ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ЛЫЖНЫМ СПОРТОМ НА РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ШКОЛЬНИКА

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ЛЫЖНЫМ СПОРТОМ НА РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ШКОЛЬНИКА

Пантелеев К.А. 1
1
Фролова О.Н. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3

I. История возникновения и развития лыжного спорта……………... 4

II. Виды лыжного хода……………………………………………….... 5

III. Лыжная экипировка………………………………………………... 6

IV Влияние занятий лыжным спортом на организм школьника…..... 6

V. Памятка для родителей и учеников……………………………..…. 7

5.1 Подбор лыж и лыжных палок…………………………….…... 7

5.2 Подбор лыжных ботинок………………………………..…….. 7

5.3 Подбор лыжных креплений…………………………..……….. 8

VI. Лыжи летом…………………………………………………............. 8

VII.Результаты анкетирования………………………………………… 9

VIII. Выводы……………………………………………………………. 10

Список использованной литературы………….………………………… 11

Приложения 1,2

Введение

Могу предположить, что занятие лыжным спортом благотворно влияет на всестороннее развитие школьников, способствует воспитанию морально-волевых качеств личности. Регулярные занятия способствуют укреплению здоровья, закаливанию, повышению сопротивляемости организма к различным заболеваниям.

Актуальность работы заключается в том, что здоровье и познавательный интерес школьника, а также умственная работоспособность напрямую зависит от физического развития, морально-волевых качеств личности и настроения учеников.

Цель работы: изучить влияние занятий лыжным спортом на организм школьника. Повысить кругозор школьников в области лыжного спорта. Заинтересовать одноклассников заниматься лыжным спортом.

Задачи работы: изучить историю развития лыжного спорта. Познакомить одноклассников с основными правилами занятий лыжным спортом. Рассказать одноклассникам о положительном влиянии занятиями лыжным спортом на организм школьника. Провести анкетирование среди одноклассников и выявить заинтересованность в занятиях лыжным спортом. Сделать анализ результатов анкетирования.

Объект исследования: физическое и эмоциональное состояние школьника.

Предмет исследования: влияние занятий лыжным спортом на развитие физического и эмоционального состояние школьника.

Методы исследования:изучение литературы. Классификация знаний. Систематизация материала. Анкетирование и анализ данных.

I.История возникновения и развития лыжного спорта

Различные приспособления, увеличивающие площадь опоры при передвижении по глубокому снегу, использовались древнейшими народами в быту и на охоте (Рисунок1). Первыми такими приспособлениями, очевидно, были шкуры убитых животных, которыми древние охотники обматывали ноги, предохраняя их от холода. Это послужило толчком для использования других предметов (обломков коры, щепок, позднее и дощечек) для увеличения площади опоры (Рисунок 2).

Поначалу северные народности использовали ступающие лыжи различной формы – круглые, овальные и ракетообразные (Рисунок 3).

В процессе эволюции форма лыж постепенно совершенствовалась. После ступающих лыж появились скользящие (Рисунок 4). Но был период, когда применялись скользящие лыжи разной длины – одна узкая и длинная для скольжения, а другая – более короткая и широкая – для отталкивания. В условиях передвижения по пересеченной местности, на охоте и в лесу использовать лыжи разной длины неудобно.

Во второй половине 19 века в России начало развиваться организованное спортивное движение.

Первые соревнования по лыжному спорту были проведены в нашей стране 13 февраля 1894 г.

29 декабря 1895 г. в Москве состоялось торжественное открытие первой в стране организации, руководящей развитием лыж, - Московский клуб лыжников. Эту официальную дату и принято считать днем рождения лыжного спорта в нашей стране.

Клуб стал организатором и пропагандистом лыжного спорта в Москве и других городах.

С первых дней советская власть и правительство уделяло большое внимание физической культуре и спорту трудящихся.

В дальнейшем значительно изменился лыжный инвентарь - уменьшилась длина лыж и палок, появились жесткие ботинки и крепления, стали применяться бамбуковые палки с петлями для рук.

Современные лыжи имеют сложную структуру и технологию изготовления.

Лыжный спорт – один из самых массовых видов спорта. Наибольшей популярностью в силу доступности и характера воздействия на организм пользуются лыжные гонки на различные дистанции.

II. Виды лыжного хода.

Лыжные ходы разделяются по способу отталкивания на попеременные (отталкивание палками попеременное) и одновременные (отталкивание палками одновременное) и коньковые. По числу шагов выделяют попеременный двухшажный и одновременные одношажный и бесшажный ходы.

Классификация видов лыжного хода.

1. Классический ход:

- Попеременный (двухшажный, четырехшажный);

- одновременный (безшажный, одношажный).

2. Коньковый ход:

- полуконьковый одновременный;

- коньковый без отталкивания руками;

- одновременный одношажный;

- одновременный двухшажный;

-попеременный.

III.Лыжная экипировка.

Лыжи, палки, ботинки должны быть выбраны в зависимости от роста и веса ребенка.

Одежда должна быть легкой, не ограничивать свободу движениям, быть вода и ветра непроницаемыми, сохранять тепло, но не допускать перегрева организма.

Одежда многослойная.

Нижний слой – термобельё с ветрозащитным слоем, которое отводит влагу, но не намокает само (Рисунок 5).

Второй слой – флисовая кофта (Рисунок 6).

Третий слой – лыжный костюм (Рисунок 7).

На ноги лучше всего подойдут термоноски.

Шапка должна быть с хорошей теплоизоляцией (Рисунок 8). Под шапку, как правило, одевают балаклаву или бандану, которые надежно закрывают лицо, шею и уши лыжника (Рисунок 9).

Перчатки должны быть теплые, водоотталкивающе (Рисунок 10).

Для занятий, особенно на севере, нужны очки, которые защищают глаза от ветра, снега и слепящего солнца весной (Рисунок 11).

IV. Влияние занятий лыжным спортом на организм школьника.

Занятие лыжным спортом оказывает всестороннее влияние на организм школьника:

- вовлекаются все основные группы мышц ног, рук и туловища;

- благотворно воздействует на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную систему;

- развиваются двигательные качества – выносливость, сила, ловкость;

- воспитываются морально-волевые качества: смелость, настойчивость, дисциплинированность, коллективизм, способность к преодолению трудностей любого характера;

- длительная мышечная работа на чистом воздухе способствует закаливанию организма, значительно повышая его сопротивляемость к заболеваниям;

- динамическая работа ног при занятиях на лыжах оказывает укрепляющее действие на правильное формирование стопы, что предупреждает развитие плоскостопия;

- занятия лыжным спортом предают бодрость, повышают работоспособность, создают хорошее настроение.

V.Памятка для родителей и учеников по подбору лыжной экипировки.

5.1 Подбор лыж и лыжных палок.

Лыжи и лыжные палки подбираются в зависимости от роста ребенка и типа лыжного хода (Таблица 1).

Таблица 1. Подбор лыж и лыжных палок.

Рост, см

Лыжи

Лыжные палки

Классический ход, см

Универсальный

ход, см

Коньковый ход, см

Классический

ход, см

Коньковый

ход, см

140

160/165

160

155

110

120

145

165/170

165

160

115

125

150

175/180

175

170

120

130

155

180

175/180

175

125

135

160

185

180

180

130

140

Лыжи для классического хода более мягкие, с длинным поднятым острым носком.

Лыжи для конькового хода более жесткие, с закругленным носком.

5.2 Подбор лыжных ботинок

Ботинки для катания на лыжах подбираются в соответствии со стилем катания.

Для катания классическим способом, лыжные ботинки должны быть низкие и с мягкой подошвой (Рисунок 12).

Для катания коньковым стилем ботинки более высокие и жесткие, с манжетам для фиксации ноги (Рисунок 13).

Для любителей универсального способа катания созданы так называемые комби-ботинки, это ботинки средней жесткости, которые подойдут для катания любым стилем (Рисунок 14).

5.3 Подбор лыжных креплений

Крепления для беговых лыж бывают трёх видов:

1. Передние (Nordic 751) (Рисунок 15).

2. С «желобом» (система SNS2) (Рисунок 16).

3. с «рельсами» (система NNN3 и NIS4) (Рисунок 17).

По типу механизма крепления делятся на два вида:

1. Механические (Рисунок 18).

2. Автоматические (Рисунок 19).

VI.Лыжи летом

Даже летом занятия лыжным спортом не прекращаются. Для летних занятий производители изобрели лыжи-роллеры (Рисунок 20).

Лыжи-роллеры, роликовые лыжи или лыжероллеры – это спортивный инвентарь, предназначенный для передвижения на твердой поверхности, похожий на лыжи. Внизу на платформе, на которой стоит спортсмен, для передвижения закреплены колеса. Первые лыжи-роллеры появились в середине 1930-х г. в Италии и первоначально использовались для тренировки лыжников в летнее время, но с течением времени гонки на лыжах-роллерах приобрели популярность в Европе, что привело к появлению отдельного вида спорта – гонок на роликовых лыжах. Со временем не только профессионалы, но и любители стали обращать свое внимание на лыжероллеры.

Виды роликовых лыж

Роликовые лыжи так же, как и обычные, делятся на два вида: для конькового и для классического хода. Существует также деление на тренировочные и гоночные модели. Новичкам следует обратить внимание на тренировочные модели, которые сделаны максимально похожими на обычные лыжи, специальные колеса из мягких компонентов повышают сцепления с дорогой, что делает тренировочные модели медленнее, чем гоночные, которые способны развивать максимальную скорость. Отличие коньковых лыж-роллеров от классических в том, что для повышения устойчивости колеса последних более широкие и маленькие в диаметре, для удержания курса на скате рама классических роликовых лыж длиннее, и на одну из пар колес установлена блокирующая вращения колес назад трещотка.

VII. Результаты анкетирования.

Анкетирование проводилось среди 25-и учеников 2а класса. Результаты анкетирования представлены в таблице. (Приложение 2,таблица 2)

Анализ анкет показал, что 84% учеников знают виды зимнего спорта,92% занимаются в зимнее время спортом на воздухе, причем в семьях ведется пропаганда здорового образа жизни, родители активно занимаются с детьми физкультурой на воздухе.

100% школьников уверены в положительном влиянии занятия лыжным спортом на организм человека, а также 84% считают, что лыжный спорт улучшает настроение и состояние нервной системы после регулярных занятий. 100% учеников имеют представление о правильном подборе одежды для зимних видов спорта.

Только половина (48%) одноклассников регулярно посещает спортивные секции в местной спортивной школе.

VIII. Выводы

На основе изученной литературы, проведенного анализа результатов анкетирования и общения с друзьями по спортивной секции, я сделал следующие выводы:

1. Лыжный спорт благотворно влияет на всестороннее развитие школьника.

2. Подтверждается высокая заинтересованность младших школьников в двигательной активности на воздухе в зимнее время года.

3. Высокий процент одноклассников заинтересовался в более подробном знакомстве со всеми составляющими при занятиях лыжным спортом (видами лыжного хода, лыжными креплениями, правилами безопасности при использовании лыжного инвентаря, влиянии изменчивой северной природы на состояние лыжни, организма человека).

Я планирую продолжить свою исследовательскую работу в следующем учебном году. Мне хотелось бы проследить динамику изменения показателей скорости на различных дистанциях. Мне также интересно будет исследовать как занятия лыжным спортом влияют на личные характеристики школьника как коммуникабельность, коллективизм, способность к преодолению трудностей, сочувствию, ответственности.

Список использованной литературы

  1. Бутин И.М. Лыжный спорт. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 368с.

2. Миленина М.А., Красавина М.А. Методические указания. Коньковый ход. О.: ОмГТУ, 2008. 39 с.

3. Мосиенко М.Г. Лыжная подготовка. М.: МичГАУ, 2005. 72 с.

4. Пальчевский В.Н. Лыжный спорт. М., 1997. 101с.

2. Раменская Т.И., Баталов А.Г. Лыжный спорт. М.: Физическая культура, 2005. 320 с.

34.Раменская Т.ИЮный лыжник. М.: СпортАкадемПресс, 2004. 204 с.

8. Журнал «Лыжный спорт»: (сайт). URL: http://www.skisport.ru/.

Приложение 1.

Иллюстрации.

Рис. 1. Приспособления для передвижения по снегу.

Рис. 2. Приспособления для передвижения по снегу.

Рис. 3. Ступающие лыжи. Рис. 4. Скользящие лыжи.

Рис. 5. Термобелье. Рис. 6. Флисовая кофта. Рис. 7. Лыжный костюм.

Рис. 8. Шапка. Рис. 9. Балаклава и бандана.

Рис. 10. Варежки. Рис. 11. Очки.

Рис. 12. Ботинки для классического хода Рис. 13. Ботинки для конькового

хода.

Рис. 14. Комби-ботинки.

Рис. 15. Крепление Nordic 75. Рис. 16. Крепление SNS. Рис. 17.Крепление

NNN, NIS.

Рис. 18. Механическое крепление. Рис.19. Автоматическое крепление.

Рис. 20. Лыжи-роллеры.

Приложение 2.

Таблица 2. Результаты анкетирования.

1

Какие виды зимнего спорта Вы знаете?

Меньше 3

3 и более

4

21

2

Какими зимними видами спорта Вы занимаетесь или хотели бы заниматься?

Лыжами

Коньками

Другое

20

23

2

3

Какими видами спорта занимаются ваши родственники?

Лыжами

Коньками

Другое

10

3

14

4

Расшифруйте аббревиатуру: «ЗОЖ»?

Правильно

Не правильно

24

1

5

Как ты думаешь, занятия лыжным спортом влияет на организм школьника положительно или отрицательно?

Положительно

Отрицательно

25

0

6

Перечисли спортивную экипировку для занятий лыжным спортом?

Меньше 3

3 и более

3

22

7

Как ты проводишь выходные дни?

На воздухе

Дома

23

2

8

Посещаешь ли ты секции в спортивной школе?

Да

Нет

12

13

9

Хотел бы ты более подробно познакомиться с правилами занятий лыжным спортом?

Да

Нет

23

2

10

Улучшается ли твое настроение и общее состояние твоего организма после занятий спортом на воздухе?

Да

Нет

Не знаю

21

1

3

11

Заинтересовало ли тебя занятие лыжным спортом после моего выступления?

Да

Нет

Не знаю

21

1

3

1Nordic 75(англ.NordicNorm 75 mm) (Рантовая система) — система креплений беговых лыж, всем знакомая в СССР. В системе Nordic 75 иногда применяется фиксирующий подпятник. Преимущество данной системы креплений — низкая цена, а также более высокая ремонтопригодность и лучшая торсионная жесткость.

2 SNS(англ.SalomonNordicSystem) — система креплений беговых лыж, разработана французской фирмой SALOMON. В передней части креплений системы SNS расположены резиновые упоры, в которые при толчке упирается носок ботинка. В зависимости от жёсткости резинки регулируется жёсткость управления лыжей, поэтому для разных стилей катания используются резинки разной жёсткости.

3NNN(англ.NewNordicNorm) — система креплений беговых лыж, разработанная норвежской фирмой ROTTEFELLA. В передней части креплений системы NNN расположены резиновые упоры, в которые при толчке упирается носок ботинка. В зависимости от жёсткости резинки регулируется жёсткость управления лыжей, поэтому для разных стилей катания используются резинки разной жёсткости. Крепления для беговых лыж систем NNN и SNS различаются направляющими выступами для ботинок вдоль креплений. SNS имеет один центральный выступ, а NNN — два параллельных.

4 NIS(англ.NordicIntegratedSystem) — система креплений беговых лыж, разработана фирмами Rossignol, Madshus, Rottefella, и Alpina в январе 2005. Это последняя версия системы NNN. Эта система предусматривает плату, прикреплённую в заводских условиях к поверхности лыжи. Это обеспечивает лёгкость установки крепления и возможность его продольного сдвига. Крепления и ботинки NIS полностью совместимы со стандартом NNN

Просмотров работы: 10959