КРЕЩЕНИЕ РУСИ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

КРЕЩЕНИЕ РУСИ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

Симонян И.В. 1
1
Савосько Н.В. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Трудно переоценить значимость становления христианства на Руси. Принятие православия имело как свои предпосылки, так и свои последствия для формирования нашего государства.

Славяне в те времена были язычниками. Они возводили каменные и деревянные статуи в рощах, молились на них, приносили им жертвы и др. В момент совершения религиозных обрядов, они преподносили жертвы своим богам. Надо отметить, что эти жертвы далеко не всегда были безобидными, как например: грибы, ягоды и мед. В жертву приносились как животные, так и люди… У восточных славян было множество богов. Они почитали богов природы, например – бог солнца был Даждьбог, бог грома и молнии - Перун и пр. Еще они поклонялись Сварогу – богу огня, Семарглу, его имя связано с сакральностью числа 7 у восточных славян, Макоши – олицетворением женского начала.

В жизни древнерусского общества в X веке произошли большие изменения. Язычество не позволяло развиваться обществу, мешало великокняжеской власти, военным, дипломатическим и торговым отношениям. Многобожие было антиподом укрепления власти киевских князей и их авторитета. Язычество стало в прямом смысле помехой внешнеполитических отношений, так как у соседей на западе, севере и юге религия уже давно утвердилась. Первые попытки что-то изменить заключались в реформировании язычества. В 980 году князь Владимир предложил религиозную реформу, но в итоге она не имела никакого успеха. Суть заключалась в том, что князь учредил пантеон из 6 главных природных богов. Верховным богом был провозглашён бог Перун. Идолы вышеуказанных богов возводили по близости княжеского терема. В итоге реформа серьезных последствий не имела.

Крещение Руси – это процесс введения христианства византийского обряда в Киевской Руси как государственной религии. Первый правителем Руси, принявшим православие, была княгиня Ольга, крестившаяся в Константинополе в 957 году. Она не завоевывала чужих территорий, а направила свои силы на изменение внутренней политики, и поэтому до сих пор народ сохранил о княгине Ольге добрую память. Она провела административную и налоговую реформы, которые облегчили положение простого народа, и упорядочила жизнь в государстве.

На сегодняшний день достоверно считается первое августа 988 года, официальной датой, когда произошло Крещение всей Руси. Это время правления великого, киевского князя Владимира Святославовича. Несколько ранее до крещения Руси, князь Владимир Святославович первым окрестился и принял христианство. По приезду в Киев он сначала крестил своих детей, а потом и народ киевский.

Князь Киевской Руси был уверен, что появление и введение новой религии будет влиять на сплочение славянских племен. В достоверных источниках сказано, что Князь Владимир, желал взять в жены принцессу Анну, младшую сестру византийского императора. Но для этого император поставил условия – принятия Владимиром христианства.

Отвергнув иудаизм, ислам, западное христианство, сказано в летописях «Повести временных лет», великий и могучий князь Владимир предпочел византийский вариант христианства – «православию».

Сразу же после всеобщего принятия религии - христианства, начали отстраивать церкви в Киевской Руси. Князь на постройку самой большой церкви «Десятинная» выделил со своего владения десятую часть своего имущества. От чего она и получила название такое. Первым митрополитом Киевской Руси был грек Феофилакт.

Большое влияние на развитие государства оказало крещение Руси. Христианство объединило разно племенное население в единый народ. Была укреплена власть правления, так как религия гласила, что она дана Богом. Массово развивалась культура. Повысился уровень торговли. В строительстве развивалась каменная кладка, так как стоили церкви и монастыри. Киевская Русь вошла в список могущественных стран в Европе.

Также княжеская власть получила крепкую опору церкви. Единая вера в Бога давала населению, заселявшему, в то время, Киевскую Русь, ощущение единения и общности. Постепенно складывалось общерусское самосознание - важный элемент единства древнерусской народности. В общем, христианство, проповедуя монотеизм, который является источником порядка, внесло довольно серьезный вклад в феодальные отношения Киевской Руси. Крещение Руси усилило внешние политические отношения с другими государствами. По этой причине из Византии были доставлены множество книг на славянском языке. Многие овладели славянской письменностью. Повысился культурный уровень населения. Люди стали более грамотными. Большой вклад в развитие Руси религия дала в направлении иконописи, живописи, системе образования.

Подводя итоги можно сказать, что православие стало одним из факторов, предупредившее особенности истории в социальной, религиозной, политической, культурной сфере в нашей стране до сегодняшнего дня.

Историческое значение Крещения Руси повлияло на все сферы деятельности и социального строя. Христианство – государственная религия Киевской Руси. Данная эпоха возникновения религии христианства послужила этапом развития культуры. Древнерусская культура обрела новые черты и особенности. Совместно с возникновением и обучением письменности, религия усилила прямое значение и создание единства народа и славянской особенности. Появились устойчивые модели этнического самосознания древнерусского народа.

Появлению литературы на Руси сопутствовало появлению письменности и грамотности. Хотя темпы развития были малы, но уже к XI веку возникает древнерусская литература.

Основным и важным последствием принятия религии христианства, явилось признание Руси, Византией, которая в это время считалась самым развитым и богатым государством. Доходы Византии были намного больше доходов всех европейских государств вместе взятых. Также родство с сестрой Византийского правителя более сблизила наши государства. Да и сама государственность у нас появилась с принятием христианства.

Не маловажным этапом стало крещение в области просвещения. Были произведены первые попытки организации школы. Учение было обязательным. Как правило, учениками становились дети князей и бояр. Жизнь страны, а в частности развитие технических возможностей, развивалась прогрессирующими темпами. Общение с греческими христианами позволило, повысить уровень сбора урожая. Русичи переняли у них новые предметы и технику для занятия сельских хозяйством.

Влияние Византийской архитектуры на Киевскую Русь дало нам большой скачок в строительстве. Здания стали строить больше из камня, чем из дерева, хотя деревянное зодчество русских мастеров и сейчас поражают нас своей красотой и добротностью. Особым этапом в строительстве на Руси стало возведение каменных церквей по византийскому типу. Хорошими мастерами-строителями были греки. Христианские архитекторы поделились техникой кладки камня с народом Руси, научили сводить и возводить купольные покрытия зданий.

По причине столь больших изменений и развитию всех отраслей, стороной не обошло и развитие ремесел. Развивалась мозаика, которой украшали внешние и внутренние поверхности зданий. Появилась резьба по камню. Живопись русских художников древнерусской эпохи ярко выражено в произведениях, которые сохранились до наших дней. Эпоха расцвета повлияла на произведение лучших творений образцов византийского строительства. Художество и строительство тесно шагали в ногу. Также до наших дней сохранились в разных местах тогдашней территории Киевской Руси поразительные образцы архитектурного искусства.

Христианская религия внесла славянские государства в систему христианских стран Европы и ее культурой и достижениями. Русская культура обогатилась глубокими историческими традициями и обычаями Византии и стран ближнего Востока.

Согласно русской летописи «Повесть временных лет», князь во время крещения своего народа вознёс следующую молитву:

 

«Боже великий, сотворивый небо и землю! При́зри на новыя люди сия и даждь им, Господи, уведети Тебе, истиннаго Бога, якоже уведеша Тя страны христианския, и утверди в них веру праву и несовратну, и мне помози, Господи, на супротивнаго врага, да надеяся на Тя и Твою державу, побежю козни его!»

Разные этапы становления были у нашего государства, но в суровые годы, когда опасность поражения и даже уничтожения нашей страны казались неоспоримым фактом, только обращение к Богу и возвращение к Православию спасало нас. И в настоящее время, когда мы повернулись лицом к нашей религии, России вернулась былая мощь, уважение и сила, которая спасает не только наше государство, но и многие другие.

Список литературы

  1. Алексеев С. В. Крещение Руси: Источники против интерпретаций // Историческое обозрение. — М.: ИПО, 2004. —Вып. 5. — С. 20 – 33.

  2. Беляев С. А. О названии церкви, в которой был крещен князь Владимир // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2001. № 2(4). С. 50-68.

  3. Введение христианства на Руси / Сухов А. Д. (ред.). — М.: Мысль, 1987. — С. 302.

  4. Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. В 2 т. — М.: Императорское общество истории и древностей российских при Московском университете, 1880. — Т. 1: Период первый, Киевский или Домонгольский. Первая пол.. — С.793.

  5. Знаменский П.В. Руководство к русской церковной истории. 2-е изд.-Минск, Б.Э. 2014.- С.3- 26.

  6. Нестор Летописец Повесть временных лет. 3-е изд. / Пер. со ст. славян. Лихачев Д. – Л., Наука, 2007. – С. 672.

  7. Татищев В.Н. История российская. 1Т. – М., АСТ, 2014.- С. 576.

  8. Титмар Мерзебургский. Хроника. В 8 книгах.Серия: Mediaevalia: Средневековые литературные памятники и источники. 2-е изд., исправл. / Пер. с лат. И.Дьяконова / М. Русская панорама 2009г. – С.

265.

7

Просмотров работы: 9220