IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ПО РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ТУРИСТИЧЕСКОМ ЛАГЕРЕ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ТУРИЗМА ПРИ ДЕТСКОМ САНАТОРИИ «РОМАШКА» В Г. ПЯТИГОРСКЕ
Моргунова А.И.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

Актуальность темы исследования проблемы. Все чаще и чаще в средствах массовой информации, в общении с представителями различных политических и общественных организаций мы слышим слово реабилитация: реабилитация репрессированных, реабилитационный центр для трудных подростков, реабилитация инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья, психологическая реабилитация, реабилитация военнослужащих, реабилитационный туризм и т. д., и т.п. С 01.09.2016 года во всех школах России внедряется ФГОС для детей с ОВЗ. Какое же значение имеет это слово?

В большой советской энциклопедии написано: «Реабилитация(позднелат. rehabilitatio — восстановление, от rehabilito — восстанавливаю), 1) восстановление в правах. 2) В медицине — комплекс медицинских, педагогических, профессиональных, юридических мероприятий, направленных на восстановление здоровья и трудоспособности лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями в результате перенесённых заболеваний и травм. Проводится при некоторых заболеваниях внутренних органов, врождённых и приобретённых заболеваниях опорно-двигательного аппарата, последствиях тяжёлых травм, психических болезнях и т.д. Особое значение имеет Р. у детей с умственной отсталостью (см. Олигофренопедагогика), с дефектами слуха, речи, зрения и др. Кроме лечебных мер (трудотерапия, лечебная физкультура, спортивные игры, электролечение, грязелечение, массаж), которые проводятся в отделениях и центрах Р. при крупных больницах и институтах (травматологические, психиатрические, кардиологические и т.д.), Р. включает также мероприятия по развитию у пострадавшего основных навыков к самообслуживанию (социальная, бытовая Р.) и по подготовке инвалидов к трудовой деятельности (профессиональная, производственная P.).

Прочитав внимательно определение этого слова, мы пришли к выводу, что как раз-то средствами туризма и можно выполнить практически всё, что относится к пояснению второго лексического значения слова реабилитация, а это значит, что реабилитационный туризм – уникальный вид туризма, совмещающий все возможности лечебно-оздоровительного туризма, рекреационного туризма, отчасти и экстремального туризма, и в то же время самостоятельный вид туристической деятельности, который можно отнести и к социальному туризму.

Несмотря на то, что широко известно, туризм – это общепризнанное средство познания окружающего мира, отдыха, оздоровления, спорта, миллионы людей ежегодно каким-либо образом связывают свои жизнь с туристскими мероприятиями, что туризм – один из важнейших секторов экономики, как средство реабилитации различных категорий граждан и в качестве важного социального института туризм наименее изучен, особенно организация туризма для инвалидов или лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Реабилитационный туризм является сравнительно новым, но при этом динамично развивающимся направлением международного туризма. Социальная значимость такого туризма обусловлена, в частности, тем, что количество людей, нуждающихся в различного рода реабилитации непрерывно растет, причем это касается не только инвалидов или людей с ограниченными возможностями здоровья, но и вполне физически здоровых людей, но имеющих какие-то непреодолимые без реабилитационных мероприятий проблемы.

Необходимо помнить и о том, что при организации реабилитационного туризма иногда возникают и некоторые стереотипы в мышлении обывателей: самый распространенный из них - нередкое отторжение «особенных, не таких» людей или попытка не замечать их.

Нередко у людей, нуждающихся в физической и психологической реабилитации, формируется синдром «четырех стен», составными частями которого являются замыкание в себе, социальная апатия, ограничение общения с окружающим миром, иногда они практически не выходят на улицу.

В данной ситуации особо актуальным становится развитие реабилитационного туризма как одного из новых средств социальной реабилитации, ориентированных на расширение жизненного пространства для таких людей.

И хотя в наше время много делается для реабилитации граждан средствами туризма, нередко туроператоры, организующие такой туризм, имеют лишь незначительные представление о специфике реабилитационного туризма, что зачастую может навредить физическому и психологическому состоянию потребителей туристического продукта.

Одной главных проблем является недостаточная изученность особенностей реабилитационного туризма, что, в свою очередь, затрудняет его вхождение в общее социальное пространство туризма, социальной реабилитации, адаптивной физической культуры, спорта.

Степень разработанности проблемы: социальной реабилитации инвалидов, вопросам кондуктивной педагогики большое внимание уделяли в своих научных трудах кандидат социологических наук В. И. Лагункина и К. Акош и М. Акош [22, 23].

О моральных аспектах проблемы отношения к инвалидам рассуждали в своих статьях Г. Чернавина и Л. Н. Индолев [7,8].

Тему социальных институтов с общетеоретической точки зрения наиболее активно развивали в своих трудах Ф.В. Анурин, М.С. Комаров, А.И. Кравченко, А.А. Радугин, Г.В. Осипов, но ни в одной из их работ не содержится описание туризма как социального института[4,3].

Также надо отметить, что количество работ теоретического характера по туризму совсем небольшое, среди них можно выделить труды В.И. Азара, М.Б. Биржакова, JI.H. Захаровой, В.А. Квартального[1,2,13].

В качестве социальных институтов, имеющих отношение к туризму, В.И. Жолдак, Дусенко С.В. Иванченко Г.А Нгуен М.Х. Шустова С.А отмечают спорт (спортивный туризм), социальную защиту (реабилитационный туризм), образование (детско-юношеский туризм), но при этом они не рассматривают в своих работах сам туризм [9,10,11,12].

И.А. Дроговым, А.А. Остапец-Свешниковым, Л.Г. Рубисом, С.А. Сергеевой активно разрабатываются аспекты образовательного и оздоровительного туризма в смежных областях науки таких, как педагогика, физическая культура и спорт[17,19].

Возможности формирования социально-педагогической среды в туристических походах, в том числе и для целей реабилитации, как условия эффективности раскрываются в работах Е.А. Безносикова, И.Е. Востокова, И.В. Зорина, Ю.М. Лагусева, Л.В. Курило, А.В. Квартальнова, Е.Н. Ильиной, Ю.Н. Федотова, Никандрова Н.А. [5,14,21] и др., являясь таким образом теоретической основой педагогики туризма.

Социологическим, то есть организационным, оздоровительным или педагогическим аспектам туризма для лиц с ограниченными возможностями посвящены работы Жолдака В.И., Коротаевой Н.В., Кобыляцкого Н. Г., Лубышевой Л. И., Паначева В. Д., Радченко В. А., Рубиса Л. Г., Федякина А. А. и другие[6,10, 15, 17,18,20].

Цели и задачи исследования: для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи: рассмотреть теоретические аспекты организации реабилитационного туризма и проблемы организации реабилитационного туризма в России и регионе Кавказских Минеральных Вод; исследовать состояние организации и тенденции развития реабилитационного туризма в регионе КМВ; разработать программу по реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья

Предметом и объектом исследования научно-исследовательской работы явился реабилитационный туризм, его особенности, состояние и тенденции развития в регионе КМВ, возможности создания реабилитационных программ для детей.

Рабочая гипотеза. В кaчестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что реабилитационный туризм в регионе КМВ может играть одну из главных ролей в вопросах физической и психологической реабилитации различных групп населения, включая детей, а также что регион КМВ является уникальной базой для организации и развития реабилитационного туризма не только в России, но в международном формате.

Методологическая, теоретическая и эмпирическая база исследования. В работе использовались структурно-функциональный, системный и сравнительно-исторический анализ, качественный анализ документов на печатных носителях и информации в системе Интернет, вторичный анализ социологических данных. Общелогические методы - сравнение. Изучение и обобщение опытa по проблеме исследования. Эмпирической базой исследования послужили данные социологических наблюдений и исследований, проведенных других авторами и опубликованные в научной, публицистической литературе и системе Интернет (качественный анализ данных). Бaзой исследования стали реабилитационные возможности региона КМВ.

Организация исследования. Надо отметить, что в рамках соблюдения требования к объему работы, мы не можем использовать полный текст работы, поэтому предлагаем Вашему вниманию только последнюю часть исследования.

Исследование осуществлялось с 2015 по 2017 годы и проходило в три этапа. Нa первом этапе (2015 год) было выявлено современное состояние проблемы, изучалась научная, социологическая, специальная литература по теме, aнaлизировались рaзличные способы организации реабилитационного туризма, определялись теоретические и методологические основы работы.

На втором этапе (2016 год) осуществлялась разработка критериев сравнения и оценки ресурсов для развития реабилитационного туризма в регионе КМВ, изучение направлений, возможностей, форм, методов и перспектив в решении проблемы развития реабилитационного туризма, проводился анализ тенденций развития данного направления туризма в нашем регионе, разрабатывалась программа летнего реабилитационного лагеря.

Третий этап (2017 г.) - заключительный, на котором завершена исследовательская работа в виде анализа и обобщения результатов сформулированы выводы исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем решенa научная задача: показан потенциал ресурсов КМВ для организации и развития реабилитационного туризма в регионе.

Расширено понятие «реабилитационный туризм» как симбиоза таких направлений, как рекреационный туризм, экологический туризм, лечебно-оздоровительный туризм, адаптивный туризм.

Доказано, что реабилитационный туризм может стать ведущей тенденцией развития и организации туризма в регионе КМВ, и будет способствовать укреплению туризма как социального института, аккумулирующего усилия общества и государства по реабилитации различных групп населения.

Практическая значимость исследования заключается в том, что, знакомясь с основами организации и тенденциями развития реабилитационного туризма на КМВ, можно разработать различные реабилитационные программы.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались методологической обоснованностью исходных теоретических предпосылок исследования, рaзнообразием литературных источников, опорой на широкий спектр статистических источников.

В данной работе мы предлагаем вариант программы по реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в туристическом лагере реабилитационного туризма при детском санатории «Ромашка» в г. Пятигорске.

  1. Характеристика ресурсов КМВ,

предпосылки для организации реабилитационного туризма

В настоящее время в России уделяется огромное внимание оказавшимся в сложном экономическом и социально незащищенном положении группам населения, в том числе пенсионеры и дети с ОВЗ.

Главной целью реабилитации этих групп является создание государством, обществом и самим человеком условий, дающих получить возможность для участия в трудовой и общественно полезной жизни общества, а также, в целом, повысить качество их жизни. Создание таких условий может быть достигнуто только через доступность всех сфер деятельности человека, постоянно адаптирующего к меняющимся условиям среды. Успешность адаптации зависит напрямую от здоровья: физического и психического. Утрата любой физической функции, будто слух, зрение, способность двигаться или умственная отсталость, приводит к нарушению жизнедеятельности всего организма. Реабилитационный туризм призван помогать восстановлению полноценной жизнедеятельности человека.

Регион Кавказских Минеральных Вод широко известен в России и за рубежом как уникальный природно-исторический курортный комплекс. Уникальность нашего региона заключается в наличии множества факторов, позволяющих осуществлять здесь деятельность практически по всем направлениям организации туризма, включая и реабилитационный туризм.

Курортные города Кисловодск, Ессентуки, Железноводск, Пятигорск, расположенные на высоте от 600-1000 метров над уровнем моря, обладают чистейшим горным воздухом, одним из главных лечебных факторов.

Кавказские Минеральные Воды - бальнеологические курорты России, главными богатствами которых являются уникальные минеральные воды и лечебные грязи. Более ста целебных минеральных источников сосредоточены на КМВ, они используются при лечении различных заболеваний желудочно-кишечного тракта, мочеполовой и нервной систем, а также сердечно-сосудистой и опорно-двигательной систем, кожных заболеваний, нарушения обмена веществ. Важное бальнеологическое значение имеет озеро Тамбукан – источник лечебной грязи, считающейся одной из лучших по своим целебным свойствам.

Каждый из курортов Кавказских Минеральных Вод имеет свою профильную специализацию (Приложение 1).

По совокупности всех природных факторов курортная зона Кавказских Минеральных Вод не имеет аналогов в Евразии.

Само собой разумеется, что всё это позволяет курортам КМВ держать лидирующее место в организации лечебно-оздоровительного, рекреационного и экологического туризма в России.

Наряду с природными факторами немаловажную роль для развития туризма в регионе КМВ играют и культурно-исторические факторы: наличие культурных и исторических памятников, связанных с пребыванием на КМВ великих деятелей русской и зарубежной культуры, неповторимый колорит смешанных традиций и обычаев, проживающих здесь народов, базы для организации культурного досуга на любой вкус, серьезный деловой сектор - всё это делает наш регион привлекательным и для познавательного, и для религиозного, и для делового туризма.

В последние годы курорты ежегодно принимают на лечение и отдых более 700 тыс. россиян, из которых более 20 % приходится на детей и инвалидов. В соответствии разработанной Минрегионразвития РФ «Стратегией социально-экономического развития особо охраняемого эколого-курортного региона РФ - Кавказских Минеральных Вод до 2020г.» и благодаря имеющимся резервам природных лечебных ресурсов и территориальным возможностям емкость курортов уже в ближайшие годы может быть увеличена более чем в три раза и доведена до 2,2 млн. человек в год. Оснащенные современным медицинским оборудованием 134 здравницы городов-курортов могут принять одновременно около 30 тыс. человек. В настоящее время регион Кавказских Минеральных Вод - общефедеральный центр бальнеологии и санаторно-курортного лечения, динамично развивающийся туристический регион.

Сложившаяся инфраструктура, имеющийся кадровый потенциал в совокупности с природно-экологическими условиями представляют региону КМВ конкурентное преимущество, являются факторами устойчивого функционирования реабилитации, то есть содействуют развитию в нашем регионе реабилитационного туризма.

Далеко за пределами КМВ известны наши санатории «Лесная поляна» и «Машук», которые занимаются физической реабилитацией людей с ОВЖ, санаторий-профилакторий для детей с легочными заболеваниями «Ромашка».

  1. Разработка примера программы по реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в туристическом лагере реабилитационного туризма при детском санатории «Ромашка» в г. Пятигорске

Психоневрологический санаторий "Ромашка", оказывающий санаторно-курортное лечение для детей и расположенный на улице Ермолова в Пятигорске, представляет собой уникальную здравницу на всей южной части Российской Федерации. Он работает в круглогодичном режиме и открывает свои двери для отдыха и лечения для детей 3-14 лет. В санатории «Ромашка» при необходимости не исключается пребывание родителей с детьми.

Лечебный профиль санатория «Ромашка»: нарушения психического развития ребенка, различные неврозы, неврозоподобные состояния, детский церебральный паралич, нарушения осанки, нарушения в речи, последствия нейроинфекций и черепно-мозговых травм, плоскостопие, вегетососудистые дистонии, последствия дисплазий тазобедренных суставов.

Успешно на базе санатория проходит и психокоррекция: высоко- квалифицированные специалисты помогают избавиться от энуреза, энкопреза, корректируют гиперактивность, исправляют нарушения поведения ребенка, устраняют трудности обучения в средней общеобразовательной школе и восстанавливают комфортное общение со своими сверстниками и одногодками.

Все это вместе взятое относится к социальной и физической реабилитации.

Опираясь на прекрасную материально-техническую базу и квалифицированный контингент сотрудников, на базе этого санатория вполне можно организовать работу реабилитационного туристского лагеря.

Рассмотрим обоснования для создания программа такого лагеря.

Во-первых, каждый ребенок имеет право на тот уровень жизни, который необходим для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Во-вторых, современное общественное сознание готово создать для этого все условия независимо от начального состояния здоровья ребенка. В-третьих, созданная и действующая гуманистическая парадигма системы образования способствует повышению уровня интеграции в общество лиц с ОВЗ и более полному удовлетворению их социокультурных потребностей.

Значит, одним из действенных средств социальной реабилитации может выступать туристско-краеведческая деятельность, в которой основой реабилитации являются следующие факторы: оздоровительное влияние природной среды и психофизическая активность на свежем воздухе; изменение социальной ситуации развития: кардинальная смена обстановки, изменение и расширение круга общения; изменение социальной роли ребенка (переход из роли опекаемого – объекта воздействия – в роль активного субъекта взаимодействия); взаимодействие в группе, состоящей из равных по социальному статусу детей; изменение степени негативного влияния заболевания или дефекта на уровень жизненных возможностей; повышение жизненного потенциала: приобретение нового жизненного опыта, освоение новых знаний и умений; расширение среды обитания (освоение новых природных условий и новых видов жизнедеятельности).

Другими словами, туристско-краеведческая деятельность является важным аспектом в социализации детей с нарушениями в развитии. Важно, чтобы в этой программе принимали участие и дети, не имеющие отклонений в развитии. Таким образом, можно будет создать действующую микромодель интегрированного сообщества: дети с ограниченными возможностями здоровья

и жизнедеятельности и их родители; специалисты; здоровые дети.

Это сообщество будет существовать в реальных условиях, поэтому может быть достигнута реальная эффективная социальная реабилитация детей с ОВЖ и их дальнейшая интеграция в общество.

Основные цели и задачи программы:

Основная цель программы летнего оздоровительного отдыха в лагере реабилитационного туризма: интенсивная социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности в условиях совместного проживания со своими здоровыми сверстниками.

Основные задачи программы: интеграция в общество детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности; формирование навыков самостоятельного поведения, новых навыков самообслуживания; приобщение семьи ребенка к реабилитационному процессу; общефизическое оздоровление детей и подростков; привлечение здоровых сверстников к совместной деятельности с дезадаптивными детьми; вовлечение профессионалов в работу с дезадаптивными детьми.

Условия реализации программы:

  1. Программа реализуется в летний период в рамках пребывания детей в санатории-профилактории на договорной основе.

  2. Работа лагеря осуществляется в одну смену – июль. Оплата путевок в лагерь реабилитационного туризма производится за счет программных средств федерального бюджета, возможно привлечение родительских и спонсорских средств.

  3. Лагерь реабилитационного туризма располагается в экологически чистом районе г. Пятигорска возле Новопятигорского озера, можно использовать территорию «Дубравы».

  4. Участники проживают в палаточном городке. Общее количество детей не превышает 20 человек.

  5. Штат сотрудников – 18 человек: начальник лагеря, социальный работник, психолог, инструкторы по туризму и лечебной физкультуре -2, техперсонал, включая водителя – 5, медицинские и педагогические работники- 8.

  6. В лагере обязательно должен быть свой транспорт, используемый в случае необходимости в качестве санитарного или грузового.

  7. Наличие необходимого оборудования и принадлежностей для обеспечения занятий и организации досуга детей

  8. Наличие необходимого туристического снаряжения для организации пеших и водных туристических маршрутов: палатки; спальные мешки; рюкзаки; байдарки; спасательные жилеты, тенты и пр.

  9. Наличие необходимого оборудования и средств для организации безопасности во время пребывания в лагере.

Требования, предъявляемые к участникам программы:

  1. Количество детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности не должно превышать 60% от общего.

  2. Дети с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности в возрасте до 8 лет находятся в лагере только в сопровождении взрослых (родителей или других родственников). Исключение составляют случаи отсутствия сопровождающих в походах продолжительностью менее 3 дней. Дети старше 8 лет в зависимости от степени развития навыков самообслуживания и степени привязанности к родителям могут находиться в лагере как одни, так и с сопровождающими их родственниками.

  3. Здоровые дети отдыхают в лагере без сопровождения взрослых. Минимальным требованием для них является обязательное посещение занятий в санатории «Ромашка», где они знакомятся с особенностями поведения детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности и совместно с сотрудниками отрабатывают навыки взаимодействия с ними.

  4. Наличие способностей к самообслуживанию в условиях жизни туристического лагеря и первичное знакомство с основами безопасности жизнедеятельности (обращение с огнем, правила поведения на открытых водоемах, Правила дорожного движения).

  5. Здоровые дети являются основными помощниками сотрудников в обеспечении жизнедеятельности лагеря (хозяйственные работы, благоустройство территории, подготовка и ремонт снаряжения).

  6. Требования к специалистам: высокая эмоциональная и психологическая устойчивость, хорошее физическое здоровье, готовность к быстрому принятию решений в нестандартной ситуации, высокий уровень способности к постоянному коллективному взаимодействию.

Противопоказания к пребыванию детей в лагере реабилитационого туризма: дети младше 4 лет; дети с наличием судорожных состояний (исключение составляют случаи ремиссии продолжительностью более 5 лет); дети, получающие активное постоянное лечение психотропными препаратами; дети, имеющие хронические соматические заболевания, выраженные аллергические состояния.

Организация реабилитационного процесса:

Одним из важнейших принципов жизни в лагере является специальная организация пространства, времени и среды общения. При этом следует учитывать, что для части детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности организация их познавательной деятельности возможна только при участии взрослых.

Долговременной целью пребывания детей является постепенное расширение исследуемого и осваиваемого ими пространства:освоение территории лагеря, близлежащих окрестностей (лес, озеро, река);участие в походах различной удаленности от лагеря.

С целью выработки у детей навыков самостоятельного принятия решений в условиях повышенной свободы выбора, специалисты могут сознательно отказаться от жесткого расписания жизни лагеря по времени и видам деятельности и большинство решений принимать путем коллегиального обсуждения с привлечением к этому всех участников процесса. Исключение должны составлять экстремальные ситуации, в которых специалисты берут на себя всю полноту ответственности за принятие решений.

На весь срок работы в лагере составляется рабочий план, который включает в себя время на адаптацию к условиям жизни туристического лагеря, установление партнерских взаимоотношений, подготовку к участию в походах и занятия на базе.

Одним из важнейших компонентов реабилитационного процесса является участие детей в походах различной степени сложности в целях ознакомления с природой и окружающим миром, дальнейшего развития навыков самообслуживания и общения, общефизического укрепления здоровья и активизации познавательной деятельности.

Протяженность туристических походов может составлять от 5 до 20 км, а время нахождения в походе – от 1 до 3 дней. Дети могут посетить пещеру вечной мерзлоты, пройти по терренкурам, побывать на месте дуэли М. Ю. Лермонтова, на Провале, на г. Бештау, включая посещение монастыря, на г. Юца, на реке Подкумок, на Новопятигорском озере, посетить культурные и исторические места города Пятигорска.

Возможно проведениеследующих видов походов: пешие, смешанные.

Дети с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности могут участвовать в походах различной степени сложности как вместе с родителями, так и самостоятельно.

В силу повышенной физической и эмоциональной нагрузки в походных условиях у участников будет происходить активизация всех систем жизнедеятельности, а необходимость постоянного коллективного взаимодействия потребует дальнейшего совершенствования навыков общения. При этом родители получат возможность ознакомления с новыми адаптационными способностями своих детей и приобретут полезные навыки их воспитания.

Для подавляющего большинства детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности участие в программе деятельности лагеря реабилитационного туризма может стать уникальным опытом самостоятельного проживания в незнакомых условиях. Поэтому адаптация таких детей к широкому спектру ситуаций, происходящих в жизни туристического лагеря, содействует максимальному расширению их круга общения и представления об окружающем мире.

Таким образом, лагерь реабилитационного туризма представляет собой активно действующую микромодель интегрированного общества, живущего в реальных условиях, благодаря чему создаются оптимальные условия для проведения эффективной социально-психологической реабилитации дезадаптивных детей и их последующей интеграции в общество.

Оценка эффективности работы туристко-реабилитационного лагеря:

Основным критерием оценки работы лагеря реабилитационного туризма должна стать клинико-психологическая динамика состояния детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.

Это, безусловно, не единственный критерий: при анализе деятельности лагеря можно использовать ряд других показателей: количество повторных заявлений родителей, изменение продолжительности пребывания детей в лагере, характера и степени активности родителей при подготовке к выезду в лагерь и во время отдыха, динамичность и разнообразие режима, например количество и длительность пеших или смешанных походов.

Но при этом надо отметить, что эти и другие показатели могут носить и субъективный характер.

Клинико-психологический критерий оценки более динамичен и, в основном, отражает качество реабилитационного процесса, но все-таки является скорее эмпирическим и во многом зависит от тех теоретических, концептуальных позиций и подходов, которых придерживается сама реабилитационная бригада. Частично эта погрешность оценки может быть уменьшена, если в лагере работает много волонтеров (как взрослых, так и детей), профессиональный и личный опыт которых очень различен, а участие в работе и ее обсуждение проводятся на равноправных, партнерских началах.

Для того чтобы провести такую оценку, необходимо провести мониторинг состояния детей до начала и после пребывания в лагере. Такую работу может провести постоянно наблюдающий ребёнка врач, Результаты клинического обследования должны быть сопоставлены с отчетами или дневниками родителей, данными видеоматериалов за весь период пребывания ребенка в лагере, обсуждены с психологами. Вообще, следует отметить, что любая оценка результатов реабилитационной работы может проводиться только при участии всех участников: родителей, социальных работников, врачей, психологов и самих детей.

На наш взгляд, такая программа может быть реализована во многих санаторно-оздоровительных учреждениях КМВ, принимающих на лечение и оздоровление детей с ОВЖ и детей-инвалидов.

Заключение

Говоря о туризме, можно сказать, что он является уникальным средством рекреации и реабилитации для людей c ОВЗ, так как его функции соответствуют реабилитационным задачам, включают различные механизмы адаптации и самоадаптации, при условии активного участия в этом процессе самого реабилитанта. Во время занятиями туризмом создается возможность устанавливать независимые и разнообразные контакты, помогающие получить уверенную и эффективную жизненную поддержку.

Самое главное, люди начинают верить в себя и свои возможности. Именно вера в самого себя – самое сильное средство для эффективности процесса социальной реабилитации и интеграции их в общество.

Туризм помогает восстановить и психические ресурсы человека. Отдых при этом носит активный характер, включая разнообразные развлечения, которые помогают отвлечься от монотонности быта и работы, познать мир шире, познакомиться с различными традициями, обычаями, узнать неизвестные ранее природные явления.

Туризм становится стилем жизни современного человека, в том числе и людей с ограниченными функциями. Вместе с этим возрастает значение туризма как средства реабилитации.

Туризм имеет огромный потенциал положительного воздействия не только на человека, но и на общество в целом. Безусловно, развивая нормативно-правовую базу туристской индустрии и стимулируя туристскую деятельность, можно в полной мере реализовать этот потенциал во благо человека, особенно в регионе КМВ.

Таким образом, можно сделать вывод: реабилитационный туризм является перспективным направлением в развитии туристического сектора региона КМВ. Планы и перспективы развития этого сектора дают возможность предполагать, что в ближайшее время, регион КМВ станет одним из популярнейших не только курортных районов, но и туристической Меккой для россиян и иностранных граждан.

Cписок использованной литературы

  1. Квартальнов В.А. Туризм: история и современность: Избр. произведения: в 4-х т. Т. III. Кн. пятая: Туризм как сфера деятельности, Кн. Шестая: Планирование и управление в туризме. - М.: Финансы и статистика, 2002. С. 8-20.

  2. Биржаков М.Б. Введение в туризм. М. СПб., -2000. -192с.

  3. Евсеев С.П., Курдыбайло С.Ф., Солодков А.С., Морозова О.В. Адаптивная физическая культура и функциональное состояние инвалидов: учебное пособие – Санкт–Петербург: СПбГАФК – 1996. – 95 с.

  4. Зак Г.Г. Исторический анализ сущности понятия «реабилитация» в системе специального образования // Специальное образование – 2012. – №3. – С. 15-23.

  5. Зорин И. В., Квартальнов В. А. Энциклопедия туризма. – Москва: Финансы и статистика – 2003. – 368 с.

  6. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. - М.: ГЦОЛИФК - 2003. - 120 с.

  7. Наводничий Р.М. Управление развитием сферы лечебно-оздоровительных услуг в России // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М.: 2011. - 26 с.

  8. Чернавина Г. Зачем тебе становиться человеком? // Русский инвалид. -1999. -№2. - СП.

  9. Индолев JLH. Такова жизнь // Русский инвалид. -2000. -№ 1. -С.б.

  10. В.И. Жолдак, Дусенко С.В. Инфраструктура в системе управления региональным туризмом: на примере Хабаровского края. Дис. .канд. социол. наук: -Хабаровск, 2000. -180с.

  11. Иванченко Г.А. Курортный сервис как институт социальной реабилитации населения: социологический анализ. Авто-реф. дис .канд. социол. наук: - М.,2000. - 2бс.

  12. Нгуен М.Х. Управление туристским комплексом как социальной системой. Дис. .канд. социол. наук: - М., 2001. -127 с.

  13. Шустова С.А Социально-культурные аспекты менеджмента туризма. Автореф. дис. канд. социол. наук: - СПб., 2000. -18 с.

  14. Захарова Л.Н., Кузьмина Е.М., Морозова И.Г. и др. Туризм как социокультурное явление. / Под ред. Захаровой Л.Н - Тюмень, 2003. -123с.

  15. Кобыляцкий Н. Г. Социальная защита населения как социальный институт и пути повышения эффективности его функционирования: Дис. канд. социол. наук: -Ставрополь, 2000 - 202с.

  16. Паначев В. Д. Спорт как социальный институт в развитии личности: Дис.канд. социол. наук. -Пермь, 2000 - 231с.

  17. Дрогов И. А. Методы подготовки кадров самодеятельного туризма: Автореф. дис. .канд. пед. наук: - М., 1989. -23с.

  18. Радченко В.А. Содержание и организация туристских походов в горах с целью оздоровления: Дис. . канд. пед. наук: - М., 2000. - 134с.

  19. Рубис Л.Г. Физическая рекреация молодежи средствами самодеятельного туризма: Дис. . канд. пед. наук: - СПб., 1995. -173с.

  20. Ильина Н.И. Государственное регулирование развитием туризма в России. Автореф. дис. . канд. экон. наук: -Ульяновск, 2000. -21с.

  21. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. ООН, 1994. – 83 с.

  22. Лагункина В.И. Социальная реабилитация инвалидов: социологический аспект: Дис. канд. социол. наук: 22.00.04 - М., 2000. – 233 с.

  23. Акош К., Акош М. Помощь детям с церебральным параличом - кондуктивная педагогика. -М., 1997.-С.10

  24. Адаптивная физическая культура, спорт и здоровье: интеграция науки и практики: Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции – Уфа: РИЦ БашИФК. – 2011. – ч. 2. - 280 с.

  25. Ахметшин А.М. Туризм как нетрадиционный метод реабилитации и оздоровления инвалидов и пожилых людей в условиях рыночной экономики - Уфа: БРО ВОИ. - 2000. – 92 с.

  26. Башкирова М.М. Физическая активность и спорт среди инвалидов: реальность и перспективы // Спорт для всех. – 1999. – № 1-2. – С. 21-24.

  27. Ваньшин С.Н., Гильд С.А., Келлер Е.Б. Актуальные вопросы социальной интеграции инвалидов: Материалы межрегиональной научно-практической конференции – М., 2005. – 93 с.

Приложение 1.

Профильная специализация курортов КМВ

№ пп

Курорт

Профиль (заболевания)

Кисловодск

заболевания органов дыхания, кровообращения, нервной системы

Ессентуки

заболевания печени, желудочно-кишечного тракта, нарушения обмена веществ

Пятигорск

заболевания опорно-двигательного аппарата, гинекологические и кожные

Железноводск

урологические заболевания и заболевания органов пищеварения