IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ
Козлова А.А.
Автор работы награжден дипломом победителя второй степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

За период обучения в школе у меня резко ухудшилось зрение, и я стала обращать внимание на то, что многие мои друзья и одноклассники ходят в очках.

В настоящее время в нашей стране увеличилось количество детей, имеющих нарушения зрения.

Кроме того, с каждым годом растёт количество детей, входящих в группу риска по зрению, то есть детей, у которых при появлении даже незначительных неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением.

Школьники значительное время проводят за письменным столом, компьютером, у экрана телевизора, не соблюдая гигиенических требований по профилактике возникновения зрительных нарушений. У современных детей совершенно не остаётся времени на развлечения, занятия спортом; наблюдается тенденция к снижению двигательной активности и росту численности детей с различными отклонениями в состоянии здоровья.

Особую тревогу вызывает рост числа детей с нарушениями зрения в общеобразовательных школах. Близорукость возникает и развивается у школьников чаще после трёх лет обучения. А после 5-6 класса процент детей, нуждающихся в очках, существенно увеличивается.

Эта тема меня очень взволновала, и я решила её изучить. Мы определили цель моей работы, наметили её задачи, составили план и начали сбор материала по данной теме.

Сбор материала проходил по 2 направлениям:

  • Во-первых, я изучала материал об органе зрения, об основных заболеваниях глаз, о причинах нарушения и профилактике заболеваний.

  • Во-вторых, активный поиск вёлся по диагностике нарушений зрения у учащихся нашей школы и класса.

Тема работы: проблемы нарушения зрения у школьников.

Цель: выяснение причин снижения зрения у школьников.

Задачи:

1. Найти и изучить информацию о строении и функциях глаза, об особенностях восприятия окружающего мира и основных типах нарушения зрения.

2.Собрать информацию о профилактике заболеваний глаз у школьников, обосновать правила гигиены зрения и первой помощи при травмах глаз.

3. Сделать анализ и выводы по собранному и изученному материалу о нарушениях зрения учащихся нашей школы и класса.

Предмет изучения: глаз – орган зрения.

Объект исследования: учащиеся 1-11 классов.

Гипотеза:современные учащиеся страдают нарушениями зрения, потому что значительное время проводят за письменным столом, компьютером, у экрана телевизора, не соблюдая гигиенических требований по профилактике возникновения зрительных нарушений.

Методы исследования:

  • анализ, синтез, обобщение, моделирование;

  • наблюдение, описание, сравнение.

Проблемы нарушения зрения у школьников

Прошу вас сесть свободно, расслабьтесь и закройте глаза. Не открывая их, можете ли вы сейчас сказать, какое изображение на экране. А что надо сделать, чтобы увидеть? Конечно, открыть глаза.

Откройте глаза и полюбуйтесь природой нашей родины.

Как прекрасен этот мир, посмотри!

С помощью чего мы смогли увидеть эту красоту? Конечно же, нам помогли глаза - орган зрения.

Слово «зрение» образовалось от народного слова «зреть, зри». Это означает – смотреть, видеть.

Сегодня я хочу рассказать вам об основных типах нарушения зрения, о том, что нужно сделать, чтобы сохранить зрение, чтобы можно было увидеть окружающий нас мир.

Основные заболевания глаз у детей

Глаз – орган зрения – можно сравнить с окном в окружающий мир. Примерно 90% всей информации мы получаем с помощью зрения, например о форме, о размерах, о цвете предметов, о расстоянии до них и др. Он контролирует двигательную и трудовую деятельность человека; благодаря зрению мы можем по книгам изучать опыт, накопленный человечеством.

Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение. Зрительные расстройства связаны не только с условиями зрительной работы, но и с другими широкими социальными и бытовыми условиями. Это такие факторы, как питание, в частности витаминная недостаточность, природные условия, климат. Установлена связь между нарушениями зрения и состоянием здоровья. Имеет значение рост и развитие самого органа зрения, наследственная предрасположенность и др.

Другими словами, нельзя выделить один какой-нибудь фактор, влияющий на развитие нарушений зрения. Можно только думать о преобладающем значении того или иного фактора в конкретных условиях. Исходя из этого положения, надо рассматривать нарушения зрения у детей как большую, сложную проблему.

Наиболее распространенные формы нарушения зрения у детей - это спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость, астигматизм.

Спазм аккомодации. Большинство офтальмологов называют спазмом аккомодации чрезмерное напряжение мышцы, которое не проходит, даже когда глаз в нем не нуждается. Спазм сопровождается напряжением зрения вдаль, зрительным утомлением при работе на близком расстоянии. Такой спазм дает стойкое усиление преломляющей способности глаза в ущерб зрению.

Близорукость. Как правило, это приобретенное заболевание, когда в период интенсивной длительной нагрузки (чтение, письмо, просмотр телепередач, игр на компьютере) из-за нарушения кровоснабжения происходят изменения в глазном яблоке, приводящие к его растяжению. В результате такого растяжения ухудшается зрение вдаль, которое улучшается при прищуривании или надавливании на глазное яблоко.

Дальнозоркость. В отличие от близорукости, это не приобретенное, а врожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока. Первые признаки появления дальнозоркости - ухудшение остроты зрения вблизи, стремление отодвинуть текст от себя. В более выраженных и поздних стадиях - понижение зрения вдаль, быстрая утомляемость глаз, покраснение и боли, связанные со зрительной работой.

Астигматизм. Это особый вид оптического строения глаза. Явление этого врожденного или приобретенного характера обусловлено чаще всего, неправильностью кривизны роговицы. Астигматизм выражается в понижении зрения как вдаль, так и вблизи, снижении зрительной работоспособности, быстрой утомляемости и болезненных ощущениях в глазах при работе на близком расстоянии.

Наиболее ужасающих размеров среди нарушений зрения у школьников занимает близорукость.

В школе дети впервые в жизни начинают выполнять ежедневную, достаточно длительную, с годами увеличивающуюся работу, непосредственно связанную с напряжением зрения. Поэтому в школьном возрасте особое значение приобретает гигиена зрения у детей, задача которой является обеспечить все условия для оптимального состояния функций глаза. Между тем, к сожалению, именно в школьном возрасте у детей появляются зрительные расстройства и в первую очередь, близорукость.

Диагностика нарушений зрения школьников

Зрение школьников является предметом широких и всесторонних исследований. При этом все исследователи обнаруживают общую закономерность - увеличение числа учащихся с близорукостью от младших классов к старшим.

Я провела диагностику среди учащихся нашей школы и выявила закономерность увеличения количества учащихся с нарушениями зрения от класса к классу. Если при поступлении в школу 6,2% учеников имели проблемы со зрением, то к 11-му классу их количество увеличилось до 38,7

Диагностика нарушений зрения учащихся школы № 32

(по данным диспансеризации 2016 года)

Таблица1.

Класс

Всего детей

Пониженное зрение

(количество)

%

1 класс

113

7

6,2

2 класс

99

14

14

3 класс

103

16

15.5

4 класс

109

18

16.5

5 класс

98

22

22.4

6 класс

99

23

23.2

7 класс

105

25

23.8

8 класс

108

27

25

9 класс

90

28

31

10 класс

83

30

36

11 класс

80

31

38.7

Итого

1087

241

22.2%

Диаграмма 1

Диаграмма 2

Такую же диагностику я провела среди учащихся моего класса. При поступлении в 1 класс только два ученика имели пониженное зрение. В этом учебном году после проведенного медосмотра количество учащихся, имеющих нарушения зрения, возросло до восьми человек.

Диагностика нарушений зрения учащихся 4-а класса

Количество учащихся

Поступление в школу

4 класс

Здоровые дети

Имеющие нарушения зрения

Здоровые дети

Имеющие нарушения зрения

21

19

2

13

8

Таблица 2.

Диаграмма 3

Количество детей, относящихся к районной детской поликлинике, имеющих патологии зрения

Диаграмма 4

Диаграмма 5

Такая же ситуация складывается и в нашем районе. По данным, собранным в районной детской поликлинике, 27% учащихся начальной школы имеют нарушения зрения. А к 11-му классу их количество увеличивается до 57%.

Профилактические мероприятия по предупреждению нарушений зрения у школьников

В первую очередь, нужно сказать об учащихся младших классов. Именно в младшем возрасте наблюдаются большие изменения состояния зрения за сравнительно короткий период.

Необходимо сказать об организации занятий в домашних условиях. Нельзя приступать к выполнению домашнего задания тотчас по приходу из школы. Это усугубляет наступившее в школе на протяжении уроков понижение зрительных функций. Тогда как 1-1,5 часа отдыха после занятий в школе значительно уменьшает общее утомление учащихся, что сопровождается улучшением зрительных функций. Необходимо рекомендовать 10-20 минутные перерывы после 2-х часов непрерывных занятий.

При искусственном освещении настольная лампа должна находиться слева и быть обязательно прикрытой абажуром, чтобы прямые лучи света не попадали в глаза.

Чрезмерно яркий свет, а тем более свет лампы без абажура ослепляет, вызывает резкое напряжение и утомление зрения.

Одним из частных компонентов режима дня у школьников разного возраста являются просмотры телевизионных передач. Лучше всего расположиться от телевизора не ближе, чем на 3 метра, при этом следует сидеть не сбоку, а прямо перед экраном. Если школьник носит очки для дали, ему следует их надеть, чтобы излишне не напрягать зрение. Время от времени следует переключать взор на другие предметы, окружающие вас, чтобы дать отдых глазам.

Большое значение для хорошего зрения имеет правильное питание, включающее достаточное количество витаминов.

Весьма существенным фактором является расстояние между глазами и рабочей поверхностью книги, тетради. Оно составляет 30-35 см (при прямой посадке глаза от книги должны быть удалены на расстояние согнутой в локте руки).

Необходимо коснуться такого важного аспекта в профилактике зрения у школьников как компьютер. Строгое соблюдение правил зрительного режима при работе с компьютером предотвращает развитие компьютерного синдрома и нарушений зрения.

Правила гигиены зрения

Правила гигиены

Обоснование правил

Необходимо сохранять правильную позу за партой при чтении и письме. Расстояние между книгой и глазами должно быть 30-35 см.

Предупреждение развития близорукости.

При чтении или письме свет должен падать с левой стороны.

Это обеспечивает наилучшую освещенность и отсутствие теней от руки и головы.

Нельзя читать лежа или в движущемся транспорте.

Расстояние между книгой и глазами все время меняется. Вследствие этого хрусталик непрерывно меняет свою кривизну. Что вызывает сильное утомление глаза.

При длительном чтении должны быть перерывы через каждые 25-30 минут.

Необходимо смотреть вдаль, профилактика утомления.

Опасные для глаз виды работ необходимо выполнять в очках с простыми стеклами.

Очки ослабляют любой удар и защищают глаза.

Таблица 3.

Памятка для учащихся

1. Достаточная освещенность - обязательное условие для зрительной работы.

2. При чтении, письме вы не должны наклоняться близко к тетради, книге.3. Нельзя читать лежа, а также в транспорте.4. Необходимо делать для глаз специальную гимнастику.5. Для сохранения хорошего зрения необходимо полноценное питание.6. Смотреть телевизор не более 20 минут в день на расстоянии не менее двух метров.7.Работать за компьютером не более 20 минут на расстоянии от экрана монитора не менее 60 сантиметров.

Заключение

Глаз – сложная физиологическая система, способная воспринимать воздействие окружающей среды в виде лучистой энергии.

Работая над данной темой, я выяснила, какие несложные правила нужно соблюдать, чтобы сохранить своё зрение на долгие годы.

Я научилась, как вовремя и как можно раньше распознать различные расстройства органа зрения, как защитить свои глаза от перегрузки. Я больше узнала о строении и функциях, о болезнях нашего органа зрения, их предупреждении и лечении.

Ведь зачастую человек, который недостаточно получает информации о той или иной болезни глаз, расстройства функционирования зрительного органа, может довести всё до крайности, которую возможно можно ещё исправить, в лучшем случае, а в худшем, всё это может привести к полной потере зрения – слепоте.

Врачи могут заменить человеку больное сердце искусственным. А вот глаза заменить нечем. Ученые не могут сделать такой искусственный глаз, который бы видел так же, как настоящий. Потому что наш глаз устроен гораздо сложнее, чем даже современный компьютер.

Берегите глаза, чтобы видеть белизну снега, синь озер, зелень лесов и родные лица! Относитесь к своим глазам бережно и внимательно!

Список литературы

1. Аветисов, Э.С. Близорукость [Текст] / Э.С. Аветисов.- М.: Медицина, 1986.- 286 с. ISBN: 5-225-02764-4

2. Глазные болезни [Текст] / Учебник Под ред. Т. И. Ерошевского, А.А.Бочкаревой. - М.: Медицина, 1983.- 414 с. ISBN: 5-225-02764-4

3. Аветисов, Э.С. Охрана зрения у детей [Текст]/ Э.С. Аветисов.- М.: Медицина, 1975. - 276 с. ISBN 99930-1-001-7.

4. Аветисов, Э.С., Ковалевский Е.И., Хватова А.В. Руководство по детской офтальмологии [Текст] / Э.С. Аветисов, Е.И. Ковалевский, А.В. Хватова.- М.: Медицина,1987.- 496с.

5. Гусева, М.Р. Измерения органа зрения у детей при общих заболеваниях [Текст] / М.Р. Гусева. – М.: Клиническая офтальмология, 2001.- 656 с. ISBN: 978-5-9704-2817

6. Нефедовская, Л.Ф. Медико- социальные проблемы нарушения зрения у детей в России. [Текст] / Л.Ф. Нефедовская, Серия «Социальная педиатрия». - М.:2008.- 240 с.

7. Офтальмология. Под ред. чл.-корр. РАМН, проф. Е.И.Сидоренко, коллектив авторов. [Текст] / М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. - 408 с.- ISBN 5-9704-0083-1.

8. Сидоренко, Е.И. Доклад по охране зрения у детей. Проблемы и перспективы детской офтальмологии [Текст] // Вестник офтальмологии. 2006, т.122, №1; с.41-42.

9. Сидоренко, Е.И., Гусева М.Р. Изменения глаз при различных заболеваниях у детей раннего возраста. [Текст] / Е.И. Сидоренко, М.Р. Гусева.- М.: Российская педиатрическая офтальмология. Выпуск №1. 2013.- с.66.

10. Хватова, А.В. Состояние и современные аспекты детской офтальмологии [Текст] / А.В. Хватова. Материалы научно практической конференции «Детская офтальмология: итоги и перспективы». 21-23 ноября 2006 г., М.: 2006.- с.11-23.

Приложение

Гимнастика (комплекс упражнений) для глаз

1. И. п. - сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклон вперед, к крышке парты, выдох. 5-6 раз.

2. И. п. - сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки. 4 раза.

3. И. п. - сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить (выдох). 4-5 раз.

4. И. п. - сидя, смотреть прямо перед собой на классную доску 2-3 секунды, перевести взор на кончик носа на 3-5 секунд. 6-8 раз.

5. И. п. - сидя, закрыть веки, в течение 30 секунд массировать их кончиками указательных пальцев.

6. Закройте глаза, не жмурясь. Повращайте глазными яблоками по кругу.

7. Глазами «нарисуйте» латинскую букву V.

8. Сильно зажмурьте и откройте глаза.

9.Тремя пальцами помассируйте глазные яблоки (глаза закрыты).

10.Смотрите прямо перед собой.

11.Примерно 30 секунд быстро поморгайте.

12. Не поворачивая головы, перевести взгляд в левый нижний угол, в правый верхний, в правый нижний, в левый верхний угол. Повторить 5-8 раз. Потом в обратном порядке.

13. Открытыми глазами медленно, в такт дыханию плавно рисовать восьмерку в пространстве по горизонтали, вертикали и диагонали.

С открытыми глазами «написать» буквы или цифры на противоположной стене от минимального размера до максимального. Чем больше размах движения глаз, тем выше эффект упражнения.

Для профилактики зрительных расстройств и восстановления утраченного зрения, укрепления глазодвигательных мышц, снятия зрительного утомления можно использовать тренажер, составленный на основе методики Базарного В.Ф. Для выполнения упражнений нужно просто запустить программу и следить за фигурами.