IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

КАК СПАСТИ ПТЕНЦОВ?
Комарова Е.Е.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

Ласточки-певуньиНад моим окномЛепят, лепят гнёздышко…Знаю, скоро в нёмПтенчики появятся,Станут голосить,Будут им родителиМошкару носить.Выпорхнут малюткиЛетом из гнезда,Полетят над миром,Но они всегдаБудут знать и помнить,Что в краю родномИх приветит гнёздышкоНад моим окном.

Г.Ладонщиков

Мы живём в большом городе и, не смотря на суету, каждый день видим и слышим птиц. Иногда они радуют нас своим весёлым щебетом, иногда сердят, оставляя «отметины» на балконах и машинах. Они живут рядом с нами, могут нуждаться в нашей помощи, а порой, мы им вредим. Я часто задумываюсь, надо ли помогать всем этим милым созданиям, которые гораздо слабее нас?

Выбор темы. Летом я отдыхала в Болгарии. Ласточки строят там гнезда и выводят птенцов. Дети разрушили одно такое гнездо, и птенцам грозила гибель. Мы не знали точно, что делать, но попробовали спасти их и у нас получилось! Птенцы выросли и за несколько дней до нашего отъезда покинули гнездо.

Актуальность. Человек всё больше вмешивается в природу и нарушает её, технический прогресс вредит природе. Часто от этого страдают животные. Мы можем и должны им помогать.

Гипотеза. В своей работе я предполагаю проверить ранее полученную информацию о том, что если человек прикасается к птенцам, их родители от них откажутся и птенцы погибнут, что человек не должен вмешиваться.

Предмет исследования: ласточка деревенская.

Цель работы: спасти птенцов ласточки, попавших в беду.

Задачи:

  • выяснить, что можно сделать, чтобы помочь птицам, выпавшим из гнезда;

  • собрать информацию в литературе и Интернете о ласточке деревенской и узнать как можно больше об этих птицах;

  • провести наблюдение, эксперимент, зафиксировать полученные результаты, сделать выводы;

  • создать список рекомендаций по защите и помощи птицам.

Ожидаемые результаты:

1. Получение знаний о ласточках: их образе жизни и среде обитания.

2. Овладение практическими навыками помощи птенцам ласточки.

3. Разработка и создание рекомендаций по спасению птенцов ласточки.

Методы исследования. В рамках теоретической части применялись такие методы как анализ и синтез. В практической части использовались методы: наблюдение и эксперимент.

Практическое применение. Информацию можно использовать на уроках «Окружающий мир», а главное в повседневной жизни. С помощью составленных рекомендаций можно спасти много маленьких существ – птиц, и принести пользу планете.

Глава 1. Ласточка. Образ жизни и среда обитания.

  1.  
    1. Ласточка деревенская.

Ласточка – одна из немногих птиц, которые прекрасно уживаются среди людей. В мире насчитывают около 79 видов ласточек, и многим из них карнизы высоток заменили приморские скалы. Некоторых из этих ласточек выделили в отдельные виды: городская ласточка, деревенская. Но многие другие виды ласточек всё ещё обитают в диких краях. Вообще, ласточку можно встретить почти в любом месте, так как эти птицы неприхотливы и везде с лёгкостью могут жить.

Внешне деревенские и городские ласточки очень похожи друг на друга, как и на остальных представителей семейства. Самцы и самки не отличаются друг от друга, а птенцы представляют собой немного уменьшенную копию своих родителей. Эти птицы очень мелкие, чуть больше своих дальних родственников – воробьёв. Самые маленькие могут быть в длину 6 см и весить 10 граммов, размеры самых больших – 25 см и 60 граммов. У них маленькая, слегка приплюснутая головка, недлинный клюв, а рот большой, вытянутые крылья, форма хвоста довольно нетипична: он, в отличие от ласточки городской, с вырезом, напоминающим острую вилку. Верхняя часть тела ласточки покрыта чёрным оперением с синеватым отливом, а брюхо и нижняя часть крыльев – белым или жёлтым. Голова некоторых видов местами может быть покрыта красными пёрышками.

Почти всю свою жизнь ласточки проводят в воздухе, и их тело идеально для этого приспособлено. Во время полёта птицы могут заниматься буквально всем: есть, пить, пролетая над реками, озёрами и даже спать. Земля им нужна разве что для отдыха или выращивания потомства. Ноги этих птичек слабые и почти неприспособленные для ходьбы. Но ласточкам это и не нужно, ведь на земле обитают животные, которые могут убить ласточку или разорить её гнездо.

Имена «ласточка», «ласта», «ластушка», «ластица» и им подобные живут во многих славянских языках. Но объяснить происхождение слова «ласточка» помогают только балтийские языки. В литовском, например, слово «lakstiti» значит «летать». Очевидно, общеславянское «ласта» буквально означало «летающая», «летунья».

Деревенские ласточки обычно гнездятся внутри хозяйственных построек и домов отдельно от своих крылатых сородичей. Строят свои гнёзда эти птицы из земли, которую они смешивают со слюной. Застыв, эта смесь становится похожа на глину и обладает её же прочностью. Но некоторые ласточки не строят гнёзда, а роют норы. Большинство из них живёт в прибрежье рядом с обрывистыми берегами из глины и грунта.

На юге птицы откладывают яйца два раза в год, в северных местах – один. Обычно в кладке ласточки до 6 яиц. Самка насиживает яйца беспрерывно на протяжении примерно двух недель, а самец в это время приносить ей еду. После того как птенцы вылупятся, летать за кормом будут оба родителя и, так как птенцы первое время очень прожорливы, кормить их нужно будет очень часто.

Эти птицы очень коммуникабельны и легко уживаются и с представителями других видов, и с собственными сородичами. Встретить где-то одинокую ласточку довольно трудно, потому что они гнездуются, кормятся и летают стайками, отчего создаётся впечатление, что это шумные и весёлые птицы. Голоса ласточек очень похожи на воробьиное чириканье.

Ласточка-касатка охотится близко от гнезда, собирает пищевой ком примерно из 10 мелких насекомых, приносит его птенцам, запихивая глубоко в раскрытый клюв. Подлетая к гнезду, птица подает звуковой сигнал, и птенцы отвечают на него писком и открыванием клювиков. Пара касаток приносит корм от 200 до 600 раз за день. Вот это аппетит!

Интересно, что ласточки защищая гнездо от хищников, могут атаковать врага. Птицы могут напасть даже на кошку, призвав на помощь других ласточек.

  1.  
    1. Упоминание о ласточке в литературе.

Много сведений о жизни ласточек можно найти в произведениях русских и зарубежных поэтов и писателей. Читая детскую литературу, я нашла много подтверждений тому, что ласточки – особенно любимы людьми. Именно с ней связаны надежды на скорейший приход весны. Весна и ласточка не отделимы друг от друга. Ласточка во все времена воспринималась как символ домашнего уюта. Она в отличие от других птиц живёт с человеком под одной крышей.

В сказке Виталия Бианки «Мастера без топора» я прочитала о том, как ласточки строят свои гнёзда: «Прибежал к дому. Глядь, под коньком ласточка-касаточка хлопочет, гнёздышко лепит. Носиком глинку приминает, носиком её на речке колупает, носиком носит».

В стихотворении З. Березиной с любовью и заботой рассказывается о том, как непросто ласточке – маме выкормить своих птенцов:

«Птичке-маме трудно очень:

Целый день летает -

Занята с утра до ночи,

Отдыха не знает.

Чтобы дать ей отдохнуть,

(Очень жалко птичку),

Я посыплю ей чуть - чуть

Зёрнышек пшенички.

Кушай зёрнышки мои!

Принесла тебе я.

Может, птенчики твои

Вырастут быстрее».

Очень интересно, с юмором об этом написал и учёный-писатель А.П.Садчиков: «Голодный птенец орёт громче других и шире разевает рот. Мама знает, что его и надо кормить в первую очередь. Наестся птенец, опустит головку и спит до очередного прилёта мамы и папы. Те с раннего утра и до позднего вечера трудятся, чтобы прокормить своих ненасытных деток. Когда в комнате было много мух, ласточки здесь же их и ловили. Причём очень ловко это у них получалось. Подлетит птица к окну, повиснет в воздухе, трепеща крыльями, и через несколько секунд – полный рот насекомых. Метнётся к гнезду, накормит деток и опять за работу».

Прочитав научную литературу о ласточках, я узнала, что при недостатке пищи и других неблагоприятных условиях, эти птицы впадают в оцепенение. Так, в сказке Г.Х.Андерсена «Дюймовочка», описывается как раз эта особенность ласточки, попавшей в холода и не успевшей перелететь в тёплые края. Она была как будто мёртвая, но получив тепло и пищу – ожила.

Очень понравился мне рассказ К.Д.Ушинского «Ласточка». Читая это произведение, я ещё больше узнала о том, как ласточки строят гнёзда, выводят птенцов и учат их лететь, и о том, как важно не разорять ласточкиных гнёзд, потому что они всегда возвращаются в свои домики: «— Не разоряй гнёзда, — сказал мальчику отец. — Весной ласточка опять прилетит, и ей будет приятно найти свой прежний домик.

Мальчик послушался отца».

Таким образом, в литературных произведениях я нашла подтверждение фактам о жизни ласточек, полученным из научной литературы. Читать их было интересно и познавательно ещё и потому, что они учат бережному, внимательному отношению к окружающей природе.

  1.  
    1. Народные приметы о ласточках.

Не счесть небылиц, которые в старину рассказывали о ласточке. Вы поверите, что на зиму пичуга выщипывает себе все пёрышки до единого и «голышом» забивается под кору деревьев, а по весне появляется на свет в новом оперенье? А сотню-другую лет назад в этом не сомневались. И что осенью стайки птиц ныряют под воду и там спят до первой оттепели, крепко сцепившись лапками и покачиваясь на волнах подводного течения. И что из реки вылетают только молодые птахи, а старые и матёрые отправляются квакать в тине лягушками. Но ещё больше сложено о ласточке примет.

В наше время встреча со стремительной ласточкой обычно вызывает у человека приятные эмоции. А уж как были рады наши предки, заприметив её по весне! Счастливчику, которому выпадет такая удача, народная мудрость обещала множество благ:

  • Кто раньше других увидит первую ласточку, тот весь год будет счастлив и успешен.

  • Если влюблённым весной на глаза попадётся крылатая птичья пара, быть в этом году свадьбе.

  • Тот, кто успеет кинуть пичуге горсть земли «на гнездо», завлечёт благополучие и достаток в собственный дом.

У многих народов считается, что поселившаяся под крышей дома ласточка приносит её обитателям счастье и удачу. На Руси существует поверье: – «Если разорить гнездо ласточки, то коровы будут давать плохое молоко». В этом нет ничего удивительного. Ведь ласточка уничтожает огромное количество насекомых – комаров, мух, оводов, слепней, которые досаждаютживотным. За лето ласточки успевают дважды отложить яйца и вывести потомство. А в каждой кладке до 5-6 яиц. Чтобы прокормить своё потомство ласточкам приходится ловить огромное количество насекомых, большинство которых являются вредителями. За один день каждая ласточка до 300 раз посещает гнездо. Так что теперь понятно, почему корова будет давать мало молока, если разорить гнездо ласточек. Все эти кровососы разом накинутся на неё. Какое после этого молоко!

По полету ласточек судят о предполагаемой погоде. В тёплый день ласточки летают высоко над землёй, а в ненастье – почти у самой земли, легко увертываясь от препятствий.

Очень часто ласточки сопровождают стадо коров, питаясь спугнутыминасекомыми. А все это очень просто можно объяснить. В тёплую погоду воздух хорошо прогрет, и насекомые высоко поднимаются над землей, а ласточки – следом за ними. В холодную погоду насекомые держатся ближе к земле. Здесь их и ловят эти стремительные и ловкие птицы.

У деревенской ласточки хвост в виде вилочки, похожий на две косицы. За это её и прозвали «касаткой», или «косаткой», как говорили и писали раньше. Люди любят ласточку за её красоту, веселый щебет и неугомонный характер и, называя ее «касаткой», имеют ввиду не длинные косицы, а совсем иное. Благодаря ласточке это слово приобрело совсем иной смысл. Недаром хорошую девушку ласково зовут касаткой и совсем не за её длинные косы.

Если бы человек и к другим птицам относился с такой же любовью и уважением, как к ласточке-касаточке, в нашем лексиконе, возможно, было бы значительно больше ласковых слов.

Глава 2. Спасение птенцов. Практическая часть.

Я очень люблю животных, поэтому всегда обращаю на них внимание. Как известно, летом в деревнях, а также на морских побережьях очень много ласточек. Летом я поводила каникулы в Болгарии. Мы с семьей жили в многоэтажном доме на берегу моря. Первый этаж этого здания занимала парковка для машин.

Случай, послуживший основой моей работы, произошел с ласточкой деревенской. Это мы выяснили в ходе эксперимента, собирая информацию.

2.1 Птенцы ласточки в беде. Наблюдения.

Всё началось с того, что дети, жившие в нашем доме, палками разрушили гнездо ласточек, в котором находились птенцы.

Я увидела, как они носят по двору двух птенцов. Я очень испугалась, потому что раньше слышала, что птенцов нельзя брать в руки, иначе родители потом не примут их, могут заклевать и выкинуть из гнезда. Я позвала на помощь маму, и она убедила нас, что самим выкормить птенцов нам вряд ли удастся, так как хлебные крошки для этого не подходят, а ловить мошек мы не сможем. Также выяснилось, что еще одного птенца дети выбросили на парковке под машину. Птенца нашли, он был живой.

Никто не знал, что делать в данной ситуации, но было понятно, что медлить нельзя: птенцы были малюсенькие и почти голенькие, еле шевелились и слабо пищали.

2.2 Что делать? Сбор информации.

Мы стали искать информацию о том, как помочь птенцам. На помощь нам пришёл Интернет.

Как мы выяснили позже, в этом возрасте птенцы требуют практически постоянного кормления и обогрева. Если они лишены этого более трёх часов, они погибают.

На месте разрушенного гнезда сидела одна ласточка, вторая летала вокруг. Мы поняли, что это родители ищут своих детей. А как узнают ласточки своих птенцов?

Ответ на этот вопрос мы нашли в статье ученого - орнитолога В. А. Вагнера, который проводил следующие опыты: он перевешивал гнездо с птенцами ласточки с одного места на другое на расстояние метра, причём делал это на глазах у родителей. Более часа ласточки с кормом во рту искали своё гнездо на том месте, где оно было, и не замечали гнездо на новом месте. Такие же результаты были получены в опытах с пересадкой птенцов из одного гнезда в другое. Ласточки не различают подкидышей. Но чужим птенцам из другого гнезда, хотя бы оно находилось рядом, они не дадут ни мошки. Ученый приходит к выводу, что ласточки не узнают своих птенцов «в лицо». Для них «свои» птенцы – это те, которые сидят в своём гнезде, а главное – на том месте, где оно строилось. Они даже более привязаны к месту, чем к гнезду.

Узнав это, мы решили оставить птенцов на том же месте. Надо было только найти им «новый дом».

2.3 Домик для птенцов. Эксперимент.

Дальше стали действовать интуитивно. На той же парковке находились старые пустые гнезда ласточек. Однако мы решили не пользоваться ими (они располагались слишком высоко). Мама быстро принесла коробку из-под чая и верёвку, мы подвесили её на стену на место старого гнезда за провод.

На дно положили сухую траву и птенцов. Птицы в это время с криком кружили над нами. Затем мы спрятались и стали наблюдать. Через некоторое время, взрослые птицы стали подлетать к коробке, птенцы при этом пищали, а потом мы увидели, что родители кормят своих детей.

Я ходила и проверяла птенцов каждые несколько часов. На следующий день птенцы стали активно шевелиться, громко пищать, высовывать клювики. Родители прилетали и кормили их.

Через день утром я обнаружила, что птенцы лежат на земле под коробкой. Нам пришлось взять их и положить обратно, а вскоре я обнаружила, что уже нет ни птенцов, ни коробки. Вместе с мамой мы нашли во дворе детей, которые носили коробку с птенцами. Оказалось, что коробка покосилась, когда птицы садились кормить птенцов и упала. Нам пришлось повторно закреплять коробку и обмотать ее скотчем вместе с веревкой. После этого птенцы больше не падали. Через несколько дней они стали подрастать и высовывать из коробки головки, залезать друг на друга.

Чтобы опять не произошло несчастного случая, мы купили небольшую корзинку, выстлали ее травой и мхом. Нам пришлось опять тревожить птичек, но это для их же блага. Интересно, что при нашем приближении птенцы громко

кричали и открывали желтые клювы. Я поняла, что не зря птенцов, да и вообще малышей называют «желторотиками». У птенцов вокруг клюва расположен специальный птенцовый валик желтого цвета, это помогает родителям при кормлении класть пищу точно в клюв птенца.

Мы заменили коробку корзинкой, переложили птенцов. Опять с тревогой наблюдали, как отреагируют родители. Они по-прежнему постоянно подлетали к детям и кормили их. Прошло уже больше недели. Мы к этому времени собрали достаточно информации о ласточках и знали, что будет дальше. Птенцы стали большими, покрылись перьями, высовывали свои пухлые головки, когда мы к ним подходили. Я каждый день по несколько раз ходила проверять, все ли с ними в порядке. Через неделю я увидела, что два птенца садятся на край корзинки. А третий оставался внутри. Вероятно, это тот птенец, которого дети бросили на землю, и он оказался более слабым. Такие птенцы называются слётки. Это оперившиеся активные птенцы, которые еще не умеют летать, но могут неуклюже перепархивать на небольшие расстояния, громко пищат.

2.4 Птенцы «встали на крыло».

Результат.

Через несколько дней мы видели, как птенцы вылетают из гнезда и кружат в воздухе вместе с родителями. Это называется «встали на крыло». При этом они часто садились на провода отдыхать. Ночевали они в гнезде. А еще через несколько дней они в гнездо не вернулись. Мне было и грустно, и радостно. Нам удалось спасти птенцов, родители не бросили их. Но очень было жалко с ними расставаться. Удачи вам, малыши!

Глава 3. Рекомендации для тех, кто хочет спасти птенцов.

Это важно знать. Птенцы у птиц бывают двух типов – выводковые и птенцовые.

Выводковые – похожи на цыплят. Они рождаются в пуху, с открытыми глазами, способны бегать (или плавать) и сразу после рождения покидают гнездо, чтобы сопровождать свою мать, склевывая тот корм, который она им указывает. К таким птенцам относятся птенцы чаек, уток, куликов, тетеревов и многих других птиц.

Птенцовые – рождаются голенькими, с закрытыми глазами. Они не покидают гнезда, целиком зависят от родителей, которые неустанно суют принесенный им корм в разинутые желтые клювы. К этому типу принадлежат птенцы врановых, хищных и мелких воробьиных птиц.

Чаще всего люди пытаются спасти птенцов - слёток. Слёток – эта та стадия развития птицы, когда она почти полностью оперилась, но летает пока ещё плохо. Слётки сидят на кустах, деревьях, изредка – земле. Их родители отлично знают, где те находятся, и продолжают исправно приносить им корм. Птенцов легко отличить по коротким хвостикам, иногда – другой расцветке и своеобразному поведению: они трепещут крылышками и пронзительно кричат, выпрашивая у родителей еду. Смысл такого поведения прост – хищник, обнаруживший гнездо с птенцами, неизбежно уничтожит их всех. А вот если птенцы уже покинули гнездо и спрятались поодиночке в его окрестностях – тогда он, вполне возможно, найдёт одного – двух, а остальных пропустит. Вот почему для птенцов лучше покинуть гнездо как можно раньше.

Если люди хотят помочь птенцу, делать это надо очень осторожно. Важно, чтобы все птенцы росли и развивались одинаково, чтобы одновременно вылететь из гнезда. Тогда родители смогут следить за ними, подкармливать, учить всевозможным птичьим хитростям. Это очень важно, потому что, вылетевшие из гнезда птенцы первое время не могут обеспечить себя кормом, поэтому родители их подкармливают. Кроме того, надо учить их летать, ловить насекомых, прятаться от хищников. А если ещё целый выводок птенцов остаётся в гнезде? Родители должны будут принять какое-то решение, что они и сделают. Они не станут кормить первенца. А люди, вмешавшись в этот процесс, могут погубить птенцов. Именно поэтому, обобщив все полученные знания при выполнении этой работы, я составила рекомендации для людей, которые хотят помочь пернатым.

Рекомендации:

  1. Найдя гнездо с яйцами, маленькими птенцами, выводок выводковых птиц или птенца-слётки – как можно быстрее удалитесь от этого места. Родители обязательно найдут их и покормят. Если место кажется вам слишком опасным – например, птенец сидит на дорожке парка или на проезжей части – можно отнести его в ближайшие кусты или посадить на невысокую ветку.

  2. Если вы узнали, что ваши знакомые взяли такого птенца, убедите их в тот же день вернуть малыша в то же самое место, где его нашли. Если этого сделать не удалось, птенца придется кормить насекомыми каждые 15-30 минут весь световой день, обогревать его, а потом оставить жить у себя.

Птенцов большинства видов наших певчих птиц можно выкормить смесью из сваренного вкрутую куриного яйца, творога и нежирного, мелко протёртого мясного фарша, хотя очень желательно, чтобы в состав рациона входили живые насекомые - некрупные мягкие гусеницы, мучные черви, муравьиное "яйцо" и т.п. В состав корма обязательно следует включать поливитамины и минеральные добавки. Поить птенцов нужно из пипетки. Если подобранный птенец отказывается принимать пищу в течение 2-3 часов, его необходимо покормить насильно, раскрыв клюв вручную и протолкнув комочек пищи, смоченный в воде, ему в глотку. Как правило, после 1-2 таких кормлений птенец сам начинает открывать рот. Маленьких птенцов, у которых ещё не распустились перья, необходимо обогревать, поддерживая температуру на уровне 26-28 градусов. Для этих целей подойдёт резиновая грелка или резиновая перчатка, наполненная горячей водой и обёрнутая в чистую тряпку.

  1. Птенцам (или молодым птицам) нужна помощь, если у них сломаны ноги или крылья. Вот тогда их следует поместить в коробочку, чтобы ограничить в движениях, предварительно зафиксировав сломанную часть с помощью палочки, бинта и пластыря. Открытые повреждения обрабатываются дезинфицирующими растворами. Если вам удастся вылечить такую птицу, её также придется оставить у себя, так как она не будет приспособлена к самостоятельной жизни.

  2. Гнездо может повредить ветер, дождь, хищники или мальчишки. Птенцы действительно попадают в беду и нуждаются в помощи, если гнездо разрушено, а птенцы ещё не способны самостоятельно его покинуть. Наконец, может погибнуть один или даже оба родителя. Во всех этих случаях взять на себя заботу по искусственному выкармливанию птенцов – единственный способ сохранить им жизнь.

  3. Помощь нужна ласточкам и стрижам (особенно стрижам), если вы видите их на земле. У них есть особенность: короткие ноги и длинные крылья не позволяют им взлететь с ровного места. Лучшая помощь для такой птицы – подбросить в воздух. Или поместить на бугорок, какое-нибудь возвышение, с которого он сумеет взлететь сам. Птенцов, упавших на землю, ласточки и стрижи выкормить не смогут.

  4. Если гнездо ласточки с птенцами обрушивается, на его месте надо закрепить искусственное гнездо и поместить туда птенцов.

  5. Если гнездо ласточки начинает разрушаться, можно помочь птицам починить его, замазав трещины глиной или алебастром.

  6. Птенцов чаек не надо спасать. Каждую весну такие птенцы бегают по дворам и громко кричат. Родители заботятся о них, не беспокойтесь.

  7. Не забывайте зимой вешать кормушки и регулярно насыпать в них корм. Особенно голодный месяц – февраль. Лучший корм – семечки подсолнечника и другие семена.

На основе данных рекомендаций я составила памятку. (Приложение 1).

Заключение

Мы попытались спасти птенцов ласточки. Им грозила гибель. И хотя мы сначала не знали, как правильно поступить, интуиция подсказала нам решение. Все было сделано правильно. В ходе эксперимента я изучала литературу и Интернет. Мы получили подтверждение правильности своих действий в литературе и на практике. А моя первоначальная гипотеза была опровергнута. Взрослые птицы приняли своих птенцов и выкормили их. У птиц не развито обоняние, поэтому для них не имеет значения, брал человек птенцов в руки или нет. Птицы могут бросить птенцов, только если чувствуют опасность для себя.

Мой эксперимент был удачно завершен. Птенцы выжили, выросли и покинули гнездо, присоединившись к колонии других ласточек.

Я изучила в литературе особенности ласточки деревенской, представителями которой являлись мои птенцы.

Я составила список рекомендаций относительно спасения птенцов различных птиц.

Цель моей работы достигнута.

Это была очень интересная и познавательная работа. Я считаю, что собранная информация может быть полезна для всех людей, готовых прийти на помощь птицам.

Список литературы

  1. Колоярцев М.В. Ласточки. - Ленинград, 1989

  2. Семаго Л.Л. Птицы. – М, 1994

  3. Бианки В. Птичьи разговоры. – М, 1996

  4. Школьник Ю.К. Птицы. Полная энциклопедия. – М, 1999

  5. Зоофлора [Электронный ресурс].- Дата доступа [22.01.2017].- Режим доступа свободный.: http://zooflora.ru/zhivotnye-i-pticy/gnezda-lastochek/

  6. APUS.RU Сайт Льва Филина [Электронный ресурс].- Дата доступа [22.07.2016].- Режим доступа свободный.: http://www.apus.ru/site.xp/049050053049124049051055048048.html

  7. Жокина Елена Юрьевна. Клиника белый клык [Электронный ресурс].- Дата доступа [25.07.2016].- Режим доступа свободный.: http://www.bkvet.ru/chicks

  8. Энциклопедия животных [Электронный ресурс].- Дата доступа [03.08.2016].- Режим доступа свободный.: http://www.animalsglobe.ru/kak-spasti-ptentsa-vyipavshego-iz-gnezda/

Приложение 1

Памятка для тех, кто хочет спасти птенцов.

  1. Найдя гнездо с яйцами, маленькими птенцами, выводок выводковых птиц или птенца-слётка – как можно быстрее удалитесь от этого места.

  2. Если вы узнали, что ваши знакомые взяли такого птенца, убедите их в тот же день вернуть малыша в то же самое место, где его нашли.

  3. Птенцам (или молодым птицам) нужна помощь, если у них сломаны ноги или крылья.

  4. Птенцы действительно попадают в беду и нуждаются в помощи, если гнездо разрушено на ранней стадии, когда птенцы ещё не способны нормально его покинуть.

  5. Помощь нужна ласточкам и стрижам (особенно стрижам), если вы видите их на земле.

  6. Птенцов, упавших на землю, ласточки и стрижи выкормить не смогут.

  7. Если гнездо ласточки с птенцами обрушивается, на его месте надо закрепить искусственное гнездо и поместить туда птенцов.

  8. Если гнездо ласточки начинает разрушаться, можно помочь птицам починить его, замазав трещины глиной или алебастром.

  9. Упавшего на землю стрижонка надо спасать. Можно попробовать вернуть его в гнездо, но скорее всего, придется взять домой и выкармливать.

  10. Птенцов чаек не надо спасать.

  11. Не забывайте зимой вешать кормушки и регулярно насыпать в них корм.

 

14