IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

РУССКАЯ ПЕЧЬ-ЦАРИЦА ДОМА
Кадошникова Н.О.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


I.ВВЕДЕНИЕ.
  1.  
    1. Актуальность проблемы.

В современной России сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре. В наши дни мы испытываем потребность в духовности и нравственности. Русскую печь можно по праву считать гордостью русского народа. Это я поняла, когда осенью на первых каникулах побывала в селе Бугрово Псковской области, где впервые увидела настоящую русскую печь и услышала подробный рассказ о русской печи. Русская печь - уникальное явление восточнославянской материальной культуры, самый предметный и яркий символ русского духа. Изучая творчество А.С. Пушкина, мы также побывали в усадьбе Михайловское, где есть печи с изразцами в барском доме и уникальный домик няни Арины Родионовны. В этом домике тоже – русская печь. А какой язык! Какие названия составляющих частей печи и того, что с ней связано! Сразу вспоминается Емеля из русской народной сказки «По щучьему веленью», который едет на печи. И становится понятным смысл этого путешествия. Тепло, светло, чисто и сытно. Русская народная культура обладает огромной художественно-воспитательной ценностью: формирует вкус, способствует изучению исторических фактов. Это самобытная культура, поэтому, чтобы больше узнать о русской печи, мы отправились еще в музей «Русской печки» в Этномир. Там находится самая большая в Европе печь. Это очень красиво! А еще там можно было сравнить русскую и украинскую печи.

Актуальность выбранной темы имеет большое значение и в школьном образовании и воспитании. Знакомство с фольклором (корневой основой всего национального «древа» культуры), основанном на жизнестойкости родовых начал, таких, как связь с природой, исторической памятью, этнической традицией, - наиболее верный шаг к формированию национального самосознания, один из важнейших факторов эстетического развития и нравственного воспитания школьников. Известный русский педагог В.Н.Сорока-Россинский писал: «Надо, чтобы школьник с ранних лет, слышал свою родную песню и привык чувствовать в себе кровь своего народа и всё то, героическое и высокое, что таится в народной душе…».[7]

Русская народная культура, изучение быта русского народа и воспроизведение его в лексике возвращает нас к своим корням, дает возможность узнать о жизни предыдущих поколений. И чем больше мы узнаем о русском слове, тем больше гордимся своим талантливым народом, своей Родиной.

  1.  
    1. Предмет и объект исследования.

Предметом исследования является русская печь, ее строение и применение в жизни русского народа. Объект исследования – лексика. Слова, связанные с русской печью и особенностями ее строения, а также русский фольклор (пословицы и поговорки) и его роль в современной жизни.

  1.  
    1. Разработанность исследуемой проблемы.

В своей исследовательской работе я поставила себе задачу выяснить, какова роль русской печи для народа, в чем особенности ее строения, какова их роль для народа.

Изучая теорию вопроса, я ознакомилась с рядом описаний русской печи, статьей В. Грушина, книгой Узнала историю появления печи, даже инструкцию строительства. Ознакомилась с определением слова «печь» в разных словарях. Узнала этимологию происхождения слова «печь».

Для исследования темы я обратилась и к русской пословице и поговорке, т.к. в них содержится народная мудрость и память. А какое огромное количество пословиц было найдено, которые так или иначе связаны с этим удивительным изобретением русского ума, русской печью!

1.4. Гипотеза (ожидаемые результаты).

  1. Современное поколение не понимает значимости народной печи, потому что русские печи практически не используются широко в быту городского человека.

  2. Русская печь не только устройство для приготовления пищи и обогрева жилья, но и душа русского дома и народа, а знакомство с традициями влияет на развитие духовного мира человека, его интеллекта, творческих способностей, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре, помогает понять русский национальный характер.

1.5. Цель работы.

Сегодня наблюдается пристрастие ко всему «брендовому», западному, к введению в лексику иностранных слов и выражений, что является оторванностью от русского, национального. Русская печь и изучение лексики, связанной с ее составляющими, часто не востребована. А именно это играет большую роль в формировании общечеловеческих ценностей. Вот почему цель моего исследования - сформировать устойчивый интерес к русской печи, показав роль лексики, пословиц для понимания загадок русского национального характера. По моему мнению, моя работа также будет способствовать:

  1. Возникновению интереса и бережного отношения к истории русского языка и культурному наследию нашего народа.

  2. Воспитанию любви и уважения к русскому фольклору, и, следовательно, любви к Родине.

  3. Возникновению заинтересованности в изучении родного языка, поэзии, литературы и истории.

  4. Возникновению желания для развития творческих способностей и возможности самовыражения.

1.6. Задачи исследования.

  1. Проанализировать отношение одноклассников к русской печи.

  2. Узнать, что такое русская печь.

  3. Описать составляющие русской печи.

  4. Проанализировать этимологию слов, составляющих русской печи.

  5. Классифицировать русские пословицы со словом печь и составляющими печи.

  6. Доказать, что русская печь имеет большое значение для духовного становления русского народа.

1.7. Методы решения задач.

Для решения поставленных задач я использовала информационный поиск сведений, сравнительный анализ строения русской печи и украинской, а также метод опроса – анкетирование, которое проводилось в школе на уроке русского языка в присутствии анкетера (автора работы). Анкетирование проводилось в МБОУ Одинцовской лингвистической гимназии в 5 и 10 классах. Количество опрашиваемых составило 48 человек. Каждому опрашиваемому была предоставлена анкета для самостоятельного заполнения, которая содержала четыре вопроса, три из них с вариантами ответов. (Приложение 1)

II.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.

2.1.Что такое русская печь

Из экскурсий я узнала, что русские печи появились на Руси в начале 15 века и стали основным, а для крестьян, единственным средством отопления и приготовления пищи. Делали их из глины, и назывались такие печи глинобитными курными очагами. Изначально, эти печи не имели домовых труб, то есть, топились «по-чёрному», именно поэтому, они назывались курными, так как печь действительно курилась. Большой огонь в ней нельзя было развести, рискуя поджечь деревянное подпечье, да и сам дом. Дым заполнял всё помещение, ведь трубы у печки сначала не было, и выходил наружу через верхний притвор приоткрытых входных дверей.

В курной избе никогда не было тараканов и клопов. Учёные полагают, что топка по-чёрному была так же эффективным средством борьбы с эпидемиями. Может быть, поэтому страшная эпидемия чумы, разразившаяся в своё время в Европе, менее всего коснулось Руси. Сразу вспомнилась избушка на курьих ножках. И совсем они не куриные, и совсем нет их у избушки. Просто изба курилась, дымилась, когда топилась. Вот это было моим открытием!

Так продолжалось почти до середины 15 века, когда в стенах стали делать небольшие отверстия для выхода дыма. После топки печи, эти отверстия заволакивали, то есть закрывали деревянными заслонками, поэтому их и стали называть волоковыми окнами.

Топили печи и «по-серому», дым выпускали на чердак, откуда газы постепенно уходили через слуховые окна и прорехи в кровле. Курные печи таили в себе большую опасность и не редко они служили причиной пожара, по тем временам, одного из самых страшных бедствий. В 1571 году был издан особый приказ, запрещающий топить печи с весны до самой стужи, готовить пищу и печь калачи предписывалось в надворных русских печах.

Проходило время, и люди придумывали, как бы сделать очаг более удобным, и печь со временем стала меняться.

На исходе 15 столетия, московские печники изобрели новый способ отвода удушливых дымовых газов. Над устьем горнила появился колпак – дымосборник, а его верхней части, возвышающейся над крышей, стали придумывать затейливую форму. Новые дымники усилили тягу, улучшили горение, но вот незадача – они стали причиной снижения тепла (часть тепла уходила в трубу) и частых пожаров, так как первые трубы делались из дерева. Требовалась безопасная кирпичная труба, но она, в то время, была по карману лишь людям весьма состоятельным.

2.2. Строение, устройство русской печи

Как устроена русская печь я тоже узнала на экскурсиях в село Бугрово и Этномир. Сложить хорошую белую печь было делом не простым. Сначала прямо на земле устанавливалось опечье – это небольшой деревянный сруб. Он был фундаментом печи. На опечье настилали доски, на которых выкладывалось днище печи – под. Над подом из камня или кирпича сооружался свод печи.

Русская печь со временем приобретала массу удобных приспособлений. Например, шесток – полочку перед устьем печи, на которой хозяйка могла держать в тепле приготовленную пищу. В боковой стене печи делались неглубокие ниши – печурки, где обычно сушили мокрые рукавицы и лучину для растопки. В тёплом опечье в холодное время держали домашнюю птицу. От печи по верху под потолок приделывались полати. (Приложение 2)

Обычно печь начинали топить с середины октября (с. Покрова) и топили до апреля. На печи был устроен лежак. Спали ногами на печи, а головой в прохладе, если же было холодно — можно было и полностью лечь на лежак. Рядом с печью строился голбец, в котором хранили домашнюю утварь.

2.3. Слово печь в русском языке.

На экскурсии в Этномире «Печка топит, печка греет» (Приложение№3). Я узнала, как называется каждая деталь в русской печи, посмотрела и потрогала предметы домашней утвари, с помощью которых хозяйка готовила обед. На этой экскурсии я увидела, что печь на Украине существенно отличалась от русской печи. Она отличалась не только своей конструкцией, но и внешним видом. На Украине печь расписывали, причем эта роспись была не простой, а служила оберегом дома и семьи. Это свидетельствует о том, что люди относятся к печке как к святому месту, которое им помогает в жизни. Что же значит русское слово «печь»?

Впервые в русском языке глагол «печь» встречается в памятниках литературы, относящихся к X в.

Глагол «печь» происходит от древнего индоевропейского корня и встречается во множестве языков. Это слово имело (и сейчас имеет) множество значений: приготавливать пишу путем прогревания ее в печи или на огне; обжигать что-либо; обдавать сильным жаром.

Родственными являются:

Украинское – пекти.

Белорусское – пячы.

Польское – piec.

Производные: пеку, припекать. [10]

В словаре современного русского языка Ожегова В.И. описано прямое назначение печи - это «сооружение для отопления помещений и приготовления пищи». На мой взгляд, такое определение русской печи полностью не раскрывает ее полное предназначение и не показывает значимость этого предмета для русского народа. [3]

Я обратилась к этнолингвистическому словарю Н.И. Толстого, в котором, на мой взгляд, описано более широкое значение слова «ПЕЧЬ» - у восточных славян средоточие семейно-родовых ценностей, источник жизни и здоровья, вместилище сакрально чистого огня». [9]

Определение Толстого частично подтверждает нашу гипотезу, что русская печь не только греет и варит, а является символом особого крестьянского мироустройства и мироощущения. Этимологически «слово ПЕЧКА, имеет смысловое значение «ЗАБОТА». Отсюда слова: ПОПЕЧЕНИЕ, ОБЕСПЕЧИТЬ, ОПЕКА, ОПЕКУН, ОПЕКУНСТВО, ПОПЕЧИТЕЛЬ.

При изучении лексики, связанной с русской печью (Приложение № 2) мы обнаружили, что слова составляющих русской печи и особенно слово «печь» очень часто употребляются в пословицах и поговорках русского народа, которые открывают нам внутренний мир русского народа. Чтобы правильно трактовать пословицу, прежде всего необходимо знать значение слов их этимологию. К сожалению, с течением времени многие предметы русского быта исчезают, и мы порой можем только догадываться для чего служила та или иная деталь русской печи. Слова в русских пословицах и поговорках имеют часто не прямое, а переносное значение.

Ш.Практическая часть.

3.1.Классификация пословиц

В России пословицы и поговорки на протяжении многих веков отражали быт русского народа. Они передавались из уст в уста, таким образом, подрастающее поколение знакомилось с обычаями и законами своего народа. Пословицы и поговорки отражали всю мудрость и опыт предков, их отношение к природе и окружающим людям. Понимая значение поговорок, мы можем понять уклад жизни предков, заглянуть в прошлое. Из разных источников мы отобрали пословицы и поговорки со словом печь, так же нам встретились пословицы и поговорки со словами, имеющими отношение к печке русской. Проанализировав наш материал (Приложение 4), мы разделили пословицы и поговорки по следующим темам:

  1. В первую группу мы выделили пословицы, говорящие нам о том, что «печь»- это центр дома. «Догадлив крестьянин – на печи избу поставил», - на Руси сначала ставили печь, а уж потом дом. И ни один крестьянин не представлял дома без печи, и о ней говорили только добрые и ласковые слова: «Добрая то речь, что в избе есть печь».

  2. Пословицы, характеризующие положение женщин в семье:

В пословицах и поговорках русского народа описывался быт, роль женщины в доме отражается противоречиво. В своей книге И. Даль объединяет в одну группу противоположные явления жизни. В пословицах, имеющих отношение к печи, говорится о женской доле, далеко не легкой и радостной: «Бабе дорога от печи до порога», «Бабье воля - печь да поле», «Невестой прелестна, а женой — кочерга», «А невесте на свадьбе велели на печи лежать», «Свекровь на печи, что собака на цепи».Но есть и пословицы, которые прославляют женщину: «С ухватом баба – хоть на медведя!», «Девка - хват, выросла в ухват», «Мети, мети, да из избы не выноси, а сгребай под лавку да клади в печь, чтоб дымом вынесло», «У плохой бабы муж на печи, а хорошая сгонит в ночи». В этих пословицах русский народ подчеркивал, что женщина в семье – хранительница мира и добра.

  1. Из некоторых пословиц понятно для чего еще использовали русскую печь: «Вылезай, кот, из печурки: надо онучи сушить», «Бабушка на печь, а дед по дрова», «Бабушка у бражки, дед на печи». В этих пословицах отражено, что печь использовали для сушки одежды, на ней лежали и спали. Спали на русской печке, на лежанке, обычно пожилые люди и маленькие дети.

  2. В эту группу мы выдели пословицы, в которых упоминались гости. Русский народ всегда славился своим гостеприимством. Гости в доме всегда ассоциировались с праздником. «Дрова в печи развалились - к гостям», «Полено из беремени вывалилось - нечаянный гость», «Уголь из печи упал- гости на двор», «Огонь в печи погас- нечаянный гость», «Головня на шесток упала- нечаянный гость», «Гости на печь глядят- видно каши хотят».

  3. В подтверждение нашей гипотезы следует отметить, что слово «печь» имело особое место в жизни русских людей, мы встретили пословицы и поговорки, в которых люди «Печь» одушевляли, наделяя ее человеческими качествами: «Ходи изба, ходи печь, хозяину не прилечь», «В бане веник - хозяин, в печи - кочерга», «Печка нежит, а дорожка учит», «Кочерга в печи хозяйка», «Печь греет и варит, печёт и жарит. Она накормит, обсушит и порадует душу», «Печь нам мать родная».

  4. В древние времена не было Гидрометеоцентра, и тут на помощь приходила печка. Наша русская печь помогала людям определять погоду, об этом свидетельствуют пословицы: «Сильная тяга зимой- на мороз, слабая на сырую погоду», «Дрова в печи дымят, плохо горят -к оттепели», «Уголье на загнетке само разгорается- к морозу», «Кашица в печи румянится –летом к дождю, зимой ко снегу».

  5. В следующую группу мы выделили пословицы, которые отображают характер человека и отношения в семье. «У ленивого и крыша течет, и печь не печет», -ленивых не любили на Руси и всегда осуждали. «Молод — в холод, стар — на печь», «Корми деда на печи: и сам будешь там», - почитание старших. «Поднял морду, и кочергой не достанешь», «Не по носу табак, не по печке заслонка», - у русских людей всегда ценили простых и добродушных, а тех, кто задается, зазнается, - осуждали. «Нет дыму без огня», «На злой жене одна только печь не побывает», «В доме, где дымит печь, прожить можно, а где злоба пышет – не проживёшь», «Чёрной совести и кочерга виселицей кажется»,-злых людей высмеивали. Очень мне понравилось выражение о никчемном человеке, лентяе: «Сам на печке, нос в горшочке, а язык на печке». О слабом и безвольном говорили: «Всем бит, и о печку бит, разве только печкой не бит». А если человек взялся не за свое дело, то над ним подшучивали: «Петр в печке пек печенье, да перепек всю выпечку».

  6. В отобранных нами пословицах очень часто упоминается о падении с печи - «Постился, постился — обессилел, да и с печки скатился», - о человеке, который довел себя до самоистязания и был согнан с почетного места; «Врал — черт с печки упал», -о заядлом лгуне; «В кои-то веки удалось коту с печки спрыгнуть, и то лапки отшиб» - о хвастуне, который взялся за дело, но не смог его хорошо выполнить. Падение с печки было не к добру.

  1. С помощью пословиц приучали младшее поколение к труду.

«Хочешь есть калачи, так не сиди на печи», «На печи не храбрись, а в поле трудись», «Не печь кормит, а руки», «Печь натопи и спокойно спи», «Бог не пошлёт калачи, если лежать на печи».

  1. Календарная тема присутствует в пословицах и поговорках, связанных со словом «печь»: «В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся», - в октябре начинали топить печь, солнышко уже не так грело. «В Рождество на крылечке, на Пасху у печки». На Рождество люди колядовали, а на Пасху всегда проводили время у печи: пекли пироги, булки, готовили много еды, так как праздник Пасха всегда предполагает обильное застолье.

  2. Пословицы и поговорки про семью, детей, соседей. «Печке скажешь - стена поймет», - много народу жило в русской избе, пожаловаться можно было печке и рассказать ей все сокровенное. «Две головни и в поле горят, а одна и в печке тухнет», - много детей было в семьях. «Человека узнаешь, когда из семи печек с ним щей похлебаешь», -в разных ситуациях можно узнать человека и понять его истинную сущность.

3.2.Анкетирование

Результаты опроса показали, что дети разных возрастных категорий 5 класс и 10 класс не знают значения слов, имеющих отношение к русской печке. 5% из опрошенных видели русскую печь «вживую», 1 % никогда не видели, 94 % ребят видели русскую печку только на картинках или в фильме. Никто из опрашиваемых (100%) не дал правильного объяснения слову «печурки». Никто из ребят не ответил правильно, что такое «рогач». На последний вопрос 100% ответили правильно, что ПЕЧЬ служит для обогрева дома и в ней готовят еду.

IV. Заключение.

  1.  
    1. Результаты исследования

В результате проделанной работы я получила много знаний, которыми готова поделиться со своими сверстниками. Я сделала для себя много открытий: увидела настоящую русскую и украинскую печи, познакомилась с их устройством, узнала, в чем и как готовили в русской печи, даже отведала пирогов из настоящей печи. Я собрала большое количество пословиц, связанных с печкой, проанализировала их и поняла, что моя гипотеза подтвердилась: в сознании русского народа русская печь была тесно связана с родным домом, семьей и предками. «Печь нам мать родная», - говорили наши предки.

  1. Анкетирование разных возрастных групп (5 класс и 10 класс) показало, что современное поколение не знакомо с устройством русской печи и слово «печь» имеет для них лишь прямое значение. Дети XXI века и не задумываются, что в слове «печь» скрываются традиции, культура и нравственность наших предков, которыми мы так гордимся.

  2. Проанализировав пословицы и поговорки, связанные с русской печкой, мы можем смело утверждать, что «ПЕЧЬ» является отражением внутреннего мира и состояния русской семьи и славянской культуры в целом. Русский народ с большим уважением относится к печке, называя ее «матерью родной». А что может быть ближе родной мамы?!

4.2. Выводы и рекомендации

Мы можем сделать вывод, что роль печи в жизни русского народа велика и многогранна, и мы увидели в пословицах и поговорках особое отношение русского народа к русской печке. Без печи и дом не строили, ведь было выражение у русского народа «плясать от печи». Печь не только кормила и грела в суровые морозы, но и предсказывала погоду, помогала учить младших труду, а также почитать старших. Печке даже приписывались человеческие качества, соответственно, для русского народа она была живой и даже в некоторых моментах священной, поскольку располагалась она в избе напротив красного угла. Для сохранения русских традиций и большего понимания исконно русского характера мы рекомендуем ближе познакомиться с русской печкой, и тогда перед вами откроется другой, новый мир, наших предков. Мы станем лучше понимать, откуда взялись такие чудесные сказки А.С.Пушкина, который очень любил ходить в простые деревенские избы и слушать присказки молодых девиц у русской печки.

Список используемой литературы

  1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка, – М.: Дрофа, 2004.

  2. Даль В. Пословицы русского народа, – М., Художественная литература, 1997.

  3. Ожегов В.И. Толковый словарь русского языка, - М.: Мир и Образование, Оникс, 2011

  4. Русские пословицы и поговорки, – М.: Художественная литература, 2000.

  5. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. - М., 1837-1839. Вып.1-4.

  6. Семенова М. Мы – славяне! –Спб.: Азбука – Терра, 1997.

  7. Сорока-Росинский В. Н. Педагогические сочинения / сост. А. Т. Губко; Акад. пед. наук СССР. — М. : Педагогика, 1991.

  8. ТарабаринаТ. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки, – Ярославль, 1997.

  9. Толстой Н.И. (общ. ред.). Славянские древности: этнолингвистический словарь в 5 т. -М.: Междунар. отношения, 2012.

  10. Этимологический словарь русского языка. М.: Русский язык от А до Я. Издательство Москва 2003

Интернет ресурсы:

  1. www. pechka.su

  2. https://lexicography.online/etymology

  3. http://sbornik-mudrosti.ru/

Приложение 1

Анкета

  1. Видели ли вы русскую печь?

а) да видел(а) вживую

б) нет никогда не видел(а)

в) видел(а) только на картинке или в фильме

  1. Как вы можете объяснить слово «печурки».

______________________________________________________________________________________________________________________

  1. Для чего нужен ухват или рогач?

а) не знаю, что это такое

б) инструмент для подачи сковороды в печку

в) инструмент для подачи чугунка в печку

4. Для чего служила русская печь у наших предков?

а) в ней готовили пищу

б) в ней мылись, иногда она заменяла баню

в) русская печь обогревала дом

г) с помощью печки люди лечились

д) иное_______________________________

Уважаемый ученик! Для написания исследовательской работы «Русская печь-царица дома» мне нужна твоя помощь, прошу ответить на 4 вопроса. Спасибо за помощь,

Кадошникова Надежда

Приложение 2

Названия составляющих русской печки

  • опечек - деревянный сруб в основании печи;

  • массив - собственно кирпичная масса печи;

  • горнило - основной элемент печи, в которой собственно сгорает топливо (иначе оно называется - топливник);

  • под или лещадь - дно горнила. На него укладываются дрова; также прямо на поду часто готовится пища (подовый хлеб, и не только);

  • свод - верхняя часть горнила, поднимающаяся сводом. Над сводом обычно укладывается большой теплоёмкий массив из кирпича или другого материала. В крайнем случае, это может быть слоистая структура из глины и специальной засыпки;

  • щёки - передняя стенка горнила, в которой есть отверстие (устье);

  • устье - отверстие, через которое впод закладываются дрова или другое топливо или устанавливается посуда. Устье обычно ниже, чем высота свода. Над отверстием устья устанавливается так называемый порожек - верхняя стенка, которая мешает выходить газам и нагретому воздуху;

  • шесток - специальная площадка перед устьем. На неё обычно ставится посуда, которую только извлекли из устья или, наоборот, только собираются туда ставить. Служит как вспомогательный стол при приготовлении пищи. Шесток также мог использоваться, как отдельная плита для готовки (скажем, в тёплое время, когда не было нужды топить печь целиком);

  • подшесток - неотапливаемая ниша под шестком. Обычно служит для хранения посуды;

  • печурки - ниши в массивной кладке печи. Увеличивают площадь поверхности печи и эффективность теплоотдачи. Также используются для хранения трав, грибов или посуды; в печурках сушили варежки, валенки.

  • подпечек (подпечье) - большая полость под подом, внутри опечья. Там обычно хранились дрова для следующих топок, там же порой спали домашние животные (кот под печкой - классический русский образ уюта);

  • перекрыша - верхний слой кирпичей, который обычно располагался над засыпкой или массивом. Именно там обычно делалась лежанка. На лежанке спали старые и малые.

  • хайло - приспособление для принудительного выпуска дыма в трубу, нужно для печей, над шестком которых расположен улавливающий дымовые газы колпак.

  • вьюшка - круглая покрышка, вкладываемая в печную трубу для прекращения тяги воздуха.

  • кочерга – инструмент русской печи для лучшего укладывания дров в огне, перемешивания углей, очистки печи;

  • печной совок - для очистки печи от золы;

  • ухват или рогач – инструмент русской печи, с помощью которого ставили и доставали из печи чугуны;

  • чапельник – инструмент русской печи, с помощью которого хозяйка перемещала сковороды;

  • сковороды и чапелы- это сковороды без ручки, ставили их в печь с помощью чапельника;

  • садник - деревянная лопата для посадки и доставания из печи хлеба и выпечки;

  • чугуны – чугунная огнестойкая посуда, в них можно тушить, варить, парить;

  • корчаги - глиняная посуда для нагрева воды;

  • крынки (кринка) – в них топят молоко;

  • утятницы (гусятницы) – предназначена для тушения мяса, овощей, птицы;

  • противень или судок - для жаренья или выпекания, аналог сковороды;

  • помело – предмет для обметания пода перед посадкой на него хлеба;

  • ометалочка – предмет для обметания от золы и сажи шесток;

Приложение 3

Посещение экскурсий

Приложение 4

Список пословиц и поговорок со словом «ПЕЧЬ» и ее составляющих

  1. Бабы через улицу из окна в окно горшки ухватом передают (так узка улица).

  2. Баба с печи летит, семьдесят семь дум передумает (со страху).

  3. Баба, что глиняный горшок: вынь из печи, он пуще шипит.

  4. Бабья дорога - от печи до порога.

  5. Бабий язык — чертово помело.

  6. Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник

  7. Бог не пошлёт калачи, если лежать на печи.

  8. Борода с помело, а брюхо голо.

  9. Была и кошурка, да ушла в печурку.

  10. Без ног на печи, без рук в зыбке, да третий покойник - тягло.

  11. Будь, как у себя дома. Будь, что дома: полезай на печь.

  12. Бабушка у бражки, дед на печи. Бабушка на печь, а дед по дрова.

  13. Бывает май - под кустом рай, а то май - коню сена дай, а сам на печь полезай

  14. В бане веник хозяин, в печи - кочерга.

  15. В бане мыться, не печи греться.

  16. В лес не ездишь, так на печи замерзнешь.

  17. Воевать тебе на печи с тараканами.

  18. Врал - черт с печки упал.

  19. Врет — что помелом метет.

  20. В кои-то веки удалось коту с печки спрыгнуть, и то лапки отшиб.

  21. Всем бит, и о печку бит, разве только печкой не бит.

  22. В большом углу сами живем, а печь да полати внаем отдаем.

  23. В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся

  24. В Рождество на крылечке, на Пасху у печки.

  25. В печи тесно, а в брюхе просторно.

  26. В просе на печи лежать.

  27. Воевать тебе на печи с тараканами.

  28. Вылезай, кот, из печурки: надо онучи сушить.

  29. Вьюшка не ищет покоя, Уюта и темноты - Того, что ищут все Кошки (И некоторые Коты!)

  30. Где зимовать, там на печи не лежать.

  31. Где он был? На печи бил, а ты поди, трубы выводи.

  32. Голодную стряпуху под шестком хоронят.

  33. Гости на печь глядят, видно, каши хотят.

  34. Гусь из печи не лезет.

  35. Говорит, слеп, а в избе печь нащупал. Еще то не слеп, коли в избе печь нащупал.

  36. Гостья Федосья! Сиди на печи да жуй калачи!

  37. Головня на шесток упала – нечаянный гость.

  38. Горшок со щами на ухвате передать.

  39. Две головни и в поле горят, а одна и в печке тухнет.

  40. Две рубахи мокнут в ушате, да двое порток сохнут на ухвате.

  41. Девка — хват, выросла с ухват.

  42. До тридцати лет греет жена, после тридцати рюмка вина, а после - и печь не греет.

  43. Добра та речь, что в избе есть печь.

  44. Должища - что печища: сколько не клади дров - все мало.

  45. Деверья впереди, что борзые кобели; свекровь на печи, что сука на цепи.

  46. Доведется ж и коту с печи соскочить.

  47. Догадлив крестьянин - на печи избу поставил.

  48. Добро, собьем ведро: обручи под лавку, а клепки в печь - так не будет течь.

  49. Добрая то речь, что в избе есть печь.

  50. Для оката ребят водой, от крику, кладут в воды печины (золы) из трех печей: избной, горничной и банной.

  51. Добро за готовым хлебом на печи лежать.

  52. Дымно, да сытно (да тепло).

  53. Дочку замуж выдать - не пироги испечь.

  54. Ел бы пирог, да в печи сжег.

  55. Есть калачи - не сидеть на печи.

  56. Есть в крынке молоко, да у кота рыльце коротко.

  57. Емеля дурачок и на печи по дрова ездил.

  58. Если под печью лежит голик или сидит лягушка, то хлебы испортятся.

  59. Жарко печь натопишь - угоришь, много зла накопишь - уморишь.

  60. Жилом жить, не чуму (очагу, замест печи) молиться.

  61. Живет, что в печи.

  62. За печкой-то и таракан хозяином живет.

  63. Завидущий продавец выщипывает клок шерсти из проданной по нужде скотины, кладет шерсть в трубу или за печь и говорит: сохни, как эта шерсть, и скотина не поведется.

  64. Звал на честь, а посадил на печь.

  65. Знай, кошка, свое лукошко! Знай, кошурка, свою печурку!

  66. Звонки бубны за горами. Хвали заморье, на печи сидючи.

  67. Замерзла тетка, на печи лежа.

  68. Загордился кот и с печи нейдет.

  69. Звал кот кошурку в печурку: и тепло, да голодно.

  70. Из одной печи, да не клади калачи.

  71. Иного хлебом не корми, только с печи не гони

  72. И псу конурка, и коту печурка.

  73. Исполать полатям, что выше печи.

  74. Из одной печи, да не одни речи.

  75. Из семи печей хлебы едал.

  76. И за морем горох не под печью сеют.

  77. И по летам, и по годам - одно место: печь.

  78. Кабы лентяй на печи не лежал, корабли бы за море снаряжал.

  79. Когда в печи жарко, тогда и варко.

  80. Когда топишь печь, не забудь открыть вьюшку

  81. Коли нечего на плеча вздеть, так на печи преть.

  82. Кого зовут пиво пить, а нас печь бить.

  83. Кто сидел на печи - тот уже не гость, а свой.

  84. Корми деда на печи - сам будешь там.

  85. Кто сидит не печи, то гложет кирпичи.

  86. Каково испечешь, таково и съешь.

  87. Как на огне горит. Живет, что в печи.

  88. Кошка в лукошке ширинки шьет, кот на печи сухари толчет.

  89. Кому-нибудь и печи топить, а иному и трубы чистить.

  90. Как ни мечи, а лучше на печи. От безделья и то рукоделье.

  91. Кольцом в ворота бьют, а мужик с печи отзывается.

  92. Как снег на голову. Словно с печи свалился.

  93. Кочерга в печи хозяйка.

  94. Как на огне горит. Живет, что в печи.

  95. Курна изба, да печь тепла.

  96. Как ни мять, как ни валять, а в печь сажать.

  97. Как ни мечи, а лучше на печи. От безделья и то рукоделье.

  98. Как печь топить, так и дрова рубить

  99. Коли вру, так дай Бог хоть печкой подавиться.

  100. Лежебок хочет есть, да с печи не слезть.

  101. Лень на печи замерзла.

  102. Лежа пищи не добудешь.

  103. Лежа на печи, прогладил кирпичи.

  104. Лень, отвори дверь! - Подай кочергу! (т. е. чтобы достать с печи).

  105. Лучина трещит - пыл с визгом по лучине - к морозу.

  106. Либо каши горшок, либо рогача (ухватом) в бок.

  107. Лиса рано встает. На печи промыслов не водят.

  108. Лежи на печи, да ешь калачи!

  109. Мала избушка, мала и топка.

  110. Мала печка, да тепленька.

  111. Мужик с печи упал - не кто его толкал.

  112. Мал мастерок в печи королек.

  113. Много нагару на лучине - к морозу.

  114. Месяц май - коню сена дай, а сам на печь полезай.

  115. Мети, мети, да из избы не выноси, а сгребай под лавку да клади в печь, чтоб дымом вынесло.

  116. Мой каравай в печь перепелкой, из печи коростелкой.

  117. Молчи: дедушка с бабушкой на зиму печь межуют.

  118. Молод бывал - на крыльях летал; стар стал - на печи сижу.

  119. Мишки – ухват да шишки.

  120. На печи заседать - трудодней не видать.

  121. На печи не храбрись, а в поле не трусь.

  122. На печи по дрова поехал.

  123. На печке и дед –-герой.

  124. Не о том речь, что много в печь, а о том, куда из печи идет.

  125. Не стучи: сидит дед на печи.

  126. Не пересказаны речь, сами видели с печи.

  127. Не хлопочи, когда нет ничего в печи.

  128. Незнайка на печи сидит, а знайку на веревочке ведут.

  129. Не кричи: гости на полатях. Тише кричи: бояре на печи.

  130. Наш пророк (Такой пророк, что) на печи промок.

  131. Не много ден до полден. Пождем до вечера, поедим печива.

  132. Наши в поле не робеют, на печи не дрожат.

  133. На чужую кашу надейся, а своя бы в печи была.

  134. Не тем хворостом, что плетни плетут, а тем хворостом, что в печи пекут.

  135. Ни в печи, ни под столом не заставай гуся, а застань на столе.

  136. Не кашляй! Муж дома. Нишни! Старый на печи.

  137. На печи в решете три засушенки.

  138. Ни Богу свечка, ни черту кочерга.

  139. Ни дров, ни лучины, а живет без кручины.

  140. На печище котище, по полу гусыня, по лавочкам лебедки, по окошечкам

  141. голубки, за столом ясный сокол.

  142. Не ходи канда (кот) в пенду (печь), в пендеканда (каша) прохонда (для гостя, новгородская устаревшая весьма обычна шутка).

  143. Наша изба не ровно тепла: на печи тепло, на полу холодно.

  144. Наша горница с богом не спорница: как на дворе холодненько, так и в ней не тепленько; а на дворе тепло, так и на печи припекло.

  145. Невестой прелестна, а женой — кочерга.

  146. На печи по дрова поехал.

  147. На печи все красное лето.

  148. Не много ден до полден. Пождем до вечера, поедим печива.

  149. На хлеб едока, на печь лежня, а на себя нарядчика.

  150. На злой жене одна только печь не побывает.

  151. Не печь кормит, а нивка.

  152. Не печь кормит, а труд да забота.

  153. Не печь кормит, а руки.

  154. Не по носу табак, не по печке заслонка.

  155. На огонь дров не напасешься. Печь - яма.

  156. Не учи печи, не указывай подмазывать!

  157. Напала на кошку спесь: не хочет с печи слезть.

  158. Не хвались печью в нетопленой избе.

  159. Назови хоть горшком, только в печь не ставь.

  160. Ни хуху, ни духу, ни третьего тепла.

  161. Одна головня и в печи гаснет, а две и в поле горят.

  162. Одна головня и в печи не гаснет, а две и в поле курятся.

  163. Около печи нельзя не нагреться.

  164. Обитый веник - только парня посечь, да и в печь.

  165. Один глаз на печь, другой в Галич.

  166. Огонь в печи погас - нечаянный гость.

  167. Огонь жжет, вода мочит, печка дрочит.

  168. Огонь кочерги не боится.

  169. Около печи нельзя не нагреться.

  170. Осердясь на вшей, да шубу в печь.

  171. Петр в печке пек печенье, да перепек всю выпечку.

  172. Печка парит , печка жарит , печка душу бережет

  173. Печке скажешь - стена поймет.

  174. Плохо дело, что и говорить, да ведь ухватом из полымя горшки вымаются.

  175. Поднял морду и кочергой не достанешь.

  176. По полой хозяйской печи не уснешь.

  177. Поживем до вечера, поедим печива.

  178. Пока баба с печи летит, семьдесят семь дум передумает.

  179. Постился, постился - обессилел, да и с печки скатился.

  180. Пошла на масло, а в печи погасло.

  181. Пришел в гости, посидел у холодной печи.

  182. Пришлось на печи сидеть сватье - застала зима в летнем платье.

  183. Пол подозимым, печь под яровым, полати под паром, а полавочье под покосом.

  184. Посреди пустого двора горница под жильем, подклеть под небылымисеньми, крыльцо в помойной яме, печь в заходе, красное окно в кровле, на подволоке погреб, а вокруг двора соседняя крыша.

  185. Петухи на насесть садятся, а старые люди на печь валятся.

  186. После похорон закладывают в печь, чтоб не бояться.

  187. Печь день и ночь печет, а невидимка дошлую ковригу выхватывает.

  188. Под полой хозяйской печи не унесешь.

  189. Поправился - с печи на лоб.

  190. Пуста кашица в печи надорвалась кипучи.

  191. Пошли наши лучинушки плясать, пляши, печь, пляши, лавочки.

  192. Печь нам мать родная. На печи все красное лето.

  193. Придет счастье и с печи сгонит.

  194. Подать оплачена, хлеб есть, и лежи на печи.

  195. Печь не пролежишь.

  196. Пар костей не ломит, вон души не гонит.

  197. Постился, постился — обессилел, да и с печки скатился.

  198. Разбирать встречи да приметы, то и с печи не слезать.

  199. Разживайся, с легкой руки, угольком да глинкою.

  200. Рогатой скотины – ухват да мутовка, дворовой птицы – сыч да ворона.

  201. Судьба и на печке найдёт.

  202. Сам на печке, нос в горшечке, а язык на речке.

  203. Сиди на печи, да гложи кирпичи.

  204. Сижу подле печи, да грею плечи.

  205. Сиди на печи, да жуй калачи.

  206. Сижу у печи да слушаю людские речи.

  207. Словно с печи свалился.

  208. Словно у печи погрелся.

  209. Счастье придет - и на печи найдет.

  210. Сажает в печь хлебы, как пышки, а вынимает, как крышки.

  211. Сажая хлебы в печь, подымай подол, приговаривая: "Подымайся выше!"

  212. С сыном бранись, на печь ложись; а с зятем бранись, за скобу берись.

  213. Словно в печь: сколько ни вали, все ничего нет.

  214. Свое добро - хоть в печь, хоть в коробейку.

  215. С плеч да в печь.

  216. Сиди на печи да гложи (да три) кирпичи.

  217. Стужа да мороз: на печи мужик замерз.

  218. Старой бабе и на печи ухабы. Старые кости перележиваются.

  219. Сиди на печи: царь казны вышлет.

  220. Свой у печи, да не приставай к чужой речи!

  221. Свекровь на печи, что собака на цепи.

  222. Счастье придет и на печи найдет.

  223. С ухватом баба – хоть на медведя!

  224. Тащи на стол кут (от печи в красный угол).

  225. Тощий на печи - сытый на току.

  226. Трудодни наживать - на печи не лежать.

  227. Тише кричи: барин на печи. Не стучи: сидит дед на печи.

  228. Так наша печь печет.

  229. Тетушка Варвара, меня матушка послала: дай сковороды да сковородничка, мучки да подмазочки; вода в печи, хочет блины печи.

  230. Танцуем от печки.

  231. Тепло (в избе), как сам бог живет.

  232. У холодной печи не согреешься.

  233. Уголь из печи упал - гости на двор.

  234. Умного учи, больного лечи, а ленивого не подпускай к печи.

  235. Умереть на печи - все равно, что с перепою.

  236. Уголье на загнетке само разгорается - к морозу.

  237. У плохой бабы муж на печи лежит, а хорошая сгонит.

  238. Удалось сидню с печи упасть.

  239. У них и печки, и лавочки , все вместе.

  240. У кого совесть не чиста, тому и тень кочерги — виселица.

  241. Уголья, искры, головня из печи - к гостям.

  242. У холодной печи не согреешься. Печь без дров - гора.

  243. Уголек да глинка - не праздничный харч.

  244. Украли топор, так и топорище в печь.

  245. У ленивого и крыша течет и печь не печет.

  246. У кочерги два конца: один по мне будет ходить, другой по тебе.

  247. Хвать за ухват, ан в люди бежать.

  248. Хлебом не корми, только с печи не гони.

  249. Хорошо на печи пахать, да заворачивать трудно.

  250. Хочешь есть калачи, так не лежи не печи.

  251. Хоть три дня не есть, лишь бы печи не слезть.

  252. Ходи, изба, ходи, печь, хозяину негде лечь!

  253. Хозяйка из села Помелова, из деревни Вениковой, пирожок испечет, и корова не ест; да поставит (растворит) три, восадит (в печь) два, а вынет один.

  254. Хоть горшком назови, только в печь не станови.

  255. Худо, как печь дымит, худо, как и толсто сложена.

  256. Хлеб в печи раздвоился - к отлучке одного из семьян.

  257. Хитро сколотить ведро: клепки под лавку, а обруч в печь, и не будет течь.

  258. Хлеб пекут, пока печь горяча.

  259. Человека узнаешь, когда из семи печек с ним щей похлебаешь.

  260. Черной совести и кочерга виселицей кажется.

  261. Что есть в печи, все на стол мечи.

  262. Чисто мои жницы жнут, что из печи подадут.

  263. Что ни лучший пирог в печи забыла.

  264. Что сварили, и то в печи забыли.

  265. Швея Софья-на печи засохла.

  266. Я в девках досыть, за мужем до отвалу, а во дворах- у печи погревшись.