IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

СПАСТИ МАЛЕНЬКИЕ ЖИЗНИ – БОЛЬШОЕ ДЕЛО
Харламова А.Д.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

2017 год указом Президента РФ объявлен Годом экологии и особо охраняемых природных территорий Российской Федерации. Его главной задачей является привлечение внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, развитие заповедной системы. [1.]

Каждый человек, независимо от возраста, должен бережно относиться к природе. [2.] Вот и я много думала о том, какое участие и помощь могу я оказать природе родного края. Пусть небольшую, но реальную помощь. Помог мне случай. Летом, совершенно случайно, у меня «на руках» оказались семь погибающих неоперившихся птенцов синицы. Большая синица очень полезная птица, так как среди поедаемых ею насекомых очень много вредителей леса, поэтому у меня не было сомнений, что я должна спасти этих птенцов.

Обычно перед тем, как заняться каким-либо исследованием, я изучала литературу, определяла цели и задачи, и лишь потом переходила к практической части. В этом случае всё пришлось делать одновременно, т.к. с первых минут встал вопрос, как и чем кормить птенцов. И только тогда, когда стало понятно, что гибель им не грозит, нашлось время для анализа и теоретического осмысления проекта. Поэтому в моем проекте первым этапом был практический, а вторым – аналитический.

Очень важным для меня было то, чтобы птенцы после моей помощи смогли адаптироваться к самостоятельной жизни на воле. Отсюда вытекает и основная гипотеза и цель моего исследования.

Гипотеза проекта: человек может спасти погибающих птенцов, и создать для них условия, в которых птенцы приобретут навыки для дальнейшей самостоятельной жизни на воле.

Объект исследования: птенцы Синицы большой.

Предмет исследования: процессухода, выкармливания и лечения птенцов Синицы большой.

Цель исследования: выяснение условий, необходимых для выхаживания в неволе птенцов Синицы большой с учетом их адаптации к дальнейшей самостоятельной жизни.

Задачи:

1. Определить видовую принадлежность спасенных птенцов.

2. Изучить литературу о птицах рода Синица и собрать информацию по выхаживанию птенцов.

3. Создать благоприятные условия для выхаживания спасенных птенцов.

4. Выпустить спасенных птенцов в природу, на волю.

5. Провести анкетирование среди учащихся 6 классов средней общеобразовательной школы № 2 г. Котлас с целью выяснения, готовы ли они оказать помощь погибающим птенцам в аналогичных условиях.

6. Проанализировать результаты практической и аналитической частей проекта.

Методы исследования:

  • поиск информации, анализ литературы;

  • визуальное и видеонаблюдение за спасенными птенцами;

  • уход за спасенными птенцами;

  • фото – и видеосъемка на разных этапах исследования;

  • анкетирование, анализ полученных данных.

Глава 1. Биологические и экологические особенности вида Синица большая (Parus major)

Большая синица - один из самых крупных представителей семейства Синицевых отряда Воробьинообразных. Оперение довольно яркое: голова, горло, полоса вдоль груди и подхвостье черные, крылья и хвост голубоватые, спинка желто-зеленая или голубовато-серая, брюшко чаще желтое, а щеки и пятно на затылке белые. [1.1.] [1.2.]

Синица большая (Parus major) широко распространена на территории России. В дикой природе встречается в разных лесных сообществах, обычно на открытых участках, опушках, по берегам водоёмов. Большинство птиц этого вида не мигрируют, и, как правило, являются неперелетными птицами. Исключением являются очень суровые зимы. [1.3.] [3.]

Летом Синица большая питается преимущественно мелкими насекомыми и другими беспозвоночными. Зимой спектр ее пищевых ресурсов более широкий. Как и все синицы, она гнездится в дуплах и пустотах деревьев, а также в разнообразных нишах как природного, так и антропогенного происхождения. Самка откладывает до 12 яиц и высиживает их в одиночку, хотя кормят птенцов оба родителя. Некоторые синицы могут делать по две кладки в год, размножаясь с весны до осени. Синицы хорошо приспосабливаются к человеческому вмешательству в их среду обитания, часто встречаются в крупных городах и других населённых пунктах, в пригородах, в садах и парках. Синицы часто являются важными объектами орнитологических и генетических исследований. [4.]

Глава 2. Организация исследовательской работы

Исследовательская работа проводилась в два этапа.

1 этап – практический: 08.07.2017г – 02.09.2017г – спасение, лечение и выкармливание птенцов синицы;

2 этап – аналитический: 02.09.2017г – 31.10.2017г – проведение анкетирования, анализ полученных данных, подведение итогов работы, создание презентации и видеофильма, обобщение материала в виде исследовательской работы.

2.1. Практический этап

08 июля 2017г, находясь на дачном участке, который расположен в деревне Емельяниха Котласского района, на берегу реки Лименда, я случайно услышала пронзительные крики птенцов. Осмотревшись, я поняла, что крики раздаются из старой железной трубы1, вкопанной в землю, которая служила основанием для забора. Времени на долгие раздумья у нас не было. Вместе с мамой и дедушкой мы приняли решение выкопать трубу и когда ее перевернули, то из трубы вылилось большое количество воды, а вместе с ней намокшее гнездо с семью птенцами. Видимо, гнездо, которое было на верхушке трубы, провалилось от сильных дождей и веса птенцов. Птенцы попали в ловушку и медленно умирали от холода, голода и захлебывались в воде. У меня была только одна мысль: «Надо попытаться спасти птенцов». Но как это сделать? Чем кормить? Как ухаживать?

Птенцы дрожали от холода, так как у них еще не было перьевого покрова, поэтому мы завернули их в теплую ткань и положили в ящик.2

Нами было принято решение спасти птенцов, выходить их и в дальнейшем выпустить на волю. В этот день срочно была изучена литература для определения видовой принадлежности спасенных птенцов, их приблизительного возраста и составления необходимого рациона питания и ухода. В качестве источника информации были использованы Интернет-ресурсы, а также знакомый эколог, инженер - лесопатолог Холопова Н.С.

Рассмотрев внешние признаки (окраска оперения, размеры), и, используя определитель лесных птиц, мы выяснили, что спасенные птенцы относятся к отряду Воробьинообразные, роду Синица, виду Синица большая. Они имели небольшие размеры, оперение несформированное, глаза закрытые. 3 Птенцы, которые попали к нам, были в возрасте от 1 до 5 дней. В этом возрасте птенцы большинства воробьиных птиц уже лежат в гнезде не беспорядочно, а располагаются головами к центру гнезда и на каждый прилет родителей они реагируют пищевой реакцией (далее – позыв «Пищевой»): поднятием шеи и раскрытием клюва. С этого периода пищевая реакция начинает сопровождаться взмахами крыльев. В это же время начинают спадать чехлики с первостепенных маховых перьев.4 [5.] Именно в таком состоянии мы увидели спасенных птенцов.

Птенцы отзывались на позыв «Пищевой». Это единственная реакция, которая проявляется у птенцов на первом этапе жизни на все внутренние и внешние раздражители. На любой сигнал (прикосновение, новый звук) они открывали клювы и громко кричали. 5

Первые сутки после выхода птенцов из яиц у них еще сохраняется запас питательных веществ в желточном мешке, и они могут прожить без кормления. Именно это позволило им выжить до того момента, как мы их нашли.

09 июля 2017г. Один птенец погиб. Видимо, это произошло из-за переохлаждения, т.к. птенцы долго находились в трубе под проливным дождем.

Кормление птенцов – дело непростое. Из литературных источников и знающих людей мы узнали, что птенцов можно кормить размоченным кошачьим сбалансированным кормом Royal Kanin. Реакция глотания проявляется у них только после раздражения глубокой части нёба или окологлоточной зоны. Корм, положенный на конец клюва не проглатывается, а напротив выбрасывается птенцом, поэтому у многих видов птиц на корне языка имеются яркие пятна, которые как бы «подсказывают» родителям, куда надо класть пищу. Пищу в рот клали пинцетом.6 Поить птенцов категорически нельзя, т.к. вода может попасть в дыхательные пути. Воды им вполне достаточно во влажном корме. [1.4.]

Птенцы требуют пищу через каждые 20 минут в течение всего светового дня. Поскольку в июле-месяце день еще длинный, то приходится не отходить от них почти весь день. Птенцы спали и не просили пищу только с 21 часа до 3 часов утра.

10 июля 2017г. Достаточно быстро у еще слепых птенцов установилась пищевая реакция на определенный звук и изменение освещенности. Птенцы сразу воспринимали нас и пинцет с кормом за родителей.

Так как птенцы нуждаются в постоянном обогреве, мы поместили их в коробочку небольшого объема, с бортиками, а на дно положили мягкую ткань и вату, прикрытые гигроскопичной бумагой (салфеткой).7 Сверху коробку закрыли тонкой тканью. При уходе за птенцами очень важно соблюдать температурный режим. Так как спасение птиц и их выкармливание происходило в теплый период, то дополнительный подогрев изготовленного нами гнезда не требовался (температура в гнезде была 30 – 35°С).

12 июля 2017 года двух птенцов ночью съел кот. От всей кладки осталось 4 птенца. Для устранения опасности, исходящей от хищника, были приняты меры по сохранению оставшихся птенцов.

Птенцы открыли глаза, увеличился перьевой покров.8

13 июля 2017 года два более сильных птенца пытаются сидеть на краю ящика, остальные еще слабые и лежат в гнезде.9

В отличие от домашнего кота, домашняя собака немецкая овчарка по кличке Максианна Янош спокойно реагирует на маленьких птенцов, не пытается их поймать10. Это еще раз подтвердило результаты моего предыдущего исследования, где я доказала, что немецкая овчарка – это универсальная собака и отлично поддается дрессировке. [6]

15 июля 2017 года. На восьмой день пребывания птенцов у нас, мы отметили, что они существенно оперились и стали пытаться вылезать из гнезда. Мы начали выносить их на улицу и наблюдать за тем, как они делают попытки вылететь из гнезда. Все это время мы содержали птенцов в том районе, где они были найдены, зная, что они сохраняют в памяти место, где увидели свет. Это было необходимо для того, чтобы им в дальнейшем было проще привыкнуть к жизни на воле.

16 июля 2017 года. Два самых сильных птенца сидят на палочке, крепко держась за нее лапками. Остальные лежат в гнезде, у троих кровоточат лапки.11 Чтобы остановить кровь, мы купили лекарственный препарат дицинон. [1.5.] По одной капле лекарства дали в клюв заболевшим птенцам. Смочили ватный тампон лекарством и приложили к кровоточащей ране. Через некоторое время кровь остановилась, и птенцы пошли на поправку.12

18 июля 2017 года. Один из птенцов после кормления прижимается к руке покормившего его человека, закрывает глаза и засыпает. Заметив это, мы перестали его брать на руки.1314

20 июля 2017 года. Птенцы узнают нас по голосу, даже реагируют на одежду, в которой мы к ним подходим, чтобы покормить. Питание птенцов проходит с такой же периодичностью, как и ранее, только пищи им требуется в 4 раза больше. Птенцы все также отзываются на позыв «Пищевой», открывают клюв, но теперь самые сильные из них стараются подобраться ближе к пинцету с кормом, чтобы первым съесть корм. 15

В этот день мы впервые отметили, что когда заходил в комнату кот, то птенцы затаивались и сидели тихо. Это означало, что у птенцов появилась оборонительная реакция при изменении окружающей обстановки.

28 июля 2017 года. Птенцы свободно летают на расстояние 5-6 метров. Лапки крепкие. Оперение на крыльях и туловище полностью сформировалось.16

04 августа 2017 года. Чтобы защитить птенцов от дачных котов, мы выпускаем их летать в теплице, длина которой 10 метров. Подлетают к нам, отзываясь на сигнал «Пищевой».17

17 августа 2017года. Сегодня знаменательный день - мы выпустили птенцов на волю.

В природе оперившиеся птенцы, покинув гнездо, некоторое время еще прилетают к гнезду и взрослые птицы их подкармливают. Наши питомцы также подлетают, увидев нас, или же отзываются на сигнал «Пищевой».18

Птенцы разных видов птиц покидают гнездо в различные сроки. У синиц в природе это происходит на 16-18 день. В нашем случае птенцы полностью окрепли и готовы были покинуть гнездо намного позже. Видимо, это связано с экстремальными условиями, в которых они оказались в первые дни жизни.

19 августа 2017 года. Птенцы узнают нас, иногда подлетают близко и просят пищу.19 Наблюдая за птенцами, заметили, что они начинают самостоятельно добывать пищу. Они ищут насекомых в грядках. Добычей одного из птенцов стал большой слизень. Организовали кормушку для птенцов. Пищу стали давать только в кормушке.

29 августа 2017 года. Птенцы не подлетают близко, на сигнал «Пищевой» прилетают поесть, но уже едят не так много и только из кормушки.

02 сентября 2017 года. Птенцы при сигнале «Пищевой» весело поют с дерева, но не подлетают. Это означает, что они сами способны прокормиться, и мы можем быть за них спокойны. В относительно короткий срок мы выкормили, научили летать и отпустили на волю окрепших птенцов.

2.2. Аналитический этап

Основной целью моего исследования было выяснение условий, необходимых для выхаживания в неволе птенцов Синицы большой с учетом их адаптации к дальнейшей самостоятельной жизни.

По моим наблюдениям такими условиями должны быть следующие:


    • пища для птенцов должна быть питательной и сбалансированной;

    • правильный способ подачи корма птенцам во время кормления;

    • кормление птенцов должно проходить точно по расписанию;

  • соблюдение правил кормления птенцов:

  • поддержание определенной температуры в гнезде;

  • для снижения риска травмирования птенцов и исключения приручения их к человеку, как можно реже брать птенцов в руки и ограничить доступ хищных домашних животных;

  • обеспечение подросших птенцов безопасным пространством для того, чтобы они научились летать и самостоятельно добывать пищу;

  • кормление подросших птенцов следует осуществлять только из кормушки для того, чтобы они начали самостоятельно добывать себе корм.

Для достижения поставленной цели мною было сделано следующее:

  • определена видовая принадлежность спасенных птенцов. Это оказались птенцы вида Синица большая;

  • поиск информации о биологических и экологических особенностях вида Синица большая позволил мне правильно подобрать способ выкармливания и лечения птенцов;

  • созданы условия для приобретения птенцами навыков самостоятельной жизни на воле;

  • обобщены результаты деятельности в виде презентации, видеофильма и исследовательской работы;

  • результаты исследования представлены учащимся 3-7 классов средней общеобразовательной школы № 2 с целью формирования у них бережного отношения к природе родного края;

  • проведено анкетирование учащихся 6 классов средней общеобразовательной школы № 2.

Анализ анкеты, проведенной среди учащихся 6 классов, в количестве 60 человек, показал следующее:

  • 40 % опрошенных ответили «да» на вопрос «Решились бы Вы спасти погибающих птенцов?» 20

  • 6 % опрошенных ответили «да» на вопрос «Смогли бы Вы выкормить беспомощных птенцов?»21

  • 92 % опрошенных детей подтвердили правильным ответом свои знания рода птиц, приведенного на фотографии. 22

  • 100 % опрошенных ответили, что не знают, как выкармливать птенцов. 23

  • 3 % опрошенных подтвердили правильным ответом свои знания о том, как лечить птенцов. 24

  • 8 % опрошенных подтвердили правильным ответом свои знания о том, как научить птиц летать. 25

По результатам опроса обучающихся шестых классов выявлено, что большинство детей спасли бы погибающих птенцов и определили род птицы, но не смогли бы выкормить, вылечить, научить летать птенцов. То есть не смогли бы создать условия, в которых птенцы приобрели навыки для дальнейшей самостоятельной жизни на воле, а значит моя работа, которая показывает, как это можно сделать оказалась не бесполезной для учащихся нашей школы.

Заключение

В ходе исследования была подтверждена гипотеза о том, человек может спасти погибающих птенцов, и создать для них условия, в которых птенцы приобретут навыки для дальнейшей самостоятельной жизни на воле.

Практический этап исследовательской работы позволил спасти и выпустить на волю четверых из семи спасенных птенцов Синицы большой, что составило 60 %. Это является положительным результатом, так как в дикой природе из-за множества вредных факторов (случайного разорения гнёзд, гибель от врагов, эктопаразитов, конкурентов, антропогенного воздействия на ареалы обитания птиц и пр.) смертельность птиц достаточно высока. Статистика говорит, что от каждой кладки (7 - 13 яиц) остается от 20% до 70 % живых слётков. [1.6.] [1.7.]

Большая синица очень полезная птица, так как среди поедаемых ею насекомых очень много вредителей леса, поэтому можно предположить, что свой практический вклад, пусть и небольшой, в сохранение наших северных лесов я внесла.

В ходе исследования я поняла, что на практике не всегда есть время для долгого планирования и обдумывания исследовательской работы. Иногда решение нужно принимать незамедлительно.

Результаты моей исследовательской работы могут быть использованы на уроках биологии и на классных часах экологической тематики. Если кого-то из школьников младших и средних классов заинтересуют результаты моей работы, и они также займутся исследованиями в области биологии, то я буду это считать тоже хорошим результатом.

Сделанные мною выводы имеют существенное значение для направления моих дальнейших исследований. Я точно знаю, что вопросы, связанные с природой Севера, моего родного края меня очень интересуют, поэтому моя дальнейшая исследовательская деятельность будет связана с проблемами экологии и биологии живого мира Архангельской области.

Список используемых источников и литературы
  1. Указ Президента Российской Федерации от 05.01.2016г. № 7 «О проведении в Российской Федерации Года экологии».

  2. «Любите и охраняйте птиц», Соколов Н.Л. , 1967, стр. 5

  3. «Птицы России. Определитель», Маслов А.А, Вольцит П.М.

  4. «Птицы. Полная энциклопедия», Юлия Школьник, 2007 г, стр. 214

  5. «Рост и развитие птенцов большой синицы», И. В. Прокофьев, Русский орнитологический журнал 2006 г, Том 15, Экспресс – выпуск 331, стр. 897-900.

  6. Муниципальная учебно-исследовательская конференция младших школьников «Малые Ломоносовские чтения» Исследовательская работа «Немецкая овчарка – универсальная собака», Харламова А.Д. , 2016 год.

Интернет-источники

  1.  
    1. https://www.zoomet.ru/ornitologia.html

1.2. http://onbird.ru/opredelitel-ptic/p79

1.3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Большая_синица

1.4. https://ru.wikihow.com/быстро-приготовить-корм-для-дикого-птенца#_note-55

1.5. http://amadina24.ru/viewtopic.php?t=1861

1.6. http://barbos.my1.ru/publ/referaty_o_zhivotnykh/o_pticakh/referat_quot_populjacionnaja_ehkologija_bolshoj_sinicy_quot/51-1-0-1249

1.7. http://kyrator.com.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=1081:udk-57&catid=23&limitstart=1

Приложение 1 Форма анкеты

Имя ученика, класс ________________________

Просьба ответить на вопросы:

Решились бы Вы спасти погибающих птенцов? ___________________

Смогли бы Вы выкормить беспомощных птенцов? ____________________________

Какой род птиц приведен на фотографии? _________________________________

Как правильно выкармливать птенцов? Чем и как часто нужно кормить птенца?_____________________________________________________________________

Знаете ли Вы как остановить кровотечение у птицы? ______________________________

Знаете ли Вы как научить птицу летать?________________________________________

Спасибо!

Приложение 2Диаграммы: анализ ответов, данных учениками 6-х классов

Диаграмма № 1

Диаграмма № 2

Диаграмма № 3

Диаграмма № 4

Диаграмма № 5

Диаграмма № 6

Приложение 3Фото

Фото 1:

Железная труба

Фото 2:

Первые дни. Кормление.

Фото 3: Птенец открыл глаза

Фото 4:

Оперение птенцов

Фото 5:

Кормление птенцов

Фото 6:

Окрепшие птенцы пытаются сидеть на краю ящика

Фото 7:

Птенцы сидят на краю ящика

Фото 8:

Немецкая овчарка спокойно реагирует на присутствие птенцов, птенцы сидят на краю ящика.

Фото 9:

Лечение птенцов.

Фото 10:

Подросшие птенцы

Фото 11:

Обучение птенцов полету

Фото 12:

Птенцы в клетке для обеспечения их безопасности

Фото 13:

Птенцы в теплице

Фото 14:

Птенцы на воле. Прилетели за пищей.

Приложение 4Видеофильм

https://vk.com/video?z=video3766440_456239050%2Fpl_cat_updates

1 Приложение 3. Фото № 1

2 Приложение 3. Фото № 2

3 Приложение 3. Фото № 2

4 Приложение 3. Фото № 3

5 Приложение 3. Фото № 2

6 Приложение 3. Фото № 2

7 Приложение 3. Фото № 4

8 Приложение 3. Фото № 5

9 Приложение 3. Фото № 6,7, 8

10 Приложение 3. Фото № 8

11 Приложение 3. Фото № 9

12 Приложение 3. Фото № 10.

13 Приложение 4. Видео фильм.

14 Приложение 3. Фото № 11.

15 Приложение 3. Фото № 12.

16 Приложение 4. Видео фильм.

17 Приложение 3. Фото № 13

18 Приложение 4. Видео фильм.

19 Приложение 3. Фото № 14.

20 Приложение 2 Диаграмма № 1

21 Приложение 2 Диаграмма № 2

22 Приложение 2 Диаграмма № 3

23 Приложение 2 Диаграмма № 4

24 Приложение 2 Диаграмма № 5

25 Приложение 2 Диаграмма № 6

19