IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА МБОУ "СОШ №30"
Галлямова Д.В., Прозапас М.П.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


    Введение

Изучение физического развития школьников в настоящее время является одной из актуальных проблем, что связано с ухудшением экологической обстановки, широким распространением вредных привычек среди школьников, ухудшением питания и др. Все это сказывается на состоянии физического развития школьников. Физическое развитие является важнейшим параметром физиологических процессов, происходящих в организме, и часто используются как показатель состояния здоровья детей.

По данным статистики в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей, увеличение хронических заболеваний, сокращение числа здоровых выпускников по окончанию школы. В настоящее время к так называемой «первой группе здоровья» (практически здоровых) может быть отнесено лишь 14% школьников. Остальные имеют те или иные отклонения от нормы.

Мы являемся учащимися 8 класса, большую часть своего времени проводим в школе. Часть ребят из нашего класса посещают дополнительные кружки разного направления. Нам стало интересно, каковы физиометрические показатели здоровья в нашем классе, соответствуют ли они нормам, влияют ли на физиометрические показатели занятость в дополнительных кружках. Следовательно, изучение данной темы является для нас актуальным.

Перед началом исследования, мы выдвинули гипотезу: физиометрические показатели по классу будут в пределах нормы, более высокие показатели характерны для тех, кто дополнительно занимается в дополнительных кружках.

Цель работы: определить физиометрические показатели учащихся, выяснить, есть ли зависимость между дополнительными занятиями и физиометрическими показателями.

Для достижения поставленной цели, были определены задачи:

  1. сделать обзор литературы по данной проблеме;

  2. выяснить, какие факторы влияют на физиометрические показатели учащихся;

  3. измерить пульс, давление, ЧД и ЖЕЛ учащихся, сравнить с возрастными нормами.

Объект исследования: учащиеся 8 в класса МБОУ «СОШ №30».

Предмет исследования: физиометрические показатели учащихся 7 класса.

При написании работы были использованы следующие методы:

- опрос;

- чтение литературы;

- измерение показателей с помощью датчиков.

При измерении физиометрических показателей мы использовали цифровую лабораторию по физиологии человека: датчики пульса, частоты дыхания, жизненной емкости легких, а также автоматический тонометр фирмы «Омрон».

2. Глава 1. Теоретическая часть.

2.1. обзор литературы

Физическое развитие – один из основных показателей здоровья ребенка, для которого характерны четко выраженная онтогенетическая динамика, пластичность, лабильность и чувствительность [1]. Наличие отклонений в физическом развитии ребенка заставляет задумываться о наличии у него каких – либо серьезных заболеваний, поэтому мониторинг роста и развития у детей должен осуществляться непрерывно.

Для исследования физического развития детей и подростков исполь­зуют следующие показатели:

  1. соматометрические— длина тела (рост), масса тела, окруж­ность грудной клетки и др.;

  2. физиометрические— жизненная емкость легких, мышечная сила, частота пульса, величина артериального давления и др.;

  3. соматоскопические— состояние кожных покровов и видимыx слизистых оболочек, степень развития подкожно-жирового слоя, состояние опорно-двигательного аппарата, степень полового развития.

При изучении физиометрических показателей измеряют ЧД, ЖЕЛ (спирометрия), ЧСС, АД [2].

а) Частота дыхания. Совокупность вдоха и следующего за ним выдоха считают одним дыхательным движением. Количество дыханий за 1 мин называют частотой дыхательных движений (ЧДД) или просто частотой дыхания [1].

б) ЖЕЛ (жизненная емкость легких)максимальный объем воздуха, который можно выдохнуть после максимального вдоха. Она является показателем вместимости легких и силы дыхательных мышц [5].

в) Артериальное давление (АД) - давление, развиваемое кровью в артериальных сосудах организма. Артериальное давление является важнейшим энергетическим параметром сердечно-сосудистой системы, отражающим деятельность сердца (сердечный выброс), упругое сопротивление растяжению стенок аорты и артерий, суммарное сопротивление кровотоку, вязкость и гидростатическое давление крови. На величину АД оказывают влияние возраст, время суток, состояние организма, центральной нервной системы и т. д. В нагрузочных тестах для оценки приспособляемости сердечно-сосудистой системы к физической работе анализируют изменения (увеличение или уменьшение) показателей артериального давления и время восстановления АД после выполнения пробы [3].

г) Пульс - это ритмические толчкообразные колебания стенок артерий, вызываемые выбрасыванием крови в артериальную систему в результате сокращения сердца. Артериальный пульс отражает такие параметры деятельности сердечно-сосудистой системы, как силу, ритм, частоту сердечных сокращений, состояние стенки артерии, артериальное давление. Частота пульса служит надежным показателем степени соответствия заданной нагрузки физическому состоянию человека [2].

2. 2. факторы, влияющие на физиологические показатели

Факторы, влияющие на физиометрические показатели учащихся, условно можно разделить на две группы: биологические и социальные. К биологическим факторам прежде всего относится генетическая предрасположенность, наследственность, возрастные особенности организма.

К социальным факторам будут относится следующие. Первым и важнейшим фактором является питание. Сюда можно отнести и правильный режим питания ученика, и характер потребляемых продуктов, и социально-экономический статус семьи, который влияет на выбор продуктов питания.

Физические упражнения играют важную роль для здоровья растущего организма. Часто различные виды физических упражнений используются для профилактики ожирения у детей. Последнее исследование показало, что аэробика и другие виды физических нагрузок помогают детям справиться с раздражительностью. В результате психологических тестов удалось выяснить, что дети, занимающиеся дополнительными физическими и умственными нагрузками более уравновешенные и спокойные. Помимо положительного воздействия на психику ребенка, такие нагрузки являются прекрасным профилактическим средством от различных хронических заболеваний.

Большое значение традиционно придается такому фактору, как одежда и обувь. Неудобная, некомфортная одежда и обувь влияют на физиометрические показатели учащихся. Важным аспектом также являются технологические характеристики материалов, из которых выполнены одежда и обувь.

Жилище и микроокружение. На этом уровне есть много разноплановых аспектов. Так, важнейшую роль для человека играют характеристики материалов, применяемых при строительстве и отделке жилища (технологический фактор).

Анализ состояния окружающей среды. Экологические условия проживания школьника во многом зависят от места расположения его жилья. Нахождением возле его дома заводов, фабрик и АЗС, а так же наличием зеленых насаждений, парков и леса.

Микроклимат семьи очень важен именно для формирования физиометрических показателей учащихся.

2.3. описание методик исследования

В качестве объектов исследования были выбраны учащиеся 7 в класса школы №30. Определение индивидуального уровня физического здоровья мы проводили по методике, описанной в учебно – методическом пособии М. С. Самигуллиной, А. Р. Хасановой «Возрастная анатомия и физиология» [2].

Для этого мы с помощью цифровых датчиков измеряли следующие показатели: частота дыхания, пульс, ЖЕЛ. С помощью автоматического тонометра измерили пульс.

Для измерения первых трех показателей, мы подключили датчик к ноутбуку, открыли программу «Цифровая лаборатория», выбрали нужный датчик, установили нулевое значение и на нажали старт. После измерений, программа на экране ноутбука выдает полученное значение.

Полученные данные мы сравнили с показателями возрастной нормы.

2.4. выводы по 1 главе

Физическое развитие – один из основных показателей здоровья ребенка. Для исследования физического развития детей и подростков исполь­зуют несколько показателей, к числу которых относятся физиометрические показатели: пульс, давление, частота дыхания, жизненная емкость легких.

3. Глава 2. Экспериментальная часть

3. 1. определение частоты дыхания

С помощью цифрового датчика мы измерили частоту дыхания у учащихся (приложение 1). Измерение проводилось после третьего урока, в спокойном состоянии, без отсутствия эмоциональной и физической нагрузки. Полученные данные занесли в таблицу (приложение 1) и сравнили с возрастными нормами.

Рисунок 1. Частота дыхания у учащихся 8 в класса.

Вывод: по данным графика видно, что у 7 учащихся частота дыхания немного ниже нормы. У 9 учащихся показатели немного выше нормы. У большинства учащихся показатели частоты дыхания находится в пределах возрастной нормы.

Мы сопоставили полученные данные с занятостью учащихся в дополнительных кружках (приложение 1) . В результате мы заметили, что для учащихся, занимающихся в музыкальной и модельной школах, характерны показатели ниже возрастной нормы (приложение 2). Для учащихся, занимающихся в спортивных кружках и танцах, характерны показатели выше нормы.

3.2. определение артериального давления

С помощью автоматического тонометра мы измерили артериальное давление у учащихся нашего класса. Результаты измерений занесли в таблицу 1, сравнили с возрастными нормами. Замеры проводились в начале учебного дня, в спокойном состоянии, без дополнительной эмоциональной и физической нагрузки.

таблица 1.

Артериальное давление у учащихся 8 в класса

№ п/п

ФИО

значение

норма

1

Абдуллина Алсу Рафисовна

121/74

110-136/70-86

2

Аксинин Артём Евгеньевич

104/60

110-136/70-86

3

Ахметзянов Арсений Владимирович

107/53

110-136/70-86

4

Бекбулатов Марсель Радикович

102/65

110-136/70-86

5

Гайнанова Диляра Халимовна

109/70

110-136/70-86

6

Галлямова Диана Вадимовна

110/78

110-136/70-86

7

Гильманова Карина Ильясовна

106/69

110-136/70-86

8

Евдокименко Алина Васильевна

99/61

110-136/70-86

9

Ермакова Валерия Сергеевна

103/66

110-136/70-86

10

Марюхина Ирина Сергеевна

114/64

110-136/70-86

11

Миннекаев Салават Ильгизович

119/65

110-136/70-86

12

Митрофанов Артур Алексеевич

104/54

110-136/70-86

13

Моторина Елизавета Сергеевна

124/69

110-136/70-86

14

Новосёлова Екатерина Михайловна

114/62

110-136/70-86

15

Оводков Георгий Сергеевич

115/66

110-136/70-86

16

Прозапас Милена Павловна

119/65

110-136/70-86

17

Протасова Анастасия Алексеевна

85/45

110-136/70-86

18

Салиманова Диана Юрьевна

106/69

110-136/70-86

19

Саматов Ришат Русланович

97/50

110-136/70-86

20

Сахибулина Алиса Шафиковна

108/66

110-136/70-86

21

Скоков Рубин Сергеевич

114/63

110-136/70-86

22

Ушаков Владимир Олегович

101/69

110-136/70-86

23

Чебан Полина Евгеньевна

121/63

110-136/70-86

24

Шайхуллина Алина Флуровна

107/62

110-136/70-86

25

Шафигуллин Булат Русланович

108/72

110-136/70-86

26

Юзмиев Инсаф Раисович

98/45

110-136/70-86

27

Юнусова Диана Радиковна

102/64

110-136/70-86

28

Ярмиева Алина Алмазовна

105/58

110-136/70-86

По данным таблицы видно, что у большинства учащихся класса, артериальное давление находится в норме, или на нижней границе нормы, что возможно вызвано возрастными особенностями и наследственными факторами. У пятерых учащихся наблюдается заметно пониженное давление, при сопоставлении с данными занятости в кружках, мы увидели, что трое из них не занимаются ни в каких кружках, т.е. не испытывают дополнительных умственных и физических нагрузок.

3. 3. определение пульса

С помощью цифрового датчика мы также померили пульс у учащихся нашего класса. Полученные результаты измерений занесли в таблицу, сравнили с возрастными нормами (приложение 1). Замеры проводились в начале учебного дня, в спокойном состоянии, без дополнительной эмоциональной и физической нагрузки.

Рисунок 2. Показатели пульса среди у учащихся 8 в класса.

Вывод: показатели пульса у учащихся в основном находятся в пределах возрастной нормы или на ее нижней границе. У пятерых учащихся пульс выше нормы. при сопоставлении с таблицей занятости в кружках, было замечено, что одна девочка из них занимается в танцах, а остальные нигде дополнительно не занимаются. Возможно, такие показатели объясняются индивидуальными особенностями организма и наследственной предрасположенностью.

3. 4. определение ЖЕЛ

С помощью цифрового датчика мы измерили ЖЕЛ (жизненная емкость легких) у учащихся (приложение 1). Измерение проводилось после третьего урока, в спокойном состоянии, без отсутствия эмоциональной и физической нагрузки. Полученные данные занесли в таблицу (приложение 1) и сравнили с возрастными нормами.

Рисунок 3. ЖЕЛ учащихся 8 в класса

Вывод: ЖЕЛ в классе неодинаковая, по ее показателям класс можно разделить на три группы: ниже нормы (9 человек) – что объясняется особенностями анропометрических данных (невысокий рост, худощавое телосложение); в пределах нормы (5 человек) и выше нормы (14 человек). Это объясняется высоким ростом этих учащихся (выше 160 см), а также двое из этих учащихся занимаются плаванием и танцами, что способствует увеличению ЖЕЛ.

3.5. выводы по 2 главе

Физиологические показатели играют важную роль при оценке физического развития учащихся. Физиологические показатели зависят от возрастных особенностей, физических нагрузок и наследственной предрасположенности. Физиологические показатели учащихся 8 в класса находятся в основном в пределах нормы.

  1. Заключение.

На основании проведенных исследований мы пришли к следующим выводам:

  1.  
    1. Физическое развитие – один из основных показателей здоровья ребенка, для которого характерны четко выраженная онтогенетическая динамика, пластичность, лабильность и чувствительность. Наличие отклонений в физическом развитии ребенка заставляет задумываться о наличии у него каких – либо серьезных заболеваний, поэтому мониторинг роста и развития у детей должен осуществляться непрерывно. Физиометрические показатели являются одними из главных, при оценке физического развития.

    2. На физиометрические показатели учащихся влияют биологические и социальные факторы. Одним из ведущих социальных факторов является физическое и умственное развитие.

    3. В ходе измерений показателей, была установлена некоторая зависимость: более высокие физиометрические показатели были характерны для учащихся, которые дополнительно занимаются в кружках спортивного, музыкального, художественного и других направлений. Заметно ниже возрастной нормы показатели, характерны для учащихся, нигде не занимающихся дополнительно. Однако, более высокие показатели ЖЕЛ были характерны и для тех, чей рост выше 160 см.

Дальнейшее направление работы: сделать комплексную оценку физического развития учащихся класса по всем показателям.

5. Литература

  1. Бинас А.В., Маш Р. Д., Никишов А. И. и др. Биологический эксперимент в школе – М,: Просвещение, 1990 – 192 с.

  2. Возрастная анатомия и физиология/ Сост. М. С. Сафигуллина М. С., Хасанова А. Р. Учебно – методическое пособие. – Набережные Челны, ИНПО. – 2007. – 132 с.

  3. Заикина Е.А. Самодиагностика состояния здоровья // Биология. Издательский дом «Первое сентября». – 2006. – №19. – с. 10-13.

  4. Колесов Д.В, Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек: учеб. Для 8 кл. общеобразовательных учебных заведений – М.: Дрофа, 2002. – 336 стр.

  5. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=479697

6. Приложения

Приложение 1. Занятость в кружках учащихся 8 в класса

№ п/п

ФИО

название кружка

1

Абдуллина Алсу Рафисовна

-

2

Аксинин Артём Евгеньевич

Плавание

3

Ахметзянов Арсений Владимирович

-

4

Бекбулатов Марсель Радикович

-

5

Гайнанова Диляра Халимовна

Танцы

6

Галлямова Диана Вадимовна

-

7

Гильманова Карина Ильясовна

Музыкальная школа

8

Евдокименко Алина Васильевна

-

9

Ермакова Валерия Сергеевна

Художестенная школа, хоровое пение

10

Марюхина Ирина Сергеевна

Бокс

11

Миннекаев Салават Ильгизович

Тхэквондо

12

Митрофанов Артур Алексеевич

Тхэквондо

13

Моторина Елизавета Сергеевна

Художественная школа

14

Новосёлова Екатерина Михайловна

Уроки английского языка

15

Оводков Георгий Сергеевич

-

16

Прозапас Милена Павловна

Художественная школа

17

Протасова Анастасия Алексеевна

Художественная школа

18

Салиманова Диана Юрьевна

Танцы

19

Саматов Ришат Русланович

Тхэквондо

20

Сахибулина Алиса Шафиковна

Танцы

21

Скоков Рубин Сергеевич

Единоборство, музыкальная школа

22

Ушаков Владимир Олегович

Танцы

23

Чебан Полина Евгеньевна

Хоровое пение

24

Шайхуллина Алина Флуровна

Модельное агенство

25

Шафигуллин Булат Русланович

-

26

Юзмиев Инсаф Раисович

-

27

Юнусова Диана Радиковна

Музыкальная школа

28

Ярмиева Алина Алмазовна

Танцы

Приложение 2. Показатели частоты дыхания учащихся 8 в класса

№ п/п

ФИО

значение

норма

1

Абдуллина Алсу Рафисовна

31

19

2

Аксинин Артём Евгеньевич

34

19

3

Ахметзянов Арсений Владимирович

20

19

4

Бекбулатов Марсель Радикович

20

19

5

Гайнанова Диляра Халимовна

31

19

6

Галлямова Диана Вадимовна

16

19

7

Гильманова Карина Ильясовна

12

19

8

Евдокименко Алина Васильевна

24

19

9

Ермакова Валерия Сергеевна

19

19

10

Марюхина Ирина Сергеевна

19

19

11

Миннекаев Салават Ильгизович

12

19

12

Митрофанов Артур Алексеевич

18

19

13

Моторина Елизавета Сергеевна

17

19

14

Новосёлова Екатерина Михайловна

24

19

15

Оводков Георгий Сергеевич

19

19

16

Прозапас Милена Павловна

18

19

17

Протасова Анастасия Алексеевна

20

19

18

Салиманова Диана Юрьевна

20

19

19

Саматов Ришат Русланович

19

19

20

Сахибулина Алиса Шафиковна

26

19

21

Скоков Рубин Сергеевич

16

19

22

Ушаков Владимир Олегович

21

19

23

Чебан Полина Евгеньевна

22

19

24

Шайхуллина Алина Флуровна

15

19

25

Шафигуллин Булат Русланович

25

19

26

Юзмиев Инсаф Раисович

20

19

27

Юнусова Диана Радиковна

25

19

28

Ярмиева Алина Алмазовна

18

19

Приложение 3. Показатели пульса среди учащихся 8 в класса

№ п/п

ФИО

значение

норма

Среднее значение

1

Абдуллина Алсу Рафисовна

86

72-80

75

2

Аксинин Артём Евгеньевич

64

72-80

75

3

Ахметзянов Арсений Владимирович

70

72-80

75

4

Бекбулатов Марсель Радикович

77

72-80

75

5

Гайнанова Диляра Халимовна

89

72-80

75

6

Галлямова Диана Вадимовна

96

72-80

75

7

Гильманова Карина Ильясовна

81

72-80

75

8

Евдокименко Алина Васильевна

79

72-80

75

9

Ермакова Валерия Сергеевна

67

72-80

75

10

Марюхина Ирина Сергеевна

80

72-80

75

11

Миннекаев Салават Ильгизович

72

72-80

75

12

Митрофанов Артур Алексеевич

68

72-80

75

13

Моторина Елизавета Сергеевна

80

72-80

75

14

Новосёлова Екатерина Михайловна

68

72-80

75

15

Оводков Георгий Сергеевич

82

72-80

75

16

Прозапас Милена Павловна

70

72-80

75

17

Протасова Анастасия Алексеевна

84

72-80

75

18

Салиманова Диана Юрьевна

71

72-80

75

19

Саматов Ришат Русланович

74

72-80

75

20

Сахибулина Алиса Шафиковна

83

72-80

75

21

Скоков Рубин Сергеевич

79

72-80

75

22

Ушаков Владимир Олегович

75

72-80

75

23

Чебан Полина Евгеньевна

74

72-80

75

24

Шайхуллина Алина Флуровна

69

72-80

75

25

Шафигуллин Булат Русланович

102

72-80

75

26

Юзмиев Инсаф Раисович

68

72-80

75

27

Юнусова Диана Радиковна

80

72-80

75

28

Ярмиева Алина Алмазовна

82

72-80

75

Приложение 4. ЖЕЛ учащихся 8 в класса

№ п/п

ФИО

значение

норма

среднее значение

1

Абдуллина Алсу Рафисовна

2328

1900-2400

2200

2

Аксинин Артём Евгеньевич

4276

1900-2400

2200

3

Ахметзянов Арсений Владимирович

3517

1900-2400

2200

4

Бекбулатов Марсель Радикович

2748

1900-2400

2200

5

Гайнанова Диляра Халимовна

2781

1900-2400

2200

6

Галлямова Диана Вадимовна

4297

1900-2400

2200

7

Гильманова Карина Ильясовна

2936

1900-2400

2200

8

Евдокименко Алина Васильевна

2031

1900-2400

2200

9

Ермакова Валерия Сергеевна

2030

1900-2400

2200

10

Марюхина Ирина Сергеевна

2899

1900-2400

2200

11

Миннекаев Салават Ильгизович

2615

1900-2400

2200

12

Митрофанов Артур Алексеевич

1521

1900-2400

2200

13

Моторина Елизавета Сергеевна

3158

1900-2400

2200

14

Новосёлова Екатерина Михайловна

828

1900-2400

2200

15

Оводков Георгий Сергеевич

1211

1900-2400

2200

16

Прозапас Милена Павловна

3323

1900-2400

2200

17

Протасова Анастасия Алексеевна

2107

1900-2400

2200

18

Салиманова Диана Юрьевна

1431

1900-2400

2200

19

Саматов Ришат Русланович

1900

1900-2400

2200

20

Сахибулина Алиса Шафиковна

1393

1900-2400

2200

21

Скоков Рубин Сергеевич

2618

1900-2400

2200

22

Ушаков Владимир Олегович

2512

1900-2400

2200

23

Чебан Полина Евгеньевна

1355

1900-2400

2200

24

Шайхуллина Алина Флуровна

1086

1900-2400

2200

25

Шафигуллин Булат Русланович

2580

1900-2400

2200

26

Юзмиев Инсаф Раисович

2458

1900-2400

2200

27

Юнусова Диана Радиковна

2095

1900-2400

2200

28

Ярмиева Алина Алмазовна

1063

1900-2400

2200