СКАЗОЧНАЯ КАРТА РОССИИ. ЧТО НЕСЕТ НАМ ОБРАЗ БАБЫ ЯГИ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ ТРАДИЦИЙ И ОБРЯДОВ СЛАВЯНСКОГО НАРОДА

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

СКАЗОЧНАЯ КАРТА РОССИИ. ЧТО НЕСЕТ НАМ ОБРАЗ БАБЫ ЯГИ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ ТРАДИЦИЙ И ОБРЯДОВ СЛАВЯНСКОГО НАРОДА

Белоусова А.И. 1
1
Слесаренко Т.Г. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Целью работы было выявить черты русского национального характера и традиций народа через обобщенный образ Бабы- Яги и традиции, связанные с ней. В процессе исследования и анализа и сравнения мифов, сказок и литературы мы выявили, что Баба Яга- могущественная богиня, прародительница рода, хранительница его жизненного пространства, его обычаев и традиций, жизненного уклада, присматривавшая при этом и за подрастающим поколением, хозяйка леса и зверей, живущая на его краю (границе двух миров) в избушке на курьих ножках (символ вечности времени), которая оборачивается вокруг себя как мельница (символ добра, достатка и благополучия). Она владеет тайными знаниями (утраченное значение ступы), мудростью поколений, которая передавалась лишь избранным (загадки). У нее можно попросить покровительства и научиться принимать решения (подарки героям). Она обладает символами оздоровления (деревянная лопата), развития организма ребенка (яблочки), знаний и законов нравственности (ступа) и целебной силы (метла). Указывает на черты национального русского характера (гостеприимство). Анкетирование показало, что в сознании детей и педагогов закрепился образ Бабы- Яги, поданный в сказках с принятием христианства.

Создание электронного путеводителя «Сказочная карта России» поможет собрать всю информацию о сказочных героях. Он удобен в использовании и применении. Музыкальное сопровождение позволяет создать эмоциональный фон к художественному и иллюстративному материалу. Наличие системы Интернет даст возможности просмотра художественных фильмов, сказок, прослушивания музыкальных произведенийс участием Бабы-Яги через гиперссылки, сделанные на карте. Она может использоваться на уроках литературного чтения, при проведении классных часов и викторин.

Там на неведомых дорожкахСледы невиданных зверей.Избушка там на курьих ножкахСтоит без окон, без дверей:Там ступа с Бабою Ягой Идет-бредет сама собой…

А.С. Пушкин

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..4-5

Глава I. Образ Бабы-Яги в мифологии и фольклоре - отражение национального характера……………………………………………………………………………………….…….6-13.

  1.  
    1. Баба Яга - мифический персонаж дохристианской Руси. Происхождение образа..6-9

1.2.Баба Яга – сказочный персонаж………………………………………………………9-10

1.3. Основные типы Бабы-Яги в русских волшебных сказках и их значимость для раскрытия русского характера………………………………………..…………………..11-12

Выводы по 1 главе………………………………………………………………………...12-13

Глава II. Спорные вопросы о Бабе-Яге. Традиции и обряды русского народа………………………………………………………………………………………………….14-21.

2.1. Сколько лет бабе Яге?...................................................................................................14

2.2. Жилище Бабы Яги………………………………….…………………………………14-16

2.3. Баба-Яга и обряды рода.……………………………………………………………….16-17

2.4. Атрибуты Бабы- Яги…………………………………………………………………. 17-18

2.5. Анализ восприятия образа Бабы- Яги учащимися и педагогами школы………….19-20

Выводы по 2 главе…………………………………………………………………………20-21

Заключение....................……………………………………………………………………22-23

Список используемой литературы…………………………….………………………….24-25

Приложения

  1. Опросник о Бабе-Яге;

  2. «Сказочная карта России».

Введение

"Сказка ложь, да в ней намек…"

Мы все любим чудеса. А где они происходят? Конечно- же, в сказках. Сказки очень добрые, весёлые и поучительные. В них много положительных героев, но есть и другие, которые хотят им навредить и помешать. Хорошо, что их совсем немного. Большинство сказок не обходится без таких персонажей, как Леший, Кощей Бессмертный и, конечно же, трудно представить наши сказки без Бабы-Яги. Каждый ребенок знаком с этой старухой уже с самого детства. У некоторых он вызывает страх, так как некоторые взрослые запугивают малышей этой, на их взгляд, «злой и вредной старухой». А такая ли она вредная и противная и достаточно ли мы о ней знаем? Для чего она в сказках?

В разных сказках её образ может меняться. Временами она – злобная ведьма – налетает на Русь, несёт с собой мор людей и падёж скота, похищает детей. Иной раз она – «гостеприимная» хозяйка, – и к ней заглядывают гости с Руси: одних Яга пытается съесть, других привечает, помогает советом и делом, предсказывает судьбу. Она может быть хитрой и смешной, но почему? Откуда эта двойственность?

С каждым годом у детей появляются все новые герои из мультфильмов и кинофильмов, а герои русских сказок отходят на задний план, уступая место современным. Дети перестают интересоваться чтением и не знают традиций и мудрости наших предков или рассматривают их как развлечение: просмотр телевизионной программы: послушал, поразвлекался — ушел и забыл. На самом деле сказки складывались для того, чтобы они обдумывались, осмысливались и делались определенные выводы.

Что же можно сказать о бабе- Яге? Зачем она в сказках? Почему в сказках все не так просто с ней? Какая она? Какой у нее характер? Где она живет? И почему у неё такое жилище? Сколько ей лет? Какая она бывает? И что мы о ней знаем? Что она нам несет и о чем рассказывает? Какие традиции народа связаны с бабой Ягой? Вопросов много и мы постараемся найти на них ответы.

Объект исследования – славянские мифы, русские народные волшебные сказки, современная литература, взгляды учащихся и педагогов, кинематограф, музыка и жизнь.

Предмет исследования – образ Бабы-Яги, традиции и обряды славян.

Цель работы – выявить суть традиций и обрядов славян, связанных с Бабой-Ягой. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  1. Изучить литературные и мифологические энциклопедии, научную литературу, прочитать волшебные русские народные сказки и современные рассказы, в которых одним из персонажей является Баба Яга.

  2. Проследить эволюцию развития образа Бабы-Яги.

  3. Найти обычаи народа, связанные с образом Бабы-Яги и их отражение в сказках.

  4. Проанализировать и обобщить полученные данные на предмет русского национального характера.

  5. Создать электронный путеводитель «Сказочная карта России» и нанести на него информацию о Бабе-Яге.

Наше предположение:

мы считаем, что Баба Яга – волшебная помощница героев , поскольку:

  • создаёт на пути трудности, чтобы герои могли проявить себя;

  • Баба Яга помогает героям волшебными предметами (клубок, платок, конь);

  • помогает героям найти дорогу;

  • у неё страшный внешний вид, её боятся дети, но иногда бывает глупой и смешной, что даже дети ее могут обмануть.

Методы исследования:

  1.  
    • анализ литературных и исторических источников информации;

    • сравнение описаний образа Бабы Яги в разных источниках;

    • анкетирование детей и взрослых;

    • обобщение полученных данных.

Исследование проводилось на основе научных трудов Афанасьева А.К., Аникина В.П., Иванова В.В., Проппа В.Я., Даля В. и других отечественных учёных, а также славянских мифов и русских народных сказок.

Проектно- исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

Глава I. Образ Бабы-Яги в мифологии и фольклоре - отражение национального характера

  1.  
    1. Баба Яга - мифический персонаж дохристианской Руси.

Славяне создали совершенно непохожую на другие культуру, которая стала результатом исторического развития нации. Принято считать, что на формирование славянского характера оказали влияние просторы и отдаленность поселений друг от друга, что заставляло человека оставаться на протяжении долгого времени гораздо ближе к природе. В то же время суровые условия жизни заставили выработать определенный образ сказочного героя - чаще всего это богатырь, или находчивый и сильный стрелец, или царский сын, или даже просто ленивец с печки, обладающий определенным набором качеств. Все, что нужно идеальному сказочному герою - сила, смелость, находчивость и изобретательность, упорство, - как раз те качества, которые позволяют выжить в холодных лесах, в которых живут другие герои, помогающие или мешающие ему совершать намеченные дела [6,9].

Баба Яга - самый мистический персонаж старинного русского народного фольклора, который часто встречается рядом с идеальным героем. Рассмотрим его и попытаемся определить: что она нам дает для понимания русского характера.

В словаре изд. «Большая Советская Энциклопедия» БАБА-ЯГА - персонаж русских народных сказок. Обычно выступает в качестве враждебной человеку силы, реже - помощницы героя[12]..

Баба-яга” в словаре Д.Н. Ушакова: 1) Мифическое существо, злая старуха-колдунья, передвигающаяся в ступе и заметающая след помелом (в русских народных сказках); 2) перен. разг. Недобрая, сварливая женщина. [22].

«Баба-яга в словаре С.И. Ожегова: БА́БА-ЯГА́, бабы-яги, ж. В русских сказках: злая старуха-колдунья. Баба-яга костяная нога[17]..

Этот известный персонаж славянских волшебных сказок, прежде чем стать сказочным персонажем, была существом мифологическим и занимала очень важное место в верованиях дохристианской Руси.

Существует немало версий о ее происхождении.

1. По одним из них, образ Бабы Яги восходит корнями к животному, которому поклонялись, чтобы тот обеспечивал успешную охоту. Впоследствии роль животного занимает существо, которому подвластен весь лес с его обитателями. Хозяйка леса, Баба-Яга, — результат представлений дохристианской Руси. Историки отмечают и ее двойственную природу, связывая ее, во-первых, с образом хозяйки леса, которую надо задобрить, во-вторых, с образом злобного существа, сажающего детей на лопату, чтобы зажарить[12].

2. Женский образ Бабы-Яги связан с представлениями об устройстве мира, в котором женщина была главной частью. Обратимся к самому выражению «Баба Яга». Баба-яга, Яга-баба как древнее устойчивое понятие состоит из двух слов. Баба – женщина, бабушка, прабабушка, прародительница. Во многих губерниях России повитуху, помогавшую при родах, присматривавшую за роженицей и ребёнком первое время после его появления на свет, традиционно называли бабкой, бабушкой и почитали как человека, наделённого особыми умениями, силами, мудростью. Слово «яга» в древнерусском языке означало: шкура ягнёнка или шуба из шкуры ягнёнка мехом наружу. Это ритуальная одежда старшей женщины в роду. Образ Бабы Яги в мифологии был связан с почитанием, родом, оберегом, хранителем традиций[12].

3. Ещё одним прототипом Бабы-Яги могли послужить ведуньи и знахарки, которые жили вдали от поселений в глубине леса. Там они собирали различные коренья и травы, сушили их и делали различные настойки, в случае необходимости помогали жителям деревень. Но многие считали их соратниками нечистой силы, так как, живя в лесу, они не могли не общаться с нечистой силой. Так как в основном это были нелюдимые женщины, но однозначного представления о них не было.

Ягой-бабой (егибовой, егибицей) крестьяне некоторых районов России именовали во многом сходную с ягой по облику и «занятиям» ведьму, колдунью. У Бабы-яги и у ведьмы длинные, косматые волосы; колдунья, ведьма, как и яга; подобно бабе-яге, ведьма связана с очагом, печью, часто колдует возле печи; она наделена способностью оборачиваться в животных, сама оборачивает людей, может испортить их, лишить жизни [12].

4. Исследователь украинского и русского фольклора А. Подъяпольский находит бабу-ягу в Индии. Для объяснения столь неожиданного места ее обитания он, прежде всего, рассматривает особенности избушки на курьих ножках, в которой живет баба-Яга. По его мнению, в таком жилище просто невозможно пережить холодные зимы. Высоко поднятый над землей дощатый пол не защитит дом от морозов. Как ни протапливай печь, все равно холодные ветра выстудят все тепло. Следовательно, такое устройство жилища пришло из другого климата: теплого и сырого. Например, из лесов Индии. Там дом, установленный на сваях, не будет затапливаться, когда реки выйдут из берегов, а хозяевам не станут докучать ядовитые змеи. Да и сохраняется продуваемый ветрами дом в жарком влажном климате дольше, чем стоящий на земле[21]. Обращает внимание исследователь и на то, что в сказках к Бабе-Яге часто приходят за советом, и она никогда не отказывает в нем, даже если прохожий ей совершенно не знаком. "А к кому незнакомые люди ходят за советом? - спрашивает А. Подъяпольский. - Конечно же, к учителю, наставнику, мудрецу". Если действие происходит в Индии, то таких наставников уважительно называют "баба", а наиболее разработанным учением там была йога. И вот сегодня мы произносим "баба-яга", хотя, по мнению А. Подъяпольского, нужно говорить "баба-йога", что означает учитель-йог.

5. По мнению ученого Ю. Росциуса[24]., доказательством прилета на Землю в далеком прошлом космических кораблей являются сказки о бабе-яге. Начнем со ступы, на которой летает эта старушка. Обычная ступа - деревянная. Она представляет собой форму, удивительно напоминающую контуры современной ракеты. Полет бабы-яги сопровождается характерными явлениями, похожими на те, что возникают во время полета ракет и самолетов: "Вдруг слышит Иванушка непомерную бурю и сильный ветер, деревья стали пригибаться до самой земли, которые выворачивало, которые ломало".

Находит свое место в объяснении ученого и пест, которым погоняют ступу, и помело, заметающее след. Они вызывают ассоциации, связанные с работой двигателей. Удары корпус ступы порождали грохот, похожий на тот, от которого сегодня страдают люди, живущие вблизи крупных аэродромов. За ступой, как за реактивным самолетом, оставался постепенно рассеивающийся белый след "как будто его на небе метлой заметали".

Прилетев на неизвестную планету, пришельцы из других звездных систем должны были заботиться о своей безопасности. Проще всего это было сделать, окружив летательный аппарат приспособлениями, автоматически включающими освещение при приближении любых крупных живых существ. Поэтому избушку окружает забор, на котором торчат черепа людские с глазами. "Настала ночь. Но темнота продолжалась недолго. У всех черепов на заборе засветились глаза, и на поляне стало светло, как днем".

Я считаю, что образ бабы- яги все же связан с оберегом рода и его традиций, так как эта точка зрения мне ближе и верю, что эта героиня старалась приносить когда-то добро.

  1.  
    1. Баба Яга – сказочный персонаж.

С течением времени, с принятием христианства, представления и верования крестьян менялись, как и образ Бабы Яги, перекочевавший в русские народные волшебные сказки. Исследователь–сказочник А.К. Афанасьев отмечает[5]., что образ Бабы Яги в преданиях славян изначально не был отрицательным, да и самого понятия ведьмы не существовало в древности. В языческие времена Баба-Яга – могущественная богиня, прародительница рода, хранительница его жизненного пространства, его обычаев и традиций, жизненного уклада, присматривавшая при этом и за подрастающим поколением, хозяйка леса и зверей. Одна из наиболее значимых берегинь.

По мнению Иванова В.В. [12]., по мере насаждения на Руси христианства Бабе Яге, как и другим богам языческого мировоззрения, всё в большей мере стали приписываться отрицательные черты и намерения. Из берегини рода Баба-Яга превратилась в зловредную старуху высокого роста на костяной ноге, с деревянной клюкой, с изогнутым в виде клюва носом и торчащими изо рта зубами, с растрёпанными косматыми волосами. Иногда она изображается с носом, висящим через грядку.

Такого же мнения придерживается В.Я Пропп. Он пишет: «С проявлением земледелия и земледельческой религии вся «лесная» религия превращается в сплошную нечисть, великий маг – в злого колдуна, мать и хозяйка зверей – в ведьму, затаскивающую детей на вовсе не символическое пожирание» [19].

Так, во многих сказках Баба-Яга похожа на ведьму: «Зашла Марюшка в избушку и видит: сидит там Баба – яга – костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос. Сама черная, а во рту один клык торчит» («Финист-ясный сокол»).

В. Даль пишет[11]., что яга – «род ведьмы или злой дух под личиною безобразной старухи. Баба-яга или Яга-баба, сказочное страшилище, болыпуха над ведьмами, подручница сатаны». «Кости у неё местами выходят наружу из-под тела». «Она простоволоса и в одной рубахе без опояски» [4]. Баба-Яга может быть слепой на один глаз, хромой (у неё «костяная нога»), чёрной, лохматой, растрёпанной и т.д.

В сказках обычно нет никаких портретов, но образ Бабы Яги обычно описан подробнее, чем остальные персонажи. Чаще всего она представлена от природы одноногая или с костяной ногой, с большим кривым носом, упирающимся в потолок, и зубами, лежащими на полке, волосы косматые, косы расплетены. В культуре древних славян распущенные волосы — связь с потусторонним миром; еще косы расплетались у умершей женщины. Думаете, такие подробности случайны? Вовсе нет. Баба-яга, видимо, умершая. Костяная нога — умершая так давно, что тело истлело.

Во всех сказках Баба Яга примерно одинаковая - некая древняя мерзкая злобная старуха, одетая в лохмотья, которая живет многие сотни лет в самом дремучем лесу в очень необычной избушке - «на курьих лапках, веретенных пятках», которая умеет вокруг себя повертываться. И вроде как Бабу Ягу надо бояться, ведь она идеальный персонаж, чтобы пугать непослушных детей. Но... ,всегда чувствовалось, что здесь что-то не так и она не такая уж и страшная.

Почему-то она так хорошо обращается с Иваном-царевичем, когда он к ней приходит. Она всегда его вкусно кормит, обогревает и укладывает спать…. Думаете, что она делает это, преследуя какую-нибудь свою коварную цель? Но тогда почему, попадая к ней в дом, главный герой не чувствует исходящее от неё зло и так спокойно принимает её гостеприимство? Ведь ни один нормальный человек не будет ночевать там, где в любой момент может прерваться его жизнь.

Все дело в сознании славян, которые представляли жизнь как вечное неостановимое движение по кольцу, в котором нет ни начала, ни конца, с постоянно повторяющимися фазами жизни (жизни и смерти). Смерть мыслится как стадия, через которую необходимо пройти, чтобы жизнь возродилась в новом улучшенном качестве. Это тоже объясняет тот факт, что главный герой не боится угощений старухи, хотя еда, предлагаемая ею, может быть отравленной или мертвой. И никого она никогда не съедает, т. е. и в сложившейся после принятия христианства трактовке образа Бабы Яги сохранилось влияние прежних представлений о Бабе-берегине. Она не даёт злу победить и помогает доброй стороне всяческими советами.Если Баба Яга загадывает Ивану загадки, это тоже не из вредности. Загадка – самый древний фольклорный жанр. Это зашифрованные потаённые знания, передаваемые лишь избранным. Поэтому умение отгадывать их говорит о приобщенности к числу избранных. Отгадав загадку, главный герой подтверждает своё право на получение этих знаний.

1.3.Основные типы Бабы-Яги в волшебных сказках

Волшебная сказка знает несколько образов Бабы Яги, каждый из которых указывает на черту русского характера:

1. Яга-воительница;

Яга – воительница, сражающая с героями и побеждающая многих из них. Во многих сказках Яга сама ездит верхом на коне и сражается подобно богатырю. Её «рать – сила несметная». Яга-воительница, прилетев в избу и за­став в ней постороннего человека, избивает его до полусмерти: «…Баба – Яга накинулась на собак, на ворота, на берёзку, и на работницу, давай всех ругать и колотить» («Баба-Яга»).

Не входи в дом, покуда нет хозяев. Право на частную собственность.

  1. Яга-похитительница – наиболее распространённый тип и характерен северному образу Яги, уносящей детей, которых она пытается изжарить (затем следует бегство и спасение). Этот образ связан, возможно, с двумя обрядами. Так, во многих местах существовал обряд «пе­репекания ребёнка», совершавшийся над больными или слабыми детьми и другого, связанного с посвящением юношей в охотники, введения их в определённую возрастную группу.

Женщина должна оказывать помощь больным и слабым детям, а также знать и помогать становиться мужчинами мальчикам.

Яга-дарительница. Гостя она выспрашивает и дарит предметы, обладающие волшебной силой: «Трудно, красавица, тебе будет его отыскать, да я тебе помогу. Вот тебе серебряное донце, золотое веретенце, бери в руки, само прясть будет, потянется нитка не простая, а золотая» («Финист – ясный сокол»).

Женщина- берегиня, которая пожалеет и поможет.

  1. Яга-советчица (Яга сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью или советует, что нужно сделать): «Послушай же, ступай по тропинке. И дойдешь до пруда, спрячься за деревом и выжидай время» («Василиса Премудрая»).

Создает ситуации, в которой герой сам принимает решения.

5. Яга-повелительница сил природы и животного мира (Яга повелевает утром, вечером, ночью; ветром и лесным зверьём):

«… Баба – Яга вышла и говорит своей работнице:

- Ступай, истопи баню, да вымой племянницу, да смотри, хорошенько «Баба- Яга».

Сильная женщина, которая всегда знает, что нужно делать.

6. Яга-охранительница (покровительница), следящая с помощью своих волшебных помощников (совы, блюдечка и проч.) за похождениями героя.

В сказках, где одновременно фигурируют Баба Яга и Кощей Бессмертный, Яга выступает в роли покровительницы и дарительницы, а Кощей – в роли воителя и похитителя.

7. Яга-прародительница (мать-бабка для нескольких своих дочерей- внучек-ягишн, хозяйка лесных зверей (аналог лешего), тётка (сказка «Баба Яга»).

Иногда функции Яги выполняют её женские заместители-аналоги (колдунья или бабка), а иногда – мужские (Кощей, колдун, леший).

Современная Баба-Яга чаще приходит на помощь герою, выручая его из трудных ситуаций. Так, в цикле произведений «Как Бабы- Яги сказку спасали» Михаила Мокиенко образ Бабы-Яги занимает одно из центральных мест в роли положительного героя, а именно – помощницы героев, участвующих в поимке кощея. Она романтичная (любит цветочки), сомоотверженная и способная жертвовать собой ради спасения героев, справедливая и миролюбивая.

Выводы по 1 главе.

На основании изученной литературы и анализа образа мы можем кое-что сказать и о моральном облике древних славян - наших предков, их ценностях, национальном характере:

  1. По мере насаждения на Руси христианства Бабе Яге, как и другим богам языческого мировоззрения, всё в большей мере стали приписываться отрицательные черты и намерения;

  2. Прежде всего, сохранились и долго действовали предания старины, матриархата, заключающиеся в культе предков и стариков (баба- берегиня);

  3. Жизнь славян мыслилась как неостановимое движение, развитие жизни, течение её во времени представлялось как круг, т.е. движение по кольцу, в котором нет ни начала, ни конца, с постоянно повторяющимися фазами жизни (жизни и смерти);

  4. Добро и зло всегда живут рядом и могут сочетаться в одном человеке;

  5. Баба- Яга владеет тайными знаниями, мудростью поколений, которая передавалась лишь избранным (загадки);

  6. В роду всегда есть человек, к которому можно придти за советом, помощью, попросить покровительства и науки в принятии решения;

  7. Неизменным был страх смерти и всего, что с ней связано: физического увядания, например, поэтому в сказках она старая и страшная;

  8. Идеалом (и нормой) древнеславянского общества было: здоровье, крепкая дружная семья, почитание старших, взаимная любовь и уважение, гостеприимство и право на частную собственность.

Глава II. Спорные вопросы о Бабе-Яге. Традиции и история русского народа

2.1. Сколько лет бабе Яге?

В свете современных исследований, проводимых археологами, можно определить и возраст Бабы Яги, то есть примерное время, с которого у наших предков существовали обряды. В книге «Русский север- прародина индо- славов» Н.Р. Гусева пишет: «Археологические раскопки, проводившиеся в основном в центральных и южных областях Восточной Европы, дали возможность ученым выявить исторические последовательные этапы развития населения в этих территориях. В качестве главного признака был взят способ погребания покойников. В IV-III тысячелетиях до н.э. их останки погребали в ямах, а во II-I тысячелетиях до н.э. клали в закопанные бревенчатые срубы или в наземные избушки, стоявшие на земле или на столбах (отсюда и сказочная избушка на курьих ножках). Первый из этих этапов получил название ямной культуры, а второй- срубной» [10]..

Исходя из данной информации, можно сделать вывод, что возраст Бабы Яги насчитывает около 3-4 тысяч лет!

2.2. Жилище Бабы Яги.

В древности люди представляли себе устройство мира триединым: верхний – ПРАВЬ, где живут Боги, царит добро и справедливость. Средний – ЯВЬ, где живут люди и звери и нижний – НАВЬ, где живут тёмные силы и злые духи, царит зло. Согласно славянской мифологии Баба Яга живёт на границе двух миров – ЯВЬ и НАВЬ. Она является получеловеком, полумертвецом. Её избушка стоит на поляне глухого тёмного леса. (Лес – мир тёмных сил, а поляна – мир людей).

Избушка Бабы Яги повёрнута всегда к лесу – миру «тёмных сил». Чтобы попасть в избушку – надо её повернуть «к лесу задом – к себе передом, т.е. повернуть к миру живых.

Избушка без окон, без дверей: как и всякому захоронению, они не нужны. В древности умерших хоронили в домовинах — домиках, расположенных над землей на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги. Домовины ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к лесу. Люди верили, что мертвецы летают на гробах. Покойников хоронили ногами к выходу, и, если заглянуть в домовину, можно было увидеть только их ноги — отсюда и произошло выражение «Баба-Яга костяная нога». Люди относились к умершим предкам с почтением и страхом, никогда не тревожили их по пустякам, боясь навлечь на себя беду, но в трудных ситуациях все же приходили просить помощи. Так, Баба-Яга — это умерший предок, мертвец, и ею часто пугали детей[14].

Ножки ее жилища именно «курьи». «Кур» - петух - издревле символ времени, а оно тесно связано с вечностью и кругом жизни.

Вокруг избушки забор из человеческих костей. На шестах натыканы черепа, глазницы которых по ночам светятся и освещают всю поляну.

Согласно волшебным сказкам, Баба-Яга живёт в густой и непроходимой лесной чаще, в избушке на курьих ножках, вокруг избы – забор из человеческих костей, и на заборе вместо горшков – черепа, вместо засовов – нога, вместо запоров – руки.

Вышла Марьюшка на поляну, а на поляне избушка на курьих ножках, вокруг тын, а на кольях лошадиные черепа («Финист – ясный сокол»);

Ехал по долам, по горам, по зелёным лугам и приехал в дремучий лес, в том лесу стоит избушка, на курьих ножках, на бараньих рожках («Иван - Быкович»).

Побежала – стоит избушка на Курьих ножках, стоит - поворачивается («Гуси – Лебеди»). [4].

Почему избушка Бабы Яги «на курьих ножках»?

В древности существовал обычай хоронить умерших на курганах (на возвышенностях).

Избушка Бабы Яги также стоит высоко над землёй – «на курьих ножках». Таинственная избушка на курьих ножках похожа на известный на Севере «лабаз» – тип хозяйственной постройки на высоких гладких столбах, предназначенных для сохранения снастей и припасов от мышей и хищников. Лабазы всегда ставятся «к лесу задом, к путнику передом», чтобы вход в него находился со стороны реки или тропы[23]..

В сказках избушка ВРАЩАЕТСЯ, чего о могильных домиках, конечно, не скажешь.Домики на столбах для славян явление вполне обычное. На столбы или пни ставили и амбары, и колокольни, и жилые постройки. Во-первых, холодно, во-вторых: весенний разлив воды, в-третьих: мыши…а) Амбар на пне; б) Амбар на столбахНо только один тип постройки на одном из этих столбов вращался. Это, конечно… МЕЛЬНИЦА…Ни она ли и есть избушка на курьих ножках?

На заброшенной мельнице в народных сказках, как правило, живет всякая нечисть. Однако, в большинстве случаев, мельница все-таки олицетворяет добро и достаток[24].

  1.  
    1. Баба-Яга и обряды рода.

2.3.1.Обряд «перепекания ребенка»

Обряд «перепекания ребенка» совершался над больными детьми старшей женщиной в роду. Баба на рассвете приносила целебной воды из трех колодцев или родников, месила тесто, пекла хлеб и, вынув хлебы из печи, всовывала туда привязанного на хлебной лопате ребенка трижды на мгновение (достаточное, чтобы жаром уничтожить болезни или нечисть вокруг него), сопровождая действо заветными словами. Главная цель – «сжигание» болезни, очищение слабого ребенка, чтобы сделать его здоровым. Печь и жар символизируют лоно Бога. Подобно этому обряду юноши и девушки в ночь Ивана Купалы прыгают через костер, а в современное время существует множество методик лечения людей прогреванием.

2.3.2. Обряд посвящения в мужчины.

Во всем миреизвестны традиции, возрастные и специальные (воинские, жреческие) посвящения- акты погружения в традиции рода- племени, в результате которых происходит обретение внутренних иных качеств.

Родившийся ребенок- нечто среднего рода, который не имеет еще прав в этом мире до 3-х лет и жил без «выказывания» пола: носил рубаху, воспитывался женщинами. В 3 года дети вступали во второй цикл посвящения: введение в пол. На Руси в этот период девочек одевали в сарафаны, а мальчиков в порты.

В 7 лет происходило первое посвящение в род в качестве младшего его члена. Основное посвящение проводилось по достижении ребенком 13-15 лет и превращало его во взрослого человека с правами и обязанностями. Одновременно проходила проверка того, насколько он готов стать взрослым. Сюда входили испытания огнем, водой, болезненные удары, нанесение ран. Это посвящение следовало «через смерть»: человек как бы умирал в одном качестве и рождался в другом. В процессе его человек терял свое детское имя и возрождался взрослым, с новым именем. Одновременно молодой человек вводился в мир духовных ценностей народа: узнавал традиции, имена богов и историю их деяний, правила поведения взрослых.

Здесь и уместно появление Бабы-Яги- главного действующего лица обрядов, которая является посредником между двумя мирами. Посвящение проходило за пределами проживания племени, в лесу (т.е. там, где она живет). Подросток должен был провести ночи в лесу, на границе с иным миром, во владениях Бабы-Яги. То есть на какое-то время молодые люди были как бы похищены ей[7]..

Отсюда и путешествие главного героя в сказках за тридевять земель, за леса, за поля. Пока герой не поест пищи Бабы-Яги, он многого не понимает («Накорми, напои, а потом спрашивай»). Герои сказок не всегда по своей воле прибывают к Бабе-Яге. Иногда это выглядит как изгнание мачехой, наказание за нарушение запретов и т.п. Герой проходил через временную смерть (уход) и воскрешение (возвращение). В сказках это применение «живой» и «мертвой» воды; котла кипящего молока и воды; ухо волшебной коровы; превращения в животных, деревья, реки и прочее; опускание в колодец, на дно морское.

2.4. Атрибуты Бабы- Яги и их значимость в культуре славян.

Не всегда понятные атрибуты Бабы Яги (помело, ступа, деревянная лопата, яблочки) тоже являются символами самосознания народа[7]..

Деревянная лопата – на ней хлеб в печь сажают, замешанный на семи росах и воде из семи колодцев, указывает еще на один обряд славян- лечение ребенка энергией огня

Ступа Бабы Яги имеет два значения. Об одном из них забыли совсем.

  1. Ступа – тяжелый металлический, деревянный или каменный сосуд, в котором толкут пестом зёрна, кору, листья и т.п.

2. Ступа- основание памятника с написанными на нем законами, установлениями предка, поэтому, когда Бабу Ягу изображают сидящей или летящей на ступе, это значит, что она «сидит на сокрытых знаниях» предков, законах нравственных и перемещается с ними везде. В Индии известны ступы 1 тысячелетия до н.э. с написанными на них законами. Под ступой с законами не обязательно подразумевается статуи богов, это могли быть и стела, и столб. Здесь можно вспомнить и родословное древо жизни! Поскольку это значение слова ступа до нас не дошло, то его подменили другим, более бытовым - ступой, которая имелась в каждом доме.

Яблочки. В знакомой сказке «Гуси-лебеди» в поисках унесенного братца, сестра находит его на лавочке, играющим с золотыми яблочками. Дело в том, что на ладонях и пальцах рук находятся точки всех органов тела, которые при воздействии приводят к более полному развитию человека. Сейчас известны и популярны разные способы: начиная с детского пластелина, термомозаики, китайских шариков для успокоения нервной системы, до четок масульман. Так, игра Иванушки в золотые яблочки, ничто иное, как помощь в развитии органов и развитие жизни ребенка, а не просто отвлечение от будущего обряда «перепекания ребенка».

Метла, помело, веник – предметы и бытовые, и ритуальные. В нашем случае с Бабой Ягой, мы будем иметь в виду именно ритуальный смысл. Ритуальный веник (сноп, куст, букет, пучок) собирался каждый год в ночь перед Иваном Купалой. Он хранился весь год и считался целебным (в сказках - волшебным), вобравшим всю силу года в момент ее наивысшего подъема, высшую энергию солнца. В купальскую метлу складывались по ветке березы, ольхи, черемухи, ивы, липы, смородины, калины, рябины и по цветку трав-кустов разных сортов. Именно такой метлой (помелом, веником) владела Бабаб Яга, только в отличие от веника людей, он имел силу, на которой и взлетать можно.

2.4. Анализ восприятия образа Бабы-Яги учащимися и педагогами СШ №143 г.Красноярска

В школе было проведено анкетирование, целью которого было: выяснить знания и представления о Бабе- Яге.

Анализ работ учащихся показывает, что из 40 детей 34 считают ее злой волшебницей, ведьмой, 5 – доброй колдуньей, 4- волшебной помощницей героев и 10- Бабой- Йогой.

Кто она?

 

По мнению учащихся она злая (36), страшная (29), старая (26) и 3 человека сказали, что она мудрая и смешная.

На вопрос: сколько лет Бабе-Яге? 28 человек ответили, что до 100 лет, 5- от 200-300 лет и 7 детей ответили, что до 1000.

По мнению учащихся сейчас можно назвать Бабой-Ягой страшных сердитых и злых женщин, бабушек, ходящих в старых грязных платьях и с немытыми волосами или экстрасенсов.

Этот образ учит детей никогда не быть злым (24), не есть людей (1), быть мудрой (1) и помогать другим (1), быть злым (6) и ничему (4).

Таким образом мы видим, что в восприятии учащихся закрепился поздний образ Бабы-Яги, пришедший к нам с принятием христианства.

Восприятие педагогов.

Анализируя восприятие образа Бабы Яги глазами педагогов, мы поняли, что взгляд определяется русскими народными сказками.

Так, например, 66% опрошенных считают, что

Какая она?

 

доброй колдуньей, 13%- волшебной помощницей героев и 7% совсем нестандартно- Бабой- йогой.

Большинство опрошенных представляют этот образ так, как отражен он в сказках: страшной, старой, злой- 60%, зачастую смешной- 45% и лишь в 27% мудрой. Только один педагог увидел Бабу Ягу доброй.

Возраст Бабы Яги совершенно разнороден и связан, по всей видимости, с кинообразом, где она представляется в виде старушки то доброй, то смешной, но однозначно старой.

Сколько ей лет?

 

Все согласны, что она стара, но вот насколько?

14% считают, что ее возраст до 100 лет;

58% считают, что Бабе Яге от 100 до 300;

14% думают, что ей от 300-1000 лет;

14% уверены, что ее возраст от 1000-2000.

Наиболее интересны ответы на вопрос: Чему учит нас образ Бабы Яги?

Здесь, по нашему мнению, должно проявиться предназначение этого образа в восприятии его в сознании поколений и не только из сказок.

Взрослые считают, что Баба Яга учит доброте, поступать правильно и помогать другим, взаимовыручке и взаимопомощи. Быть непохожей на окружающих и уметь выкручиваться с юмором из любой ситуации. Учит противостоять злу, хитрости своей мудростью и незлобивостью, верить в сказки и любить себя.

Таким образом, мы видим, что тот образ, который возник в сказках, плотно закрепился в сознании педагогов во внешнем виде и характере Бабы- Яги, но, все же, еще «просвечивает» истинная суть этого загадочного двойственного типа в представлениях и предназначении.

Выводы по II главе:

  • возраст Бабы Яги насчитывает около 3-4 тысяч лет;

  • в славянской мифологии Баба Яга является получеловеком, полумертвецом; живёт на границе двух миров (ЯВЬ и НАВЬ), в тёмном лесу и в избушке на курьих ножках и означает связь миров, понятие целостности и вечности бытия в понимании славян.

  • люди относились к умершим предкам с почтением и страхом, но в трудных ситуациях все же приходили просить помощи;

  • хоронили славяне предков на возвышенностях в домовинах- маленьких домиках без окон, без дверей в противоположную от поселения сторону, к лесу;

  • ножки ее жилища- домовины именно «курьи». «Кур» - петух - издревле символ времени, а оно тесно связано с вечностью и загробной жизнью, к которой славяне готовятся всю жизнь;

  • в сказках избушка- домовина вращается как мельница (Север)- символ добра, достатка и благополучия;

  • Баба- Яга- главное действующее лицо обрядов оздоровления детей и посвящения подростков в мужчины;

  • Атрибуты Бабы Яги- символы оздоровления (деревянная лопата), развития организма (яблочки), знаний и законов нравственности (ступа) и целебной силы (метла).

Таким образом, можно сказать, что образ Бабы Яги, при более тщательном рассмотрении, сохранил в себе все качества женщины-прародительницы, охранительницы, целительницы и помощницы рода, но с течением времени, ей были приданы черты уродливости внешнего вида и характера. А поскольку Баба Яга- защитница рода, то она больше всего испытывала на себе это давление со стороны христианства и веры в единого Бога, запрещающего культовые обряды и веру в их чудодейственную силу. Поэтому образ Бабы Яги в сказках изображен в ужасающем виде – с вросшим в потолок носом, косматая, горбатая, с отвислыми грудями…

Мы поняли, обратившись к исторической памяти и анализу, что внешний облик Бабы Яги - необходимое условие христианства, а ее действия - сохранение традиций рода, но в завуалированной форме. Отношение к ней - отношение к старшему мудрому человеку из рода, к которому придут и за помощью, и за советом, хотя и остерегаются и по пустякам не тревожат.

Заключение

Русские сказки сохранили чрезвычайно яркий и запоминающийся образ Бабы-Яги. Найдется ли в русской сказочной мифологии другой персонаж, о котором бы спорили так много, как о Бабе-Яге? В большинстве сюжетов сказок она представлена в обличии ведьмы – старой и злой старухи-колдуньи, пытающейся всячески навредить герою. Но сквозь все это просвечивают и совсем иные её качества, совершенно необходимые русскому народу: она предвещает страннику, что ожидает его впереди, помогает ему мудрым советом, даёт богатырского коня, клубок и т.п. С учётом проведенных исследований мы выяснили, что образ Бабы- Яги говорит нам о характере русского народа, его национальных чертах, указывает на славянские традиции и обряды (перепекания, посвящения в традиции рода).

Объектомнашего исследования были славянские мифы, русские народные волшебные сказки, современная художественная и научная литература, восприятие учащихся и педагогов.

Предмет исследования - образ Бабы-Яги, традиции и обряды славян. позволил реализовать цель работы – выявить суть традиций и обрядов славянского народа через обобщенный образ Бабы- Яги и традиции, связанные с ней.

Поставленные цели и задачи исследования выполнены.

В процессе выполнения настоящей работы было проведено исследование мифов и сказок, касающихся выбранной темы. Во время работы пришлось познакомиться с ней настолько близко, что это позволило лучше понять историю славян, суть традиций и обрядов, причины изображения Бабы Яги в таком страшном виде и провести исследование среди учащихся и педагогов на предмет понимания предназначения этого образа.

Исследование подтвердило предположение о том, что Баба Яга- помощница героев, которая и путь укажет, и знания передаст, и вылечит, и разовьет ребенка, и мужчиной сделает. В ситуации с Бабой-ягой двойственность связана с верованиями славян и принятием христианства в 988г. Представление о ней формировалось в ту далёкую эпоху (II-I тысячелетиях до н.э.), когда ещё не было ни богов, ни жрецов, а женщины являлись главенствующим полом. Постепенно этот образ всё усложнялся, ему приписывалась божественная сущность и ритуальная необходимость. Ей, как и другим богам языческого мировоззрения, с приходом христианства, всё в большей мере стали приписываться отрицательные черты и намерения, а впоследствии стали ведущими на первый взгляд.

Жизнь славян мыслилась как неостановимое движение, развитие жизни, течение её во времени представлялось как круг, т.е. движение по кольцу, в котором нет ни начала, ни конца, с постоянно повторяющимися фазами жизни (жизни и смерти, добра и зла). Поэтому и поселили ее в русских народных волшебных сказках на краю леса (границе двух миров) в избушке на курьих ножках (символ вечности времени), которая оборачивается вокруг себя как мельница (символ добра, достатка и благополучия).

Славяне относились к умершим предкам с почтением и страхом, но в трудных ситуациях, все же, приходили просить помощи. К Бабе Яге тоже постоянно приходят за советом, помощью, потому что она владеет тайными знаниями (утраченное значение ступы), мудростью поколений, которая передавалась лишь избранным (загадки). У нее можно попросить покровительства и научиться принимать решения (подарки героям). Она обладает символами оздоровления (деревянная лопата), развития организма ребенка (яблочки), знаний и законов нравственности (ступа) и целебной силы (метла). Указывает на черты национального русского характера (гостеприимство и право на частную собственность), А значит все же можно говорить о происхождении этого образа как матери- прародительницы, являющейся главным действующим лицом обрядов оздоровления детей («перепекания») и посвящения подростков в мужчины;

Таким образом, идеалом (и нормой) древнеславянского общества было понимание того, что жизнь никогда не кончается (круг) и всегда есть мудрая мать (женщина- берегиня рода), которая всегда поможет и научит.

Практическая значимость исследования состоит в том, что данный материал удобен в использовании и его можно применять на уроках литературного чтения, при проведении классных часов и викторин.

Изучаемая в работе проблема, представляется очень важной, так как в настоящее время сохранение национального наследия и традиций является актуальным из-за подражания Европе. Сквозь наслоения веков в сказках чётко проступают древние ритуалы языческих верований, забытую картину которых можно восстановить по отдельным красочным деталям.

Поэтому, очень важно, на наш взгляд, продолжить начатую работу, нанеся его на путеводитель «Сказочная карта России» и раскрыть особенности русского характера и его верований на других образах сказок, поселив их на Родину (место происхождения образа).

Список использованной литературы

  1. Аникин В.П. Русская народная сказка/ Аникин В.П.// М.: Просвещение, 1977.-178с.

  2. Аникин В.П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке: Очерки / Аникин В.П // М.: Дет.лит., 1988.- 203с.

  3. Афанасьев А.Н. Баба-Яга. Русская народная сказка. – М.: Эксмо, 2002. – 21с.

  4. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. В 3-х томах. – М., 1985.

  5. Афанасьев А.Н. Народ-художник: Миф. Фольклор. Литература. – М., 1986. – 215с.

  6. Афанасьев А.Н.. Поэтические воззрения славян на природу, т.III. –СПб., 1869.- 154с.

  7. Баженова А. Баба-Яга / Баженова А// Свет: природа и человек – 2005- № 1 – с.64-67

  8. Безлюдова М. Ключ- печь, или в чем тайна Бабы- Яги / Безлюдова М.// Наука и религия – 2003-№ 3-с.51-52

  9. Бычков А.А. Энциклопедия языческих богов. Мифы древних славян. – М.: Вече, 2001.- 167с.

  10. Н.Р. Гусева. Русский север- прародина индо- славов Н.Р. Гусева М. 2003.- 134с.

  11. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Русский язык, 1991.

  12. Иванов В.В., Топоров В.Н. Баба Яга // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995. –с. 45

  13. Калашников В. Славянская мифология / Калашников В.// М.: Белый город, 2005.- 287с.

  14. Малаховская А.Н. Наследие Бабы-Яги: Религиозные представления, отраженные в волшебной сказке, и их следы в русской литературе 19-20 вв./ Малаховская А.Н.// СПб: Алетейя, 2007.- 138с.

  15. Мокиенко М. Ю. Как Бабы-Яги сказку спасали./ Мокиенко М. Ю.// М.: Самовар, 2009.- 94с.

  16. Народные русские сказки: Из сборника А.Н.Афанасьева/ М.: Худож.лит., 1990. – 243с.

  17. Ожегов С.И. Словарь русского языка./ С.И. Ожегов // Под общ. Ред. Проф. Л.И. Скворцова.-24-е изд., испр.- М.: - ООО «Издательство Оникс»,- 2008.- 533с.

  18. О рус­ских сказках, песнях, пословицах, загадках народного языка./ М: Дет.лит., 1988.- 212с.

  19. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – Л., 1946.- 184с.

  20. Рыбаков Б.А. Искусство древних славян. В кн.: История русского искусства, т.I. – М., 1953.- 387с.

  21. Садовников Н. Сказки и предания Самарского края. – СПб., 1884.-75с.

  22. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Терра, 1996.

  23. Яншина Э.М. О некоторых изображениях на рельефах хэньских погребений (II в. до н.э. - II в. н.э.). «Вестник древней истории», 1961, N 3.- с.4-44

  24. http://legendy.claw.ru/shared/6/information/024.html

26

Просмотров работы: 3128