ОСОБЕННОСТИ БЕЗОПАСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ОСОБЕННОСТИ БЕЗОПАСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ

Никулин Н.Д. 1
1
Лобанова А.П. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...…4

 
  1. Факторы искажения информации при управлении транспортным средством …………………………………………….6

 

1.1. Ложные образы, возникающие во время управления транспортным средством………………………………………………………………...........6

 

1.2. Искажения восприятия водителя возникающие при управлении транспортным средством…………………………………………………….8

 

1.3. Влияние монотонного режима движения на возникновение ошибок при управлении транспортным средством………………………………….9

 
   

2. Организация путей совершенствования безопасного управления транспортным средством ……………………………….11

 

2.1. Нормативы труда и отдыха водителя…………………………………11

 

2.2. Регламентация труда водителя……………………………………… 13

 

2.3. Практические рекомендации по совершенствованию безопасного управления транспортным средством……………………………………..15

 
   

Заключение ………………………………………………………………..16

 

Список литературы ………………………………………………………17

 

Введение

В настоящее время в России насчитывается более 30 млн. автомобилей. Несмотря на то, что плотность автотранспортных потоков на дорогах в 2 – 3 раза ниже, чем в развитых западных странах, смертность в дорожно – транс­портных происшествиях (ДТП) в 3 – 4 раза выше.

Более 80% ДТП в нашей стране происходит по вине водителей. Основ­ными причинами ДТП являются: низкий уровень теоретической и практиче­ской подготовки водителей, невнимательность и вредные привычки; неадек­ватные реакции на дороге, юридическая безответственность за совершенные правонарушения, завышенная самооценка своих водительских способностей.

Новизна исследования состоит в том, что в данной работе рассматриваются пути совершенствования безопасности дорожного движе­ния, которое является следствием оптимального функционирования всех элементов системы «Водитель – автомобиль – дорога – среда» (ВАДС). В ус­ловиях возрастающих интенсивностей транспортных потоков и, усложнения условий работы водителей, возрастает вероятность неверного принятия ре­шения водителем при управлении транспортным средством, последствия ко­торого приводят к гибели и ранению людей.

Актуальность данной работы заключается в том, что данная проблема является недостаточно глубоко изученной. Анализ аварийности показывает, что слабым звеном системы «Водитель – автомобиль – дорога – среда», ограничивающим надежность ее функционирования, является водитель. При этом начинающие водители, в первые три года самостоятельной работы совершают более половины происшествий всех видов.

Цель исследования: изучить пути совершенствования безопасного управления транспортным средством.

Объект исследования: пути совершенствования безопасного управления транспортным средством.

Предмет исследования: анализ путей совершенствования безопасного управления транспортным средством.

Для достижения цели были поставлены задачи:

  1. Проанализировать факторы искажения информации при управлении транспортным средством.

  2. Конкретизировать эффективные пути совершенствования безопасного управления транспортным средством.

Теоретическая значимость состоит в том, что в работе изучены личностные особенности водителя, познавательные процессы, профессиональная пригодность и выявлена их взаимосвязь с вопросами совершенствования безопасного управления транспортным средством.

Практическая значимость состоит в том, что в данной работе проанализированы и конкретизированы факторы, влияющие на возникновение искажения восприятия объектов при безопасном управлении транспортным средством.

  1. Факторы искажения информации при управлении

транспортным средством

1.1. Ложные образы, возникающие во время управления транспортным средством

Неправильные, ложные образы действительности называют иллюзиями. Длинные скоростные трассы в необжитой местности опасны своей монотонностью, вызывающей иллюзии восприятия. Очевидно, что после длительного, монотонного пути истинное положение дерева искажает иллюзия восприятия – измененное отображение наблюдаемого объекта или явления. Такое искаженное восприятие называется иллюзией. На поворотах или выполнении обгона, дорога может показаться узкой. Относительно пологие подъемы, следующие за затяжными спусками, воспринимаются более крутыми, круговые кривые – эллипсами, а повороты более сложными, чем на самом деле.

Склонность к иллюзиям усиливается при неправильной рабочей позе, утомлении ослаблении внимания, алкогольном опьянении, а также под влиянием отрицательных эмоций (сомнения, страх, неуверенность). Средствами борьбы с иллюзиями является правильный режим труда и отдыха, знание водителями своего характера и причин возникающих у него иллюзий. В большинстве случаев эти иллюзии не нарушают в целом правильного представления о предмете, так как человек имеет возможность проверить правильность своего первого впечатления и уточнить его. Примером таких иллюзий у водителя может быть восприятие сужения дороги чуть большим, чем на самом деле, восприятие горизонтального участка дороги, как имеющего некоторый уклон [9].

В. Ф. Бобков считает, что иллюзия сужения дороги особенно ярко проявляется при высокой скорости движения и определяется динамическими условиями восприятия объектов. Чем выше скорость движения автомобиля, тем меньше воспринимаемая область и тем меньше наибольшее воспринимаемое расстояние между линиями, определяющими границы дорожного покрытия в пространстве. А так как это расстояние является определяющим с точки зрения восприятия ширины дороги, то становится ясным, почему у водителя возникает устойчивая иллюзия сужения дороги.

С иллюзией сужения дороги тесно связана иллюзия опасной близости встречного автомобиля. Если еще при этом скорость встречного автомобиля достаточно высока, то искажение настолько значительно, что водителю этот автомобиль может показаться движущимся по его полосе. Это приведет к повышению эмоционального напряжения, результатом которого может быть снижение собственной скорости движения [7].

Восприятие дороги в перспективе может также приводить к тому, что водитель видит повороты дороги искаженными. Длина кривых дороги представляется ему уменьшенной, а крутизна поворота – возросшей. Короткая кривая между длинными прямыми участками дороги издалека кажется очень резким изломом дороги в плане, а сравнительно пологие подъемы за длинными спусками – крутыми.

Так же иллюзии могут возникать при движении в тумане, когда предметы кажутся более удаленными. Туман закрывает ориентиры, изменяет окраску лучей всех цветов, кроме красного. Так, желтый цвет в тумане становится красноватым, а зеленый желтоватым, Пелена тумана может быть настолько густой, что даже включенными фарами нельзя ничего различить на расстоянии 3 – 5 метров. В тумане дальний свет фар не улучшает, а ухудшает видимость, так как лучи сильно рассеиваются, поглощаются и отражаются, создают белую завесу, мешающую разглядеть дорогу. По – этому при тумане нужно пользоваться противотуманными фарами. Рекомендуется при движении держать открытым окно кабины и прислушиваться к шуму от движения других транспортных средств. Двигаться нужно как можно ближе к правому краю проезжей части. Если необходимо остановиться, водитель несколько раз быстро нажимает на тормозную педаль, включая фонарь стоп – сигнал для предупреждения следующих за ним водителей. Если же надо повернуть или объехать стоящее транспортное средство, водитель должен осмотреть дорогу через приоткрытую дверку и убедиться в отсутствии попутных транспортных средств. Периодически нужно подавать звуковые сигналы и отвечать на сигналы других водителей. При приближении к светофору следует замедлить движение автомобиля и внимательно изучить сигнал светофора. Выезжать на перекресток можно, только если есть полная уверенность в том, что движение разрешается.

Управление автомобилем в темное время сильно усложняется. С наступлением темноты ухудшается видимость дороги и расположенных на ней объектов. Фары автомобиля освещают лишь ограниченный участок дороги, причем объекты появляются в освещенной зоне внезапно, для опознания их требуется больше времени, чем днем.

1.2. Искажения восприятия водителя возникающие при вождении автомобиля

Возможным нарушением пространственного восприятия водителем могут быть галлюцинации и псевдогаллюцинации. Причем псевдогаллюцинации лишены пространственной ориентации (локализации), галлюцинаторный образ нередко локализируется в голове и, как правило, не имеет того характера объективности, который присущ истинным галлюцинациям. При рассмотрении галлюцинаций необходимо учитывать их особенности (сценоподобность, многопредметность).

Галлюцинации обычно возникают при большом утомлении, в состоянии страха или стресса, а также при чрезмерном напряжении и постоянном ожидании какого – то препятствия. В результате у водителя возникает «реальная картина» нереальной опасности. Это происходит также из-за информационного голода, т.е. из-за недостатка информации о дальнейших условиях движения. Человек как бы бежит с завязанными глазами, подглядывая из-под повязки только на один или два шага вперед. Поэтому он и боится, и думает, что сейчас врежется в столб, наедет на человека, столкнется с автомобилем и др. В воспаленном мозгу действительно возникает картина столкновения, его последствий, а вслед за этим — испуг и резкое изменение режима движения.

Очень часто галлюцинации появляются у водителей в тот период, когда бодрствование сменяется сном. Днем такое состояние возможно, особенно летом, в полуденную жару, когда дорога очень хорошая, свободная от встречных автомобилей. При движении с высокой скоростью по таким хорошим дорогам без особого физического и психического напряжения водитель часто испытывает состояние искусственной сонливости.

Галлюцинации могут быть устрашающими и лишенными эмоциональной окрашенности, повторяющимися или неповторяющимися. Возникновение галлюцинаций обычно связано с торможением и активностью нервной системы человека, возникающего из-за длительного воздействия внешних нагрузок на его организм. Степень влияния нагрузок может усиливаться или ослабляться.

Самое сложное для водителя – это управление автомобилем в темное время суток уже после работы днем. Галлюцинации в этом случае проявляются более четко. Происходит это чаще всего в местах, где освещенность малая и водителю приходится сильно напрягать зрение, чтобы увидеть и рассмотреть в свете фар за очень маленький промежуток времени возможные препятствия. Такое перенапряжение иногда приводит к тому, что водитель «видит» метнувшегося пешехода, стоящий на обочине автомобиль и многое другое, т.е. видит то, что он «проигрывает» в своем сознании, те объекты, которые он ждет как первопричину дорожно – транспортного происшествия.

Восприятие дороги, особенно когда она просматривается на большое расстояние, в перспективе тоже может быть искаженным. Например, пологие подъемы, четко начинающиеся вслед за длинноватыми спусками, кажутся слишком крутыми, а полностью мягкие повороты дороги издали смотрятся как крутые изломы магистрали.

  1.  
    1. Влияние монотонного режима движения на возникновение ошибок водителя при управлении транспортным средством

Е.М. Лобанов утверждает, что многие автомобилисты полагают, что одно из лучших средств борьбы с сонным состоянием и переутомлением при длительных поездках, прослушивание радио.

Помимо монотонности не менее важным являются ошибки в выборе скорости начинающих водителей. Начинающие водители совершают различные ошибки при управлении транспортным средством. Как считает А.А. Пинт, такой ошибкой может быть, когда начинающие водители обычно нажимают на педаль управления подачей топлива до отказа, почти не контролируя скорость движения. Возможно, что ощущение и жажда скорости, чувство движения естественное, природное чувство у человека так же, как и у птиц, рыб, животных. По – этому разгоны даются нам легче, а вот торможение и замедление для нас труднее чисто психологически. С опытом водитель начинает определять скорость движения своего автомобиля и скорость других транспортных средств, с высокой степенью точности. Но поскольку у начинающих водителей такого опыта нет то необходимо почаще посматривать на спидометр для обеспечения выполнения требования правил дорожного движения, всегда когда, установлены знаки, ограничивающие скорость, перед поворотом при подъезде к перекрестку или пешеходному переходу, при интенсивном движении. Заметно снижается точность оценки скорости объектов при большей скорости управляемого автомобиля. Так при скорости автомобиля 80 км/час точность оценки на 30% ниже чем при скорости 60 км/час. По – этому на первоначальном этапе необходимо ездить с меньшей скоростью. Так в старые времена существовало ограничение скорости для начинающих водителей до двух лет не более 70 км/час [10].

В.В. Волгин выделяет наиболее распространённые ошибки начинающих водителей: неправильная оценка собственного опыта владения автомобилем. В начале обучения ученик побаивается автомобиля, дороги и всего, что с этим связано. Поэтому за рулём он внимателен, сосредоточен. Излишнее напряжение это быстрая усталость, следовательно, ошибки в управлении. Но усталость у водителя не физическая, поэтому её трудно сразу заметить. Поэтому водителю нужно ограничивать время за рулём. Затем идёт период, когда ученик начинает ездить самостоятельно и набирается опыта.

2. Организация путей совершенствования безопасного управления транспортным средством

2.1. Нормативы труда и отдыха водителя

Для эффективной организации путей совершенствования управления транспортным средством, важным является соблюдение нормативов труда и отдыха водителя. Во многих случаях прямой или косвенной причиной ДТП становится усталость водителя, который продолжительное время находился за рулем. Результатом утомления водителя является увеличение числа ошибочных реакций, что создает угрозу безопасности дорожного движения и является предпосылкой для возникновения несчастья. Оптимальное регулирование периодов труда и отдыха водителей автомобилей позволит обеспечить их стабильную работоспособность и надежность и, соответственно, повысить безопасность дорожного движения.

Нормы рабочего времени и времени отдыха являются превалирующими по отношению к нормам, регулирующим эксплуатационную деятельность, учитываются при разработке расписаний и графиков движения автомобилей и являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей. Нормы устанавливаются в зависимости от вида перевозок и имеют три крупных блока: грузовые, регулярные междугородные и нерегулярные пассажирские перевозки; регулярные городские и пригородные пассажирские перевозки; перевозки, характеризующиеся небольшим удельным весом времени управления автомобилем в общей продолжительности рабочей смены [9].

В отношении первого блока положение не содержит принципиальных новаций. Продолжительность ежедневной работы при работе по календарю пятидневной рабочей недели не может превышать 8 часов, по календарю шестидневной – 7 часов, при суммированном учете – 10 часов. В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки существует возможность доехать до соответствующего места отдыха за период 12 часов, можно произвести соответствующее увеличение продолжительности ежедневной работы, если нет – в рейс направляются два водителя и автомобиль должен быть оборудован спальным местом.

Одновременно с общей продолжительностью рабочего дня нормируется время управления автомобилем, а время отдыха между сменами устанавливается не менее двойной продолжительности времени предшествующей смены, в отдельных случаях – не менее 12 часов, причем уменьшение времени отдыха возможно только для экипажа автомобиля из двух водителей на междугородных перевозках.

Для второго блока введены новые нормы, на основании анализа маршрутных сетей, планирования и использования рабочего времени, а также многочисленных обращений работодателей и профсоюзных организаций принято решение об увеличении продолжительности рабочего дня до 12 часов для водителей, работающих на регулярных городских и пригородных маршрутах. Это позволит применять более эффективные с точки зрения организации транспортного процесса и более удобные для работников графики работы, позволяющие уменьшить количество рабочих дней в рамках учетного периода. При этом следует обратить внимание на то, что указанное увеличение возможно только при условии его согласования с представительным органом работников, в отличие от других норм, устанавливаемых с учетом мнения данного органа.

Одновременно с увеличением продолжительности рабочего дня введено ограничение продолжительности перерыва между двумя частями смены при разрывном графике работы – не более двух часов, а так же дополнительное условие: перерыв предоставляется в месте дислокации или месте, определенном для отстоя автобусов и оборудованном для отдыха.

Для третьего блока, к которому относятся перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, аварийных служб, а также технологические перевозки, максимальная продолжительность рабочего дня – 12 часов при общей продолжительности управления 9 часов [7].

2.2. Регламентация труда водителя

Организация труда водителей должна обеспечивать четкую ра­боту автотранспортных средств, безопасность перевозок грузов, полное использование нормы рабочего времени за учетный период, соблюдение установ­ленных трудовым законодатель­ством продолжительности рабо­чего дня, а так же порядок предоставле­ния отдыха и перерывов в работе для приема пищи и высокую про­изводительность труда.

О.В. Глушко считает, что работа водителя грузового автомобиля осуществляется по следующим критериям. Подготовительные работы выполняемые водителем перед выездом на линию и по возвращении. Время на проведение пред рейсового медицинского осмотра и транспортный процесс, включающий движение автомобиля и погрузочные работы [9].

В целом состав рабочего вре­мени водителя выглядит определенным образом.

  1. Время управления автомо­билем.

  2. Время остановок для кратковременного отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах.

  3. Подготовительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии, а при междугородных перевозках – для выполнения работ в пункте доставки или в пути перед началом и после окончания смены.

  4. Время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии.

  5. Время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов.

  6. Время простоев не по вине водителя.

  7. Время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей автомобиля, а также регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи.

  8. Время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунк­тах при осуществлении междугородных перевозок, в случае если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем.

  9. Время присутствия на ра­бочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водите­лей.

  10. Время в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Водители обеспечиваются списками (памятками) номеров телефонов для оперативного вызова автомобиля технической помощи и дежурного диспетче­ра автотранспортного предпри­ятия (погрузочно-разгрузочного пункта), а также координатами заказчиков – грузоотправителей.

Режим труда и отдыха водите­лей, осуществляющих перевоз­ки, устанавливают в соответ­ствии с Положением о рабочем времени и времени отдыха води­телей автомобилей, утвержден­ным постановлением Министерства труда и социального разви­тия РФ от 25.06.99 № 16 (с изм. на 23.10.01). Действие этого По­ложения распространяется на водителей, работающих по тру­довому договору на автомобилях, принадлежащих к зарегистрированным на терри­тории Российской Федерации.

В течение рабочего времени водитель должен выполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями тру­дового договора (контракта), трудовым распорядком или гра­фиком работы.

Нормальная продолжитель­ность рабочего времени водите­лей не может превышать 40 ча­сов в неделю. Для водителей, работающих на пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями, про­должительность ежедневной ра­боты (смены) не может превы­шать 8 часов, а для работающих на шестидневной рабочей неде­ле с одним выходным днем – 7 часов.

2.3. Практические рекомендации по совершенствованию безопасного управления транспортным средством

В настоящее время, почти каждый человек имеет собственную машину, для кого – то это является средством заработка. Расплата за выбор профессии водителя – страшная боль в спине, нарушенное кровообращение в нижних конечностях и много других неприятностей, связанных со здоровьем. Практически аналогичные ощущения, только в чуть более облегченной форме, испытывают женщины – автолюбители, которые вынуждены длительное время оставаться за рулем. Делать разминку на протяжении пути очень важно для здоровья. Правда, ради собственной безопасности, лучше затормозите на обочине. Если представится возможность, выйдите из машины, а если нет, то следуйте следующему «автокомплексу»:

  1. Сделайте разминку пальцев и кистей рук. На протяжении пути они немеют от постоянного нахождения на оси руля и перестают слушаться;

  2. Разомните суставы плеч, шею и, конечно же, спину;

  3. Сводите плечи вперед, натянув спинные мышцы, а затем отведите назад, соединив лопатки;

  4. Поднимите и опустите плечи (сначала одновременно, а затем по очереди), словно Вы хотите дотронуться ими до мочек собственных ушей. Этими простыми движениями Вы добьетесь того, что кровь прильет в шейный отдел позвоночника. Повторив это упражнение примерно дюжину раз, Вы ощутите приятное тепло в области воротника. Так же это упражнение является прекрасной профилактикой шейного остеохондроза;

  5. Сделайте круговые движения плечами назад и вперед. Это ликвидирует застои крови;

  6. Положите ладони на затылок и давите ими на голову. Ваша задача напрячь мышцы шеи, и сопротивляться этому давлению. Данное упражнение можно сделать с противоположной стороны, т.е. положив ладони на лоб. После того, как кровь прильет к голове, голова прояснится, и Вы станете сосредоточеннее [8].

От дороги устают не только конечности, но и глаза. Они вынуждены в напряжении следить за всем, что попадается в их сектор обзора. Поэтому не пожалейте времени и несколько минут потратьте на упражнения для расслабления глаз. На протяжении пяти, шести секунд сосредоточьте свой взгляд на одном предмете вдали, а затем сконцентрируйтесь на лобовом стекле. Данное упражнение следует повторить шесть, восемь раз; Сильно зажмурьте глаза на четыре, шесть секунд, а затем откройте их. Это упражнение для глаз следует повторить шесть, восемь раз; Когда водитель долго находится в пути, а ноги остаются неподвижными, кровь в капиллярах и венах застаивается, что приводит к затеканию мышц.

Застой в районе таза можно снять другим упражнением, напрягайте, сжимайте ягодицы и работайте над мышцами пресса, выпячивайте и втягивайте живот, удерживая каждое положение примерно четыре, шесть секунд. Пусть может показаться, что предлагаемый комплекс упражнений чересчур простым, однако в реальной жизни он оказывается полезен, ибо в нем полно достоинств. Поэтому ни в коем случае Вам не следует игнорировать его, если Вы цените собственное здоровье.

Заключение

Проблема данной работы посвящена изучению путей совершенствования управления транспортным средством. Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что изучены личностные особенности водителя, познавательные процессы, профессиональная пригодность и выявлена их взаимосвязь с вопросами совершенствования управления транспортным средством. Также проанализированы и конкретизированы факторы, влияющие на возникновение искажения восприятия объектов при управлении транспортным средством.

С каждым годом на дорогах появляется все больше машин и соответственно водителей. Вследствие этого, число дорожно транспортных происшествий увеличивается с каждым разом все больше, в связи с чем, изучение вопросов предупреждения аварийных ситуаций является современным и актуальным. Высокий уровень аварийности на дорогах, вышедший из контроля, свидетельствует о том, что существующая система профилактики ДТП себя исчерпала и сегодня демонстрирует полную несостоятельность.

Общеизвестно, что большинство аварий на транспорте обусловлено ошибками человека, управляющего движущимися средствами. Ошибки водителя могут быть случайными, связанные с колебаниями психических функций, и закономерными, провоцируемыми самим водителем в силу его личностных особенностей. Кроме того, ошибки могут быть вызваны экстремальными условиями (близкими к физиологическим пределам); поступлением ложной, неопределенной либо конфликтной информации; выполнением действий, противоположных по отношению к ранее выработанным навыкам.

Анализ современных проблем на транспорте показал, что знание своих личностных особенностей при вождении автомобиля, учет факторов искажения информации на дороге играют важную роль в совершенствовании путей управления транспортным средством.

Список литературы

  1. Аветисов, Э.С. Упражнения, снимающие утомление глаз [Текст]: учеб.пособие / Э.С. Аветисов. – М.: Здоровье, 2001. – 150 с.

  2. Алиев, Х.М. Метод ключ в борьбе со стрессом [Текст]: учеб.пособие / Х.М. Алиев. – М.: Феникс, 2003. – 200 с.

  3. Алякринский, Б.С. Основы авиационной психологии [Текст]: учеб.пособие / Б.С. Алякринский. – М.: Воздушный транспорт, 2002. – 190 с.

  4. Балмаков, А. К. К чему приводит неправильный выбор скорости [Текст]: учеб.пособие / А.К. Балмаков. – М.: Автомобиль, транспорт, 2005. – 221 с.

  5. Белов, Н.В. Как победить стресс [Текст]: учеб.пособие / Н.В. Белов. – М.: Харвест, 2005. – 205 с.

  6. Белова, Е.В. Шлагбаум стрессу [Текст]: учеб.пособие / Е.В. Белова. – М.: Здоровье, 2001. – 179 с.

  7. Бобков, В.Ф. Дорожные условия и безопасность движения [Текст]: учеб.пособие / В.Ф. Бобков. – М.: Транспорт, 2006. – 267 с.

  8. Варламов, В.А. Что надо знать водителю о себе [Текст]: учеб.пособие / В.А. Варламов. – М.: Транспорт, 2000. – 167 с.

  9. Добрынин, Н.Ф. Внимание память [Текст]: учеб.пособие / Н.Ф. Добрынин. – М.: Знание, 2003. – 217 с.

  10. Цветов, В.Я. Долголетие по японски [Текст]: учеб.пособие / В.Я. Цветов. – М.: Здоровье, 2002. – 173 с.

  11. Щербатых, Ю. В. Психология стресса [Текст]: учеб.пособие / Ю.В. Щербатых. – М.: Издательство Эскимо, 2006. – 216 с.

Просмотров работы: 2688