IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

КОНЦЕПТ «ДУША» В ПОЭЗИИ ЮННЫ МОРИЦ
Скрипкина В.Д.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

На современном этапе развития общества в науке актуализированы вопросы описания всех сфер человеческой деятельности, в том числе и речевого поведения.

Современная лингвистика трактует слово как знак мысли говорящего, как признак психологических переживаний личности, как отражение событий социальной среды. Усилилось внимание ученых, педагогов к коммуникативному аспекту языковых единиц, к коммуникативной значимости слова, в том числе и в художественной литературе, к его системным, функциональным и жанровым характеристикам. Одним из новых направлений современной лингвистики является концептуальное описание языковых единиц в художественной литературе.

Ю.С.Степанов «душу» наряду с другими базовыми концептами называет константами. «Константа в культуре - это концепт, существующий постоянно или, по крайней мере, очень долгое время». С концептом «душа» определенным образом связаны представления о «мировой душе», но в русской культуре они не получили развития. Таким образом, концепт «душа» является базовым общечеловеческим понятием.

Актуальность семантического изучения концепта «душа» обусловлена отсутствием комплексного исследования данного концепта в поэзии Ю.Мориц.

Настоящее исследование посвящено изучению концепта «душа» в его разнородных структурно-семантических проявлениях в лирике Ю.Мориц.

В поэзии Ю.Мориц концепт «душа» занимает значимое место. Ее мировосприятие раскрывают следующие строки:

Я верую в Творца Вселенных,

В безначальность и бесконечность,

В бессмертие души.

Поэтесса высказывает свое особенное отношение к религии: «Никогда не была атеистом и никогда не была членом какой-либо из религиозных общин».

Новизна работы заключается в выборе материала для исследования.

Предметом исследования является структура и содержание концепта «душа».

Объектом настоящего исследования является язык стихотворений Ю.Мориц.

Гипотеза состоит в том, что выявление и описание концепта «душа» в поэзии раскрывает важные особенности языковой личности автора и отраженной в его произведениях языковой картины мира.

Цель: выявление специфики концепта «душа» в языковой картине мира Юнны Мориц.

Достижению поставленной цели способствует реализация частных задач:

  1. выявить признаки и структуру концепта;

  2. определить языковое пространство концепта «душа» как совокупности языковых средств, основываясь на словарей;

  3. проанализировать данные о концепте «душа» в «Русском ассоциативном словаре»;

  4. провести ассоциативный эксперимент;

  5. изучить материалы биографии Юнны Мориц;

  6. собрать примеры с упоминанием слова «душа» в стихотворениях Юнны Мориц для картотеки;

  7. дифференцировать карточки;

  8. выявить лексические единицы, связанные с концептом «душа»;

  9. составить схему вербализации концепта «душа» в стихотворениях;

  10. сделать выводы по поводу особенностей представления исследуемого концепта в поэзии.

Для решения поставленных задач мы использовали методы:

  • наблюдение;

  • метод построения научной гипотезы;

  • отбор материалов;

  • интерпретация научных данных;

  • интерпретация художественного текста;

  • систематизация и классификация;

  • метод сравнительного анализа;

  • метод синтеза и обобщения.

Практическая значимость работы: результаты и материалы исследования могут быть использованы на уроках литературы и русского языка, а также в лекционных и практических курсах «Лексики».

Перспектива: углубить исследование концепта «душа» в поэзии Юнны Мориц.

Глава 1. Концепт как основа языковой картины мира

  1.  
    1. Понятие концепт

Термин «концепт» стал активно употребляться в российской лингвистической литературе с начала 90-х годов и закрепился в культурологии.

Понятие «концепт» можно рассматривать с двух сторон: как лингвистическое понятие и как философское понятие. В отечественной лингвистике, термин «концепт» был заимствован из англоязычной литературы в середине 70-х годов, когда встала проблема перевода этого термина в работах зарубежных авторов. Тогда английское concept предлагалось переводить как «понятие».

В «Кратком словаре когнитивных терминов» дается следующее определение термина: «Концепт – это оперативная, содержательная единица памяти, ментального лексикона, концептуально системы и языка мозга всей картины мира, отраженной в человеческой психике». [6,с.87]

Арутюнова Н.Д. предлагает такой подход к определению концепта: «концепт» трактуется как понятие обыденной философии, являющейся результатом взаимодействия ряда факторов, таких, как национальная традиция, фольклор, религия, идеология, жизненный опыт, образы искусства, ощущения и система ценностей. Концепты образуют «своего рода культурный слой, посредничающий между человеком и миром». [1,с.6]

Одним из первых в мировой лингвистике обратился к исследованию концептов Аскольдов С.А. Он считал, что наиболее важной функцией концептов является функция заместительства, так как, будучи мыслительным образованием, концепт в процессе мысли замещает множество предметов одного и того же рода. Концепт может замещать как реальные предметы, так и некоторые стороны предмета или реальных действий. [1,с.12]

Д.С. Лихачев продолжил рассуждения Аскольдова и предложил считать концепт «алгебраическим выражением значения, которым носители языка оперируют в устной и письменной речи». [7,с.15]

Таким образом, в русле исследований Аскольдова и Лихачева процесс образования концептов можно представить, как процесс упрощения воспринимаемой многообразной действительности до минимумов, налагаемых ограниченностью ресурсов человеческой памяти и сознания.

Концепт связан со знанием, которое отражает существующие признаки объекта. Концепт богаче по содержанию и неразрывно связан с миром культуры. Во всех концептах складываются идеи, которые возникали в разное время и в разные эпохи.

И здесь будет уместным привести определение «концепта» данное Степановым Ю.С.: «Концепт – это как бы сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека. И, с другой стороны, концепт – это то, посредством чего человек сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее». [16,с. 43]

Перечисленные выше определения не являются взаимоисключающими, а они только подчеркивают различные способы формирования концепта.

Таким образом, процесс формирования концепта – это процесс познания действительности в пределах человеческой памяти и соотнесение их с уже усвоенными культурными ценностями, выраженными в религии, идеологии, искусстве и так далее.

Помимо ценностной составляющей, также в структуру концепта входят понятийный и образный элементы. Понятийный элемент формируется фактической информацией о реальном или воображаемом объекте. Образная составляющая концепта связана со способом познания действительности.

Анализ определений разных исследователей позволяет выделить следующие инвариантные признаки концепта:

  1. это минимальная единица человеческого опыта в его идеальном представлении, вербализующаяся с помощью слова и имеющая полевую структуру;

  2. это основные единицы обработки, хранения и передачи знаний;

  3. концепт имеет подвижные границы и конкретные функции;

  4. концепт социален, его ассоциативное поле обусловливает его прагматику;

  5. это основная ячейка культуры.

Следовательно, концепты представляют мир в сознании человека, образуя концептуальную систему, а знаки человеческого языка кодируют в слове содержание этой системы. [8,с. 47]

Одним из основных вопросов является вопрос о соотношении концептов и единиц языка. Тот факт, что слово и концепт имеют общий план выражения, создает своеобразную научную интригу, которая выводит на парадоксальное утверждение: концепт – это слово и не слово одновременно. Описание некоторых слов-концептов народной культуры может быть связано с концептами той же культуры. Описывая отношение исследуемого слова к другому слову, мы получаем частичное толкование интересующего слова:

У Вежбицкой А.В термины «слово» и «концепт» оказываются взаимозаменяемыми. [5, с.35], С.А. Аскольдов считает, что концепт соответствует слову. [1, с.18], Д.С. Лихачев утверждает, что для каждого отдельного концепта существует отдельное словарное значение. [7, с.16], С.Х. Ляпин считает, что концепт опирается на понятийный базис, который закреплен в значении какого – либо знака: научного термина, слова или словосочетания обыденного языка.

Таким образом, концепт – это «единица, призванная связать воедино научные изыскания в области культуры, сознания и языка, так как он принадлежит сознанию, культуре и опредмечивается в языке». [5,87]

По мнению Степанова Ю.С., «концепты существуют по-разному в разных своих слоях, и в этих слоях они по-разному реальны для людей данной культуры», и «слои эти являются результатом культурной жизни разных эпох», то можно предположить, что и методов изучения концептов окажется несколько. [15,с. 157]

В нашем исследовании предлагаем принять в качестве рабочего следующее определение: концепт — это семантическое образование, имеющее полевую структуру, отмеченное лингвокультурной спецификой и тем или иным образом характеризующее носителей определенной этнокультуры.

  1.  
    1. Структура концепта

У концепта сложная структура. С одной стороны, к ней относится все, что принадлежит строению понятия; с другой стороны, в структуру концепта входит то, что делает его фактом культуры: исходная форма (этимология), история, сжатая до основных признаков содержания, современные ассоциации, оценки, коннотации.

З.Д. Попова и И.А. Стернин, проанализировав множество определений концепта; пришли к выводу, что когнитивный концепт формируется в сознании человека из:

  1. его непосредственного чувственного опыта - восприятия мира органами чувств;

  2. предметной деятельности;

  3. мыслительных операций с уже существующими в его сознании концептами;

  4. из языкового общения (концепт может быть сообщен, разъяснен человеку в языковой форме);

  5. путем сознательного познания языковых единиц [17, с. 40].

Концепт имеет «слоистое» строение, его слои являются результатом, «осадком» культурной жизни разных эпох. Он складывается из исторически разных слоев, отличных по времени образования, по происхождению, по семантике. Особая структура концепта включает в себя:

  • основной (актуальный) признак;

  • дополнительный (пассивный, исторический) признак;

  • внутреннюю форму (обычно не осознаваемую) [17, с. 21]

Каждый концепт, как сложный ментальный комплекс, включает помимо смыслового содержания еще и оценку, отношение человека к тому или иному отражаемому объекту и другие компоненты:

  • общечеловеческий, или универсальный;

  • национально-культурный, обусловленный жизнью человека в определенной культурной среде;

  • социальный, обусловленный принадлежностью человека к определенному социальному слою;

  • групповой, обусловленный принадлежностью языковой личности к некоторой возрастной и половой группе;

  • индивидуально-личностный, формируемый под влиянием личностных особенностей — образования, воспитания, индивидуального опыта, психофизиологических особенностей.

В более широком смысле структуру концепта можно представить в виде круга, в центре которого лежит основное понятие — ядро концепта, приядерную зону представляют лексические репрезентации этого понятия, ближайшую периферию — образные репрезентации, а дальнейшую — эмоционально-оценочные смыслы.

Схема №1 Структура концепта

  1.  
    1. Методика описания концепта

К настоящему времени исследователями разработано несколько методик описания и изучения концептов. Поскольку в лингвистической науке нет ни одного общепринятого метода анализа концепта, все существующие методики исследования можно разделить на два подхода.

1. «Отсистемный подход» заключается в лексикографическом описании ключевых слов - экспликаторов концепта. З.Д. Попова и И.А. Стернин [9] обобщили основные методики анализа концепта в рамках «отсистемного» подхода. Опираясь на выводы исследователей, представим наиболее распространенные в лингвистической науке приемы и методы анализа лексического концепта:

  1. анализ значений ключевого слова на основе словарных толкований;

  2. изучение многозначности слов в процессе ее развития;

  3. построение и изучение различных полей, именем которых выступает основное лексическое средство репрезентации концепта;

  4. анализ фразеологических и паремиологических единиц, в которые входит изучаемое ключевое слово, что позволяет охарактеризовать наивные представления о явлении, представить видение мира, национальную культуру;

  5. психолингвистические эксперименты.

2. «Оттекстовый подход» заключен в анализе концепта в художественном тексте [9].

В рамках названного подхода в ходе концептуального анализа исследователями решается несколько задач:

  1. выявление круга лексической сочетаемости ключевого слова путем сплошной выборки;

  2. выявление индивидуально-авторских концептов и их описание, что помогает глубже понять картину мира того или иного писателя;

  3. построение текстовых полей, в которых воплощается концепт;

  4. анализ семантического развития слов-репрезентантов концепта.

Итак, в современной лингвистике не существует устойчивой универсальной модели концептуального анализа, о чем свидетельствует наличие различных методик его выполнения. Наиболее полным, на наш взгляд, будет комплексный (многоаспектный) анализ, проведенный с последовательным применением нескольких взаимодополняющих методик.

На первом этапе важным шагом считаем анализ информации о лексеме «душа», представленной в толковых и ассоциативных словарях, а также в сознании современных выпускников.

Второй этап призван описать структуру и содержание концепта «душа» в поэзии Юнны Мориц.

Итак, концепт поэтического текста имеет внутритекстовую синтагматическую природу, и его экспликация основана на семантическом выводе ее компонентов из совокупности языковых единиц, раскрывающих одну микротему. Начинать реконструкцию поэтического концепта нужно с семантического анализа слова как имени концепта. Для обнаружения концепта, исследования его специфики определяются разные лексико-семантические, ассоциативные группы, поэтому для выявления специфики индивидуально-авторского лексического «текстового» концепта считаем целесообразным проведение многоаспектного концептуального анализа.

Глава 2. Концепт «душа» в русском языковом сознании

2.1. Концепт «душа» в толковых словарях

Воспользовавшись данными толковыхи энциклопедических словарей, можно выделить следующие лексические значения концепта душа:

  1. По религиозным представлениям: духовная сущность человека, особая нематериальная бессмертная сила, обитающая в теле человека (иногда животных, растений), покидающая его во время смерти, сна и вновь проявляющаяся после смерти в иной материальной оболочке;

  2. Внутреннее состояние, моральная сила человека, коллектива;

  3. Внутренний мир человека, мир его чувств, переживаний, настроений и т.п.;

  4. Внутренний, психический мир человека, его сознание;

  5. Совокупность характерных свойств, черт, присущих личности;

  6. Главное лицо, организатор, вдохновитель какого-л. дела;

  7. Истор. Крепостной крестьянин;

  8. Разг. Человек;

  9. Разг.О человеке, являющемся всеобщим любимцем;

  10. Разг. Дружеское фамильярное обращение;

  11. Разг. Впадина под ребрами в центре груди (у человека);

  12. Разг. Об открытом, искреннем человеке;

  13. Разг. Человек единица счета;

  14. Разг. Как ласково-фамильярное обращение к кому-либо

Все словарные значения даны в Приложении №1.

Происхождение слово душа носит общеславянский характер. Слово производное (суф. -j-), от той же основы, что и духъ. Родственными являются: украинское – душа́, болгарское – душа́, сербохорватское – ду́ша. Значение слова: «нематериальная составляющая личности, ее внутренний мир».

Фразеологизмы со словом душа – 55:

  • Кривить душой – быть неискренним, лицемерить;

  • Душа нараспашку – об откровенном открытом человеке;

  • Бередить душу – вызывать какие-то волнующие эмоциональные переживания;

  • Греть душу – о том, что радует человека, вызывает у него положительные эмоции;

  • Душа радуется – о хорошем настроении, о гордости за кого-то;

  • Души не чаять – сильно любить кого-то;

  • Бумажная душа – о бюрократе;

  • В душе – внутренне, мысленно;

  • На чем только душа держится – о хилом больном человеке;

  • Вдохнуть душу – оживить, возродить что-то;

  • Живая душа – о человеке, животном; Экспрес. Отзывчивость, проявление участия, сочувствия и т. п. кому-либо;

  • Заглядывать в душу, влезть в душу– разобраться в чувствах и мыслях человека, пытаться понять чьи либо сокровенные мысли и чувства;

  • Накипело на душе – о накопившемся гневе или обиде;

  • В глубине души – о глубоко скрытом чувстве;

  • Бальзам на душу – о чем-то, что благотворно влияет на душевное состояние человека;

  • Сделано с душой – о чем-то, что сделано добротно, старательно, аккуратно

  • Вкладывать душу – делать что-то с любовью, большим старанием;

  • Брать за душу – о том, что вызывает сильные эмоции

  • Душой и телом – вполне, целиком;

  • Душа в душу – в полном согласии;

  • Душа ушла в пятки – о сильном внезапном страхе;

  • Душа дела – главный деятель, двигатель дела;

  • Душа-человек – о добродушном, прямом, сердечном человеке;

  • Душа не принимает – совсем нет желания, не хочется;

  • За душой ничего нет – о человеке, у которого нет никакой собственности, о нищем человеке;

  • Как Бог на душу положит – делать что-то как вздумается, как попало, небрежно;

  • Мертвые души – несуществующие в реальности люди, данные о которых используют для получения какой-то личной выгоды;

  • Болеть душой – переживать, постоянно о чем-то беспокоиться, испытывать тревогу. Ответственно относиться к порученному делу;

  • Ни гроша за душой – о человеке, у которого нет денег;

  • Плюнуть в душу – оскорбить что-то самое дорогое для человека;

  • Заячья душа – о трусливом робком человеке;

  • От души– искренне, от всего сердца;

  • Пропащая душа – о человеке, потерянном для общества;

  • Поговорить по душам – завести откровенный разговор;

  • Родственная душа – о человеке, близком кому-то по духу или по интересам;

  • Стоять над душой – своим постоянным присутствием мешать человеку, раздражать его;

  • За милую душу – с большим желанием, не раздумывая;

  • Тревожить душу – вызывать сильное душевное волнение;

  • Душу выложить – говорить откровенно, всю правду;

  • Души не чаять – любить кого-то до самозабвения;

  • Душа лежит – испытывать расположение, симпатию к чему-то или кому-то;

  • Душу выворотить, душу положить – быть готовым пожертвовать жизнью за кого-то;

  • Без мыла в душу влезть – любым ценой добиться расположения, доверия у кого-либо;

  • Душа компании, душа общества – главный собеседник, умеющий вести беседу и оживлять разговор;

  • Сколько душе угодно – сколько хочется, без каких-либо ограничений;

  • Выпотрошить всю душу – духовно и эмоционально опустошить человека;

  • Тянуть за душу – причинять кому-то душевные страдания;

  • Душа меру знает – о том, кто умеет быть умеренным;

  • Душа коротка – о человеке бесстрастном, со слабой, несильной душой;

  • Душа не на месте – о ситуации, когда человек о чем-то или ком-то беспокоится;

  • Душу вымотать – отнимать у человека последние силы, изнурять его морально;

  • Душу отвести – успокоиться, предпринять какие-то действия для успокоения;

  • Отдать Богу душу – умереть;

  • Ни души – никого нет;

  • Еле-еле душа в теле – о болезненном человеке со слабым здоровьем.

 

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы о структуре концепта «душа» в толковых словарях:

  1. ядром поля является представление о душе как о внутреннем состоянии человека;

  2. приядерную зону составляют представления о душе как о внутреннем мире, состоянии человека, о человеке, а также фразеологизмы со словом «душа»;

  3. образные репрезентации составляет представление о душе как о бессмертной силе;

  4. эмоционально-оценочную составляющую передают представления о душе как о всеобщем любимце, а также искреннем, открытом человеке.

Схема №2 Структура концепта в толковых словарях

2.2. Концепт «душа» в «Русском ассоциативном словаре»

Для определения ядра полевой структуры концепта в русском общеязыковом сознании обращаемся к «Русскому ассоциативному словарю». Лексическое наполнение ассоциативного поля «душа» определяется составом нескольких статей, представленных в «Русском ассоциативном словаре», в котором представлены более пятидесяти слов-реакций на стимул «душа».

(Приложение №2)

В составе совокупного ассоциативного поля «душа» может быть выделено ядро – группа словоформ, находящихся с именем поля в синонимических отношениях: человек, сердце, главное.

Представлена в ассоциативном поле градационная шкала существительных-антиподов: душа / тело, душа / плоть.

Душа рассматривается как источник самых разнообразных, эмоций и состояний субъекта, как положительных: любовь, восторг и радость; так и отрицательных: крик, болит, страдать, сомнение и др. В душу можно не верить: неопознанная.

Оцениваемая эмоционально, душа не относится к разряду слов с безусловно положительной модальностью; с одной стороны, душа: добрая, прекрасная, широкая, возвышенная, главное, красивая, добрый, святая, сильная, чистая и др.; но с другой стороны: больная, метущаяся, неопознанная, неспокойна, чужая - потемки и др. Кроме того, встречаются ассоциации, выражающие указание на субъект: я, моя и указание на объект: любимая девушка, поэта, коллектива.

Особое место в рассматриваемом ассоциативном поле занимает метафора, или метафорический способ представления концепта. Наиболее устойчивым способом метафоризации в ассоциативном тезаурусе оказывается олицетворение души:

  • Душа - живое существо: с персонификацией души, с попыткой придать ей статус «существа», независимого от человека - субъекта чувства, связаны ассоциации: болит, поет, живет, покоя хочет, просит, позаботиться, вижу;

  • Душа - как птица: полет, улетела, летать;

  • Ассоциации, раскрывающие религиозные представления: Бог, небо, рай, смерть, труп;

  • Душа - пространственные значения: в пути, в кармане, в ведре.

Мы классифицировали все реакции по полевой структуре концепта, получив следующие результаты:

Ядро

Лексика

Метафоры

Эмоц. оценка

человека

5

Тело

4

болит

10

потемки

2

   

я

1

поет

6

открытая

3

   

поэта

4

улетела

2

бессмертная

2

   

коллектива

2

живет

1

прекрасная

2

   

любимая девушка

1

покоя хочет

1

широкая

2

   

моя

4

просит

1

возвышенная

1

       

небо

2

главное

1

       

рай

3

красивая

1

       

сердце

2

метущаяся

1

       

Бог

3

святая

1

       

труп

1

сильная

1

       

смерть

1

чистая

2

       

в ведре

1

добрый

1

       

в кармане

1

доброта

1

       

в пути

1

в пятки

3

       

вода

1

радость

1

       

ткань

1

неспокойна

1

       

кон

1

чужая – потемки

1

       

летать

1

нараспашку

5

       

рожа

1

неопознанная

1

       

позаботиться

1

   
       

полет

1

   
       

пустота

1

   
       

пар

1

   
       

вижу

1

   
       

ориентир

1

   

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы о структуре концепта «душа»:

  1. ядром поля является представление о душе как о внутреннем состоянии человека;

  2. приядерную зону составляют слова, указывающие на субъект: моя, я , поэта, любимая девушка;

  3. образные репрезентации составляют ассоциации, отражающие религиозные верования человека (Бог, небо, рай), а также ассоциации- олицетворения (поет, болит, покоя хочет);

  4. эмоционально-оценочная составляющая может быть как положительной (прекрасная, добрая, возвышенная), так и отрицательной (в пятки, страдать).

Схема №3 Структура концепта душа в «Русском ассоциативном словаре»

Диаграмма №1 Количественный анализ концепта «душа» в «Русском ассоциативном словаре»

2.3. Ассоциативный эксперимент

Мы провели ассоциативный эксперимент среди учеников 7 и 10 классов МБОУ «Лицей №124», в ходе которого попросили за 3 секунды написать первое слово, которое пришло в голову после того, как услышали слово - стимул (душа). Всего опрошено 116 респондентов - учащихся 7 и 10 классов.

Всего получено 116 ассоциаций.

Изучение ассоциаций учеников дает представление об их жизненном и эмоциональном опыте, который связан с неосознаваемым, глубинным слоем психики человека.

Мы составили классификацию ассоциативного поля слова «душа».

Все полученные ассоциации мы распределили по группам: субъекты, объекты, деятельность и эмоциональная оценка.

Вид

Кол-во %

Примеры

Ассоциации -«Объект»

0.9

0.9

1.7

0.9

0.9

1.7

0.9

Облако

Газ

Небо

Глаза

Ящик

Внутренний мир

Внутреннее состояние

Ассоциации - эмоционально-оценочные

1.7

4.3

8.6

0.9

0.9

1.7

0.9

0.9

0.9

1.7

0.9

2.6

0.9

1.7

0.9

0.9

0.9

0.9

0.9

Спокойствие

Любовь

Жизнь

Совесть

Правда

Добро

Эгоизм

Счастье

Милосердие

Смерть

Самообман

Дух

Голубой

Чистая

Добрая

Белый

Открытая

Родная

Неосязаемое

Ассоциации -«Субъект»

3.4

25

1.7

4.3

1.7

0.9

0.9

0.9

0.9

2.6

0.9

Тело

Человек

Я

Сердце

Личность

Поэт

Есенин

Люди

Мать

Моя

Материнская

Ассоциации - деятельность

3.4

0.9

2.6

0.9

0.9

1.7

Чувство

Мечта

Мысли

Разум

Познание

Поет

Эмоционально - оценочные ассоциации

Положительные

Кол-во %

Отрицательные

Кол-во %

Спокойствие

Любовь

Жизнь

Совесть

Правда

Добро

Счастье

Милосердие

Дух

1.7

4.3

8.6

0.9

0.9

1.7

0.9

0.9

2.6

Эгоизм

Смерть

Самообман

0.9

1.7

0.9

Наш эксперимент позволил сделать следующие выводы:

  1. В ассоциативном поле слова «душа» масштабно преобладают ассоциации «Субъект» (39.7 % ). Это говорит о том, что слово «душа» для данной возрастной группы (мы опрашивали подростков) означает понятие ‑ человек, личность.

  2. Для учеников также значимы оценочные компоненты группы «ассоциации – эмоционально- оценочные» (26%), для них слово «душа» означает духовную сущность, внутренний мир.

Разница положительных и отрицательных оценок в ассоциативном поле слова «душа» велика: 19%.

В ассоциативном поле слова «душа» преобладают положительные оценки – 22.5%.

  1. Менее значительны ассоциации, связанные с деятельностью или объектом. Это говорит о том, что лексические ассоциации, входящие в семантическое пространство концепта «душа» являются для подростков незначительными.

Мы классифицировали все реакции по полевой структуре концепта, получив следующие результаты:

Ядро

Лексика

Метафоры

Эмоц. оценка

Внутренний мир

1,7

Человек

25

Жизнь

8,6

Любовь

4,3

Внутреннее состояние

0,9

Тело

3,4

Сердце

4.3

Спокойствие

1,7

   

Чувство

3,4

Дух

2.6

Добро

1,7

   

Мысли

2,6

Смерть

1,7

Чистая

1,7

   

Я

1,7

Поет

1,7

Совесть

0,9

   

Личность

1,7

   

Правда

0,9

   

Люди

0,9

   

Эгоизм

0,9

   

Мать

0,9

   

Счастье

0,9

   

Мечта

0,9

   

Милосердие

0,9

   

Разум

0,9

   

Самообман

0,9

   

Познание

0,9

   

Голубой

0,9

   

Моя

2,6

   

Добрая

0,9

   

Поэт

0.9

   

Белый

0,9

   

Есенин

0.9

   

Открытая

0,9

   

Материнская

0.9

   

Родная

0,9

           

Неосязаемое

0,9

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы о структуре концепта «душа»:

  1. ядром поля является представление о душе как о внутреннем мире и состоянии человека;

  2. приядерную зону составляют слова человек, тело, чувство;

  3. образные репрезентации выражают метафоры, раскрывающие противопоставление жизни смерти.

  4. эмоционально-оценочная составляющая может быть как положительной (любовь, добро, чистая), так и отрицательной (самообман, эгоизм).

Схема №4 Структура концепта «душа» в ассоциативном эксперименте

Диаграмма №2 Количественный анализ концепта «душа» в ассоциативном эксперименте

Глава 3. Концепт «душа» в языковой картине мира Юнны Мориц

В кофейнике шурша,

Гадательный напиток

Напомнит, что душа 

Не мера, а избыток…

(«В серебряном столбе…»)

Концепт - важнейшая составляющая индивидуально-авторской картины мира, базовая единица культуры. Лексема «душа» номинирует один из базовых культурных концептов, выражающий духовные сущности, имеющий сложную и тонкую структуру и богатое ценностное и эмоциональное содержание. Семантическое пространство концепта «душа» не имеет определенных границ.

Концепт как фрагмент картины мира может быть проанализирован только в связи с другими фрагментами. Его своеобразие устанавливается на основе того, каким является его ближайшее окружение.

Прочитав стихотворения Юнны Мориц, мы составили картотеку из 106 карточек.

На них мы выписали все упоминания слова душа в стихотворениях. Проанализировав материал, мы выявили следующую структуру концепта «душа» в поэзии Юнны Мориц:

Первое значение души как «нематериальное начало жизни, противополагаемое телу» в стихотворениях встречаем – 38 раз.

МОЙ ПУТЬ ЛЕЖАЛ…

Вчера, в без двадцати двенадцать, в среду,

Твоя душа летала надо мной.

Я тихо шла по собственному следу,

Так ночью море ходит за луной.

Тревоги дня, смиренные покоем,

Над самым ухом пели на щеке.

Прошел скрипач с футляром и левкоем,

Похожий на пингвина вдалеке.

И длинный город сделался мишенью

Воспоминаний острых, как стекло,

Нисколько не препятствуя смешенью

Того, что было, с тем, что быть могло.

Тогда вдали душа твоя возникла —

Молочно-светлый след карандаша

Из неопубликованного цикла,

Которым так жива моя душа!

Приблизилась, вгляделась, как чужая,

И вопросила в голос: — Как живешь? —

Заранее в уме опережая

Моих признаний прямоту и ложь.

Я тихо и достойно отвечала:

— Мое здоровье лучше, чем тогда.

Не знаю, что рассказывать сначала,

Что после, что и вовсе никогда…

Молчание раздалось напоследок.

Душа вернулась — ты еще читал.

А я пошла по золотому следу

Туда, где упирается квартал

В мою гордыню. Там играла лира.

Я шла одна. И, судя по всему,

Мой путь лежал в такую область мира,

Куда, как в рай, идут по одному.

СТИХИ О ФЕВРАЛЕ

Когда бы не звезда, плывущая над нами,

Не вихри фонаря в прохладе февраля,

Едва ль моя душа могла бы временами

Кормиться и кормить плодами словаря.

Когда бы не звезда, плывущая как рыба,

Не вихри фонаря в распахе снежных шкур,

Едва ль моя душа смогла бы сделать выбор —

Сломать стереотип и предпочесть сумбур.

Когда бы не звезда, когда б не расстоянье

От вихрей фонаря до этого огня,

Едва ль моя душа была бы в состоянье

Смутить, ошеломить и с толку сбить меня.

Едва ль, едва ль, едва ль событья с именами

Не подняли бы шум в листве календаря,

Когда бы не звезда, плывущая над нами,

Не вихри фонаря в прохладе февраля.

Когда бы не звезда, плывущая над нами,

Не вихри фонаря в прохладе февраля,

Едва ль, едва ль, едва ль, на стебель меж камнями

Душа моя была способна, как земля.

В СЕРЕБРЯНОМ СТОЛБЕ…

В кофейнике шурша,

Гадательный напиток

Напомнит, что душа -

Не мера, а избыток,

И что талант — не смесь

Всего, что любят люди,

А худшее, что есть,

И лучшее, что будет.

ПАМЯТИ ФРАНСУА РАБЛЕ

Благословенна передышка,

Когда хохочешь, как мартышка,

Над роком, смертью и судьбой,

Над женщиной и над мужчиной!

Проверка вольностью бесчинной —

Осталась ли душа с тобой!

ПАМЯТИ ФРАНСУА РАБЛЕ

Иначе в бытности суровой,

Где дрожь горячки нездоровой

Нас бьет в тщеславии пустом, —

Возможны всякие потери!

Душа найдет прореху в теле,

А возвратит ее потом

Рогатый скот у адской двери.

СЛЕД В МОРЕ

Я там жила недолго, но тогда,

Когда была настолько молода,

Что кожа лба казалась голубою,

Душа была прозрачна, как вода,

Прозрачна и прохладна, как вода,

И стать могла нечаянно любою.

НЕТ СОМНЕНИЙ, ЗНАЕТ ГЕНИЙ…

Сколько звезд в реке весенней,

Сколько там воды стаканов,

Нет сомнений, знает гений,

Где душа у истуканов,

ДВА СЛОВА

А хозяин знает слов не много,

Мало, но достаточно вполне, –

Он с коровой жертвенного Бога

О душе мычит наедине.

НЕ ПРОСИ МЕНЯ СДЕЛАТЬ КРАСИВО

Просветления деятель мудрый,

Отделяет он души от тел,

Посыпая их сахарной пудрой

Слов, чудесно далеких от дел.

ДУША НИКОГДА НЕ БЫВАЕТ В ГРОБУ…

Душа никогда не бывает в гробу.

Глядя в созвездье Ковша,

Гений, летящий в наук трубу,

Видишь ли, где душа?..

В НАЧАЛЕ СЕНТЯБРЯ ЕЩЕ ТЕПЛО И ЯСНО…

Сегодня три свечи мы ставим в трех бокалах

На мрамор, что хранит не душу и не плоть,

А тайную щепоть частиц, настолько малых,

Как бабочки пыльца, где космоса Господь.

В НАЧАЛЕ СЕНТЯБРЯ ЕЩЕ ТЕПЛО И ЯСНО…

Душа твоя жива и плотью многоликой

Присутствует везде… И столь Господь велик,

Что свет стоит столбом и пахнет земляникой

Не памяти тайник, а узнаванья миг.

НАКЛОНИСЬ, Я ШЕПНУ ТЕБЕ ЧТО-ТО…

Есть такие наивные вещи

И такие глазные слова,

Что от них разжимаются клещи —

И душа оживает сама…

ПОБЫТЬ ОДНОЙ – СОВСЕМ НЕ ПРЕСТУПЛЕНЬЕ…

Еще кого-то брать с собой нелепо

Куда? зачем? для радости какой?

В такие дни душа темнее склепа

И душит гостя каменной тоской.

ТАВРИДА

Душа, стесненная скелетом,

Такое делала с лицом,

Что облик становился ликом

Судьбы.

СЕРВАНТЕС В ТУРЕЦКОМ ПЛЕНУ

Укрепи мне душу, тело

Откровеньями верну,

Ангел божий, ангел белый,

Мне приснившийся в плену.

КОЛЕЧКО

И оно сжималось и летело

В грозовом огне над волчьим лесом,

Как душа, покинувшая тело

Женщины, стоящей под навесом.

ЛЕТАЕТ СНЕГ. ЛЕТАЮТ САНКИ…

Летает снег. Летают санки.

Душа летает - крылья врозь.

Почтамты белые, как замки, —

Хранилища приветов, просьб

ЛЕТАЕТ СНЕГ. ЛЕТАЮТ САНКИ…

Внизу утоптано, как в ступке,

Но выше - вольностью дыша,

На бескорыстные уступки

Летит счастливая душа.

ЛЕТАЕТ СНЕГ. ЛЕТАЮТ САНКИ…

Со мною нежен и считает,

Что раз душа моя летает,

То это к лучшему! Она

Вернется вечером одна.

ДРОЖАЩИЕ ГУБЫ…

Неправедно, парень,

Ты делишь ломоть:

Верни мою душу,

Возьми мою плоть!

ОДУВАНЧИК

Тот спасет его душу отныне,

Воскресит его семя в пустыне,

В путь разбудит, в зеленый, обратный

НИ ПЫЛИНКИ С ЧУЖОГО СТОЛА…

Это вынут посмертно, когда

Разлучатся душа и тетрадь.

А пока полетаем, душа.

НИ ПЫЛИНКИ С ЧУЖОГО СТОЛА…

О душа моя, видишь сама,

Сколько надо иметь своего,

Чтобы верить в наличье твое!

НОЧЬ ПОЭЗИИ

Но никогда не спутаешь в ночи

Живое с мертвым, душу и личину.

Личина тлеет ночью, как картон,

Зато душа сияет ночью живо.

И я не говорю уже о том,

Что ночь поэзии - нежна, женолюбива!

ВЕЛИКОЙ НЕЖНОСТЬЮ АПРЕЛЬ ОБРЕМЕНЯЕТ…

Иначе нежность, как воловья жила,

В меня войдет, как в масло или в мыло,

На ветер пустит нечто или душу,

Меня опустит в море или в сушу.

ДАЙ МНЕ РУКУ, ДАЙ МНЕ НОГУ…

Дай мне руку, дай мне ногу,

Дай мне попку и живот, –

Я возьму тебя в берлогу,

Где душа моя живет.

ТАРТУ

Мне нравилась эта чужбина. У ней

Душа оказалась опрятна.

Любимый! Не знала, что тысячи дней

Отсюда не вырвусь обратно.

ТАРТУ

И если душа не отмыла обид

И реет в отдельном покое,

То кто же страдает, и любит, и длит

Мое пребыванье людское?

Второе значение слова «душа» - внутренний, психический мир человека встречаем – 10 раз.

КОГДА МЫ БЫЛИ МОЛОДЫЕ…

Давясь от нежности, воспеть

Все то, что душу очищало,

И освещало, и влекло,

И было с самого начала,

И впредь исчезнуть не могло:

НА СТОЯНКЕ

Это было на стоянке,

Душу ветром пробирало, -

На Ордынке, на Полянке

Тихо музыка играла.

МАРТ В ТАРТУ

В камине скука сожжена,

Как черновик негодный.

Душа прекрасно сложена —

Как раз чтоб стать свободной.

ЗЕМЛЯНИЧНАЯ ПОЛЯНА

На пригород поезд бежал от вокзала,

Потомство держало в руках камыши,

Свисала сирень. И болезнь угасала,

Ущербом не тронув ума и души.

БЛАГОЛЕПИЕ СВЕТА

Ознобом скулы обвело,

И губы обметало сушью,

Но на душе светлым-светло,

И клен сквозит японской тушью.

БЛАГОЛЕПИЕ СВЕТА

Такая вольность на душе,

Такое благолепье света,

Что только лист в карандаше

Способен объяснить все это.

СНЕГ В НОЯБРЕ

С холма идет зима с серебряным копьем,

Покрыта голова удмуртским шлемом лисьим.

Мерцало льдистое желтеет над жильем,

К земле склоняя снег, склоняя душу к мыслям.

И НЕТУ ПРАВДЫ СРЕДНЕЙ

Что поле там без края и конца,

Без тесноты на площади базарной.

За тишиной глубокой, лучезарной

Душа идет, душа ведет певца.

СЕРВАНТЕС В ТУРЕЦКОМ ПЛЕНУ

Сколько душу мы ни раним,

Жизни радость ей мила.

Вынесть можно только с верой

Эту стужу, этот зной...

Третье значение слова «душа» - свойство характера, основные черты личности, а также человек с теми или иными свойствами встречаем - 5 раз.

ЭПОХОТЬ

Кошмаризмы хулиганят,

Хулиганит речка речи,

Этой речки хулигений –

Спецзащита и броня

От эпохоти с харизмой

Воровских оденьговений!..

Пушкин – чистый хулигений,

Гоголь – чистый хулигений,

Хулигань, рус. лит-ры гений,

Душу нежную храня!

КОГДА ПРИХОДИТ ГАРИБАЛЬДИ…

Сиротку жаль, душою чистой

Он любит нежно мать-старуху

С ее безумным отвращеньем

К его лицу, где сходство есть, –

Оно лишь ею уловимо,

И потому неумолима

Ее свобода отвращенья!..

Она умрет от истощенья,

Но пить не будет с ним и есть!..

У ЖИВОПИСЦА – КИСТЬ И КРАСКИ…

У критика - душа поэта.

А у поэта - ничего.

Ах, даже ничего такого?!

Душа поэта - у любого,

И что же? Что же? Что с того?

У многих - три души поэта,

И пять, и семь! А у поэта

Стихи ... и больше ничего!

Также Ю.Мориц использовала фразеологизмы со словом «душа» встречаем - 14 раз.

ОЧНУТЬСЯ!.. ВЛАДЕТЬ ПОРАЖЕНЬЕМ…

Очнуться!.. Владеть пораженьем,

Над бездной своей – не чужою.

Как хлебом владеть, как ножом.

Владеть, как волны напряженьем.

Владеть, не кривляясь душою.

Владеющий – преображен.

ЛАСТОЧКА, ЛАСТОЧКА, ДАЙ МОЛОКА...

Ласточка, ласточка, дай молока,

Полные звездами дай облака,

Дай, не скупись, всей душой заступись

За голое тело,

За влюбленное сердце,

За привольные мысли,

За воскресшие чувства.

КОГДА МАТЕРИЯ ЗА ГРАНЬЮ МОЗГОВОЙ…

Где от всего зависит суть твоя, –

От звездной пыли, от планет, где нет

Ни кислорода, ни глотка воды,

Нет ни души, но ты – душа планет

И остаются там твои следы,

РОМАНЫ ДИККЕНСА, ОСОБЕННО ЗИМОЙ…

А проза Пушкина, особенно в глуши,

Где в языке ничто не устарело

И все здороваются – просто, от души,

Хотя полно погибших от расстрела.

Большое Льдо звенит – еще пиши!

ОДИССЕЙ ВОЗВРАЩАЕТСЯ ЕЖЕМИНУТНО…

По глазам, по губам, по таинственным знакам

Здесь подробно читается действо и путь.

Если в душу влезать лошадям и собакам,

Можно все предсказать, но об этом забудь!..

СИЗЫЕ ДЕРЕВЬЯ. СИЗАЯ ТРАВА…

Это, с точки зренья медицинских идей, -

Функция желез в глазах...

Но ты когда-нибудь заглядывал в души людей,

Идущих по морозу в слезах?

ЭТИ СТРОКИ НЕ ЗАВИНЧЕНЫ БОЛТАМИ…

На морозе минус сорок наши птички

Забывают, что империя – в каюке

И что мимо на рессорах скачут брички,

Души мертвых выбирая, словно брюки.

ВМЕСТО СНОСКИ

Два очага эпикурейства,

Не полагают жить в веках,

И мыслей, что в душе гуляют,

До лучших дней не оставляют,

Чтоб не остаться в дураках!

ДЬЯВОЛ КРОЕТСЯ В ДЕТАЛЯХ, ВРЕМЯ – ДЕНЬГИ…

Воропийцами становятся кровюги,

Истребитель рядом с ними – бранзулетка.

Дьявол кроется в деталях, за услуги

Он берет живыми душами нередко.

ДЬЯВОЛ КРОЕТСЯ В ДЕТАЛЯХ, ВРЕМЯ – ДЕНЬГИ…

Души мертвые свободней, чем живые, –

Там совсем не то, что вам наговорили.

Я живу на этом свете не впервые,

Афоризмы – это штампов эскадрильи,

НЕ ПОТРОШИТЬ, А ТОЛЬКО ЗАГЛЯНУТЬ БЫ…

Не лезть руками в душу, а веками

Вокруг нее лишь гнезда вить свои,

И нас поэзия обнимет облаками

Своей неисчерпаемой любви.

ЗЕМЛЯНИЧНАЯ ПОЛЯНА

Тетрадь изведу, но оставлю преданье,

И выверну душу, и счеты сведу

За это страданье, записку, свиданье

В бреду и ознобе на койке в аду,

ПТИЧКА МЕЛКАЯ ВЛЕТЕЛА…

Птичка мелкая влетела,

Весом в полкарандаша,

Перья, пух, под ними тело –

Как в нем держится душа?..

СОЛНЦЕ ГЛЯДИТ В ОКОНЦЕ…

Этой поэтики пасека

Гудит после смертного часика,

Сколько душе угодно…

Образы- метафоры, что отражают собственно авторское восприятие.

Данный ряд можно разделить на 4 группы.

Первая группа - душа – мира (космоса) встречаем – 10 раз.

ДУША ОТРАЖЕНИЙ

Если работать в осеннюю ночь до утра,

Странные вещи случаются, странные вещи.

Вдруг в тишине завывают по-волчьи ветра,

Или кулак по стеклу колошматит зловеще.

Не говорите, что это никто и нигде!

Вас я не хуже толкую явленья природы.

Есть небывалая чуткость в полночном труде

Так отраженье рождают бегущие воды.

Зеркало нас переводит на мертвый язык,

Точность его простирается только на тело.

И в переводе зеркальном читается вмиг

То, что от глади отпрянув, душа отлетела.

Дело другое - когда сумашедший ручей

Или река, на порогах встающая дыбом,

Запечатлят мимолетом лохмотья грачей,

Старую грушу и всякую душу на выбор.

Зыбью и рябью принежив дыханную суть,

В путь прихватив ее образ, а также идею,

Всю эту живность они в своих ритмах пасут,

Не подражая природе, а будучи ею.

Чуткие знают об этой особой среде,

Сердце сжимающей, бьющей на совесть все хлеще.

Не говорите, что это никто и нигде!

Странные вещи случаются, странные вещи.

ПУТЕВОДНАЯ ЗВЕЗДА

Кто так светится? Душа.

Кто ее зажег?

Детский лепет, нежный трепет,

Маковый лужок.

Кто так мечется? Душа.

Кто ее обжег?

Смерч летящий, бич свистящий,

Ледяной дружок.

Кто там со свечой? Душа.

Кто вокруг стола?

Один моряк, один рыбак

Из ее села.

Кто там на небе? Душа.

Почему не здесь?

Возвратилась к бабкам, дедкам

И рассказывает предкам

Все как есть…

А они ей говорят:- Не беда.

Не тоскуй ты по ногам и рукам.

Ты зато теперь - душа, ты - звезда

Всем на свете морякам, рыбакам.

КОГДА МАТЕРИЯ ЗА ГРАНЬЮ МОЗГОВОЙ…

Где от всего зависит суть твоя, –

От звездной пыли, от планет, где нет

Ни кислорода, ни глотка воды,

Нет ни души, но ты – душа планет

И остаются там твои следы,

ВСЕ БОЛЕЕ – ДНЕВНИК ПЕСЧИНКИ В ОКЕАНЕ…

Все более – дневник песчинки в океане,

Песчинки, чья душа пищит, что нет защит,

Пищит песчинки плоть, пищит звезда в тумане,

Миров сигнальный писк, Вселенная пищит.

КОГДА МАТЕРИЯ ЗА ГРАНЬЮ МОЗГОВОЙ…

Когда материя за гранью мозговой,

За гранью знанья, зренья и чутья,

Вдруг выворачивает мрака свет живой,

А там – душа бессмертная твоя.

Вторая группа - олицетворенный образ души встречаем - 19 раз.

ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ ТОВАР

Душе страдающей не место в этом веке,

Она для всех без исключенья – лютый враг.

Ее архаика займет в библиотеке

Подвал забвения и обморока мрак.

Смешно оплакивать страдающую душу,

Такую ношу не берут в поход большой,

Где рвут на части завоеванную тушу,

Мозги не мучая страдающей душой.

Душе страдающей известны эти виды

На это будущее, светлое всегда.

И ни малейшей у нее обиды,

И с нею Бог, и ангелов среда.

Когда души страдающей пропажу

Вдруг обнаружат коробейники в глуши,

Они наладят производство и продажу

Изделий, масочек страдающей души.

Смешно оплакивать страдающую душу,

Ее утрата – замечательный товар,

Изделье, красками расписанное, тушью,

Кривая рожица, зверек, воздушный шар…

НА СЛОМЕ

Заря сквозь выбитые окна

Пылает в здания коробке,

Где одуванчиков волокна

Седеют, в небо улетая, –

Здесь ласточки свивают гнезда,

И здесь любовники не робки,

Нет потолка, сияют звезды,

И видит их душа святая,

НА СЛОМЕ

Она все время что-то ищет

При свете звезд в коробке дома,

Где некогда ее жилище

Любовью трепетной дышало,

Стояла детская кроватка, –

Исчезло все, но все знакомо…

Душа святая прошуршала

Листвою памяти, где грядка

Небес – в пустой коробке дома.

КИСЛОРОДНЫЙ ГОЛОД

Которая зевает на веревке

В распахнуто зевающем окне.

Зевай, душа, зевай без остановки, –

Зевай с окном и с дверью наравне!

ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО, - И ДАЖЕ ТО, ЧТО ПЛОХО…

Все будет хорошо, – и даже то, что плохо.

Не унывай, душа, сиянье и тепло,

Ты – кроха высших сил, Творца живая кроха,

Все будет хорошо, – и даже то, что пло!..

ПИШИТЕ ДЛЯ СЕБЯ – КАК ПИШУТ ДЕТИ…

Пишите для себя – как пишут втайне,

Где не растут ничьи глаза и уши.

Пишите для себя – как пишут крайне

Ранимые и трепетные души.

МОТИВ

Сквозь облака просачиваться стала

Ночная мгла, сливаясь над строкой.

Душа трудиться за день так устала,

Что трет мои глаза

своей рукой.

КОГДА ОТХЛЫНЕТ КРОВЬ И ВЫПРЯМИТСЯ РОТ…

Когда отхлынет кровь и выпрямится рот

И с птицей укреплю пронзительное сходство,

Тогда моя душа, мой маленький народ,

Забывший ради песен скотоводство,

ПОБЫТЬ ОДНОЙ – СОВСЕМ НЕ ПРЕСТУПЛЕНЬЕ…

Ни с кем нельзя, тем более со всеми,

Закрыв глаза, узнать свое лицо,

Лицо души, закрытое, как семя

В солончаках, где жилы и мясцо.

ПОБЕГ

Давай, душа, давай —

Проникнем за ограду,

Там розовый трамвай

Бежит по снегопаду,

ПЧЕЛА

Вздыхает сытая душа,

И, хоботок из бездны вынув,

Она, по воздуху шурша,

Идет, как сфинкс, на лапах львиных.

Я – ХУЖЕ, ЧЕМ ТЫ ГОВОРИШЬ…

Так радуйся, радуйся мне!

Не бойся в слезах захлебнуться,

Дай волю душе улыбнуться,

Когда я в дверях и в окне.

ВЕРХНИЙ СВЕТ

Так пусть удача светит ей,

Душе, опрятной, как растенье.

Свети! На третье воскресенье

Забрезжат крылья у детей,

Третья группа – душа живых существ встречаем - 3 раза.

ПОРОСЕНОК ПОНИМАЕТ ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ РЕЧЬ…

Он неслабыми мозгами обладает и душой,

Не визжит он от кошмара, замирает он, как птица.

Поваренок забывает на столе резак большой, –

Поросенок успевает резаком самоубиться!..

ДВА СЛОВА

Удрала корова с живодерни.

Ужасом душа ее полна.

Вся корова изменилась в корне.

Водку пьет с хозяином она.

ОБЕЗЬЯНА

...Когда бы к цифре на бумаге

она свела свою кривую,

душа бы в ней похолодела –

и мерой мира стал бы знак!

Четвертая группа - души предметов встречаем - 7 раз.

ПРОЕКТ

Проект бомбократа в проекте горит бомбовоза,

Душа из проекта выходит, как пар из полей, –

Проект удивлен, что в проекте отсутствует доза

Молекул, в которых бессмертия гвозди и клей!

СФИНКС

Где солнца красное яйцо

И жарко осам, –

У Сфинкса детское лицо

С разбитым носом.

У Сфинкса чуткая душа,

Язык загадок…

ЗИМНЕЕ

У леденеющих березок

Вдали душа звонком звенит.

И мира собственный набросок

В рисунке детском знаменит.

АННОТАЦИЯ

Плохая книга худшего поэта,

Просвета нет в душе произведений.

Все худшее вошло в изданье это,

На прелесть не способен мрачный гений.

ОДУВАНЧИК

Но душа, несомненно, крылата,

И летел он все выше и выше,

Вспоминая, что где-то когда-то

Это все уже видел и слышал.

ОДУВАНЧИК

Все он вспомнил душой окрыленной

И узнал голубую дорогу,

Одуванчик из бездны зеленой,

Он летит к одуванчику-богу.

ПОЛОЖИ ЭТОТ КАМЕНЬ НА МЕСТО…

Если выбросит вал шестикратный

Этот камень на сушу,

Положи этот камень обратно

И спаси его душу,

Эмоциональная оценка в произведениях Юнны Мориц раскрывает ее представлении о душе как высшей ценности. Об этом свидетельствуют эпитеты: счастливая, нежная, чистая, живая, бессмертная, святая, ранимая, трепетная, сытая, опрятная, чуткая.

И только в двух стихотворениях эпитеты – мертвая, страдающая.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы о структуре концепта «душа»:

  1. ядром поля является представление о душе как о духовной силе противопоставленной телу человека;

  2. приядерную зону составляют представления о душе как о внутреннем мире, личности, а также фразеологизмы;

  3. образные репрезентации составляют метафоры, создающие олицетворенный образ души, душа космоса, живых существ, предметов.

  4. эмоционально-оценочная составляющая положительная (нежная, счастливая), но в двух примерах отрицательной (мертвая, страдающая).

Концепт «душа» получил яркое выражение в творчестве поэта. Он является центральным в индивидуальной картине мира поэта и отличается в системе его индивидуально-авторского стиля определенным своеобразием.

Таким образом, в стихотворениях мы видим, что душа есть не только у человека, но и у всего живого и неживого. Она олицетворена как существо, которое живет своей жизнью. Душа – это космос. Концепт душа занимает главенствующее место в поэзии Ю. Мориц, отражает ее представление о мире (мир = душа).

Схема №5 Концепт «душа» в языковой картине мира Юнны Мориц

Диаграмма №3 Количественный анализ концепта «душа» в языковой картине мира Юнны Мориц

Заключение

В заключение подведем итоги проведенного исследования.

Целью нашей работы было выявление специфики концепта «душа» в языковой картине мира Юнны Мориц.

  1. Концепт — это семантическое образование, отмеченное лингвокультурной спецификой и тем или иным образом характеризующее носителей определенной этнокультуры, имеющее полевую структуру.

  1. Структуру концепта можно представить в виде круга, в центре которого лежит основное понятие — ядро концепта, приядерную зону представляют лексические репрезентации этого понятия, ближайшую периферию — образные репрезентации, а дальнейшую — эмоционально-оценочные смыслы.

  1. Структура концепта «душа» в толковых словарях следующая:

  1. ядром поля является представление о душе как о внутреннем состоянии человека;

  2. приядерную зону составляют представления о душе как о внутреннем мире, состоянии человека, о человеке, а также фразеологизмы со словом «душа»;

  3. образные репрезентации составляет представление о душе как о бессмертной силе;

  4. эмоционально-оценочную составляющую передают представления о душе как о всеобщем любимце, а также искреннем, открытом человеке.

  1. Структура концепта «душа» в «Русском ассоциативном словаре» следующая:

  1. ядром поля является представление о душе как о внутреннем состоянии человека;

  2. приядерную зону составляют слова человек, тело;

  3. образные репрезентации составляют ассоциации, отражающие религиозные верования человека (Бог, небо, рай), а также ассоциации, указывающие на субъект (поет, болит, покоя хочет);

  4. эмоционально-оценочная составляющая может быть как положительной (прекрасная, добрая, возвышенная), так и отрицательной (в пятки, страдать).

  1. Структура концепта «душа» в ассоциативном эксперименте следующая:

  1. ядром поля является представление о душе как о внутреннем мире и состоянии человека;

  2. приядерную зону составляют слова человек, тело, чувство;

  3. образные репрезентации выражают метафоры, раскрывающие противопоставление жизни смерти.

  4. эмоционально-оценочная составляющая может быть как положительной (любовь, добро, чистая), так и отрицательной (самообман, эгоизм).

  1. Душа в языковой картине мира Юнны Мориц занимает главенствующее место, отражает ее представление о мире (мир = душа).

  1. ядром поля является представление о душе как о духовной силе противопоставленной телу человека;

  2. приядерную зону составляют представления о душе как о внутреннем мире, личности, а также фразеологизмы;

  3. образные репрезентации составляют метафоры, создающие олицетворенный образ души, душа космоса, живых существ, предметов.

  4. эмоционально-оценочная составляющая положительная (нежная, счастливая), нов двух примерах отрицательной (мертвая, страдающая).

  1. Сравнительный анализ концепта «душа» показал и общие, и различные представления:

  1. Общее: ядром поля является представление о душе как о внутреннем состоянии человека в толковых словарях , в «Русском ассоциативном словаре» и ассоциативном эксперименте;

различие: в поэзии Ю. Мориц ядром поля является представление о душе как о духовной силе, противопоставленной телу человека.

  1. Общее: приядерную зону составляют представления о душе как о человеке в словаре, «Русском ассоциативном словаре» и ассоциативном эксперименте; как о внутреннем мире, а также фразеологизмы в словаре и в поэзии Ю.Мориц; в ассоциативном словаре и эксперименте совпадает представление о душе как о теле;

различие: нет.

  1. Общее: образные репрезентации не совпадают. Пересекаются смыслы словаре, ассоциативном словаре и эксперименте как представление о жизни-смерти. Также в ассоциативном словаре есть совпадение с поэзией Ю. Мориц в олицетворении души;

различие: в поэзии Ю.Мориц особенные метафорические представления о душе космоса, живых существ, предметов.

  1. Общее: эмоционально-оценочные представления пересекаются в положительном значении в ассоциативном словаре и эксперименте (добрая и чистая), в отрицательном - в ассоциативном словаре и поэзии (страдающая);

различие: в словаре оценочный компонент относится к представлению о душе как об искреннем человеке, а в поэзии Ю. Мориц это эпитеты (нежная, счастливая, мертвая).

Схема №6 Сравнительный анализ концепта «душа»

Диаграмма №4 Количественный сравнительный анализ концепта «душа»

Таким образом, сравнительный анализ показал, что концепт «душа «в поэзии Ю. Мориц имеет свою специфику, раскрывает важные особенности языковой личности автора и отраженной в его произведениях языковой картины мира.

Список литературы

  1. Аскольдов С.А. Концепт и слово// Русская словесность: Антология. М., 1997. – с. 6,12,18

  2. Бабенко Л.Г., Васильев И.Е., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. – Екатеринбург, 2000.

  3. Большой толковый словарь русского языка: Гл. ред. С. А. Кузнецов, СПб.: Норинт, 1998.

  4. Большой Энциклопедический словарь: 1997.

  5. С. Вежбицкая Анна. Понимание культур через посредство ключевых слов / Пер. с английского А.Д. Шмелёва. – М.: Языки славянской культуры, 2001 – с.35

  6. Краткий словарь когнитивных терминов. М.,1997г.- с.87

  7. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка//Русская словесность. М.,1997- с.15,1

  8. Маслова В.А. Введение в когнитивную лингвистику: Учебное пособие. М., Флинта — Наука, 2007.

  9. Попова З.Д., Стернин И.А. Очерки по когнитивной лингвистике. Воронеж, 2001.

  10. «По закону — привет почтальону!». М., Время, 2005, М. Время, 2006, М., Время, 2008 гг., М., Время, 2010.

  11. Семантика языковых единиц: Материалы 3-й межвуз. н.-и. Конф. М., 1992. Ч.1

  12. «Сквозеро». М., Время, 2014 г.

  13. Словарь русского языка: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю., 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999.

  14. Смирнова О.М. К вопросу о методологии описания концептов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Сер. Филология. 2009, №3.

  15. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. М., 1997- с. 157

  16. Степанов Ю.С. Концепт "причина" и два подхода к концептуальному анализу языка - логический и сублогический //Логический анализ языка. М., 1991- с. 43

  17. Степанов Ю.С., Проскурин, С.Г. Концепт "действие" в контексте мировой культуры.// Логический анализ языка. М., 1992 – с.

  18. Тураева З.Я. Лингвистика текста. – М., 1986.

  19. Русский ассоциативный словарь: В двух томах / Под ред. Караулова Ю.Н. М., Астрель, АСТ, 2002.

  20. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. - М.: «Альта-Принт», 2007.

  21. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х т. М.,1986-1987.

  22. Шмелев Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики. М.,1973.

  23. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов/5-е издание, стереотип. Под ред. Н.М. Шанского. – М.: Дрофа, 2002.

  24. Толковый словарь живого великоруского языка: в 3-м издании рус. дореф., 1903—1909.

  25. «Мыс желания». Сов. пис. М., 1961.

  26. http://www.owl.ru/morits/

Приложение 1

Словарный портрет концепта «Душа»

Большой толковый словарь

ДУША

душа, -и, вин. душу; мн. души, душ; ж.

  1.  
    1. По религиозным представлениям: духовная сущность человека, особая нематериальная бессмертная сила, обитающая в теле человека (иногда животных, растений), покидающая его во время смерти, сна и вновь проявляющаяся после смерти в иной материальной оболочке. // В идеалистической философии и религии: особая нематериальная субстанция, высшая форма развития единого мирового начала. // В материалистической философии и психологии: внутренний мир человека, его самосознание как свойство высокоорганизованной материи.

    2. Внутреннее состояние, моральная сила человека, коллектива

    3. Внутренний мир человека, мир его чувств, переживаний, настроений и т.п.

    4. Совокупность характерных свойств, черт, присущих личности. // Воодушевление, страстность, темперамент. // Душевность, сердечность // обычно с опр. О человеке с теми или иными свойствами характера.

    5. чего. Главное лицо, организатор, вдохновитель какого-л. дела. // Главное в чем-л., суть, основа чего-л.

    6. Разг. Человек (обычно при указании количества).

    7. В России до реформы 1861 г.: крепостной крестьянин.

    8. (обычно со сл. моя). Разг. Дружеское фамильярное обращение.

    9. Нар.-разг. Впадина под ребрами в центре груди (у человека).

Большой Энциклопедический словарь (БЭС)

ДУША

Душа, понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на психическую жизнь человека и животных. Восходит к древним представлениям об особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда и растения) и покидающей его во время сна или в случае смерти (ср. учение о переселении душ - метемпсихоза). Идеи всеобщей одушевленности космоса (гилозоизм, панпсихизм) явились основой учения о мировой душе (Платон, неоплатонизм). У Аристотеля душа - активное целесообразное начало ("форма") живого тела, неотделимое от него. В теистических религиях душа человека - созданное богом, неповторимое бессмертное духовное начало. В пантеистическом аверроизме душа лишь индивидуальное проявление единой духовной субстанции (монопсихизм). Дуалистическая метафизика Декарта разделяет душу и тело как две самостоятельные субстанции, вопрос о взаимодействии которых обсуждается в русле психофизической проблемы. В новоевропейской философии термин "душа" стал преимущественно употребляться для обозначения внутреннего мира человека.

Толковый словарь В.И. Даля

ДУША

ж. бессмертное духовное существо, одаренное разумом и волею; в общем знач. человек, с духом и телом; в более тесном: | человек без плоти, бестелесный, по смерти своей; в смыслы же теснейшем: | жизненное существо человека, воображаемое отдельно, от тела и от духа, и в этом смысле говорится, что и у животных есть душа. | Говоря душа, в знач. человека, разумеют иногда людей обоего пола, либо только мужеского, душу ревизскую, что собственно означает человека податного состояния. | Душа также душевные и духовные качества человека, совесть, внутреннее чувство и пр. Душа есть бесплотное тело духа: в этом знач. дух выше души.

Толковый словарь С.И. Ожегова

ДУША

душа, -и, вин. душу, мн. души, душ, душам, ж.

  1.  
    1. Внутренний, психический мир человека, его сознание.

    2. То или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами.

    3. В религиозных представлениях: сверхъестественное, нематериальное бессмертное начало в человеке, продолжающее жить после его смерти.

    4. перен., чего. Вдохновитель чего-н., главное лицо.

    5. О человеке (обычно в устойчивых сочетаниях).

    6. В царской России: крепостной крестьянин, а также вообще человек, относящийся к податному сословию.

Толковый словарь Т.Ф. Ефремовой:

ДУША

душа ж.


    1. Нематериальная – по идеалистическим представлениям – субстанция, противопоставляемая телу.

    2. Бессмертное – по религиозным представлениям – начало в человеке, составляющее сущность его жизни и связывающее его с Богом.


    1. Внутренний мир человека.

    2. Психические переживания как основа его жизни.


    1. Совокупность склонностей и черт, присущих определенному лицу.

    2. Человека как носитель каких-либо склонностей и черт.


    1. перен. Главное лицо где-либо; организатор, вдохновитель.

    2. Общий любимец в коллективе.

  1. перен. Сущность, основа чего-либо.

  2. разг. Человек единица счета.

  3. Употребляется как ласково-фамильярное обращение к кому-либо.

Толковый словарь Д.Н. Ушакова

ДУША

душа, -и, вин. душу, мн. души, душам ж

  1.  
    1.  
      1. В религиозных и идеалистических представлениях - нематериальное начало жизни, противополагаемое телу; бесплотное существо, остающееся после смерти человека

      2. В старой психологии - совокупность психических явлений, переживаний, основа психической жизни человека

      3. Внутренний, психический мир человека

      4. Свойство характера, основные черты личности, а также человек с теми или иными свойствами. человек с открытой душой

      5. Чувство, отзывчивость, пыл.

      6. перен. Вдохновитель, главный организатор, центральная личность (разг.)

  2. перен. Сущность, самое главное (книжн. устар)

  3. человек (разг.)

Словарь русских синонимов

ДУША

душа Дух, сердце, грудь. Дух бодр, плоть же немощна.

Приложение 2

Данные «Русского ассоциативного словаря»

Реакции

Частота

болит

10

поет

6

нараспашку

5

моя

4

поэта

4

человека

4

в пятки

3

открытая

3

тело

3

бессмертная

2

Бог

2

небо

2

потемки

2

прекрасная

2

рай

2

сердце

2

улетела

2

широкая

2

alma

1

в ведре

1

в кармане

1

в пути

1

в рай

1

вижу

1

вода

1

возвышенная

1

главное

1

доброта

1

добрый

1

душ

1

живет

1

и Бог

1

и тело

1

коллектива

1

кон

1

красивая

1

летать

1

любимая девушка

1

метущаяся

1

не знаю= что это

1

неопознанная

1

неспокойна

1

общества

1

ориентир

1

пар

1

позаботиться

1

покоя хочет

1

полет

1

просит

1

пустота

1

радость

1

рожа

1

святая

1

сильная

1

смерть

1

ткань

1

труп

1

человек

1

чиста

1

чистая

1

чужая - потемки

1

я

1