IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ПРОИСХОЖДЕНИЕ КАЗАХСКИХ ИМЕН И ИХ ЗНАЧЕНИЕ
Борашев Ш.Ж.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

На судьбу человека влияет многое: время и место рождения, личность родителей, воспитание, здоровье, характер. Важную роль играет и имя, которое родители дали своему ребенку. Правильный выбор имени может предопределить судьбу ребенка.

Мы провели анкетирование. Выяснилось, что есть ребята, которые чётко не знают, что значит имя человека. Поэтому мы заглянули в словарь В.И.Даля: «Имя – это слово, которым зовут, обозначают личность».

Актуальность. Результаты анкетирования ещё больше укрепили в нас желание продолжить работу и показать, что знакомство с тайной имён - дело интересное и нужное. Многие интересные и необычные имена, уходят в прошлое. Все чаще короткие, простые имена - Арман, Канат, Болат, Сауле и т.д. Хотелось бы верить, что интерес к редким, старым именам постепенно возродится[1, 26c.].

Цель работы: изучить значение и происхождение казахских имён учащихся 6 классов, составить словарь-справочник имен нашего класса.

Задачи:1. Выяснить, знают ли ребята значение своего имени и его происхождение.2. Найти чёткое определение понятия «имя».3. Узнать о влиянии имени на жизнь и характер человека.4. Изучить списки учащихся 6 классов.5. Изучить литературу по теме.

Объект исследования: учащиеся 6- классов №24 школы-лицей имени Саттара Ерубаева.

Методы исследования: анкетирование, анализ, подсчет, наблюдение.

1. Влияние имени на характер и жизнь человека.

О влиянии имени на судьбу человека известно с давних времен. Имя – это неотъемлемая часть человека, его «визитная карточка» в обществе, его лицо.

Влияние имени на характер и судьбу человека изучается с давних пор, но до сих пор неизвестно, как происходит это влияние. Кроме значения, имя несёт информацию о характере и поступках людей, его носивших.

И все же влияние имени на судьбу во многом зависит от того, как оно воспринимается окружающими. В каждом обществе есть свои традиции, история, религия и свой язык. Имя, нетрадиционное для общества, в котором родился и вырос его носитель, может испортить характер человека.

Чтобы удачно выбрать имя для ребенка необходимо знать, что оно означает. Воспитывая ребенка, родители внушают ему, каким он должен быть. Эти ожидания не должны вступать в конфликт со значением имени.( В истории казахов немало фактов изменения имен. Они касались разных событий в жизни человека. Часто люди оставались в памяти потомков под прозвищами, а многие известные личности вошли в историю с другими именами.

Еще одним примером может служить ученый, просветитель, художник - Шокан Уалиханов, которого при рождении назвали именем Мухаммед-Ханафия. А «Шокан» - всего лишь ласкательное имя, данное матерью.

Настоящее имя великого поэта Абая Кунанбайулы - Ибрахим. Абай (то есть осторожный) называла любимого внука бабушка Зере.[2, 126 c.]

Народная традиция - давать имена известных людей новорожденным - сохраняется. Сегодня в Казахстане живет немало людей, носящих имя: Абылай, Абай, Шокан, Шакен, Каныш.

2. Об истории казахских имен.

Самой большой радостью для казахов является рождение ребенка. Поэтому к выбору имени для новорожденных всегда относились очень серьезно. Имя по традиции давал дед или всеми уважаемая личность, чтобы малыш в будущем вырос таким же.

У казахов существовало много разнообразных вариантов наречения детей. Например, связанные со временем года, погодой, с местом рождения, с разными приметами или событиями.

Считалось, что сглаз на девочек не действует так сильно, как на мальчиков, и для них выбирались самые красивые и нежные имена.

Часто в качестве имени давались названия дорогих материй: Жибек (шелк); нежных растений: Раушан (роза), Кызгалдак (тюльпан), Енлик (эдельвейс); драгоценных металлов и камней: Алтын (золото), Кумис (серебро), Гаухар (изумруд), Маржан (жемчуг).

Чтобы девочки росли красивыми, их называли именами небесных светил: Кунсулу (красивая как солнце), Айсулу и Айгуль (красивая как луна, луноликая), Шолпан (утренняя звезда).

Если в семье рождались только дочери, им давались имена в надежде на то, что следующим родится сын: Улболсын (да будет сын), Улжалгас (продолжится сыном), Улжан (душа мальчика), Улбобек (мальчик-младенец), Бурул (сверни, повернись) и даже Кыздыгой (перестань рожать девочек). В некоторых случаях девочке даже давали имя Ултуар (родить мальчика), чтобы у нее в будущем были сыновья.

В прошлые века смертность детей была очень высокой, это влияло и на выбор имен. В семьях, где младенцы умирали часто, новорожденных называли незвучными именами: Елеусиз (неприметный), Елемес (незаметный). Эти имена являлись, как бы защитой от сглаза и порчи.

Когда рождался долгожданный ребенок, то называли его Тлеген (желанный), Сагындык (соскучились).

Бывали случаи, когда новорожденные умирали один за другим. Таких детей нарекали Ушкемпир, Торткемпир, Бескемпир, то есть - три, четыре или пять старух.

Известен и другой случай, когда после смерти нескольких младенцев, очередного мальчика назвали Турсын (пусть остановится, останется), Улмес (не умрет), Оскен (вырастет), Жанузак (долгая душа), Кунузак (продолжительный день).

Казахи были кочевниками, это влияло и на имя: Кошкинбай (кочевка), Кыстаубай (зимовка), Жайляубай (летовка). При этом немалую роль играли и названия местности. Например, знаменитый акын Жамбыл Жабаев обязан своим именем горе Жамбыл, возле которой он родился.

У казахов также много имен, связанных со временем суток, с погодой: Танатар (встает рассвет), Каржаубай (снег идет), Жанбырбай (дождь), Туманбай (туман), Боранбай (буран).

Некоторые дети рождаются с родинками или родимыми пятнами. В таких случаях их называли: Калдыгул (цветок с родинкой), Калдыгайша, Анар (гранат) - из-за красного пятна или небольшой опухоли на теле.

Большое значение для казахов имели события, которые происходили в стране. Например Согыс (война), Женис (победа).

Часто, желая детям безбедную жизнь, им давали имена: Отарбай (богатый отарами овец), Жылкыайдар (погоняющий, имеющий лошадей).

Если хотели, чтобы мальчик был сильным, использовались имена благородных птиц и зверей: Буркит (орел), Кыран (сокол), Каскырбай (отважный как волк), Арыстан (лев).

Также была традиция называть детей по возрасту отца или деда: Елубай (пятьдесят), Сексенбес (восемьдесят пять), Жузбай (живущий сто лет), тем самым желали ребенку долгих лет жизни.

Большинство казахских имён имеют казахское, персидское, арабское происхождения, встречаются слова из русского и европейского языков. Такие имена в казахском языке подвергались фонетическим изменениям. Например, арабское Мохаммад в казахском языке приобретает формы Махамбет, Мукамбет, Махмет; Ибрагим - Ибрахим, Ыбырайым, Ыбырай; Райша - Айша, Кайша и т.д.

Имена из русского и европейских языков, употребляются в основном без изменений: Андрей, Сергей, Борис, Максим, Мария, Светлана; Роза, Клара, Эрнст, Эдуард, Артур, Марат и т.д.

В советское время имена казахов пополнились большой группой новых слов, например: Дамир, Совет, Солдатбек, Армия, Сайлау ("выбор"), Мадениет ("культура"), Галым ("ученый"), Мая, Октябрина, Мира, Гулмира и др.Мэлс (Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин), Марлен (Маркс, Ленин)

Еще один ряд казахских имен связан с распространением ислама. К примеру, тех, кто родился в месяц рамадан, во время поста-оразы, называли Оразбек, Оразбике, Оразхан, Оразкул. Появившихся в благословенный день - пятницу: Жумабай, Жумабике, Жумахан, Жумакуль и т.д.

Традиционной также является арабская форма имён из Корана: Мәрия/Мариям/ (Дева Мария), Иса (Иисус), Муса (Моисей), Исраел (Израиль), Закария (Захарий), Микаел (Михаил), Ибрахим (Авраам) и т. д. Имеются также Даниал, Сара/Шара/, Жусуп, Юсуф (Иосиф).

Иногда встречается смесь тюркских и арабских/иранских корней в имени. Например Гульзада (тюркское гуль + иранское зада).

От сокращения длинных арабских имен возникли новые короткие имена. Например: Абдрахим - Абиш, Гулбахрам - Куляш. Садукас - Сакен.

Наряду с ними существовали и имена иранского происхождения. Это примечательные имени: Танирберген, Кудайберген и Аллаберген. Все они означают « данный богом».[3, 164 c.]

Для современных семей характерны русские и европейские имена, которые похожи на казахские, например: Альбина, Сабина, Тимур, Руслан.В последнее время стали использоваться имена, предков казахов - саков-массагетов. Наиболее распространенные: Томирис, Зарина, Рустам, Рустем, реже - Согдиана, Роксолана.

3. Исследовательская работа с именами учеников в старших классов.

Перед началом работы нами было проведено анкетирование в старших классах. В анкетировании приняли участие 12 человек.

Вопросы:

  1. Знаешь ли ты, что такое «имя»?

Да - 59

Нет - 13

  1. Знаешь ли ты значение своего имени?

Да - 55

Нет - 17

  1. Знаешь ли ты происхождение своего имени?

Да - 49

Нет - 23

  1. Имеешь ли ты ласкательное имя?

Да - 63

9

  1. Доволен ли ты своим именем?

Да - 65

Нет - 7

Данные анкетирования показали, что большинство учащихся знают значение собственного имени, его происхождение. Это потому что они слова из казахского языка и имеют прямое значение.

Выявилась группа ребят, которые недовольны своими именами.

Это: Айжан, Хамза, Перизат, Мейрамбек, Абдурахман, Бауыржан, Жанар.

По происхождению есть имена

- казахские

- арабские

- персидские

- иранские

- одно греческое (Арсен)

- одно испанское (Диас)

Как и у всех народов, в казахской семье родители по отношению к своим детям употребляют ласкательную форму имени. И среди наших одноклассников почти все имеют ласкательное имя. Родители обращаются к детям, используя слова: айым "моя луна", куним "мое солнце", жулдызым "моя звездочка", шолпаным "моя Венера", жарыгым "светоч", жаным "душенька", калкам "милый".

Особенно широко распространено употребление слов, связанных с названиями детенышей животных и птиц: қарғам "галчонок", балапаным "птенчик", көгершінім "голубок", құлыным "жеребенок", ботам, ботаканым, боташым "верблюжонок", қозым "ягненок", күшігім "щеночек".

Некоторые ласковые имена образованы от настоящих имен: Арука (Аружан), Тико (Талгат), Русик (Рустам), Камушка (Камила), Мако (Мадина), Асек (Асет), Айко (Айгерим) и др. Эти имена образуются с помощью суффиксов – ка, -ик, -о, -ушка, как слова русского языка.[4]

Сейчас модно давать 2-х слоговые имена из 5-6 букв, в которых нет или мало букв казахского алфавита, и часто они начинаются на букву "А". В нашем классе 24 имени начинаются на «А», 8 на «Н», 7 на «Д», 6 на «Ж».

Многие старинные имена, которые имеют глубокий смысл, забываются. Все чаще и чаще используются короткие простые имена. Хочется верить, что это временное явление и интерес к истории своей страны, ещё возрастет.

Заключение.

Изучение значения, происхождения имен очень интересное занятие.

В результате анкетирования выяснилось, что есть ребята, которые хотели бы узнать о своих именах, значит это актуально и важно.

При подготовке проекта мы прочитали книги о именах, выяснили значение имен ребят своего класса и создали свой словарь-справочник.

Мы пришли к выводу:

1. Имя – это часть человека.

2. Есть теории о влиянии имени на характер и жизнь человека.

3. Для казахов выбор имени был очень важным делом. Существуют разные варианты выбора имён. Это зависит от традиций, примет, событий, погоды и т.д.

4. Казахские имена могут состоять из казахских слов или из слов другого языка: арабского, русского, иранского.

5. В казахских семьях детям принято давать ласковые имена. Они чаще обозначают названия детенышей животных, птиц или небесные светила.

Результаты нашей работы могут быть использованы как дополнительный материал при изучении истории, традиций казахского народа, на факультативных уроках, в работе кружков.

И в конце хочется сказать, какие бы имена мы не носили, мы остаемся хозяевами своей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле. Ведь не зря говорят: « Не имя красит человека, а человек имя»

Список использованной литературы

  1. Есенбаева К., Джанузаков Т. Казахские имена (словарь-справочник), А-Ата:Наука, 1988.

  2. Джанузаков Т. Есіміңіз кім? Ваше имя? А-Ата:Казахстан, 1989.-192 с.

  3. Джанузаков Т.Д. Из истории казахских личных имен. Вестник АН Каз.ССР – Серия филологическая, 1960 №9.

  4. Интернет ресурсы