IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

МИР ШКОЛЬНЫХ ПРОЗВИЩ
Фадеева А.А., Булычёва К.В.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение. На уроках русского языка мы знакомились с группой собственных имен существительных. Имена собственные занимают особое место в языке. Они служат для наименования предмета или лица. Это одна из самых распространенных и важных функций языка. Этой функцией пользуется каждый человек в течение всей жизни. Следовательно, очевидна необходимость изучения и научного осмысления этой функции.

Изучая дополнительную литературу, мы узнали, что в языкознании выделяется особая отрасль – ономастика, которая изучает собственные наименования. Собственные имена людей изучает ее раздел – антропонимика. Исследования ученых в этих областях достаточно широко представлены в научных пособиях, но в школьном курсе русского языка не достаточно информации об именах собственных. Совсем не исследованы причины возникновения прозвищ. При изучении имен собственных в учебнике русского языка 6 класса в разделе лексика мы находим лишь одно, что прозвища пишутся с большой буквы, больше никаких сведений не дается.

Однако изучение прозвищ необходимо, так как прозвища широко распространены в школьной среде. Особенно в подростковом периоде. Иногда они (прозвища) являются причиной разногласий и раздоров школьников, создают трудности в общении, так как школьник может оценивать свое прозвище как обидное.

Это обусловило выбор темы нашей научно-исследовательской работы: «Мир школьных прозвищ».

Мы обозначили

Область исследования – имена собственные как слой лексики, тесно связанный с жизнью каждого человека.

Объект исследования – система прозвищ, существующая в школьном подростковом возрасте в данный период времени.

База исследования – учащиеся 6-8 классов МБОУ СШ №2 г. Димитровграда Ульяновской области. Нас заинтересовала проблема использования школьниками прозвищ

Данную проблему считаем актуальной:

- прозвища являются самым распространенным явлением среди школьников;

- природа возникновение прозвищ интересна, и знакомство с этим явлением может расширить знания о лексическом составе языка, т. е. углубить знания по русскому языку в целом;

-исследование прозвищ школьников позволяет связать лингвистические знания с жизнью, применить имеющиеся знания на практике, повысить наблюдательность (находить интересное и неисследованное рядом с собой);

-работа по теме исследования поможет выяснить отношение школьников к прозвищам и выявить проблемы общения учащихся.

Гипотезу о том что

Прозвища – категория вечная, существует всегда и повсюду, широко распространена в среде школьников, доказывали путём достижения целей задач.

Задачи:

1. Изучить научно-популярную литературу по данной теме;

2. Провести анкетирование с целью изучения особенностей прозвищ; 3. Составить картотеку школьных прозвищ;

4. Выявить, все ли школьники в подростковом периоде имеют прозвища;

5.Установить, каково происхождение прозвищ, когда они появились;

6. Проанализировать отношение школьников к прозвищам.

Этапы исследования. Методы исследования

– изучение научно-популярной литературы, подбор теоретического материала.

– проведение анкетирования, обработка результатов.

– написание научно-исследовательской работы.

Методы исследования:

- метод сбора информации (изучение научно-популярной литературы, наблюдение);

- анкетирование;

-анализ;

- сравнение;

- статистические исследования (подсчет, вычисления).

Теоретические сведенияИз истории собственного имени

Имена людей – часть истории народа. Каждый человек, живущий на Земле, имеет минимум одно имя. Имя человека – своеобразный социальный знак. Им принято дорожить. История знает немало примеров, когда, за право носить то или иное имя или фамилию, шла жестокая борьба. Даже в малоцивилизованных племенах безыменный человек утрачивает многое из своих прав. Простой пример: у индейцев племени квакиютль человек, берущий взаймы, должен оставить в залог не что-нибудь, а свое имя! И пока он долга не вернет, все члены племени считают этого человека безыменным и по имени не называют. Когда родители выбирают имя ребенку, они хотят, чтобы оно было добрым, ласковым, памятным, чтобы, как словесный талисман, призывало быть счастливым и мудрым. Имя дается человеку при рождении, и сам человек никак не определяет, каково будет его имя. В определенный период жизни человеку кроме имени, данного при рождении, дается прозвище. Почему это происходит?

Отличие имен от прозвищ

Собственное имя имеет общее значение, не указывая на отличительный признак людей, носящих одно и то же имя. Кроме того, люди с разными внешними признаками и разными внутренними качествами могут носить одинаковое имя. Связь имени и человека-носителя этого имени весьма неопределенна и приблизительна. Говорящим не известно, почему данный человек назван именно так, а не иначе. Как подтверждение этого отрывок из сказки Л. Кэрролла «Алиса в Зазеркалье»: «- Меня зовут Алиса, и я… - Довольно дурацкое имя! - нетерпеливо перебил её Шалтай. - Что оно означает? - Разве имя должно что-нибудь означать? - спросила озадаченная Алиса. - Вне всякого сомнения, - фыркнул Шалтай-Болтай. - Лично моё имя указывает на ту форму, которая мне присуща. Потрясающая форма! А с таким именем, как у тебя, можно оказаться какой хочешь формы, даже самой уродливой». Прозвище – неофициальное имя человека. В отличие от имени, прозвище отражает реальные свойства и качества человека, фиксирует, таким образом, особый смысл, который имели эти свойства и качества для окружающих. В словаре Сергея Ивановича Ожегова дается такое определение: «Прозвище – название, данное человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству». До принятия христианства на Руси были распространены такие имена, которые отражали различные свойства и качества людей, особенности характера, поведения, речи, физические достоинства и недостатки, время и очередность появления ребенка в семье. Например, в древности (до принятия христианства) у русских были личные имена Медведь, Волк, Заяц, Короб, Ждан, Меньшой и т. п. После принятия христианства подобные имена могли даваться как прозвища: Медведь – крупному сильному человеку, Волк – одинокому и в какой-то мере хищному, Заяц – человеку небольшого роста, трусливому, Короб – плотному, норовящему все копить. Бывали также прозвища по профессии: Токарь, Кожевник, Плотник. Такие прозвища переходили на потомков именуемого и превращались в фамилии.

Особенности прозвищ как языкового явления

Прозвище – явление вечное, оно существует всегда и везде и может возникать в любом коллективе. Даже в случайно собравшейся группе людей (в магазине, на вокзале) кто-либо из присутствующих может легко получить прозвище, выделяясь из общей массы своей внешностью, бросающимся в глаза поведением, подвижностью, речью и т. д. Такие прозвища долго не живут. Люди расходятся, и прозвище забывается. Но там, где люди постоянно общаются друг с другом, прозвища могут быть устойчивыми. Устойчивы прозвища у некоторых людей с характерной внешностью или манерами. Н.В. Гоголь писал: «Выражается сильно российский народ! И если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство, утащит он его с собою и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света, и как уж потом ни хитри и ни облагораживай свое поприще, – ничто не поможет: каркнет само за себя прозвище во всё воронье горло и скажет ясно, откуда вылетела птица». («Мертвые души», т.1, гл.5) Первые в жизни прозвища дети получают от родителей и близких людей. Каждый маленький ребенок наделяется разными именами, ни одно из которых не является его официальным именем (карапуз, егоза, слюнявчик). Существуют персональные прозвища и групповые (семейные, родовые, коллективные). Например, «буквари» (дети начальных классов – коллективное прозвище). Но как возникают прозвища? Исследования ученых показали, что существуют четыре основных принципа происхождения прозвищ: по внешнему виду, по месту рождения, по характеру, по виду деятельности. Но есть и другие номинации: пофизическим, интеллектуальным качествам, по событиям или случаю из жизни. Как правило, прозвище появляется у человека в подростковый период. Прозвища – чрезвычайно важная часть мира детей. Прозвища изобретаются детьми для детей и становятся образцом тонкой и изощренной системы. Функции, которые они выполняют при этом: - выдвижение лидеров микросообщества, - выделение из группы отвергнутых людей,- различение детей с одинаковыми именами, - подчеркивание преемственности по родовой линии, - поддразнивание и унижение, - проявление симпатии.

Практические исследования

1.Фамилия. Имя. Отчество. 2. Класс. 3. Есть ли у вас прозвище? 4. Назовите своё прозвище? 5. Когда оно у вас появилось? (в школе (класс), до школы) 6. Кто дал вам прозвище? 7. В связи с чем оно у вас появилось? (по фамильным данным, по чертам внешности, по черте характера, по родовой традиции, послужил случай, произошедший с вами, другое) 8. Менялось ли у вас прозвище? 9. Считаете ли вы его обидным? 10. Называете ли вы сами кого-нибудь по прозвищу? 11. Давали ли вы кому-нибудь прозвище?12. Как вы относитесь к тому, что у вас есть прозвище? (обижаетесь, не обращаете внимания, с юмором относитесь, гордитесь) 13. Все ли прозвища учеников вашего класса вам известны? 14. Знаете ли вы прозвища детей из других классов?

Собрав и проанализировав информацию (было опрошено 254 учащихся 6-8 классов) по заявленной теме, мы выявили следующее: прозвища имеют 32 % опрошенных, из них обидными их считают 28%. 24% участников анкетирования заявили о необходимости этого явления, остальные разделились следующим образом: 45% определяют прозвища имеющейся ненужностью, а 31 % - равнодушны. Среди критериев, по которым даются прозвища, преобладают особенности фамилии (50%) и имени (22%), а вот внешность и поступки разделили оставшиеся проценты пополам (по 14%).

Предыдущие исследования отмечали повышенный уровень интереса учащихся к даче и ношению прозвищ, то сейчас результаты опроса дают право заявить о снижении популярности этого явления. Наличием прозвища гордятся или считают популярностью 23% опрошенных, а вот неуважением или оскорблением к своей персоне отмечают 54 % учащихся, соглашаются с существованием подобного явления в детском коллективе 31%. Следует отметить, что относительно возрастных – классовых параллелей отличаются показатели отношения к прозвищам как социальному явлению. Так, например, учащиеся 6 классов (102 опрошенных) активно участвуют в определении прозвищ и особенно эмоционально реагируют на их наличие. А вот к 8 классу (в анкетировании приняли участие 65 человек) снижаются показатели активного реагирования на прозвища и отсутствует в них необходимость. Но в каждой параллели основная масса учащихся считает, что «прозвище- это всегда плохо, ведь у человека есть свое имя».

Как прозвища влияют на детей? (мнение школьного психолога)

Прозвище, может быть, как приятным для человека, так может и нанести ему ужасную психологическую травму. Но главное- эта реакция самого человека на прозвище.Зависит она от темперамента человека- меланхолик, к примеру, будет плакать, а холерик полезет в драку, а также от отношения с человеком, давшим прозвище. В основном, прозвища появляются в переходном возрасте, когда человеку очень важно общение с другими, и прозвищный обмен становится своеобразной игрой. Но иногда прозвище так прикрепляются к человеку, что мало кто зовет его по имени, и имя, самого себе содержащее эмоциональную окраску, отходит на второй план.Прозвище- это не всегда плохо, ведь у человека есть свое имя.

  • Советы:1. Не поддавайся эмоциям, не обращай внимания на обидные слова;2. Научись отвечать обидчику так, чтобы у него больше не возникало желания к тебе приставать;3. Подойди к обидчику и спроси, почему он так говорит о тебе;4. Никогда не обижай другого, не наделяй его прозвищем, ведь и ты можешь оказаться на его месте.

Вывод

Как и многие другие социальные явления, система прозвищ, вероятно, является не только формой солидарности, но и источником иных форм социальной активности, например, поддразнивания и унижения. Одно и то же прозвище может служить проявлением симпатии и быть средством оскорбления. Хотя и оскорбление выступает своего рода признанием, в таком случае те, кому отказано в прозвище, не признаны вовсе или постеснялись признаться в его наличии.

Прозвища даются в разные периоды жизни, и чаще всего известны довольно ограниченному кругу людей. Например, как показали исследования, только коллективу класса или только друзьям. Некоторые имеют несколько прозвищ, каждое из которых связано с принадлежностью к той или иной группе.

Кто придумывает прозвища? Существует некто, кому детским коллективом дано своего рода право на присвоение прозвищ. Попытки всех остальных придумывать прозвища, как правило, оканчиваются неудачей.

Прозвище, может быть, как приятным человеку, так и нанести ему ужасную психологическую травму. Но главное - эта реакция самого человека на прозвище. Как мы видим, это явление неискоренимое, следовательно, необходимо научиться контролировать свои эмоции.

Список используемой литературы

  1. Гоголь «Мёртвые души».- М., 2004.

  2. Горбаневский М.В. В мире имен и названий. – М.,1983.

  3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.,1984.

  4. Кодухов В.И. Рассказы о синонимах. – М.,1984.

  5. Кэррол «Алиса в Зазеркалье»

  6. Розенталь Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М.,1976.

  7. Суслова А.В., Суперанская А.В. Современные русские фамилии. – М.,1984.

  8. Тайная власть имени. В.А.Миронов.- М.,2000.

  9. Учебник Русского языка 6 класс: Разумовская М.М Львова С.И. Капинос В.И. Львов В.В.

Издание: М.: Дрофа, 2014

  1. Шанский Н.М. Слова, рожденные Октябрем. – М., 1980.

  2. Школьный фольклор А. Ф. Белоусов

  3. Языкознание. Сусанина, Акуленко.

13