно определяет, кто ночевал, сколько людей, какой национальности, чем они занимаются и куда направились (приложение 7).

Все удэгейцы отличные бегуны на лыжах. Весной, когда снег занастится, ходоки пробегают по 100 километров в день. Искусство ходить на лыжах у них развито до виртуозности.

Все лето удэгейцы заняты рыболовством. Надо поймать рыбы столько, чтобы обеспечить семью на весь год, надо заготовить юколу и для собак. Недолов рыбы расстраивает все планы.

Но вот кончается рыбная ловля, и удэгеец начинает собираться на соболевание. В большинстве случаев они охотятся в одиночку. У каждого свой район, свое место, доставшееся ему в наследство от отца и деда. Здесь, в горах, в маленькой юрточке проводит он долгие зимние месяцы. Всюду он видит козни злых духов. Каждый удэгеец всегда имеет при себе изображение духа-покровителя, который может оградить его от бед и несчастий.

Застанет удэгейца ночь в дороге, он остановится, осмотрится и где-нибудь тут же расположится под деревом. Как зверь в тайге. Где застала его ночь, тут он и заснул, а на утро пошел опять дальше.

При таком общественном строе, при такой заботе о человеке и при таком внимании к чужим интересам, у удэгейцев ничто так не поражает своим диссонансом, как обычай кровавой мести.

Случилось несчастье, - охотник убил другого, может быть нечаянно. Особенная опасность грозит той семье, к которой принадлежит виновник убийства. За смерть насильственную нельзя не мстить, ибо душа убитого никогда не попадает в царство теней и потому будет вечно странствовать по земле, вопиять о мщении и, наконец, озлобленная, перейдет к черту. Вот почему месть-святое дело. Женщины, старики и дети неприкосновенны.

Для разбора конфликта с той и с другой стороны выбирается по одному лицу, принадлежащему непременно к нейтральному роду. Это судебные защитники. Когда обе стороны приходят к обоюдному соглашению. Виновный в убийстве, или вся его семья, или весь род должны заплатить семье потерпевшего штраф.

Миросозерцание.

Все удэгейцы-анимисты. По их воззрениям, в природе все органическое, все живое и все человекоподобное. Сама по себе земля есть колоссально живое существо. Они кругом видят жизнь. Смерти нет. Она возможна только от козней злых духов.

У удэгейцев много предрассудков и разных примет. Эти предрассудки пугают их, заставляют всего остерегаться, всего бояться.

По представлениям удэгейца, все живое на земле имеет душу. Со смертью душа оставляет тело, но не уходит далеко, а витает некоторое время около юрты, ожидая, когда шаман отведет ее в загробный мир.

Шаманство это не религия, это особый способ общения с божествами. Шаманство это страдание, которое будет сопровождать человека всю жизнь. Настоящий шаман глубоко убежден, что духи являются ему во сне и указывают, что надо сделать, чтобы помочь людям, как изгнать черта, как найти пропажу, дать добычливую охоту или исцелить тот или иной недуг.

Необходимой принадлежностью шаманского костюма является короткая юбка из нерпичьей кожи, отороченная по подолу цветной полосой, на которой нашиты люди, звери и птицы (приложение 8).

Влияние переселенцев на жизнь удэгейцев

Включение коренных народов в состав Российского государства имело особое значение для исторического развития коренного населения, в частности для Удэгейцев. Постоянные контакты с русскими людьми привели к разнообразным изменениям в жизни коренного населения. Процесс этот был весьма сложным. Постепенно вовлечение натурального хозяйства аборигенов во всероссийскую экономику вывело их из первобытной замкнутости и изолированности. Под влиянием русского населения они стали заниматься огородничеством и домашним животноводством. Постепенно перешли от охоты и рыболовства к охоте на пушного зверя и торговле пушниной в обмен на промышленные товары и европейские продукты (приложение 9).

«Приобщение к цивилизации» для многих первоначально вызвало распространение новых социальных последствий. В результате упадка традиционного хозяйства и распространения алкоголизма резко повысилась смертность населения от голода, эпидемий кори и оспы. Особо тяжело пришлось аборигенам в период Гражданской войны 1918-22 гг. В эти годы промысловое хозяйство находилось в кризисе, упала торговля пушниной и, как результат, сократилась численность населения.

В советскую эпоху коренные народы региона получили государственную поддержку. В 1924 г. при Президиуме ВЦИК был создан Комитет содействия народностям северных окраин, который стал заниматься проблемами коренных народов СССР. В 1926г. при Далькрайисполкоме был учреждён Дальневосточный Комитет Севера под руководством выдающегося ученого К. Я. Лукса. Ученые Комитета разрабатывали письменность для языков аборигенов, создавались национальные артели и колхозы.

В начале 30-х годов ХХ в. была создана письменность на латинской графике и изданы школьные учебники для удэгейцев. Литературный удэгейский язык был создан Евгением Робертовичем Шнейдером на базе хорского диалекта.

В январе 1989 года Хабаровским крайисполкомом официально утверждена новая удэгейская орфография, разработанная М. Д. Симоновым и В. Т. Кялундзюгой (приложение 10).

На удэгейском языке существует литература и относительно незначительная книжная продукция. Особый вклад в развитие и сохранение национальной идентичности, а также в изучение языка и фольклора удэгейцев делает удэгейский учёный Валентина Кялундзюга.

Из среды удэгейцев, в прошлом не имевших даже своей письменности, вышел писатель Джанси Кимонко. Его книги хорошо известны не только в нашей стране, но и переведены на иностранные языки (приложение 11).

Численность носителей удэгейского языка постоянно уменьшается — так, во время последней переписи населения России удэгейский родным назвали только ¼ всех российских удэгейцев (ок. 400 человек).

Трудно было объединить разбросанные на громадной территории, живущие в горах и тайге отдельные удэгейские семьи. Большая работа в этом направлении была проведена русскими людьми, главным образом коммунистами, которые добирались до каждого стойбища, до каждого отдельного жилища, неся удэгейцам правду о новой жизни, призывая их спускаться в долины. В 1935 г. коче­вавшие по р. Хор и ее притокам удэгейцы поселились в с. Гвасюги, где в эти годы был создан колхоз «Ударный охотник» (приложение 12).

Политика коллективизации вела к разрушению связи людей с традиционной системой хозяйствования, к потере национально-культурной самобытности народов, к их принудительному включению в другой, чуждый им уклад жизни.

Проходило отчуждение аборигенов от охотничьего хозяйства. Искусственная концентрация населения, «интернатизация» детей, утрата связи между поколениями, - всё это вело к отчуждению от прошлого традиционного образа жизни.

Однако нельзя не признать, что охват аборигенов медицинской помощью, ликвидация неграмотности и значительное улучшение условий жизни оказали благоприятное воздействие на уровень жизни.

Наряду с изменением хозяйственной жизни удэгейцев изменился и их быт. Нет больше дымных холодных шалашей; даже охотники на промыслах живут в теплых промысловых избушках. В каждом удэгей­ском селе имеется школа, библиотека, магазин, медпункт. При тяжелых заболеваниях удэгейцы обращаются в районные больницы, а иногда обслуживаются санитарной авиа­цией. Появились автомашины, моторные лодки и катеры. В домах есть радио, телевидение и интернет. Хозяйственную утварь теперь покупают, но сохраняется и утварь старых форм, изготовленная из дерева или бересты.

Однако, несмотря на это, положение во многих сферах жизни остается плачевным.

Интенсивное промышленное освоение природных ресурсов существенно сократило возможности ведения традиционных видов хозяйственной деятельности. Из традиционного хозяйственного оборота изъяты значительные площади охотничьих угодий. Часть используемых прежде для традиционных промыслов рек и водоемов в связи с экологическими проблемами потеряли своё рыбохозяйственное значение.

Все чаще лесозаготовители уничтожают охотничьи угодья, а с рыбных мест коренных жителей вытесняют промысловые и туристические фирмы (приложение 13).

Основной лейтмотив выступлений представителей всех коренных малочисленных народов – озабоченность, вызванная приходом на исконные земли промышленных гигантов, и утрата самобытности.

Если более крупным этническим группам гораздо легче приспособиться к новым условиям существования, то малые народы под влиянием изменений в традиционном укладе жизни отрываются от корней и теряют свою культурно-этнографическую самобытность.

Заключение

Изучение традиционной культуры малочисленного удэгейского народа представляет собой большой интерес, является актуальным и современным.

Традиционная культура удэгейцев формировалась на протяжении многих сотен лет не изолированно от других народов. Она передавалась от поколения к поколению, сохранялась и обогащалась. Несмотря на то что удэгейцы еще в начале ХХ столетия разделялись на многочисленные территориальные группы с определенными диалектическими особенностями в языке, им удалось создать единые традиции в материальной и духовной культуре, дополнить и обогатить культуры других народов Дальнего Востока.

По всему миру коренные группы сталкиваются с общими проблемами в борьбе за защиту своих земель, природных ресурсов и обычаев. Борьба за защиту человеческих и трудовых прав коренных народов стала неизмеримо труднее в силу того, что очень немногие знают историю или современную жизнь коренного населения. А вне исторического или культурного контекста почти невозможно понять нынешние проблемы коренных народов.

Размышляя о проблемах, с которыми сталкиваются коренные народы во всем мире, важно помнить, что корни многих социальных, экономических и политических проблем нужно искать в колониальной политике. Элементарные права коренных народов попирались, а политика в отношении этих народов была направлена на их ассимиляцию в колониальное общество и его культуру. Слишком часто наследием этой политики становились нищета, высокая детская смертность, массовая безработица, а также алкоголизм и наркомания со всеми сопутствующими проблемами.

Фундаментальная задача для удэгейского народа состоит в том, чтобы избежать опасности превращения в музейные экспонаты в заповедниках глобализирующегося информационного общества, чтобы в этих условиях вновь продемонстрировать собственную историческую состоятельность. Решение данной исторической задачи во многом зависит от их собственной активности. В то же время такое решение невозможно без действенной государственной поддержки, существующие формы и механизмы которой нуждаются в серьезном концептуальном переосмыслении.

Список источников и литературы

  1. Всероссийские переписи населения 2002 - 2010 годов.

  2. Арсеньев В. К. Китайцы в Уссурийском крае. // Записки Рус. геогр. о-ва. — Хабаровск, 1914. — т. 10. — вып. 1.

  3. Старцев А. Ф. Приёмы охоты и снаряжение удэгейского охотника // Этнография и фольклор народов Дальнего Востока СССР. — Владивосток, 1983.

  4. Суник А. П. Удэгейский язык // Языки народов СССР . Т 5. — Л., 1968.

  5. История и культура удэгейцев (под ред. А. И. Крушанова). — Л.: Наука, 1989.

  6. Арсеньев В. К. Лесные люди удэхейцы. — Владивосток, 1926.

  7. Народы Сибири. — М.—Л., 1956.

  8. Ларькин В. Г. Удэгейцы. — Владивосток, 1958.

  9. Васильченко, О.А. Социально-культурные процессы на Дальнем Востоке Российской Империи (вторая половина XIX начала ХХ вв.): аккультурация населения / О.А. Васильченко // Учѐные записки. - №1-2. – 2011.

  10. Досужие фотозарисовки - Краеведческий музей. Коренные жители Дальнего Востока [Электронный ресурс]. – URL: http://dkphoto.livejournal.com/157320.html

  11. Ковалева, Л.А. Дальний Восток России: проблемы и перспективы развития / Л.А. Ковалева. – Комсомольск-на-Амуре, 2005.

  12. Меньшикова, Н. Диалоги культур /Н. Меньшикова [Электронный ресурс]. – URL: www.statusquo.ru/author/595/article_853.html

  13. Развитие культуры и науки на Дальнем Востоке [Электронный ресурс]. – URL: http://09403.khstu.ru/studentsbooks/region/regucheb/material

  14. Газета «Наше время», №1 14 января 2016г.

Приложения

 

1. Мужчина удэгеец

 

 

2-3. Особенности удэгейской одежды

 

 

4. Юрта

 

 

5. Приготовление юколы и талы

 

 

6. Лодки

 

 

7. Рыбалка острогой

 

 

8. Шаман

 

 

9. Сруб и огородничество

 

 

10. Удэгейский алфавит из букваря Е.Р. Шнейдера 1932 года.

 

 

11. Д.Б. Кимонко

 

 

12. Сдача меха в колхозы

 

 

13. Изменение ландшафта лесозаготавителями

 

Просмотров работы: 1279