Буктрейлер! Что это такое?

X Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Буктрейлер! Что это такое?

Тришина В.С. 1
1МОБУ ООШ № 27 им. Е.С.Рязанцева ст. Советской
Окунева Н.Ф. 1
1МОБУ ООШ № 27 им. Е.С.Рязанцева ст. Советской
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность: Сегодня никого не удивишь сообщениями о том, что книги стали непопулярными. Сотовые телефоны, компьютеры, телевизоры, вытеснили традиционное образование, когда человек читал и находил в этом занятии удовольствие. Ученики сегодня перестают читать. Многие «скачивают» из Интернета сочинения, рефераты, творческие работы, не читая их, и выдают эти работы за собственные материалы. Может в погоне за инновациями, любовь к книге и чтению мы оставили в прошлом? Дети перестали читать, а значит, страдают и грамотность, и интеллект, и эмоциональное, и нравственное воспитание. Все это отрицательно влияет на гармоничное развитие личности. Я узнала, что существуют ролики, короткие фильмы о книгах, которые рассказывают о содержании книги. Из них можно узнавать о книгах, о которых раньше и не знали. Эти ролики называются буктрейлерами.

Объектом нашего исследования стал буктрейлер – как средство приобщения к чтению.

Цель моей работы: выяснить, как буктрейлеры влияют на мотивацию к чтению среди учеников нашей школы.

Гипотеза: Я предположила, что с помощью созданного мной буктрейлера я сумею привлечь своих одноклассников к чтению.

Задачи:

1. Изучить литературу по данному вопросу;

2. Узнать, почему ребенок не любит читать;

3. Выявить стимулы, которые необходимы человеку к осознанной мотивации чтения;

4. Самостоятельно создать буктрейлер по прочитанной книге;

5. Выяснить, появилась ли у учеников мотивация прочитать это произведение.

Тришина Виктория Сергеевна

Краснодарский край, Новокубанский район, станица Советская

МОБУООШ № 27 им. Е.С. Рязанцева ст. Советской, 9 класс

БУКТРЕЙЛЕР! ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Научный руководитель: Окунева Наталья Фёдоровна,

учитель русского языка и литературы

Модно ли читать?

Как известно, книги издавна ценились обществом. Ведь многие книги являются бесценными, потому что хранят уникальную сакральную информацию.

Если мы вернемся на несколько десятилетий, то увидим, что к книге относись с глубоким уважением, ее было не так легко купить. А учиться по книгам могли и вовсе только состоятельные люди.

Однако время меняется, и книга сейчас не пользуется особым уважением, как раньше. В настоящее время существует множество других источников, из которых мы черпаем всю необходимую информацию: радио, телевидение, интернет, журналы, газеты и т.д. Молодежь сейчас и вовсе не ходит в библиотеку, чтобы написать реферат. Для этого достаточно просто зайти в интернет и скачать на выбранную тему любой реферат, и мучиться долго не надо. Даже мало кто увлекается рассказами, фантастическими романами и необыкновенными историями. Кинотеатры, видеокассеты, спутниковое телевидение... сколько всего можно посмотреть, зачем же тогда нужны книги?

Но все же одно осталось. Это непреодолимое желание читать. Пусть это не будет книга, листы которой пахнут по-особенному и так манят своим ароматом, а он-лайн версия скачанной книги. Ведь иногда так проще, и согласитесь, дешевле.

1. Нужно ли читать книги в наше время?

Нужно ли читать книги в наше время? Зачем, сколько и почему? Мы читаем по разным причинам: для получения самой разной информации, для отдыха, для расширения кругозора. Читать книги в наше время очень полезно из-за большого количества стрессовых ситуаций в жизни, а во время чтения мы уносимся в другие мира, эпохи, отвлекаясь от проблем и забот.

Есть множество причин, почему мы должны читать книги. Хорошая литература — это жизнь. Часто мы ищем в ней то, чего нам крайне не хватает в реальной жизни: то, что происходит в нашей душе и мучает нас, ответы на разные вопросы.

Такой простой вопрос «Зачем нужно читать книги?», по сути, имеет логичный ответ — чтобы быть умным, образованным, успешным. Все это знают, однако на деле книги читают единицы. С детства известно, что данное занятие крайне полезно, однако в последнее время данный вопрос приходится поднимать снова и снова.

Нужно ли читать? Однозначно да. С детства за чтением книг вы активно развиваете творческое мышление. Вы не просто читатель, вы создатель произведения. Ведь ваше видение сюжета отличается от того, как его представлял автор. Вы создаете свой мир, своих персонажей. Творческое мышление необходимо не только для художников или дизайнеров, оно нам необходимо куда чаще, чем кажется.

Книги позволяют оставлять наш мозг «чистым», не засоряя политикой или негативными событиями, которые происходят в мире. Сегодня практически каждая статья в газете или в интернете имеет свой скрытый смысл — заставить нас верить в то, чего нет на самом деле. Нас программируют на искусственный мир. Классические же произведения такого не делают, они будут затрагивать духовные и интеллектуальные стороны личности.

Возвращаясь к воображению, необходимо отметить, что оно крайне необходимо тем, кто хочет быть интересным собеседником. Самая главная ценность — это не то, что вы блещете шутками из популярных телепередач, а ваши мысли, возникающие во время разговора с собеседником. Без воображения вы просто не сможете поддержать разговор советами, вопросами, размышлениями.

Еще одна причина, для чего нужно читать книги, так это счастливая семейная жизнь. За несколько лет супруги узнают друг друга досконально, и просто становится скучно. Люди же, которые много читают, имеют отличное воображение, всегда что-нибудь придумывают, делают жизнь активной и яркой. В такой семье никогда не будет скучно.

Книги заставляют думать, анализировать, угадывать. Эти качества важны для того, чтобы справляться с жизненными проблемами и заботами, находить решения даже для самых сложных задач.

К сожалению, люди устроены так, что теряют интерес к самым доступным вещам. Раньше, когда книги были в дефиците, за ними буквально гонялись, зачитывали до дыр. Сегодня же можно любую книгу за пару минут скачать из интернета, только это уже мало кому интересно. Поэтому, ответ на вопрос «Почему нужно читать?» — однозначно нужно для развития интеллекта, творческого мышления и духовной стороны вашей личности.

Тришина Виктория Сергеевна

Краснодарский край, Новокубанский район, станица Советская

МОБУООШ № 27 им. Е.С. Рязанцева ст. Советской, 9 класс

БУКТРЕЙЛЕР! ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Научный руководитель: Окунева Наталья Фёдоровна,

учитель русского языка и литературы

Но тут же возникает вопрос: «Почему ребенок не хочет читать?»

На это есть ряд существенных причин:

1.Вынужденный характер чтения. Ученик воспринимает общение с книгой, как продолжение уроков.

2. Обилие источников информации. Раньше основным источником информации была книга. А теперь телевидение, Интернет. Все эти источники оттеснили книгу на второй план, так как этот способ получения информации более быстрый, более легкий.

3. Медленная скорость чтения также влечет за собой нежелание читать, так как ребенок испытывает разные некомфортные чувства (раздражение вследствие потраченных усилий, ощущение неполноценности), от которых старается избавиться путем не чтения.

4. Малочитающие родители. Любовь к чтению и культура чтения закладывается в семье. Приучать ребенка к чтению необходимо еще в зародыше. Мама должна читать вслух книгу, которая несет позитив, добро и любовь.

Тришина Виктория Сергеевна

Краснодарский край, Новокубанский район, станица Советская

МОБУООШ № 27 им. Е.С. Рязанцева ст. Советской, 9 класс

БУКТРЕЙЛЕР! ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Научный руководитель: Окунева Наталья Фёдоровна,

учитель русского языка и литературы

3. Анкетирование.

Я решила узнать, любят ли читать мои ровесники, и какую литературу предпочитают читать. Для этого, мы с мамой составили анкету «Любите ли вы читать?». (Приложение 1). В опросе участвовали 34 человека.

На первый вопрос «Что ты больше любишь: читать или смотреть мультфильмы?», практически все ребята ответили, что любят смотреть мультфильмы.

На вопрос: «Какие книги ты прочитал?», в основном написали книги, которые мы читали в классе и по рекомендации учителя.

На вопрос: «Про какую книгу ты бы хотел рассказать?» 15 ребят затруднились с ответом, а 15 предложили разные варианты произведений.

На вопрос: «Есть ли у тебя домашняя библиотека?». 9 человек ответили, что домашней библиотеки у них нет.

На вопрос: «Читают ли ваши родители книги?» Узнал, что у 20 детей, родители дома книги не читают. (Приложение 2)

На вопрос: «Посещаете ли вы библиотеку?». Почти все ответили, что только по заданию учителя.

Проанализировав анкеты, я пришла к выводу, что, к сожалению, есть ребята, которым не нравится это занятие. Они предпочитают смотреть мультфильмы, телевизионные передачи, проводить время в интернете. Но интернет, просмотр телепередач и фильмов не может заменить чтение!

Данные анкетирования подтвердила наш библиотекарь Татьяна Сергеевна Кузнецова. Пролистав формуляры, мы увидели, что ребята редко приходят в библиотеку за книгами. А если берут, то только потому, что учитель сказал принести на урок.

Тришина Виктория Сергеевна

Краснодарский край, Новокубанский район, станица Советская

МОБУООШ № 27 им. Е.С. Рязанцева ст. Советской, 9 класс

БУКТРЕЙЛЕР! ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Научный руководитель: Окунева Наталья Фёдоровна,

учитель русского языка и литературы

4. Мотивация, стимулы к чтению.

1. Родители! Как можно чаще читайте своим детям. Читайте вместе со своим ребёнком. Хотя бы 10 минут каждый день.

2. Читайте сами, показывая пример своему ребёнку.

3. Разрешайте ребёнку самому выбирать книги для чтения.

4. Поощряйте его желание подержать, полистать, поиграть с книгой.

5. Позаботьтесь о том, чтобы у ребёнка дома было много красочных книг.

6. Посещайте с ребёнком регулярно книжный магазин или библиотеку.

7. Дарите ребёнку книги.

8. Всегда хвалите ребёнка, если он читает.

Стимулы. Узнавание себя в героях книг. Как показывает опыт, «заразить» ребенка чтением помогает узнавание себя в литературном герое.

Можно создавать творческий продукт на базе чтения (рисунки, поделки, отзывы, стихи), создавать в ответ свои словесные образы.

Личностную мотивацию чтения способна вызвать и сама книга, если она своим названием, внешним видом, иллюстрациями привлечет к себе внимание ребенка.

Сопереживание - это самый сильный стимул, который пробуждает к жизни богатство внутреннего мира: чувства, ассоциации, мышление, воображение, память, – полностью захватывая и увлекая человека.

Я вспомнила о роликах, которые рассказывают о содержании книги. Из них можно узнавать о книгах, о которых раньше и не знали. Я захотела создать ролик, который бы смог потом показать своим одноклассникам, чтобы мотивировать их к осознанному чтению. Из Интернета я узнала, что такие ролики называются буктрейлеры.

5. Буктрейлер. Этапы создания буктрейлера.

Буктрейлер -  это небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Цель таких роликов – пропаганда чтения, привлечение внимание к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам. Как правило, продолжительность буктрейлера составляет не более 3 минут. Такие ролики снимают как к современным книгам, так и к книгам, ставшим литературной классикой. Большинство буктрейлеров выкладывается на популярные видеохостиги, что способствует их активному распространению в сети Интернет. В рамках этого жанра сетевого искусства заключен парадокс нашего времени, когда традиционная схема "сначала книга, потом кино” начинает работу в обратном направлении.  Я узнала о  «буктрейлизме» совсем недавно, когда учитель русского языка и литературы предложила участие в конкурсе буктрейлеров. И была покорена его простыми и изящными формами. Среди создателей буктрейлеров проводятся конкурсы, анонсируются интересные новинки и переиздания старых, заслуженных мастеров художественного слова.

Впервые буктрейлер продемонстрировали на книжной ярмарке в Луизиане в 2003 году. В России жанр буктрейлера появился в 2010 году.

Буктрейлеры могут быть:

игровые (минифильм по книге),

неигровые (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами, рисунками, фотографиями),

анимационные (мультфильм по книге)

Я решила создать буктрейлер к произведению Н.В. Гоголя «Мертвые души». Причинами выбора этой книги стали жалобы одноклассников на то, что Наталья Фёдоровна задала читать неинтересную книгу. А я хотела, чтобы мои одноклассники прочитали эту книгу.

Этапы создания буктрейлера:

1. Выбор книги для рекламы. Мотиваций в выборе книг для создания буктрейлера может быть множество. Это реклама новых книг и продвижение книг – юбиляров, создание буктрейлеров, приуроченных к датам и событиям и др.

2. Создание сценария к буктрейлеру (продумать сюжет и написать текст). Сюжет это основа вашего видео ролика, то из чего он будет состоять. Важно внести интригу и выстроить сюжет таким образом, чтобы непременно читателю захотелось узнать, что же будет дальше. А узнать, что будет дальше можно, если прочтешь книгу. Поэтому к написанию текста сценария нужно подходить продумано. Взвешивать каждое предложение. Видео ролик не должен быть длинным, не более 3 минут, так как это оптимальное время, чтобы удержать внимание зрителя потенциального читателя.

3. Подбор материалов для видеоряда. Подобрать картинки, отсканировать иллюстрации книги, снять свое видео или найти видео по тематике в интернете (помним об авторском праве). Скачанное с интернета видео необходимо конвертировать в формат avi. Можно использовать для этого программу http://[www.formatoz.com/download.html FormatFactory] (Фабрика форматов) - это многофункциональный и мощный конвертер медиа файлов. Программа удобная в использовании. При необходимости можно бесплатно загрузить с интернета.

4. Записать озвученный текст, если это предусмотрено по сценарию. Для записи и редактирования звука можно использовать программу SoundForge. Необходимо иметь техническое оборудование микрофон.

5. Выбрать программу для работы с видео. Их представлено множество. Windows Movie Maker. Эту программу могут использовать начинающие работать с видео. Она есть на всех ПК, так как входит в пакет Microsoft Windows. С программой легко работать, чаще всего она имеет русский интерфейс. Программа Movie Maker способна брать и обрабатывать видеофайлы с цифровой видеокамеры, создавать из изображений слайд-шоу, добавлять к видео заготовки, титры, звук, вырезать необходимые фрагменты и склеивать их, создавая при этом эффектные переходы от фрагмента к фрагменту. Широко используется для создания клипов, видеопрезентаций и обработки любительского видео. 

Работа над буктрейлером очень интересная и полезная. Ищешь интересные факты, отрывки, которые должны заинтриговать моих одноклассников, побудить их прочитать эту книгу.

Тришина Виктория Сергеевна

Краснодарский край, Новокубанский район, станица Советская

МОБУООШ № 27 им. Е.С. Рязанцева ст. Советской, 9 класс

БУКТРЕЙЛЕР! ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Научный руководитель: Окунева Наталья Фёдоровна,

учитель русского языка и литературы

7. Показ буктрейлера.

Когда мой буктрейлер был готов, я решила показать его моим родственникам и одноклассникам (хорошо, сейчас есть соцсети, где можно обменяться мнением), чтобы проверить, насколько подействует мой буктрейлер на их желание прочитать эту книгу. После просмотра, провела опрос, заинтересовала ли их данная книга. Результаты опроса оказались положительными: 27 учащихся захотели прочитать эту книгу и только 7, сказали, что подумают.

Через 2 недели мы с Натальей Фёдоровной спросили, прочитали ли ребята данную книгу, оказалось, что 15 человек книгу прочитали и она им очень понравилась, и 12 человек находятся в процессе чтения, очень отрадно, что те 7 человек, которые после просмотра буктрейлера сказали, что подумают читать им книгу или нет, решили тоже её прочитать. Теория моей исследовательской работы подтвердилась: буктрейлеры, действительно, являются мощным стимулом для побуждения детей к чтению книги. Это, говоря современным языком, - реклама книги.

Тришина Виктория Сергеевна

Краснодарский край, Новокубанский район, станица Советская

МОБУООШ № 27 им. Е.С. Рязанцева ст. Советской, 9 класс

БУКТРЕЙЛЕР! ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Научный руководитель: Окунева Наталья Фёдоровна,

учитель русского языка и литературы

8. Заключение.

Моя гипотеза подтвердилась. А для себя я сделала важные выводы! Выполняя работу, я поняла, что для того чтобы погрузиться в мир чтения, необходимо любить это занятие. Нелегко увлечь своих одноклассников чтением. Ведь сегодня абсолютно любую информацию из различных областей знаний можно почерпнуть из интернета. Но всё это не может заменить нам непосредственное общение с книгой. А если задуматься о том, сколько интересных книг стоит на полках библиотек, просто незаслуженно забыты. Я уверена, что с помощью создания БУКтрейлеров можно вдохнуть в любую книгу новую жизнь.

Выводы экспериментальной части таковы: буктрейлер, без сомнения, влияет на читательский интерес. Учащиеся 6-8 классов реагируют на динамичные, яркие, интригующие буктрейлеры, демонстрирующие самые интересные сцены. После просмотра появляется желание найти эту книгу и узнать подробности.

Практическая значимость: в нашем классе часто проводятся разные литературные викторины, конкурсы чтецов и литературных знатоков. Поэтому я предложила: использовать БУКтрейлеры на уроках литературы, на внеклассных мероприятиях; создать библиотеку в классе.

Чтение книг имеет много преимуществ: развивает мышление, увеличивает словарный запас, улучшает память, логику и концентрацию внимания, делает нас более общительными и творческими.

Я призываю вас - берите книги, читайте и увлекайте нас с помощью БУКтрейлеров.

Я это сделала!

Тришина Виктория Сергеевна

Краснодарский край, Новокубанский район, станица Советская

МОБУООШ № 27 им. Е.С. Рязанцева ст. Советской, 9 класс

БУКТРЕЙЛЕР! ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Научный руководитель: Окунева Наталья Фёдоровна,

учитель русского языка и литературы

Список литературы.

1. Лисовская Т.А. Буктрейлер - современный способ продвижения книги в библиотеке : методические рекомендации. Вып. 1 / Детско-юношеская библиотека Республики Карелия им. В.Ф. Морозова; Петрозаводск : ДЮБ РК, 2014 стр.

2.Фонарёва М. С., Саева Ю. А. Как влияют буктрейлеры на мотивацию к чтению среди учеников начальной школы // Юный ученый. — 2017. — №2.2. — С. 97-99. URL: http://yun.moluch.ru/archive/11/842/ (дата обращения: 18.10.2017), 256 стр.

2. Чудинова В.П. Чтение детей и подростков в России на рубеже веков: смена «модели чтения, В. П. Чудинова // Социологические исследования. 1999 г. № 5, 189 стр.

3. Щербинина. Ю. Смотреть нельзя читать. Буктрейлерство как издательская стратегия в современной России. Журнал Вопросы литературы, №3, 2012, 95 стр.

4. Юрьин М.С. Интернет источник: Школа вдохновения. Статья «Буктрейлер – рекламный «фильм» о книге» http://school-of-inspiration.ru/buktrejler-reklamnyj-film-o-knige2014

Приложение 1.

Анкета «Любите ли вы читать?»

Что вы больше любите читать или смотреть мультфильмы?

Посещаете ли вы библиотеку?

Какие книги ты прочитал?

Есть ли у вас домашняя библиотека?

Читаете ли вы дополнительную литературу?

Про какую книгу, ты бы хотел рассказать своим одноклассникам?

Читают ли книги ваши родители?

Приложение 2.

Вы больше любите читать или смотреть мультфильмы?

Посещаете ли вы библиотеку?

Читают ли ваши родители?

Есть ли у вас домашняя библиотека?

Есть ли у тебя «золотая полка» в библиотеке?

Приложение 3.

Идет работа по созданию буктрейлера.

Подбор материала

Монтаж фильма

Моменты анкетирования

Просмотров работы: 199