IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ГДЕ РAСТУТ КРАСКИ?
Мальцева М.О.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


ВВЕДЕНИЕ

С самого раннего детства родители прививали мне интерес к окружающей природе. В любое свободное время мы семьей любим проводить на свежем воздухе – идем в лес, который у нас «под боком», выбираемся к речке с палаткой или же едем в деревню к бабушке, любуемся природными ландшафтами.

Вот и этим летом я целых два месяца гостила в деревне и много гуляла. С бабушкой мы ходили к лесу за лекарственными растениями – душицей, зверобоем, собирали чернику, голубику. После таких прогулок на моей одежде можно было обнаружить много пятен – голубые, фиолетовые от ягод, зеленые, коричневые от травы и глины – целую палитру! У меня возникла мысль, если ягоды и растения оставляют пятна, то ими наверняка можно рисовать. И мне пришла в голову идея найти необычное применение окружающим нас природным материалам – создать краски своими руками.

Так возникла идея создания этой исследовательской работы.

Цель работы – создание рисунка из красок, сделанных своими руками из природных материалов.

Задачи:

1. Выяснить, какие природные материалы имеют красящую способность.

2. Попробовать получить природные краски в домашних условиях.

3. Создать палитру цветов.

4. Нарисовать полученными красками рисунок.

Гипотеза – я предполагаю, что красками из природных материалов можно рисовать, но они будут бледными.

Методы исследования:

  • работа с Интернетом

  • наблюдение

  • опрос

  • интервью

  • опыт

  • сравнение

  • анкетирование

ГЛАВА I. История красок

Красками человек пользуется уже давно. Еще в каменном веке наши предки рисовали растительными красками в пещерах. Красителями, которыми пользовались пещерные художники, были химические вещества, залегающие в земле (окись железа всех оттенков — от светло-желтого до ярко-оранжевого), и марганец (металлический элемент). Первобытный человек, приготавливая краску, растирал сырье между плоскими камнями. Так появились первые краски. Ими и рисовал древний человек диких животных, которых он видел вокруг себя [4].

Цветные изображения животных были обнаружены на стенах пещер Южной Франции и Испании. Многие из этих рисунков удивительно хорошо сохранились потому, что в эти пещеры не было доступа в течение многих веков.

Немного позже была «открыта» новая краска – охра, которая часто встречалась в природе в виде глины или рассыпающихся в пыль комочков. Она была разного цвета: желтая, коричневая, красноватая, белая и голубая. Угольки, копоть и сажа давали краску черного цвета.

Шли тысячелетия. Человеку понадобились другие краски, более стойкие и яркие. Такие, которыми можно было бы разрисовывать щиты, выделанные кожи, раскрашивать головные уборы и оружие, а затем и первые ткани. Для этого краски стали делать из минералов и растений. Отвар луковой шелухи, оболочка грецких орехов, кора дуба давали коричневую краску. Кора барбариса и ольхи, молочайные растения - жёлтую, а красную краску получали из некоторых ягод. Различные способы приготовления красок передавались из поколения в поколение, от художника к художнику. Практически у каждого мастера были свои "секреты". В старинных рукописных списках были найдены интересные и необычные рецепты русских художников. Для стойкости и пластичности в краску добавляли яйца и молочный белок – казеин [3].

Примерно до середины восемнадцатого века художникам было сложно найти нужную краску и подготовить её к использованию. Чтобы получить жёлтый цвет краски, смешивали порошки пигментов и жиры. Такие краски нельзя было хранить больше суток, при воздействии с воздухом они быстро твердели. Работать с такими красками было сложно ещё и потому, что некоторые (чаще всего тёмные) оттенки высыхали дольше, чем оттенки с большим содержанием охры (более светлые и жёлтые). У многих мастеров были помощники специально для того, чтобы размешивать краску. В основном красители получали путём перемалывания и измельчения в порошок различных минералов. Причём, чаще всего вручную [3].

ГЛАВА II. Практическая часть

В начале работы я решила провести осмотр в огороде, какие растения и ягоды могут краситься (Прил. 1).

Социологический опроссреди знакомых детей, отдыхающих в деревне, в возрасте от восьми до четырнадцати лет на тему «Какие природные красители вы знаете?». (Прил. 2). Были опрошены 10 человек. По результатам опроса наибольшее количество голосов набрали черника и трава, т.к. дети знают, как ими легко испачкаться и как сложно потом эти следы отстирать. По одному голосу набрали одуванчик, свекла, василек, чистотел, черемуха, черноплодная рябина.

Интервью с преподавателем изостудии, в которой я занимаюсь Надеждой Васильевной Пановой (Прил. 3). От неё я узнала, что краски состоят из пигментов – красящих веществ и связующих, в качестве которых использовались воск, мед, яйцо, масло, чтобы краски не растекались.

Также из интервью я поняла, что краски в древности были очень дорогими, так как некоторые из пигментов приходилось добывать очень сложно. Например, красная краска добывалась из личинок жуков кошениль, которых сначала высушивали, затем перетирали в порошок.

Пигмент пурпур извлекали из морских моллюсков. Это натуральный краситель, его очень ценили в древности, так как краска не увядала со временем, а становилась более яркой с выветривания и солнечного света. Главная особенность моллюсков – наличие особой железы, которая вырабатывает пурпур – чудесное вещество, дающее разные цвета - бордовый, лиловый, лилово-синий, лилово-красный, тёмно-синий, фиолетовый.

Краски раньше хранились очень недолго, так как засыхали, а краски на меду вообще съедали насекомые.

Итак, я проанализировала всю полученную информацию о природных красителях и поняла, что вещество, которое добывали из природных материалов, называлось пигмент. Пигмент – (от латинского pigmentum краска) красящее вещество в животном или растительном организме, придающее окраску ткани [1]. И я решила получить пигменты из доступного мне в деревне материала - из черного угля, коричневой глины, оранжевой моркови, бордовой свеклы, фиолетовой черники, синей голубики, желтой цедры апельсина, красной вишни, зеленого молочника.

Для получения пигментов мной использовались следующие приспособления: ступка, пестик, марля, сито, терка (Прил. 4).

Эксперимент №1. Получение пигмента из глины.

Цель – получение коричневой краски.

Папа мне помог добыть глину в ближайшем лесу. Я разделила её на небольшие кусочки и высушила на солнце. Затем поместила несколько кусочков в ступку и растолкла пестиком в порошок, просеяла её от крупных частичек и получила однородный порошок, который развела водой. Получилась коричневая краска (Прил. 5).

Эксперимент №2. Получение пигмента из садового сорняка молочник.

Цель – получение зеленой краски.

Папа мне подсказал, что у молочника сочный стебель. Я отделила от растения стебель и листья и поместила их в ступку, потолкла венчиком до образования кашицы, отжала сок через марлю. Получилась зеленая краска (Прил. 6).

Из этих двух экспериментов я сделала несколько промежуточных выводов:

  1. Пигмент бывает сухой и жидкий.

  2. Для получения краски из сухого пигмента требуется разведение водой, а жидкий пигмент уже является краской.

На примере этих экспериментов я продемонстрировала, как можно получить жидкие и сухие пигменты. Такими же способами я получала пигменты из остальных природных материалов (Прил. 7)

В процессе этого я поняла, что некоторые природные материалы дают не тот пигмент, который я ожидала. Так, вишня, черника, голубика, свекла дали почти одинаковый цвет с разными оттенками (Прил. 8).

Итак, собранные мной природные материалы дали такие пигменты:

Уголь – черный

Глина – коричневый

Свекла – малиновый

Черника – бордовый

Голубика – темно-малиновый

Вишня – малиновый

Морковь – оранжевый

Цедра апельсина – желтый

Молочник – темно-зеленый

Моя палитра красок

Полученные пигменты я собрала в палитру. Получилось девять цветов. Так как нужного мне красного цвета не получилось, в свободную ячейку я решила попробовать смешать пигмент из свеклы и моркови. Получился красный цвет! (Прил. 9).

Собрав все цвета в палитре, я попробовала их нанести на альбомный лист. Вот что у меня получилось (Прил. 10).

Уголь – серый

Глина – коричневый

Свекла – цвет фуксии

Черника – фиолетовый

Голубика – синий

Вишня – малиновый

Морковь – оранжевый

Цедра апельсина – желтый

Молочник – темно-зеленый

Смесь моркови и свеклы – вишневый

Промежуточный вывод - некоторые природные материалы дают цвет, который отличается от цвета на бумаге.

После сбора пигментов в палитре я нарисовала рисунок на альбомном листе, использовав все собранные цвета.

Выводы:

- Рисовать легко

- Краски не растекаются, но при случайном соприкосновении друг с другом смешиваются

- Краски очень долго сохнут

- Жидкие пигменты похожи на акварельные, сухие, разведенные водой, на гуашевые (Прил. 11)

Так как пигментов из природных материалов получилось достаточное количество, мне захотелось их сохранить, чтобы пользоваться ими и дальше, но мама сказала, что натуральные краски быстро испортятся и их не очень удобно хранить, т.к. они жидкие их легко пролить. Эти выводы натолкнули нас на мысль создать на основе собранных пигментов краски, которые бы можно было хранить и пользоваться ими, когда захочется.

Эксперимент №3. Создание из полученных природных пигментов красок, которые можно хранить.

Цель – нарисовать рисунок и сравнить его с рисунком из натуральных красок.

Ход - для эксперимента мы с мамой использовали крахмал, глицерин или мед, борную кислоту (Прил. 12).

Крахмал нужен для густоты красок. С ним краски лучше сцепляются с бумагой. Глицерин или мед не дает растекаться краске по бумаге. Борная кислота служит антисептиком, т.е. с ней краска не загниет и не покроется плесенью. Этот рецепт мы нашли в Интернете [2].

1. Сначала мы приготовили крахмальный клей – взяли чайную ложку крахмала и смешать его с 8-10-тью ложками холодной воды. Смесь поставить на огонь и при помешивании нагреть до кипения. Получилась такая масса (Прил. 13)

2. Разложили клей по ячейкам для будущих красок.

3. Добавили в каждую ячейку такое же количество глицерина (можно втрое меньшее количество меда).

4. Добавили борную кислоту - у нас она была только в сухом виде, мы ее просто добавили в смесь (на кончике ножа), если кислота жидкая, то несколько капель.

5. В конце мы добавили пигмент примерно столько же, сколько основы для краски.

6. Все ингредиенты осторожно перемешали. (Прил. 14)

В конце опыта мы нарисовали рисунок точно такой же, как рисунок из природных красителей, чтобы была возможность сравнить каждую краску (Прил. 15).

Вывод – краски с основой получились более бледные, видимо оттого, что основа послужила разбавителем наших пигментов. Но они хорошо ложились на бумагу, не растекались, не смешивались даже при соприкосновении.

Для того чтобы проверить долговечность красок с основой, мы упаковали их в целлофановый пакет и убрали в темное место. Через неделю мы их открыли, чтобы проверить их сохранность. Краски остались свежими, но произошло их превращение в желеобразную массу.

Это неожиданное открытие подтолкнуло меня воспользоваться получившимися красками как пальчиковыми. И я провела для своей двоюродной сестры мастер–класс по рисованию пальчиковыми красками, созданными своими руками (Прил. 16).

Долговечность этих красок мной до конца не проверена, так как эти краски были все использованы как пальчиковые в этот же день!

Приехав в город, я решила нарисовать такой же рисунок, но уже из «магазинных» акварельных красок (Прил. 17).

Сравнительная таблица

На основе созданных рисунков, проведенных экспериментов я сделала сравнительную таблицу положительных и отрицательных свойств и характеристик красок из природных материалов, красок с основой для долговечности и красок из магазина.

Краски из природных материалов

Краски с основой для сохранности

Краски из магазина

+

-

+

-

+

-

бесплатные

процесс создания трудоемкий

хорошо ложатся на бумагу

есть траты на глицерин, антисептик, крахмал

легко купить в магазине

качественные профессиональные краски могут стоить дорого

экологически чистые

смешиваются на бумаге при соприкосновении

не смешиваются на бумаге при соприкосновении

токсичные свойства некоторых антисептиков

хорошо ложатся на бумагу

некоторые пигменты и антисептик фенол в составе некоторых красок токсичны

хорошо ложатся на бумагу

долго сохнут

удобно хранить

долго сохнут

можно получить новый цвет путем смешения цветов

некачественные краски могут быть бледными

можно получить новый цвет путем смешения цветов

некоторые пигменты дают на бумаге не тот цвет, который был собран

не должны портиться, т.к. добавлен антисептик (до конца не проверенно)

нельзя получить новый цвет путем смешения цветов

быстро сохнут

смешиваются на бумаге при соприкосновении

некоторые цвета бледные, но не все

можно использовать в разных целях (как пальчиковые)

процесс создания трудоемкий

цвета в наборе и цвета на бумаге совпадают

 
 

пигменты в основном жидкие, неудобны в хранении, легко пролить

 

некоторые пигменты дают на бумаге не тот цвет, который был собран

цвета яркие

 
 

легко портятся

 

цвета бледные

удобно хранить

 
 

в холодное время труднее создать (нужно позаботиться об ингредиентах заранее)

 

в холодное время труднее создать (нужно позаботиться об ингредиентах заранее)

не портятся

 
       

большое разнообразие оттенков

 

Проанализировав таблицу, можно сделать вывод, что плюсов больше у красок, купленных в магазине. Конечно, мы все привыкли к доступности этих красок, но оказавшись в такой ситуации, как я, не имея возможности в любой момент приобрести их, понимаешь, что не всё потеряно, и выход можно найти даже из такой ситуации, стоит только оглянуться вокруг.

Мастер-класс

Когда начался новый учебный год, я решила заинтересовать своей работой одноклассников и провела для них мастер-класс по созданию некоторых природных красок (Прил. 18). Ребятам было предложено создать краски своими руками из «осенних» природных материалов – черноплодной рябины, калины, рябины, а также щавеля, глины, свеклы и моркови.

В итоге каждый из ребят нарисовал рисунок, и у нас получилось портфолио рисунков нашего класса из самостоятельно созданных природных красок (Прил. 19).

После мастер-класса я решила поинтересоваться у ребят, что они думают о создании красок своими руками. Для этого я сделала анкету, которую заполнили мои одноклассники (Прил. 20).

Итоги анкетирования одноклассников, участвовавших в мастер-классе по созданию природных красок

вопрос

кол-во человек

да

нет

Рисовал ли ты когда-нибудь природными красками?

4

8

Создавал ли ты самостоятельно природные краски?

3

9

Слышал ли ты, что красками, добытыми из природных материалов, можно рисовать?

6

6

Трудно было добывать краски самому?

6

6

Захотелось ли тебе самому повторить весь процесс создания красок?

12

-

Трудно ли рисовать природными красками?

3

9

Сильно ли отличаются природные краски от красок, купленных в магазине?

9

3

Яркие ли природные краски?

5

8

Бледные ли природные краски?

7

3

Какую краску (из какого материала) тебе понравилось больше всего добывать на мастер-классе?

Глина – 4 человек

Морковь – 5 человек

Черноплодная рябина – 3

Твои впечатления от создания красок своими руками

Всем ребятам из участвовавших в мастер-классе понравилось рисовать и добывать краски самому.

Какими красками нравится рисовать больше – природными или купленными в магазине? Почему?

7 ребятам из опрошенных понравилось рисовать природными красками по следующим причинам:

- интересно, необычно;

- краски сделаны самостоятельно;

- их всегда можно сделать, если они закончатся;

- интересен процесс приготовления;

- интересней рисовать;

Двум ребятам больше нравится рисовать красками, купленными в магазине, потому что они не пахнут и яркие.

Трое детей любят рисовать обоими видами красок.

По итогам анкетирования можно сделать вывод, что мне удалось заинтересовать одноклассников созданием красок самостоятельно, но большинство все-таки считает, что эти краски сильно отличаются от «магазинных» и они бледные.

Итогом моей работы был выпущенный буклет, который поможет ребятам создать краски из природных материалов своими руками (Прил. 23).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью моей работы было создание рисунка из самостоятельно собранных природных материалов. Я считаю, что цель достигнута.

Моей гипотезой было то, что красками из природных материалов можно рисовать, но они будут бледными. Проведя эксперименты, я считаю, что природные краски действительно не такие яркие, как краски из магазина, но некоторые из них, например, краски из черники, свеклы, глины, вишни сравнимы по яркости с «магазинными».

В ходе работы мне удалось выполнить поставленные задачи:

Я научилась проводить социологический опрос, брать интервью,поработала с Интернетом, что помогло мне выяснить, какие природные материалы имеют красящую способность.

Я получила природные краски в домашних условиях и создала палитру цветов. Я поняла, что некоторые природные материалы дают цвет, который отличается от цвета на бумаге. Натуральные краски, так же как и краски из магазина при смешивании дают новый цвет.

У меня получилось нарисовать из природных красок рисунок. Плюсы этих красок в том, что они безвредны, их может собрать любой ребенок самостоятельно или с помощью родителей. Минус, что они медленно высыхают и некоторые из красок имеют бледные цвета. Процесс собирания пигмента достаточно долгий, но интересный. Эксперименты легче проводить в летнее время, но и зимой это сделать тоже можно, если заранее заморозить природные материалы.

По мере работы над проектом я добилась следующих результатов:

Я попробовала получить из природных пигментов краски, которые можно хранить. Для этого я смешала их со специальной основой. Но долговечность я так и не проверила, потому что использовала краски как пальчиковые.

Также я нарисовала рисунок из этих красок и сравнила его с рисунком без добавок. Краски с основой получились более бледные, но они хорошо ложились на бумагу, не растекались, не смешивались даже при соприкосновении.

Еще у меня получилось сделать неожиданное открытие. Краски с основой можно рисовать как пальчиковыми.

Я провела мастер-класс по рисованию пальчиковыми красками.

Я создала сравнительную таблицу положительных и отрицательных свойств трех видов красок, которыми я рисовала.

У меня получилось заинтересовать одноклассников созданием природных красок. Для этого я провела мастер-класс. В итоге мы собрали портфолио рисунков.

Я провела анкетирование по итогам проведенного мной мастер-класса. Мне удалось заинтересовать одноклассников созданием красок самостоятельно, но большинство все-таки считает, что эти краски сильно отличаются от «магазинных» и они бледные.

В итоге я создала буклет, который поможет ребятам, заинтересовавшимся созданием природных красок, попробовать получить краски своими руками.

В конце работы я пришла к выводу, что процесс создания красок своими руками трудоемкий и занимает большое количество времени, но мне было бы интересно повторить его, но уже с другими материалами. Например, цветы сами по себе имеют очень разные и яркие цвета, но интересно, какой цвет дадут они при выжимке и на бумаге?

Литература

  1. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935

  2. http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_1_62_13971.pdf

  3. http://ru.jivopis.wikia.com/wiki/Появление_красок

  4. http://potomy.ru/begin/1820.html

Приложения

Прил. 1. Осмотр в огороде

Прил. 2.Социологический опрос

Прил. 3. Интервью

Прил. 4. Используемые материалы и

приспособления

Прил. 5. Создание коричневой краски

Прил. 6. Создание зеленой краски

Прил. 7. Создание остальных красок

Прил. 8. Собранные пигменты

Прил. 9. Палитра цветов Прил. 10. «Проба пера»

Прил. 11. Создание рисунка из природных красок

Прил. 12 Прил. 13

Прил. 14. Создание красок с основой для сохранности

Прил. 15. Сравнение рисунков

Прил. 16. Мастер-класс по рисованию самодельными пальчиковыми красками

Прил. 17. Рисунок акварельными красками

Прил. 18. Мастер-класс для одноклассников

Прил. 19. Портфолио рисунков

из натуральных красок

Прил. 20. Анкетирование

Прил. 21. Буклет