IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

СОЗДАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ В ПОСЁЛКЕ ВИДЯЕВО
Балабина В.В.
Автор работы награжден дипломом победителя второй степени
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

Природа не для всех очейПокров свой тайный подымает:Мы всё равно читаем в ней,Но кто, читая, понимает?

Д.В. Веневитинов, 1827 г.

В настоящее время остро стоит проблема экологического образования населения. Необходима система экологического просвещения, в которую бы входили не только средства массовой информации и экологические курсы в учебных заведениях, но и непосредственное общение человека с природой. Экологическое просвещение является одним из выходов из глобального экологического кризиса, так как оно подразумевает гармонизацию экологического мышления и отказ от потребительского отношения к природе.

В этом случае поможет экологическая тропа. Особенность процесса экологического воспитания на тропах природы состоит в том, что он строится на основе непринуждённого усвоения информации и норм поведения непосредственно в природном окружении.

Экологическая тропа – маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором идущие получают устную или письменную информацию об этих объектах. Это одна из форм воспитания экологического мышления и мировоззрения.

Экологическая тропа имеет большое значение для изучения экологии посёлка. Она знакомит экскурсантов с разными объектами природы, находящимися в посёлке и за его пределами, испытывающими антропогенную нагрузку, позволяет передать учащимся знания о естественных явлениях и объектах, создать предпосылки для экологического воспитания и природоохранного мышления.

Тема: создание экологической тропы в п. Видяево

Актуальность работы: в век новых технологий человек перестаёт ощущать себя частью природы, действует как её хозяин и преобразователь, что ведёт к формированию утилитарного подхода к окружающей среде, что в свою очередь ведёт к её загрязнению. Именно поэтому столь важно формирование экологической культуры подрастающего поколения, и вовлечение его в активное участие по защите природы.

Объект исследования: экологическая тропа в посёлке и его окрестностях

Предмет исследования: достопримечательности и станции на проложенном маршруте.

Гипотеза: если, в посёлке создать экологическую тропу, то экологическая культура населения повысится

Цель: создание экологической тропы в ЗАТО Видяево.

Задачи:

  • разработать экскурсионные маршруты;

  • дать природоохранные знания и умения учащимся школы;

  • воспитать любовь к природе, школе, городу, малой Родине;

  • формировать личную ответственность у учащихся за сохранность природных объектов;

  • привлекать учащихся к участию в экологических олимпиадах и конкурсах.

Методы и приёмы:

  • наблюдение и сравнение;

  • описание;

  • моделирование;

  • анкетирование;

  • инервьюирование.

План работы:

  • выбор маршрута;

  • нанесение маршрута на карту-схему;

  • изучение и описание стаций маршрута;

  • подготовка экскурсий по выбранному маршруту.

Перспективы:

  • проведение экологических экскурсий;

  • оценка и корректировка выбранных маршрутов и экскурсий;

  • анкетирование

Станции маршрута экологической тропы.

На протяжении маршрута экологической тропы мы запланировали 5 станций, т.е. остановок для экскурсантов, где они могут более подробно ознакомиться с теми или иными биоценозами, представителями флоры и фауны, оценить экологическую ситуацию и антропогенное влияние на природу.

Не все эти станции обязательны для прохождения во время экскурсии, при проведении тематических экскурсий часть остановок может быть пропущена, на других можно остановиться более длительное время и рассказ может быть подробнее. Всего маршрут тропы включает 5 станций:

  • МБОУ СОШ ЗАТО Видяево. Школьный двор;

  • Ломоносовская аллея;

  • Река Урица;

  • Питьевое озеро;

  • Большое Урагубское озеро.

Основные характеристики экологической тропы

Вид тропы: экологическая.

Местонахождения: ЗАТО п.Видяево

Год закладки: 2017.

Состояние тропы: хорошее, местами удовлетворительное.

Охрана маршрута: не осуществляется.

Протяженность: 1–5 км.

Режим пользования: учебные экскурсии, исследования, свободное посещение.

Краткое описание границ маршрута: начало маршрута крыльцо школы, затем движение по территории школьного двора, выход за территорию школы к Ломоносовской аллее, движение по улице Заречной к реке Урица, переход на улицу Центральная, выход за посёлок по направлению к Питьевому озеру и завершает маршрут Большое Урагубское озеро. (Приложение 1)

Тип тропы: линейная.

Назначение экологической тропы: учебно-познавательная.

С образовательными целями экологическая тропа может использоваться для проведения занятий с учащимися разных возрастных групп: младшими школьниками (1-4 классы) – для уроков окружающего мира, первичного ознакомления с природой родного края; школьниками среднего звена (5-8 классы) – для уроков ботаники, зоологии, экологии, а также для внепрограммных занятий в кружках и секциях естественного цикла; старшими школьниками (9-11 классы) – для уроков общей биологии, экологии, углубления знаний по ботанике и зоологии, индивидуальной исследовательской деятельности воспитанников биоэкологических объединений.

В воспитательных целях необходимо перед походом по тропе разъяснять детям правила поведения на природе, развивать в них экологическую сознательность. Экскурсовод, проводящий экскурсию, должен правильно организовать своих подопечных, завладеть их вниманием, интересно рассказывать свой материал, постоянно обращая внимание слушателей на те или иные объекты природы, встречаемые группой на тропе Дополнительно тропа может использоваться учителями – не только биологии, но и например: ОБЖ – для разъяснения принципов ориентирования на местности и оказания первой медицинской помощи в условиях похода, географии – для наглядного усвоения основ картографии, ИЗО – для уроков на открытом воздухе по рисованию пейзажей и отдельных природных объектов. Кроме того, данная тропа может использоваться для прохождения маршрута с педагогами дополнительного образования и школьными учителями в целях методической помощи им по проведению экскурсий и уроков на открытом воздухе, знакомства с наиболее интересными представителями флоры и фауны окрестностей п. Видяево, наглядной демонстрации принципов исследовательской работы с учащимися, помощи в выборе тем проектов.

Так же, тропа, как источник биологического материала, может использоваться для сборов коллекций, в том числе тематических: гербария, плодов и семян, грибов и лишайников, насекомых, пресноводных ракообразных, моллюсков и других беспозвоночных. Собранный здесь материал может в дальнейшем использоваться на уроках и дополнительных занятиях как наглядное пособие. Существует возможность сбора природного материала (сухоцветы, коряги и т.п.) для изготовления в дальнейшем разного рода поделок.

Маршрут учебной экологической тропы.

Маршрут учебной экологической тропы проходит в п. Видяево и за его пределами. На большей протяженности маршрута весьма сильно проявляется негативное антропогенное воздействие, что тоже помогает вести занятия по экологии с учащимися, на примерах показывая им необходимость бережного отношения к природе. Разнообразие флоры и, в меньшей степени, фауны таково, что позволяет проводить тематические экскурсии по ботанике, зоологии, общей биологии и экологии школьной программы, а также собирать необходимый наглядный материал для уроков в зимний период.

Общая протяженность тропы составляет 1-5 км, что довольно много для проведения экскурсий среди учащихся младших классов, поэтому для таких экскурсий используется лишь часть тропы. Для уроков на открытом воздухе по определенным темам по ботанике, зоологии, экологии, общей биологии тоже нет необходимости проходить весь маршрут целиком – достаточно лишь выйти к той либо иной станции, которая наиболее полно иллюстрирует данную тему.

Общая продолжительность экскурсии по данной экологической тропе приблизительно составляет от 1,5 до 2,5 часов; такие экскурсии возможны лишь со старшеклассниками (особенно при работе над экологическими проектами) или же с педагогами (в методических целях). В остальных случаях можно использовать лишь часть от общей протяженности тропы, а на части станций остановок не делается и рассказ о них в экскурсию можно не включать.

Анкетирование.

В ходе исследования мы провели анкетирование учащихся 5-11 классов.

1. Выявление интереса к биологии.

Учащимся было предложено расположить изучаемые ими предметы по их интересу к ним. Обработав данные, мы получили следующий результат:

- 5 класс – на 4 месте

- 6 класс – на 4 месте

- 7 класс – на 9 месте

- 8 класс – на 7 месте

- 9 класс – на 8 месте

- 10 класс – на 10 месте

- 11 класс – на 7 месте.

Исходя из этого, мы делаем вывод, что у учащихся нет достаточного интереса к биологии. Поэтому, разработав экскурсии по экологической тропе для учащихся 1-4 классов, мы планируем привлечь в качестве экскурсоводов учащихся 5-11 классов, чтобы разработать ещё экскурсии с учётом материала биологии, изучаемого в данных классах.

2.С целью выявления уровня экологической культуры у учащихся, мы провели анкетирование «Моё отношение к природе». (Приложение 2.)

В анкетировании приняли участие 78 человек. После обработки данных, мы получили следующие результаты:

• 1 группа – от 20 до 29 баллов – 9 человек – отношение к природе осознано и очень активно;

• 2 группа – от 30 до 39 баллов – 53 человека – отношение к природе осознаётся глубоко и правильно;

• 3 группа – от 40 и более баллов – 25 человек – отношение к природе недостаточно осознано, в отношении к природе преобладают эмоции.

Таким образом, 68% учащихся – осознанное отношение к природе, 32% - мало или недостаточно осознано (Приложение 3).

Особое внимание мы обратили на вопросы, связанные с бережным отношением к природе:

• Вмешиваетесь ли вы в ситуацию, когда видите, что кто-то наносит природе ущерб своими действиями?

Да – 27 человек. Нет – 10 человек. По-разному – 41 человек

• Приходилось ли вам вольно или невольно чем-то вредить природе?

Да – 39 человек. Нет – 17 человек. По-разному – 22 человека

• Часто ли вы проявляете равнодушие к природе?

Да – 16 человек Нет – 25 человек По-разному – 37 человек

• Всегда ли вы добросовестно относитесь к выполнению какой-либо работы по уходу за окружающей средой?

Да – 30 человек. Нет – 9 человек. По-разному – 39 человек.

Таким образом, 31,6% учащихся проявляют негативное отношение к природе, 44,6% - равнодушное отношение к природе (Приложение 4).

Исходя из этого, мы делаем вывод, что у учащихся нашей школы низкий уровень экологической культуры. С целью экологического просвещения населения была создана экологическая тропа в нашем посёлке.

Изменения, происходящие в окружающем мире, влияют на личность. Разрушая природу или равнодушно не замечая, как её разрушают другие, мы тем самым незаметно разрушаем самих себя.

Экскурсия 1 для обучающихся 1-4 классов включает в себя 3 станции.

Экскурсия 2 для обучающихся 5-11 классов- 5 станций.

Любой уголок нашей планеты Земля является по- своему уникальным, неповторимым, обладающим особыми историческими и эстетическими ценностями. Вместе с тем, волей природы на земле созданы и уникальные территории, к которым, без сомнения, можно отнести и посёлок Видяево.

В начале экскурсии рекомендовано начать беседу о культуре поведения в природе, рассказать о том, когда и с какой целью была устроена эта тропа, познакомить с карта-схемой тропы.

Перед подходом к станции №1 обратиться к посетителям тропы с такими словами:

«Мы создали экологическую тропу, для того, чтобы вы, пройдя по ней, увидели и узнали, как живёт и чувствует себя окружающая вас природа, чтобы каждый из вас почувствовал в груди огонёк желания сохранить природу от любого неразумного обращения к ней. Дорога чрезвычайно интересна, если глаза и разум ваши будут открытыми для восприятия. Нужно только проникнуться ощущением, если идёте с открытыми глазами и добрым сердцем, то милости просим, экологическая тропа ждёт вас! Будь внимателен, и тебе откроется удивительный мир природы. Итак, вперед!»

Пожалуйста:

• Идя по маршруту, никогда не меняйте его трассы.

• Не засоряйте маршруты. Постарайтесь весь мусор (свой и чужой) вынести с тропы. За это природа скажет вам спасибо.

• Не применяйте мыла или синтетических моющих веществ при пользовании природными водоемами. Там тоже есть своя жизнь, и дайте ей возможность развиваться в чистой среде.

• Не рубите деревья и кустарники, даже если они вам кажутся отжившими свой век. Их стволы и корни являются важным звеном среди всех компонентов ландшафта.

• Не заготавливайте “дары природы”, не собирайте лекарственные растения, не рвите цветы. Даже самые невзрачные. Даже для гербария. Пусть они растут и радуют не только вас, но и тех, кто придет после. И тех животных, жизнь которых неразрывно связана именно с этим растением, с этим цветком.

• Берите на память о природе тех мест, что вы посетили, только фотографии.

• Не оставляйте после себя надписи на камнях и деревьях. Такие автографы – нехорошая “память” на долгие времена.

• Ни при каких обстоятельствах и ни при какой погоде не оставляйте после непотушенных костров. Одна маленькая искорка – а может привести к великой беде.

• С уважением относись ко всем животным ,будь то огромный медведь или маленькая ящерка, которые встретятся вам на маршруте. Не стоит пугать их громкими криками и тем более преследовать или ловить. Помните ,что это не ваша ,а их заповедная территория, и пусть им будет спокойно и безопасно жить на ней.

• По возможности не сходите с тропы: вы можете нечаянно потревожить спрятавшегося в зарослях зверя, спугнуть птицу с гнезда или наступить на какую-нибудь букашку – и тем самым нарушить естественное равновесие экосистеме.

• Идя по тропе или находясь на стоянке, не создавайте лишнего шума, зря не кричите, не включайте магнитофон или радиоприемник. Лучше послушайте сами и дайте возможность другим услышать музыку природы: пение птиц, шелест листвы, журчание ручья.

Станция №1. Пришкольная территория.

На месте где сейчас находится школа раньше находилась сопка, где жители поселка собирали грибы и ягоды . 1987 г-за три месяца на этом месте построили школу. И первого сентября она приняла своих первых учеников. В настоящее время школа выглядит немного иначе. Раньше цвет школы был бордовый с розовым, полосы мокли, штукатурка обваливалась так , что были видны кирпичи. Спустя некоторое время учителя биологии и ученики посадили возле школы деревья. Клумбы с цветами появились в 2010 году. За школой находились теплица и гараж, в котором стояла школьная грузовая машина. На этой машине мальчики осваивали курс вождения. В теплице выращивали: лук, редис, цветы. Овощи использовали в школьной столовой для приготовления обедов. Цветы служили украшением классов и рекреаций, в основном это были астры. Хоккейная коробка была с деревянными бортиками, которые часто ломались. Поле не заливали, оно было засыпано землёй. Здесь проходили уроки физической культуры. В 1995 году возле хоккейной коробки был сделан первый турник. На пришкольной территории проводили туристический слёт, где варили кашу и компот. Снег во дворе школы дети убирали сами. Со временим изменились ступеньки, поменялись вывеска. Мемориальная доска появилась поле гибели АПР «Курск» в 2000 году. (Приложение 5)

При проведении экскурсии школьникам предлагается не только слушать рассказ экскурсовода, но и активно включаться в познавательный процесс. Для этого предлагается принять участие в викторинах про птиц.

Викторина про птиц.

1. Почему снегирю дали снежное имя? (Снегири прилетают к нам с первым снегом, а весной улетают на север в родные края.)

2. Почему весной грачи прилетают первыми? (Грачам достаточно первой проталины, чтобы достать клювом корм – личинки.)

3. У какой птицы птенцы насиживают яйца? (У северной белой совы. Совята вылупляются в разное время.)

4. У какой птицы нет гнезда, а птенцы лежат прямо на голой земле? (У козодоя.)

5. Почему клёст зимой гнезда вьет? (Зимой много еловых семян для птенцов, а весной нет.)

6. Кто носом деревья сажает? (Кедровка – кедровые орехи, сойка – желуди.)

7. Какое дерево дятла поит? (Береза своим соком.)

8. У какой птицы самая большая семья? (У серой куропатки 26 – 28 птенцов.)

9. Какая перелетная стая обещает снег? (Стая перелетных гусей. Через 2 -3 дня жди снегопада.)

10. Кто ни разу шага не сделал? (Воробей.)

11. Какая птица умеет дразниться? (Попугай.)

12. Какая птица хвостом разноцветным гордится? (Павлин.)

13. Какая птица летает в “очках” на носу? (Филин.)

Станция №2. Ломоносовская аллея.

Продолжая путь по нашей тропе, мы подходим к Ломоносовской аллее. Ломоносов Михаил Васильевич - первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Алее была заложена в 2016 году к 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова. (Приложение 6)

Экологическая игра “Ищи взаимосвязи”.

Материалы: листики с подготовленными парами терминов (понятий).

Понятия и взаимосвязи: хищник-жертва, воздействие человека на окружающую среду, стабильность экосистемы, кислотный дождь и т.д.

Мотивация: предложите детям разделить на исследовательские пары, которые изучают определенную научную проблему и стремятся первыми её решить. Приведите примеры конкуренции в сфере биологии, физики и других наук.

Задание: выяснить, доказать взаимосвязь между парой предложенных понятий.

Игра: ведущий готовит пары понятий, чётко их пишет и складывает в шапку. Подбирайте эти пары дифференцировано: для младших школьников попроще, для старших - посложнее. Та исследовательская пара, которая первой назовёт взаимосвязь, получит очко, а остальным сообщит свой ответ на “конференции”. Задача может иметь несколько решений. Очень важно, чтобы ведущий после оглашения ответа помог детям уточнить возможные неясности, а если нужно, то ознакомил их со своим решением.

Примеры пар по сложности:

белка-шишка;

лишайник-воздух;

нефтяная авария-гибель птиц;

тепловая электростанция - аллергические заболевания;

чистка зубов - энергия (экономия воды);

гамбургеры - тропические леса (животноводство, скотоводство).

Примечание:

- в конце игры дети могут свой ответ нарисовать;

- каждая пара “исследователей” в заключение готовит хотя бы две пары понятий и предлагает “соперникам” определить их взаимосвязи.

Станция №3. Река Урица.

На данном этапе экологической тропы мы можем сделать немного. Однако и простое наблюдение за состоянием объекта, фиксирование и интерпретация всех происходящих в нем изменений – тоже весьма важно для формирования и развития экологической культуры человека.

Река в России, протекает в Мурманской области. Впадает в Губу Уру Мотовский залив Баренцева моря. Длина реки составляет 18 км, площадь водосборного бассейна 107 км². По данным государственного водного реестра России относится к Баренцево-Беломорскому бассейновому округу, водохозяйственный участок реки — реки бассейна Баренцева моря от восточной границы реки Печенга до западной границы бассейна реки Воронья, без рек Тулома и Кола, речной подбассейн реки — подбассейн отсутствует. Речной бассейн реки — бассейны рек Кольского полуострова, впадает в Баренцево море. (Приложение 7)

Экологическая игра “Растительные этажи”.

Материалы: карточки с изображением животных.

Понятия и взаимосвязи: растительные ярусы, пищевая цепь, “жилища” животных.

Мотивация: поговорим с детьми о том, какие растения они могут увидеть в лесу, чем они различаются (высотой, цветом и т.д.) и каково их значение для леса. Пусть дети расскажут о том, каких зверюшек и где можно найти в лесу (под скалой, на дереве).

Задание: определить, на каком растительном ярусе обитает данное животное, на каком охотится и т.д.

Игра: ведущий заранее готовит картинки с изображениями животных. Тот, кто первым правильно назовёт ярус, на котором обитает данное животное, получает очко. Если ребёнок правильно назовёт животное, он получает ещё одно очко. Побеждает тот, кто заработал больше всех очков.

Варианты:

- не только разместить изображение животных по растительным ярусам, но и привести хотя бы один пример жертвы и один пример хищника;

- ведущий готовит изображения животных определённой пищевой цепи (или нескольких цепей). Задача игроков – правильно составить пищевую цепь и указать стрелками взаимосвязь между животными.

Станция №4. Питьевое озеро.

Большое Питьевое озеро порадует рыбалкой. В основном, это сиг и рипус, иногда кумжа. Стоит заметить, что озеро заполонено сетями, поэтому об удачной рыбалке говорить не приходиться. (Приложение 8)

Экологическая игра – “Мусор в лесу”.

Ребятам предлагается представить, что, проходя через лес, они обнаружили замусоренную поляну. (Командам выдается набор карточек с названиями видов бытовых отходов). Время уборки ограничено. Что необходимо собрать в первую очередь? Игрокам предлагается за 5минут расположить карточки по мере убывания опасности бытовых отходов для природы в той или иной последовательности, в какой группе планируют убирать их из леса, и обосновать свои решения. Надписи на карточках:

  • Пакеты из непрозрачного полиэтилена.

  • Металлическая консервная банка.

  • Стеклянная бутылка.

  • Пластиковая бутылка.

  • Бумажные фантики от конфет.

  • Гвозди.

  • Кожура банана, огрызки яблок.

  • Метла из веток.

  • Старая футболка.

  • Газеты.

  • Жестяная банка с остатками машинного масла.

Примеры обоснования ответов: Кожура банана, огрызки яблок - естественные отходы, которые при перегнивании обогатят почву, поэтому убирать их стоит в последнюю очередь. А пластиковая бутылка или пакет из полиэтилена будут загрязнять лес очень долго (для разложения полимеров требуется около 600лет),поэтому собирать их следует в первую очередь и сдавать на перерабатывающее предприятие.

Станция №5. Большое Урагубское озеро.

Образованию Большого Урагубского озера способствовали значительное количество осадков, водонепроницаемость кристаллических пород и наличие множества тектонических трещин, расширенных и углубленных деятельностью ледников.Вода озера пресная, очень прозрачная и холодная. Замерзает озеро в конце октября – начале ноября, вскрывается в конце мая – июне, в отдельные годы – в июле. Около 220 дней в году на озере продолжается ледостав.

По происхождению озера делятся на две основные группы – ледниковые и тектонические. Данное озеро относится к ледниковым. Это небольшой мелкий водоем. Озеро имеет округлую форму. Оно богато рыбой. В составе обнаружены: озерная кумжа, озерный голец, щука, окунь. (Приложение 9)

Эмоциональные ситуации.

Создание эмоциональных ситуаций призвано воспитывать верность принципам природ сообразного поведения, в частности бережное отношение к отдельным объектам и природной среде. Как правило. Эмоциональные переживания надолго запоминаются. Заставляют задуматься над тем, каково место человека в природной среде, как изменить свое отношение к природе в лучшую сторону, а также над тем, как вернуться на это место еще, уже многое начинает связывать человека и определенную территорию по ассоциациям.

Обними дерево. Взаимоотношениям человека и растения в последнее время уделяется немало внимания. Так, известно, что комнатные растения очень тонко чувствуют настроение человека, реагируют на ласковые слова и другие знаки внимания. Обнимая дерево, человек, как правило, испытывает положительные эмоции, это также позволяет почувствовать единство и гармонию с природой.

Экологические песни. Подобранные соответственно темам экскурсий экологические песни, особенно лирические, в исполнении ребят или педагога, например в сопровождении гитары, способны эффективно закрепить полученные знания (если, конечно, в их содержании есть определенная информация),а также вызвать эмоциональные переживания, связанные с природными объектами или явлением.

Птичьи голоса. Соблюдая тишину, можно прослушать голоса птиц – как естественные, учитывая их суточную активность, так и в произведенной записи и определить, кому они принадлежат. Возможно сопровождение загадками, вопросами викторины, стихотворениями.

Завершение маршрута.

Вот и закончилась наша экскурсия. Дома у тебя будет время, еще раз мысленно пройди по маршруту тропы, вспомни свои впечатления. Ответь, пожалуйста, на несколько вопросов:

- Что интересного ты узнал на экскурсии?

- Что тебе понравилось?

- Что поразило или удивило тебя?

- Что не понравилось?

- Что бы ты предложил организаторам экскурсии?

- Придешь ли ты сюда еще раз? С какой целью?

Заключение.

Создание учебных экологических троп способствует повышению научного уровня школьного образования. Знания, которые учащиеся получают на тропе, тесно связаны с программным материалом; они помогают расширять и углублять знания, полученные на уроках. Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике знания из разных предметов в комплексе, постигая неразрывное единство природной среды и человека. На учебной тропе обучение и воспитание сливаются в единый процесс. Школьники усваивают здесь не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием. Именно на экологической тропе постоянно создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия. А такой сплав — важнейшее условие воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.

Работа на тропе помогает реализовать связь обучения с жизнью, с трудом людей, воспитывает у школьника трудолюбие и уважение к труду. Школьники не только расширяют свои естественнонаучные знания, но постигают отношения человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они учатся комплексно оценивать результаты труда, прогнозировать экологические следствия деятельности человека, в том числе своей и своих товарищей. Высшим проявлением связи обучения с жизнью становится участие школьников в улучшении общего состояния природы в зоне экологической тропы.

Все знания, навыки, умения, чувства, убеждения, которые формируются в ходе занятий на тропе, направлены на решение одной из самых главные задач нашего времени – бережное отношение человека к природе.

Наша работа не закончена, еще многое предстоит сделать. В мае будут проведены первые экскурсии. После чего можно будет провести корректировку выбранных маршрутов и экскурсий, подумать об оформлении экологической тропы и провести анкетирование с целью выявления эффективности проделанной работы. Мы надеемся, что после нашей первой экскурсии дети, побывавшие на тропе, захотят еще сюда вернуться – чтобы любоваться, изучать и защищать. От каждого из нас зависит, что останется в этом мире будущим поколениям.

Источники

Статьи из научно-методического журнала “Биология в школе”:

  • Биология и экология. 10-11 классы: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. М.В. Высотская .-Волгоград: Учитель, 2008. – 203 с.: ил.

  • Воспитание нравственных качеств младших школьников: Учеб. — метод. пособие / В.Т. Чепиков. — Гродно: ГрГУ, 2001. — 189 с.

  • Г.А. Комова “Экологические тропы как форма экологического образования”, № 4, 2000, с. 52-58.

  • Калихман А.Д., Калихман Т.П., Хидекель В.В. Тропы природных территорий у Байкала. – Иркутск: Изд-во “Оттиск”, 2005. – 114 с.

  • Кондратьева К.А. Дизайн и экология культуры. – М.: Московский государственный художественно-промышленный университет им. С.Г. Строганова, 2000. – 106с.

  • Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник / Г.М. Коджаспирова. – М.: Гардарики, 2007. – 528 с.

  • Литвинова Л. С., Жиренко О. С. Нравственно-экологическое воспитание школьников. Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы. — М.: ВАКО, 2005, с. 208

  • Молодова Л. П. Беседы с детьми о нравственности и экологии. М.: Издательство: Асар, 2002.

  • Молодова Л. П. Методика воспитания детей по экологическому воспитанию. М.: Издательство: Асар, 2004.

  • Организация работы по созданию экологической тропы. -Благовещенск. 2005.

  • Чижова В.П. Как себя вести наедине с природой // Там же, 2001 г. – С. 35–37.

  • https://infourok.ru/ekologicheskoe_vospitanie_mladshih_shkolnikov-113848.htm

  • http://pedsovet.su/publ/177-1-0-112

  • https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%BA%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D1%8F%D0%B5%D0%B2%D0%BE%20%D0%BC%D1%83%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&family=yes

Приложения

Приложение 1

Карта – схема маршрута.

Станции маршрута:

  1. МБОУ СОШ ЗАТО Видяево. Школьный двор;

  2. Ломоносовская аллея;

  3. Река Урица;

  4. Питьевое озеро;

  5. Большое Урагубское озеро.

Красным цветом показан маршрут для обучающихся 1 -4 классов.

Голубым цветом показан маршрут для обучающихся 5 -11 классов.

Приложение 2.

Анкета «Моё отношение к природе».

Прочитайте внимательно вопросы, выберите один из трёх ответов и напишите их цифрами:

Да -2 балла. Нет- 0 баллов. По-разному – 1 балл.

1.Задумываетесь ли вы о своём отношении к природе?

2. Делите ли вы природные объекты на привлекательные и непривлекательные?

3. Всегда ли вы бережно относитесь к природе?

4. Заслуживают ли внимания, на ваш взгляд, окружающая среда и происходящие в ней явления?

5. Всегда ли вы обращаете внимание на окружающую вас среду?

6. Всё ли в окружающей природе вас интересует?

7.Проявляется ли этот интерес в ваших поступках?

8. Цените ли вы разнообразие в природе?

9. Влияет ли природа на ваше настроение?

10. Можете ли вы объяснить, чем привлекают вас те или иные природные явления?

11. Вмешиваетесь ли вы в ситуацию, когда видите, что кто-то наносит природе ущерб своими действиями?

12. Любите ли вы читать описание природы в книгах?

13. Влияет ли окружающая природа на ваши мысли?

14. Часто ли вы отдыхаете на природе?

15. Приходилось ли вам вольно или невольно чем-то вредить природе?

16. Есть ли какие-либо занятия, которые вы любите делать среди природы?

17. Часто ли вы проявляете равнодушие к природе?

18. Вы начали принимать посильное участие в охране природы в 1-5 классах?

19. Или в более старшем возрасте?

20. Любите ли вы рассматривать пейзажи или изображения животных и растений на картинах или фотографиях?

21.Знакомы ли вам музыкальные произведения, связанные с природой?

22. Приходилось ли вам сочинять стихи о природе, рисовать природу, работать с природным материалом?

23. Всегда ли вы добросовестно относитесь к выполнению какой-либо работы по уходу за окружающей средой?

24. Повлияли ли на ваше отношение к природе уроки или другие занятия? Если да, то укажите какие конкретно.

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5 МБОУ СОШ ЗАТО Видяево

Приложение 6 Ломоносовская аллея

Приложение 7 Река Урица

Приложение 8 Питьевое озеро

Приложение 9 Большое Урагубское озер