IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ЧАСЫ В АВТОРСКИХ СКАЗКАХ КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ ИЛИ СИМВОЛ ВРЕМЕНИ
Абрамова А.А.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

Актуальность исследования. Общаясь со своими одноклассниками, ребятами чуть старше или наоборот моложе себя, заметила, что некоторые не ценят время или вообще считают, что на него можно не обращать внимание.

Почему складывается такая ситуация в подростковой среде? Что думают по этому поводу взрослые - родители, учителя, писатели?

Почему «часы» сопровождает каждого человека в течение всей жизни, начиная с момента рождения? Каждому новорожденному вписывают в карточку (помимо пола, даты, веса и роста) точное время (вплоть до минут) его появления. Потом по часам мамы кормят своих младенцев, укладывают их спать, гуляют с ними и играют, то есть создают определенный режим, благодаря которому дети, как говорится в сказках «... растут не по дням, а по часам...».

Как оказалось, «часы» очень популярны в сказках разных писателей. С какой целью авторы их используют? Какую они несут смысловую нагрузку и чем являются: художественной деталью или символом времени?

На эти вопросы, как оказалось, нет однозначного ответа, поэтому потребовалось дополнительное исследование.

Цель исследования: определение роли использования «часов» в исследуемых сказках (частота использования, влияние на героев, смысловая нагрузка).

Объект исследования: авторские сказки, в которых встречаются «часы».

Предмет исследования: «часы» как художественная деталь или символ времени.

В соответствии с целью и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:

  1. Изучить, проанализировать и систематизировать мнения учителей, родителей, одноклассников о времени вообще и роли «часов» в их жизни (по специально разработанной анкете).

  2. Подобрать авторские сказки, в которых используются "часы";

  3. Изучить и проанализировать сказки;

Методы исследования:

  • изучение и обобщение;

  • теоретический анализ литературных источников;

  • анкетирование;

  • анализ и синтез.

Глава 1. Исследование отношения ко времени и восприятия времени.

Широко известен феномен изменения масштаба времени, когда, с одной стороны, люди успевают в невероятно короткий срок принять решение и выполнить необходимый объем действий (время для них как бы «растягивается»), а с другой стороны, происходит переоценка протекающего времени, и люди не успевают сделать необходимое – время в этом случае как будто «сжимается».

Ни один человек не может существовать вне времени, оно касается всех и каждого. А вот о том, как воспринимает время каждый человек (взрослый и школьник) в отдельности, мы попытались узнать с помощью заявленных в приложении анкет.

В опросе приняло участие 46 обучающихся 6-х классов и 35 взрослых различных профессий (учителя, юристы, механики, парикмахеры, бухгалтера, кочегары, кассиры, экономисты, менеджеры, домохозяйки продавцы - консультанты и т.д.).

Из 79-ти опрошенных на вопрос: «Что для вас означает время,» - 95% ответили: «я его ценю, я им дорожу», и лишь четверо обучающихся ответили: «Я о нем не думаю».

Интересными оказались ответы взрослых на вопрос: «Считаете ли вы, что у вас в жизни было «потерянное» время?»17 человек или 49% из числа опрошенных ответили «да», мотивируя болезнью, командировками, отдельными неблагоприятными периодами своей жизни, так сказать сложившимися жизненными ситуациями.

На просьбу назвать известные авторские сказки, в которых встречаются «часы», 75 опрошенных назвали «Золушку», 59 человек – «Сказку о потерянном времени», 24 человека – «Аленький цветочек».

На вопрос «Какую смысловую нагрузку несут используемые в сказках «часы»? самым популярным стал ответ о том, что «время является величайшей ценностью и его невозможно остановить и вернуть назад». Так ответили 63 человека.

Таким образом, на восприятие времени влияют различные факторы, в том числе возраст человека, мотивация, эмоциональное состояние, наполненность промежутка времени событиями, характер, темперамент человека и т.п. Существенным фактором, влияющим на процесс данного восприятия, оказывает социальный слой, к которому человек принадлежит.

Глава 2. «Художественная деталь» в литературном произведении

«Самую малую единицу предметного мира произведения традиционно называют художественной деталью, что хорошо согласуется с этимологией слова: «деталь» (франц. «dètail») - «мелкая составная часть чего-либо»; «подробность», «частность». («Введение в литературоведение»Лилия Валентиновна Чернец)

Другими словами, смысл и сила детали в том, что бесконечно малое раскрывает целое. Деталь важна и значима как часть художественного целого. Деталь — это подробность, которую автор наделил значимой смысловой нагрузкой. Художественная деталь может воспроизводить черты быта или обстановки. Кроме того, деталь является одним из средств создания или раскрытия образа персонажа.

Различают следующие виды художественной детали, каждый из которых несет определенную смысловую и эмоциональную нагрузку:

а) деталь словесная;

б) деталь портретная;

в) деталь предметная;

г) деталь психологическая;

д) деталь пейзажная;

е) деталь как форма художественного обобщения.

Особо следует сказать о такой разновидности художественной детали, как бытовая, которая, в сущности, используется всеми писателями. В нашем исследовании это «часы». Среди прочих вещей авторы особо подчеркивают или выделяют эту деталь. Эта вещь несет повышенную смысловую нагрузку, перерастая в символ. Иначе говоря, деталь может приобретать значение многозначного символа, имеющего психологический, социальный и философский смысл.

Глава 3. «Символ» в литературном произведении.

Слово «символ» происходит от греческого слова symbolon, что означает «условный язык». В Древней Греции так называли половины разрезанной надвое палочки, которые помогали их обладателям узнать друг друга, где бы они ни находились.

Символ– предмет или слово, условно выражающее суть какого-либо явления.

Символ заключает в себе переносное значение, этим он близок метафоре. Однако эта близость относительна. Метафора – более прямое уподобление одного предмета или явления другому. Символ значительно сложнее по своей структуре и смыслу. Смысл символа неоднозначен и его трудно, чаще невозможно раскрыть до конца. Символ заключает в себе некую тайну, намек, позволяющий лишь догадываться о том, что имеется в виду, о чем хотел сказать писатель. Наша задача - понять этот скрытый смысл.

Некоторые художественные детали становятся многозначными символами, имеющими психологический, социальный и философский смысл.

И мне удалось это доказать в ходе исследования.

Глава 4. Часы в авторских сказках как художественная деталь или символ времени.

Для исследования были выбраны следующие произведения: «Аленький цветочек» С.Т. Аксакова, «Золушка» и «Сказка о потерянном времени» Е.Л. Шварца, «Сказка о часах» Л.С. Петрушевской, «Город часов» Ю. Раенко.

В сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек» «часы» как художественная деталь появляется практически в конце произведения, когда «...сестры задумали дело хитрое и недоброе...» («Пусть лучше умрёт чудище, чем они навсегда лишатся любимой сестры»). Они взяли да все часы в доме целым часом назад поставили. И когда пришёл настоящий час (час возвращения меньшой дочери к чудищу страшному), «... стало у молодой купецкой дочери, красавицы писаной, сердце болеть и щемить, ровно стало что-нибудь подмывать её, и смотрит она то и дело на часы отцовские, аглицкие, немецкие, - а всё рано ей пускаться в дальний путь».

Добрая и заботливая младшая сестрица противопоставлена черствым и бездушным сестрам. «Что-то душа у меня не на месте, как бы не случилось чего с другом моим сердечным. Вернусь-ка я немного раньше назад». С этими словами повернула девушка три раза кольцо и оказалась в волшебном саду чудища. И успела вовремя! И не только спасла своего доброго друга от смерти, ещё и рассеялись чары волшебные. На ее глазах чудище превратился в прекрасного юношу.

Так, «часы», как художественная деталь, в этой сказке приобретает значение символа. С одной стороны, автор показывает нам, как долго тянутся минуты ожидания (особенно последнего часа перед возвращением к чудищу), а с другой стороны, позволяет нам, читателям, сделать вывод о том, что даже незначительное промедление может привести к непоправимым последствиям, в сказке «Аленький цветочек» - к смерти.

В сказке Е.Л. Шварца «Золушка» часы упоминаются неоднократно. Первый раз, это когда Крестная, провожая Золушку на бал, говорит ей: «Ты должна вернуться домой ровно к двенадцати часам. В полночь новое платье твоё превратится в старое и бедное». Второй раз Золушка замечает часы во дворце во время бала, когда «...подходит к перилам балкона и видит справа от себя на башне большие, освещённые факелами часы. На часах без двадцати одиннадцать» И в этот момент они обещают для неё «ещё целый час счастья». «Целый час и пять минут времени у меня», — говорит Золушка, — «За пятнадцать минут я, конечно, успею доехать до дому. Через час и пять минут я убегу. Конечно, может быть, счастье моё, ты не оставишь меня, даже когда увидишь, какая я бедная девушка!»

Но появляется паж, который сообщает ей печальное известие о том, что по приказу короля во всём дворце часы переведены на один час назад. Это известие становятся для Золушки страшным огорчением. «Золушка протягивает принцу руки, но вдруг раздаётся торжественный и печальный звон колоколов. Куранты башенных часов отбивают три четверти! И, закрыв лицо руками, Золушка бросается бежать».

А когда кучер лихо осаживает коней у самой калитки усадьбы лесничего, в тот же миг раздаётся отдалённый звон часов, бьющих двенадцать.

«Сказка о потерянном времени» Е.Л. Шварца является одним из любимых читателями произведений. Часы в нем появляются также несколько раз, начиная с середины сказки. Первый раз, это когда Петя Зубов рассматривает убранство домика в лесу («Ходики тикают на стене») и ему открывается ужасная тайна. Ночные посетители домика– «не мальчики и девочки, а злые волшебники и злые волшебницы сидели за столом! Вот ведь как, оказывается, устроено на свете: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет. И злые волшебники разведали об этом и давай ловить ребят, теряющих время понапрасну...» Крадут минуты и часы у тех детей, которые имеют обыкновение растрачивать время понапрасну (как большинство из людей!)

Второй раз мы видим часы, когда волшебники считают время. «Подсчитали волшебники время, хотели уже спрятать счеты в стол, но Сергей Владимирович, главный из них, – не позволил. Взял он счеты и подошел к ходикам. Покрутил стрелки, подергал гири, послушал, как тикает маятник, и опять защелкал на счетах. Считал, считал он, шептал, шептал, пока не показали ходики полночь. Тогда смешал Сергей Владимирович костяшки еще раз проверил, сколько получилось у него. Потом подозвал он волшебников к себе и проговорил негромко: «Знайте – ребята, которых мы превратили сегодня в стариков, еще могут помолодеть...»

В этот момент к главному герою Пете Зубову приходит осмысление того, что время является бесценным сокровищем, которое требуется расходовать экономно. А самое главное, что у него есть шанс вернуть детство. «Выбрался Петя из домика. И, не теряя напрасно времени, прячась за деревьями и кустами, побежал, помчался в город искать стариков школьников».

Всех отыскал, но приближается полночь, а «старики бродят по лесу, падают, спотыкаются, а дороги не находят». «Ах, время, время! – говорит Петя. – Бежит оно, бежит. Я вчера не заметил дороги обратно к домику – боялся время потерять. А теперь вижу, что иногда лучше потратить немножко времени, чтобы потом его сберечь».

Но вот и домик «... ребята ... заглянули осторожно в окно. Ходики (появляются в сказке в третий раз) показывают без пяти минут двенадцать». Петя «закрутил» стрелки ходиков обратно, и ребята вновь стали детьми. В этот момент происходит изменение характера мальчика.

Актуальность этой сказки невозможно переоценить: в наш век высоких скоростей встречаются люди, которые не ценят время, теряют его даром и не замечают, как стареют.

Сказка заканчивается такими словами автора: «Они-то спаслись, но ты помни: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет».

В «Сказке о часах» Л.С. Петрушевской часы встречаются 52 раза! Старушка, спрашивающая время у гуляющей девочки, — это волшебница, следящая за правильностью течения времени: она на протяжении основного действия выпускает ночь, чтобы дать отдых белому свету. «Если я умру, умрет день, ты что! — закричала старушка. — Это ведь я каждый вечер выпускаю ночь и даю отдохнуть белому свету! Если мое время остановится, то всему конец!».

Любопытная девочка находит часы своей умершей бабушки, но их нельзя заводить. «Тот, кто завел эти часы, тот завел время своей жизни,» - говорит ее мать. И чтобы спасти мир, не дать умереть дню и своей дочери, мать жертвует собой, ведь часы отмеряют время ее жизни: «Если бы ты сама завела эти часы, ты бы не смогла просыпаться ночью каждый час. Ты бы наверняка проспала и умерла. А я бы не смогла тебя добудиться, ты всегда так не любишь просыпаться. Поэтому я и прятала от тебя эти часы. Но я заметила, что ты их находишь, и мне пришлось самой завести эти часы. Иначе бы ты меня опередила. А я уж постараюсь теперь не проспать. Да и ничего страшного, если я когда-нибудь просплю. Лишь бы ты была жива. Я живу только для тебя. А пока ты маленькая, я должна точно заводить часы. Поэтому отдай-ка их мне».

В самом общем виде часы в этой сказке являются символом времени. Старушка, спрашивающая время у гуляющей девочки, — это волшебница, следящая за правильностью течения времени: она на протяжении основного действия выпускает ночь, чтобы дать отдых белому свету: день чередуется с ночью. Но самое главное, что поддерживается этот порядок, по мысли автора, не волшебными силами, а самими людьми; их отношением друг к другу.

Ход времени для истории — это смена поколений. Порядок в отношениях поколений поддерживается любовью: матери грустно смотреть на часы, которые показывают время смерти её матери, а повзрослевшая дочь, которая научилась любить свою мать, заводит часы и продолжает жизнь на земле.

В сказке «Город часов»молодой писательницы Юлии Раенко часы упоминаются три раза. Впервые, когда главный герой произведения на сумке малыша разглядел «необычный рисунок: на тонкой ткани были изображены часы, стрелки которых двигались».

Оказавшись в городе Часов, он видит множество часов, которые растут на деревьях, похожих на яблони. И более того, он с удивлением узнает, что сюда «за своими часами» прилетают все новорожденные младенцы. «Вы приходите в наш город, чтобы определить своё время на земле. Каждый человек проходит определённый жизненный путь, на который необходимо время».

Третий эпизод связан с одиноко висевшими часами. Как оказалось, это те часы, которые потерял, а вернее своевременно не забрал, Саша. И никто до сих пор их не может забрать, потому что «...нельзя отнимать чужое время. В результате, ты не достигнешь выбранной тобой задачи, потому что она будет по силам другому человеку, а не тебе. А у другого человека, лишившегося своего времени, тоже ничего не получится. В итоге, вы оба проживёте жизнь зря и только в старости вспомните, что когда-то потеряли свои часы».

Здесь, в городе Часов, среди тикающих и звенящих устройств, Саша осознал насколько скоротечно время. Наблюдая за стрелками часов, он почувствовал, что каждая секунда жизни имеет огромную цену.

Заключение

«Ничего не откладывай на завтра - вот секрет того, кто знает цену времени,» - писал французский писатель, учёный, правовед, педагог, публицист и политический деятель Эдуар Рене Лефевр де Лабулэ.

В правоте его слов убеждаешься, когда читаешь заявленные для исследования сказки.

Так, в сказке «Аленький цветочек» показано, что минуты ожидания тянутся очень долго, и даже незначительное промедление может привести к непоправимым последствиям.

В сказке «Золушка» автор нам показывает, что время летит очень быстро, когда происходит что-нибудь радостное и приятное.

В «Сказке о потерянном времени» Е.Л. Шварц доказывает нам, что время является величайшей ценностью человека. Время невозможно остановить и вернуть назад, его только кажется, что много, а на самом деле его всегда не хватает, если человек занят каким-либо делом.

В «Сказке о часах» Л.С. Петрушевской часы представляют собой волшебный предмет, знак времени, его течение и воздействие на человеческую жизнь. Старушка волшебница олицетворяет жизнь всего мира, являясь хранительницей жизненного ритма (день-ночь). Девочка в сказке –это разумный порядок вещей, продолжение жизни на земле.

В сказке «Город часов» главный герой, 3-еклассник Саша, понял, насколько скоротечно время. Наблюдая за стрелками часов, он почувствовал, что в жизни важен каждый час, каждая минута и даже секунда, и мальчик наконец-то осознал, насколько всё серьёзно. Ему была неприятна сама мысль о том, что в старости он будет думать о том, что зря прожигал своё время.

Так что подводя итоги, можно смело утверждать, что часы в жизни людей играют огромное значение. Это наглядно и ярко показали исследуемые произведения, написанные в разные периоды, начиная с 1858 года («Аленький цветочек») по 2009-2010 год («Город часов»), а также мнения взрослых и детей (анкетные данные).

Мы убедились, что «часы» как художественная деталь, по-прежнему, остаются излюбленной и популярной вещью в творчестве писателей. В каждом произведении «часы» (отцовские, аглицкие или немецкие; ходики – небольшие настенные часы с гирями и маятником; большие, освещенные факелами часы на башне; наручные часы; часы, растущие на яблонях, вместо яблок) несут повышенную смысловую нагрузку, перерастают в символ, ярко и образно показывая нам, читателям, что время - это главная ценность человека.

Время — это, что есть у каждого, без чего не обходится ни один человек в мире, и лишь немногим кажется, что у них его с лихвой. В наших силах ценить время, не растрачивать его понапрасну. Экономя время, мы получаем дополнительную возможность творить и познавать. И чем больше мы учимся его экономить, тем быстрее растут наши достижения, тем интереснее и насыщеннее становится наша жизнь.

Тема моей исследовательской работы завершена, но впереди ждет много интересного. Хочется проследить роль «часов» в произведениях русских и зарубежных классиков.

Собранные на сегодняшний день материалы можно использовать как на классных часах, так и на уроках литературы.

Список использованных источников и литературы:

1.Аксаков С.Т. Детские годы Багрова внука. Аленький цветочек. - Олимп, 1998.

2.Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины: учебное пособие для вузов: под ред. Лилия Валентиновна Чернец. - М.: Высшая школа; Академия, 1999.

3.Настоящие сказки Людмилы Петрушевской. - http://www.e-reading.club/book.php?book=85919

4.Раенко Ю. Город часов. - https://www.ozeroskazok.com/skazki-dlia-shkoly/skazki-dlia-shkolnikov/skazka-pro-vremia.html

5.Шварц Е.Л. Золушка. - СПБ.: Советский писатель - СПБ, 1982.

6.Шварц Е.Л. Сказка о потерянном времени. - М.:Самовар, 2005.

7.Энциклопедический словарь юного литературоведа. - М.:Педагогика, 1987.

Приложения Приложение 1

АНКЕТА для взрослых.

Уважаемые взрослые! В связи с подготовкой темы «Часы в авторских сказках как художественная деталь или символ времени», прошу Вас ответить на следующие вопросы.

№ п/п

Наименование вопроса

Предполагаемые ответы

1

Что для Вас означает время?

а) я о нем не думаю

б) я его ценю

в) я им дорожу, его всегда не хватает

г) свой вариант ______________________________________

2

Что такое «часы» для Вас, так ли они необходимы?

а) да, я всегда слежу за временем

б) редко пользуюсь

в) нет, не вижу необходимости

г) свой вариант ________________________________

3

Что для Вас значит «ценить» время?

а) стараюсь рационально использовать каждую минуту

б) быть пунктуальным

в) придерживаюсь режима

г) свой вариант ______________________________________

4

Позволяете ли Вы себе «попусту тратить» время?

а) да, всегда

б) иногда

в) нет, никогда

г) свой вариант _____________________________________

5

Находите ли Вы время для самосовершенствования?

а) да, всегда

б) иногда

в) нет, никогда

г) свой вариант _____________________________________

6

Считаете ли вы, что у Вас в жизни было «потерянное время?» Почему оно случилось?

а) да, когда мне было _________________________________

б) иногда, непродолжительные периоды, потому что ______

в) нет, никогда

г) свой вариант _____________________________________

7

На что Вам не хватает времени?

а) отдых

б) сон

в) свой вариант______________________________________

8

Замечали ли Вы, что время течет по-разному? Почему?

 

9

Назовите авторскую сказку (сказки), в которой (которых) встречаются «часы»

а) «Золушка»

б) «Аленький цветочек»

в) «Сказка о потерянном времени»

г) свой вариант ______________________________________

10

Как Вы считаете, какую смысловую нагрузку несут используемые автором «часы» (можно на примере одной сказки)

а) незначительное промедление времени может привести

к непоправимым последствиям;

б) время является величайшей ценностью человека

и его невозможно остановить и вернуть назад;

в) часы – это знак времени, которые напрямую

воздействуют на течение жизни людей;

г) свой вариант_____________________________

Прошу Вас указать свой возраст (количество полных лет) ____________________________ и свою профессию ____________________________________________________ Спасибо.

Приложение 2

АНКЕТА для обучающихся 6-х классов.

Уважаемые ребята! В связи с подготовкой темы: «Часы в авторских сказках как художественная деталь или символ времени» , прошу вас ответить на вопросы. Спасибо.

№ п/п

Наименование вопроса

Предполагаемые ответы

1

Что такое «часы» для Вас, так ли они необходимы?

а) да, я всегда слежу за временем

б) редко пользуюсь

в) нет, не вижу необходимости

г) свой вариант ___________________________

2

Что для Вас означает время?

а) я о нем не думаю

б) я его ценю

в) я им дорожу, его всегда не хватает

в) свой вариант ___________________________

3

Что по-вашему значит «попусту тратить» время?

а) бездельничать

б) заниматься чем-то бессмысленным

в) читать

г) свой вариант ____________________________

4

Позволяете ли Вы себе «попусту тратить» время?

а) да, всегда

б) иногда

в) нет, никогда

г) свой вариант ____________________________

5

Что для Вас значит «ценить» время?

а) стараюсь рационально использовать каждую минуту

б) быть пунктуальным

в) придерживаться режима

г) свой вариант ____________________________

6

Назовите общее количество часов, которые вы ежедневно тратите на выполнение домашних занятий

а) два-три часа

б) час-полтора часа

в) 4 - 5 часов

7

Находите ли Вы время для самосовершенствования, т.е. для выполнения дополнительных заданий, которые не заданы учителями

а) да, всегда

б) иногда

в) нет, никогда

8

На что вам не хватает времени?

а) отдых, сон, прогулки

б) учеба

в) чтение

г) свой вариант ___________________________

9

Назовите авторскую сказку (сказки), в которой (которых) встречаются «часы»

а) «Золушка»

б) «Аленький цветочек»

в) «Сказка о потерянном времени»

г) свой вариант ___________________________

10

Как Вы считаете, какую смысловую нагрузку несут используемые автором «часы»(можно на примере одной сказки)

а) незначительное промедление времени может привести к непоправимым последствиям;

б) время является величайшей ценностью человека и его невозможно остановить и вернуть назад;

в) часы – это знак времени, которые напрямую воздействуют на течение жизни людей;

г) свой вариант_____________________________

и горя растягиваются чуть ли не на целую вечность. К

, чтобы все было наоборот! Научиться властвовать над временем, поставить его

Приложение 3

Результаты анкетирования взрослых (всего приняло участие 35 человек)

№ п/п

Наименование вопроса

Предполагаемые ответы

Фактические ответы

1

Что для Вас означает время?

а) я о нем не думаю

б) я его ценю

в) я им дорожу, его всегда не хватает

г) свой вариант __________________

-

33 чел.

2 чел.

-

2

Что такое «часы» для Вас, так ли они необходимы?

а) да, я всегда слежу за временем

б) редко пользуюсь

в) нет, не вижу необходимости

г) свой вариант ________________

-

11 чел.

29 чел.

-

3

Что для Вас значит «ценить» время?

а) стараюсь рационально использовать каждую минуту

б) быть пунктуальным

в) придерживаюсь режима

г) свой вариант ______________

21 чел.

17 чел.

5 чел.

Жить и быть счастливой

4

Позволяете ли Вы себе «попусту тратить» время?

а) да, всегда

б) иногда

в) нет, никогда

г) свой вариант ________________

-

30 чел.

4 чел.

Очень редко,

У меня на это нет времени

5

Находите ли Вы время для самосовершенствования?

а) да, всегда

б) иногда

в) нет, никогда

г) свой вариант _________________

7 чел.

25 чел.

-

2 чел. - стараюсь находить по возможности

6

Считаете ли вы, что у Вас в жизни было «потерянное время?» Почему оно случилось?

а) да, когда мне было ____________

б) иногда, непродолжительные периоды, потому что

в) нет, никогда

г) свой вариант __________

3 чел. (когда мне было 13-15 лет, 17 лет)

14 чел. (болезнь, командировки и другие жизненные обстоятельства)

12 чел.

устала

7

На что Вам не хватает времени?

а) отдых

б) сон

в) свой вариант_____________

15 чел.

16 чел.

Хобби, неинтересные дела, на себя, на всё хватает

8

Замечали ли Вы, что время течет по-разному? Почему?

 

22 чел. (с возрастом быстрее, всё хорошее быстро заканчивается)

9

Назовите авторскую сказку (сказки), в которой (которых) встречаются «часы»

а) «Золушка»

б) «Аленький цветочек»

в) «Сказка о потерянном времени»

г) свой вариант ________________

35 чел.

19 чел.

27 чел.

Щелкунчик, сказка о часах

10

Как Вы считаете, какую смысловую нагрузку несут используемые автором «часы»(можно на примере одной сказки)

а) незначительное промедление времени может привести к непоправимым последствиям;

б) время является величайшей ценностью человека и его невозможно остановить и вернуть назад;

в) часы – это знак времени, которые напрямую воздействуют на течение жизни людей;

г)свой вариант_________________

14 чел.

24 чел.

5 чел.

Нужно учиться беречь время и рационально его использовать

Примечание: при анкетировании допускалось два ответа в отдельных пунктах.

Приложение 4

Результаты анкетирования обучающихся 6-х классов (всего приняло участие 46 человек).

№ п/п

Наименование вопроса

Предполагаемые ответы

Фактические ответы

1

Что такое «часы» для Вас, так ли они необходимы?

а) да, я всегда слежу за временем

б) редко пользуюсь

в) нет, не вижу необходимости

г) свой вариант _____

40 чел.

7 чел.

-

Слежу за временем, но всегда пользуюсь часами

2

Что для Вас означает время?

а) я о нем не думаю

б) я его ценю

в) я им дорожу, его всегда не хватает

в) свой вариант ______

4 чел.

17 чел.

29 чел.

Я его ценю и стараюсь правильно им распоряжаться

3

Что по-вашему значит «попусту тратить» время?

а) бездельничать

б) заниматься чем-то бессмысленным

в) читать

г) свой вариант ___________

32 чел.

27 чел.

2

лениться

4

Позволяете ли Вы себе «попусту тратить» время?

а) да, всегда

б) иногда

в) нет, никогда

г) свой вариант _____________

2 чел.

38 чел.

4 чел.

Да, иногда нужно;

5

Что для Вас значит «ценить» время?

а) стараюсь рационально использовать каждую минуту

б) быть пунктуальным

в) придерживаться режима

г) свой вариант __________

25 чел.

14 чел.

17 чел.

Не знаю

6

Назовите общее количество часов, которые вы ежедневно тратите на выполнение домашних занятий

а) два-три часа

б) час-полтора часа

в) 4 - 5 часов

29 чел.

12 чел.

4 чел.

7

Находите ли Вы время для самосовершенство-вания, т.е. для выполнения дополни-тельных заданий, которые не заданы учителями

а) да, всегда

б) иногда

в) нет, никогда

7 чел.

17 чел.

6 чел.

8

На что вам не хватает времени?

а) отдых, сон, прогулки

б) учеба

в) чтение

г) свой вариант ______

24 чел.

3 чел.

11 чел.

Прогулки, безделье, хобби, увлечения, на тренировки, личные дела, на всё хватает!

9

Назовите авторскую сказку (сказки), в которой (которых) встречаются «часы»

а) «Золушка»

б) «Аленький цветочек»

в) «Сказка о потерянном времени»

г) свой вариант _____

40 чел.

5 чел.

32 чел.

Алиса в стране чудес

10

Как Вы считаете, какую смысловую нагрузку несут используемые автором «часы»(можно на примере одной сказки)

а)незначительное промедление времени может привести к непоправимым последствиям;

б) время является величайшей ценностью человека и его невозможно остановить и вернуть назад;

в) часы – это знак времени, которые напрямую воздействуют на течение жизни людей;

г) свой вариант___________

7 чел.

39 чел.

11 чел.

-

Примечание: при анкетировании допускалось два ответа в отдельных пунктах.

Приложение 5

Поэтапный анализ исследуемых сказок.

Сергей Тимофеевич Аксаков «Аленький цветочек»

(сказка была впервые напечатана Аксаковым в 1858 году как приложение к автобиографии «Детские годы Багрова-внука»)

Описание часов

Как часто упоминаются часы в произведении

В какой части произведения

используются автором

Что происходит с героями

Смысловая нагрузка

Часы отцовские, аглицкие или немецкие.

2 раза

Первый раз ближе к концу произведения, когда сестры «все часы в доме целым часом назад поставили».

Второй раз в конце: Настенька «смотрит то и дело на часы».

  • Отец привез Настеньке из дальнего путешествия аленький цветочек. За это должен был вернутся к чудищу или прислать дочь.

  • Настенька попала во дворец к чудищу, полюбила его. Однажды решила навестить отца, пообещав вернуться и опоздала.

  • Сестры взяли да все часы в доме целым часом назад поставили.

  • Чудище от любви Настеньки превращается в принца.

В сказке показано, что минуты ожидания тянутся очень долго. И даже незначительное промедление может привести к непоправимым последствиям.

Евгений Львович Шварц «Сказка о потерянном времени»

(Дата написания 1940 г.)

Описание часов

Как часто упоминаются часы в произведении

В какой части произведения

используются автором

Что происходит с героями

Смысловая нагрузка

Ходики – небольшие настенные часы с гирями и маятником, волшебство совершается, когда часы показывают полночь.

3 раза

Два раза в середине сказки: первый раз, когда Петя рассматривает убранство домика в лесу, второй раз, когда волшебники считали время.

Третий раз – в конце произведения, когда Петя «закрутил» стрелки ходиков обратно, и ребята вновь стали детьми.

  • Ученик 3го класса Петя Зубов не любит учиться. Превращается в старого дедушку, в отчаянии убегает в лес. Узнает секрет волшебников, находит остальных пострадавших детей и переводит стрелки ходиков. Все дети вновь становятся детьми.

  • Волшебники крадут минуты и часы у детей.

Время является величайшей ценностью человека. Время невозможно остановить и вернуть назад, его только кажется, что много, а на самом деле его всегда не хватает, если человек занят каким-либо делом.

Евгений Львович Шварц «Золушка»

(Дата написания 1946 г.)

Описание часов

Как часто упоминаются часы в произведении

В какой части произведения

используются автором

Что происходит с героями

Смысловая нагрузка

Золушка подходит к перилам балкона и видит справа от себя на башне большие, освещенные факелами часы. На часах без двадцати одиннадцать.

2 раза

Часы упоминаются в середине сказки: первый раз, когда Золушка на балконе мечтает еще о целом часе счастья, второй раз, когда она узнаёт, что король приказал перевести все часы во дворце на один час назад.

  • Золушка, попадая на бал, увлеклась общением с принцем, совсем позабыла о времени. И как только начало бить полночь, ей пришлось очень быстро убежать. При этом она потеряла одну из своих хрустальных туфелек.

  • Король приказал перевести все дворцовые часы на час назад, чтобы гости танцевали на балу подольше.

Чудо было временным, в полночь рассеялось. Время летит очень быстро, когда происходит что-нибудь приятное.

Людмила Стефановна Петрушевская «Сказка о часах»

(Дата написания 1989 г.)

Описание часов

Как часто упоминаются часы в произведении

В какой части произведения

используются автором

Что происходит с героями

Смысловая нагрузка

  • Наручные часы

  • Перед тем, как их завели, показывали 16:55

  • После того, как часы завели, со временем шли все быстрее

Слово часы (часики) встречается в тексте 52 раза

Часы в этой сказке пронизывают всё содержание. «Вокруг них» построен сюжет произведения.

  • Девочка в начале произведения эгоистична, жестока, мечтает о часах и никого не слушает, лишь бы носить их. Повзрослев, готова принести себя в жертву ради жизни матери.

  • Мать, бедная женщина, которая завела часы, чтобы спасти от смерти свою единственную дочь.

Старушка каждый день выпускает ночь, давая белому свету отдохнуть, следит за тем, чтобы мир остался жив.

  • Часы – волшебный предмет, знак времени, его течение и воздействие на человеческую жизнь.

  • Старушка волшебница – сохранение ритма жизни, олицетворяет жизнь всего мира.

Девочка – разумный порядок вещей, продолжение жизни на земле.

Юлия Раенко «Город Часов»

(дата написания 2009 - 2010 г.)

Описание часов

Как часто упоминаются часы в произведении

В какой части произведения

используются автором

Что происходит с героями

Смысловая нагрузка

  • На тонкой ткани сумочки крохотного человечка были изображены часы, стрелки которых двигались.

  • В городе Часов повсюду растут деревья, похожие на яблони, только вместо яблок на них растут настоящие часы.

3 раза

Первый раз в середине сказки – часы на сумочке крохотного человечка; второй раз (середина произведения) в городе Часов на деревьях, похожих на яблони; третий раз, в конце сказки, когда Саша увидел «свои» часы, одиноко висевшие на дереве уже 8 лет.

  • Жил-был мальчик Саша восьми лет. В школе он учился плохо, не любил помогать маме и папе. Все дела любил оставлять «на потом». Во время прогулки по парку он забирался на большой дуб, чтобы наблюдать за прохожими, иногда плевался из трубочки в людей шариками из бумаги.

  • Сумочка маленького человечка застряла в ветках дерева. Саша решает помочь и замечает часы на сумочке. Маленький человечек обещает всё объяснить, если Саша отдаст ему сумочку и волшебник показывает мальчику город Часов. Выясняется, что Саша потерял свои часы.

  • Мальчик увидел на дереве одиноко висевшие часы. В его сознании что-то щёлкнуло. Перед ним возник образ человека в строительной каске, в руках которого были чертежи. Саша вспомнил, как любил в детстве строить из песка. В его мыслях родилась идея нарисовать и создать новое здание, в котором будут жить люди.

  • Здесь, в городе Часов, среди тикающих и звенящих устройств, Саша понял, насколько скоротечно время. Наблюдая за стрелками часов, он почувствовал, что каждая секунда жизни имеет огромную цену.

  • Мальчик наконец-то осознал, насколько всё серьёзно. Ему была неприятна сама мысль о том, что в старости он будет думать о том, что зря прожигал своё время.