IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

МЫ – ЛЕВОРУКИЕ. ЧТО ЭТО: ОШИБКА ПРИРОДЫ ИЛИ ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСОБЕННОСТЬ?
Кравченко Г.Э., Кравченко Л.Э.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

Огромна наша планета. Самым удивительным объектом этой планеты является человек. Миллионы лет он живёт на земле, а до сих пор таит в себе массу неизведанного и загадочного. Одна из загадок – леворукость. Тема леворукости очень актуальна, важна и интересна для нас, поскольку мы с братом двойняшкой – левши. Хочется узнать, почему мы не такие, как большинство, то есть праворукие? Какова природа появления леворуких людей? И что это: недостаток или норма? Может быть, нужно заставить себя стать праворуким? Как влияет леворукость на умственные способности человека? Кто из великих людей был леворуким? Сколько леворуких людей на Земле? Каково леворукому человеку в праворуком мире? Есть ли левши и правши среди животных? Надеемся, что полученные ответы на эти вопросы будут интересны для таких же леворуких детей, для родителей и учителей, имеющих дело с детьми, для которых левая рука является доминирующей. Для того, чтобы ответить на поставленные вопролсы мы постарались проанализировать исторические, литературные, медицинские и другие научные источники.

Цель: доказать, что леворукость – индивидуальный вариант нормы.

Задачи:

- изучение гипотез происхождения леворукости через рассмотрение исторических и научно-физиологических точек зрения по данному вопросу; - определение отношения общества к проблемам леворукости; -- выяснение особенностей леворуких детей, их отличия от праворуких на основе исследования ученых, собственных наблюдений, анкетирования и тестирования; - оказание практической помощи родителям, учителям начальных классов в адаптации леворукого ребенка к жизни через подготовку рекомендаций по работе с леворукими детьми.

Объект исследования: ребенок.

Предмет исследования: леворукость и связанные с ней особенности развития и адаптации к жизни ребенка.

Гипотеза: склонность к действию левой рукой нельзя считать отклонением в развитии, это индивидуальный вариант нормы.

Методы исследования: изучение и анализ литературы, материалов Интернета, наблюдение, анкетирование, тестирование.

Понятийный аппарат:

Леворукость – синоним левша – человек, предпочтительно пользующийся левой рукой. Антоним к термину «левша» - «правша». Амбидекстр – человек с одинаково развитыми левой и правой руками. Без выраженного доминирования одной из них.

Глава l. Отношение к леворукости в истории человечества

На протяжении истории человечества леворукость расценивали, как: неприятную привычку, знак дьявола, показатель нервного, мятежного или даже преступного человека. Погрузимся в атмосферу языковых исследований и рассмотрим этимологию слов, обозначающих "левшей" в языках, принадлежащих к разным языковым семьям, - немецкое "linkisch" означает неловкий, неуклюжий, и бестактный; итальянское слово "mancino" является производным от "mancus" (кривой или калека), а также используется для обозначения лживого или нечестного человека. Стоит заметить, что и в русском языке слова "криворукий" и "леворукий" часто являются взаимозаменяемыми. Имеем множество примеров подобного рода: «левый товар»- товар, проданный незаконным образом, поддельный, фальшивый. Что же явилось главной причиной такого отношения к левшам? А повинна в этом картина Страшного суда Евангелии от Матфея. «Тогда скажет Царь тем, кто по правую руку Его: «Придите, благословенные. Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам». Тогда и скажет тем, кто по левую сторону: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный Диаволу и ангелам его». Поскольку Библия очень почитаемая книга, основа религии, образец морали и идеалов для огромной части человечества, то становится понятным отрицательное отношение общества к левшам. Вспомним грустный рассказ Н.Лескова «Левша».

Талантливый умелец-самоучка – удивил европейцев своим искусством – подковал блоху. Вернувшись на родину, умер в безвестности. Как много таких левшей было в истории России. Но и через много веков положение детей-левшей не менялось. В советской школе о том, как рассадить учеников за партами и приспособить не только рабочее место, но и весь процесс обучения под потребности детей — левшей, никто не задумывался. Напротив, желание ученика держать ручку в левой руке воспринималось как каприз или дурная привычка. Левшей в лучшем случае переучивали, а то и наказывали.

В наше время, когда уже исследованы причины и физиологические основы леворукости, такого отношения к левшам нет. Леворукость не болезнь, не отклонение в развитии, это вариант нормы.

Главаll.Почему появляются левши?

Ученые выдвигают следующую гипотезу. В древние времена люди пользовались левой и правой рукой в равной степени. Все изменилось, когда человек начал говорить. Работа мозга - та причина, по которой человек становится левшой либо правшой. Известно, что левое полушарие мозга контролирует правую сторону тела, а правое полушарие - левую. Человеческая речь связана с работой левого полушария, поэтому, чем больше развивалась в человеке способность говорить, чем более значительную роль играла речь в его жизни, тем больше развивалось и становилось влиятельным левое полушарие его мозга, а соответственно и правая, контролируемая им часть тела. Правое полушарие же постепенно отставало в своем развитии от левого. Вот почему левши часто медленнее говорят и читают, хотя они обладают рядом преимуществ. На всей планете меняется отношение к различным проявлениям индивидуальности. Сейчас феномен левшества много изучается, результаты этой работы позволяют изменять стереотипное восприятие левшей и даже постепенно вырабатывать методики их обучения.

У правшей правое и левое полушария мозга имеют собственные функции и находятся в постоянном взаимодействии. Информация извне поступает сначала в правое полушарие, где узнается, «получает образ», а затем уже в левое, где конкретизируется и называется. Правое мозговое полушарие сопряжено в основном с чувствительной сферой, а левое сопряжено с двигательной и речевой сферой. Правое полушарие отвечает за работу левой половины тела, а левое – за работу правой половины тела. У большинства людей доминирует «логическое», левое полушарие.

У левши оба полушария, как правило, более автономны по своей работе, межполушарные взаимодействия формируются гораздо позже, чем у правши. В повседневной жизни это проявляется так: ребенок часто не слышит обращенного к нему вопроса, часто не может объяснить смысл слова, обращенной к нему речи. Часто «левша» делает неправильные выводы из прочитанного рассказа или трактует нестандартно жизненную ситуацию.

Пока еще нет четкого и однозначного ответа на вопрос, что является причиной леворукости и чем отличаются физиологические показатели и психологические характеристики леворуких и праворуких, но, тем не менее, уже ясно, что нельзя считать леворукость патологией, тем более связывать с леворукостью как таковой отклонения в развитии, снижении умственных и физических способностей. Ясно и другое: преимущественное владение рукой определяется не желанием ребенка, не его капризами или упрямством, а особой организацией его мозга, определяющей не только ведущую руку, но и некоторые особенности организации высших психических функций.

2.1 Причины леворукости.

Чаще всего встречается, так называемое, генетическое левшество, т.е. передающееся по наследству. До настоящего времени не известны точно механизмы передачи этого признака. Однако доподлинно известно, что среди детей праворуких родителей левши составляют 6%, если один родитель леворукий - 17%, у двух левшей – 50% леворуких детей. У генетических левшей может не быть никаких нарушений в развитии, тогда это считается просто индивидуальным своеобразием.

Второй вид — это "компенсаторное" левшество, связанное с каким-либо поражением мозга, чаще — его левого полушария. Поскольку деятельность правой руки в основном регулируется левым полушарием, то в случае какой-либо травмы, болезни на раннем этапе развития ребенка, соответствующие функции может взять на себя правое полушарие. Таким образом, левая рука становится ведущей, то есть более активной при выполнении бытовых действий, а впоследствии, чаще всего и при письме. Ход беременности, тяжелые роды могут справоцировать перестройку полушарий головного мозга крохи. Высок процент леворукости у близнецов из-за стесненности в процессе внутриутробного развития. Здесь, видимо, происходит незначительное повреждение мозга, не влияющего на жизнеспособность ребенка. Это, видимо, наш вариант.

Третий вид — это "вынужденная" леворукость. Выбор ведущей руки у таких левшей обычно связан с травмой правой руки, но может быть и результатом подражания родным или друзьям.

Учёные считают, что в процентном соотношении левши всегда и неизменно составляют лишь 10% населения всего земного шара. Мы решили перейти от теории к практике и исследовать на лево и праворукость учеников третьих классов нашей школы – 53 человеа Использовали метод количественной оценки с помощью вопросника, ответы на который отражают предпочтение одной из рук при выполнении повседневных действий.

Мы использовали специальные тесты - задания:

  • «Переплетение пальцев рук. Предложили школьникам сложить руки в замок, тест должен выполняться быстро, без подготовки. Считается, что у правшей сверху кладется большой палец правой руки, а у левшей – левой.

  • «Поза Наполеона» - складывание рук на уровне груди. Принято считать, что у правшей правая кисть лежит сверху на левом предплечье.

  • Ребенку предлагают открыть несколько баночек с завинчивающимися крышками.

  • Намотать нитку на катушку.

  • Перелить воду из одного стакана в другой.

  • Продеть нитку в иголку.

  • Позвонить в колокольчик

  • Закрыть и открыть застежку – молнию.

После проведения тестирования и наблюдений, обобщили полученные результаты

Количество обучающихся – 53 чел.

Выраженная праворукость – 43 чел. – 81%

Невыраженная праворукость –4 чел. – 7,6%

Выраженная леворукость – 2 чел. -3,8 %

Невыраженная леворукость -2 чел. – 3,8%

Амбидекстры - 2 чел. – 3,8%

Итого: праворуких – 88,6%; леворуких – 7,6%; амбидекстры составляют – 3,8%.

  1.  
    1. Животный мир левшей и правшей

Оказалось, что у животных существует устойчивая «лапость» - т.е. крыса, собака, кошка, обезьяна предпочитают манипулировать одной из передних лап, и это предпочтение сохраняется на протяжении всей жизни. У разных живых существенно процент правшей и левшей среди особей одного вида может сильно различаться. Так, среди кошек большинство — правши, среди мышей 44 % правшей, 28 % левшей, а остальные — амбидекстры, зато все белые медведи − левши. Примечательно, что даже среди «родственников» человека, шимпанзе, отношение левшей и правшей отличается от существующего у людей. Например, в дикой природе около ²/3 шимпанзе являются левшами. В неволе большинство приматов — правши; возможно, это объясняется вынужденным общением с людьми, которые в большинстве своём правши. Таким образом, если рассматривать животный мир в целом, то в отличие от людей, количество праволапых животных приблизительно равно количеству леволапых. Мы долго думали, как можно узнать, какой лапой удобнее пользоваться животному? Прочитав соответствующую литературу и поразмыслив самостоятельно, мы выбрали 4 способа определения ведущей лапы у кошки.

1. В первом задании мы поместили в банку кусочек рыбы. Узкое горлышко позволяло проникнуть в нее только одной лапой.

2. Во втором задании мы подвешивали на верёвочке над головой своего любимца бантик из ткани. Мы отмечали, какая лапа первой потянулась за игрушку.

3. В третьем задании кошкам предлагали тканевую мышку, её медленно тянули перед носом животного. И снова записывали, какой лапой кошка в первый раз кидалась за «добычей»

  1. В четвертом задании наблюдали, какой лапой наши кошки чаще копают песок или землю в саду.

Опыт 1 Опыт 2 Опыт 3 Опыт 4 Дымка П П П П - праволапая Муська Л Л Л П - леволапая

  1. особенности развития левшей

Начиная с конца 1970-х годов, исследователи опубликовали довольно много работ, посвященных связи между леворукостью и одаренностью. Работы проводились разные: проверяли гипотезы о том, что левши чаще встречаются среди одаренных художников, архитекторов, музыкантов, математиков. Ставились эксперименты с участием детей и подростков. Выяснилось, что леворукие дети в целом чуть хуже справляются с задачами, связанными с моторикой (письмо, рисование). При этом ярко одаренных детей среди левшей и правшей равное количество

У леворуких сильнее выражено конкретно-образное мышление. Они более впечатлительны, возбудимы, подвержены эмоциональным всплескам и резкой смене настроения. Именно поэтому среди людей искусства (актеров, композиторов, поэтов и художников) очень много леворуких. А вот точные науки, как правило, левшам даются с трудом.

Проведя анкетирование, мы выяснили, что почти все «леворукие» ученики 1-4 классов нашей школы занимаются в секциях, кружках, посещают художественную, музыкальную школы.

Разница в качестве знаний «леворуких и «праворуких» небольшая. Леворукость не влияет на успешное обучение ребенка в школе. Нами исследованы учащиеся 2-4 классов нашей школы. Всего учащихся - 158 чел., из них левшей 13 чел. или 8,2 % всех учащихся; правшей, занимающихся на «4» и «5», - 91 чел., соответственно 62,7%, левшей, являющихся отличниками и ударниками, -8 чел., т. е.61,5%. Как видим, разница в качестве знаний небольшая и составляет 1,2%.

  1.  
    1. 3.1 Как живется левше в мире правшей?

    2. Современный мир создан для людей, которые все делают правой рукой. Письменные и кухонные принадлежности, двери и замки, станки и инструменты. Левши вынуждены приспосабливаться.

Например, когда левша пишет ручкой, нижняя, правая сторона ладони сразу становится синей, потому что при письме слева направо левша поневоле смазывает часть текста кистью руки. Мы только во втором классе сумели купить ручки для левшей – писать которыми гораздо удобнее, рука не так устает, текст при письме не так смазывается. Вы, например, пробовали резать ножницами левой рукой? Это никогда не получится, потому что ножницы не заточены под левую руку, наклон заточки такой, что резать можно только правой. Только выполняя эту работу, мы поняли причину своей неудачи на уроке труда, когда было предложено вырезать орнамент ножницами. Как не старались, ничего не получается – бумага мнется. Пытались тренироваться дома – то же самое. Оказывается, есть ножницы для леворуких и сейчас мы их купили и в следующий раз не попадем впросак.

. Пользуемся канцелярскими принадлежностями для левшей

Из-за отсутствия элементарных удобных подручных средств левши на 20% чаще подвержены спортивным травмам, чем правши, на 49% бытовым и на 85% чаще попадают в автомобильные аварии. Особенно большому риску подвергаются те, кто переучен. Статистика утверждает, что в среднем переученные левши живут на 9 лет меньше, чем те, кто остался верен своему «левому» выбору.

В Америке, Японии и некоторых европейских странах есть специальные магазины для леворуких. Там можно приобрести все, начиная от мебели, бытовой техники и заканчивая специальными портмоне. Так же практически во всех крупных магазинах есть специальные отделы, где продаются аналогические товары для левшей.

В нашей же стране этому вопросу пока уделяется недостаточно внимания, хотя уже появились канцелярские товары для левшей

3.2 Знаменитые левши

Многие выдающиеся полководцы были левшами. И среди них такие гении, как Александр Македонский, Юлий Цезарь, Карл Великий, Наполеон...

Левшами были английская королева Виктория. Все президенты США последних двух десятилетий XX века - Джордж Буш-Старший, Рональд Рейган и Билл Клинтон – левши.

Традиционно сильны позиции левшей в искусстве. Вероятно, это связано с тем, что у них лучше развито образное (интуитивное) мышление, за которое отвечает правое полушарие, контролирующее левую руку. Левшами были Леонардо да Винчи и Микеланджело, Рафаэль и Рубенс, Пабло Пикассо, Моцарт и Бетховен, Пол Саймон и Джимми Хендрикс...

Также свою анатомическую особенность левши эффектно используют спортсмены в тех видах состязаний, где присутствует тактическое единоборство, - теннисе, боксе, фехтовании. Среди левшей-теннисистов - десятикратная победительница Уимблдона Мартина Навратилова с ее фирменным ударом слева, Моника Селеш, Род Лейвер, названный лучшим теннисистом всех времен и народов; Джимми Конорс и Джон Макинрой. В боксе левши выигрывают до 40 процентов золотых медалей, хотя их втрое меньше в этом виде спорта, чем правшей.

Среди ученых - левшей не так уж и много, но единицы вполне весомые: физики Альберт Эйнштейн и Исаак Ньютон, физиолог Иван Павлов, теолог и врач Альберт Швейцер.

А что и говорить про величайших музыкантов, таких как Никколо Поганини, Людвиг Ван Бетховен, Фредерик Шопен, Роберт Шуман, Сергей Прокофьев... Если среди обычных людей левшей – 8 процентов, то среди гениев - 20 процентов. То есть левши в целом, более, чем вдвое одареннее правшей.

Леворукий писатель Льюис Кэрролл. Никто не мог придумать мир Зазеркалья, кроме левши. Все удивляются, что этот человек был математиком, но это не помешало ему войти и в число известнейших людей в мировой литературе. Также левшами были Лев Толстой, Марк Твен… И писатель Николай Лесков, который написал рассказ о тульском мастере Левше, подковавшем блоху, тоже был леворуким!

Среди особо богатых людей: Джон Рокфеллер, Генри Форд, Билл Гейтс.

Заключение

Гипотеза, высказанная ранее, полностью подтвердилась. Леворукость – это не ошибка природы, не привычка, не болезнь, это один из вариантов нормального развития организма, который часто зависит от врожденных генетических особенностей строения мозга ребенка.

Леворукость – это индивидуальный вариант нормы. Склонность к действию той или иной рукой нельзя считать отклонением в развитии. Это подтверждено работами ученых, нашими исследованиями и об этом свидетельствует галерея талантливых и даже гениальных людей - левшей в различных областях науки и искусства.

Наиболее частыми причинами леворукости являются наследственность и патология развития плода. Поняли, что у нас второй вариант, что чаще бывает с двойняшками.

Осуществление взрослыми индивидуального подхода к леворукому ребенку делает более быстрой и безболезненной адаптацию его в праворуком мире. С этой целью мы подготовили рекомендации по работе с леворукими детьми для учителей и родителей и передали их завучу нашей школы.

Мы очень рады, что взяли для исследования эту интересную, но довольно трудную и малоизученную тему. Еще древние философы говорили: «Познай себя!». Значит, написав эту работу, мы сделали шаг по дороге познания себя: - поняли, что переучивание невозможно, но необходимо тренировать правую руку для пользования ей в быту, в спорте; - узнав слабые стороны левшей, как в области изучения некоторых предметов, так и в формировании характера, будем тренировкой добиваться того, чтобы сделать их сильнее; - выберем вид спорта, внеклассные занятия, а, может быть, и будущую профессию, в которых более успешны левши; - узнав, что существуют учебные принадлежности для левшей – купили их, что значительно облегчило работу;

- помогли маме понять природу некоторых наших особенностей.

Список литературы

  1. Безруких М.М. – Леворукий ребенок – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2004. – 64с.

  2. Безруких М.М. – Леворукий ребенок в школе и дома. 2-е изд., перераб. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 300с.

  3. Безруких М.М., Ефимова С.П. – Знаете ли вы своего ребенка? Пособие для студентов пединститутов, педучилищ, колледжей и родителей. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 240с.

  4. Богданов Н.Н. Дерматоглифика пишущих левой. // Вопросы психологии, 1997, №2, март-апрель, с. 76 - 86

  5. Дубровина И.В. – Психология: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений – И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 464с.

  6. Дубровина И.В.: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», 1997 – 528с.

  7. Коломинский Я. Л. Беседы о тайнах психики. М.: «Молодая гвардия», 1976. - 208с. с ил. (Эврика).

  8. Легко ли быть левшой? 20.02 22:19 | Наталья БАЛАНДЮК, специально для MIGnews. http://www.mignews.ru/news/Science/cis/levsha2002.html

  9. Макарьев И. Если Ваш ребёнок – левша: / Оформл. С. Григорьева – СПб.: Лань, 1995. – 128 с. (стр. 16

  10. Сиротюк А.Л. – Коррекция обучения и развития школьников. – М.: ТЦ «Сфера», 2002. – 80с.

1) http://www.huffingtonpost.com/2012/10/29/left-handed-facts-lefties_n_2005864.html2) http://time.com/3107557/top-10-lefties/ 3) http://www.lefthandersday.com/4) http://www.mirror.co.uk/news/weird-news/scientists-calculate-odd-ways-die-2828845) http://www.theguardian.com/theguardian/2001/feb/05/guardianleaders6) https://books.google.com.ua/books?id=mSg16ZedKWsC&pg=PA111&lpg=PA111&dq=Famous+left-h