ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОЗНАНИЯ ПОДРОСТКА

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОЗНАНИЯ ПОДРОСТКА

Хуснулова Г.М. 1
1МОУ Павловическая СОШ
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ПЛАН:
  1. Актуальность заявленной темы.

  2. Клерикализация светского пространства как фактор угрожающий самому сосуществования демократической России.

  3. Потенциал светского и духовно-религиозного образования.

  4. Правовая культура и правовое воспитание подростка.

  5. Культура, социум, личность подростка: опыт структурно-логического анализа.

  6. Ценность современного гуманизма в основе воспитательной составляющей.

  7. Заключение. Выводы.

«Истинная свобода – лишь там, где человек свободен также и от религиозных предрассудков; истинное образование – лишь там, где человек возвысился над своими религиозными предрассудками и воображением».

Людвиг Фейербах

В данной работе я попыталась исследовать роль религиозных объединений, а также правовой культуры на формирование сознания подростка в школьной среде, каким образом они формируются, трансформируются и преображаются в процессе получения знаний в учебном заведении.

Общеизвестно, что клерикализация светского пространства является угрожающим фактором для самого сосуществования демократической России. На сегодняшний день наука обязана расчистить путь к современному пониманию религии, т.к., в том числе и в правительственных кругах ряда государств, проводятся спекуляции в массовом масштабе, когда общественное мнение дезориентируется по проблемам понимания что есть религия. Главная спекуляция касается ненаучного представления о религии, будто бы она есть совокупность высоких общечеловеческих идеалов, моральных принципов и норм. При этом взгляд общественности отводится от того главного, что есть религия.

А она есть, прежде всего, и главным образом, фантастическое, иллюзорное миропонимание, стержень которого составляет вера в сверхъестественное.

Таким образом, создаются прецеденты представления религии некой морально-этической системой, которой фактически она не является. К сожалению, и в практике российского правоприменения нередко допускается слишком либеральное отношение к религии, которое нередко расходится с основными законами и конституционными основаниями, по которым религия отнюдь не случайно отделяется от школы и государства.

В Конституции Российской Федерации провозглашено, что она является светским государством, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной. Однако происходит интенсивное проникновение РПЦ во многие государственные структуры, включая армию и правоохранительные органы. При этом церковь пользуется государственной поддержкой1.

Актуальность заявленной автором темы определяется в первую очередь тем, что в современном российском обществе в светское образование (в основном в средней школе) начинает входить обучение религиозной культуре, что ставит под вопрос традиционную обособленность друг от друга этих сфер культуры. Несмотря на то, что отделение церкви от государства остается конституционно закрепленным принципом нашего светского общества, включение в школьное образование элементов религиозной культуры активно поддерживают некоторые педагоги, работники сферы просвещения, представители интеллигенции. Основная аргументация сводится, как правило, к тому, что без религиозных ценностей светское образование само по себе не способно сформировать свое духовно-нравственное содержание, необходимое для социализации и воспитания подрастающих поколений.

Так, президент Российской академии образования, доктор педагогических наук, Никандров Н.Д., выступая на ХVIII Рождественских образовательных чтениях, отмечал: «Духовно-нравственные христианские ценности, которые близки основным положениям других великих исторических религий России, - это первое, что должно объединить усилия государства и церкви, светского образования и духовного просвещения»2.

Среди них он выделил ценности патриотизма, семьи и воспитания детей, ценности труда, собственности, традицию бескорыстной помощи нуждающимся, которую всегда оказывала церковь.

Таким образом, истоки светского образования усматриваются не в развитии современного общества – его науки, культуры, необходимости адаптации к нему людей, способных профессионально решать различные проблемы, а в традициях религиозной культуры, причем все это – якобы «установленный научный факт»3.

Конечно, является общепринятым то, что религиозность – в частности, православие – важный аспект русского национального самосознания. Императивы совести, честности, справедливости, коллективизма и других морально духовных ценностей оказываются достаточно важными для значительной части наших современников. Но это вовсе не значит, что рост религиозного сознания в России – внезапная активизация православных культурных традиций. Ведь живущие сегодня поколения россиян вполне по-современному воспринимают и осваивают информационную структуру современного мира, его технологии и коммуникации, системно-организационные требования и условия, а также культурные, научные, гражданские и другие ценности и приоритеты светского характера.

История религии, практика ее организации в обществе показывает, что она всегда внутренне отделена от светского начала. Истинно верующие живут в монастырях, они отделены от реальной жизни: внутренне, отрицая ее ценности, за счет ценностей религиозных; территориально, так как пространство обитания верующих всегда закрыто для «праздно любопытных». Религиозное мировоззрение, в котором обязательны такие установки, как приоритет веры и чуда над фактами или доказательствами, приоритет трансцендентного над «земным» - не может принять научную картину мира, в которой бытие Бога ставится под сомнение, несмотря на существование самых разных тайн мироздания.

Истинно верующий человек сомневается в светских ценностях бытия и их приемлемости для своей собственной жизни4.

Да, людям необходим жизненный идеал. Не находя (или не видя) его в реальной жизни, они создают такой идеал в своих помыслах, отрывая его от «жизненной скверны» бытия. Это и есть синдром отрыва своих насущных идеалов от жизненной практики и экстраполяции их на воображаемые «высшие» сверхъестественные силы.

Современный российский (и не только российский) социум продуцирует специфическую религиозную картину мира потому, что здесь объективная логика вещей сплошь и рядом подменяется субъективными представлениями о должном и необходимом. Возникает мир видимости, который все более активно замещает мир действительного. Люди утрачивают почву под ногами, поэтому актуализируется вера в высшую справедливость, которая может быть гарантирована высшим существом5.

Социально-ценностным и мировоззренческим источником роста религиозного сознания населения в РФ в последние годы является не только и не столько воздействие самой православной культуры и ее традиций как этнической и национальной черты российского населения, сколько воздействие современного рискогенного социума, в котором компонент субъективности и случайности, различные аберрации массового сознания оказываются приоритетными по отношению к объективным процессам.

Тем самым – на основе неразрывной связи общественного бытия и общественного сознания - формируются соответствующие особенности сознания и мироощущения для многих наших граждан. Отсюда прямо следует, что по мере «выздоровления» общества статус ценности религиозных ожиданий и ориентаций населения будет падать6.

Ни в коей мере, не подвергая сомнению ценности религиозной культуры, необходимо подчеркнуть, что для самого выживания нашей страны в современном мире, для реализации ее культурно-человеческого, научного и другого потенциала, ценности и значимость светского образования, основанного на научной картине мира, на достижениях российской, западноевропейской и других цивилизаций оказываются первостепенными. Именно поэтому, как представляется, было бы довольно поверхностным оценивать состояние общественного сознания страны по тем социологическим данным, которые фиксируют личностные предпочтения и направления идентичности граждан, включая и их религиозные установки7.

Поэтому закономерным является вывод о том, что рост религиозного сознания в современной России – не «внезапное» расширение религиозных национальных традиций, а специфическая реакция общества на процессы его дегуманизации и отчуждения, связанная со стремлением людей найти какое-то «твердое дно» - духовную защиту и поддержку.

Светская культура ориентирует человека на освоение посюсторонней реальности. Она - антропоцентрична и гуманистична. Поэтому мировоззрение основано на научной картине мира. Чем более развитым становится общество на основе принципов светской культуры, тем более завершенной – в экзистенциальном и духовном смысле – оказывается светская система образования.

Право при этом является продуктом духовного творчества народа, создателя правовых ценностей. Именно повседневная практика жизненного уклада, присущего данной социальной среде, данной цивилизации, рождает соответствующие формы регулирования поведения, разрешения многообразия жизненных коллизий.8

Правовое сознание общества, его отдельных групп и личностей органично связано с правом как целостным социальным институтом, с его появлением, функционированием, правотворчеством и правоприменением.

Культура человека во многом зависит от условий, в которых он живет.

В новой мировой информационной системе, навязывающей нашей молодёжи ложное мышление, искажаются наши ценности и наша история, что несет разрушающее воздействие на сознание и правовую культуру молодого человека. Именно поэтому возрастает роль воспитания правовой культуры в школьной среде, понимая роль обучения и правового воспитания старшеклассников для их последующей жизни и способах получения самообразования в правовых вопросах, с которыми им предстоит сталкиваться каждый день.

Исследование правовой культуры старшеклассников дает возможность определить степень их заинтересованности к правовым вопросам, а также качество доведения информации преподавателем на практических занятиях, семинарах, лекциях.

И. Кант, писал, что «развертывание понятия права начинается от понимания права в человеческом мире как замысла природы к объективному праву, далее к чистому праву, а от него - к праву человека, и наконец, понимание права как цели общества»9.

Рассматривая позицию С.С. Алексеева, который выделяет четыре элемента правовой культуры, такие как: уровни правосознания, законность, совершенство законодательства и юридическую практику, мы четко понимаем, что формирование правовой культуры подростка не может сформироваться в процессе 1-2 занятий или лекций, а должен происходить на протяжении всего обучения в учебном заведении10.

Личный опыт и система убеждений, на которые подросток может опираться и оценивать правовые явления, происходящие в его жизни и обществе, во многом могут зависеть от политической ситуации, происходящих явлениях и событиях в государстве и в целом мире.

О правовой культуре В.М. Сырых пишет так: «Правовой режим, обеспечивающий надлежащий уровень законности, неукоснительную реализацию прав и свобод человека, иных лиц, взаимную ответственность государства и личности, охватывается понятием правовой культуры»11.

Среди элементов правовой культуры личности, кроме уровня правосознания, выделяется в целом уровень правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), который проявляется прежде всего в его правовой активности, а также степень гарантированности государством и гражданским обществом прав и свобод человека12.

Необходимость участия в политической жизни, реализация прав и свобод человека сопутствует активному развитию правовой культуры. Общественные преобразования позволяют многим молодым людям проявлять свою гражданскую позицию, в которой и выражается их правовая культура13.

Способность старшеклассников на основании правовых знаний принимать решения, определяющие правомерность или неправомерность их поведения в обществе и школе, делать оценку тем или иным событиям, поступать по праву и закону, совести и чести и могут называться правовой культурой. От данной формы поведения зависит и уровень правосознания их коллектива.

Правовая культура – многогранная характеристика одной из ведущих областей жизни общества и нашим старшеклассникам, да и всему молодому поколению, необходимо не забывать о букве закона, которая и прописывает всё то, что мы называем нормами права.

Нормативные правовые акты, несущие развернутое толкование тех или иных позиций в отраслях права, дают расширенное формирование правовой грамотности не только молодого поколения, но и всего общества в целом.

Российское государство в условиях демократии, стремясь обеспечить верховенство закона, незыблемость основных прав и свобод человека, охрану личности, закрепляет взаимную ответственность между собой и гражданами, защищает общество от произвола властей, а на арену общественной жизни выходит независимое от политических установок и корыстных интересов право, выступающее гарантом законности и справедливости.14

Правовое воспитание - составная часть общегражданского воспитания, включающего в себя множество компонентов.

Как известно, существуют различные формы (виды) воспитания личности: политическое, идеологическое, трудовое, нравственное, правовое, культурное, патриотическое, семейное, школьное и т.д. Все они тесно взаимосвязаны, поскольку образуют единый процесс духовного (интеллектуального) воздействия на сознание и поведение людей.

Усиление правового просвещения населения, преодоление правового нигилизма - одна из задач проводимой в стране правовой реформы15.

Под правовым воспитанием понимается целенаправленная деятельность государства, а также общественных структур, средств массовой информации, трудовых коллективов по формированию высокого правосознания и правовой культуры граждан. Данное понятие включает в себя также получение и распространение знаний о праве и других правовых явлениях, усвоение правовых ценностей, идеалов.

Одна из главных целей правового воспитания и формирования правовой культуры у старшеклассников - выработка у них здорового чувства права, прогрессивного мировоззрения; подготовка социально активного члена общества, хорошо знающего свои права и возможности, умеющего отстаивать, защищать их всеми законными средствами.

Речь идет о воспитании Человека с сознанием гражданина XXI века, остро реагирующего на факты несправедливости и произвола, уважающего закон и порядок, противодействующего правонарушениям, правовому беспределу и нигилизму.

Вероятно, не стоит специально объяснять, что научное мировоззрение в процессе воспитания старшеклассников является тем универсальным концептом, которому отвечают и на котором базируются все проявления нашей общественной, политической, экономической и культурной жизни. Закономерностям, сформулированным в критериях научного мировоззрения, отвечают и процессы, происходящие в религиозных организациях, принципами каждой из которых является их собственная «непреложная истинность» при разной степени «неверности» других16.

Это особенно сегодня актуально, т.к. формы политической активности, возникающие на религиозной основе, сегодня находятся в центре общественного внимания во всем мире. При этом многие экспертные оценки данного феномена носят эмоциональный характер, что значительно препятствует осознанию реального положения дел, в частности, в России17.

Молодежь, не получающая надлежащего образования и профессиональных навыков, делается легкой добычей экстремистских террористических групп. Поэтому проблемы образования требуют пристального внимания со стороны государства. Особенно необходимо обратить внимание при реформировании на среднее и среднее специальное обучение, чтобы мы были уверены, что детей учат терпимости, а с другой стороны, им дают знания и трудовые навыки, что необходимо для успешного конкурирования на рынке труда в экономике XXI в18.

В основу воспитательной составляющей должны быть положены общечеловеческие ценности, идеи ненасилия и согласия, богатства и взаимодополнительности культур19.

Конечно, мы имеем права на анализ и критическую оценку любой религии, так как для человеческого разума нет запретных тем.

Человек велик своими знаниями, и чем быстрее развивается прогресс, тем больше подтверждается необходимость овладения людьми достоверными, научными знаниями о мире и его законах, в том числе и социальных.

При этом представления о религии никак не могут ограничиваться уровнями прошлых веков или убеждениями богословов. История научного религиоведения свидетельствует о том, что эта область исследований дала и дает достоверные знания о религии.

Всякая религия не толерантна по своей доктринальной и эмоциональной сути. Религия признает истинной веру только в "своего Бога", а саму систему его культа единственно "правильной", выводя критерии истинности веры за пределы естественного порядка вещей.

Религия с неумолимой для нее неизбежностью признает остальные в лучшем случае ошибочными, неполноценными, а то и прямо враждебными вплоть, что в ряде случаев ведет к открытым призывам уничтожать иноверцев, как, например, это следует из принципа джихада.

Открытая или скрытая за богословскими спорами межрелигиозная вражда является существенным негативным фактором, разрушающим этно-национальные, а нередко и межгосударственные отношения.

Просвещение, основанное на научных принципах, общечеловеческих ценностях и здравом смысле имеет очевидное преимущество по сравнению с тем или иным религиозным, неизбежно частным и ограниченным подходом к решению вопросов человеческого общежития.

Социальное бытие исключительно сложно и динамично, его отличает как многообразие, так и единство. Вместить эту истину, по нашему мнению, никакое религиозное учение неспособно.

Светские гуманисты убеждены в том, что общие интересы человечества: мир, социальная справедливость, сохранение и защита окружающей среды и т.д., - консолидируют мировое сообщество и стимулируют выработку общемировых стандартов цивилизованного развития и жизни народов.

Безусловно, это трудная и долгая дорога к укреплению и установлению надежных основ безопасной и благополучной жизни людей.

Жизнь человека и общества никогда не будет идеальной, поскольку экономические социальные и личные интересы людей различны. Но их можно и необходимо согласовывать, и вводить в рамки общих гуманных и разумных норм человеческих отношений.

Среди ценностей современного гуманизма большое значение имеют ценности диалога, сотрудничества и партнерства.

Они тем выше, чем контрастнее и противоречивее палитра мировой культуры. Умение вести диалог, искать разумный компромисс и добиваться мирного решения проблем безальтернативно, потому, что в мире никогда не было и едва ли установится мировоззренческое единство и единомыслие.

Единство и многообразие культуры и образов жизни подталкивает человечество к выработке общемировых гуманных кодексов поведения, как для общества, так и для индивида. Эти кодексы не имеют ничего общего с догматическими религиями и каким-либо насилием. Они основаны на разуме, доброй воле и стремлению к миру и благополучию людей.

Объективные процессы интеграции человечества в общепланетарное сообщество обнаруживают уязвимость, и в ряде случаев неработоспособность регионально-этнической и религиозно-конфессиональную замкнутости.

Поэтому сегодняшняя «исламская», «христианская», «буддийская» и прочая мораль все больше уступают место общепланетарной морали, основанной на принципах светского, просвещенного наукой миропонимания, светского права и светской гуманистической морали.

Таким образом, необходимо не ослаблять внимания к попыткам реакционных кругов и экстремистских организаций расшатать наш общественный строй, подорвать волю российского народа строить свое настоящее и будущее на принципах разума, светских демократических идеалов, на принципах справедливости, диалога, согласия и мира20.

1 http://www.civitas.ru/article.php?code=1612

2Никандров Н.Д. Светское образование и духовное просвещение: проблемы взаимодействия// ХVIII международные рождественские чтения. М., 2009.

3Иванеев С.В.К вопросу о связи светского и религиозного в системе современного образования// «Человеческий капитал», № 07(67)2014.

4 Там же.

5Иванеев С.В.К вопросу о связи светского и религиозного в системе современного образования// «Человеческий капитал», № 07(67)2014.

6Иванеев С.В. К вопросу о связи светского и религиозного в системе современного образования// «Человеческий капитал», № 07(67)2014.

7 Там же.

8Синюкова Т.В. Философия правовой культуры. Теория права // Правовая культура. 2009. N 2. С. 14.О

9Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. Т. 1. М., 1994.

10 Алексеев С.С. Проблемы теории государства и права. Т. 1. Свердловск, 1974.

11 Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник для вузов. 5-е изд., стереотипное. М., 2006. С. 143.

12 Васильев А.В., Догадайло Е.Ю. Теория государства и права (в схемах и определениях): Учебное пособие. М.: Изд-во РАГС, 2005.

13 См.: Иеринг Г. Борьба за право. Перевод. М., 1991.

14Полищук Н.И. Теоретическая модель взаимосвязи нормы права, правоотношения и юридического факта: Моногр. / Под ред. С.А. Комарова. 2-е изд., доп. и перераб. СПб., 2008. С. 3.

15 Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. – М.: Юристъ, 1997. –672 с. ISВN 5-7357-0196-7

16Иванеев С.В. О правовом воспитании военнослужащих-мусульман в Вооруженных Силах Российской Федерации. Военно-юридический журнал. – М., 2013, – № 8.

17Иванеев С.В. Нетолерантность в религиозных культах и их влияние на криминогенную ситуацию в Российской Федерации. Журнал «История государства и права», 2013. - № 21.

18Нардина О.В. Общегосударственная антитеррористическая стратегия: культурно-мирровозренческие меры противодействия терроризму. Культура: управление, экономика, право, 2007, № 1.

19Там же.

20Иванеев С.В., ЕСТЬ ЛИ МИССИЯ У РОССИЙСКИХ ГУМАНИСТОВ?http://perebezhchik.ru/mneniya/2274.html

10

Просмотров работы: 2587