IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АЛЛЕРГИИ
Овчинников Ю.К., Антонова А.Ю.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

В наше время мы сталкиваемся с влиянием самых разных факторов окружающей нас среды. Многие из них могут негативно влиять на наше здоровье. Мы можем сказать, что состояние здоровья учеников МБОУ «Лицей № 36» зависит от множества факторов: наследственности, особенностей образа жизни (в том числе от питания, физических нагрузок, стрессов, наличия или отсутствия вредных привычек), а также качества медицинских услуг. Однако состояние здоровья зависит и от уровня загрязнения окружающей среды. Аллергия относится к тем редким заболеваниям, причиной которой являются именно факторы окружающей среды (аллергены). Смеси веществ, которые сами по себе не имеют аллергических свойств, а могут способствовать возникновению аллергии, а также оказывать влияние на аллергическое заболевание. Многочисленные исследования доказывают, что загрязнение воздуха является существенным фактором, способствующим возникновению аллергии. В помещении самым важными аллергенными факторами являются табачный дым, пыль, которые способствуют возникновению заболеваний дыхательных путей и кожных заболеваний. Всё это может вызвать такое заболевание, как аллергия.

Цель исследования: Выявить зависимость аллергических реакций от влияния экологических факторов внешней среды.

Задачи исследования: 1) На основе изучения литературы по теме исследования определить причины возникновения и особенности проявления аллергических реакций;

2) Выявить распространённость аллергических реакций среди учащихся 9-11 классов (по результатам опроса);

3) Познакомиться с практическими методами диагностики аллергических реакций на основе кожных проб;

4) Сформулировать выводы на основе результатов исследования.

Объект исследования: аллергические реакции как проявление аллергии.

Предмет исследования: причины возникновения аллергических реакций и распространённость аллергии среди учащихся лицея.Гипотеза исследования: На развитие аллергии влияют в равной степени как внутренние факторы (наследственные), так и внешние экологические факторы.Методы исследования: Теоретический анализ литературы, анкетирование, проведение опыта (диагностические пробы), наблюдение, классификация.

Глава I. Теоретическая часть.

1.1. Развитие научных представлений об аллергии.

Аллергия занимает особое место среди многих заболеваний. Она стала настоящей проблемой современной цивилизации, хотя высокая заболеваемость аллергией и её распространение уже сами по себе заслуживают внимания. Аллергия возникла в глубокой древности, до недавних пор практически себя не проявляла. Даже в XIX столетие этим заболеванием очень мало кто болел.Термин «аллергия» родился в XX веке – в 1906 г. Его автор – австрийский педиатр Клеменс Фон Пирке.

Характерные признаки реакции Пирке тоже общеизвестны: покраснение и лёгкий отёк кожи в том месте, где поставили пробу. Впервые метод постановки кожных проб был разработан 1865 г. Ch. Blackley, врачом-гомеопатом из Манчестера, который страдал поллинозом: он сделал себе на коже разрез ланцетом, а затем нанёс пыльцу трав. По сути это был накожный тест, с помощью теста царапиной. Такой же подход, но уже для диагностики пищевой аллергии у детей позднее был. В 1924 г. Th.Lewis впервые применил кожные пробы методом укола. В модификации J.Pespys ещё с 1990-х годов именно этот метод используют для проведения кожных проб во всём мире. В РФ до настоящего времени их проводят скарификационным методом. Это и есть проявление аллергической реакции.

Пирке заметил, что у некоторых из его пациентов наблюдаемые симптомы могли быть вызваны определёнными веществами (аллергенами) из окружающей среды: пылью, пыльцой растений, некоторыми видами пищи. На протяжении долгого времени считалось, что гиперчувствительность развивается в связи с нарушением функции иммунитета, однако впоследствии стало ясно, что многочисленные механизмы с участием различных химических веществ вызывают появление множества симптомов, ранее классифицированных как «аллергия».

Мы полагаем, что значение термина «аллергия» сузилось и конкретизировалось. По современным представлениям, это повышенная по сравнению с нормой чувствительность реакция организма к тому или иному веществу.На сегодняшний день те или иные проявления аллергии имеются у 20 – 25% населения нашей планеты. Аллергия на еду у взрослых и детей увеличилась в 350 раз, а на лекарственные препараты в 150 раз. По статистике, в мире на сегодняшний день заболевших около 300 млн. человек, а к 2025 году прогнозируется, что это количество увеличится еще на 100 миллионов. Эту информацию доказывает автор учебника Н. Р. Палеева «Болезни органов дыхания»(4; Р.В. Палеева).

Аллергия – это унаследованная сверхчувствительность к некоторым веществам окружающей среды, действующим на человека через его иммунную систему. У большинства людей те же самые вещества не вызывают нежелательных реакций.

Вещества, вызывающие аллергию, носят название аллергены. Это чужеродные для организма вещества, против которых работает иммунная система. Чаще всего аллергенами являются – шерсть животных, микробы, пыльца растений, тополиный пух, пыль, продукты питания, химия и лекарства. Аллерген вызывает аллергический процесс, который развивается при взаимодействии аллергена с иммунной системой человека. Механизм запускается так, как все аллергические вещества являются чужеродными.

Из этого всего выделяют группы аллергенов:

I группа аллергенов делятся по проникновению в организм:

Виды аллергенов

Примеры

Экзоаллерген –

аллергены, поступающие в организм из окружающей среды.

Бактериальные, лекарственные, пищевые, бытовые, простые химические вещества, растительные.

Эндоаллерген –

аллергены, которые находятся в организме здорового человека.

1. Естественные

Например: головной мозг, хрусталик глаза, половые железы, щитовидная железа – органы, которые выделяют вещества внутрь организма).2. Приобретённые:2.1. Инфекционные.2.2. Неинфекционные.

Внешние (экзоаллергены) аллергены можно разделить на такие категории:

1) Биологическим аллергены-к ним относятся микробы, вирусы, грибки, плесень, сывороточные и вакцинные препараты. Развитие многих инфекционных заболеваний сопровождается аллергией.

Такую аллергию называют инфекционной, а группу заболеваний, вызванных микробами, грибками или вирусами - инфекционными. Источником аллергии бывают также очаги инфекции в организме и другие воспалительные процессы.

2) Лекарственные аллергены – к ним относятся любые препараты, которые могут вызвать аллергическую реакцию. Частота аллергических реакций зависит от того, насколько часто и в каких количествах употребляются препараты. В связи со значительным распространением антибиотиков именно они, и в первую очередь пенициллин, наиболее часто вызывают аллергические реакции. Пенициллин чаще других медикаментов служит причиной тяжелых аллергических реакций, причем доза, вызывающая реакцию, может быть очень небольшой.

3) Бытовые аллергены – к ним относятся домашняя пыль, частички с ковров, одежды, постельного белья; грибки на стенах сырых комнат; частички домашних насекомых (клопов, тараканов, постельных клещей). К этой же группе относят так называемые эпидермальные аллергены – волосы, шерсть, перхоть животных. В последние годы увеличивается число аллергических реакций на препараты бытовой химии, особенно на стиральные порошки. Бытовые аллергены чаще всего вызывают заболевания дыхательных путей (бронхиальная астма).

4) Пыльцевые аллергены – к ним относятся пыльца ветроопыляемых растений, которая попадает в организм. Она вызывает насморк, конъюнктивит и другие проявления аллергических заболеваний.

5) Пищевые аллергены - к ним относятся практически все пищевые продукты. Чаще других вызывают аллергию: молоко, яйца, мясо, рыба, раки, помидоры, цитрусовые, клубника, земляника, шоколад. При попадании в организм аллергенов через желудочно-кишечный тракт возникает пищевая аллергия. Если аллерген попал в желудочно-кишечный тракт иным способом, то такое поражение называют желудочно-кишечной аллергией.

Например, аллерген, проникающий в организм через слизистую оболочку дыхательных путей, может вызвать аллергическую реакцию в любом отделе желудочно-кишечного тракта, реакция развивается очень быстро.

6) Промышленные аллергены - к ним относятся различные химические вещества на производстве и в быту. Промышленными аллергенами могут быть: скипидар, никель, хром, мышьяк, деготь и лаки.

От чего зависит сила проявления симптомов аллергии:

Стоит также отметить, что у каждого человека свой индивидуальный организм и уровень здоровья, один и тот же аллерген, может у одного человека вызвать тяжелейшую степень поражение аллергией, в то время как у другого не возникнет ни малейшего симптома данного заболевания. Исходя из этого, можно сделать вывод, что аллергия – индивидуальная болезнь. Аллергическая реакция зависит от генетических особенностей иммунитета.

Эти симптомы сопутствуют проявлению аллергии: состояния здоровья, степени усталости, продолжительности сна (сильно сказывается постоянное недосыпание), изнуренности физической или умственной работой, стрессами, качества воды, питания, частоты пользования бытовой химией. Любая свежая хирургическая операция (удаление зуба, гланд, травмы, особенно ожоги), все заболевания надолго ведут к ослаблению организма, соответственно, к усилению аллергических реакций или появлению новых.

1.2. Виды аллергии

Наиболее часто встречается шесть видов аллергии. Ниже детально они рассмотрены, с которыми сталкивается человек.

  • Респираторная аллергия - это заболевание, возникающее вследствие контакта организма с факторами окружающей среды. Основные проявления респираторной аллергией - поллиноз, аллергический ринит и бронхиальная астма.

  • Кожная аллергия – это заболевание, возникающие при воздействии на организм аллергена, которые могут являться как определенные продукты питания, так и внешние раздражители типа шерсти животных, цветочной пыльцы, химических моющих средств.

  • Пищевая аллергия-это заболевание, возникающие при употреблении некоторых видов пищевых продуктов, но даже в процессе приготовления из них пищи. Они способны вызывать заболевания как на примере атопического дерматита, крапивницы.

  • Инсектная аллергия-это заболевание, возникающее при контакте с насекомыми.

  • Лекарственная аллергия-это заболевание возникает при употреблении лекарственных препаратов.

  • Инфекционная аллергия-это заболевание развивается за счет микробов, она может стать причиной инфекционно-аллергической бронхиальной астмы.

Аллергию подразделяют на несколько типов аллергических реакций.I тип.

К первому типу относятся аллергические реакции немедленного типа. Их называют атопическими. Аллергические реакции немедленного типа являются самыми распространенными заболеваниями.

У людей нарушаются иммунные процессы, называемые атопическими. К атопическим нарушениям относятся бронхиальная астма, аллергический ринит и конъюнктивит, атопический дерматит, аллергическая крапивница, отек Квинке, анафилактический шок.

Таким образом, развитие гиперчувствительности немедленного типа начинается с синтеза иммуноглобулинов Е (белки, обладающие активностью антител). Иммуноглобулин Е, синтезируя в ответ на иммунную систему через слизистые оболочки, быстро фиксируется.

При повторном воздействии антигена происходит соединение фиксированного на поверхностях тучных клеток иммуноглобулина Е с антигеном. Результатом же этого процесса является разрушение тучных клеток и базофилов и высвобождение биологически активных веществ, которые, повреждая ткани и органы, вызывают воспаление.II тип.Второй тип аллергических реакций называется цитотоксическими иммунными реакциями. Данный тип аллергии характеризуется соединениями сначала аллергена с клетками, а затем антител с системой аллерген – клетка. При таком тройном соединении и происходит повреждение клеток. Такой тип реакции называется цитотоксическим. Комплекс «аллерген – клетка» может быть либо циркулирующим в организме, либо «фиксированным». К аллергическим заболеваниям, относится – это так называемая гемолитическая анемия, легочно-почечный наследственный синдром (синдром Гудпасчера), пузырчатка и другие виды лекарственной аллергии.

III тип.Третий тип аллергических реакций – иммунокомплексный. Главное их отличие в том, что антиген не связан с клеткой, а циркулирует в крови в свободном состоянии, не прикрепляясь к компонентам тканей. Там же он соединяется с антителами. Эти комплексы при участии системы комплемента откладываются на клетках органов и тканей и повреждают их. Из поврежденных клеток высвобождаются медиаторы воспаления и вызывают внутрисосудистое аллергическое воспаление в тканях. Эти комплексы наиболее часто откладываются в почках, суставах и коже. В развитии болезней иммунных комплексов огромную роль играет повышенная сосудистая проницаемость, которая может усугубляться из-за развития реакции гиперчувствительности немедленного типа. Эта реакция протекает обычно с высвобождением содержимого тучных клеток и базофилов.IV тип.В реакциях четвертого типа не участвуют антитела. Они развиваются в результате взаимодействия лимфоцитов и антигенов. Эти реакции называются реакциями замедленного типа. Их развитие происходит через 24—48 ч после поступления в организм аллергена. Благодаря особым свойствам своих мембран эти лимфоциты соединяются с аллергенами. При этом образуются и выделяются медиаторы, так называемые лимфокины, которые оказывают повреждающее действие.

Вокруг места поступления аллергена скапливаются лимфоциты и другие клетки иммунной системы. Такой тип реакций лежит в основе развития некоторых инфекционно-аллергических заболеваний, например контактного дерматита, нейродермита, некоторых форм энцефалитов. Огромную роль он играет в развитии таких заболеваний, как туберкулез, сифилис.

V тип.

Некоторые ученые выделяют пятый тип аллергических реакций – смешанный. По мере увеличения наших знаний об иммунных механизмах развития тканевых повреждений границы между ними (от первого до пятого типа) становятся все более расплывчатыми. В действительности большинство заболеваний вызывается активацией разных типов воспалительных реакций, которые взаимосвязаны между собой.

Выделяют истинную аллергическую реакцию, которая имеет три стадии развития:

  1. иммунологическую (стадия иммунных реакций)

  2. патохимическую (стадия биохимических реакций)

  3. патофизиологическую (стадия клинических проявлений)

I. Иммунологическая стадия развивается после первичного контакта организма с аллергеном. В результате этого контакта образуются специфические антитела. Затем при соединении антигена с антителом образуется комплекс антициализированные иммунные клеток ген+антитело, который фиксируется на поверхности тучных клеток органа.

II. Патохимическая стадия развивается после повторного контакта организма со специфическим аллергеном. Повторно поступающий в организм аллерген связывает фиксированные на поверхности тучных клеток специфические к этому аллергену антитела, что приводит к активации клеток с последующей их дегрануляцией и высвобождением из клеток медиаторов аллергии – готовых и образующихся новых биологически активных веществ (гистамина, гепарина и др.). Таким образом, пусковым механизмом для этого сложного биохимического процесса является воздействие на тучные клетки органов комплекса антиген+антитело.

III. Патофизиологическая стадия аллергических реакций – проявление действия медиаторов аллергии, высвобождающихся на патохимической стадии. Патофизиологическая стадия характеризуется развитием клинических симптомов аллергической реакции, особенности которых зависят от вида медиаторов и органа, в котором развивается процесс.

Медиаторы аллергии делятся на две группы.

  1. Первую группу составляют вещества, которые присутствуют в клетке до ее активации и находятся в клетки в связанном состоянии. При активации клетки происходит высвобождение этих веществ во внеклеточную среду.

  1. Вторую группу составляют вещества, которые образуются в ходе активации клетки. Эти вещества составляют обширную группу медиаторов-посредников аллергических реакций. К этим веществам относятся гистамин, простогландин, гепарин и др.

Наиболее важную роль в развитии аллергических реакций играет вещество второй группы медиаторов -гистамин. В организме гистамин преимущественно содержится в тучных клетках. У здоровых людей вне этих клеток определяются лишь следы гистамина.

Повышение гистамина в плазме крови и тканевой жидкости возможно не только при его специфическом высвобождении из тучных клеток при немедленной аллергической реакции, но и при воздействии различных неиммунных стимулов, приводящих также к активации клеток и его высвобождению. Повышение уровня гистамина может быть связано и с нарушением его инактивации. Свободный гистамин вызывает спазм гладких мышц (включая мышцы бронхов), расширение капилляров и гипотензию (снижение артериального давления).

1.3. Симптомы аллергической реакцииАллергические реакции на различных частях тела :

•Нос: отёк слизистой носа (аллергический ринит)

•Глаза: покраснение и боли в области конъюнктивы (аллергический конъюнктивит)

•Верхние дыхательные пути: бронхоспазм, отек Квинке, свистящее дыхание, одышка, иногда возникают истинные приступы астмы.

•Уши: Чувство полноты, возможны боль и снижение слуха из-за снижения дренажа евстахиевой трубы.

•Кожа: различные высыпания: экзема, крапивница, контактный дерматит. Типичные места локализации при пищевом пути проникновения аллергена: локтевые сгибы (симметрично), живот, пах.

•Голова: Иногда головная боль, которая встречается при некоторых типах аллергии.

Также симптомы носят как общий, так и местный характер.

I. К общим симптомам аллергии принято относить повышение температуры, озноб, нарушение сознания, падение артериального давления, бледность кожных покровов, заторможенность, или напротив возбужденность. Общие симптомы аллергии также наблюдаются при таких тяжелых аллергических заболеваниях как анафилактический шок и отек Квинке.

II. Местные симптомы аллергии могут проявляться со стороны бронхиального дерева, слизистых носоглотки, желудочно- кишечного тракта и кожных покровов.

1.4. Факторы, способствующие развитию аллергии

В основе формирования повышенной чувствительности к тем или иным веществам лежит большое количество факторов. Одним из главных факторов риска считается наследственная предрасположенность. Давно было отмечено, что при наличии атопических заболеваний у обоих родителей симптомы атопии возникают у 75% детей. В том случае, если заболевание имеется у одного из родителей, то частота возникновения атопического заболевания у детей снижается до 50%. Повышенная чувствительность у потомства может возникнуть как к тем же аллергенам, что и у родителей, так и к иным. Поэтому принципиально следует говорить о том, что наследуется не само конкретное аллергическое заболевание, а лишь предрасположенность к аллергии.

Немного подробнее хочется остановиться на роли наследственности в формировании реактивности организма (ответная реакция организма на воздействия окружающей среды).

Наследственная предрасположенность имеет особенно большое значение в формировании так называемых иммуноглобулин-Е-зависимых аллергических заболеваний, относящихся к первому типу аллергических реакций. В семьях с такой предрасположенностью они развиваются у 60—80% детей. Однако у ребенка будет аллергическое поражение того же органа, что и у родителей. Здесь решающее значение имеет сама способность наследовать аллергические реакции. Но каков будет характер аллергических проявлений, зависит от многих условий, в частности от вида аллергена, от состояния отдельных органов к моменту встречи с аллергеном и т. д. У него могут быть аллергические реакции на другие виды аллергенов. Все это свидетельствуют, что наследуется не болезнь, а способность организма реагировать на аллерген неадекватно. Из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что возможность передачи по наследству предрасположенности к развитию аллергии существует.

Кроме генетической предрасположенности, чрезвычайно важными факторами, способствующими развитию аллергии, являются факторы окружающей среды.

К ним можно отнести следующие факторы:

  • количество и природу аллергенов;

  • климатогеографические условия;

  • экологическую обстановку.

По данным одного из исследований, проведенных американскими учеными, было показано, что частота лиц, страдающих бронхиальной астмой и поллинозом, колеблется от 17% до 20%. Оказалось, что эти различия были связаны с различными пыльцевыми зернами в атмосфере.

Это свидетельствует о том, что именно повторная аллергеном пыльцы амброзии может быть наиболее существенным и единственным этиологическим фактором возникновения заболевания у лиц с наследственной предрасположенностью.

Воздействие разнообразных внешних неаллергенных факторов( температура, влажность, сухость, горячий воздух) на воздухоносные пути облегчает возникновение проявления аллергического заболевания (бронхиальной астмы в частности). Действия этих факторов могут изменять метаболизм эпителиальных клеток. Исследования показали, что периоды увеличения содержания в воздухе поллютантов (таких как N02 или SO2) совпадают с периодами обострения бронхиальной астмы, что объясняется активацией поллютантами эпителиальных клеток бронхов.

Наконец, известно, что табачный дым в концентрациях, которые определяются в помещениях курильщиков, оказывает токсическое действие на эпителиальные клетки воздухоносных путей.

Глава II. Практическая часть

Исследование особенностей проявления аллергии среди учащихся 9-11 классов МБОУ «Лицей № 36» г.Калуги

2.1 Распространение и особенности проявления аллергических реакций среди учащихся 9-11 классов лицея

Ниже предствлен анализ результов опроса учащихся. Сам опросник см. (Приложение № 6.)

В нашем опросе учавствовало 130 учащихся МБОУ "Лицей № 36" г. Калуги. Мы провели опрос среди 9-11 классов и проанализировали результаты.1. 98% опрошенных учеников знают о том, что такое аллергия;

2% не знают об этом.Из этого следует,что большой процент учеников знают о заболевании аллергии.

2. Мы выясняли, что из всех опрошенных 26% имеют аллергию.Это значит среди учащихся есть аллергики,у которых могут проявляться признаки аллергии.

3. По перечисленным заболеваниям мы определити процентное соотношение аллергических заболеваний, которые оказались знакомыми для учащихся:

  1. Поллиноз (реакция на пыльцу растений) 9,42%

  2. Аллергический ринит (воспаление слизистой носа) 10,58%

  3. Аллергический дерматит (воспаление кожи) 20,25%

  4. Бронхиальная астма (заболевание дыхательных путей) 21,76%

  5. Нейродермит (заболевание неврогенно-аллергического типа) 7,78%

  6. Крапивница (сыпь) 16,45%

  7. Лекарственная аллергии (непереносимость организмом медицинских препаратов) 9,13%

  8. Пищевая аллергия (непереносимость организмом продуктов питания) 5,14%

4.Симптомы аллергии, которые учащиеся отметили у себя:

  1. Насморк , заложенность носа 31,97%

  2. Зуд,чувство жжения 11,28%

  3. Кашель , чихание 16,26%

  4. Сыпь , покраснение кожи 10,66%

  5. Покраснение глаз , отчечность век, слезотечение 15,74%

  6. Отек и опухание языка 3,36%

  7. Другое 5,73%

Есть ученики ,которые ответили ,что таких симптомов у них не было–это 5%.

5. Среди всех опрошенных учащихся, мы выясняли,что 26% обращаются к врачу.

6. У половины учащихся 39,72% есть в семье аллергики,а это значит,что они могут её унаследовать.

7. У 78,57% опрошенных в доме есть животные,следовательно у этих людей малая вероятность того, что у нах нет аллергической реакции на шерсть животных.

8.У 46,69% в семье есть курящие люди,из этого следует,что у них имеется доля вероятности на возникновения реакции аллергии,что может повлечь за собой тяжёлые формы астмы. У людей,которые не курят минимальный риск на проявления аллергии.9.При проведении опроса,мы узнали,какие меры профилактики проводят ученики для предупреждения проявлений аллергии.

  1. Регулярно делать уборку 31,67%

  2. Проветривать помощение 28,10%

  3. Сократить применение средст бытовой химии 7,71%

  4. Рациональное питание 12,41%

  5. Диета ,исклющающая фаст-фуд,пищевые добавки 8,12%

  6. Использование защитных перчатов и масок 3,87%

  7. Консультации у специалиста,врача-аллерголога 8,12%

Результаты опроса представлены в таблице и на диаграммах. (Приложение 1 и 2)

По результатам опроса, мы выявили, что у 34 человек есть аллергия. Среди этих учащихся имеются разные причины возникновения аллергической реакции. Среди этих учащихся имеются разные влияющие факторы риска на возникновения аллергической реакции.

Среди 34 аллергиков мы выделили:

  • 2 учеников, у которых характерно влияние генетического фактора на проявление аллергии, родственники имеют такой же аллерген, мы можем предложить, что типичным аллергеном является шерсть животного или запах табачного дыма;

  • 6 учащимся характерно влияние генетического фактора, предположим, что аллергеном является лекарственные препараты или запах табачного дыма; 2 учащимся также характерно влияние генетического фактора на проявление аллергической реакции, предполагаем, что типичным аллергеном является шерсть животного, лекарственные препараты, запах табачного дыма или нерациональное питание;

  • 3 ученика наследуют генетический фактор, типичным аллергеном является фактор окружающей среды;

  • 2 ученикам характерно влияние генетического фактора на проявление аллергии, типичным аллергеном является шерсть животного или нерациональное питание;

  • У 5 учащихся приобретённая аллергия, предполагаем, что аллергеном является шерсть животного или запах табачного дыма; у одиннадцати учащихся приобретённая аллергия, типичным аллергеном является лекарственные препараты, запах табачного дыма или нерациональное питание;

  • у 3 учащихся приобретённая аллергия, мы предполагаем, что типичным аллергеном является лекарственные препараты или запах табачного дыма.

Проанализировав полученную информацию, мы пришли к следующим выводам:1. Наиболее типичными аллергенами являются: нерациональные продукты питания, лекарственные препараты, биологические объекты, что совпадает с данными из литературных источников.

2.Нельзя исключать влияние генетических факторов на проявление аллергии, почти у трети детей, по результатам анкетирования, родственники имеют такой же аллергические проявления.

Таким образом, подтвердилась наша гипотеза, так как на развитие аллергии влияют в равной степени как внутренние факторы (наследственный), так и внешние экологические факторы.

2.2. Диагностика аллергии, с помощью кожных проб

Специфический метод аллергологической диагностики

Мы решили, сделать кожные пробы для выявления аллергенов, которые могут вызвать аллергические реакции. Для этого нам было необходимо взять направление у врача аллерголога, с целью проведения метода определения аллергена.

Кожные пробы – это диагностический метод выявления гиперчувствительности организма человека, путем введения через кожу аллергена и оценки воспалительной реакции кожи. В основном кожные пробы применяются для выявления специфических аллергенов при заболеваниях таких, как аллергический ринит, астму, атопическая экзема, крапивница. На кожу больного воздействуют небольшим количеством аллергена, чем вызывают развитие аллергической реакции. Кожные пробы ставят, как правило, в период ремиссии (это конкретный этап заболевания, когда все признаки болезни начинают ослабевать или полностью покидают организм человека). Методики выполнения кожных проб могут быть различны: насечки, уколы, внутрикожное введение аллергена, лекарственный электрофорез. Таким образом, по выбранному методу проба может быть кожной и внутрикожной. Основными целями кожных проб являются:

– выявление основных аллергенов, не установленных по данным анамнеза аллергического заболевания;

– подтверждение наличия аллергенов, предполагаемых на основании данных аллергологического обследования.

Метод кожных проб основан на наличии антител не только в органе, но и в коже. Поэтому при встрече с «родственным» аллергеном происходит аллергическая реакция с высвобождением гистамина и образованием волдыря. В настоящее время известно большое количество диагностических аллергенов как инфекционного, так и неинфекционного ряда.

Кожные пробы противопоказаны в период обострения аллергического заболевания, основного (неаллергического) заболевания, во время лечения гормонами и антигистаминными препаратами (так как эти медикаменты могут искажать (снижать) кожную чувствительность). Интенсивность кожных проб оценивают либо плюсами (от 0 до 4), либо по диаметру «пуговки», или по покраснению кожи.

Учитывая возможность развития серьезных осложнений, вплоть до анафилактического шока, при несоблюдении техники постановки кожных проб, а также сложность интерпретации полученных результатов, проведение кожных проб возможно только в аллергологических кабинетах специально обученным персоналом под наблюдением врача-аллерголога.

В приложении №5 наглядно рассмотрен метод кожных проб.

Заключение:

На основе изучения литературы по теме исследования мы определили причины возникновения и особенности проявления аллергических реакций;

Выявили распространённость аллергических реакций среди учащихся 9-11 классов (по результатам опроса); Проанализировав полученную информацию с опроса, мы пришли к следующим выводам:

1. Наиболее типичными аллергенами являются: нерациональное питание, лекарственные препараты, биологические объекты, что совпадает с данными из литературных источников.

2.Нельзя исключать влияние генетических факторов на проявление аллергии, почти у трети детей, по результатам анкетирования, родственники имеют такие же аллергические проявления. Таким образом, подтвердилась наша гипотеза, так как на развитие аллергии влияют в равной степени как внутренние факторы (наследственный), так и внешние (экологические факторы).

Также ознакомились с практическими методами диагностики аллергических реакций, на основе кожных проб. Данное исследование нам показало, что у пациента отрицательный результат на Тест-контроль, а результат положительный на шерсть кошки, собаки, перхоть лошади, клеща и на перо подушки.

Рефлексия:

В ходе нашей исследовательской деятельности , мы узнали много нового и интересного. Мы находили информацию в различных литературных источниках ,что способствовало нашему развитию. У нас сформировалось чувство отвественности за свою трудовую деятельность. Также познакомились с методом кожных проб , в городской больнице.Тема нашего проекта очень нас заинтересовала . После того как мы завершили свою работу и заключили выводы, мы поняли,что данная проблема о развитии аллергических реакций зависит от экологических факторов внешней среды.Все это нам поможет при поступлении в университет.

Используемая литература

1. Зиц В.P., Зиц С.В. «Клинико –рентгенологическая диагностика болезней органов дыхания» М. : Логосфера, 2009.

2. Комарова Ф.И. «Справочник Терапевта» Под ред. Ф. И. Комарова-М.: Медицина, 1979.

3. Мачарадзе Д. Ш. Кожные пробы: методика проведения, роль диагностике аллергических болезней и подготовке к проведению АСИТ.

4. Палеева Н.Р. «Болезни Органов Дыхания» -М.: Медицина, 2000.

4. Солопов В.Н. «Астма Эволюция болезни»- М.: Готика, 2001.-ISBN

5. Солопов В.Н. «Астма врач и больной»- М.: КРОНПРЕСС, 1995.

6. https://fictionbook.ru/author/n_yu_onoyiko/allergiya/read_online.html

7. https://profilib.com/chtenie/82625/aleksey-svetlov-allergiya.php

8. http://iknigi.net/avtor-kollektiv-avtorov/21261-vse-ob-allergii-polnyy-spravochnik-kollektiv-avtorov/read/page-1.html

Приложение 1

Вопрос 1. «Знаете ли вы, что такое аллергия?»

Диаграмма 1.

Название: Знание об аллергии.

Вопрос 2. Есть ли у вас аллергические заболевания?

Диаграмма 2: Распространённость аллергии среди опрошенных учащихся.

Вопрос 3. Какие из перечисленных ниже аллергических заболеваний Вам знакомы?

Диаграмма 3

Вопрос 4. Были у вас симптомы аллергии?

Диаграмма 4 : Разновидность симптомов аллергии

Вопрос 6. Есть ли у вас в семье аллергики?

Диаграмма 6 : Наследственная аллергия

Вопрос 7. Имеются ли у вас животные дома?

Диаграмма 7: Наличие животных дома

Вопрос 8. Кто-то из членов вашей семьи курит дома?

Диаграмма 8: Курение дома

Вопрос 9. Какие меры профилактики аллергии стараетесь использовать?

Диаграмма 9: Меры профилактики от аллергии

Приложение 2.

Таблица 1. Возможные причины возникновения аллергических реакций у опрошенных учащихся.

№ аллергика

Факторы риска возникновения аллергических реакций

 

Родительская наследственность

Домашние животные

Курение

Лекарственные

Препараты

Нерациональное

питание

1.

+

-

-

+

+

2.

+

+

+

-

+

3.

-

-

+

+

+

4.

-

+

-

-

-

5.

+

+

-

-

+

6.

+

-

-

+

+

7.

-

+

-

-

-

8.

+

+

-

+

+

9.

-

-

-

+

+

10.

-

+

-

+

-

11.

+

+

+

+

+

12.

-

+

-

-

-

13.

-

+

+

-

-

14.

+

-

+

-

-

15.

+

+

+

-

+

16.

-

+

-

+

+

17.

+

-

-

-

-

18.

-

+

-

-

-

19.

-

+

-

+

+

20.

+

+

+

+

+

21.

-

+

+

-

-

22.

+

-

-

-

-

23.

-

-

+

+

+

24.

-

+

-

-

-

25.

+

+

-

+

+

26.

+

-

-

-

-

27.

-

-

+

-

+

28.

+

+

+

-

-

29.

-

+

-

-

+

30.

+

+

-

+

+

31.

+

-

+

-

+

32.

-

+

+

+

-

33.

-

+

-

-

-

34.

-

+

-

-

+

   

Приложение 3 Словарь понятий

Понятия в опроснике

Аллергические болезни - группа заболеваний, обусловленных гиперчувствительностью индивида к определенным чужеродным веществам - аллергенам и протекающих с развитием IgE-oпoсредованной реакции иммунной системы.

Поллиноз-это заболевание вызываемое пыльцой растений, с преимуществом поражением глаз и слизистых оболочек дыхательных путей. Пыльца практически всех растений имеет выраженную аллергенную активность, поэтому контакт с ней у высокочувствительных людей вызывает развитие данного сезонного заболевания

Аллергический ринит- воспалительный поражение слизистых оболочек носа, возникающее вследствие аллергической реакции.

Аллергический дерматит- это воспаление кожи, которое возникает в результате оказания на кожу непосредственного воздействия раздражающим веществом (аллергеном).

Бронхиальная астма – это заболевание бронхиального дерева воспалительной иммуно-аллергической природы, характеризующееся хроническим, приступообразным течением в виде бронхообструктивного синдрома.

Нейродермит – это кожное заболевание, которое проявляется воспалением тканей. Развивается на фоне аллергии или нарушений нервного характера.

Крапивница – это вариант сыпи, преимущественно аллергического происхождения, который встречается при дерматитах и других кожных заболеваниях. Лекарственная аллергия – это аллергическая реакция, вызванная индивидуальной непереносимостью организма любого компонента полученного медикаментозного препарата.

Пищевая аллергия - реакция иммунитета на некоторые компоненты, которые содержатся в продуктах питания.

Тучные клетки - высокоспециализированные иммунные клетки соединительной ткани позвоночных животных, аналоги базофилов крови

Базофилы – разновидность лейкоцитов (белых кровяных клеток).

Лимфокины - биологически активные вещества, синтезируемые и выделяемые всеми популяциями лимфоцитов под действием антигена.

Приложение 4

Опросник. «Есть ли у вас аллергия?»

Уважаемые учащиеся, в нашем лицее проводится исследование протекания процесса заболевания аллергии, с целью определения степени заболевания. Просим Вас принять участие в этом анкетировании, ответив на вопросы, приведённые ниже.

Анкетирование анонимное.

1) Знаете ли вы, что такое аллергия? (да, нет)

2) Есть ли у вас аллергические заболевания?(да, нет)

3) Какие из перечисленных ниже аллергических заболеваний Вам знакомы:

  • Поллиноз (реакция на пыльцу растений)

  • Аллергический ринит (воспаление слизистой носа)

  • Аллергический дерматит (воспаление кожи)

  • Бронхиальная астма (заболевание дыхательных путей)

  • Нейродермит (заболевание неврогенно-аллергического типа)

  • Крапивница (сыпь)

  • Лекарственная аллергии (непереносимость организмом медицинских препаратов)

  • Пищевая аллергия (непереносимость организмом продуктов питания)

4) Были у вас симптомы аллергии из перечисленных ниже?

  • Насморк, заложенность носа;

  • Зуд, чувство жжения;

  • Кашель, чихание;

  • Сыпь, покраснение кожи;

  • Покраснение глаз, отечность век, слезотечение;

  • Отек и опухание языка;

  • Другое;

5) Обращались ли вы к врачу, по какой-либо аллергической реакции? (да, нет)

6) Есть ли у вас в семье аллергики? (да, нет)

7) Имеются ли у вас животные дома? (да, нет)8) Кто-то из членов вашей семьи курит дома? (да, нет)

9) Какие меры профилактики аллергии стараетесь использовать?

  • Регулярно делать уборку,

  • Проветривать помещение,

  • Сократить применение средств бытовой химии,

  • Рациональное питание,

  • Диета, исключающая фаст-фуд, пищевые добавки,

  • Использование защитных перчаток и масок,

  • Консультация специалиста, врача – аллерголога

Приложение 5.

Методика проведения кожных проб

1. Для начала место аппликации протирают 70% спиртом, следует подождать 2 минуты (до нормализации циркуляции крови). Кожа должны быть сухая.

2.Шариковой ручкой наносят отметки для маркировки кожи в тех местах, где будут размещать капли аллергенов. Расстояние между местами нанесения капель должно быть не менее 2 см.

3. После чего, делают надрез скарификатором, который повреждает эпидермис в области нанесения каждой капли.

4. В области надреза наносят каплю раствора гистамина, затем тест-контрольной жидкости, далее капли других аллергенов (эпидермальные аллергены: шерсть собаки, кошки, овцы, морской свинки, кролика, перхоть лошади, волос человека; бытовые аллергены: домашняя пиль, перо подушки, библиотечная пыль, дафнии, клещ)

5.Через 5-10 мин стерильными ватными тампонами промокают отдельно все капли в месте царапины.

6. Для постановки выводов медсестра с помощью линейки проводят измерения диаметров реакции.

Вывод по данному методу исследования аллергена, который вызывает аллергическую реакцию.

Данное исследование нам показало, что у пациента отрицательный результат на Тест- контроль, а результат положительный на шерсть кошки, собаки, перхоть лошади, клеща и на перо подушки.