IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ХОРОШО ЛИ БЫТЬ ЛЕВОРУКИМ?
Савватеева Е.С.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


10

Научно-исследовательская работа

Биология

Хорошо ли быть леворуким?

Выполнила:

Савватеева Екатерина Сергеевна

учащаяся 6 класса

МОУ Шаранчинской СОШ

Руководитель:

Маркова Лариса Николаевна

учитель биологии МОУ Шаранчинской СОШ

Цель работы: Выяснить чем леворукие отличаются от праворуких людей и как леворукость влияет на успешность ученика.

Задачи:

  1. Изучить данные о леворукости и леворуких детях, используя научную литературу и интернет-ресурсы.

  2. Изучить методы определения леворукости и праворукости.

  3. Провести исследование на установление леворукости и праворукости у школьников 5-11 классов.

  4. Выяснить связь леворукости и успешности школьников.

Гипотеза: Леворукие ученики обладают большими способностями, чем их праворукие товарищи.

Методы исследования:

  1. Изучение теоретического материала по данной теме.

  2. Анализ полученной информации.

  3. Использование методики М.Н. Князевой, В.Ю. Виндавского и М. Озьяс для определения леворукости.

Введение

В нашей семье я и моя старшая сестра – леворукие, и я решила выяснить, что такое леворукость, и какое влияние она оказывает на людей.

Оказывается, в Древнем Риме леворуких называли «зло», древние германцы звали их «неумехами», а средневековые служители церкви рассматривали леворукость как верный признак склонности к колдовству и нередко из-за этого сжигали левшей во времена инквизиции. На Руси левшам запрещали давать показания в суде. Считалось, что левшой был сам дьявол [1].

В Индии до сих пор соблюдаются «ручные» традиции: правая рука «пригодна» для выполнения «чистых» функций (принятие пищи, рукопожатие и др.), а левая — для целей личной гигиены. Отсюда проистекает обычай не подавать еду или подарки одной только левой рукой. В таких случаях используется или только правая рука, или обе руки вместе, при этом левая всегда находится ниже правой [1].

«Правота» правшей до сих пор подчеркивается в языке. Например, в русском языке: однокоренными к слову «правый» являются слова «правда», «право», «справедливый», «правильный», так же как и в немецком recht (правый) и richtig (правильный) – однокоренные [1].

Во множестве языков, прослеживается отрицательное отношение ко всему левому. Например, в русском языке: "левый товар" - товар, проданный налево, т. е. незаконным образом, или товар фальшивый, подделанный, "левый доход", "левые деньги", "левым образом", "как левая нога захочет", "левая сторона", "встать с левой ноги" и др.

В английском языке слово "леворукий" имеет значения "неуклюжий", "лицемерный", "зловещий", "незаконный". Подобные связи прослеживаются во французском, итальянском, испанском, немецком языках.

История этих слов и значений в различных языках восходит к глубокой древности, когда все, что в человеке было непонятным, странным, имело негативный оттенок.

Между тем, неуклюжесть леворуких людей объясняется тем, что мир не предназначен для них. Многие вещи: различные инструменты, ножницы, швейные машинки, компьютеры и другие сделаны для праворуких людей. Поэтому «левши» подстраиваясь под «праворукий» мир вынужденно развивают обе руки. В этом есть свои плюсы леворукости.

Основы рукости.

Среди обитателей Земли преобладают праворукие люди. Но человечество никогда не было целиком праворуким. О существовании левшей достоверно известно с библейских времен. После возвращения евреев из Египта и завоевания ими Палестины в 1406 году до нашей эры из двадцатитысячной армии было отобрано 700 воинов, которые умели метать камни из пращи левой рукой и точно попадать в цель. Таким образом, еще в те времена среди евреев было 3,7% ярко выраженных левшей [6].

Долгое время не вызывало сомнений предположение, что праворукость возникла под влиянием каких-то причин еще в то отдаленное время, когда происходило формирование человекоподобных существ. Считалось, что естественный отбор должен был способствовать лучшей выживаемости мужчин, пользующихся преимущественно правой рукой. Действительно, если воин оказался лицом к лицу с врагом, то сподручнее убить противника, пронзив его сердце, если нож или копье держать в правой руке. Свое же сердце удобнее защищать щитом, взяв его в левую руку.

Высказывались предположения, что праворукость воспитывается с первых дней жизни ребенка и на первых порах осуществляется нашими родителями бессознательно. Праворукие мамы (естественно, что это в равной мере относится и к праворуким папам, бабушкам и дедушкам) чаще всего держат детей слева, освобождая свою правую руку. Предполагалось, что, находясь в этой позе, и ребенку удобнее пользоваться правой рукой. Таким образом, постоянная поза еще в раннем возрасте должна закладывать у ребенка основы праворукости [6].

Что же такое леворукость?

В словаре под редакцией Н.Д. Твороговой можно прочитать: леворукость — один из вариантов межполушарной организации мозга, при котором левая рука является ведущей в различных двигательных операциях (письмо, рисование, еда, одевание, зажигание спички и др.).

В психологической энциклопедии написано: леворукость – врожденное или вынужденное пользование левой рукой. Человек, которому свойственна врожденная леворукость, называется левшой [2].

На самом деле, леворукость и левшество — не одно и то же. Леворукость — это термин, отражающий предпочтение, активное использование левой руки. Это внешнее проявление того, что по каким-то причинам правое полушарие мозга взяло на себя главную, ведущую роль в обеспечении произвольных движений человека. Левшество — проявление неизменного, устойчивого типа функциональной организации нервной системы (в первую очередь головного мозга) человека [3].

Рассмотрим головной мозг человека. На первый взгляд нам кажется, что две половины человеческого мозга являются зеркальным отражением друг друга. Но на самом деле нет. При более внимательном рассмотрении и изучении открывается их асимметрия. Оказывается, что если измерить мозг - левое полушарие почти всегда окажется больше правого. Кроме того, выяснилось, что в правом полушарии содержится много длинных нервных волокон, соединяющих далеко расположенные друг от друга участки мозга, а в левом полушарии, наоборот, множество коротких волокон, образующих большое количество связей на ограниченном, небольшом участке.

Между полушариями мозга существует определенная специализация, свыше 90 % функций контролируется перекрестно, как бы наоборот. В процессе развития головного мозга у человека происходит разделение функций между левым и правым полушариями. Правое полушарие головного мозга отвечает за конкретно — образную деятельность (распознавание предметов по запаху, цвету и зрительное восприятие). А левое полушарие отвечает за речевые функции, чтение, письмо, а так же математическое, логическое и аналитическое мышление. Именно поэтому левое полушарие называют доминантным или преобладающим.

В осуществлении движений телом участвуют оба полушария головного мозга. Левое полушарие управляет правой рукой и ногой. А правое, соответственно, левой рукой и ногой.

Следовательно, у правшей доминирует левое полушарие, а преобладающей является правая рука. Но иногда в процессе развития головного мозга происходят некоторые изменения, и доминирующую роль выполняет правое полушарие. В этом случае основной является левая рука.

Рука, используемая для письма, не является точным индикатором лево – (право) рукости. Так, множество левшей пишут правой рукой, используя левую руку для выполнения большинства других задач.

Отличия леворуких.

Функциональная асимметрия больших полушарий мозга не исчерпывается различиями мышечных функций правой и левой половин тела. Она может быть обнаружена и в работе органов чувств. У человека удается обнаружить ведущий глаз и ведущее ухо, ведущую половину носа и языка. Ведущим глазом у 62 % людей бывает правый. Если он слегка слепнет и человек начинает чаще пользоваться другим глазом, ведущий глаз не теряет лидерства. У большинства людей на левой половине языка больше вкусовых сосочков, и она более чувствительна к вкусовым раздражителям, чем правая. По чувствительности к обонятельным раздражителям ведущей также является левая половина носа. Предполагают, что вся обонятельная информация анализируется правым полушарием, а левое полушарие совершенно не интересуется запахами.

У леворуких гораздо сильнее выражены конкретно — образные качества. Леворукиелюди ранимы, хуже привыкают к смене обстановки. Их легко огорчить, они легко могут заплакать или прийти в состояние ярости. Они намного тоньше чувствуют цвет и форму предмета. Леворукие – натуры целостные и впечатлительные, имеющие богатое воображение и фантазию. Они могут решить одну проблему разными способами. Леворукие очень застенчивы и в тоже время стремятся к лидерству, имеют потребность в высокой оценке. Речьлеворуких богата интонациями и жестами. Они более впечатлительны, возбудимы, подвержены эмоциональным всплескам и резкой смене настроений. Именно поэтому среди людей искусства (актеров, композиторов, поэтов и художников) очень много леворуких. А вот точные науки, как правило, левшам даются с трудом.

Проблема леворукости волнует науку давно, и суждения по ней самые противоречивые. Существовало, например, мнение, что многие леворукие обладают несколько сниженными возможностями иммунной системы, в большей степени подвержены риску различных заболеваний. Доктор А. А. Капустин утверждал, что среди левшей часты деформации черепа, косоглазие, энурез, и делал весьма категоричный вывод: «Дети-левши в своем большинстве являются дегенератами, отягченными грубыми клеймами вырождения и слабоодаренными». Представление о том, что леворукость является проявлением патологии, еще достаточно долго бытовало в медицинской среде. Между тем среди высокоодаренных детей было немало леворуких [4].

Например: Уинстон Черчилль, Джорж Буш Старший, Джорж Буш Младший, Билл Клинтон, Фидель Кастро,И.П. Павлов, Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Питер Пауль Рубенс, Микеланджело, Пабло Пикассо,Чарли Чаплин, Мэрилин Монро, Том Круз, Роберт Де Ниро, Анжелина Джоли, Николь Кидман, Джулия Робертс, Брюс Уиллис, Сильвестр Сталлоне, Никколо Паганини, Людвиг Ван Бетховен, Вольфганг Амадей Моцарт, Фредерик Шопен,Роберт Шуман, Сергей Рахманинов, Сергей Прокофьев, Пол Маккартни, Мирей Матье, Стинг, Аристотель, Фридрих Ницше, Ганс Христиан Андерсен, Александр Пушкин, Лев Толстой,Владимир Даль, Марк Твен, Николай Лесков, Олег Блохин, Гарри Каспаров, Мартина Навратилова, Диего Марадона.

Среди близнецов левши попадаются значительно чаще, чем у родившихся поодиночке, причем оба близнеца редко бывают левшами. Обычно один из двойни всегда становится правшой. Например, ученицы 8 класса Ксения и Анастасия Уваровские – близнецы. Ксения – левша, а Анастасия – правша. Если близнецы разнополы, левшой чаще становится мальчик.

Исследования показали, что имеются два типа леворуких и праворуких: одни – естественные, генотипические, другие – вынужденные. А потому из того, что ребенок леворук, вовсе не следует, что он не здоров[4].

Методики выявления леворукости.

Для выявления ведущей руки используют более десятка специальных тестов. Ученые М.Н. Князева и В.Ю. Виндавский предлагают свою систему тестов для определения рукости. Эта система включает игровые задания, подобранные с учетом школьного возраста.

Первое задание — рисование. Положить перед ребенком лист бумаги и карандаш (фломастер), предложите ему нарисовать то, что он хочет. После того как он закончит рисунок, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. В этом задании нужно сравнить качество выполнения рисунков.

Второе задание — открывание небольшой коробочки, например спичечного коробка. Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробочки.

Третье задание — “Построй колодец из палочек (спичек)”.Сначала из палочек (спичек) строится четырехугольник, а затем выкладываются второй и третий ряды.

Четвертое задание — “Игра в мяч”. Мяч кладется на стол прямо перед ребенком. Ребенка просят бросать мяч в цель, например в корзину, ведерко, круг. Задание нужно повторить несколько раз.

Пятое задание — вырезание ножницами рисунка по контуру.Можно использовать любую открытку (вырезать цветок, зайчика, узор и т. п.). Более активной может быть рука, которой ребенок держит ножницы, и та, которой он держит открытку. Ножницы могут быть неподвижны, а открытку ребенок будет поворачивать, облегчая процесс вырезания. Вы можете получить неверный результат, если размер и форма ножниц не соответствуют руке ребенка.

Шестое задание — нанизывание бисера или пуговиц на иголку с ниткой или шнурок.

Седьмое задание — выполнение вращательных движений.Ребенку предлагают открыть несколько флаконов, баночек (2-3 шт.) с завинчивающимися крышками. Ребенок может держать флакон или баночку за крышку, а крутить сам пузырек.

Восьмое задание — развязывание узелков(заранее неплотно завяжите несколько узлов из шнура средней толщины). Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит узел).

Девятое задание — построить из кубиков дом, ограду и т. п.Ведущей является рука, которая чаще берет, укладывает и поправляет кубики.

Десятое задание — данные о семейной леворукости.Выяснить есть ли в семье родственники – левши [7].

Очень часто десяти заданий недостаточно для того, чтобы определить, какой рукой ребенок действует более активно и ловко. В этих случаях можно выбрать дополнительные задания, например из тех, которые предлагает французская исследовательница М. Озьяс:1.Выпить воду из стакана.

2. Почистить обувь щеткой.

3. Вставить стержень в отверстие пуговицы (бусины) и поднять ее.

4. Намотать нитку на катушку (лучше использовать деревянные катушки).

5. Перелить воду из одного сосуда в другой.

6. Попасть иголкой в небольшую точку (можно сделать “мишень” на листе бумаги или использовать игру “Дартс”).

7. Отвинтить гайку рукой (ключом). Можно использовать детали металлического или пластмассового конструктора.

8. Сложить мелкие детали (пуговицы, бусины) в узкий цилиндр (во флакон с узким отверстием).

9. Проколоть дырочки в листе бумаги (5-6 раз) иголкой, булавкой.

10. Стереть ластиком предварительно нарисованные крестики.

11. Продеть нитку в иголку.

12. Стряхнуть с себя соринки, пыль.

13. Капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылочки.

14. Достать бусинку ложкой из стакана.

15. Позвонить в колокольчик.

16. Закрыть, открыть застежку-молнию [7].

В своей работе я так же использовала тесты «Переплетение пальцев рук» и «Поза Наполеона». Если при переплетении пальцев рук сверху оказывается большой палец правой руки, а в «позе Наполеона» со скрещенными на груди руками верхней окажется правая рука, считают, что испытуемый является правшой. У левшей в диагностических пробах все получается наоборот: при переплетении пальцев наверху оказывается большой палец левой руки, а в «позе Наполеона» левая рука.

Прост и показателен тест на точность выполнения задания при одновременной работе правой и левой руками. Обычно испытуемому дают два карандаша и, завязав глаза, просят нарисовать два круга или квадрата. Рисунок, выполненный ведущей рукой, значительно совершеннее второго рисунка.

Японский ученый Нобуюки Кайахара изобрел универсальную методику определения доминирующего полушария мозга. Это вращающие фигурки. Если фигура устойчиво вращается только по часовой стрелке — значит, доминирует левое полушарие, преобладает левополушарная деятельность мозга. Вращение только против часовой стрелки — значит, доминирует правое полушарие, и преобладает преимущественно правополушарная деятельность. Если же фигура попеременно вращается то в одну, то в другую сторону — это признак работы и правого, и левого полушария мозга [5]. Существует еще один тест "В какую сторону едет поезд?".Если вагон движется вправо – то развито левое полушарие мозга. А если поезд движется влево – то правое полушарие.

Результаты исследования

В исследовании на определение леворукости приняли участие ученики нашей школы с 5 по 11 класс. Всего 39 учеников. Каждому предлагалось проделать ряд упражнений на выявление ведущего полушария. Как видно из данных, представленных в таблице 1 (Приложение 1) у 13% доминирует правое полушарие.

Для определения влияния леворукости на успешность ученика были проанализированы данные успеваемости учащихся за 20015/2016 учебный год и их увлечения. Из диаграммы 1 (Приложение 3) видно, что 20% из них учится на отлично, 60% - на «4» и «5» и 20% - удовлетворительно. Все леворукие ученики нашей школы посещают творческие объединения. Одни из них занимаются изобразительным искусством, литературой и оригами, другие танцами, краеведением и музыкой, третьи компьютерными технологиями и спортом.

Выводы:

  1. У леворуких хорошо развито правое полушарие головного мозга. Они художественно одаренные, эмоциональные, целеустремленные, активные, с хорошей памятью и чувствительные личности.

  2. Леворукость – это не патология, это индивидуальная особенность ребенка, которую необходимо учитывать в процессе его обучения и воспитания.

  3. Среди учеников школы нет явных «вундеркиндов», но потенциал одаренности есть, это подтверждают результаты исследовательской работы.

Список литературы

  1. http://интересные-факты.com/interesnye-fakty-o-levorukix-lyudyax-levshax/

  2. http://www.insai.ru/slovar/levorukost

  3. http://logoportal.ru/test-kak-opredelit-rebenka-levshu/.html

  4. Научно-теоретический и методический журнал Биология в школе №3 1993г. (стр. 23)

  5. http://baragozik.ru/4-6-let/levshi-pravshi-i-ambidekstry-kak-opredelit-i-chto-uchest-pri-vospitanii.html

  6. http://psylist.net/difpsi/amb.htm

  7. http://pandia.ru/text/77/385/21982.php

Таблица 1. Приложение1.

Результаты исследования

ФИ

Переплетение пальцев рук

«Поза Наполеона»

Отвинчивание крышки

Намотать нитку на катушку

Переливание воды

Продеть нитку в иголку

Позвонить в колокольчик

Закрыть и открыть застежку

Взять стакан с водой

Рисование

Обращение с ножницами

Построить из кубиков дом

Итог

Вахрушев Роман

П

П

П

П

П

П

П

П

П

П

П

П и Л

П

Деревцов Валера

Л

П

П

П

П

П

Л

 

П

П

П

П

П

Неупокоев Кирилл

П

Л

П

П

П

П

П

П

П

П

П

П

П

Никитин Кирилл

П

П

П

П

П

П

П

П

П

П

П

П и Л

П

Сапожникова Елизавета

Л

Л

П

Л

П

П

П

П

П

П

П

П

П

Якимов Вадим

Л

П

П

Л

П и Л

Л

П

П

П

П

П

П и Л

П

Астраханцева Елизавета

П

П

П

П

П

П

П

П

П

П

П

П

П

Дзюба Алёна

П

П

Л

П

П

Л

П

П

П

П

П

П и Л

П

Марков Алексей

Л

П

П

Л

Л

П

Л

Л

П

П

П

П

П

Маркова Анна

Л

Л

П

П

П

Л

П

П

П

П

П

П

П

Самойлов Олег

П

П

П

П

П

П

П

П

П

П

П

П

П

Савватеева Екатерина

П

Л

Л

Л

П

Л

П

Л

П и Л

Л

Л

П и Л

Л

Чуйков Станислав

Л

П

Л

П

П и Л

П

П и Л

П

П

П

П

П

П

Якимова Вера

П

П

П

П

П

П

П

П

П

П

П

П

П

Астраханцев Вадим

П

Л

Л

Л

Л

Л

Л

Л

Л

Л

Л

П и Л

Л

Любезных Юлия

П

П

Л

П

П

П

П

П

Л

П

П

П

П

Никитин Евгений

П

П

П

П

П

П

П

П

Л

П

П

П

П

Софьянников Станислав

П

П

Л

П

Л

П

П

П

Л

П

П

П

П

Бутин Вадим

П

П

П

Л

П и Л

П

П

Л

Л

П

П

П и Л

П

Дзюба Юлия

Л

Л

П

Л

П

П

П

П

П

П

П

П

П

Киргизов Константин

Л

Л

П

Л

П

П

Л

Л

П

П

П

П

П

Нестеренко Дмитрий

П

П

П

П

П

П

П

 

П

П

П

П

П

Савватеева Дарья

Л

Л

Л

П

Л

Л

Л

Л

Л

Л

Л

Л

Л

Уваровская Анастасия

Л

П

Л

П

П

П

П

 

П

П

П

П

П

Уваровская Ксения

П

П

Л

Л

П

Л

Л

 

П

Л

Л

Л

Л

Валеев Владислав

П

П

П

П

П

П

П

П

Л

П

П

П

П

Дзюба Ирина

П

П

П

П

П

П

П

П

Л

П

П

П

П

Дзюба Андрей

П

П

П

П

П

П

П

П

Л

П

П

П

П

Воложанин Иван

П

П

П

П

П

П

П

П

Л

П

П

П

П

Криничный Евгений

П

П

П

П

П

П

П

П

Л

П

П

П

П

Кашин Иван

П

П

П

П

П

П

П

П

Л

П

П

П

П

Софьянников Максим

П

П

П

П

П

П

П

П

Л

П

П

П

П

Никитин Александр

П

Л

П

П

Л и П

Л

Л

П

Л

П

П

Л и П

П

Петурова Анастасия

Л

П

П

Л

П

Л

Л

П

Л

П

Л

Л

Л

Рогалёва Ольга

П

Л

П

П

П и Л

П

П

П

П

П

П

П

П

Валеев Алексей

Л

Л

П

П

П

П

П

П

П

П

П

П

П

Паздников Денис

Л

Л

П

П

П

П

П

П

П

П

П

П

П

Третьякова Марина

Л

Л

П

Л

П

П

П

П

П

П

П

П

П

Шумских Татьяна

П

П

П

П

П

П

П

П

Л

П

П

П

П

Таблица 2 Приложение 2

Творческий потенциал леворуких.

ФИ

Направления увлечений

1

Астраханцев Дмитрий

Компьютерные технологии

2

Петурова Анастасия

Спорт, музыка, литература

3

Саватеева Дарья

Оригами, изобразительное искусство, литература, краеведение

4

Саватеева Екатерина

Оригами, вязание, изобразительное искусство, литература, спорт

5

Уваровская Ксения

Танцы, краеведение

Диаграмма 1. Приложение 3.

Успеваемость леворуких учащихся

Диаграмма 2. Приложение 4.

Занятость леворуких учащихся