IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

УДАРЕНИЕ – ДУША СЛОВА
Ларина Е.В.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


«Ударение - душа речи»

Диомед, философ, 4в.

Введение

Часто в семье, в школе, в общественных местах мы слышим речь с неправильной постановкой ударения. Это нарушает красоту нашего языка и режет слух. Ударение в словах – один из главнейших элементов устной речи. В нашем русском языке оно играет исключительно важную роль, так как благодаря ему мы можем различать слова.

О значении слова для общества говорится и в многочисленных пословицах и поговорках:

Человеческое слово стрелы острее.

Пулей попадёшь в одного, а метким словом в тысячу.

Ветер горы разрушает, слово народы поднимает.

Но неверно употреблённое слово, подобно ветру, может и разрушить, исказить мысль. Поэтому мне стало интересным узнать, от чего зависит ударение в словах, как правильно ставить ударение, чтобы речь была грамотной и понятной. Отсюда актуальность проблемы постановки правильного ударения: Проблема правильности речи – одна из актуальных проблем современного общества. Красивая грамотная речь – это показатель образованности, гарантия того, что вас правильно поймут. Поэтому фраза «кто владеет словом – владеет миром» актуальна и в наше время. Ведь грамотность и образность речи – это характерная черта мировых лидеров, дипломатов и других личностей. Сегодня устная речь играет в жизни многих людей более важную роль, чем письменная. Каждый из нас говорит чаще и больше, чем пишет. Понятно, что навыки письменной речи формируются на основе навыков устной речи. Надо понимать, что любые отступления от правил произношения и ударения воспринимаются как отступления от точной передачи мысли, затрудняют общение, взаимопонимание, отвлекают от содержания речи.

Цель исследовательской работы: Узнать, как правильно ставить ударение, чтобы не искажать речь и, становясь грамотнее самой, быть примером другим.

Задачи:

  • Изучить нормы постановки ударения в русском языке, найти различия с

другими языками;

  • Выяснить причины неправильности постановки ударения в устной речи;

  • Выявить наиболее распространенные ошибки;

  • Вызвать интерес к проблеме у сверстников, заинтересовать слушателей;

  • Определить возможные пути решения проблемы.

  • Способствовать повышению орфоэпической грамотности среди учащихся, усвоению норм ударения в языке.

  • Выпустить сборник-памятку о правильной постановке ударения для одноклассников.

Достижение поставленной цели требует различных методов исследования:

  • изучение литературы по данной теме;

  • работа с интернет - ресурсами;

  • работа со справочниками и словарями;

  • наблюдение за устной речью с целью выявления наиболее типичных ошибок, их систематизация;

  • составление теста (проверочного текста) по результатам наблюдений;

  • тестирование одноклассников;

  • анализ результатов, выводы.

Гипотеза:

Предполагаю, что смогу заинтересовать сверстников темой правильной постановки ударения, выпущу буклет-памятку, предложу сборник «Говори правильно», что поможет запомнить часто употребляемые слова, сделать речь грамотнее.

Основная часть

  1. Ударение – выделение голосом какой-то единицы в речи. Не все слоги в слове мы произносим одинаково звучно. Некоторые из них мы особо выделяем среди других. Это явление называют словесным ударением. А если голосом выделить какое-то слово в предложении, то такое ударение называется смысловым, илилогическим ударением.

Также я нашла информацию о видах ударения – эмфатическое, фразовое, синтагменное.

Моё исследование касается словесного ударения, т.е. выделение голосом слога.

Обучаясь в начальной школе, школьники запоминают простое правило:

 

Если слово состоит из двух или более слогов, то один из них произносится с большей силой, с большей длительностью и более отчётливо.

Слог, который произносится с большей силой и длительностью, называется ударным слогом. Гласный звук ударного слога называется ударным гласным. Остальные слоги (и гласные) в слове – безударные.

Знак ударения «/ ́» ставится над гласным ударного слога: стена́, по́ле.

 

Казалось бы, всё очень просто: запомнил правило – применяй.

Но встречаются такие «хитрые» слова, которые ставят в тупик, заставляют задуматься. Как же правильно произносить: творо́г или тво́рог, на́чал или нача́л, догово́р или до́говор и т.д.?

В затруднительных случаях можно и нужно обращаться к словарям и справочникам.

Хотя, ещё сравнительно недавно, 90 лет назад, автор одного из орфографических словарей Д.Н. Ушаков утверждал, что «установленных правил ударения нет».

Действительно, эта область достаточно долгое время была малоизученной. Но прошли десятилетия, и особенности постановки ударения получили научное объяснение.

  1. Исследовав особенности словесного ударения, я нашла много полезной и интересной информации.

Место ударения в слове, оказывается, может зависеть от происхождения слова.

В некоторых языках ударение ведёт себя послушно и тихо – стоит себе на определённом месте.

Например, в венгерском, чешском, латышском языках ударение всегда на первом слоге. В польском – на предпоследнем. В армянском, турецком, французском - на последнем.

  1. А вот в нашем родном русском языке много особенностей постановки ударения. Ударным слогом может быть первый ( бЕлка, лЕтний), второй ( дорОга, красИвый), последний ( инститУт, золотОй), вообще любой слог. То есть, ударение в русском языке разноместное. Но это не значит, что в любом слове при его изменении ударение перемещается. Есть слова, которые имеют неподвижное ударение. То есть при изменении слова, ударение не меняется. Вот пример:

арбУз, арбУзы, арбУзу;

брАт, брАта, брАтья, брАтьям;

досУг, досУгу;

срЕдство, срЕдства,срЕдствам;

тОрт, тОрта, тОрту; тОрты, тОртам ;

шофЁр, шофЁра, шофЁры.

Есть в русском языке слова с неподвижным ударением. В именительном падеже ударение в таких словах падает на корень, а в косвенных падежах – на окончание. Например:

багАж, багажУ, багажА;

гарАж, гаражА, гаражУ

мОрж, моржИ.

Существует в русском языке понятие подвижное ударение. В единственном числе ударение падает на основу, а во множественном – на окончание. Например:

бАл-балЫ; дирЕктор –директорА; шкАф-шкафЫ

Ещё одна разновидность подвижного ударения. В единственном числе ударение на окончании, а во множественном – на основе:

грозА- грОзы; землЯ – зЕмли; козА –кОзы; сестрА- сЁстры; окнО- Окна.

Ударение может отличать одно слово от другого, например, а́тлас – атла́с, а также может быть показателем грамматической формы слова, например, ру́ки – (нет) руки́.

От ударения, поставленного в слове, может зависеть смысл высказывания:

леднИк - огромное скопление льда на поверхности Земли

лЕдник - погреб, где в старину летом хранили продукты

Вот несколько примеров слов, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному. Это омографы:

Атлас - атлАс

мукА - мУка ;

хлОпок - хлопОк,

бЕлки - белкИ ;

зАмок - замОк ;

гвоздИки - гвОздики_

Таким образом, отличительные особенности русского ударения — его разноместность и подвижность. Последняя особенность (подвижность) и вызывает наибольшую трудность в усвоении норм произношения с правильной постановкой ударения.

  1. У ударения есть еще одна интересная черта, о которой я узнала: оно меняется в зависимости от того, какая профессия говорящего, существует некое понятие «профессиональное ударение».

Например,для всех людей правильно произносить «добЫча» . А шахтеры говорят

« дОбыча угля». Для них это правильно, это «профессионализм» - слово, характерное для людей отдельной профессии.

Все говорят «кОмпас», «рАпорт», а моряки «копмАс», «рапОрт». То же самое «Атомная масса» - общепринятое выражение, « атОмная масса» - говорят физики.

  1. И это ещё не все особенности русского ударения.

В некоторых словах целых два ударения! Обычно это сложные длинные слова. Одно ударение – главное, оно более заметно, а второе – второстепенное, менее отчётливо, но всё-таки его можно услышать.

Например, «природовЕдение», «железобетОнный», «чёрно-бЕлый», высокоодарЁнный, вечнозелЁный.

Иногда в некоторых источниках его называют побочным.

  1. Но и это ещё не всё!

Оказывается, существуют слова, в которых вообще нет ударения!

Такие слова называются «клитики».

Союзы, предлоги, частицы являются клитиками.

Например, « на горЕ», «ко мнЕ», « не знАю».

« Главные» слова мы произносим с предлогами слитно, словно они являются одним словом.

Но может быть и другая ситуация: обычное слово теряет ударение и оно «перебегает» к предлогу (который обычно ударения не имеет).

Например, « поверить нА слово», «Нам задали нА дом», « бЕз вести», « бЕз толку», «зА год», « пОд гору».

Я подумала, может, они потому и названы клитиками, что два слова как бы кличут, зовут друг другая, словно играют в бег наперегонки….

Легко запомнить тогда их название.

  1. В ходе исторического развития место ударения в слове изменялось:

Самым удивительным открытием для меня стало то, как менялось ударение в разные времена.

А.С. Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке» пишет:

«Воротись, дурачина, ты к рыбке.

Поклонись ей, выпроси уж Избу…»

Привычное слово «избА» произносилась с другим ударением.

Ещё пример: в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» можно прочитать:

«МузЫка уж греметь устала»

А сейчас мы произносим – мУзыка.

Таких примеров множество в нашем учебнике «Литературное чтение».

При изучении раздела «Поэтическая тетрадь» поэты допускают постановку ударения, непривычного современному, соблюдая при этом рифмовку.

С.Есенин:

У побЕрежья зелёного,

Наклонив головки нежные,

Перешёптывались лилии

С ручейками тихозвонными. («Лебёдушка»)

М.Лермонтов:

Внизу огни дозорные

Лишь на мосту горят,

И колокольни черные,

Как стОрожи, стоят. («Свиданье»)

музЫка- мУзыка ; статУя-стАтуя; геогрАф-геОграф, паспОрт-пАспорт…

Это всё примеры изменения ударения в словах с течением времени.

  1. Заимствованные слова тоже представляют особый интерес.

Слово «паспорт» пришло из Франции. Во французском языке ударение всегда на последнем слоге. И какое-то время все в России говорили « паспОрт».

А потом русский язык переиначил, как ему удобнее, и сегодня мы говорим

« пАспорт».

Интересная история слова «индустрИя».

Оно пришло из французского языка в 30- е годы 19 века и произносилось

« индустрИя» по французским правилам. Тогда это было редкое, не очень употребительное слово. Но в конце XIX века пришёл другой вариант из немецкого языка. И слово стало произноситься как «индУстрия».

Теперь правильным считаются оба варианта. Но чаще употребляется первый.

Но остались слова с неизменным французским произношением:

визави́, парте́р, жалюзи́, диспансе́р, канапе́, консоме́… жалюзи́, монпасьЕ, конферансьЕ.

А вот пример ещё более древнего варианта ударения.

«Пришла беда - отворяй воротА». Поговорка эта старинная. Раньше правильным было ударение на последний слог, а теперь мы говорим « ворОта».

В 40-х годах XX века вышел словарь Д. Ушакова, в котором официально «разрешили» произносить: слУчай, барОметр. А до этого считалось правильным ударение в другом месте.

Большая группа слов в русском языке имеет несколько вариантов ударения.

Лишь некоторые из таких вариантов в литературном языке являются равноценными.

Творо́г и тво́рог

баржа́ и ба́ржа

комба́йнер и комбайнёр

щепо́ть и ще́поть

Чем больше я исследовала в этой области, тем больше находила интересного об ударениях, как оно ставится в различных частях речи, как иногда не подчиняется общепринятым нормам языка, какие бывают слова-исключения…

Многое ещё мне не совсем понятно, наверное, это изучается в старших классах, институтах, университетах теми, кто занимается вопросами языкознания.

Возможно, я тоже когда-нибудь с интересом окунусь в это, а пока мне интересно то, что связано с произношением моих одноклассников, моих друзей, знакомых, родителей.

Часто сами взрослые неправильно произносят общеупотребительные слова, что уж говорить о детях.

Практическая часть

К

Асимметрия, афера, баловать, вероисповедание, взрывчатое, включит, включат, воспринял воспринять, вручат, газопровод, грунтовая, дремота, двоюродный, досуха, звонит, каталог, квартал, к деньгам, в деньгах, джинсовый, обеспечение, оптовый, свекла, диспансер, договор, квартал, каталог, кладовая, колледж, пуловер, создана, сироты, умерший, упрочение, уставный, феномен, ходатайство, ходатайствовать, щавель.

огда я готовила работу и проводила исследование, нашла в интернете видеоролик, где проводился опрос на улицах одного из городов в День русского языка (21 февраля). Прохожим предлагалось прочитать текст, правильно произнеся ударение. Он очень интересен и поучителен. Думаю, всем полезно посмотреть. Подобный лист-опросник с просьбой проставить ударения в словах я вручала взрослым: своим родителям, старшему брату-семикласснику, знакомым, учителям школы:

 

Вывод: тест - опрос показал, что взрослые делают большее количество ошибок, чем те же школьники-старшеклассники.

Конечно, это закономерно, ведь школьники изучают многие слова в школьной программе, так сказать «варятся в этом».

Закономерно, что и среди взрослых, мною опрошенных, самая грамотная категория – учителя.

Кому, как не им учить нас грамотности!

Что и говорить о филологах, о тех, кто изучает сложную науку - языкознание.

Им нельзя ошибаться, они для нас – образец и пример грамотности.

А как же быть с моими сверстниками?

Для того чтобы проверить, как мои одноклассники умеют правильно ставить ударение в некоторых словах, часто встречающихся в разговорной речи, в средствах массовой информации, я провела небольшой текст - опрос.

Ребят попросила расставить ударения в тексте.

Результат печален. Из 26 работ моих одноклассников нет ни одной правильной!

Я обнаружила большое количество ошибок, а особенную трудность вызвали слова: столЯр бАнты баловАть

Проанализировав собранный материал, я пришла к выводу о том, что речь большинства моих ровесников, да и взрослых людей не соответствует орфоэпическим нормам русского языка с точки зрения правильности ударения.

Заключение

Писатель М. Горький писал: «Языковая неграмотность является признаком низкой культуры…»

Любой грамотный человек должен стремиться повысить культуру речи.

Что же делать, как разобраться во всех этих ударениях в таком сложном, но таком интересном родном русском языке, в котором сколько правил, столько и исключений?

С этим вопросом я обратилась к самым грамотным людям: преподавателям русского языка и литературы.

Ответ формулирую так:

Если с французами всё ясно: ударяй себе на последний слог и не ошибёшься, то в нашем русском языке многое приходится заучивать и запоминать. Только так!

Поэтому для лучшего запоминания я создала буклет памяток - запоминалок.

Стихи и картинки лучше воспринимаются зрительно и на слух.

Если такой буклет будет у каждого под рукой и частенько перелистываться, то, уверена, что речь окружающих: и взрослых и детей непременно будет более грамотной.

Гипотеза моя подтвердится временем.

Мне настолько интересно узнавать что-то новое о языке, что в скором времени я займусь вопросом правильного произношения, ведь как только не искажают наш прекрасный русский язык, употребляя всевозможные формы слов и выражения, типа:

Ихняя дочь

Еёшние награды

Едь ко мне

Умылася, оделася…

Иду по колидору

Стери с доски

Ложить на стол

Хочете есть

Ездиют машины

Но это уже будет другое исследование.

Итогом работы пусть послужат простые советы:

Как повысить речевую культуру? Как добиться грамотности, правильного произношения, правильной постановки ударения?

  • Живой интерес к родному языку, чтение художественной литературы, а тем более изучение материалов справочников, работа со словарями способствует развитию правильной речи.

  • Поэтому наличие в домашней библиотеке подобной литературы необходимо, ведь все сомнения в употреблении того или иного слова может развеять словарь или справочник, либо интернет.

  • Важно также ориентироваться и на «живое» слово, на слово, произнесённое человеком с достаточно богатым языковым опытом, и это, прежде всего учителя, в частности учителя-филологи, учёные, писатели и т.п.

  • И, конечно, самоконтроль, анализ своей речи – обязательные условия для повышения речевой культуры.

Грамотность — это мощный инструмент, и с другой стороны — мощное орудие, с помощью которого можно управлять.

Хотите иметь в своем арсенале такой инструмент? Становитесь грамотными!

Использованная литература, источники:

  1. К.С.Горбачевич. Нормы современного русского литературного языка. – М.: Просвещение, 1989

  2. Мир мудрых мыслей. / Сост. Л.Л.Ермолинский, Т.Ф.Ермолинская. – Иркутск: Иркутское книжное издательство «Символ»,1985

  3. Д.Э.Розенталь. Говорите и пишите по-русски правильно. – М.: Айрис-пресс, 2007

  4. Интернет-ресурсы, ссылки: (дата обращения – май – сентябрь 2017)

http://mjusli.ru/psihologija/poznaem-sebya/pravilnaya-rech

http://yourspeech.ru/eloquence/talk/gramotnaya-rech.html

http://vashgolos7.ru/udarenie-v-slovax.html

http://www.kak-sdelat.su/1982-kak-pravilno-stavit-udarenie-v-slovah-russkogo-yazyka.html

http://uchitelslovesnosti.ru/publ/zapominaem_pravila/pravila_v_stikhakh/stikhi_schitalochki_stav_pravilno_udarenie

http://www.7gy.ru/shkola/nachalnaya-shkola/794-stihi-zapominalki-udareniya.html

http://мудрый-гном.рф/

http://pan-poznavajka.ru/

Приложение

Словарик «Говори правильно»

ГОВОРИ ПРАВИЛЬНО!

словарик

А

Г

З

агЕнт

гналА

завИдно

алфавИт

гналАсь

зАгнутый

аэропОрты, им.п. мн.ч.

граждАнство

зАгодя

Б

Д

закУпорить

балОванный,

давнИшний

зАнял

баловАть

дефИс

занялА

балУясь

диспансЕр

зАняло

бАнты,

добелА

занятА

бОроду,

добралА

зАнятый

бралА

добралАсь

заселЁн

бралАсь

довезЁнный

запертА

бухгАлтеров,

дОверху

зАтемно

В

договорЁнность

звалА

вЕрба

дождалАсь

звонИм

вернА

дозвонИтся

звонИт

вероисповЕдание

дозвонЯтся

звонИшь

взялА

дозИровать

знАчимость

взялАсь

докраснА

знАчимый

включЁн

докумЕнт

зимОвщик

включЁнный

донЕльзя

зАсветло

включИм

дОнизу

И

включИт

досУг

избалОванный

включИшь

дОсуха

Иксы

влилАсь

Е

импЕрский

вОвремя

еретИк

инстИнкт

ворвалАсь

Ж

исключИт

воспринялА

жалюзИ

Исстари

вручИт

ждалА

исчЕрпать

воссоздалА

жилОсь

 

К

молЯщий

некролОг

каталОг

мусоропровОд

нЕнависть

квартАл

Н

ненадОлго

киломЕтр

навЕрх

низведЁн

клАла

навралА

нОвости

клЕить

наделИт

новостЕй

кОнусы,

надОлго

нОгтя

кОнусов

надорвалАсь

О

кормЯщий

нажИвший

обеспЕчение

корЫсть

нажитА

обзвонИт

крАлась

назвалАсь

облегчИт

крАны

накренИт

облегчИть

красИвее

налилА

облилАсь

красИвейший

налИвший

обнялАсь

кремЕнь

налитА

обогналА

кренИтся

намЕрение

ободралА

кровоточАщий

нанЯвшийся

ободрЁнный

кровоточИть

нарвалА

ободрЁн

кУхонный

нарОст

ободренА

Л

насорИт

ободрИшься

лгалА

нАчал

обострЁнный

лЕкторы

началА

обострИть

лЕкторов

нАчали

одолжИт

лилА

начАв

озлОбить

лилАсь

начАвший

оклЕить

ловкА

начАвшись

окружИт

лыжнЯ

нАчатый

опломбировАть

М

начАть

опОшлят

мЕстностей

нЕдруг

определЁн

мозаИчный

недУг

оптОвый

освЕдомиться

понялА

столЯр

освЕдомишься

портфЕль

созЫв

отбылА

пОручни

Т

отдалА

послАла

тамОжня

отдАв

прибЫв

тОрты

отключЁнный

прИбыл

тОртов

откУпорил

прибылА

тОтчас

отозвалА

прИбыло

У

отозвалАсь

придАное

убралА

Отрочество

призЫв

убыстрИть

П

прИнял

углубИть

партЕр

прИняли

укрепИт

перезвонИт

принУдить

Ц

перелилА

прИнятый

цемЕнт

плодоносИть

Р

цЕнтнер

повторЁнный

рвалА

цепОчка

поделЁнный

С

Ч

поднЯв

свЁкла

чЕрпать

позвалА

сверлИт

Ш

позвонИт

сверлИшь

шАрфы

позвонИшь

сирОты

шофЁр

полилА

слИвовый

Щ

положИл

снялА

щавЕль

положИть

снятА

щемИт

понЯв

сОгнутый

щЁлкать

понЯвший

создалА

Э

прозорлИва

созданА

экспЕрт

процЕнт

сорИт

 

прожИвший

срЕдства

 

приручЁнный

срЕдствами

 

пОнял

стАтуя